Бхупендра Кумар Дутта
Бхупендра Кумар Дутта | |
---|---|
Бхупендра Кумар Дутта | |
Личные данные | |
Рожденный | Тхакурпур, Джессор, Бенгалия , Британская Индия | 8 октября 1892 г.
Умер | 29 декабря 1979 г. Калькутта , Западная Бенгалия , Индия | (87 лет)
Национальность | Британский индеец (1892-1947) Пакистанец (1947–1962) Индианец (1962–1979) |
Политическая партия | Индийский национальный конгресс (до 1947 г.) Пакистанский национальный конгресс (после 1947 г.) |
Занятие | Революционный |
Анушилан Самити |
---|
Влияние |
Анушилан Самити |
Известные события |
Связанные темы |
Бхупендра Кумар Дутта ( бенгальский : ভূপেন্দ্র কুমার দত্ত ; 8 октября 1892 — 29 декабря 1979) был индийским борцом за свободу и революционером , боровшимся за независимость Индии от британского правления. Помимо других своих особых заслуг в качестве лидера Джугантара , ему принадлежит рекорд голодовки в течение 78 дней в тюрьме Биласпура в декабре 1917 года.
Первые дни
[ редактировать ]Он родился 8 октября 1892 года в деревне Тхакурпур в Джессоре , ныне в Бангладеш . Его отец Кайлаш Чандра Датта был управляющим близлежащих поместий Парчар в Фаридпуре . Его мать Бималасундари была благотворительной женщиной, которая воспитала своих детей Бхупена, Камалини, Джадугопала, Снехалату и Супрабху в боголюбивой атмосфере.
Читая Рамаяну , однажды юный Бхупен узнал, что героический Лакшмана обязан своей маме контролю над импульсами ( брахмачарье ). Спросив мать, что это значит, он заявил, что будет следовать брахмахме , что он и делал на протяжении всей своей холостяцкой жизни, посвятившей себя служению ближним. Он присоединился к Анушилан Самити во время учебы в государственной средней школе в Фаридпуре, привлеченный его гуманитарной деятельностью и антираздельной агитацией с 1905 года. Изучение Бхагавад -гиты и работ Банкима Чандры Чаттопадхьяя и Вивекананды открыло перед ним путь, по которому он хотел идти. .
Даулатпурский колледж
[ редактировать ]После поступления в Шотландский церковный колледж Калькутты в 1911 году Бхупен встретил двух важных членов первого Анушилан Самити из Калькутты, которые познакомили его с Сачином Саньялом из Бенареса , который желал присоединиться к активной революционной партии. Его предыдущее освобождение из-под суда над Хаурой сообщило ему о предстоящей мировой войне . В это время Джатиндранат Мукерджи или Багха Джатин приостановил всю насильственную деятельность, готовясь к вооруженному восстанию по всей Индии. [1] [2] Обескураженный приостановкой всей революционной деятельности, Сачин отправился в Дакку Анушилан Самити , лидеры которой не участвовали в программе Багха Джатина. Руководствуясь слабой подсказкой, в 1913 году Бхупен решил поехать в Кхулну и поступить в Индуистскую академию Даулатпура. Воодушевленный либеральным духом, царившим в кампусе, Бхупен собрал свою собственную группу однокурсников, заинтересованных в социальной работе, собирая средства для бедных, предлагая физический труд, гимнастику, занятия по изучению Гиты и эссе современных мыслителей. Они основали собственное общежитие. Несколько профессоров колледжа и сам суперинтендант, как, например, Шашибхушан Райчаудхури (или более известный по прозвищу) «Шашида», который был более известен своими экспериментами в образовании и был тесно связан с Багхой Джатином, часто посещали колледж.
