Мезоамериканская религия
Мезоамериканская религия — группа коренных религий Мезоамерики , которые были распространены в доколумбовую эпоху . Двумя наиболее широко известными примерами мезоамериканской религии являются религия ацтеков и религия майя .
Космология [ править ]
Космологические взгляды в Мезоамерике тесно связаны с мезоамериканскими богами и духовным миром. Таким образом, построение и разделение вселенной является визуальным и символическим обоснованием их религиозных верований.Как и у многих разных народов Мезоамерики, детали мезоамериканских космологических взглядов имеют тенденцию сильно различаться. У этих взглядов действительно есть некоторые сходства, например, вера в фундаментальный космический порядок, в котором элементы времени и пространства являются наиболее важными. Эти два элемента рассматриваются как центр Вселенной и образуют центр четверичности, известный как Мезоамериканское мировое древо , довольно близкий к квинконсу .
Пространство и время [ править ]
Важность времени проявляется в циклах жизни, смерти и возрождения, которым аналогичным образом поклоняются в большинстве религий. Время символизируется в цикле Солнца, поскольку мезоамериканцы верили, что Солнце разделяет ночь и день и что смерть и возрождение Солнца являются причиной новой эры.
Как расширение квинкунса, символизирующего пространство, две оси объединяют вселенную с включением как природного, так и духовного, по вертикали и по горизонтали. Ее называют осью мира , которая в случае мезоамериканской космологии по вертикали состоит из трех миров, а по горизонтали — из четырех направлений и центра.
По вертикальной оси; мир на поверхности Земли, посередине; мир над звездами, а затем мир под нашей поверхностью. Эти три мира не следует путать с христианским разделением рая и ада, хотя испанцы, пытаясь обратить в свою веру коренных жителей Мезоамерики, сделали эти два мира сопоставимыми. [1]
Пантеон [ править ]
Мезоамериканский пантеон включает в себя десятки богов и богинь в дополнение к основным божествам, описанным ниже.
Тлалок (ацтеки) / Чаак (майя) / Дзахуи (миштеки) / Кочихо (сапотек) — главный бог дождя; божество воды, плодородия, дождя и бури, а также связанное с горами. Его можно узнать по выпученным глазам и характерным клыкам.
Кецалькоатль (ацтеки) / Кукулькан (юкатекские майя) / Кукумац (киче майя) / 9 Ветер (микстек) — Пернатый змей; бог ветра, жрецов, торговцев и связь между Землей и небом.
Тескатлипока (ацтекский) – «Дымящееся зеркало»; коварное вездесущее божество космической борьбы, распрей, правителей, колдунов и воинов; ягуар - его животный аналог.
Кавиил (майя) - некоторое сходство с Тескатлипокой, но также связано с молниями и сельским хозяйством и имеет змеиные черты.
Уицилопочтли (ацтекский) — выдающийся бог и божество-покровитель ацтеков в Теночтитлане , где его храм с примыкающим к нему храмом Тлалока находился на вершине великой пирамиды, составляющей двойной Темпло Майор . Божество Солнца, огня, войны и правящей линии. [2]
Колонизированная Мезоамерика [ править ]
Когда испанцы впервые прибыли в Мезоамерику, они грабили территорию коренных народов, часто грабя их храмы и места отправления культа. Помимо этого, набожные испанцы-католики сочли существующие мезоамериканские духовные обряды глубоко оскорбительными и стремились либо скрыть, либо искоренить их практику. Это привело к уничтожению религиозных институтов майя, особенно тех, которые были сосредоточены на человеческих жертвоприношениях и умилостивлении мультидеистического пантеона.
Боевые ценности и человеческие жертвоприношения были ритуальным ядром мезоамериканской духовности до европейского вторжения, но быстро растворились на ранних этапах имперского правления. Доиспанская культура воинов в Мезоамерике придавала большое значение захвату врагов на поле битвы; Поэтому убийство на поле боя не поощрялось и фактически считалось жестоким и неряшливым. Об этом акценте на несмертельный бой свидетельствует тот факт, что ацтекские воины продвигались по службе на основе того, сколько пленных воинов они могли вернуть с поля боя, а не просто на основе разрушительной способности убивать. Захват пленных между соперничающими культурами обеспечивал обеим сторонам жертвы для умилостивления божества, причем обе стороны даже заранее устраивали войны, так называемые Цветочные войны . Эта практика в конечном итоге стала невозможной после того, как Испания подчинила себе полуостров Юкатан . В частности, у божества Уицилопочтли был преданный культ крови, поскольку считалось, что без его постоянной поддержки космос погрузится во тьму. Менее жестокие ритуалы также сознательно подавлялись, поскольку испанские власти сочли их анафемой в свете своих собственных духовных предубеждений.
