Дурга Чаран Наг
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Наг Махасая (Дурга Чаран Наг), святой XIX века из Восточной Бенгалии и домохозяин, ученик Рамакришны Парамахансы. | |
Персональный | |
Рожденный | Дурга Чаран Наг 1846 |
Умер | 1899 Деобхог, Бангладеш |
Религия | индуизм |
Организация | |
Философия | Адвайта Веданта |
Религиозная карьера | |
Учитель | Рамакришна Парамаханса |
Славу легче заслужить, чем от нее отказаться. Тот, кто может отречься от этого, является действительно великим человеком.
Дурга Чаран Наг ( бенгальский : দুর্গাচরণ নাগ ), более известный как Наг Махасая (Махасая, «великая душа»), родился в 1846 году в деревне Деобхог ( район Нараянгандж ) в Восточной Бенгалии , ныне Бангладеш . Он был одним из учеников-домохозяев Шри Рамакришны Парамахансы , который при первой встрече назвал его «пылающим огнем». Он избегал материальных богатств и считал каждого человека Богом на земле. Он жил на скудный доход и тратил большую часть его на служение бедным, своим гостям, монахам и аскетам.
Сарат Чандра Чакраварти , прямой ученик Свами Вивекананды и автор книги « Дневник ученика » (Свами-Сишья Сангбад, на бенгали) написал биографию Нага Махасая. Большая часть информации, доступной в настоящее время о Наг Махасая, была получена из работ, посвященных Шри Рамакришне , его учителю и учителю, и Свами Вивекананде , выдающемуся ученику Рамакришны.
По мнению других учеников Шри Рамакришны , в том числе Вивекананды , он был ярким примером отречения и любви к Богу. Цитируются слова Вивекананды во время разговора с Чакраварти: «Все характеристики высшего типа преданности, о которых говорится в писаниях, проявились в Наг Махашайе. Только в нем мы видим воплощение широко цитируемого текста «Тринадапи Суничена». («Ниже, чем скромный стебель травы».) Поистине благословенна ваша Восточная Бенгалия, освященная прикосновением стоп Нага Махасая!» [ 1 ] В его родном городе Деобхог действует благотворительная организация, носящая его имя. [ 2 ]
Наг Махасая умер в 1899 году в своем доме в своей деревне.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Наг Махасая родился в деревне Деобхог в Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш) в 1846 году в семье Диндаял Нага и его жены Трипурасундари Деви. [ 3 ] Наг Махасая рано потерял мать. Диндаял Наг не женился повторно, поэтому задача воспитания Нага Махасая и его младшей сестры легла на Бхагавати, его тетю, старшую сестру Диндаял.
О детстве Нага Махасая мало что известно, за исключением того, что он был сладкоречивым, воспитанным и скромным. На вид он был безмятежен. Его тетя рассказала ему истории из Пуран, Рамаяны и Махабхараты, которые оказали глубокое и продолжительное влияние на его последующую жизнь. Он всегда был правдив и благочестив. [ 4 ]
Наг Махасайя очень любил образование, но в его деревне не было школы. Иногда он учился в народной школе в районе Нараянгандж, но был вынужден уйти после третьего стандарта, высшего класса в этой школе. Его отец хотел отправить его учиться в Калькутту , но не смог понести расходы. Наг Махасая отправился на поиски школы в Дакке . [ 5 ] Он прошел пешком расстояние в 10 миль от Нараянганджа, чтобы добраться до Дакки, и после долгих усилий поступил в педагогическую школу, где проучился следующие 15 месяцев. Позже он приехал в Калькутту, чтобы изучать медицину. [ 6 ]
Брак и жизнь практикующего врача
[ редактировать ]Наг Махасая женился на одиннадцатилетнем Прасанне Кумари в соответствии с обычаями, царившими в то время в Бенгалии. Через 5 месяцев после свадьбы он приехал в Калькутту, чтобы учиться в Медицинской школе Кэмпбелла, но учиться долго ему не удалось. После этого он изучал гомеопатию под руководством доктора Бехари Лал Бхадури. В этот момент его первая жена умерла от дизентерии, и он вряд ли мог с ней общаться. Он бесплатно лечил и раздавал лекарства бедным, добиваясь успеха даже при лечении очень сложных случаев.
