Мокшадачаран Самадхьяи
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2018 г. ) |
Пандит Мокшада Чаран Самадхьяи (Мокшада или Мохода Чаран Бхаттачарджи или Хаснабис) [ 1 ] (1874–?) был ведущей фигурой движения Джугантар .
Студенческая жизнь
[ редактировать ]Мокшада Чаран родился около 1874 года и был сыном Шьямы Чарана Хаснабиса из Пайкпара, округ Бикрампур , Дакка , ныне в Бангладеш . Он провел долгие годы в Бенаресе, чтобы получить настоящее образование в области классики санскрита и ведических текстов. Г. К. Денэм из Центрального управления уголовной разведки отметил: «Положение Бенареса как центра революционной деятельности очень похоже на положение, которое он занимает в религиозной жизни индуистских жителей Индии». [ 2 ] Он упомянул его как убежище для политических беженцев, и после визита Б.Г. Тилака в 1900 году, за которым последовал выпуск газеты «Калидас» , Бенарес стал благоприятным местом для подстрекательской деятельности.
Некоторые бенгальцы в Бенаресе были связаны с революционным движением в Калькутте, в основном через некоего Сураната Бхадури, сына Сомнатха Бхадури: любопытного человека, который в конечном итоге был замешан в заговоре в Калькутте и впоследствии, похоже, пытался продать информацию. властям.
Анушилан Самити |
---|
![]() |
Влияние |
Анушилан Самити |
Известные события |
Связанные темы |
Сомнатх был «одним из пионеров национализма» в Бенаресе и в 1309 (1902–03) бенгальском году опубликовал книгу под названием « Гангаджал» , найденную у Моходы во время его первого ареста в Бенаресе. Оно передавало революционные уроки под видом религии. Писатель, обращаясь к богу Шри Кришне , говорит: « Млечи (здесь иностранцы) увозят в свою страну богатства и разум Индии, а Веды (священные книги) и религия Индии попираются ноги иностранных народов. Придешь ли ты и искоренишь млеча и освободишь Индию?» На это Шри Кришна отвечает: «Я пришёл, спустившись в Индию. Настал благоприятный час; во имя моё смело продвигайтесь вперед, как герои». Здесь имеется в виду обещание Шри Кришны, содержащееся в отрывке из Бхагавад-гиты ; Суранат во многом способствовал тому, что этот стих стал девизом мятежной газеты «Югантар» («Конец эпохи») в Калькутте. Мохода был соратником Сураната. [ 3 ]
Незадолго до публикации « Югантара» из Калькутты, в начале марта 1906 года, друг Мохады Преонат Карар из Серампура (позже известный как Шри Юктешвар Гири ) достиг Бенареса и с помощью Хришикеша Канджилала из Калькутты Анушилан Самити и Суранат созвал общественное собрание. а также встреча пандитов: цитатами из индуистской астрологии и Астрономии было объявлено, что греховный железный век закончился и теперь наступил рассвет Югантара или Двапара Юги . Хришикеш предпринял паломничество, чтобы провозгласить наступление Нового времени и подстрекать санньяси (бродячих монахов) к восстанию против англичан. [ 4 ]
Революционные контакты
[ редактировать ]Уже в сентябре 1905 года, вдохновленные Шри Ауробиндо , служители индуистской религии должны были развернуть агитацию против раздела. А.С. Банерджи, адвокат из Сантипура в Надии и друг Джатиндранатха Мукерджи , заручился помощью Набадвипских пандитов и Госвами: их влияние по всей Индии пробудило религиозные сомнения как у индуистов, так и у мусульман в отношении нечистоты в производстве. соли и сахара, а также бойкот иностранных товаров. Как сейчас будет видно, Мохода был близким соратником Картика Датты из Шантипура.
