Кешуб Чандра Сен
Кешаб Чандра Сен | |
---|---|
Рожденный | Калькутта , президентство Бенгалии , Британская Индия (современная Калькутта , Западная Бенгалия , Индия) | 19 ноября 1838 г.
Умер | 8 января 1884 г. Калькутта, президентство Бенгалии, Британская Индия | ( 45 лет
Занятие | Религиозный реформатор |
Организация | Брахмо Самадж |
Движение | Бенгальский Ренессанс |
Супруг | Джагонмохини Сен |
Дети | 10, включая Сунити Деви , Сучару Деви |
Родственники | Наина Деви , Садхана Бос (внучки) |
Часть серии о |
христианство |
---|
Часть серии о |
индуизм |
---|
Кешуб Чандра Сен ( бенгальский : কেশবচন্দ্র সেন ; также пишется Кешаб Чундер Сен ; 19 ноября 1838 — 8 января 1884) был индуистским философом и социальным реформатором, который пытался включить христианское богословие в рамки индуистской мысли. Родившийся индуистом в Бенгальском президентстве Британской Индии , он стал членом Брахмо Самаджа в 1857 году. [ 1 ] но в 1866 году основал свой отколовшийся «Бхаратваршия Брахмо Самадж». [ 2 ] в то время как Брахмо Самадж оставался под руководством Дебендраната Тагора (который возглавлял Брахмо Самадж до своей смерти в 1905 году). [ 3 ] В 1878 году его последователи покинули его после того, как несовершеннолетняя его дочь вышла замуж, что показало его кампанию против детских браков как пустую. [ 4 ] Позже в своей жизни он попал под влияние Рамакришны и основал синкретическое « Новое устроение », вдохновленное христианством , вайшнавским бхакти и другими индуистскими практиками.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Кешуб Чандра Сен родился 19 ноября 1838 года в богатой бенгальской семье Байдья. [ 5 ] семья из Калькутты (ныне Калькутта ). Его семья изначально принадлежала деревне Гарифа на берегу реки Хугли . Его дедушкой был Рамкамал Сен (1783–1844), известный просати - индуистский активист и давний противник Рама Мохана Роя. [ 6 ] Его отец Пири Мохан Сен умер, когда ему было десять лет, и Сена воспитывал его дядя. Мальчиком он посещал бенгальскую начальную школу Патшала, а затем в 1845 году поступил в индуистский колледж . [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1855 году он основал вечернюю школу для детей рабочих, которая просуществовала до 1858 года. В 1855 году он стал секретарем Братства доброй воли. [ 8 ] масонский [ 9 ] Ложа связана с унитарианцем преподобным Чарльзом Даллом и христианским миссионером преподобным Джеймсом Лонгом, который также помог Сену основать «Британско-индийскую ассоциацию» в том же году. [ 10 ] Примерно в это же время его начали привлекать идеи Брахмо Самаджа. [ 7 ]
Кешуб Сен также был ненадолго назначен секретарем Азиатского общества в 1854 году. Некоторое время после этого Сен также работал клерком в Банке Бенгалии , но оставил свой пост, чтобы посвятить себя исключительно литературе и философии. [ 11 ] По этому поводу хорошо знавший его профессор Оман пишет: «Обладающий эмоциональным темпераментом, искренним благочестием, даром красноречия и сильной закваской тщеславия, Кешуб Чундер Сен находил трезвые, монотонные обязанности банковского клерка невыносимыми и очень вскоре начал искать более подходящее поле для проявления своих способностей». и он официально присоединился к Брахма Самадж в 1859 году. [ 12 ]
Брахмо Самадж
[ редактировать ]В 1857 году Сен снова устроился на работу клерком, на этот раз в качестве личного секретаря Двиджендранатха Тагора , и присоединился к Брахмо Самадж . В 1859 году Сен посвятил себя организационной работе Брахмо Самаджа, а в 1862 году Хемендранат Тагор назначил его стипендиатом ( ачарьей ) в одном из его молитвенных домов.
