Jump to content

История Анушилан Самити

История Анушилан Самити простирается от ее начала в 1902 по 1930 годы. Самити зародились в первом десятилетии 20-го века в Калькутте как конгломерат местных молодежных групп и спортивных залов ( Ахра ). Однако в центре его внимания было как физическое воспитание, так и моральное развитие его членов. С самого начала он стремился продвигать то, что он считал индийскими ценностями, и сосредоточить внимание на индийских видах спорта, например, на лати и игре на мечах. Он также поощрял своих членов изучать историю Индии, а также истории европейского либерализма, включая Французскую революцию , русский нигилизм и объединение Италии. Вскоре после своего создания она превратилась в радикальную организацию, которая стремилась положить конец британскому владычеству в Индии посредством революционного насилия. После Первой мировой войны его деятельность неуклонно приходила в упадок, поскольку его члены тесно отождествляли себя с левыми идеологиями и с Индийским национальным конгрессом . Он ненадолго приобрел известность в конце второго и третьего десятилетия, будучи причастным к некоторым заметным инцидентам в Калькутте, Читтагонге и в Соединенных провинциях. Самити распались в Революционную социалистическую партию в 1930 году.

Пустота, возникшая в результате стремительного упадка Империи Великих Моголов в первые десятилетия XVIII века, позволила новым державам расти на Индийском субконтиненте. В их число входили Конфедерация сикхов , Конфедерация маратхов , Низамият , местные навабы Ауда и Бенгалии и другие более мелкие державы. Каждая из них была сильной региональной державой, на которую повлияла ее религиозная и этническая идентичность. Однако Ост-Индская компания в конечном итоге стала доминирующей державой. Среди результатов социальных, экономических и политических изменений, произошедших в стране на протяжении большей части XVIII века, был рост индийского среднего класса. Несмотря на то, что этот средний класс и его различные политические лидеры принадлежали к разному происхождению и из разных частей Индии, они способствовали растущей «индийской идентичности». [ 1 ] Реализация и усовершенствование этой концепции национальной идентичности способствовали росту волны национализма в Индии в последние десятилетия 1800-х годов. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

было относительно тихо В самой Бенгалии во время восстания 1857 года , хотя небольшие восстания вспыхивали в Читтагонге, Дакке и ряде других мест. Однако к последней четверти века Радж прочно обосновался в президентстве Бенгалии, и образованные бенгальские бабу , представители среднего класса Бхадралок , были среди крупнейших людей, занимавших гражданские и административные должности по всей Британской Индии. В традиционном британском стереотипе бенгальская раса считалась «слабой даже до женственности» и наименее воинственной из всех индийских рас. Однако склонность бенгальцев к созданию общественных организаций и организации протестов была отмечена с самого начала, что рассердило британских наблюдателей. В 1876 году была основана Индийская ассоциация в Калькутте под руководством Сурендраната Банерджиа . Эта организация успешно привлекала в свои ряды студентов и городской средний класс, рупором которого она служила. Ассоциация стала рупором неформальной группы студентов и представителей среднего класса. Ассоциация спонсировала Индийскую национальную конференцию в 1883 и 1885 годах, которая позже объединилась с Индийским национальным конгрессом. [ 5 ] Калькутта была в то время столицей Британской Индии и наиболее известным центром организованной политики, и некоторые из тех же студентов, которые присутствовали на политических собраниях, начали в то время организовывать «тайные общества», культивировавшие культуру физической силы и националистических настроений. чувства. В Бенгалии в целом в течение десятилетий 1860-х и 1870-х годов возникло большое количество ахр , или спортивных залов, сознательно спроектированных по образцу итальянских карбонариев , которые привлекали молодежь. [ 6 ] На них повлияли труды бенгальского писателя-националиста Банкима Чандры Чаттопадхьяя , а также работы итальянского националиста Джузеппе Мадзини и его движения «Молодая Италия» . К этому позже были добавлены философия и учение Свами Вивекананды , в котором особое внимание уделялось «Сильным мускулам и стальным нервам». Это ознаменовало начало интереса к физическому совершенствованию и протонациональному духу среди молодых бенгальцев и было вызвано попыткой порвать с колониальным стереотипом женственности, навязанным бенгальцам. Физическая подготовка была символом восстановления мужественности и частью более широкой моральной и духовной подготовки, направленной на развитие контроля над телом, а также развитие национальной гордости и чувства социальной ответственности и служения. [ 7 ] [ 8 ]

В Калькутте националистическая политика развивалась быстрыми темпами, что позволило городу превратиться в самый активный центр молодого, но все еще добродушного движения. Ключевыми лидерами возглавляемого Конгрессом движения в провинции были Сурендранатх Баннеджеа и Мотилал Гош , в то время как такие фигуры, как Ферозшах Мехта , Гопал Кришна Гокхале и более радикальный Бал Гангадхар Тилак, получали известность в Махараштре в качестве президентов Бомбея и Пуны . [ 9 ] Однако в последние десятилетия 1800-х годов концепция тайных обществ и склонность к националистическому насилию в Махараштре усилились. [ нужна ссылка ] Сам Тилак был связан с таким обществом в Бомбее. [ 10 ] Самым известным среди махараштрийских обществ была Митра Мела (Кружок друзей), основанная В. Д. Саваркаром в Насике в 1900 году. Организация преобразовалась в Абхинав Бхарат Общество и переехала в Пуну. Тем временем тенденция к созданию тайных обществ в Бенгалии замедлилась, а те, что существовали, не занимались какой-либо заметной политической деятельностью. Именно в это время, на рубеже 20-го века, в Бенгалии приобрели значительную силу революционные организации. [ 11 ]

Ранние разработки

[ редактировать ]