Жизнь Нага Махасая приняла новый оборот, когда он встретил Суреша Датту, принадлежавшего к секте Брахмо . Несмотря на то, что у них были совершенно разные убеждения, они были дружелюбны друг с другом. Суреш отвел его в Набабидхан Брахмо Самадж, основанный Кешабом Чандрой Сеном , тогдашним известным религиозным лидером и оратором Бенгалии. Примерно в это же время он углубился в духовные практики. [ 7 ]
Когда новости о его духовной практике достигли Диндайала, обеспокоенный отец решил выдать сына замуж в соответствии с обычаями, преобладающими в Бенгалии. По словам его биографа Сарата Чандры Чакраварти, о своем браке Нагмахашая говорил: «Брак с чистым желанием иметь потомство не оскверняет мужчину. Но только святые и мудрецы древности были пригодны для таких браков. Соблюдая строгую брахмачарью (целибат) долгое время они брали жен с целью продолжения своего потомства и, родив таких сыновей, как Вьяса , Шукадева , Санака и Санаткумара , удалились в лес, чтобы вести жизнь отшельника. Но в этом Железе так быть не может. Возраст В наши дни нет такой глубокой медитации и самоограничения, и поэтому дети, рожденные от похоти, становятся злыми и безнравственными». О своем втором браке он сказал: «Что я мог сделать? Это был приказ моего отца! Я должен был подчиниться ему, хотя это само по себе было для меня ядом». [ 8 ]
После свадьбы Наг Махасая и его отец вернулись в Калькутту, где Наг Махасая начал свою медицинскую практику и начал принимать плату за лечение пациентов. Примерно в этот период он пережил потерю своей тети, что ознаменовало его первую встречу с тяжелой утратой. Этот инцидент глубоко повлиял на него, приведя к чувству разочарования в материальных благах. Его биография отражает эту трансформацию: «Со смертью все отношения прекращаются, так почему должны быть все эти «я» и «моё»? Мир полон страданий и несчастий, как можно когда-либо освободиться от рабства?» Эти вопросы глубоко беспокоили его.
В своей медицинской практике Наг Махасая не требовал гонораров, но принимал все, что предлагали пациенты, из любви и благодарности. В результате его практика процветала. Известный своей простотой во взглядах и одежде, он избегал всех форм роскоши. Его главной заботой было благосостояние бедных, и он часто тратил свои доходы, чтобы помочь им. Однажды, когда его отец Диндаял купил для него дорогую шаль, Наг Махасая подарил ее бедному человеку, страдающему от холода. Он также приводил к себе домой обедневших пациентов, чтобы обеспечить им лучшее лечение. [ 9 ]
Когда его отец состарился и стал немощным, его отправили в родную деревню, и с ним поехала и жена Нага Махасая. Наг Махасая остался в Калькутте в небольшом коттедже. В это время Суреш, друг Брахмо, рассказал Нагу Махасая о некоем святом из Дакшинешвара , которым был не кто иной, как Шри Рамакришна . Согласно его биографии, это был главный поворотный момент в его жизни.
Встреча со Шри Рамакришной
[ редактировать ]Первая встреча Шри Рамакришны и Нага Махасайи подробно описана в различных источниках, включая биографию Нага Махасая и книгу Свами Четанананды «Они жили с Богом». Во время этой встречи Суреш и Наг Махасая посетили резиденцию Шри Рамакришны. Как подробно описано в биографии, Шри Рамакришна поинтересовался Нагом Махасайей и во время их разговора использовал аналогию с рыбой-панкалом — скользкой пресноводной рыбой в Бенгалии. Он объяснил, что, подобно рыбе панкал, которая обитает в почве, не будучи ею испорчена, человек должен стремиться жить в этом мире, не привязываясь к материальным благам, чтобы избежать печали. Шри Рамакришна также заметил Сурешу, что Наг Махасайя был «пылающим огнём», и сообщил Нагу Махасая, что он достиг очень высокого духовного состояния. Согласно биографии, эта встреча оказала глубокое и продолжительное влияние на Нага Махасая.