В 1858 году покинул свой дом в Куоотоле и укрылся в доме Джорасанко семьи Тагор , когда патриарх семьи был в отъезде. В 1862 году Сен помог основать Альберт-колледж и написал статьи для Indian Mirror , еженедельного журнала Калькуттского Брахмо Самаджа, в котором обсуждались социальные и моральные темы. [ 11 ]
В 1863 году он написал «Оправданный Брахма Самадж» . Он резко критиковал христианство и путешествовал по стране, читая лекции и проповедуя, что Брахмо Самадж призван возродить индуистскую религию посредством использования древних индуистских источников и авторитета Вед. [ 11 ] Однако к 1865 году Сен был убежден, что только христианская доктрина может дать новую жизнь индуистскому обществу. [ 13 ]
В ноябре 1865 года он был вынужден покинуть Брахма Самадж после «открытого разрыва с его основателем Дебендранатом Тагором» из-за христианских практик в брахмоизме, а в следующем году (1866) при поддержке унитарного проповедника Чарльза Далла он присоединился к другой новой организации, Бхарат Баршия. Брахмо Самадж в качестве его секретаря (президент - «Бог»). Затем « Брахмо Самадж» Тагора быстро очистился от христианского учения Сена и призвал называть его Ади Брахмо Самадж, чтобы отличить его от сознательно одноименной версии Сена. [ 14 ]
христианство
[ редактировать ]В 1866 году Сен выступил с речью на тему «Иисус Христос, Европа и Азия», в которой он заявил, что «Индия будет предназначена только для Христа, который уже бродит по этой земле», и это создавало впечатление, что он собирается принять христианство . [ 15 ] [ 14 ]
Профессор Оман пишет: «Со времени своего выхода из родительского Общества Кешуб своими сочинениями и публичными лекциями заручился симпатиями вице-короля сэра Джона Лоуренса , который проявлял глубокий интерес к работе местного реформатора, особенно к тому, что Кешуб публично говорил о Христе в терминах, которые, казалось, оправдывали веру в то, что он был христианином во всем, кроме открытого исповедания веры». [ 16 ]
Это привлекло к нему внимание, и в 1870 году он отправился в Англию, где пробыл шесть месяцев. [ 15 ] Прием в Англии его разочаровал. [ 15 ] как он пишет гораздо позже в письме Максу Мюллеру
Британская общественность должна знать, как наиболее развитый тип индуизма в Индии пытается поглотить и ассимилировать христианство Христа и как он утверждает и распространяет под именем «Нового устроения» новый индуизм, сочетающий в себе йогу и Бхакти, а также новое христианство, которое сочетает в себе апостольскую веру и современную цивилизацию и науку. Это христианство. [ нужна ссылка ]
Любовь к государю
[ редактировать ]В 1870 году Кешуб ввел в свою Церковь новое учение «Любовь к Государю». Воспринимая христианство как образцовую традицию, которой индийцы могли учиться, Кешуб пришел к убеждению, что британское присутствие в Индии служит божественной цели для индийского народа. На своей исторической встрече с королевой в 1870 году он выразил свое положительное отношение к британскому правлению, что принесло ему аплодисменты аудитории. Эта теологическая позиция против индийского национализма (которая тогда была выдвинута Брахмосом в соответствии с новой доктриной Хемендраната Тагора «Брамос принимает сосуществование принципов Брахмо с управлением, но выступает против любого управления, противоречащего принципам Брахмо») сделала Кешуба мишенью. огромной критики дома. [ 17 ] В 1868 году Кешуб заложил фундамент своей новой церкви – Скинии Нового Устроения.