Представленный Шашидой, после ряда контактов Бхупен узнал в Багха Джатине лидера, которого он ждал. По приглашению своего друга Хеманты Кумара Саркара Бхупен отправился в Кришнагар и провел несколько дней в компании Субхаса Чандры Боса , будущего «Нетаджи». Вопреки своей привычке, во время разговора Бхупен рассказал друзьям о своей встрече с Багхой Джатином и сообщил им, что он чувствует, что под руководством Джатина идет большая революционная подготовка. Субхаш выслушал все это и, воодушевленный, удалился без ужина. Он был убежден, что нужно быть «освобожденной душой» ( мукта-пуруш ), чтобы возглавить революцию, и на следующий день прямо спросил Бхупена: «Является ли Джатин Мукерджи мукта-пурушем ?» Бхупен сказал ему, что понятия не имеет, что такое мукта-пуруш , но есть человек, который не только цитировал Гиту, но и сама жизнь которого была воплощением учения Гиты. [3]
Привлеченный работой по оказанию помощи, организованной революционерами в августе-сентябре 1913 года в сотрудничестве с Миссией Рамакришны во время наводнения на Дамодаре в округах Бурдван , Миднапур и Хугли , Бхупен встретился там с некоторыми из стойких сотрудников Джатина Мукерджи. Арун Чандра Гуха писал: «Полиция каким-то образом получила информацию о том, что за фасадом оказания помощи Джатин и другие рабочие создают мощную революционную организацию». [4] Позже Бхупен узнал, что во время ликвидации наводнения в Калинагаре в Мединипуре Атулкришна Гош , Амарендра Чаттерджи , Джадугопал Мукерджи и другие собрали вместе, под моральным и духовным предостережением Багха Джатина, различные ветви и подгруппы тайных обществ. чтобы создать восходящий Джугантар , который был скорее согласованным движением, чем партией. [5]
Вернувшись в Даулатпур, Бхупен узнал от своего однокурсника Гопалдаса Маджумдара, что Багха Джатин вскоре оставляет свой бизнес подрядчика, чтобы вернуться в Калькутту . [6] После значительного прощального визита в Бхупен Джатин послал лошадь доктору Амуле Укилу из кампуса, очевидно, для последнего; благодаря этому подарку Бхупен и другие мальчики взяли уроки верховой езды. [7] При содействии Бхупена доктор Укил серьезно взялся за обучение студентов военной подготовке, передаче семафорных сигналов, сбору оружия, пропаганде среди военной полиции и речных рабочих регионов Кхулна - Джессур . Во время визита в Даулатпур Субхас Чандра Бос и Хеманта Кумар Саркар были настолько впечатлены этим зрелищем, что во время сессии Национального конгресса в Калькутте в 1928 году, когда Бозе организовал группу бенгальских добровольцев в полностью военном стиле, он был рад, что Бхупен стал его сторона. [8] [9] Посещая Индию спустя сорок два года, доктор Тарак Натх Дас в своей дани уважения Багхе Джатину напомнил: «В методе работы Джатинды существовала военная дисциплина (…) По всей стране, вдохновленный идеологией Джатинды, нужно создать организация, подобная военной модели, уже сама по себе будет адекватным уважением к Джатинде». [10]
Калькутта снова
[ редактировать ]Несмотря на столь напряженную социальную программу, в марте 1915 года Бхупен сдал промежуточный экзамен, получив очень высокие оценки, с отличием за качество бенгальской и английской прозы. Хотя он поступил в санскритский колледж Калькутты, он посещал (вместе с Субхашем Босом) курсы философии в Президентском колледже .Для студентов, приезжающих из районов, Бхупен открыл общежитие, среди обитателей которого были такие блестящие студенты, как Мегнад Саха , Сисир Митра, Сайлен Гош, Джатин Сет, Джнан Мукерджи, Джнан Гош, все они были известны Багхе Джатину и Шашиде, все они более или менее вовлечен в индийско-германский заговор . Подобные другие общежития находились в ведении его революционных соратников, из которых общежитие Eden Hindu должно было стать постоянным ориентиром на долгие годы. Багха Джатин был частым гостем по этим адресам, приютившим ряд будущих знаменитостей. [11] В сентябре 1915 года, после самоуничтожения Багха Джатина, в Индии начались массовые репрессии и тюремное заключение. Ошеломленный внезапной смертью лидера, в то время как его высокопоставленные соратники чувствовали себя беспомощными и скрылись, Бхупен выступил вперед, чтобы напомнить им, что революция не может умереть со смертью лидера: [ нужна ссылка ] «Бхупендра Кумар Датта оставался единственным работником, который поддерживал связи и собирал деньги», - признал Арун Чандра Гуха. Ему помогали Чару Гош и Кунтал Чакраварти. [12] Его роль была аналогична роли Багхи Джатина во время процесса в Алипоре в 1908–09. По словам Джадугопала Мукерджи, «в 1917 году Бхупен занимал особое место среди наших ведущих деятелей». [13] 17 мая 1917 года он был арестован.