Махендранатх Гупта
Махендранатх Гупта | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Калькутта , президентство Бенгалии , компания Радж (современная Калькутта , Западная Бенгалия , Индия ) | 14 июля 1854 г.
Умер | 4 июня 1932 г. Калькутта , президентство Бенгалии , Британская Индия (современная Калькутта , Западная Бенгалия , Индия ) | ( 77 лет
Известный | Автор Шри Шри Рамакришны Катхамриты , учителя Парамахансы Йогананды. |

Стоят : (слева направо) Свами Шивананда , Свами Рамакришнананда , Свами Вивекананда , Рандхуни, Дебендранатх Маджумдар, Махендранатх Гупта (Шри М), Свами Тригунатитананда , Х.Мустафи.
Сидят : (слева направо) Свами Ниранджанананда , Свами Сарадананда , Хутко Гопал, Свами Абхедананда.
Махендранатх Гупта ( бенгальский : মহেন্দ্রনাথ গুপ্ত ) (14 июля 1854 — 4 июня 1932) (также известный как শ্রীম , Мастер Махашай и М. ), был учеником Рамакришны (великого индуистского бенгальского мистика, философа и философа XIX века ). духовный лидер) и сам великий мистик. Он был автором «Шри Шри Рамакришны Катхамриты» (5 томов), классического бенгальского произведения; на английском языке оно известно как «Евангелие Шри Рамакришны» . Он также был одним из первых учителей Парамахансы Йогананды , известного йогина , гуру и философа 20-го века. В своей автобиографии Йогананда отметил, что Гупта руководил средней школой для мальчиков в Калькутте , и рассказал об их визитах, поскольку они часто вместе посещали храм Дакшинешвар Кали . [1] Имея преданный характер, Гупта поклонялся Божественной Матери в форме Кали и часто отражал мудрость своего гуру Рамакришны в своей повседневной жизни и манерах. Йогананда с почтением относился к духовности Гупты, называя его «Воплощением чистоты» и «величайшим человеком смирения, которого я когда-либо знал». [1] Пол Брантон также описывает встречу с Махендрой в своих знаменитых мемуарах «Поиски в тайной Индии».
Жизнь
[ редактировать ]Рождение и образование
[ редактировать ]Махендранатх родился у Мадхусудана Гупты и Сварнамайи Деви в бенгальской индуистской семье подкасты байдия в местности Шимулия (Шимла) в Калькутте (ныне Калькутта) президентства Бенгалии . После начального образования в Hare School он поступил в Президентский колледж , получив степень бакалавра в 1874 году. Гупта был одаренным учеником и стабильно хорошо учился до 1874 года, пока не окончил Президентский колледж. [2] В 1874 году он женился на Никундже Деви, дочери Тхакура Чарана Сена и родственнице Кешуба Чандры Сена , лидера Брахмо Самаджа . Проработав некоторое время в правительстве и торговом доме, он начал преподавать английский язык, психологию и экономику в различных колледжах. В конце концов он стал директором средней школы Ишвара Чандры Видьясагара , где его называли «Мастер Махашай» — так же, как к нему часто обращался в кругу Рамакришны, а затем и Йогананда. [3] [4]
Встречи с Рамакришной
[ редактировать ]
Став взрослым, Махендранатх, как и некоторые другие ученики Рамакришны, был связан с Брахмо Самадж . в течение нескольких лет [5] Махендранатх потерял мать в очень раннем возрасте и испытывал внутренние разногласия в совместной семье. Поскольку трения внутри совместной семьи усилились, Махендранатх решил покончить жизнь самоубийством. В этот критический момент племянник Махендранатха отвел его в сад храма Дакшинешвара Кали , где жил Рамакришна , мистик и главный священник храма Кали . Именно здесь Гупта впервые встретил Рамакришну, и эта встреча стала поворотным моментом в его жизни. Спустя годы, когда Махендранатха спросили о величайшем дне в его жизни, он ответил: «День, когда я получил свой первый даршан Тхакура [Рамакришны] в феврале 1882 года». [4] [6] [7] Согласно другим традиционным источникам, Махендранатх рассказал, что он, возможно, впервые встретил Рамакришну, когда ему было четыре года, и расстался со своей матерью во время посещения храма Дакшинешвар Кали . Он заплакал, и к нему подошел блаженный и молодой человек и утешил его. Он считал, что это Рамакришна, который тогда был священником в храме Кали .