Разногласия внутри Брахмо Самаджа Индии
[ редактировать ]Принятие Закона об особых браках в 1872 году вызвало большое недовольство среди Брахмоса тем, что Сен вызвал неизбежный разрыв с Брахмо Дхармой, составленной Махарши Дебендранатхом и навсегда связанной с Ади Брахмо Самадж Тагора . Мощная часть «Брахмо Самадж в Брахмо Самадж Индии» с реформистскими взглядами, более продвинутыми, чем у Кешуба, особенно в отношении образования и духовного развития женщин, теперь открыто жаловалась, что они остались без какого-либо религиозного статуса, кроме как обратиться к Христу, как их лидер, что было им неприятно, или с позором вернуться в лоно Брахмо Дхармы. В 1873 году Сену пришлось резко противостоять этой фракции следующей речью:
Куда дух Божий ведет Индию? К Брахмо Самаджу? Я говорю: «Нет». Отрицать Небеса, которые ведут нас вперед, к Его Святой Церкви, было бы свидетельством слепого неверия. Вы не смеете отрицать, что Индия движется к Царству Небесному. Но Брахмо Самадж, как таковой, не является Святой Церковью Бога; поскольку оно не имеет никакого подобия Царству Небесному. Воистину, воистину, этот Брахмо Самадж представляет собой нелепую карикатуру на Церковь Божью. [ 18 ]
Аннетт Акройд и споры о женской эмансипации
[ редактировать ]Примерно в 1875 году Сен был вовлечен в публичную полемику с Аннетт Акройд, видной феминисткой и социальным реформатором, которая отплыла в Индию в октябре 1872 года. Акройд была шокирована ее дискуссиями с Сеном и чувствовала, что Сен, ритор женского образования в Англии, был типичным Индусский мракобес, вернувшийся домой в Индию, пытается скрыть знания от умов женщин. Этот спор проник в местную прессу и оказал влияние на школу Бетьюна . Акройд был также встревожен соратниками Сена, такими как Биджой Кришна Госвами , Агхоре Натх Гупта и Гоур Говинда Рэй, которые традиционно были индуистами по образованию и сопротивлялись образованию женщин в Британской Индии .
У г-на Сена было сильное предубеждение против университетского образования, более того, против того, что обычно считается высшим образованием женщин. Он возражал против преподавания им, например, таких предметов, как математика, философия и естествознание, тогда как передовая партия положительно хотела дать своим дочерям и сестрам то, что обычно считается высшим образованием. Они не возражали против своего университетского образования и не были склонны делать большую разницу в образовании между мужчинами и женщинами. Не было никакой надежды на компромисс между двумя такими крайними школами мысли. Соответственно, радикальная партия приступила к созданию отдельной женской школы, названной « Хинду Махила Видьялайя», для обучения взрослых молодых женщин, принадлежащих к их партии. Успешная работа этой школы под руководством мисс Экройд, впоследствии миссис Беверидж, привлекла большое внимание общественности и получила высокую оценку правительственных чиновников. Эта школа проделала отличную работу на протяжении многих лет и впоследствии носила название Банга Махила Видьялая и, наконец, был объединен с женским колледжем Бетьюн , куда он направил некоторых из своих самых выдающихся студенток. [ 19 ]
Споры о мистицизме
[ редактировать ]У него развилась склонность к мистицизму и большая склонность к духовному учению индийской философии. Он отдал свою дочь, [ нужна ссылка ] Сунити Деви в браке с Махараджем Нрипендрой Нараяном из Куч Бехара ; он возобновил постановку мистических пьес и сам принял участие в одной из них. Эти изменения оттолкнули многих его последователей, которые отказались от его знамени и основали Садхаран Брахмо Самадж в 1878 году. [ 15 ]
Сен делал все, что мог, чтобы воодушевить своих последователей новыми идеями и фразами, такими как «Новое зарождение», «Святой Дух». Он также ввел таинственную трапезу из риса и воды, аналогичную сикхской системе посвящения Амрита (нектара) для новообращенных. [ 15 ] Он также попытался более широко обратиться к индийцам, используя более мистический подход. Генеральный этнограф пишет:
Примерно в этот период или немного раньше Кешуб Чандар Сен, по-видимому, попытался привлечь более широкое внимание индийцев, развивая эмоциональную сторону своей религии. И он постепенно откатился от чистого унитарного теизма к тому, что было практически индуистским пантеизмом и мистицизмом йогов. В то же время он стал считать себя вдохновленным пророком и провозгласил себя таковым. [ 20 ]
Один из примеров его новых доктрин описал профессор Оман:
В 1873 году он выдвинул учение об Адеше, или особом вдохновении, решительно заявив, что вдохновение не только возможно, но и является истинным фактом в жизни многих набожных душ нашего века. Последующие годы стали свидетелями заметного развития той по существу азиатской и, возможно, особенно индийской формы религиозного чувства, которая находит свое естественное удовлетворение в уединенном экстатическом созерцании. Как необходимое следствие, в 1876 году был учрежден орден преданных, разделенный на три основных класса, которые в возрастающей градации обозначались шабаками, бхактами и йогами. Самый низший класс, разделенный на две части, посвящен изучению религии и практическому исполнению религиозных обязанностей, в том числе совершению добра другим. [ 21 ]