Под руководством Моходы пандиты Бхатпара из 24 Парган отправили миссионеров в Верхнюю Индию. В Пури в Ориссе сто странствующих монахов поклялись проповедовать свадеши . 28 сентября 1905 года пятьдесят тысяч человек перед храмом Кали в Калькутте дали обет воздерживаться от покупки иностранных товаров. Миссия Рамакришны и Арья Самадж внесли значительный вклад в распространение этого учения. [ 5 ]
Признав, что Мохода много лет изучал санскрит в Бенаресе и получил титул пандита Самадхьяи, Денхэм сообщил, что его направили в колледж Уттарпара в районе Хугли . Мохода в компании профессора Чару Чандры Рэя , Преоната Карара ( Шри Юктешвара Гири ) и Сатиша Сена оживил клубы и ассоциации в регионе, охватывающем Чинсуру , Серампур , Чандернагор, учениями Банкима Чандры Чаттерджи (который жил там), Йогендры Видьябхушан и другие мыслители той эпохи. Он часто посещал революционного монаха Таракшепу , который, проповедуя Бхагавад -гиту , открыто проповедовал подстрекательство к мятежу. Узнав о динамичной группе студентов в соседних 24 Парганах , Мохода отправился в Чингрипоту , Харинабхи, Кодалию, где Харикумар Чакраварти , Нарен Бхаттачарья, псевдоним М. Н. Рой , Саилешвар Бос , Саткари Банерджи основали мощную ассоциацию. Харикумар был на связи со своими кузенами Нареном и Фани Чакраварти , которые учились в школе с Барином Гошем. в Деогаре и работал там на бомбовом заводе Барина. В Серампуре Брахмабандхаба Упадхьяя привлекли знания Моходы и его политические идеи, и он принял его в качестве ученика для управления «Ашрамом Брахмачарьи». Один из двоюродных братьев Барина, известный журналист Хемендрапрасад Гош , писал, что у Моходы также была комната в «Поле и Академии», основанной Упадхьяем , рядом с Калькуттой Анушилан Самити : здесь он знал таких выдающихся будущих граждан, как Бенойкумар Саркар и Радхакумуд Мукерджи. . Мохода устроил и жил в своей комнате с Нареном Бхаттачарья и Харикумаром, прежде чем они нашли убежище в самом здании Анушилан, на Корнуоллис-стрит, 49, в то время как двоюродный брат Нарена Аби Бхаттачарья с Барином и некоторыми другими друзьями-единомышленниками переезжали в собственный центр. [ 6 ]
Политические произволы
[ редактировать ]Мохода, естественно, был в тесном контакте со всем, что происходило в индийской политике, и в «Академии и клубе искусств», который финансировал Субодх Маллик, он встретился со всеми лидерами нового движения. Он получил должность преподавателя санскрита в Национальном колледже за небольшую зарплату и стал Шри Ауробиндо коллегой . Денхэм считал, что именно Мохода спровоцировал забастовку на Ост-Индской железной дороге между Хаурой и Андалом . Преследуемый за подстрекательство к мятежу, Брахмабандхав Упадхьяй умер в тюрьме в октябре 1907 года. Мохода стал настоящим хозяином и директором саркастически-антибританского журнала Упадхьяя «Сандхья» и группы молодых людей, прикрепленных к нему. Сообщается, что в этот момент Суранат сформировал центральный комитет в офисе Сандхья с помощью своего ученика Джатина Банерджи, псевдоним Нираламба Свами (который вернулся из Верхней Индии, чтобы сменить Упадхьяя на посту редактора) и Картика Датты; Мохада, Шамсундар Чакраварти , Шри Ауробиндо , Таракшепа , Аннада Кавирадж и некоторые другие члены организации, казалось, разделяли политические принципы Упадхьяи. ( Терроризм V, стр. 150). В то время как 6 декабря 1907 года люди Барина пытались разбить взрывчаткой специальный поезд вице-губернатора в Нарайнгархе , в тот же вечер, организованный Моходой, Нарен Бхаттачарья, он же М. Н. Рой , Бхушан Митра, он же Гулай, и Сайлен Басу совершили ограбление в железнодорожной станции Чингрипота и были арестованы. Джатиндра Мукерджи поручил своему другу, адвокату Дж. Н. Рою, защитить их. Их выписали.