отнесся к нему очень любезно В следующий раз Наг Махасая посетил Дакшинешвар один, и Шри Рамакришна . Согласно биографии, Наг Махасая был ошеломлен этим визитом и позже заметил об этом инциденте: «Никто не сможет осознать Его, если не будет благословлен Им. Даже строгие покаяния в течение тысячи лет будут бесполезны для реализации Его, если Он не осознает Его». прояви милосердие».
Наг Махасая также встретился с Нарендранатхом Даттой ( Свами Вивеканандой ) в Дакшинешваре и провел с ним беседу. Он чрезвычайно уважал Свами Вивекананду . Сарат Чандра Чакраварти, который был учеником Свами Вивекананды , свидетельствовал, что Свами также питал огромное уважение к Нагу Махасая.
Наг Махасая также встретил известного бенгальского поэта и драматурга Гириша Чандру Гоша в Дакшинешваре, и они были друзьями на всю жизнь.
Влияние Шри Рамакришны
[ редактировать ]Наг Махасайя случайно услышал замечание Шри Рамакришны о том, что врачу или юристу очень трудно осознать Бога. По словам его биографа, по этой причине он выбросил коробку с лекарствами в Ганг и отказался от практики. Позже он работал у работодателя своего отца, компании M/s Pals.
Он попросил у Шри Рамакришны разрешения отказаться от мирской жизни. Однако Шри Рамакришна на это не согласился. Согласно биографии и другим ученикам Рамакришны , которые также были знакомы с Нагом Махасайей, Шри Рамакришна просил его оставаться домохозяином и вести образцовую жизнь для всех домохозяев.
Разговор со Шри Рамакришной
[ редактировать ]Несколько выдержек взяты из разговора Шри Рамакришны и Нага Махасая:
«Заметив сильный дух отречения Нагмахашая и его желание принять монашескую жизнь, Шри Рамакришна еще раз сказал ему: «Продолжай быть домохозяином и оставайся в своем собственном доме. Так или иначе, семья получит необходимое содержание, и вам не придется об этом беспокоиться».
Нагмахашая: Как можно оставаться дома? Как можно оставаться равнодушным даже при виде чужих страданий и бед?
Шри Рамакришна: Ну, я вам говорю, поверьте мне на слово. Ничто не может осквернить тебя, даже если ты останешься домохозяином. Мужчинам будет интересно увидеть вашу жизнь.
Нагмахашая: Как мне проводить дни в качестве домохозяина?
Шри Рамакришна: Вам не нужно ничего делать; только всегда будь в обществе благочестивых людей.
Нагмахашая: Как мне отличить благочестивого человека, хотя я и неразумен?
Шри Рамакришна: О нет, вам не нужно их искать. Ты остаешься в своем доме, и истинно благочестивые люди сами придут к тебе». [ 10 ]
Преданность Шри Рамакришне
[ редактировать ]Существует множество историй о любви и преданности Нага Махасая Шри Рамакришне . За несколько дней до смерти мастера в садовом домике Коссипор он случайно услышал, что Шри Рамакришна , тогда неизлечимо больной раком горла, попросил плод амалаки (индийского крыжовника). Он сразу же отправился за ним, прекрасно зная, что сейчас не время для этих фруктов. После долгих хлопот он наконец получил один и принес его своему Учителю, хотя все остальные не смогли его добыть.
