Эзотерический буддизм (книга)
Автор | А. П. Синнетт |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Теософия |
Издатель | Трюбнер и Ко |
Дата публикации | 1883 г. (1-е издание) |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | XX–215 |
ОКЛК | 458880554 |
Текст | Эзотерический буддизм онлайн |
«Эзотерический буддизм» — книга, первоначально опубликованная в 1883 году в Лондоне; его составил член Теософского общества Синнетт А. П. . [1] [2] Это была одна из первых книг, написанных с целью объяснения теософии широкой публике. [3] и был «составлен из переписки автора с индийским мистиком ». [4] Это наиболее значительный теософский труд автора. По словам Гудрика-Кларка , оно «распространяло основные учения теософии в ее новом азиатском составе». [5] [примечание 1]
Из истории составления
[ редактировать ]При посредничестве Блаватской [примечание 2] В 1880 году Синнетт начал переписку с двумя адептами, спонсировавшими Теософское общество, махатмами Кутхуми и Морией . [8] [примечание 3] Хаммер отметил, что между 1880 и 1884 годами Синнетт получил от махатм около ста двадцати писем с разъяснениями по « оккультной космологии». На этом материале он попытался сформулировать в своей новой книге «основу пересмотренной теософии». [11] Основой книги стали «Космологические записки», полученные от Махатмы Мории. [12] вместе с длинной серией ответов на вопросы, присланные Махатмой Кутхуми. [13] Летом 1882 г. [14]
Субба Роу получил от своего Учителя Махатмы Мории указание оказать помощь Синнетту в работе над книгой, но, по воспоминаниям автора, сделал это неохотно и с небольшой помощью. Основная помощь пришла от махатм через Блаватскую в виде ответов на вопросы, обращенные к ней автором. [15]
Содержание книги
[ редактировать ]В предисловии к оригинальному изданию автор говорит, что экзотерический буддизм «остался в более тесном союзе с эзотерическим учением», чем любая другая мировая религия . Таким образом, уточнение «внутреннего знания», адресованное современному читателю, будет связано с известными чертами буддийского учения. Синнетт утверждает, что эзотерическое учение «удобнее всего изучать в его буддийском аспекте». [18] [19]
Эзотерические учителя
[ редактировать ]В начале первой главы автор делает следующее утверждение:
«Я доношу своим читателям знания, которые я получил по милости [примечание 4] а не усилием. От этого он не станет менее ценным; Я осмелюсь, напротив, заявить, что оно будет иметь неисчислимо большую ценность, с какой бы легкостью я его ни получил, чем любые результаты в аналогичном направлении, которые я мог бы получить обычными методами исследования». [21]
с давних пор На вопрос о местонахождении своих учителей Синнетт говорит, что в Тибете существует «некая тайная область», доселе неизвестная и недоступная для простых людей и для живущих в окрестных горах, а также для приезжих, «в Адепты которых всегда собирались здесь, но эта страна, как правило, не была во времена Будды, как она стала с тех пор, избранным местом обитания великого братства. В прежние времена Махатмы были рассеяны по всему миру гораздо больше, чем в настоящее время. " Но развитие цивилизации привело к тому, что в Тибете собралось множество оккультистов. Система правил и законов для них была разработана в 14 веке Цон-ка-па . [22] [23]
Конституция человека
[ редактировать ]Автор утверждает, что «полный, или совершенный человек» состоит из семи элементов:
Мировые периоды
[ редактировать ]Французский философ Рене Генон заявил, что центральное место в теософском учении (которое есть в книге Синнетта) занимает «идея эволюции». Затем он написал, что, согласно теософскому учению, существуют
«семь « материнских рас » сменяют друг друга в течение «мирового периода», то есть пока «волна жизни» пребывает на данной планете. Каждая «раса» включает семь «подрас», каждая из которых разделена на семь «ветвей». С другой стороны, «волна жизни» последовательно проходит через семь глобусов в «круге», и этот «круг» повторяется семь раз в одной и той же «планетарной цепочке». которую «волна жизни» передает другой «цепи», также состоящей из семи планет, которые в свою очередь будут проходить семь раз. Таким образом, существует семь «цепей» в «планетной системе», также называемой «предприятием эволюции». '; и, наконец, наша Солнечная система состоит из десяти «планетных систем»... В настоящее время мы находимся в пятой «расе» нашего «мирового периода» и в четвертом «круге» «цепи», из которой Земля составляет часть и занимает четвертый ранг. Эта «цепь» также является четвертой в нашей «планетной системе». [25]
