Jump to content

Хайпоу Джадонанг

(Перенаправлено с Гераки )

Хайпоу
Джадонанг
Рожденный
Джадонанг Малангмей

1905
Деревня Камбирон, Британская Индия (современный район Таменглонг в Манипуре )
Умер ( 1931-08-29 ) 29 августа 1931 г.
Национальность Индийский
Род занятий Духовный лидер и политический деятель
Известный Борьба против британского владычества в Индии

Джадонанг Малангмей (1905–1931), широко известный как Хайпоу Джадонанг , был духовным лидером нагов и политическим активистом из Манипура , Британская Индия . Он основал религиозное движение Герака , основанное на древней религии нагов, и объявил себя «царем- мессией » нагов . Его движение было широко распространено на территории Зелиангронга до обращения в христианство . Он также поддержал идею создания независимого королевства нагов («Макам Гванди» или «Нага Радж»), что привело его к конфликту с колониальными британскими правителями Индии. Он был повешен британцами в 1931 году, и ему наследовала его двоюродная сестра Рани Гайдинлиу .

Ранняя жизнь [ править ]

Хайпоу Джадонанг Малангмей родился 30 июля 1905 года в воскресенье. [ нужна ссылка ] в деревне Пуйлуан (также Пуирон или Камбирон) современного подразделения Нунгба в районе Таменглонг. Его семья принадлежала к клану Малангмей племени нага Ронгмей . Он был младшим из трех сыновей Тиудаи и Табонлиу. Его отец Тиудай умер, когда ему было около года. [1] Таболиу, его мать, воспитала троих мальчиков, занимаясь сельским хозяйством на семейной территории.

Таменглонг в то время был штаб-квартирой Манипура Северо-Западного подразделения . С. Дж. Дункан был SDO, назначенным британским колониальным правительством Индии. Британское правительство сохранило Мейдингнгу Чурачанда в качестве титульного короля Манипура, хотя непосредственное управление находилось в руках британского политического агента Дж. К. Хиггинса. Деревни Нага-Хиллз контролировались окружным комиссаром Дж. П. Миллсом (экспертом-антропологом), а районы Кашар находились под контролем окружного комиссара Джимсона. Таким образом, территории нагов находились под полным колониальным контролем.

С детства Джадонанг был глубоко религиозным человеком. В одиночестве он часами молился Богу. Он посетил такие места, как пещера Бхуван и озеро Зелиад, которые наги считали резиденцией богов и богинь. К 10 годам [ нужна ссылка ] Он стал популярен среди племен Зелиангронг благодаря своим снам и пророчествам, а также целительной силе местных трав и лекарств. Люди издалека и из ближнего зарубежья приезжали в Камбирон под влиянием толкования снов, таинственного исцеления, советов и принципов реформированной религии. [ нужна ссылка ]

Джадонанг рассматривал растущее влияние христианства на территории нагов как признак иностранного империализма. Он рассматривал это как угрозу традиционной религии и обществу нагов. Кроме того, племена страдали от продолжающихся вторжений различных держав. Британцы были особенно репрессивны с их принудительной системой носильщиков, высокими налогами на дома в горах (3 рупии в год) и введением новых законов. Достигнув совершеннолетия, Джадонанг поделился своими идеями о возрождении культуры нагов со своими собратьями по племени. Он призвал их бороться за национальный престиж и социальные перемены. [ нужна ссылка ]

Движение Гераки [ править ]

Джадонанг основал социально-религиозное движение под названием Герака (буквально «Чистый»), основанное на исконных практиках нагов, известных как «Паупайз». [2]

Молитвы Гераки

В то время, когда христианство и вайшнавизм Манипура пытались вторгнуться на территорию нагов, Джадонанг стремился стандартизировать традиционные системы верований нагов. [3] Религия Гераки делала упор на поклонение высшему существу Тинкао Рагвангу . В традиционной религии это божество признавалось богом-творцом, но было лишь одним из нескольких богов и не имело большого значения в повседневной жизни. Джадонанг, с другой стороны, описал Тинкао Рагванга как всемогущего и всеведущего бога, пронизывающего мир как духовная энергия. Он призывал людей регулярно молиться ему и петь гимны в его честь. Другие традиционные божества уважались, но им придавалось меньшее значение. На эти концепции монотеизма и централизованной системы верований повлияло христианство и, возможно, ислам, которые проповедовались на равнинах Манипура и Качара . [4]