Среди первых революционных организаций, основанных с организованной программой в Бенгалии, была организация, возглавляемая Джатиндранатом Баннерджи и Ауробиндо Гошем . Гош был внуком ведущего бенгальского реформатора Раджнараяна Боса . Получив образование в школе Святого Павла и окончив Королевский колледж в Кембридже , Гош вернулся в Индию в 1893 году, сделав короткую карьеру политической журналистики в Бомбее. Он раскритиковал элитарную политику Конгресса, которая, как он утверждал, ограничивалась средним классом и фактически игнорировала индийские массы низших классов. Для Гоша дискуссии, в которых участвовали члены Конгресса, были легкомысленными, он выступал за радикальное и революционное движение для достижения политических целей. [ 9 ] [ 12 ] Под давлением необходимости смягчить свою критику Гош вообще отказался от своих произведений, что продолжалось около десяти лет. В 1897 году Ауробиндо Гош занял должность преподавателя французского языка в колледже Барода , а в 1898 году был назначен исполняющим обязанности профессора английского языка в колледже. [ нужна ссылка ] В 1899 году Гош встретил Джатиндраната Баннерджи. И Баннерджи, и Гош были членами бомбейского тайного общества, с которым был связан Б.Г. Тилак. [ 10 ] И Гош, и Тилак поделились мыслями о программе революции. Оба предполагали организованное и дисциплинированное восстание, отличное от террористической тактики, которую предпочитают тайные общества. Мысли Гоша были обращены к военному восстанию посредством партизанской войны , чему способствовало всеобщее восстание и народное сопротивление, к которому, если возможно, индийская армия должна была быть привлечена . В основе такой программы должна была лежать «революционная пропаганда и вербовка», а молодых бенгальцев нужно было обучать видам деятельности, которые пригодятся, когда настанет нужный момент. Гош делал упор на занятия верховой ездой, физическую подготовку, различные виды легкой атлетики, строевую подготовку и организованное движение. Он предвидел, что программа займет до тридцати лет, прежде чем Индия будет готова к подъему. [ 13 ] С помощью Тилака и еще двух соратников по именам Хаси Рао Джадав и Мадхав Рао Гош в сентябре 1899 года смог организовать зачисление Джатиндраната Баннерджи в вооруженные силы княжеского государства Барода по фальшивым документам. [ 14 ] Сам Тилак пытался организовать поступление Мадхава Рао в российское военное училище и в конечном итоге смог добиться его поступления в Швейцарскую военную академию в Берне . [ 10 ] Гош работал близко к Гэквару из Бароды и в 1902 году установил контакты с людьми схожих взглядов в Западной Индии. [ 9 ]

Анушилан Самити

[ редактировать ]

Фундамент

[ редактировать ]

Примерно в 1902 году Ауробиндо Гош организовал возвращение Баннерджи в Калькутту, чтобы начать организационную работу, где он основал гимназию и молодежное общество. Именно в это время Баннерджи познакомился с Вибхути Бхушаном Бхаттачарьей , Саралой Деви Гошалом и Праматанатхом Митрой . [ 9 ] [ 15 ] В Калькутте в то время все еще действовало несколько клубов и обществ. Наиболее примечательной была гимназия на кольцевой дороге Баллигундж, которой управляла сама Сарала Деви, второй была организация под названием Анушилан Самити, основанная Сатишем Чандрой Басу под патронажем Праматанаха Митры. Третьим был молодежный клуб под названием Аттонноти Самити (Общество самосовершенствования) в центральной Калькутте. [ 7 ] [ 16 ]

Сам Басу был студентом Института Генеральной Ассамблеи и находился под влиянием работ Свами Вивекандана и учений философии шактизма . [ 17 ] Басу поддерживал связь с сестрой Ниведитой и Свами Сараданандой , учениками Вивекананды. [ 11 ] Дальнейшее влияние оказал японский ученый Какудзо Окакура, который был тесно связан с Ниведитой и выступал за паназиатское единство и националистические настроения во время своих многочисленных визитов в Бенгалию. [ 18 ] Басу был членом гимназии Генеральной Ассамблеи, занимался игрой на лати , занимался социальной работой в бедных районах Калькутты и поддерживал Свадеши промышленность . [ 17 ] Вдохновленный Ниведитой и Сараданандой, Басу основал Анушилан Самити в начале 1902 года, первоначально как клуб для практики лати. Само название было вдохновлено одной из Банкима Чандры Чаттопадхьяя работ под названием «Анушилан-Таттва» («Теория дисциплины»), в которой излагалась концепция всестороннего развития физических, умственных, моральных и духовных способностей. [ 17 ] В Праматханатхе Митре Басу нашел покровителя, и через Митру и Саралу Деви Джатиндранатх Баннерджи был представлен Басу. В марте 1902 года группа Баннерджи была объединена с группой Басу, сохранив название, выбранное последним. [ 16 ]

Ранний Анушилан Самити набрал своих членов в основном из молодого студенческого братства Калькутты. Новобранцы должны были принести клятву на Гите и практиковать поклонение оружию перед изображением богини Дурги . Однако это были технические причины, по которым мусульман не принимали. Члены тренировались, практиковались в фехтовании, боксе, борьбе и других упражнениях. Националистический дух и моральное развитие прививались посредством еженедельных занятий и общения с ведущими общественными деятелями, такими как Рабиндранат Тагор , Бипин Чандра Пал , Гурудас Баннерджи . [ 17 ]

Однако Анушилан Самити не смогла оказать существенного влияния в первые годы своего существования, как это было в случае с аналогичными группами в Калькутте. [ 16 ] В 1903 году Ауробиндо Гош отправил своего младшего брата Бариндру Кумара Гоша в Калькутту, чтобы сплотить зарождающуюся организацию. Однако Бариндра был вынужден вернуться в Бароду в том же году из-за разногласий с Джатиндранатом Баннерджи. Общество раскололось в результате столкновения и, возможно, привело к раннему упадку все еще развивающегося движения. [ 19 ] Однако события около 1905 года, когда был предложен спорный план раздела Бенгалии , изменили курс. [ 16 ] Планы, реализованные вице-королем Чарльзом Хардинджем, вызвали широкую критику по всей Бенгалии. Местное население во главе с общественными деятелями и лидерами Индийского национального конгресса отказалось принять аргумент раджа о том, что раздел необходим для улучшения управления в провинции. Это было воспринято как попытка разделить Бенгалию по религиозному признаку, чтобы остановить волну политической и националистической деятельности, исходившую из региона. Радж утверждал, что сопротивление разделу было мотивировано индуистским средним классом Бхадралоком, который опасался потери своих правительственных позиций и влияния в административной системе, созданной для более крупного мусульманского населения восточной Бенгалии. Оппозиция разделу оформилась в движении Свадеши, которое бойкотировало импортные товары в Бенгалии и по всей Индии. Эти бойкоты проводились группами «добровольцев», набранных из молодежи саамитов . Покровительство экстремистским бенгальским политикам в Конгрессе, в том числе таким, как Бипин Чандра Пал и Брахмабандхаб Упадхьяя помогли Анушилану остановить упадок и омолодить его влияние и охват, а это, в свою очередь, помогло укрепить позиции первого как радикалов в Конгрессе. Беспрецедентное народное сопротивление планам раздела также дало Анушилану благодатную почву для проповеди своего дела и привлечения новых рекрутов в свои ряды. [ 16 ] [ 20 ]