Накануне визита в Индию Эдвина Сэмюэля Монтегю , государственного секретаря по делам Индии в британском кабинете министров, пришла информация о том, что правительство не желает обсуждать с министром судьбу обвиняемых в какой-либо причастности к индусско-германскому заговору. . Сразу же в декабре 1917 года группа «Джугантар», которую тогда возглавлял Джибанлал Чаттерджи, опубликовала свою декларацию: «Но прежде всего, и в последнюю очередь, распространите террор. Сделайте это нечестивое правительство невозможным. Прячьтесь, как невидимые тени гибели, и проливайте дождь смерти на инопланетную бюрократию. Помните о своем Братья, погибающие в тюрьмах и гниющие в болотах. Помните тех, кто умер или сошёл с ума. Помните, наблюдайте и работайте». [14] [15] Джитен Лахири и Бхупендра Кумар Датта протестовали против заключения такого количества людей без хабеас корпус, а также против физических и моральных пыток, которым подвергаются в тюрьмах; оно было разослано сорока двум важным личностям, чтобы сообщить соотечественникам о решении объявить голодовку политическими заключенными по всей Индии. [ нужна ссылка ] Переведенный в тюрьму Биласпура, Бхупен «продолжал голодовку в течение 78 дней, что на тот момент стало самым продолжительным периодом голодовки в любой стране». [9] [16]
Джугантар и Ганди
[ редактировать ]Освобожденный в 1920 году, чувствуя, что Ганди оседлал революционную волну, будучи рупором Джугантара, Бхупен хотел ускорить темп движения за отказ от сотрудничества и встретился с Мохандасом К. Ганди на сессии Партии Конгресса в Нагпуре . Получив обещание последнего, что в случае положительной реакции народа он превратит партию в свободный республиканский парламент Индии, Бхупен отправился в Пондичерри, чтобы проконсультироваться со Шри Ауробиндо о будущем Джугантара. Неуверенный в ожиданиях Ганди завоевать свободу в течение одного года, Шри Ауробиндо признал, что Ганди представляет собой огромную силу, и было бы неразумно сопротивляться ему; первые советовали революционерам сотрудничать, не превращая, однако, ненасилие в фетиш, придерживаясь своей собственной этики. После неудачи Ганди Джугантар встал на сторону Дешабандху Читтаранджана Даса в его программе Свараджья в качестве противоядия: открыто отмечая по всей Индии восьмую годовщину смерти Багхи Джатина 9 сентября 1923 года, они дали понять, что намерены следовать своим собственным убеждениям. Дешабандху предложил посетить место, где сражался Багха Джатин, и поставить там мемориал. [17] Снова арестованный 23 сентября 1923 года, Бхупен был депортирован в Мандалай в Бирме , где Субхаш Бос должен был вскоре присоединиться к нему и предложить ему «Воспоминания революционера» Кропоткина , которые он тайно переправил в Бхупен во время своей последней поездки в Европу. [18] Даже внутри одиночной тюремной камеры с Бхупеном связались некоторые бирманцы, а также несколько бенгальских революционеров, скрывшихся в Бирме, и благодаря его руководству они сформировали важную организацию с филиалами по всей стране; они вместе со своим лидером Джитеном Гошем были арестованы только в 1931 году, во время бирманского восстания. [19] Освобожденный в 1928 году, Бхупен возобновил свою обычную многогранную роль: он поддерживал контакты с различными лидерами Джугантара, от Сурьи Сена в Читтагонге до Бхагата Сингха в Пенджабе (который находился в постоянном контакте с Бхупеном с 1923 года), редактировал партийный орган Свадхината , изготавливал бомбы, собирал оружие и его раздачу, присмотр за волонтерским движением. Занятый укрытием сбежавших революционеров во время рейда на арсенал Читтагонга , Бхупен был снова арестован в 1930 году сроком на восемь лет. В 1938-41 и 1946-51 годах он редактировал еженедельник «Вперед» : его редакционные статьи с интересом читались патриотами всех политических направлений. В 1946 году вышел его сборник эссе « Индийская революция и конструктивная программа» с предисловием доктора Раджендры Прасада , первого президента будущей независимой Индии. Тем временем в 1941 году Бхупен снова был заключен под стражу до 1946 года.