Ранее, в 1907 году, Индра Нанди послал членов Атмоннати Самити , в том числе Пабитру Датту и Чуни Митру, основать в Бенаресе «Матри Себак Самити». «Это явно подозрительно», — говорится в отчете полиции. Связываясь с бандами Югантар и Сандхья , в мае 1908 года, за несколько дней до того, как Худирам и Прафулла Чаки отправились в Музаффарпур, Суранат вернулся из Калькутты, чтобы основать местное отделение Анушилан в Бенаресе с помощью Судхангшу Митры и Сачина Саньяла. , ученика вступительного класса средней школы Бенгалитолы, и его «тантрического ученика» Дебнараяна Мукерджи . Сачин «все время держал себя в тени, напечатал и широко распространил в Бенаресе подстрекательскую брошюру по случаю годовщины Махараджи Пратападитьи по просьбе бенгальских анархистов, чтобы подстрекать молодежь Бенареса», - отметил Денхэм. «Суранатх убедил Джатина Банерджи и Моходу приехать в Бенарес во время праздников Пуджи». Мохода дал советы членам партии относительно их дальнейшего поведения. «Мохада и несколько других неизвестных людей пытаются объединить экстремистов и националистов в одну общую партийную связь», - написал Денхэм. «Также рассматривается план, согласно которому мусульмане Турции и Персии настроят неграмотную мусульманскую массу этой страны против англичан и пошлют в Кабул двух или трех умных, получивших английское образование, бенгальцев под видом мусульманских факиров, предварительно научив их в Коране, а также через некоторое время воспитать Арабиндо Гхош (или Шри Ауробиндо ) либо в Бенарес, либо в какое-нибудь другое место для тайной консультации между ним и Суранатхом». [ 7 ]
Раджа Сасисекхарешвар из Тахирпура, главный человек в «Бхарат Дхарма Махамандале», полностью обратился в кредо Сураната и Мохады. Через своего отца, Соманатха Бхадури, личного секретаря Махараджи Дарбханги, генерального президента «Махамандала», Суранатх пытался повлиять на принца. Он попробовал это также через Амарендру Чаттерджи , чей тесть, Преонат Банерджи, был генеральным менеджером Махараджи. ( Терроризм , Том V, стр. 117–119).
Незадолго до арестов Маниктолы произошел раскол в мае 1908 года в Югантаре , после того как Барин сосредоточился на прикладном терроризме, оставив теоретическую подготовку другим: (а) под руководством Шри Ауробиндо Аби Бхаттачарья взял на себя руководство несуществующей Навашакти ; (б) под влиянием Аби Чакраварти Нихилешвар Рэй Маулик контролировал Югантар , перенеся его офис на улицу Маниктола, 68, где жили Нихилесвар и Картик Датта. Джатиндранат Мукерджи служил связующим звеном между этими различными тенденциями. После арестов статьи «Югантара», находившиеся под его прямым влиянием, стали еще более жестокими, что привело к нескольким судебным преследованиям, прежде чем они рухнули в июне 1908 года. Полицейские протоколы показывают, как сильно Ачарья Прафулла Чандра Рэй стремился распространять « Югантар» , и сообщил редактору, что Джатиндранат Мукерджи знал его. лично.