Шри Шри Рамакришна Катхамрита
[ редактировать ]М. имел привычку вести личный дневник с тринадцати лет. [8] М. встретил Шри Рамакришну в 1882 году и, привлеченный учением последнего, начал вести стенографическую запись разговоров и действий Шри Рамакришны в своем дневнике, который в конечном итоге принял форму книги « Шри Шри Рамакришна Катхамрита» . [9] [10] Первоначально, когда М. начал писать дневники, у него не было планов публикации. [9] [11] По поводу своей методологии М. писал:
Я написал все по памяти после того, как вернулся домой. Иногда мне приходилось бодрствовать всю ночь... Иногда я продолжал записывать события одного сеанса в течение семи дней, вспоминал песни, которые были спеты, и порядок, в котором они были исполнены, самадхи и так далее. ..Много раз я не чувствовал удовлетворения от своего описания событий; Я бы тогда сразу погрузился в глубокую медитацию... Тогда возник бы правильный образ... Вот почему, несмотря на большой разрыв в физическом смысле, эта история остается в моем сознании такой свежей и жизненной, как будто она произошла только что. сейчас. [9]
В каждой своей записи в Катхамрите М записывает дату, время и место разговора. [12] Название Катхамрита , буквально «нектарные слова», было вдохновлено стихом 10.31.9 из вайшнавского текста « Бхагавата-пурана» . [13] И жена Шри Рамакришны, Святая Мать Сарада Деви , и Свами Вивекананда позже свидетельствовали о верности Махендранатха словам Шри Рамакришны. [14] [15] Первые четыре тома были опубликованы в 1902, 1904, 1908 и 1910 годах соответственно, а пятый том - в 1932 году, но отложен из-за проблем со здоровьем М. [16] Катхамрита М. содержит беседы Шри Рамакришны с 19/26 февраля 1882 г. по 24 апреля 1886 г., во время визитов [17] Катхамрита . считается классикой бенгальского языка [17] и почитается среди последователей как священное писание. [10] Его переводы Катхамриты включают работы Свами Нихилананды (1942), [18] Свами Абхедананда, [19] и Дхарма Пал Гупта. [20]
Учитель Парамахансы Йогананды
[ редактировать ]Парамаханса Йогананда , философ и йог XX века , был учеником Махендранатха Гупты. Махендранатх переехал на Амхерст-стрит, 50 в Калькутте, где руководил средней школой для мальчиков. Раньше это был семейный дом Парамахансы Йогананды — место, которое особенно волновало Йогананду, потому что там умерла его мать. В своей «Автобиографии йога» Йогананда посвятил целую главу описанию своей дружбы с Махендранатхом, которого он называл «Учителем Махасая», и эта дружба носила скорее духовный, чем академический характер. Йогананда описал Махендранатха как человека с «шелковистой белой бородой и большими блестящими глазами». [1] и описал свою личность так:
«Его роль в мире была скромной, как и подобало величайшему скромному человеку, которого я когда-либо знал. В этом доме на Амхерст-стрит Мастер Махасая вел небольшую среднюю школу для мальчиков. В этих скромных классах действительно преподавалась высшая математика, а химия любви отсутствовала в учебниках. Он распространял свою мудрость посредством духовного заражения, а не непроницаемых заповедей. Поглощенный бесхитростной страстью к Божественной Матери, святой больше не требовал этого. внешние формы уважения, чем ребенок». [21]
Йогананда описал несколько, казалось бы, чудесных событий с Махендранатхом. Позже Йогананда сказал о нем: «Я катался по земле, по которой он шел, настолько велика была моя любовь к нему. Я чувствовал, что даже эта земля была освящена». [22]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1922 году М. девять месяцев жил в Михиджаме , городке в 144 милях от Калькутты. [23] : 64
В 1932 году, когда пятый том «Катамриты» был в типографии. [24] Махендранатх умер в своем доме, ныне называемом Катхамрита Бхаван , расположенном недалеко от храма Тантания Кали в Калькутте. Катхамрита Бхаван является местом паломничества последователей Рамакришны из-за многочисленных визитов туда Рамакришны и Сарады Деви, а также нескольких реликвий, связанных с их жизнью. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Йогананда 2005 , с. 76
- ^ Сен 2001 , стр. 36.
