Jump to content

Мезоамериканская религия

Мезоамериканская религия — группа коренных религий Мезоамерики , которые были распространены в доколумбовую эпоху . Двумя наиболее широко известными примерами мезоамериканской религии являются религия ацтеков и религия майя .

Космология [ править ]

Религиозный календарь из Кодекса Фежервари-Майера (Codex Pochteca).

Космологические взгляды в Мезоамерике тесно связаны с мезоамериканскими богами и духовным миром. Таким образом, построение и разделение вселенной является визуальным и символическим обоснованием их религиозных верований.Как и у многих разных народов Мезоамерики, детали мезоамериканских космологических взглядов имеют тенденцию сильно различаться. У этих взглядов действительно есть некоторые сходства, например, вера в фундаментальный космический порядок, в котором элементы времени и пространства являются наиболее важными. Эти два элемента рассматриваются как центр Вселенной и образуют центр четверичности, известный как Мезоамериканское мировое древо , довольно близкий к квинконсу .

Пространство и время [ править ]

Важность времени проявляется в циклах жизни, смерти и возрождения, которым аналогичным образом поклоняются в большинстве религий. Время символизируется в цикле Солнца, поскольку мезоамериканцы верили, что Солнце разделяет ночь и день и что смерть и возрождение Солнца являются причиной новой эры.

Как расширение квинкунса, символизирующего пространство, две оси объединяют вселенную с включением как природного, так и духовного, по вертикали и по горизонтали. Ее называют осью мира , которая в случае мезоамериканской космологии по вертикали состоит из трех миров, а по горизонтали — из четырех направлений и центра.

По вертикальной оси; мир на поверхности Земли, посередине; мир над звездами, а затем мир под нашей поверхностью. Эти три мира не следует путать с христианским разделением рая и ада, хотя испанцы, пытаясь обратить в свою веру коренных жителей Мезоамерики, сделали эти два мира сопоставимыми. [1]

Пантеон [ править ]

Мезоамериканский пантеон включает в себя десятки богов и богинь в дополнение к основным божествам, описанным ниже.

Тлалок (ацтеки) / Чаак (майя) / Дзахуи (миштеки) / Кочихо (сапотек) — главный бог дождя; божество воды, плодородия, дождя и бури, а также связанное с горами. Его можно узнать по выпученным глазам и характерным клыкам.

Кецалькоатль (ацтеки) / Кукулькан (юкатекские майя) / Кукумац (киче майя) / 9 Ветер (микстек) — Пернатый змей; бог ветра, жрецов, торговцев и связь между Землей и небом.

Тескатлипока (ацтекский) – «Дымящееся зеркало»; коварное вездесущее божество космической борьбы, распрей, правителей, колдунов и воинов; ягуар - его животный аналог.

Кавиил (майя) - некоторое сходство с Тескатлипокой, но также связано с молниями и сельским хозяйством и имеет змеиные черты.

Уицилопочтли (ацтекский) — выдающийся бог и божество-покровитель ацтеков в Теночтитлане , где его храм с примыкающим к нему храмом Тлалока находился на вершине великой пирамиды, составляющей двойной Темпло Майор . Божество Солнца, огня, войны и правящей линии. [2]

Колонизированная Мезоамерика [ править ]

Когда испанцы впервые прибыли в Мезоамерику, они грабили территорию коренных народов, часто грабя их храмы и места отправления культа. Помимо этого, набожные испанцы-католики сочли существующие мезоамериканские духовные обряды глубоко оскорбительными и стремились либо скрыть, либо искоренить их практику. Это привело к уничтожению религиозных институтов майя, особенно тех, которые были сосредоточены на человеческих жертвоприношениях и умилостивлении мультидеистического пантеона.

Боевые ценности и человеческие жертвоприношения были ритуальным ядром мезоамериканской духовности до европейского вторжения, но быстро растворились на ранних этапах имперского правления. Доиспанская культура воинов в Мезоамерике придавала большое значение захвату врагов на поле битвы; Поэтому убийство на поле боя не поощрялось и фактически считалось жестоким и неряшливым. Об этом акценте на несмертельный бой свидетельствует тот факт, что ацтекские воины продвигались по службе на основе того, сколько пленных воинов они могли вернуть с поля боя, а не просто на основе разрушительной способности убивать. Захват пленных между соперничающими культурами обеспечивал обеим сторонам жертвы для умилостивления божества, причем обе стороны даже заранее устраивали войны, так называемые Цветочные войны . Эта практика в конечном итоге стала невозможной после того, как Испания подчинила себе полуостров Юкатан . В частности, у божества Уицилопочтли был преданный культ крови, поскольку считалось, что без его постоянной поддержки космос погрузится во тьму. Менее жестокие ритуалы также сознательно подавлялись, поскольку испанские власти сочли их анафемой в свете своих собственных духовных предубеждений.