Интерлюдия в Пакистане
[ редактировать ]Лихорадочные попытки спасти жертв межобщинных беспорядков в Калькутте и раздела Индии привели к тому, что он был избран депутатом от Пакистана, а затем стал членом MLA. Среди нескольких сообщений о его действиях стало известно, что 7 марта 1949 года, когда премьер-министр Лиакат Али Хан , заявляя о поддержке Каид-и-Азама, заявил перед Учредительным собранием, что Пакистан был основан с желанием мусульман жить по учениям и традициям ислама, один из членов, Бират Чандра Мондал, напомнил, что Мухаммед Али Джинна «недвусмысленно заявил, что Пакистан будет светским государством». Бхупендра Кумар Датта пошел еще дальше, прокомментировав заявление премьер-министра: «...если бы эта резолюция была представлена этому дому при жизни (...) Каид-и-Азама, она не пришла бы в свое время. нынешняя форма.». [20] По словам доктора М. Вахидуззамана Маника , после протеста доктора Мухаммада Шахидуллы против введения урду в качестве лингва-франка Пакистана (опубликовано в ежедневной газете «Азад» от 29 июля 1947 года), 25 февраля 1948 года член Дхирендранатх Датта потребовал вместо этого бенгали (разговорного языка). (55% граждан), члены Бхупендра Кумар Датта, Прем Хари Барма и Шриш Чандра Чаттопадхьяй «искренне поддержали историческую поправку Дхирена Датты и яростно защищали законное место бенгальского языка». 28 марта 1971 года, в начале Освободительной войны Бангладеш , пакистанская военная хунта замучила Дхирендранатха Датту до смерти в Комилле . [21] Даже находясь в оппозиции, Бхупен пользовался восхищением правящей партии. Хаваджа Назимуддин , премьер-министр (1951–53), говоря о Бхупене, однажды воскликнул: «Он знает, как планировать, организовывать и выполнять». [22] Его статьи в « Иттефаке» привлекли внимание интеллигенции тогдашнего Восточного Пакистана . Шейх Муджибур Рахман особенно гордился тем, что знал Бхупенду .
Вернуться в Индию
[ редактировать ]Обездвиженный военным положением в 1958 году, Бхупен тщетно ждал четыре года, чтобы возобновить свою деятельность в Пакистане. В 1962 году он попрощался с Пакистаном и политикой и вернулся в Индию, деля свое время между Калькуттой и Нью-Дели . отмечалась впечатляющая неделя памяти Багха Джатина Во время его отсутствия, 9 сентября 1947 года, в Западной Бенгалии , и бывшие члены Джугантара выбрали Бхупен для написания подлинной биографии своего лидера. Воодушевленный энтузиазмом молодого исследователя, Бхупен передал ему накопленные им за всю жизнь заметки и размышления, сопровождал его в беседах с большинством важных соратников Багха Джатина и открыл перед ним доступ к архивам Индии. [ нужна ссылка ]
Его подход к истории
[ редактировать ]Его знание событий из первых рук послужило большим уроком в исторических исследованиях: при сравнении устных заявлений с файлами в архивах, а иногда и до очевидных противоречий, его дух синтеза и интуиция помогали определить их взаимодополняющий характер. Когда ученик завершил первый черновик, Бхупен тщательно его отредактировал и, пока биография публиковалась, продолжал добавлять дополнительные комментарии. В дополнение к своим регулярным публикациям в бенгальских и английских периодических изданиях Бхупен, по мере необходимости, выпустил некролог о своих бывших коллегах. Несмотря на серьезное ухудшение зрения, этот «заинтересованный зритель» вел министерскую переписку с людьми, с которыми был связан.