По возвращении в Индию он основал Индийскую реформаторскую ассоциацию , имевшую пять направлений деятельности: недорогая литература, улучшение положения женщин, образование, воздержание и благотворительность. В двух лекциях, прочитанных между 1881 и 1883 годами, он поделился своими последними доктринами. Это были «Эта чудесная тайна – Троица» и «Послание Азии Европе». Последнее является красноречивым призывом против европеизации Азии, а также протестом против западного сектантства. В периоды своей последней болезни он написал «Новую Самхиту», или «Священные законы арийцев нового завета» . Он умер 8 января 1884 года. На его индуистских похоронах присутствовало более 2000 человек. [ 22 ]
Влияние Рамакришны
[ редактировать ]В 1876 году неизвестный тогда Рамакришна Парамханса приехал искать Сена и впервые встретил его в Садхан Канане . Бедная, грубая, нетрадиционная внешность Рамакришны ранее отталкивала других знаменитостей Брахмо, таких как Дебендранат Тагор, к которому Рамакришна обратился; [ 23 ] Рамакришны и даже Сен поначалу не проявлял никакого отношения к мистицизму и был настроен враждебно. Его покорили Рамакришну не столько его учениями, сколько его манерами, которые Кешуб Сен отождествлял с поведением подлинного святого . [ 24 ] Когда Рамакришна встретил его, Кешуб принял христианство и отделился от Брахмо Самадж . Раньше Кешуб отверг идолопоклонство, практикуемое его семьей, но, попав под влияние Рамакришны, он снова принял индуистское многобожие и основал религиозное движение «Новое устроение» ( Нава Видхан ), основанное на принципах Рамакришны — «Поклонение Богу как Матери». , «Все религии истинны». [ 25 ] Его принятие идолопоклонства привело к возникновению фракций внутри его организации. Он также публиковал учения Рамакришны в журнале New Dispensation в течение нескольких лет. [ 26 ] что сыграло важную роль в привлечении внимания к Рамакришне более широкой аудитории, особенно Бхадралоков и европейцев, проживающих в Индии. [ 27 ] [ 28 ] Рамакришна тоже глубоко уважал Кешуба. Рамакришна сказал о нем незадолго до своей смерти, что «розовое дерево следует пересадить, потому что садовник хочет от него красивых роз». [ 29 ]
Универсальная религия
[ редактировать ]Основным стремлением Сена было создание универсальной религии или системы убеждений. Сен основал синкретическую школу спиритизма, названную Набо Бидхан или «Новое устроение», которая, как он намеревался, объединила лучшие принципы христианства и западной духовной традиции с индуизмом . [ нужна ссылка ]
Его оппоненты считали, что он полностью отверг принципы брахмоизма , установленные Раммохуном Роем (цитируемые Дж. Н. Фаркуахаром и другими учеными), и в январе 1881 года о Новом Завете было официально объявлено в газете Sunday Mirror от 23 октября:
Наша позиция не в том, что истины можно найти во всех религиях; но что все устоявшиеся религии мира истинны. Между этими двумя утверждениями есть большая разница. Славная миссия Нового Устроения состоит в том, чтобы гармонизировать религии и откровения, установить истину каждого конкретного устроения и на основе этих деталей установить самую большую и широкую индукцию общего и славного положения. [ 30 ]
Сен перенял ряд церемоний как из индуизма, так и из христианства, назвав Бога «Матерью» и приняв жертвоприношение хома и церемонию «арати» (размахивание огнями) в ритуал Брахмы. Он нашел духовную пищу в Дурга Пудже и составил гимн хвалы, содержащий 108 имен Бога, а также другие формы поклонения, которые перекликались с традиционными индуистскими молитвами. [ 30 ]
Школа Набо Бидхана вызвала значительный антагонизм среди брахмо самаджистов, поскольку последователи Сена утверждали, что они также были брахмосом . Восемь брахмов Силхета (ныне в Бангладеш), включая Раджа Чандру Чаудхури и Пандита Ситанатха Таттвабхушана, издали в 1880 году следующее воззвание:
Давайте все, каждый Брахмо и Брахмо Самадж, объединимся, чтобы дать миру понять, что Новая Диспенсация не является религией Брахмо: Что у нас нет ни малейшей симпатии к вероучению: Что Новая Диспенсация полностью противоположна брахмоизму. [ 31 ]
Это провозглашение Садхарана Брахмо Самаджа привело в 1881 году к формированию Организации Конференции Брахмо , которая публично осудила и разоблачила Кешуба Сена и его движение Набо Бидхан со всех платформ как «антибрахмо» с точки зрения вышеупомянутого провозглашения. [ 31 ]
Хотя недоброжелатели Сена выступали против него и осуждали его, он находил признание у других.