Когда испанцы и их союзники из Тлашкальтеки осадили Теночтитлан после того, как их вытеснили за упреждающую резню безоружных празднующих, ацтеки нанесли ответный удар и принесли в жертву Уицилопочтли своих иберийских пленников, но в конечном итоге ацтеки не смогли защитить город после разрушительной эпидемии оспы, унесшей жизни многих воинов и лидеры, включая самого тлатоани . Хотя ацтеки и после завоевания продолжали поклоняться некоторым своим богам, поклоняясь им тайно и даже маскируя божеств под номинальных католических святых, культ бога войны был полностью подавлен. Действительно, Уицилопочтли до сих пор гораздо менее изучен, чем другие крупные божества, такие как Тлалок или Кетцалькоатль, и о нем мало что было написано в сохранившихся источниках, сохранившихся за десятилетия после завоевания. [3]
Первые монахи в колонизированной Мезоамерике писали руководства, описывающие местные ритуалы и обычаи, чтобы точно определить, что приемлемо, а что неприемлемо, и распознать неприемлемое, когда они это увидели. С самого начала власти осознавали подрывной потенциал записи подробностей «идолопоклонства» и не рекомендовали записывать в письменном виде что-либо, что могло бы сохранить религию до завоевания. Если вообще с этим мириться, запись этих наблюдений была очень субъективным проектом, и лишь немногие из руководств сохранились. Вещи, которые считались «дьявольскими», различались в зависимости от монаха-репортера: одна рукопись оправдывала практику, которую другая рукопись могла бы осудить. [4]
Миссионеры в Мезоамерике пытались взять уже существующие символы и элементы местных религий и обществ коренных народов и придать им христианское значение и символику; например, мезоамериканское мировое дерево , которое они интерпретировали как крест. Но в то же время они демонизировали и другие элементы, которые считались не соответствующими христианским верованиям. Они сделали это, чтобы облегчить обращение мезоамериканцев в христианство.
До испанского завоевания в каждой деревне было божество-покровитель, идолу которого поклонялись, приносили подношения, украшали драгоценностями и прекрасными одеждами. После завоевания каждая деревня получила на своем месте римско-католического святого-покровителя, изображение которого украшали и поклонялись, как и раньше. [5] А места паломничества, где коренные народы поклонялись богам до завоевания, были адаптированы к католическим святым, таким как Сеньор де Чалма ( Чалма, Малиналько, штат Мехико ) и Вирхен де лос Ремедиос ( Богоматерь Лос Ремедиос ). [5]
До испанского завоевания у ацтеков и майя было много общих религиозных элементов, но они совершенно по-разному реагировали на одну и ту же форму испанского католицизма. Ацтеки отказались от своих обрядов и объединили свои религиозные верования с католицизмом, тогда как относительно автономные майя сохранили свою религию в качестве основы своих верований и включили в себя различные степени католицизма. [6] Деревенскую религию ацтеков курировали монахи, в основном францисканцы . Престиж и почет в селе достигались за счет занимания должностей в религиозных организациях.Коренные жители не могли вступить в ордены или получить таинственное рукоположение в качестве светских священников. [7] Начиная с 17 века, испанское духовенство имело мало общего с религиозным развитием большинства мексиканских деревень, и это дало свободу ацтекскому религиозному синкретизму. ) [7]
Большую помощь первым миссионерам оказал образ, известный как Дева Гваделупская. [ нужна ссылка ] .
См. также [ править ]
- Использование ацтеками энтеогенов
- Энтеогеника и майя
- Мезоамериканское космовидение
- Мезоамериканская мифология
Ссылки [ править ]
- ^ Маркман и Маркман, Освежёванный бог (номер страницы?)
- ^ Миллер, Мэри и Карл Таубе. 1993. Боги и символы Древней Мексики и майя.
- ^ Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. Стр. 370-371
- ^ Беркхарт, Луиза М. 1997. Индийские женщины ранней Мексики. Университет Оклахомы Пресс.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. П 378
- ^ Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. П 370
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. Стр. 379-380
Внешние ссылки [ править ]
- «Видения потустороннего мира», Vistas: Визуальная культура в испанской Америке, 1520-1820 гг . http://www.fordham.edu/vistas.