Дакка Анушилан

[ редактировать ]

В ноябре 1905 года Бипин Чандра Пал вместе с Праматанатхом Митрой посетил Дакку , где на политическом собрании Пал призвал добровольцев, готовых пожертвовать всем ради Родины. [ 16 ] Среди восьмидесяти человек, вышедших вперед, был Пулин Бехари Дас , житель Вари, который вскоре был назначен главой восточно-бенгальского отделения Анушилан Самити . Под умелым руководством Даса Анушилан «распространился как лесной пожар» по всей провинции. Было открыто более 500 филиалов, связанных «тесной и детальной организацией» со штаб-квартирой Пулина в Дакке. Она поглотила более мелкие группы в провинции и вскоре затмила свою головную организацию в Калькутте. Филиалы Дакки Анушилана возникли в городах Джессор , Кхулна , Фаридпур , Раджнагар , Раджендрапур, Моханпур, Барвали, Бакаргандж и других местах. По оценкам, в Дакке Анушилан Самити насчитывается от 15 000 до 20 000 членов. В течение следующих двух лет Дакка Анушилан передаст свои цели от Свадеши к конкретной цели политического терроризма. [ 19 ]

Бариндра Гош вернулся в Бенгалию примерно в 1906 году, где начал организовывать волонтерские движения в поддержку волнений и движения Свадеши . Его усилия привлекли молодежь, которую он обучал упражнениям, игре на мечах и лати и проповедовал дело независимости Индии. Среди соратников Бариндры в то время были Бхупендранатх Дутта (брат Свами Вивекананды) и Абхинаш Баттачарья . [ нужна ссылка ] Тем временем Ауробиндо вернулся в Бенгалию в 1906 году. Калькуттское крыло потерпело неудачу после столкновения Барина Гоша с Джатиндранатом Баннерджи ранее. В Бенгалии Барин начал устойчивые усилия по возвращению туда, где группа покинула несколько лет назад. Тем временем Ауробиндо с помощью Бипина Чандры Пала и Барина основал в 1907 году радикальное бенгальское националистическое издание « Джугантар» («Перемена») и его английский аналог «Банде Матарам» . После медленного старта журнал постепенно приобрел массовую популярность в Бенгалии благодаря своему радикальному подходу и революционным программам. Позже этот журнал дал свое название калькуттской группе, которая постепенно росла и в конечном итоге сформировала то, что стало называться партией Джугантар . название «партия Джугантар» . Это дало калькуттской группе [ нужна ссылка ] Среди первых новобранцев, ставших известными лидерами, были Раш Бехари Бос , Джатиндранат Мукерджи и Джадугопал Мукерджи . [ 21 ] Партия Джугантар безвозвратно встала на путь политического терроризма, когда летом 1906 года планировалось убить вице-губернатора Восточной Бенгалии и Ассама сэра Бэмпфилда Фуллера . Это была первая из запланированных «акций».

Политические убийства

[ редактировать ]

Первый этап

[ редактировать ]

Две ветви Анушилана в это время участвовали в ряде заметных случаев политических убийств и бандитских преступлений с целью получения средств. [ 22 ] Тем временем в декабре 1907 года бенгальская революционная ячейка спустила с рельсов поезд, в котором находился вице-губернатор Бенгалии сэр Эндрю Фрейзер . В декабре 1907 года Дакка Анушилан Самити убил округа Колумбия Аллена, бывшего окружного магистрата Дакки. В 1908 году в результате деятельности Анушилана было совершено одиннадцать убийств, семь покушений и взрывов бомб, а также восемь бандитских преступлений только в Западной Бенгалии. Объектами этих «действий» были британские полицейские и государственные служащие, коренные индийские полицейские, утверждающие и прокуроры по делам о политических преступлениях, а также богатые семьи высшего сословия. [ 23 ] Анушилан , особенно с самого начала, установил связи с иностранными движениями и индийским национализмом за границей. В 1907 году Хемчандра Канунго (Хем Чандра Дас) отправился в Париж, чтобы научиться искусству изготовления бомб у Николаса Сафранского, русского революционера, находившегося в изгнании во французской столице. [ 24 ] В то время Париж также был домом мадам Камы , которая была одной из ведущих фигур Парижского индийского общества и Индийского дома в Лондоне. Руководство по взрыву бомбы позже попало через В. Д. Саваркара в типографию Индийского дома для массовой печати. Однако за этим последовала временная неудача для Анушилана . два молодых рекрута, Худирам Бос и Прафулла Чаки. В 1908 году были отправлены [ нужна ссылка ] с миссией в Музаффарпур с целью убить главного магистрата президентства Д. Х. Кингсфорда. Дуэт взорвал карету, которую они приняли за карету Кингсфорда. [ 22 ] убив в нем двух англичанок. После убийства Худирам Бос был арестован при попытке к бегству, а Чаки покончил с собой. [ 25 ] Полицейское расследование убийств выявило штаб-квартиру организации в пригороде Калькутты Маниктала и привело к ряду арестов, положивших начало знаменитому судебному процессу по делу «Алипорский заговор» . [ 22 ] Некоторые из его руководителей были казнены или заключены в тюрьму, а другие ушли в подполье. [ нужна ссылка ] Сам Ауробиндо Гош ушел из активной политики после оправдания, его брат Барин был заключен в тюрьму на всю жизнь. [ 26 ] За этим последовало дело о заговоре Дакка в 1909 году, в результате которого 44 члена Даккского Анушилана предстали перед судом. [ 27 ] [ 28 ] Анушилан, однако, отомстил. Нандалал Баннерджи, офицер, арестовавший Кшудирама, был застрелен в 1908 году, после чего в 1909 году были убиты прокурор и утверждающий лицо по делу Алипора.

