Буддхи
- В индуистской мифологии Буддхи — одна из жен Ганеши .
Буддхи ( санскрит : बुद्धि) относится к интеллектуальным способностям и способности «формировать и сохранять концепции, рассуждать, различать, судить, постигать, понимать». [1] [2]
Этимология
[ редактировать ]Буддхи ( санскрит : बुद्धि ) происходит от ведического санскритского корня Buddh (बुध्), который буквально означает «просыпаться, бодрствовать, наблюдать, внимать, следить, учиться, осознавать, знать, снова осознавать». [1] Этот термин широко встречается в Ригведе и другой ведической литературе. [1] Буддхи означает, утверждает Монье Уильямс , способность «формировать и сохранять концепции; интеллект, разум, интеллект, разум», интеллектуальные способности и способность «различать, судить, постигать, понимать» что-то. [1] [3]
Буддхи — санскритское происходящее от *budh , бодрствовать существительное женского рода , , понимать , знать . Тот же корень лежит в основе более знакомой формы мужского рода «Будда» и абстрактного существительного « бодхи» .
Буддхи контрастирует с манасом (मनस्), что означает «ум», и ахамкарой (अहंंकाऱ), что означает «эго, я-чувство в эгоизме». [2] [3] [4]
Использование
[ редактировать ]В санкхье и философии йоги и ум, и эго являются формами в сфере природы ( пракрити ), которые возникли в материальности как функция трёх гун (ग़ुण) из-за неправильного понимания пуруши (पुरूष) (сознательной сущности дживатман ) . Различающий по своей природе (बुद्धि निश्चयात्मिका चित्त-वृत्ति) буддхи — это то, что способно отличать истину ( сатья ) от лжи и тем самым сделать мудрость возможной. [ нужна ссылка ]
Взгляд на санкхья-йогу
[ редактировать ]Согласно точке зрения санкхья-йоги , буддхи по своей сути бессознателен и как таковой не может быть объектом собственного сознания. Это означает, что он не может ни воспринять объект, ни проявить себя. [5]
В «Йога-сутре » объясняется, что буддхи не может осветить себя, поскольку само является объектом зрения, «на тат свхасам драшьйатват». [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д сэр Монье Монье-Вильямс; Эрнст Леуманн; Карл Каппеллер (2002). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Мотилал Банарсидасс. п. 733. ИСБН 978-81-208-3105-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Ян Уичер (1998). Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 18, 71, 77, 92–95, 219, 231. ISBN. 978-0-7914-3815-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Джадунатх Синха (2013). Восприятие индийской психологии . Рутледж. стр. 120–121. ISBN 978-1-136-34605-7 .
- ^ сэр Монье Монье-Вильямс; Эрнст Леуманн; Карл Каппеллер (2002). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Мотилал Банарсидасс . стр. 124, 783–784. ISBN 978-81-208-3105-6 .
- ^ Саксена, Шри Кришна. Очерки индийской философии . ISBN 978-0-8248-8595-3 . OCLC 1256407633 .
- ^ Патанджали. (1996). Йога: дисциплина свободы: Йога Сутра, приписываемая Патанджали; перевод текста с комментариями, введением и глоссарием ключевых слов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-20190-6 . OCLC 34894404 .