Человек после смерти
[ редактировать ]В пятой главе своей книги Синнетт объясняет судьбу человека после смерти. Из семи компонентов, составляющих нашу личность, три нижние в момент физической смерти удаляются от нас. [26] [27] Четыре верхних компонента движутся по Кама-локе , и «оттуда [душа] направляется в Девачан, своего рода теософский вариант рая». (Не следует преувеличивать эту аналогию; Синнетт утверждает, что Девачан — это состояние, а не место. [28] [27] ) Затем эти четыре компонента разделяются, закон кармы предписывает, что с ними произойдет — разные души получают разный деваханический опыт. Лишь после длительного пребывания в этом состоянии душа перевоплощается . [примечание 5] Новые воплощения на земном плане на самом деле довольно редки, «но о перерождении менее чем через полторы тысячи лет говорят как о почти невозможном». [31] [27]
Синнетт говорит, что медиумы контактируют с жителями Девахана, но очень редко, и в это время происходит следующее:
«Дух чувствительный , одилируясь, [32] так сказать, посредством ауры духа в Девачане становится на несколько минут ушедшей личностью и пишет почерком последней, на его языке и в его мыслях, какими они были при его жизни. Два духа сливаются в один, и преобладание одного над другим во время таких явлений определяет перевес личности в проявляемой характеристике. Таким образом, можно случайно заметить, что то, что называется раппортом , на самом деле представляет собой идентичность молекулярной вибрации между астральной частью воплощенного медиума и астральной частью развоплощенной личности». [33]
Оккультная философия
[ редактировать ]Лавуа отметил, что в книге Синнетта есть два главных вопроса – «структура Вселенной и духовная эволюция ». Он выбрал в книге «некоторые ключевые термины». [3]
Авичи — это состояние «наказания, достигаемого только в исключительных случаях и исключительной природы». Обычный человек отработает свою карму в новом воплощении . [35] [3]
Девачан — это состояние величайшего блаженства, где «уровень интенсивности и продолжительность пребывания основаны на карме, которую человек производит за свою жизнь». [36] [3]
Восьмая сфера — это планета, связанная с нашей планетарной цепью, которая более материалистична, чем Земля. [37] [3] Душа в середине пятого круга «может быть отправлена в восьмую сферу на уничтожение, если у нее развилось положительное влечение к материализму и отвращение к духовности». [38] [3]
Кама-лока — это «бессознательное состояние зачатия. Именно здесь четвертый принцип (животная душа) отделяется от остальных». Четвертый компонент и часть пятого компонента остаются в кама-локе, в то время как «остальные принципы продолжают свою духовную эволюцию». [39] [40] Продолжительность пребывания Эго в Кама-локе может длиться от нескольких мгновений до лет. [41] [40]
Манвантара – это период активности или проявления. [42] Существует три различных манвантары: 1) махаманвантара, 2) солнечная манвантара, 3) малая манвантара. [43] [40]
Монада — высшая триада семи принципов человека (Атма-Буддхи-Манас). [42] [40]
Пралайя – это состояние небытия. [42] «Пралая описывается Синнеттом как тип сна, отдыха или времени бездействия». Существует три различных пралайи: 1) махапралайя, 2) солнечная пралайя, 3) малая пралайя. [43] [40]
Раунд – это полный оборот через семь глобусов. «В каждом раунде происходит максимум 120 воплощений для каждой монады в каждой расе со средним интервалом между воплощениями 8000 лет». [44] [40]
Человек начинается как монада и обитает в семи основных расах на каждой из семи планет. Каждая раса занимает около миллиона лет. Лишь 12 000 из них будут использованы для объективного существования на планетах. Остальное время будет использовано главным образом в субъективном существовании на деваханическом плане. «Это означало, что из миллиона лет 988 000 лет тратится на пожинание последствий кармы». [45] [46] [примечание 7] Ветвленная раса — одна из семи, принадлежащих к подрасе, а сама одна из семи, принадлежащих к основной расе. «Если каждая монада в каждой расе воплощается один раз, общее число воплощений на каждом земном шаре будет 343 (7 ветвящихся рас x 7 подрас x 7 коренных рас ); однако каждая монада обычно воплощается как минимум два раза, а некоторые даже больше. часто." [48] [46] В «Письмах Махатм» говорится, что «одна жизнь в каждой из семи коренных рас; семь жизней в каждой из 49 подрас – или 7 х 7 х 7 = 343 и прибавьте еще 7. И затем серия жизней в расы- ответвления и веточки , в результате чего общее количество воплощений человека на каждой станции или планете составляет 777». [34] [47]