В июне 1908 года, менее чем через два месяца после ареста заговорщиков Маниктолы, «новая банда» – символ нового духа – начала операции на государственной железной дороге Восточной Бенгалии. Серия бесчинств началась с брошенной в поезд бомбы. Эксперты полиции пришли к выводу, что бомбы, использованные в этих случаях, были хуже тех, которые были подготовлены партией Барина Гоша; вместо динамита или пикриновой кислоты это были бомбы из скорлупы кокосовых орехов со смесью сульфида мышьяка и хлората поташа, начиненные осколками стекла, гвоздями, шпильками джутовых гребен, причинявшие при взрыве большие травмы. Эти бесчинства спорадически продолжались до апреля 1909 года. Специальный департамент полиции выследил их от банды брахманов в Бхатпаре , возглавляемой Картиком Даттой и Нареном Бхаттачарьей, псевдонимом М. Н. Роем , которых консультировал Мохода. 4 марта 1907 года Картик отличился, возглавив попытку убийства миссионера в Надии. Он и Мохода принимали участие в бандитизме , как сообщил FC Daly, «с целью сбора средств на политические цели (…), защиту лиц, находящихся под следствием по политическим делам». Шесть человек предстали перед Специальным трибуналом Высокого суда. Мохода был одним из них. Присяжные признали его невиновным: он был оправдан во второй раз. «Опаснейший персонаж. Он до сих пор поддерживает связь с самыми отчаянными хулиганами революционной партии (…) Заместитель редактора журнала «Наяк» («Лидер»), в настоящее время самая откровенно крамольная газета в Калькутте». [ 8 ]
Когда 23 июня 1908 года Нихилесвар был арестован, настала очередь Картика взять на себя контроль над партией, отвечавшей за Джугантар, с типографией на улице Шампукур, 28. В Четле был дом для их тайных встреч. К Картику присоединился Кешаб Де , который только что был освобожден после двух лет строгого заключения за то, что бросил купорос во время забастовки Восточно-Индской железной дороги в 1906 году. Будучи прямым потомком старой группы Джугантар, Мохода стал их советником. В Четле было совершено несколько нарушений, в том числе ограбление Баджитпура (15 августа 1908 г.). Важными среди участников были Норен Басу , Норен Чаттерджи , Бепин Гангули , Аннада Кавирадж , Суреш Митра , Индра Нанди , Джатин Рэй . Один из старейших организаторов революционной работы, Бхупати Чаран Бос (р. 1864), сын Умы Чаран Бос из Калькутты, был еще одним соратником Картика Датты и Моходы. Он был «зажиточным брокером немецкой фирмы Norlinger & Co» в Калькутте. Картик перенес свою штаб-квартиру в Телинипару, недалеко от Чандернагора, прежде чем отправиться в Дакоити в Бигхати , 16 сентября 1908 года. В Бигхати в Хугли , как отметил Денхэм, был ограблен богатый человек, выступавший против свадеши. Немедленный арест Картика, Суреша Маджумдара, Басанты, Панналала Чакрабарти и Дхирена Гоша , за которым последовал арест Мохады, Суреша Митры и Панналала Чаттерджи (ставшего утверждающего лица). Кешаб скрылся с добычей. Мохода Пандит имел в своем распоряжении часть украшений, украденных в Баджитпуре в Мименсингхе ; некоторые драгоценности, которые он отдал на продажу ювелиру, соответствовали по весу и описанию части украденного имущества. Другими участниками были: Бирен Маллик , Манмохан Барман и Бехарилал Рэй . Полиция еще раз признала Моходу «гуру банды, вербовщиком, активным участником бандитизма».
Югантарский раскол
[ редактировать ]После распада Югантара Мохода присоединился к Картику и помогал давать советы и убежище революционерам, а также добывать оружие и избавляться от украденного имущества. Несмотря на ряд обвинений, они были единогласно оправданы. В результате дела Бигхати произошло слияние с Джогена Тагора и Бхатпара группой Нареном Бхаттачарья , «известным человеком», близким с Моходой. Никсон упомянул семь крупных нарушений, совершенных этой группой в период с 22 июня 1908 г. по 15 апреля 1909 г. [ 9 ] На этом этапе полиция обнаружила, что провинция разделена следующим образом:
1) Калькутта: возглавляет Индра Нанди; 2) 24 Парганы, Ховра, Хугли: Нанигопал Сенгупта ; 3) Раджшахи, Надя, Джессор, Хугли: Джатиндра Мукерджи ; 4) Наторе, Дигхапатия, Амальпур: Сатиш Саркар; 5) Мименсингх, Динаджпур, Рангпур, Джамалпур, Куч Бехар: Амареш Канджилал; 6) Берхампур, Муршидабад: Сурен Чакраварти.