Бипин Чандра Пал кратко резюмировал эволюцию:
Кешубу, однако, была поручена работа по организации философии Раммохуна Роя в настоящую универсальную религию посредством новых ритуалов, литургий, таинств и дисциплин, в которых стремились объединить не только теории и доктрины различных мировых религий, но и их внешние проводники и формуляры в той мере, в какой они были реальными проводниками их религиозной или духовной жизни, очищенными, однако, посредством процесса духовного просеивания от их несовершенств, ошибок и суеверий. [ 32 ]
Читтаранджан Дас объяснил попытку Сена создать универсальную религию. Выступая в 1917 году, он сказал:
Ранняя религия его жизни (Кешуба Чундер Сена), возможно, была несколько абстрактной. Но его религия в развитой форме, какой мы находим ее в его Нававидхане, полна конкретных символов всех религий... Каждый индус осознает глубинное единство этого универсализма. Прочтите религиозные стихи вайшнавов, прочтите религиозные стихи шактов и других сект, и вы обнаружите, что они идентичны в этом характере. Жизнь и деятельность Кешуба Чундер Сена также указывают на попытку за попыткой достичь именно этого универсализма... Результат можно считать удовлетворительным, а можно и нет. Но я отказываюсь судить об этом по результатам. Я радуюсь славе этой попытки. [ 33 ] [ нужна ссылка ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Кешуб Чандра Сен был женат на Джагонмохини Сен. У пары было десять детей: пятеро сыновей – Каруна Чандра Сен, Нирмал Чандра Сен, Прафулла Чандра Сен, Сарал Чандра Сен, [ 34 ] и Др. Суброто Сен; и пять дочерей - Сунити Деви (Махарани из Куч Бехара), Сабитри Деви, Сучару Деви (Махарани из Маюрбханджа), Моника Деви и Суджата Деви. Классическая певица Наина Деви (1917–1993) и актриса и танцовщица Садхана Бос (1914–1973), дочери Сарала Сена, были его внучками. [ 35 ] Один из его внуков, Эрролл Чундер Сен ( 1899–1941 ), стал пионером индийского летчика, служившего в Королевском летном корпусе и Королевских военно-воздушных силах во время Первой мировой войны. Среди других его внуков были игроки в крикет принц Хитендра Нараян , Махараджа Джитендра Нараян , Махараджа Раджендра Нараян и принц Виктор Нитьендра Нараян. Дети Джитендры Нараяна Махарани Гаятри Деви , Махараджа Джагаддипендра Нараян , Индраджитендра Нараян, Ила Деви и Менака Деви были его правнуками. [ нужна ссылка ]
Сен был другом Рабиндраната Тагора .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карпентер, Мэри Лант (1907), Жизнь Кешуба Чундера Сена .
- ^ Шастри , с. 276
- ^ Шастри , с. 16
- ^ «Садхаран Брахмо Самадж» . Садхаран Брахмо Самадж. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Саутард, Барбара (1971). Неоиндуизм и воинствующая политика в Бенгалии, 1875-1910 гг . Гавайский университет. п. 76.
- ^ Шарма, HD Рам Мохун Рой – человек эпохи Возрождения . п. 26. ISBN 81-89297-70-8
- ^ Jump up to: а б Мюллер, Фридрих Макс (1884). Биографические очерки . C. Сыновья Скрибнерса. стр. 51–53.
- ^ в соответствии с Великой датской хартией миссионеров датского поселения в Серампуре, ложи De L'amour Fraternelle (братской любви), девизом которой тогда было «Отцовство Бога и Братство людей».
- ^ «Великая Ложа Индии» . masonindia.org . Архивировано из оригинала 19 января 2010 года.
- ^ Шастри , с. 114
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 , с. 759.