Теософский Будда
[ редактировать ]Девятая глава книги Синнетта под названием «Будда». Оно начинается словами:
«Исторический Будда, как его знают хранители эзотерической доктрины, — это личность, чье рождение не связано с причудливыми чудесами, которыми окружена популярная история. С другой стороны, воплощение, которое внешне может быть описано как рождение Будды, определенно не рассматривается оккультной наукой как событие, подобное любому другому рождению, или духовному развитию, через которое Будда прошел во время своего земного существования. Жизнь — это простой процесс интеллектуальной эволюции, как и ментальная история любого другого философа. Ошибка, которую допускают обычные европейские писатели, рассматривая проблемы такого рода, заключается в их склонности трактовать экзотерические легенды либо как свидетельство чуда, о котором никто не знает. нужно сказать больше, или это чистый миф, придающий просто фантастическое украшение замечательной жизни». [49]
По словам Лопеса , автор книги «Эзотерический буддизм » «имеет более широкий взгляд на Будду», чем у западных буддологов и ученых-востоковедов. Синнетт заявил, что Будда — просто один из ряда «адептов, появившихся на протяжении веков». [50] Следующее воплощение Будды произошло примерно через шестьдесят лет после его смерти. Он появился как Шанкара , известный философ-веданта. Синнетт отмечал, что для непосвященных известно, что дата рождения Шанкары приходится на тысячу лет после смерти Будды и что он был враждебен буддизму. Синнетт писал, что Будда пришел как Шанкара, «чтобы заполнить некоторые пробелы и исправить некоторые ошибки в своем предыдущем учении». [51] Будда отошел «от практики прежних адептов, открыв путь» к адепту людям всех каст . «Хотя это было сделано с благими намерениями, это привело» к ухудшению оккультных знаний, когда они попали в позорные руки. [50] Синнетт писал, что в дальнейшем возникла необходимость «не брать кандидатов, кроме как из класса, который в целом, в силу своих наследственных преимуществ, вероятно, будет лучшим рассадником подходящих кандидатов». [52]
Синнетт утверждал, что следующим воплощением Будды стал великий тибетский адепт-реформатор XIV века Цонкапа. [53]
Против слепой веры
[ редактировать ]В десятой главе Синнетт выражает (как и Махатмы) свое крайне негативное отношение к религиозности любого рода. Он утверждает:
«Ничто не может оказать более губительного воздействия на человеческий прогресс, что касается судеб отдельных людей, чем весьма распространенное представление о том, что одна религия, которой следуют в благочестивом духе, так же хороша, как и другая, и что, если такие-то и такие-то доктрины, возможно, абсурдны, когда вы посмотрите на них, подавляющее большинство хороших людей никогда не подумают об их абсурдности, а будут повторять их с безупречно преданным умом». [54] [примечание 8]
Критика
[ редактировать ]Наличие тайного или эзотерического учения в буддизме «не принимается ортодоксальными буддистами». [56] Например, Рис Дэвидс писал:
«В этой связи от меня, несомненно, ожидают сказать несколько слов о теософии, хотя бы потому, что одна из книг, дающих отчет об этом очень любопытном и широко распространенном движении, называлась « Эзотерический буддизм». Это всегда вызывало удивление. По моему мнению, почему автор выбрал именно это название для своего трактата. Ибо если и можно сказать что-то с абсолютной уверенностью об этой книге, так это то, что она не эзотерика и не буддизм. Оригинальный буддизм был совершенно противоположным. эзотерики». [57] [примечание 9] [примечание 10]
Мнение Генона по этому поводу было таким же. Он писал, что никогда не было подлинного «эзотерического буддизма». Древний буддизм был по сути экзотерическим учением, «служащим теоретической поддержкой социального движения с эгалитарными тенденциями». [61] По словам Генона, Синнетт, который «вначале, вероятно, внес больше, чем кто-либо другой, в распространение теософизма в Европе, был искренне обманут всеми уловками мадам Блаватской». [62]