Джадонанг также отменил несколько суеверных табу. Он сократил количество ритуальных жертвоприношений, особенно тех, которые приносились другим божествам, кроме Тинкао Рагванга. Он также отменил ряд генн (ритуалов), например, связанных с рождением ребенка, присутствием животного в доме, такими бедствиями, как землетрясение и оползни, вырубка деревьев и травмы от оружия. Он сохранил генны , связанные с урожаем, сохранностью урожая от вредителей и безопасностью от животных. [5]

Вместо того, чтобы сосредоточиться на ритуалах, Джадонанг подчеркивал качества, которые, по его словам, были приятны Тинкао Рагвангу, такие как правда, любовь и уважение ко всему творению. [5]

Традиционная вера нагов не предполагала строительства храмов. Но под влиянием христианства и вайшнавизма Джадонанг поощрял строительство храмов Гераки под названием «Као Кай». Он утверждал, что бог Бхуван сказал ему во сне, что это приведет к хорошему здоровью и процветанию. [5] В соответствии с традицией Ронгмей, согласно которой люди впервые вышли из первобытной пещеры, Джадонанг основал пещерный храм в пещере Бхуван.

Движение Герака по-разному описывалось как движение за религиозные реформы . [6] культ , [7] и « ренессанс нагов ». [8] Оно также стало известно как «движение Кача Нага», « движение Гайдинлиу », Периезе («старая практика»), Келумсе («молитвенная практика») и Ранисе (« Рани практика »). Хампай — уничижительный термин для обозначения движения. [9]

Антибританская деятельность [ править ]

Движение Герака столкнулось с противодействием со стороны новообращенных христиан, а также традиционных верующих. Помимо религиозных аспектов, движение Джадонанга имело политическую цель: он хотел, чтобы его люди забыли прошлую ненависть к междеревенским распрям и межобщинной напряженности и объединились против иностранцев. Джадонанг слышал о Махатмы Ганди планах по созданию движения гражданского неповиновения в Индии и хотел выразить ему солидарность. В январе 1927 года он организовал танцевальную труппу из 200 мальчиков и девочек-нагов, чтобы приветствовать Ганди в Силчаре. Однако визит Ганди был отменен, поэтому Джадонанг не смог с ним встретиться. [10]

Джадонанг выдал себя за короля нагов. Он путешествовал по региону Зелиагронг и части территории Ангами . Он одевался так же, как британские чиновники региона, и ездил на пони, как и они. С. Дж. Дункан, назначенный британцами офицер подразделения (SDO), обратил на это внимание. В 1928 году SDO попросило Джадонанга снять шляпу и слезть с пони. Джадонанг посчитал это актом подчинения и отказался. Сотрудники СДО доставили его в Таменглонг, где Джадонанга допросили и приговорили к недельному тюремному заключению. [11]

Первый арест Джадонанга произошел за неделю до того, как возглавляемый Ангами Клуб меморандум наг представил в Комиссию Саймона с просьбой о самоопределении нагов. Арест только увеличил его популярность среди нагов. После своего освобождения Джадонанг постепенно создал армию (называемую Рифен ), которая на пике своего развития насчитывала 500 мужчин и женщин. Армию обучали военной тактике, обращению с оружием, включая огнестрельное, и разведывательным операциям. Кроме того, он также прошел подготовку для выполнения гражданских задач, таких как выпас скота, возделывание земли, измельчение риса и сбор дров. Армия часто путешествовала с Джадонангом и участвовала в религиозных церемониях Гераки. Джадонанг также сочинял песни, восхваляющие антиколониальную борьбу, которым обучал его ученик Гайдинлю. [12]