Западный Анушилан Самити после заговора Маниктала нашел более видного лидера в лице Джатиндра Натха Мукерджи, который четко обозначился как группа Джугантар . Тем временем Раш Бехари Бос расширил сферу деятельности группы на север Индии, где нашел работу в Индийском институте леса в Дехрадуне . Мукерджи взял на себя руководство тайным обществом, известным как Партия Джугантар . Он оживил связи между центральной организацией в Калькутте и ее несколькими отделениями, разбросанными по всей Бенгалии, Бихару , Ориссе и нескольким местам в УП убежища , а также открыл в Сундарбанах для ушедших в подполье членов. [ нужна ссылка ] Группа медленно реорганизовалась под руководством Мукерджи при помощи нового руководства, в которое входили Амарендра Чаттерджи , Нарен Бхаттачарья и другие молодые лидеры. Некоторые из его более молодых членов, в том числе Тарак Натх Дас, покинули Индию. [ нужна ссылка ] В течение следующих двух лет организация действовала под прикрытием двух, казалось бы, отдельных организаций: «Срамаджиби Самабая» («Кооператив рабочих») и «Гарри и сыновья». [ 26 ] Примерно в это же время Джатин начал попытки установить контакты с 10-м полком Джат, гарнизон которого тогда располагался в Форт-Уильяме в Калькутте. Нарендра Натх за это время совершил ряд ограблений с целью получения средств. Тем временем, однако, второй удар был нанесен в 1910 году, когда Шамсул Алам, офицер бенгальской полиции, готовивший тогда дело о заговоре против группы, был убит соратником Джатиндранатха по имени Бирен Дутта Гупта. Убийство привело к арестам, которые в конечном итоге ускорили дело о заговоре Хоуры-Сибпура . [ 29 ]

Тем не менее кампания Анушилана продолжалась. В 1911 году Дакка Анушилан застрелил двух бенгальских полицейских: младший инспектор Радж Кумар и инспектор Ман Мохан Гош, которые расследовали беспорядки, были застрелены в Мименсингхе и Барисале соответственно. За этим последовало убийство в Калькутте главного констебля CID Шриша Чандры Дея. В феврале 1911 года Джугантар взорвал машину, в которой находился англичанин, которого приняли за Годфри Денэма . Наибольшую известность деятельность группы получила в 1912 году, когда Анушилан во главе с Рашем Бехари Босом в координации с группой Хар Даяла в Пенджабе предпринял попытку убийства вице-короля Индии Чарльза Хардинджа по случаю передачи столица страны от Калькутты до Дели. [ 30 ] Дели -Лахорский заговор , как его стали называть, достиг кульминации 23 декабря 1912 года, когда Басанта Кумар Бисвас успешно взорвал Хоуда вице-короля, когда церемониальная процессия двигалась через пригород Чандни Чоук в Дели . Несмотря на ранение при попытке, вице-король с ранениями сбежал вместе с леди Хардиндж, но его погонщик был убит в результате нападения. Следующие расследования выявили Раша Бехари Боса как одного из главных лидеров политического экстремизма, а также выявили степень координации между экстремистскими ячейками в Пенджабе и Бенгалии.

Прелюдия к мировой войне

[ редактировать ]

Когда тучи войны сгущались в Европе, индийские националисты внутри Индии и за ее пределами решили использовать войну с Германией для достижения националистических целей. В соответствии с этими планами ряд видных лидеров Джугантара присоединились к партии. Через Кишена Сингха Бенгальская революционная ячейка была представлена ​​Лале Хар Даял , когда последняя посетила Индию в 1908 году. [ 31 ] Сам Хар Даял был связан с Индийским домом , революционной организацией в Лондоне, которой тогда руководил В. Д. Саваркар. К 1910 году Хар Даял тесно сотрудничал с Рашем Бехари Босом. [ 32 ] Бозе был членом Джугантара, работавшим в Лесном институте в Дехрадуне , который работал, возможно, независимо от Джатина, над революционным движением в УП и Пенджабе с октября 1910 года. [ 33 ] Сам Индийский Дом был ликвидирован в 1910 году после убийства сэра У.Х. Керзона Уилли руками Мадана Лала Дхингра , члена лондонской группы. Среди группы Индийского дома, бежавшей из Великобритании, был В. Н. Четтерджи , уехавший в Германию. Сам Хар Даял переехал в Сан-Франциско после недолгой работы в Парижском индейском обществе . В Соединенных Штатах набирал силу национализм среди индийских иммигрантов, особенно студентов и рабочего класса. Тарак Натх Дас , уехавший из Бенгалии в Соединенные Штаты в 1907 году, был среди известных индийских студентов, занимавшихся политической работой. В Калифорнии прибытие Хар Даяла преодолело разрыв между интеллектуальными агитаторами западного побережья и низшими классами тихоокеанского побережья. Он стал ведущим организатором индийского национализма среди рабочих-иммигрантов, преимущественно пенджабских, основав Движение Гадар .

Тем временем в 1912 году Джатин встретился в компании Нарена Бхаттачарья с наследным принцем Германии во время визита последнего в Калькутту в 1912 году и получил заверения, что им будут поставлены оружие и боеприпасы. [ 34 ] Джатин узнал о работе Раша Бехари через Нираламбу Свами во время паломничества в священный индуистский город Вриндаван . Вернувшись в Бенгалию, Джатин начал реорганизацию своей группы. Раш Бехари скрывался в Бенаресе после покушения на Хардинга в 1912 году, но встретил Джатина ближе к концу 1913 года, обрисовав перспективы паниндийской революции.

Первая мировая война

[ редактировать ]

В 1914 году Раш Бехари Бос вместе с махараштрианцем Вишну Ганешем Пинглаем и некоторыми сикхскими боевиками запланировал одновременные восстания войск в разных местах в феврале 1915 года . Тем временем в Бенгалии деятельность Анушилана и Джугантара положила начало тому, что некоторые историки описывают как «...царство террора как в городах, так и в сельской местности...», которое «...было близко к достижению своей цели. ключевая цель - парализовать администрацию...». Общая атмосфера страха охватила полицию и суды, серьезно подорвав моральный дух. [ 35 ] За весь 1915 год только шесть революционеров были успешно преданы суду. Однако как февральский заговор, так и последующий заговор в декабре 1915 года были сорваны британской разведкой. Джатин Мукерджи вместе с несколькими товарищами-революционерами был убит в перестрелке с полицией в Баласоре , в современной Ориссе. Это фактически положило конец Джугантару во время войны. Принятие Закона о защите Индии 1915 года привело к массовым арестам, интернированию, депортации и казням членов революционного движения. К марту 1916 года массовые аресты помогли бенгальской полиции разгромить Дакку Анушилан Самити в Калькутте. [ 36 ] Постановление III и Закон о защите Индии были широко применены к Бенгалии с августа 1916 года. К июню 1917 года 705 человек находились под домашним арестом в соответствии с этим законом, а также 99 человек были заключены в тюрьму в соответствии с Положением III. [ 36 ] В Бенгалии Революционное насилие в Бенгалии резко упало в 1917 году. [ 37 ] После войны эти полномочия были расширены так называемыми законами Роулатта, принятие которых стало одним из стимулов, приведших к созданию Движения отказа от сотрудничества под руководством Ганди.