Жизнь домохозяина-аскета
[ редактировать ]Практика аскетической жизни
[ редактировать ]В этот период Наг Махасая был более склонен к аскетическому образу жизни, чем к постоянной работе. Следовательно, его работодатели договорились, чтобы его партнер выполнял его обязанности по доставке соли с условием, что половина прибыли от бизнеса будет направляться Наг Махасая.
Наг Махасая был известен своим эгалитарным подходом, служащим людям независимо от касты, вероисповедания или социального класса. Он беспрекословно заплатил цену, запрошенную владельцами магазинов, и даже когда некоторые владельцы магазинов позже из раскаяния предложили ему возместить расходы, он отказался от платежей, обеспокоенный своими финансовыми потерями. Он также воздерживался от ремонта собственного дома, полагая, что неудобства, которые это причинит другим, того не стоят. Один примечательный случай подчеркивает его сострадание: когда его жена наняла рабочего для ремонта крыши, Наг Махасая лично обмахивал рабочего и относился к нему с величайшим уважением, как если бы он был уважаемым гостем в своем доме.
Последние двадцать лет своей жизни Наг Махасая вернулся и поселился в родных местах, чтобы присматривать за своим старым отцом. Несмотря на то, что Наг Махасая был добродушным и ненасильственным, он никогда не мог противостоять чьей-либо критике Шри Рамакришны .
Отношения со своими преданными
[ редактировать ]По словам его биографа, Наг Махасая был глубоко предан своим последователям, относясь к ним с исключительной заботой и состраданием. Яркий пример его преданности гостям описан в биографии: несмотря на колики, у него случился сильный приступ, когда он принимал гостей у себя дома. Даже в таком бедственном состоянии он лично закупил все необходимое, чтобы обеспечить хорошее обслуживание своих гостей. Он постоянно предоставлял своим гостям лучшую комнату, а однажды он и его жена провели бурную ночь, сидя и медитируя под крыльцом.
Доход Нага Махасая был скромным, однако значительную его часть он тратил на благосостояние и служение, оставляя очень мало себе и своей семье. Его стремление помогать другим привело к тому, что он влез в значительные долги.
Отношения с женой
[ редактировать ]Среди преданных Наг Махасая особенно выделяется его жена. По словам Сарата Чандры Чакраварти, который был тесно связан с семьей, она была глубоко предана нетрадиционным практикам своего мужа и почитала его как божественную личность. Она усердно выполняла свои домашние обязанности, оставаясь внимательной как к мужу, так и к их гостям. Она вставала рано, намного раньше других, и, завершив утренние дела, посвятила себя поклонению и медитации. Она постоянно воздерживалась от еды, пока ее муж и гости не закончили есть.
Встреча с Святой Матерью Шри Сарадой Деви
[ редактировать ]Он также встретил Сараду Деви , которую преданные ласково называли Шри Ма или святой матерью, которая была женой и духовной супругой Шри Рамакришны . [ 11 ] По словам Сарата Чандры Чакраварти, он питал огромное уважение к святой матери. «Мать милосерднее отца», — сказал он однажды своему биографу, сопровождавшему его в путешествии к святой матери.
Отзывы
[ редактировать ]Свами Вивекананда очень высоко ценил Нага Махасая. Здесь взят отрывок из книги Сарата Чандры Чакраварти «Дневник ученика», который иллюстрирует взгляды Свами на Наг Махасая. Свамиджи: Шри Рамакришна сравнивал его с королем Джанакой . Человек с таким контролем над всеми чувствами, о котором даже не слышно, а тем более не встречается. Вы должны общаться с ним как можно больше. Он один из Шри Ближайшие ученики Рамакришны.