- ^ Собственный , с.
- ^ Сотрудники Исполкома (6 марта 2015 г.). «Кешаб Чундер Сен» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б Сотрудники EB 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 , с. 760.
- ^ Собственный , стр. 118.
- ^ Уддин, Суфия М. (2006) Построение Бангладеш: религия, этническая принадлежность и язык в исламской нации . УНК Пресс. п. 85 ISBN 978-0-8078-3021-5
- ^ Parekh , p. 69
- ^ Шастри , с. 258
- ^ Рассел, Р.В. (1912) Племена и касты . Правительственное этнографическое издание
- ^ Оман , стр. 131, 139, 140.
- ^ Шастри
- ^ Parekh , p. 74
- ^ Роллан, Ромен (1929). «Рамакришна и великие пастухи Индии» . Жизнь Рамакришны . стр. 110–130.
- ^ И все же Ю. (2000). Сравнительное исследование религий . Мотилал Банарсидасс. стр. 198–199. ISBN 978-81-208-0815-7 .
- ^ Мукерджи, Джаясри (май 2004 г.). «Влияние Шри Рамакришны на современное индийское общество» . Прабудда Бхарата . Проверено 4 сентября 2008 г.
- ^ Мюллер, Макс (1898). « Рамакришны Жизнь » . Рамакришна, его жизнь и высказывания . стр. 56–57.
- ^ Дебарри, Уильям Теодор; Эйнсли Томас Эмбри (1988). Источники индийской традиции: с начала до 1800 года . Стивен Н. Хэй. Издательство Колумбийского университета. п. 63. ИСБН 978-0-231-06415-6 .
- ^ Роллан, Ромен (1929). «Река снова впадает в море» . Жизнь Рамакришны . п. 202.
- ^ Jump up to: а б Фаркуахар, Джон Никол (1915) Современные религиозные движения в Индии . Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 57–58
- ^ Jump up to: а б Шастри , с. 513
- ↑ Бепин Чандра Пал, «История новой эры Бенгалии: Брахмо Самадж и Брахмананда Кешуб Чундер», в Бангабани , 1922. Перепечатано в «Свидетельствах Брахмананды Кешуб Чундер Сена» , составленных Г. К. Банерджи, Аллахабад, 1934, бенгальский раздел, стр. 33.
- ^ Из речи, произнесенной на собрании, состоявшемся в Овертаун-холле, Калькутта, в январе 1917 года в память о покойном Кешубе Чундер Сене, напечатанном в Дешбандху Рачанасамагре.
- ^ См. раздел «Карьера».
- ^ «Повесть о двух женщинах: В поисках своих песен» . Телеграф . 11 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2014 года . Проверено 6 июня 2013 г.
Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кешуб Чундер Сен ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 759–760. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Цитируемые источники
- Оман, Джон Кэмпбелл (1906). Брахманы, теисты и мусульмане Индии . Лондон: Т.Ф. Анвин.
- Парех, Манилал К. (1926). Брахмарши Кешуб Чундер Сен. Раджкот: Восточный Дом Христа.
- Шастри, Шиванатх (1911–1912). История Брахмо Самаджа . Калькутта: Р. Чаттерджи.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мазумдар, Гури Просад (1912). Взгляд на жизнь Кешуба Чундера Сена. Калькутта: Такер, Спинк и Ко.
- Райчаудхури, Тапан (2004). «Сен, Кешуб Чундер (1838–1884)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/47672 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Кешуба Чандры Сена или о нем в Internet Archive
- Кешаб Чундер Сен в Британской энциклопедии
- «Сен, Кешаб Чандра» . Банглапедия . Проверено 20 мая 2019 г.
- 1838 рождений
- 1884 смерти
- Индийские философы XIX века
- Брамос
- Бенгальские индуисты
- Основатели новых религиозных движений
- Индуистские философы и теологи
- Индуистские философы и богословы XIX века
- Индуистские возрожденцы
- Индийские индуистские духовные учителя
- Индийские реформаторы
- Индийские социальные реформаторы
- Выпускники Президентского университета, Калькутта
- Учёные из Калькутты
- Выпускники Калькуттского университета
- Захоронения на кладбище Брахмо, Набодебалая.
- Индийские индусы
- Социальные работники из Западной Бенгалии