- ^ «М. (Махендра Натх Гупта)» . Фонд Шри Рамакришны Шри Ма Пракашана . Проверено 17 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Сен 2001 , стр. 37.
- ^ Четанананда 1990 , с. 293
- ^ Тьягананда и Враджапрана 2010 , стр. 7
- ^ Четанананда 1990 , с. 324
- ^ Сен 2001 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с Тьягананда и Враджапрана 2010 , стр. 7–8
- ^ Jump up to: а б Джексон 1994 , стр. 16–17.
- ^ Сен 2001 , стр. 28.
- ^ Тьягананда и Враджапрана 2010 , стр. 12–14
- ^ Тьягананда и Враджапрана 2010 , стр. 10
- ^ Смит 1982 , с. 58
- ^ Сен 2001 , стр. 29–30.
- ^ Сен 2001 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б Сен 2001 , стр. 32.
- ^ Хиксон 2002 , с. xiii
- ^ Евангелие Рамакришны (Нью-Йорк: Общество Веданты, 1907)
- ^ «Примечание издателя» . Катхамрита Бхаван. Архивировано из оригинала 26 февраля 2002 года . Проверено 21 августа 2010 г.
- ^ Йогананда 2005 , с. 77
- ^ Криянанда 2004 , с. 449
- ^ Гупта, Дхарм Пал (1989). Недолгая жизнь М., автора Евангелия Шри Рамакришны (переработанная ред.). Чандигарх, Индия: Фонд Шри Рамакришны Шри Ма Пракашана. OCLC 33327769 . (оригинальное издание 1977 г.)
- ^ Тьягананда и Враджапрана 2010 , стр. 12
- ^ «Катхамрита Бхаван» . М. Такурбати . Проверено 18 марта 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Нитьятмананда, Свами; Д. П. Гупта (июнь 1967 г.). «М» — апостол и евангелист: продолжение Евангелия М от Шри Рамакришны . Рохтак, Шри Рамакришна – Шри Ма Пракашан. OCLC 49257 . (полная книга в 16 томах)
- Четанананда, Свами (1990). Рамакришна, каким мы его видели . Общество Веданты Сент-Луиса. ISBN 0-916356-65-5 .
- Нихилананда, Свами (июнь 1985 г.). Евангелие Шри Рамакришны . Центр Рамакришны-Вивекананды. ISBN 978-0-911206-01-2 .
- Криянанда, Свами (2004). Беседы с Йоганандой . Издательство Crystal Clarity. ISBN 1-56589-202-Х .
- Смит, Бардуэлл Лейт (1982). Индуизм: новые очерки истории религий . Брилл. ISBN 90-04-06788-4 .
- Йогананда, Парамханса (2005). Автобиография йога . Издательство Crystal Clarity. ISBN 978-1-56589-212-5 .
- Дасгупта, Р.К. (июнь 1986 г.). Шри Шри Рамакришна Катхамрита как религиозный классик . Вестник Института культуры Миссии Рамакришны.
- Хиксон, Лекс (2002). Великий лебедь: Встречи с Рамакришной . Бердетт, Нью-Йорк: Публикации Ларсона. ISBN 0-943914-80-9 .
- Джексон, Карл Т. (1994). Веданта для Запада . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33098-Х .
- Гупта, Махендранатх («М.»); Дхарм Пал Гупта (2001). Шри Шри Рамакришна Катхамрита . Шри Ма Траст. ISBN 978-81-88343-00-3 .
- Д.П. Гупта; Д.К. Сенгупта, ред. (2004). Мемориал столетия Шри Шри Рамакришны Катхамриты (PDF) . Калькутта: Шри Ма Траст. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2011 года . Проверено 21 августа 2010 г.
- Сен, Амия П. (июнь 2006 г.). «Шри Рамакришна, средний класс Катхамриты и Калькутты: новый взгляд на старую проблему». Постколониальные исследования . 9 (2): 165–177. дои : 10.1080/13688790600657835 . S2CID 144046925 .
- Сен, Амия П. (2001). «Три очерка о Шри Рамакришне и его временах». Индийский институт перспективных исследований.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Тьягананда ; Враджапрана (2010). Интерпретация Рамакришны: возвращение к ребенку Кали . Дели: Мотилал Банарсидасс . п. 410.ISBN 978-81-208-3499-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]