Некоторые теософы не разделяли взгляды, изложенные Синнеттом в его новой работе; например, по мнению Кингсфорда , эта книга была очень далека от эзотерики, и главная ошибка автора заключалась в том, что он думал о символах как о реальности. [63]
Новые издания и переводы
[ редактировать ]После первой публикации в 1883 г. книга несколько раз переиздавалась: в том же 1883 г. вышло 2-е издание, в 1885 г. — 5-е, 1898 г. — 8-е. Эта работа переведена на несколько европейских языков: французский, немецкий, итальянский, испанский, русский. [1] [примечание 11]
См. также
[ редактировать ]- Буддизм и теософия
- Происшествия из жизни мадам Блаватской
- « Является ли теософия религией? »
- Письма Махатмы
- « Эзотерический характер Евангелий »
- Оккультный мир
- Тайная Доктрина
- Теософия и западная философия
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Его вторая книга [Синнетта] « Эзотерический буддизм», в которой излагаются некоторые основные учения теософии, привлекла большое внимание и послужила предвестником Е.П.Б. монументального труда «Тайная доктрина ». [6]
- ↑ П. Вашингтон писал, что Блаватская с Синнеттом и его женой Пейшенс находится в искренней дружбе. [7]
- ↑ Гудрик-Кларк писал, что «сама концепция Учителей » — это розенкрейцерская идея «невидимых и тайных адептов, работающих на благо человечества». [9] И Тиллетт заявил: «Концепция Учителей или Махатм, представленная Е.П.Б., включала в себя смесь западных и восточных идей; она обнаружила большинство из них в Индии или Тибете. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели Учителей и поддерживали связь с ними. ...В западном оккультизме идея «Сверхлюдей» встречается в таких школах, как... братства, основанные де Паскуалли и де Сен-Мартеном ». [10]
- ↑ Письма махатм легли в основу двух теософских книг Синнетта. [20]
- ^ «Низшие четыре, или четвертичные, преходящи, тогда как верхняя триада связана с вечным элементом в человеке, его истинной природой и идентичностью с универсальной душой». [29] [30]
- ^ «Человек развивается в семи основных или коренных расах; 49 малых расах; и подчиненных расах или ответвлениях. Стрелка указывает направление эволюционного импульса.
I, II, III, IV и т. д. — это семь основных или коренных рас .
1, 2, 3 и т. д. — это второстепенные расы.
a, a, a — подчиненные или ответвленные расы.
N, начальная и конечная точка эволюции на планете.
S, осевая точка, где развитие уравновешивается или корректируется в эволюции каждой расы.
Е — точки экватора, в которых нисходящая дуга интеллекта превосходит духовность, а в восходящей дуге духовность опережает интеллект.
Добавлено пару слов [глобус, земля], чтобы оно применимо и ко всей манвантарной цепочке миров». [34] - ↑ В «Письмах Махатм» (буква 14) это число «немного другое». [47] В письме говорится, что человек «за всю свою жизнь прожил на нашей планете (в этом Круге), но из 77 700 лет он пробыл в субъективных сферах 922 300 лет». [34]
- ^ «Именно жреческий обман сделал этих богов такими ужасными для человека; именно религия делает из него эгоистичного фанатика, фанатика, который ненавидит все человечество за пределами своей собственной секты, не делая его за это лучше или более моральным. вера в Бога и богов, которая делает две трети человечества рабами горстки тех, кто обманывает их под ложным предлогом их спасения <...> В наших [тибетских] храмах нет поклонения ни богу, ни богам. , только трижды священная память о величайшем, как о самом святом человеке , когда-либо жившем». [55]
- ↑ Тем не менее Хамфрис писал, что «Учение Будды родилось не из духовного вакуума, а было выражением некоторой части Гупта Видьи,« накопленной Мудрости веков », которая предшествовала всем известным религиям». [58]
Гупта -видья (санскр.) Гупта-видья [от гупта от глагольного корня гуп скрывать, сохранять + видья знание, мудрость] Тайное знание, тайная мудрость; источник всех известных миру религий и философий: теософия, древняя религия-мудрость, эзотерическая философия». [42] - ^ Синнетт получал инструкции от тибетских мастеров, а Рис Дэвидс считал, что ламаизм - это религия, не только отличная от буддизма, но и находившаяся в его время в антагонизме с учениями и институтами первоначального буддизма. [59] См. также книгу Евы М. Даргьяй. [60]
- ^ «153 издания, опубликованные в период с 1883 по 2016 год на 8 языках и хранящиеся в 610 библиотеках-членах WorldCat по всему миру». [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Форматы и издания .