дань уважения
[ редактировать ]«Простой, ненавязчивый, но эрудированный, Бхупендракумар, с его хорошо сложенным телосложением, серьезным, но откровенным лицом, сверкающими глазами и дружелюбной улыбкой, производит впечатление аскетического миссионера, смягченного любовью к человеку. Он твердо верит в разум, науку и прогресс. и не терпит кастовости, регионализма и коммунализма, а также институциональной религии, которая создает изоляцию и отчуждение», — написала Камала Дас Гупта . [23]
Бхупендракумар руководил тремя поколениями индийских мыслителей и активистов. Отпраздновав столетие со дня рождения Багхи Джатина, он тихо скончался в Калькутте 29 декабря 1979 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Амия К. Саманта, изд. (1995). « Доклад Никсона ». Терроризм в Бенгалии . Том. II. Правительство Западной Бенгалии. п. 591.
- ^ агнийуг о биплаби бхупендракумар датта Самьюкта Митра, Сахитья Самсад , 1995, стр. 38-39.
- ^ Самюкта, стр. 67-68.
- ^ Арун Чандра Гуха (1971). Первая искра революции . Ориент Лонгман. стр. 189–190. OCLC 254043308 .
- ^ Самюкта, стр.4
- ^ смаран-баран , 1981, стр.38-41.
- ^ Самюкта, стр. 68-69.
- ^ Самюкта, стр.69.
- ^ Jump up to: а б Камала Дас Гупта (1972). «Дутта, Бхупендра Кумар». В СП Сене (ред.). Словарь национальной биографии . Том. I. Калькутта: Институт исторических исследований. п. 383. OCLC 58642818 .
- ↑ Анандабазар Патрика , 10 сентября 1952 г.
- ^ Самюкта, стр. 74-75.
- ^ Арун Чандра Гуха 1971 , с. 418
- ^ Biplabi jibaner smriti , 2-е изд., стр. 380.
- ^ Арун Чандра Гуха 1971 , стр. 418–419.
- ^ Роулатт , §98
- ^ Арун Чандра Гуха 1971 , с. 486
- ^ Бхупендра Кумар Дутта. Biplaber Padachinha Ed.2nd, стр. 156.
- ^ Источник: Самюкта, стр. 125.
- ^ Итихасе упекшита , Утпхулла Рэй , цитируется Самьюктой, стр. 128.
- ^ Первая Исламская Республика
- ^ Раш Б. Гош , История Дня языка
- ^ Самюкта, стр. 157.
- ^ Камала Дас Гупта (1972). «Дутта, Бхупендра Кумар». В СП Сене (ред.). Словарь национальной биографии . Том. I. Калькутта: Институт исторических исследований. п. 384. OCLC 58642818 .
- 1979 смертей
- 1892 рождения
- Люди из округа Джессор
- Анушилан Самити
- Революционеры антибританского истеблишмента из Восточной Бенгалии
- Индийские революционеры
- Революционное движение за независимость Индии
- Выпускники Шотландского церковного колледжа
- Выпускники санскритского колледжа и университета
- Выпускники Калькуттского университета
- Индо-германский заговор
- Пакистанские MNA 1947–1954 гг.
- Пакистанские MNA 1955–1958 гг.
- Активисты независимости Индии из Бенгалии
- Бенгальские индуисты
- Индус Пакистана
- Политики из Восточного Пакистана
- Пакистанские эмигранты в Индию
- Натурализованные граждане Индии
- Члены Учредительного собрания Пакистана
- Политики Национального конгресса Бангладеш