Ученик: Многие в нашей части страны называют его сумасшедшим. Но я знал, что он великая душа, с самого первого дня нашей встречи с ним. Он меня очень любит, и я получаю его горячее благословение. [ 12 ]
Согласно биографии, братья-монахи Белур Матха также очень любили его. Однажды, когда Наг Махасая отправился в Аламбазар Матх в полдень, когда храм Учителя был закрыт после полуденной трапезы, один из его братьев-учеников Свами Рамакришнананда, который очень строго соблюдал правила служения Учителю, сам нарушил правила. правила для Наг Махасая. Святилище было открыто в этот необычный час, чтобы предложить Учителю еду перед тем, как служить Наг Махасае, поскольку последний принимал только прасад или святую пищу, которую принимал Учитель. Наг Махашая также испытывал величайшее почтение к своим братьям-ученикам- саньясинам . Он говорил о них: «Они не люди, а боги в человеческом обличии, пришедшие играть с Господом. Кто может их знать? Кто может их понять?» [ 13 ]
Гириш Чандра Гош , известный бенгальский драматург и друг Нага Махасая, сказал, что, постоянно избивая свое эго, Наг Махасая полностью сокрушил его, так что оно никогда не могло поднять голову. упоминается В его биографии и некоторых других источниках литературы, посвященных ученикам Шри Рамакришны, , что он был олицетворением смирения. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Сострадание и доброта
[ редактировать ]В его биографии есть много случаев, повествующих о его доброте и сострадании к другим. Во время эпидемии чумы в Калькутте, случившейся в 1898 году, Наг Махасая выхаживал заболевшего собственного повара, а затем в одиночку отнес его к Гангу по последнему желанию человека, даже рискуя собственной жизнью. Однажды ему заплатили определенную сумму за обратный путь на пароходе, когда он отправился на прием к пациенту. На обратном пути он увидел нищую женщину в самом плачевном состоянии, отдал ей всю сумму и прошел босиком всю дорогу обратно в Калькутту. В другой раз после тяжелого рабочего дня он заработал немного денег, которые тут же отдал другому несчастному человеку, когда услышал его печальную историю, а сам остался без еды. Он часто говорил: «Воздержание от похоти и жадности приближает человека к Богу». [ 15 ]
Наг Махасая проявлял сострадание к животным и птицам, часто кормя их вручную. В его биографии рассказывается об инциденте, когда он столкнулся с двумя европейцами, пришедшими охотиться на птиц, и вынудил их уйти, не продолжив охоту. Кроме того, существует легенда, что однажды он умолял кобру со сложенными руками покинуть свой задний двор и вернуться в джунгли, вместо того, чтобы позволить ее убить, как того хотели другие; как сообщается, кобра выполнила его просьбу.
Наг Махасая часто формулировал свою веру в то, что «внешний мир — это проекция вашего собственного разума», сравнивая его с зеркалом, отражающим лица, которые человек смотрит на него. Он был убежден, что единый Бог пребывает в сердце всех творений и что «все живут, движутся и существуют в Нем». Когда его спросили о его привычке держать ладони сложенными, он объяснил, что воспринимал своего личного Бога везде и в каждом существе, благодаря чему для него было невозможным причинить вред даже одному листу живого растения. [ 16 ]
Его цитаты
[ редактировать ]О поклонении он обычно говорил: «Господь, воистину, Калпатару – дерево, исполняющее желания. Он дает все, что у Него просят. Но человек не должен предаваться таким желаниям, которые снова затянут его в круговорот рождений и смертей. Он должен молиться Господу, чтобы даровал ему непоколебимую преданность Его святым стопам и истинное познание Себя. Только тогда он сможет разорвать грязные узы мира и достичь свободы через Его благодать. Стремление к мирским целям должно принести ее. сопутствующее зло».
О сверхъестественных способностях он говорил: «Когда человек становится чистым и истинно духовным, его постоянно пытаются соблазнить искушения более тонкого рода, такие как какая-то оккультная или чудесная сила или внезапное достижение процветания. Чистая душа не должна рассуждать. Он интуитивно знает все; ибо, как чистый кристалл улавливает отражение всех объектов вокруг себя, так и чистый разум постигает вещи мира во всей их полноте. Но если эти силы привлекут его внимание, у него есть все шансы. его уводят от идеала».