Когда испанцы и их союзники из Тлашкальтеки осадили Теночтитлан после того, как их вытеснили за упреждающую резню безоружных празднующих, ацтеки нанесли ответный удар и принесли в жертву Уицилопочтли своих иберийских пленников, но в конечном итоге ацтеки не смогли защитить город после разрушительной эпидемии оспы, унесшей жизни многих воинов и лидеры, включая самого тлатоани . Хотя ацтеки и после завоевания продолжали поклоняться некоторым своим богам, поклоняясь им тайно и даже маскируя божеств под номинальных католических святых, культ бога войны был полностью подавлен. Действительно, Уицилопочтли до сих пор гораздо менее изучен, чем другие крупные божества, такие как Тлалок или Кетцалькоатль, и о нем мало что было написано в сохранившихся источниках, сохранившихся за десятилетия после завоевания. [3]

Первые монахи в колонизированной Мезоамерике писали руководства, описывающие местные ритуалы и обычаи, чтобы точно определить, что приемлемо, а что неприемлемо, и распознать неприемлемое, когда они это увидели. С самого начала власти осознавали подрывной потенциал записи подробностей «идолопоклонства» и не рекомендовали записывать в письменном виде что-либо, что могло бы сохранить религию до завоевания. Если вообще с этим мириться, запись этих наблюдений была очень субъективным проектом, и лишь немногие из руководств сохранились. Вещи, которые считались «дьявольскими», различались в зависимости от монаха-репортера: одна рукопись оправдывала практику, которую другая рукопись могла бы осудить. [4]

Миссионеры в Мезоамерике пытались взять уже существующие символы и элементы местных религий и обществ коренных народов и придать им христианское значение и символику; например, мезоамериканское мировое дерево , которое они интерпретировали как крест. Но в то же время они демонизировали и другие элементы, которые считались не соответствующими христианским верованиям. Они сделали это, чтобы облегчить обращение мезоамериканцев в христианство.

До испанского завоевания в каждой деревне было божество-покровитель, идолу которого поклонялись, приносили подношения, украшали драгоценностями и прекрасными одеждами. После завоевания каждая деревня получила на своем месте римско-католического святого-покровителя, изображение которого украшали и поклонялись, как и раньше. [5] А места паломничества, где коренные народы поклонялись богам до завоевания, были адаптированы к католическим святым, таким как Сеньор де Чалма ( Чалма, Малиналько, штат Мехико ) и Вирхен де лос Ремедиос ( Богоматерь Лос Ремедиос ). [5]

До испанского завоевания у ацтеков и майя было много общих религиозных элементов, но они совершенно по-разному реагировали на одну и ту же форму испанского католицизма. Ацтеки отказались от своих обрядов и объединили свои религиозные верования с католицизмом, тогда как относительно автономные майя сохранили свою религию в качестве основы своих верований и включили в себя различные степени католицизма. [6] Деревенскую религию ацтеков курировали монахи, в основном францисканцы . Престиж и почет в селе достигались за счет занимания должностей в религиозных организациях.Коренные жители не могли вступить в ордены или получить таинственное рукоположение в качестве светских священников. [7] Начиная с 17 века, испанское духовенство имело мало общего с религиозным развитием большинства мексиканских деревень, и это дало свободу ацтекскому религиозному синкретизму. ) [7]

Большую помощь первым миссионерам оказал образ, известный как Дева Гваделупская. [ нужна ссылка ] .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Маркман и Маркман, Освежёванный бог (номер страницы?)
  2. ^ Миллер, Мэри и Карл Таубе. 1993. Боги и символы Древней Мексики и майя.
  3. ^ Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. Стр. 370-371
  4. ^ Беркхарт, Луиза М. 1997. Индийские женщины ранней Мексики. Университет Оклахомы Пресс.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. П 378
  6. ^ Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. П 370
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочник индейцев Средней Америки, том 6. 1967. Издательство Техасского университета. Стр. 379-380

Внешние ссылки [ править ]

  • «Видения потустороннего мира», Vistas: Визуальная культура в испанской Америке, 1520-1820 гг . http://www.fordham.edu/vistas.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9b1a109379f85b852ee3edb02133d59__1714933260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/59/e9b1a109379f85b852ee3edb02133d59.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mesoamerican religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)