Гандианская эпоха

[ редактировать ]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]

Между 1919 и 1922 годами первое движение отказа от сотрудничества началось с Сатьяграхи Роулатта под призывом Ганди. Это получило широкую поддержку среди ведущих светил индийского политического движения. В Бенгалии Джугантар согласился на просьбу Читтаранджана Даса , одного из самых видных и уважаемых лидеров Конгресса того времени, и воздержался от насилия. Однако Анушилан не подписал соглашение, но не спонсировал никаких крупных действий в период с 1920 по 1922 год, когда первое Движение за отказ от сотрудничества было приостановлено. Спустя годы Джугантар и Анушилан снова стали активными. Деятельность и влияние бенгальских террористов привели к принятию в 1924 году Постановления о внесении поправок в уголовное законодательство Бенгалии, действие которого в следующем году было продлено в качестве закона. Это снова дало полиции чрезвычайные полномочия, и в период с 1924 по 1927 год почти 200 подозреваемых были заключены в тюрьму, в том числе Субхас Босе. Террористические акты в Бенгалии привели к прекращению деятельности отделений Джугантара, сформированных в Читтагонге и Дакке (современная Бангладеш). Филиал в Читтагонге нашел особенно сильное руководство в Сурья Сен и в декабре 1923 года устроили дерзкое ограбление офиса Читтагонгской Ассамско-Бенгальской железной дороги. В январе 1924 года молодой бенгальец Гопи Мохан Саха застрелил европейца, которого он принял за комиссара полиции Калькутты Чарльза Тегарта . Бенгальская пресса открыто восхваляла убийцу, а отделение Конгресса Бенгалии, к огорчению Ганди, провозгласило его мучеником. Примерно в это же время Джугантар стал тесно связан с Калькуттской корпорацией , которую возглавляли Дас и Субхас Чандра Бос . Бозе, очевидно, «встречался с активными революционерами и в общих чертах знал, что они планируют делать». С этого момента террористы и бывшие террористы станут факторами в уравнении местного самоуправления Бенгалии.

В 1923 году другая группа, связанная с Анушиланом, Индостанская республиканская ассоциация, была основана в Бенаресе в Соединенных провинциях Сачиндранатом Саньялом и Джогешем Чандрой Чаттерджи и оказала влияние на радикализацию северной Индии. Вскоре у нее появились филиалы от Калькутты до Лахора . Серия успешных бандитских преступлений в ЮП завершилась ограблением поезда в Какори . Однако последующие расследования и два судебных процесса сломали организацию. Несколько лет спустя она возродится как Индостанская Социалистическая Республиканская Ассоциация.

В 1927 году Индийский национальный конгресс выступил за полную независимость от Великобритании. За эти четыре года в Бенгалии относительно успокоилось, и правительство освободило большинство интернированных в соответствии с Законом 1925 года. В это время была предпринята попытка, в конечном итоге безуспешная, создать союз Джугантар-Анушилан. Некоторые молодые радикалы действовали в новых направлениях, в то время как многие, молодые и старые, принимали участие в деятельности Конгресса, например, в анти-Саймоновской агитации 1928 года. Лидер Конгресса Лала Ладжпат Рай скончалась от ран, полученных во время разгона полицией протеста в Лахоре. -март в октябре. Бхагат Сингх и другие члены Индостанской социалистической республиканской ассоциации отомстили за его смерть в декабре. Позже Бхагат Сингх смело бросил бомбу в Законодательное собрание. Он и другие члены HSRA были арестованы, и трое из них привлекли широкое внимание, объявив голодовку в тюрьме. Бенгальский производитель бомб Джатиндра Натх Дас упорствовал до своей смерти в сентябре 1929 года. Калькуттская корпорация приняла резолюцию скорби и соболезнования после его мученической кончины, как и Индийский национальный конгресс, когда был казнен Бхагат Сингх.

1930-е годы

[ редактировать ]

По мере того, как в начале тридцатых годов движение под руководством Конгресса набирало обороты, некоторые бывшие революционеры отождествляли себя с Гандианским политическим движением и стали влиятельными конгрессменами, особенно среди них Сурендра Мохан Гхош . Многие бенгальские конгрессмены также поддерживали связи с группами Анушилана. Тем временем революционная идеология и подход Анушилана не угасли. В апреле 1930 года Сурья Сен и его соратники совершили набег на Оружейную палату Читтагонга . Возглавляемое Ганди Движение гражданского неповиновения также стало свидетелем наиболее активного периода революционного терроризма в Бенгалии после Первой мировой войны. Только в 1930 году одиннадцать британских чиновников были убиты, в частности, во время рейда на Дом писателей в декабре 1930 года Беной Басу , Динеш Гупта и Бадал Гупта . В первой половине десятилетия были убиты три окружных магистрата Миднапура подряд, а также были проведены десятки других успешных акций. Но это была последняя вспышка перед тем, как пожар был потушен. Можно сказать, что террористическое движение в Бенгалии прекратилось в 1934 году.

В двадцатые и тридцатые годы многие члены Анушилана начали отождествлять себя с коммунизмом и левыми идеологиями. Бывший лидер Джугантара Нарендранатх Бхаттачарья, ныне известный как М. Н. Рой , стал влиятельным членом Коммунистического Интернационала , помогая найти Коммунистическую партию Индии . особенно во время массовых задержаний в 1930-х годах Многие члены Движения гражданского неповиновения перешли на сторону партии, . К концу того десятилетия ряд левых партий боролись за молодежь Бенгалии. Большинство из них были направлены на широкую классовую войну, противостоящую терроризму в принципе. Те, кто не присоединился к левым партиям, более тесно идентифицировали себя с Конгрессом. Джугантар был официально распущен в 1938 году, многие бывшие члены продолжали действовать вместе под руководством Сурендры Мохана Гхоша, который выступал в качестве связующего звена между другими политиками Конгресса и Ауробиндо Гхошом в Пондичерри.