Нанигопал и Джатиндра первоначально были членами Калькуттского Анушилан Самити и действовали непосредственно под Шри Ауробиндо руководством , поддерживая постоянное сотрудничество. После ссоры с Сатишем Басу Нанигопал поглотил большую часть членов рассредоточенной группы Мохода-кум-Картика, с момента ареста последнего. Амареш и Сатиш Саркар работали под руководством Джатиндранатха Мукерджи. Принадлежащие к группе Индры (Атмоннати) Бепин Гангули, Норен Бос и Норен Чаттерджи также оставались близкими к политике Джатиндры. Эти революционеры совершили шестнадцать злодеяний в период с марта 1908 года по октябрь 1909 года. В 1909 году Денэм отмечал по поводу «Саратхи Джубак Мандали»: «Возможно, второй по значимости после Анушилан Самити по числу людей, включенных в его ряды, которые фактически принимали участие в преступлениях насилие".
Их духовным наставником был Таракшепа , он же Тарападо Банерджи, «таинственный садху, который странствовал по Бенгалии, о котором чаще всего слышали в районах Бирбхума, Надии или Калькутты». Он был учеником Бамахепы из Тарапура в Бирбхуме, «обладавшим гипнотической силой»; Нанигопал Сенгупта был его учеником. Он часто посещал Джогендраната Тагора , «нежелательного члена семьи Тагора»: его «влияние на революционную партию все еще значительно»; он был связующим звеном «между партиями, работающими в самой Бенгалии, и бандами бандитов Восточной Бенгалии и Ассама». Денэм знал, что арест Картика стал для членов этой группы скорее шоком.
Картик был оправдан, и ему снова было предъявлено обвинение в укрывательстве четырех революционных «бандитов», но он был оправдан присяжными Ховра . Он был освобожден 27 декабря 1909 года, отбыв срок строгого заключения в связи с нападением, совершенным на Хиггинботамс, а также с бандитами в Баджитпуре и Бигхати: лидерами подразделений Надии - Джатиндранатом Мукерджи и его дядей, защитником Лалиткумаром. Чаттерджи из Кришнагара принял его овациями героя, как записал утверждающий. Лалит Чакраварти по прозвищу Бенга. [ 10 ]
30 марта 1910 года Бенга признался, что еще до возмущения в Нетре он провел один день у Нанигопала, прежде чем Суреш Маджумдар, псевдоним Паран, отвел его к адвокату в Высоком суде Калькутты. Он провел там два или три дня. «Нимай-чогра» отвез его ночным поездом в Кришнагар. Нимай или Нирмалкумар был сыном правительственного защитника Басантакумара Чаттерджи, дяди Джатиндры Мукерджи. Он покинул Бенгу с мухурриром защитника Лалита Чаттерджи. [ какой это язык? ] (клерк), Нибаран Чакраварти, он же Каруда: у последнего были готовы постельные принадлежности и еда для Бенги. Сын Бхолданги заминдара Манматха Бисвас был «из нашего общества». Через несколько дней он вернулся в Калькутту.