Джадонанг отправил членов Рифена ко всем племенам Зелиагронга в поисках союза против британцев. Ему удалось заручиться поддержкой зелянгонгов Северных холмов Качар , холмов Нага и подразделения Таменглонг . Некоторые из них даже платили ему дань в виде митхунов . [13]

Впоследствии Джадонанг также обратился к другим племенам нагов, включая ангами, чакхесангов, ренгмасов, мао и марамов. Он лично посетил некоторых потенциальных союзников, но не добился такого большого успеха, как с Зелиагронгами. Например, совет ангамиского села Хонома отказался поддержать его на том основании, что он лишь заменит англичан в качестве своих хозяев. Несмотря на это, Джадонанг все же заручился поддержкой ряда ангами. [14]

В январе 1931 года британские официальные лица получили сообщение о том, что Джадонанг планирует объявить им войну к концу того же года. Поступали сообщения о тайных встречах и сборе оружия в деревнях нагов. Более того, Джадонанг попросил своих последователей заплатить ему налоги за 1931-32 финансовый год. [15] К февралю 1931 года все британские офицеры в этом районе согласились с тем, что движение Джадонанга необходимо подавить навсегда. 19 февраля 1931 года Джадонанг был заключен в тюрьму Силчар после ареста при возвращении из пещеры Бхуван вместе с Гайдинлиу и 600 другими последователями. [10]


Известие об аресте Джадонанга вызвало волнения на территории нагов. В результате англичане ввели запрет на хождение людей с копьями или большими группами. Дж. К. Хиггинс, британский политический агент в Манипуре, возглавил стрелков Ассама колонну в родную деревню Джадонанга Пуилуан. Там он разрушил храмы Гераки, заявив, что защищает традиционный анимизм нагов. Он арестовал многих старейшин, конфисковал оружие у жителей деревни и наложил крупные штрафы на несколько деревень в этом районе. Затем он прибыл в Джиригат , где полиция передала ему Джадонанг. Джадонанг должен был быть доставлен в Импхал , столицу Манипура. Вместо того, чтобы выбрать кратчайший путь к Импхалу, Хиггинс двинулся по территории нагов. Он прошел весь путь до Таменглонга, показывая людям скованный цепью Джадонанг, чтобы продемонстрировать, что лидер Гераки не обладал никакими божественными силами. Джадонанга доставили в Импхал 19 марта, через месяц после его ареста. [16]

Смерть [ править ]

В тюрьме Импхал Хиггинс допросил Джадонанга, который отверг все выдвинутые против него обвинения и отказался предоставить какую-либо информацию об антибританском движении. Хиггинсу также не удалось получить какую-либо информацию от старейшин деревни и Гайдинлю. [17]

Ранее в 1930 году четыре торговца из Манипура были убиты в родной деревне Джадонанга Пуилуан. Джинлакпу - один из первых обращенных в христианство Таменглонга - сообщил правительству об убийствах и заявил, что Джадонанг заказал эти убийства. Джадонанг заявил, что решение убить торговцев было принято всей деревней, а не только им. Хиггинс вызвал нескольких жителей деревни, которые показали, что ответственность за убийства несет Джадонанг. [18] По мнению сторонников Джадонанга, он был ложно обвинен в убийствах, а свидетели давали против него показания под давлением. [18] [19] Во время убийств сам Джадонанг находился в Лонгкао, чтобы отпраздновать традиционный дом Ахонгюм («раскрашенный дом»). Торговцы были убиты другими жителями деревни из-за страха раскрытия секретов и за нарушение Дихней , генны (табу), запрещающего разжигание огня.