Революционная социалистическая партия

[ редактировать ]

Основная часть движения Анушилан была привлечена к марксизму в 1930-е годы, многие из них изучали марксистско-ленинскую литературу, отбывая длительные тюремные сроки. Часть меньшинства откололась от движения Анушилан и присоединилась к Коммунистической консолидации группе (марксистской клеточной тюрьмы) , а ее члены позже присоединились к Коммунистической партии Индии. Однако большинство анушиланских марксистов, хотя и приняли марксистско-ленинское мышление, не решались вступить в Коммунистическую партию. [ 38 ]

Анушиланиты не доверяли политическим линиям, сформулированным Коммунистическим Интернационалом . Они раскритиковали линию, принятую на VI конгрессе Коминтерна в 1928 году, как «ультралевую сектантскую». Колониальные тезисы VI конгресса Коминтерна призывали коммунистов бороться с «национал-реформистскими лидерами», «разоблачать национальный реформизм Индийского национального конгресса и выступать против всех фраз свараджистов, гандистов и т. д. о пассивном сопротивлении». Более того, когда в 1934 году индийские левые элементы сформировали Социалистическую партию Конгресса , КПИ заклеймила ее как социал-фашистскую . [ 39 ] политика Коминтерна склонилась в сторону народного фронтизма Когда на съезде 1935 года, когда большая часть анушиланского движения приняла марксистско-ленинский подход, , анушиланские марксисты поставили под сомнение этот сдвиг как предательство интернационалистского характера Коминтерна и почувствовали, что что Интернационал превратился в орган советской внешней политики. [ 40 ] Более того, марксисты Анушилана выступали против идеи « социализма в одной стране ».

Однако, несмотря на некоторую критику руководства Иосифа Сталина и Коминтерна, марксисты Анушилана не приняли троцкизм . Буддхадева Бхаттачарья пишет в «Происхождении РСП», что «отказ от сталинизма не означал автоматически для них [анушлян Самити] принятия троцкизма. Между прочим, ленинская концепция международной социалистической революции отличается от теории перманентной революции Троцкого, которая выводит Необходимость мировой революции прежде всего связана с невозможностью удержания сколько-нибудь времени у власти и успешного решения задач социалистического строительства в такой полуфеодальной и полукапиталистической крестьянской стране, как Россия, численно неполноценного пролетариата без пролетариата передовых страны за пределами Советского Союза, пришедшие к власти путем распространения социалистической революции в этих странах и пришедшие на помощь пролетариату СССР».

Анушиланские марксисты придерживались марксистско-ленинской теории «перманентной» или «непрерывной» революции. «...наш интерес и задача — сделать революцию постоянной, — заявил Карл Маркс еще в 1850 году в своем знаменитом обращении к Союзу коммунистов, — до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут вытеснены со своих позиций господства, пролетариат завоевал государственную власть, и объединение пролетариев не только в одной стране, но и во всех господствующих странах мира зашло настолько далеко, что конкуренция между пролетариатами этих стран прекратилась и что по крайней мере решающая производительная силы сосредоточены в руках пролетариев». [ 41 ]

К концу 1936 года анушиланские марксисты в тюрьме Деоли в Раджпутане подготовили документ, в котором формулировалась их политическая линия. Этот документ затем был распространен среди марксистов Анушилана в других тюрьмах по всей стране. Когда они были коллективно освобождены в 1938 году, марксисты Анушилана приняли этот документ « Тезис и платформа действий Революционной социалистической партии Индии (марксистско-ленинистская): что представляет собой революционный социализм» в качестве своей политической программы в сентябре того же года. [ 42 ]

В этот момент анушиланские марксисты, недавно освобожденные от длительного тюремного заключения, оказались на распутье. Либо они продолжат существовать как отдельное политическое образование, либо присоединятся к существующей политической платформе. Они чувствовали, что им не хватает ресурсов для создания отдельной политической партии. О вступлении в КПИ не могло быть и речи из-за резких разногласий в политическом анализе. Они также не смогли примирить свои разногласия с роистами . В конце концов, Социалистическая партия Конгресса оказалась единственной платформой, приемлемой для марксистов Анушилана. КСП приняла марксизм в 1936 году, и на своей третьей конференции в Файзпуре они сформулировали тезис, который предписывал партии работать над преобразованием Индийского национального конгресса в антиимпериалистический фронт.

Летом 1938 года состоялась встреча Джаяпракаша Нараяна (лидера CSP), Джогеша Чандры Чаттерджи , Тридиба Чаудхури и Кешава Прасада Шармы . Затем анушиланские марксисты обсудили этот вопрос с Ачарьей Нарендрой Девой . Марксисты Анушилана решили присоединиться к CSP, но сохранили отдельную идентичность внутри партии. [ 43 ]

Подавляющее большинство анушилан Самити, а не только марксистский сектор, присоединилось к CSP. Немарксисты (которые составляли около половины членов Самити), хотя и не были идеологически привлечены к КСП, чувствовали лояльность по отношению к марксистскому сектору. Более того, около 25% HSRA присоединились к CSP. Эту группу возглавлял Джогеш Чандра Чаттерджи. [ нужна ссылка ]

В конце 1938 года анушиланские марксисты начали издавать «Социалист из Калькутты». Редактором журнала был Сатиш Саркар. Хотя в редакционный совет входили несколько высокопоставленных лидеров CSP, таких как Ачарья Нарендра Дева, по сути, он был органом марксистского направления Анушилана. Было опубликовано лишь несколько номеров. [ 44 ]