24 января 1910 года убийство Шамсула Алама побудило вице-короля Минто признать эффективный дух нового «Югантара» под общим руководством Джатиндранатха Мукерджи : «Дух, до сих пор неизвестный Индии, появился на свет (... ), дух анархии и беззакония, который стремится подорвать не только британское правление, но и правительства индийских вождей...». [ 11 ] Преемник Минто, лорд Хардиндж, выразил сожаление в письме в скользком контексте дела банды Ховра : «На самом деле, по моему мнению, нет ничего хуже, чем положение Бенгалии и Восточной Бенгалии. Ни в одной из провинций практически нет правительства. , но я полон решимости восстановить порядок». [ 12 ]
Тем временем Мохода вернулся в Дакку в феврале 1910 года. В марте 1910 года была предпринята попытка убийства Г. К. Денхэма из Департамента уголовных расследований и очень видного деятеля алипорского заговора (1908–1909). В то же время в примечании «Строго конфиденциально» (стр. 184), добавленном к отчету Денхэма, упоминалось, что связь была установлена между Суранатхом и Амарендрой Чаттерджи , редактором бенгальского «Кармайогина» и уважаемым соратником Шри Ауробиндо и Джатиндранатха Мукерджи ; Беспорядок на Нижней кольцевой дороге, 133 в Калькутте послужил Амарендре и Маханлалу Сену за то, что они «увидели и посовещались с пресловутым [sic!] Джатиндрой Мукерджи». [ 13 ]
Статья Амарендры была почти бенгальской версией « Кармайогина» Шри Ауробиндо на английском языке; у него также было издание на хинди, опубликованное в Бенаресе. Именно Амарендра послал Басанту Бисваса в Бенарес на помощь Расбехари Босу . «Примерно в этом же (1910) году Гьянананда Свами (Джогешвар Мукерджи), большой друг Моходы, который какое-то время был секретарем Бхарат Дхарма Махамандал («Всеиндийской великой федерации религии»), штаб-квартира которой находится в Бенарес вел переписку с Амарендранатом Чаттерджи в Бенгалии». [ 14 ] Посчитав, что в Бенгалии слишком жарко, чтобы его удерживать, соратник Джатиндры Киран Мукерджи посетил Моходу в Бенаресе в 1911 году и остановился у Сарады Майтры из Рангпура. Мохода вернулся в Калькутту в 1911 году: в феврале революционеры застрелили Сриша Чакраварти, главного констебля полиции Калькутты, бывшего члена банды Югантар, ставшего информатором. По словам ФК Дейли:
- «Это уникальное совпадение, если это только совпадение, что это убийство произошло вечером того дня, когда Джатиндранат Мукерджи (…) был освобожден со скамьи под скамьей в Высоком суде (…) Вполне вероятно, что Джатин Освобождение вдохнуло новую жизнь в людей, которые обдумывали дальнейшие безобразия, но не решались действовать». [ 15 ]
В этой связи сильно подозревали Моходу. Потомок группы Бхатпара Моходы , группа Баранагара воссоединила ряд небольших самити (например, «Джубак Самити» с ее клубами и бедным фондом) на севере Калькутты и в Хауре на другом берегу реки Хугли и действовала с 1907 года; у них были контакты с Джогеном Тагором, Моходой и Миссией Рамакришны.
Опять же, в декабре 1911 года Моходу видели в Бенаресе, и в том же месяце был застрелен инспектор полиции: этот человек «владел информацией об опасном организаторе политических бандитов по имени Пандит Мохода Чаран Самадхьяя». Э. Х. Корбет, суперинтендант полиции, отметил, что Мохода:
- «был близким другом бенгальского информатора полиции. Дело было передано правительству, и меня отправили в Бенарес для допроса комиссара и магистрата, в результате чего он был арестован (…) Веское и тщательно продуманное дело в соответствии с разделом 110 (f) ), Уголовно-процессуальный кодекс».
Мохода должен был быть осужден на три года; (церемонии коронации) было решено но после Дурбара прекратить разбирательство. Мохаду предупредили, чтобы он больше не возвращался в Бенарес.
Джатиндра Мукерджи и Раш Бехари Бос Однако посетили Бенарес в мае 1912 года и общались с Сачином Саньялом, Моходой и Суранатхом. Вскоре Сачин стал там единоличным лидером. Винаяк Рао Капле был одним из его членов. Сарада Майтра из Рангпура и Сатиш Мукерджи из Барисала часто посещали Бенарес; последний связывал с Моходой членов «Севак Самити».