Наг Махасая, у которого не было никакой ограниченности в отношении религий или каст, обычно говорил: «В Царстве Божьем нет различия каст или вероисповеданий. Все равны в Его глазах. Господь, каким бы именем они ни называли Его, в какой бы форме они ни размышляли о Нем – если они смогут делать это с искренним и преданным сердцем, они обязательно обретут милость Всемогущего. Многочисленные пути или вероучения – это многочисленные пути. Чтобы достичь одного и того же Царства Божьего, все они эффективны, если следовать им с искренним сердцем и решительным умом». [ 17 ]
Смерть
[ редактировать ]Наг Махасая умер в 1899 году в условиях крайней нищеты и долгов. Сарат Чандра Чакраварти, ставший свидетелем его смерти, упоминает, что даже на смертном одре его главной заботой было обслужить гостей, пришедших навестить его, и поговорить о Шри Рамакришне . Свами Сарадананда , ведущий монах Ордена Рамакришны и брат-ученик, который в это время находился в Дакке, также пришел навестить его. Судя по всему, Наг Махасая также выбрал точную дату и время своего отъезда. [ нужна ссылка ]
Последние моменты его жизни задокументированы в книге Сарата Чандры Чакраварти «Жизнь Нага Махасая». [ нужна ссылка ]
Его последними словами были: «Благодать, благодать, благодать по Твоей безграничной милости». [ 18 ]
После его смерти была сделана фотография его тела, которая теперь воспроизведена во всех связанных с ним произведениях. [ нужна ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Домохозяева, ученики Рамакришны
- Наг Махашай - Портрет великого человека работы Тарапады Ачарджи, июль 1998 г., Тама Прокашан
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Дневник ученика Сарата Чандры Чакраварти, стр. 24.
- ^ Фонд Наг Махашая. Архивировано 12 сентября 2017 года в Wayback Machine /
- ^ Чакраварти, Сарат Чандра. «Жизнь Нага Махасая» (PDF) .
- ^ «Жизнь Нага Махашая» Сарата Чандры Чакрабарти, Глава 1
- ^ «Жизнь Нага Махасая» (PDF) . Жизнь Нага Махасая
- ^ «Жизнь Нага Махасая» (PDF) .
- ^ «Жизнь Нага Махашая» Сарата Чандры Чакрабарти, Глава 2
- ^ «Домохозяин-ученик Рамакришны» . Архивировано из оригинала 14 марта 2011 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ «Домохозяин-ученик Рамакришны» . Архивировано из оригинала 14 марта 2011 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Рамакришна и Наг Махасая
- ^ Евангелия Святой Матери
- ^ Дневник ученика Сарата Чандры Чакраварти, стр. 51.
- ↑ Жизнь Нага Махасая Сарата Чандры Чакраварти, Глава 7
- ^ М. Апостол и Евангелист, Свами Нитьятмананда, Том 2.
- ^ «Жизнь Наг Махшая» . Архивировано из оригинала 14 марта 2011 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ «Жизнь Нага Махашая» . Архивировано из оригинала 14 марта 2011 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Жизнь Наг Махасая Жизнь Наг Махасая Сарат Чандра Чакраварти
- ^ «Домохозяева-ученики Рамакришны» . Архивировано из оригинала 14 марта 2011 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
Внешний
[ редактировать ]- Полное собрание сочинений Свами Вивекананды.
- Шри Ауробиндо «Интегральная йога, учение и метод практики Шри Ауробиндо».
- «Они жили с Богом: истории жизни некоторых преданных Шри Рамакришны» Свами Четанананды, глава 15
- Евангелия Святой Матери, http://saradadevi.info/GHM_book/p-293.html.
- Наг Махашай в ведантауке
- М., Апостол и Евангелист, том 2, Свами Нитьятмананда (бенгальский - Шри Ма Даршан)
- ramkrishnavivekananda.info
- «Дневник ученика» Сарата Чандры Чакрабарти
- РКМ Нагпур
- Мирские ученики Шри Рамакришны