- ^ Кун 1992 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лавуа 2012 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Идентификаторы WorldCat .
- ^ Гудрик-Кларк 2004 , с. 12.
- ^ Райан 1975 , Гл. 9.
- ^ Вашингтон 1995 , гл. 3.
- ^ Теосопедия .
- ^ Гудрик-Кларк 2004 , с. 6.
- ^ Тиллетт 1986 , стр. 966.
- ^ Хаммер 2003 , с. 381.
- ^ Баркер 1924 , Письма 12, 13.
- ^ Баркер 1924 , Письма 14–18.
- ^ Хэнсон 1980 , гл. IX.
- ^ Синнетт 1986 , стр. 23.
- ^ Синнетт 1885 .
- ^ МирКэт .
- ^ Синнетт 1885 , с. XVIII.
- ^ Хаммер 2003 , с. 123.
- ^ Хаммер 2003 , с. 61.
- ^ Sinnett 1885 , p. 1; Лесевич 1887 , p. 16.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 181–182.
- ^ Лопес 1999 , с. 50
- ^ Синнетт 1885 , с. 24; Гудрик-Кларк 2004 , с. 17.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 55, 131; Генон 2004 , с. 98.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 77.
- ^ Jump up to: а б с Хаммер 2003 , с. 466.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 81.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 24.
- ^ Гудрик-Кларк 2004 , с. 17.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 98.
- ^ Мелтон 2001 .
- ^ Синнетт 1885 , стр. 95; Хаммер 2003 , стр. 467.
- ^ Jump up to: а б с Баркер 1924 , Письмо 14.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 93.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 92.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 113.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 162.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лавуа 2012 , с. 198.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Глоссарий 1999 года .
- ^ Jump up to: а б Синнетт 1885 , стр. 196–197.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 143.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б Лавуа 2012 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Лавуа 2012 , с. 244.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 60–61, 140.
- ^ Синнетт 1885 , с. 167; Лопес 2008 .
- ^ Jump up to: а б Лопес 2008 , с. 189.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 176.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 177.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 181.
- ^ Синнетт 1885 , стр. 194–195; Генон 2004 , с. 126.
- ^ Баркер 1924 , Письмо 10.
- ^ Харрис .
- ^ Рис Дэвидс 1896 , стр. 209–210.
- ^ Хамфрис 2012 , с. 23.
- ^ Лесевич 1887 , p. 16.
- ^ Даргьяй 1979 .
- ^ Генон 2004 , с. 93.
- ^ Генон 2004 , с. 36.
- ^ Вашингтон 1995 , гл. 4.
Источники
[ редактировать ]- Энциклопедический теософский словарь . Издательство Теософского университета. 1999. ISBN 978-1-55700-141-2 . Проверено 21 января 2017 г.
- Эзотерический буддизм (электронная книга) . OCLC WorldCat . OCLC 894150821 .
- Форматы и издания Эзотерического Буддизма . OCLC WorldCat . OCLC 682754 .
- «Синнетт АП 1840–1921» . Идентификаторы WorldCat . OCLC WorldCat . Проверено 22 января 2017 г.
- Даргьяй, Ева М. (1979) [первоначально опубликовано в 1977 году]. Расцвет эзотерического буддизма в Тибете . Буддийские традиции (2-е изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 8120815793 . Проверено 22 января 2017 г.