В 1913 году Йоген Тагор возглавил ряд бандитов; в 1915 году он вступил в контакт с Бипина Гангули последователями , включая Пробхаса Де и Хариша Сикдара , и познакомился с членами других групп, включая Атулкришну Гоша и Ананту Халдара (все они действовали под руководством Джатиндры Мукерджи). Бипин был приговорен к пяти годам строгого заключения 2 августа 1915 года по делу Агарпара Дакойти .
Эпилог
[ редактировать ]Два года спустя Мохода был привлечен к ответственности в Бенаресе по так называемому делу о страховом мошенничестве; он был осужден в феврале 1914 года и приговорен к трем годам тюремного заключения.
Никакой последующей информации об этом пламенном ученом не имеется.
Примечания
[ редактировать ]Ниже приводятся заметки о Моходе Самадхьяи: [ 1 ]
- ^ Перейти обратно: а б Имя Мокшады в полиции пишется по-разному. примечания; для настоящей статьи мы сохранили «Моходу», как ближайшая фонетическая транскрипция. Однако другие правописания включают в себя: Мокшада Чаран или Мохода Чаран Бхаттачарджи или Хаснабис и Мокшадачаран Самадхьяи.
- ^ Терроризм , Том V, стр.137.
- ^ Кер, стр.25.
- ^ Терроризм , стр.155.
- ^ ФК Дейли, в «Терроризме» , Vol. Я, стр.18.
- ^ Притхвиндра Мукерджи, Садхак-биплаби джатиндранатх , стр. 479.
- ^ Терроризм , Том. В, стр.152.
- ^ Терроризм , Том. Я, стр.34.
- ^ Терроризм , том II, стр.531.
- ^ Притхвиндра Мукерджи, Садхак-биплаби джатиндранатх , [сокр. джатиндранатх ], стр.196, стр.222.
- ^ MTP, M.1092, в MNDas, стр.122.
- ^ Документы Хардинга, в Притхвиндре Мукерджи/1977, стр.249.
- ^ Терроризм , Том. В, стр.193
- ^ «Строго конфиденциальные» документы по терроризму , Vol. В, стр.184.
- ^ Terrorism , V/p184
Ссылки
[ редактировать ]- Политические проблемы в Индии: конфиденциальный отчет Джеймса Кэмпбелла Кера, 1917 г., респ. 1973.
- «Заметки о росте революционного движения в Бенгалии (1905–1911)» Ф.К. Дейли, Специальное отделение DIG, Бенгалия, в книге «Терроризм в Бенгалии» , под ред. Амия К. Саманта, директор разведывательного отдела правительства Западной Бенгалии, Калькутта, 1995 г., Vol. Я [сокр. Терроризм , Том. Я].
- «Отчет о революционных организациях в Бенгалии, кроме Дакка Анушилан Самити», Дж. К. Никсон, Министерство внутренних дел, в журнале «Терроризм» , Vol. II.
- «Заметки о революционной деятельности в Бенаресе» Г.К. Денхэма, за которыми следует «строго конфиденциальная» заметка Э.Х. Корбета и «добавленные несколько деталей» CWE Sands в Terrorism , Vol. В.
- «Связи с революционной организацией в Бихаре и Ориссе, 1906–1916», У. Сили в книге «Терроризм» , Vol. В.
- Садхак биплаби джатиндранатх , автор Притвиндра Мукерджи, Книжное управление штата Западная Бенгалия, Калькутта, 1990.
- «Джатин Мукерджи (1879–1915): Индо-германский заговор (1914–1918)» Притвиндры Мукерджи, в Индийской комиссии по историческим записям , Материалы сорок пятой сессии, Том. XLV, Майсур, 1977 г. [сокр. Мукерджи/1977].
- Индия при Морли и Минто , М. Н. Дас, Джордж Аллен и Анвин Лтд., Лондон, 1964 г. [сокр. Дас].
- Первая искра революции , Арун Чандра Гуха, Orient Longman's, 1971 [сокр. Гуха].