13 июня 1931 года Джадонанг был признан виновным в убийствах на суде британских индийских властей. Он был повешен 29 августа 1931 года в 6 часов утра на берегу реки Намбул за тюрьмой Импхал. Его тело было доставлено в родную деревню Пуилуан, где оно было похоронено в соответствии с традициями нагов. Его движение продолжится под руководством Рани Гайдинлиу , которая также была арестована и заключена в тюрьму британским правительством Индии. [18] Apou ky Racheng/Kampai Racheng : В те бурные годы (1930-1933) движение достигло северного района Таменглонг, где проживает племя Лянмай из общины Зелиангронг. Штаб-квартира движения находилась в Нренге (Бамреклуанг), примерно в 35 км от нынешнего Тамей. Пророки этого культа предсказывали, что жителям деревни больше не придется выращивать урожай, потому что с небес прольется рисовый дождь. Таким образом, жители деревни Нренг (Илленг) буквально не возделывали рис в течение трех лет, они пили и танцевали в изобилии, опустошая сараи всех богатых людей деревни, убивая митхунов в качестве жертвоприношений богам. Они также предсказывали, что люди начнут летать (это действительно произошло, когда самолеты пролетали над их головами), и что наступит время, когда люди больше не будут страдать политически, поскольку они будут зарабатывать себе на жизнь продажей песка, камней, деревья. В политическом плане это движение просило людей больше не платить налоги британцам (у нас до сих пор сохранились песни, восхваляющие Апу Ганди/Канди как носителя свободы). В отношении всей этой антибританской деятельности такие организации, как С. Дж. Дункан и другие, начали расследование. SDO CS Бут прибыл в Нренг (Илленг) со 150 солдатами и сжег все дома дотла. Они также посадили в тюрьму 5 человек, а именно; Б. Нренгибу, Б. Худжанкиу, Ч. Пухотлинанг, З. Чамайпоинанг, Б. Кайкхамбу. SDO предупредило, что им не будет разрешено восстановить свою деревню, если они не наложат штраф в размере 500 рупий. Таким образом, каждый дом должен был принести любую сумму, которую они могли собрать, и выплатить сумму выкупа. Господин Кайкхамбу провел в тюрьме 13 долгих лет и только в 1944 году, когда японцы обстреляли Импхал, он смог вернуться домой. [20]

Библиография [ править ]

  • Кабуи, Канмумей (2004). От Махеля до Рани Гайдинлю . Спектр. ISBN  978-81-87502-76-0 .
  • Лонгкумер, Аркотонг (2010). Реформа, идентичность и повествования о принадлежности: движение Герака в Северо-Восточной Индии . Континуум Интернэшнл. ISBN  978-0-8264-3970-3 .
  • Томас, Джон (2015). Евангелизация нации: религия и формирование политической идентичности нагов . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-317-41398-1 .

Ссылки [ править ]

  1. ^ Г.К. Гош (1 января 1992 г.). Племена и их культура в Ассаме, Мегхалае и Мизораме . Издательство Ашиш. ISBN  978-81-7024-455-4 . Проверено 5 июня 2013 г.
  2. ^ Джон Парратт (2005). Раненая земля: политика и идентичность в современном Манипуре . Публикации Миттала. стр. 45–46. ISBN  978-81-8324-053-6 .
  3. ^ Томас 2015 , с. 103.
  4. ^ Томас 2015 , стр. 103–104.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томас 2015 , с. 104.
  6. ^ Лонгкумер 2010 , с. 63.
  7. ^ Кабуи 2004 , с. 215.
  8. ^ Асосо Йонуо (1974). Восходящие наги: историческое и политическое исследование . Вивек Паб. Дом. п. 126. ИСБН  9780842607612 . Проверено 5 июня 2013 г.
  9. ^ Лонгкумер 2010 , с. 2.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас 2015 , с. 119.
  11. ^ Томас 2015 , с. 109.
  12. ^ Томас 2015 , с. 116.
  13. ^ Томас 2015 , стр. 116–117.
  14. ^ Томас 2015 , с. 117.
  15. ^ Томас 2015 , с. 118.
  16. ^ Томас 2015 , стр. 119–120.
  17. ^ Томас 2015 , с. 120.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томас 2015 , стр. 120–121.
  19. ^ «Состоялся 78-й День мучеников Хайпоу Джадонанг» . Новости Наги . Управление информации и связей с общественностью Нагаленда. 31 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2010 г.
  20. ^ Устное интервью З.Н. Сиронбоу с г-ном Лунгсонгбибу из Нренга (Илленг)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8885527b9893015cf2dc81ed13db3540__1716546000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/40/8885527b9893015cf2dc81ed13db3540.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haipou Jadonang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)