Анушиланские марксисты вскоре были разочарованы событиями внутри КСП. Партия, в то время, когда к ней присоединились анушиланские марксисты, не была однородной организацией. Существовало марксистское направление, возглавляемое Дж. П. Нараяном и Нарендрой Девой, фабианское социалистическое направление, возглавляемое Мину Масани и Асокой Мехтой , и Гандианское социалистическое течение, возглавляемое Рамом Манохаром Лохией и Ачьютом Патварданом. Для анушиланских марксистов возникли различия между идеологическими позициями партии и ее политикой на практике. Эти разногласия проявились на ежегодной сессии Индийского национального конгресса в Трипури в 1939 году . Накануне сессии между левым президентом Конгресса Субхасом Чандрой Босом и секцией, возглавляемой Ганди, возникли острые политические разногласия. Поскольку нависла угроза мировой войны , Бозе хотел использовать ослабление Британской империи ради независимости Индии. Бозе был переизбран президентом Конгресса, победив кандидата Ганди. Но на том же заседании было выдвинуто предложение Говинд Баллабх Пант , посредством которого Ганди наложил вето на формирование Рабочего комитета Конгресса. В предметном комитете CSP выступила против резолюции вместе с другими левыми секторами. Но когда резолюция была представлена ​​перед открытой сессией Конгресса, лидеры CSP остались нейтральными. По словам самого Субхаса Чандры Боса, резолюция Панта была бы отклонена, если бы CSP выступила против нее на открытом заседании. Дж. П. Нараян заявил, что, хотя CSP по сути поддерживала руководство Бозе, они не хотели рисковать единством Конгресса. Вскоре после сессии в Трипури CSP организовала конференцию в Дели , на которой была высказана жесткая критика их «предательства» в Трипури. [ 45 ]

Анушиланские марксисты явно поддержали Бозе как на президентских выборах, так и выступили против резолюции Панта. Джогеш Чандра Чаттерджи отказался от членства в CSP в знак протеста против действий руководства партии. [ нужна ссылка ]

Вскоре после сессии в Трипури Бозе ушел с поста президента Конгресса и сформировал Блок «Вперед» . Блок «Форвард» должен был действовать как объединяющая сила для всех левых элементов. Блок «Передовой» провел свою первую конференцию 22–23 июня 1939 года и одновременно с этим Левый консолидационный комитет, состоящий из Блока «Передовой», КПИ, CSP, Кисан Сабхи , Лиги радикальных конгрессменов , Лейбористской партии и марксистов Анушилана. Бозе хотел, чтобы марксисты Анушилана присоединились к его блоку «Передовой». Но марксисты Анушилана, хотя и поддерживали антиимпериалистическую воинственность Бозе, считали движение Бозе националистическим и слишком эклектичным. [ 46 ] Анушиланские марксисты разделяли точку зрения Бозе о том, что относительная слабость Британской империи во время войны должна была быть использована движением за независимость. В этот момент, в октябре 1939 года, Дж. П. Нараян попытался протянуть оливковую ветвь анушиланским марксистам. Он предложил сформировать «Военный совет», состоящий из него самого, Пратула Гангули , Джогеша Чандры Чаттерджи и Ачарьи Нарендры Дева. Но несколько дней спустя, на заседании комитета Всеиндийского конгресса, Дж. П. Нараян и другие лидеры CSP пообещали не начинать никаких других движений, параллельных тем, которые инициировал Ганди. [ 47 ]

Один из членов Мадхви Канчан Синха и истинный последователь Рама Манохара Лохии был одним из самых известных и самоотверженных служителей Социалистической партии Самьюкт [1952–1968] и приложил все усилия, чтобы служить людям. Широко известный своими делами и служением людям в округах Барабанки и Гонда, штат Уттар-Прадеш, он приложил огромные усилия и умер, служа им. Он не смог служить в партии дольше из-за болезни и умер 13 августа 1975 года. [ нужна ссылка ]

Левый комитет консолидации вскоре распался, поскольку КПИ, КСП и роисты покинули его. Бос созвал Антикомпромиссную конференцию в Рамгархе , штат Бихар , ныне Джаркханд. На конференции присутствовали Блок «Вперед», марксисты Анушилана (в то время еще члены КСП), Лейбористская партия и Кисан Сабха. На конференции было указано, что от имени движения за независимость Индии не должно быть никаких компромиссов по отношению к Великобритании. На этой конференции марксисты Анушилана собрались, чтобы создать свою собственную партию, Революционную социалистическую партию Индии (марксистско-ленинскую), разорвав все связи с КСП. Первым генеральным секретарем партии был Джогеш Чандра Чаттерджи. [ 48 ]