- Гудрик-Кларк, Н. (2004). Елена Блаватская . Западные эзотерические мастера. Беркли: Книги Северной Атлантики. ISBN 1-55643-457-Х . Проверено 22 января 2017 г.
- Генон, Рене (2004) [2003]. Теософия: история псевдорелигии перевод Элвина Мура-младшего. Хиллсдейл, Нью-Йорк: София Переннис. ISBN 0-900588-79-9 .
- Хаммер, О. (2003). Претендуя на знание: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени . Исследования по истории религий. Бостон: Брилл. ISBN 9789004136380 . Проверено 22 января 2017 г.
- Хэнсон, В. (1980). Мастера и люди: человеческая история в «Письмах Махатм» . Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. ISBN 9780835605342 . Проверено 22 января 2017 г.
- Харрис, PS (06 декабря 2011 г.). «Буддизм, Эзотерика» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 21 января 2017 г.
- ———— (24 сентября 2012 г.). «Синнетт, Альфред Перси» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 21 января 2017 г.
- Хамфрис, К. (2012) [Впервые опубликовано в 1974 году]. Изучение буддизма . Routledge Revivals (Переиздание). Лондон: Рутледж. ISBN 9781136228773 . Проверено 21 января 2017 г.
- Кун, AB (1992) [первоначально опубликовано в 1930 году]. Теософия: современное возрождение древней мудрости (докторская диссертация). Серия «Американская религия: Исследования в области религии и культуры». Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-56459-175-3 . Проверено 22 января 2017 г.
- Кутхуми ; и др. (1924). Баркер, AT (ред.). Письма Махатм А. П. Синнетту от Махатм М. и К. Х. Нью-Йорк: Издательство компании Фредерика А. Стокса. Архивировано из оригинала 16 ноября 2013 года . Проверено 21 июня 2016 г.
- Лавуа, JD (2012). Теософское общество: история спиритуалистического движения . Бока-Ратон, Флорида: Brown Walker Press. ISBN 9781612335537 . Проверено 22 января 2017 г.
- Лопес, Дональд (1999). Узники Шангри-Ла: тибетский буддизм и Запад . Тибетский буддизм и Запад (Переиздание). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226493114 . Проверено 21 января 2017 г.
- ———— (2008). Буддизм и наука: Путеводитель для недоумевающих . Буддизм и современность (Переиздание). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226493121 . Проверено 21 января 2017 г.
- Мелтон, Дж. Г. , изд. (2001). «Од (Одическая Сила) (или Одил)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 2 (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 1137–1138. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 22 января 2017 г.
- Рис Дэвидс, Т. В. (1896). Буддизм: его история и литература . Американские лекции по истории религий. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма . Проверено 21 января 2017 г.
- Райан, CJ (1975). Кноче, Грейс Ф. (ред.). HP Блаватская и теософское движение (2-е изд.). Издательство Теософского университета. ISBN 1-55700-090-5 . Проверено 22 января 2017 г.
- Синнетт, AP (1885) [1883]. Эзотерический буддизм (5-е изд.). Лондон: Chapman and Hall Ltd. Проверено 21 января 2017 г.
- ———— (1986). Автобиография Альфреда Перси Синнетта (PDF) (1-е изд.). Лондон: Центр теософской истории. ISBN 0-948753-02-1 . Проверено 22 января 2017 г.
- Тиллетт, Грегори Дж. (1986). Чарльз Вебстер Ледбитер 1854–1934: биографическое исследование (докторская диссертация). Сидней: Сиднейский университет (опубликовано в 2007 г.). hdl : 2123/1623 . ОСЛК 220306221 .
- Вашингтон, П. (1995). Бабуин мадам Блаватской: история мистиков, медиумов и неудачников, которые принесли спиритуализм в Америку . Шокенские книги. ISBN 9780805241259 . Проверено 22 января 2017 г.
- Лесевич, Владимир В. (1887). Гольцев, Виктор А. (ed.). "Новейшие движения в буддизме, поддерживаемые и распространяемые европейцами" [The latest movements in Buddhism, which maintained and distributed by the Europeans] (PDF) . Русская мысль (in Russian). 8 . Москва: 1–17.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эзотерический буддизм, 1-е изд.
- Эзотерический буддизм, 5-е изд.