В первом военном тезисе RSP в 1940 году содержался призыв «превратить империалистическую войну в гражданскую». Но после нападения Германии на Советский Союз линия партии прояснилась. RSP означало, что социалистический Советский Союз необходимо защищать, но лучший способ для индийских революционеров сделать это — свергнуть колониальное правление в их собственной стране. RSP находилась в резкой оппозиции таким группам, как Коммунистическая партия Индии и Роистская РДП , что означало, что антифашисты должны были поддерживать военные усилия союзников. [ нужна ссылка ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Митра 2006 , стр. 63.
  2. ^ Десаи 2005 , с. 30
  3. ^ Десаи 2005 , с. 125
  4. ^ Десаи 2005 , с. 154
  5. ^ Хехс 1992 , с. 2
  6. ^ Хехс 1994 , с. 534 «[Около 1881 года] в Калькутте было создано несколько самозваных «тайных обществ», сознательно созданных по образцу Карбонариев и Общества молодой Италии Мадзини... по действию».
  7. ^ Перейти обратно: а б Бандиопадхьяя 2004 , с. 260 Движение за физическую культуру стало повальным увлечением... развивать то, что Свами Вивекананда описал как сильные мускулы и стальные нервы... это была психологическая попытка покончить с колониальным стереотипом женственности, навязанным бенгальцам. Их символическое восстановление мужественности... оставалось частью более широкой моральной и духовной подготовки, направленной на достижение господства над телом, развитие национальной гордости и чувства социального служения... основание Саралой Госалом гимназии на кольцевой дороге Баллигандж в Калькутте, «Атмонноти Самити» некоторых молодых людей из Центральной Калькутты и «Анушилан Самити» Сатишандры Басу.
  8. ^ Хехс 1992 , с. 3
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Хехс 1992 , с. 4
  10. ^ Перейти обратно: а б с Хехс 1994 , с. 536, абзац 2 «Ауробиндо и Джатиндранатх встретились в Бароде в 1899 году. Оба стали членами «тайного общества» Бомбея, с которым был связан политический лидер Махараштры Бал Гангадхар Тилак. Позже Тилак [предпринял] попытку заполучить друга Ауробиндо Мадхаврао Джадхава. поступил в военное училище в России. Этот план провалился, но Мадхаврао в конце концов был зачислен (возможно, с помощью России) в швейцарскую военную академию в Берне».
  11. ^ Перейти обратно: а б Радхан 2002 , с. 636
  12. ^ Хехс 1994 , с. 536, параграф 1 «Ауробиндо Гхош, который вместе с Джатиндранатом помог организовать первую революционную группу в Бенгалии с хорошо продуманной программой, широко читал историю Европы, будучи ученым в школе Святого Павла в Лондоне и Королевском колледже, Вскоре после своего возвращения в Индию в 1893 году он написал в бомбейской газете... свой тезис о том, что, когда люди хотят радикальной смены правительства, революционные действия имеют гораздо большее значение, чем бесконечные дискуссии, которые проводят члены Индийского национального движения. Конгресс занимается».
  13. ^ Хехс 1994 , с. 537 «Интерес Тилака к военному вооружению и обучению был показателем революционной программы его и Ауробиндо. Ни один из них не был заинтересован в терроризме того типа, который обычно ассоциируется с тайными обществами, а скорее в дисциплинированном военном восстании... Идея Ауробиндо заключалась в том, чтобы подготовиться к «вооруженное восстание», которое будет состоять из «партизанской войны, сопровождаемой всеобщим сопротивлением и восстанием», включая, если возможно, «всеобщее восстание индийской армии». Первый шаг. ... будет работой по «революционной пропаганде и вербовке». Молодых бенгальцев будут обучать «деятельности, которые могут быть полезны для решающих военных действий, таких как верховая езда, физическая подготовка, различные виды легкой атлетики, строевая подготовка и организованное движение». ' Ауробиндо считал, что эта программа «может занять период в 30 лет, прежде чем она будет реализована».
  14. ^ Маджумдар 2005 , стр. 25.
  15. ^ Маджумдар 2005 , стр. 26.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хехс 1992 , с. 5
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Радхан 2002 , с. 637
  18. ^ Хехс 1994 , с. 539 «Окакура вел переписку с Ниведитой в течение нескольких месяцев... Если бы страны Азии объединились, они смогли бы быстрее освободиться от... Европы. Во время своего пребывания в Калькутте Окакура [говорил] о своей идее создания Паназиатский союз».
  19. ^ Перейти обратно: а б Хехс 1992 , с. 6
  20. ^ Bandyopadhyaya 2004 , стр. 255, 258
  21. ^ Сен 2010 , с. 244 Правительству было трудно подавить революционную деятельность в Бенгалии из-за сильной организации Анушилан Самити и... таких лидеров, как Джатиндранат Мукерджи, Рашбехари Бос и Джадугопал Мухейджи.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Рой, 1997 , стр. 5–6. Первое подобное бандитство было совершено Нареном... Примерно в это же время революционеры бросили бомбу в карету мистера и миссис Кеннеди... в Музаффарпуре, ошибочно полагая, что «печально известный В карете находился мировой судья Кингсфорд. Это привело к аресту Кшудирама Боса и обнаружению подпольного заговорщического центра в Маниктале в восточной Калькутте. ... Нандалал Банерджи, офицер разведывательного отдела бенгальской полиции, был застрелен Нареном... За этим последовал арест Ауробиндо, Барина и других в связи с делом об Алипорском заговоре.
  23. ^ Попплуэлл 1995 , с. 108
  24. ^ Попплуэлл 1995 , с. 104
  25. ^ Арун Чандра Гуха (1971). Первая искра революции: ранний этап борьбы Индии за независимость, 1900-1920 гг . Ориент Лонгман. п. 131. OCLC   254043308 . В том же купе ехал и бенгальский полицейский Нандалал Банерджи... Нандалал заподозрил Прафуллу и попытался его арестовать. Но Прафулла был совершенно начеку; он приставил револьвер под подбородок и нажал на спусковой крючок... Это произошло на платформе станции Мокама 2 мая 1908 года.
  26. ^ Перейти обратно: а б Рой 1997 , с. 6. Уход Ауробидо из активной политики после его оправдания и длительного тюремного заключения Барина Гоша... Были созданы два центра: один - Шрамаджиби Самабая... а другой - во имя С.Д. Гарри и сыновья.
  27. ^ Попплуэлл 1995 , с. 111
  28. ^ Рой 2006 , с. 105
  29. ^ Рой 1997 , стр. 6–7 Шамсул Алам, офицер разведки, который тогда готовился арестовать всех революционеров... был убит Биреном Даттой Гуптой, одним из соратников Джатина Мукерджи. Это привело к арестам по делу «Заговор Хоуры».
  30. ^ Попплуэлл 1995 , с. 114
  31. ^ Рой 1997 , стр. 7–8. Группа предвидела возможность мировой войны и планировала начать партизанскую войну в то время, ожидая помощи от Германии. Лала Хар Даял по возвращении в Индию в 1908 году также заинтересовался программой бенгальских революционеров через Киссена Сингха.
  32. ^ Десаи 2005 , с. 320
  33. ^ Попплуэлл 1995 , с. 167
  34. ^ Терроризм в Бенгалии , составлено и отредактировано А.К. Самантой, правительство Западной Бенгалии, 1995, Vol. II, стр.625.
  35. ^ Попплуэлл 1995 , с. 201
  36. ^ Перейти обратно: а б Попплуэлл 1995 , с. 210
  37. ^ Бейтс 2007 , с. 118: «После начала войны террористическая активность в Индии возросла... 19 политических убийств в период с 1914 по 1915 год и 32 в период с 1915 по 1916 год... После принятия Закона о защите Индии 1915 года насильственная политическая деятельность фактически пришел конец».
  38. ^ Саха 2001 , стр. 20–21
  39. ^ Саха 2001 , стр. 21–25
  40. ^ Саха 2001 , с. 28
  41. ^ Саха 2001 , с. 34
  42. ^ Саха 2001 , с. 29
  43. ^ Саха 2001 , стр. 35–37
  44. ^ Саха 2001 , стр. 37, 52
  45. ^ Саха 2001 , стр. 38–42
  46. ^ Саха 2001 , стр. 43–45
  47. ^ Саха 2001 , стр. 44–46
  48. ^ Саха 2001 , стр. 46–47.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea2975a024cd6f7c901b1cd43cd8327c__1723246620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/7c/ea2975a024cd6f7c901b1cd43cd8327c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Anushilan Samiti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)