Хайпоу Джадонанг
Хайпоу Джадонанг | |
---|---|
Рожденный | Джадонанг Малангмей 1905 |
Умер | |
Национальность | Индийский |
Род занятий | Духовный лидер и политический деятель |
Известный | Борьба против британского владычества в Индии |
Джадонанг Малангмей (1905–1931), широко известный как Хайпоу Джадонанг , был духовным лидером нагов и политическим активистом из Манипура , Британская Индия . Он основал религиозное движение Герака , основанное на древней религии нагов, и объявил себя «царем- мессией » нагов . Его движение было широко распространено на территории Зелиангронга до обращения в христианство . Он также поддержал идею создания независимого королевства нагов («Макам Гванди» или «Нага Радж»), что привело его к конфликту с колониальными британскими правителями Индии. Он был повешен британцами в 1931 году, и ему наследовала его двоюродная сестра Рани Гайдинлиу .
Ранняя жизнь [ править ]
Хайпоу Джадонанг Малангмей родился 30 июля 1905 года в воскресенье. [ нужна ссылка ] в деревне Пуйлуан (также Пуирон или Камбирон) современного подразделения Нунгба в районе Таменглонг. Его семья принадлежала к клану Малангмей племени нага Ронгмей . Он был младшим из трех сыновей Тиудаи и Табонлиу. Его отец Тиудай умер, когда ему было около года. [1] Таболиу, его мать, воспитала троих мальчиков, занимаясь сельским хозяйством на семейной территории.
Таменглонг в то время был штаб-квартирой Манипура Северо-Западного подразделения . С. Дж. Дункан был SDO, назначенным британским колониальным правительством Индии. Британское правительство сохранило Мейдингнгу Чурачанда в качестве титульного короля Манипура, хотя непосредственное управление находилось в руках британского политического агента Дж. К. Хиггинса. Деревни Нага-Хиллз контролировались окружным комиссаром Дж. П. Миллсом (экспертом-антропологом), а районы Кашар находились под контролем окружного комиссара Джимсона. Таким образом, территории нагов находились под полным колониальным контролем.
С детства Джадонанг был глубоко религиозным человеком. В одиночестве он часами молился Богу. Он посетил такие места, как пещера Бхуван и озеро Зелиад, которые наги считали резиденцией богов и богинь. К 10 годам [ нужна ссылка ] Он стал популярен среди племен Зелиангронг благодаря своим снам и пророчествам, а также целительной силе местных трав и лекарств. Люди издалека и из ближнего зарубежья приезжали в Камбирон под влиянием толкования снов, таинственного исцеления, советов и принципов реформированной религии. [ нужна ссылка ]
Джадонанг рассматривал растущее влияние христианства на территории нагов как признак иностранного империализма. Он рассматривал это как угрозу традиционной религии и обществу нагов. Кроме того, племена страдали от продолжающихся вторжений различных держав. Британцы были особенно репрессивны с их принудительной системой носильщиков, высокими налогами на дома в горах (3 рупии в год) и введением новых законов. Достигнув совершеннолетия, Джадонанг поделился своими идеями о возрождении культуры нагов со своими собратьями по племени. Он призвал их бороться за национальный престиж и социальные перемены. [ нужна ссылка ]
Движение Гераки [ править ]
Джадонанг основал социально-религиозное движение под названием Герака (буквально «Чистый»), основанное на исконных практиках нагов, известных как «Паупайз». [2]

В то время, когда христианство и вайшнавизм Манипура пытались вторгнуться на территорию нагов, Джадонанг стремился стандартизировать традиционные системы верований нагов. [3] Религия Гераки делала упор на поклонение высшему существу Тинкао Рагвангу . В традиционной религии это божество признавалось богом-творцом, но было лишь одним из нескольких богов и не имело большого значения в повседневной жизни. Джадонанг, с другой стороны, описал Тинкао Рагванга как всемогущего и всеведущего бога, пронизывающего мир как духовная энергия. Он призывал людей регулярно молиться ему и петь гимны в его честь. Другие традиционные божества уважались, но им придавалось меньшее значение. На эти концепции монотеизма и централизованной системы верований повлияло христианство и, возможно, ислам, которые проповедовались на равнинах Манипура и Качара . [4]
Джадонанг также отменил несколько суеверных табу. Он сократил количество ритуальных жертвоприношений, особенно тех, которые приносились другим божествам, кроме Тинкао Рагванга. Он также отменил ряд генн (ритуалов), например, связанных с рождением ребенка, присутствием животного в доме, такими бедствиями, как землетрясение и оползни, вырубка деревьев и травмы от оружия. Он сохранил генны , связанные с урожаем, сохранностью урожая от вредителей и безопасностью от животных. [5]
Вместо того, чтобы сосредоточиться на ритуалах, Джадонанг подчеркивал качества, которые, по его словам, были приятны Тинкао Рагвангу, такие как правда, любовь и уважение ко всему творению. [5]
Традиционная вера нагов не предполагала строительства храмов. Но под влиянием христианства и вайшнавизма Джадонанг поощрял строительство храмов Гераки под названием «Као Кай». Он утверждал, что бог Бхуван сказал ему во сне, что это приведет к хорошему здоровью и процветанию. [5] В соответствии с традицией Ронгмей, согласно которой люди впервые вышли из первобытной пещеры, Джадонанг основал пещерный храм в пещере Бхуван.
Движение Герака по-разному описывалось как движение за религиозные реформы . [6] культ , [7] и « ренессанс нагов ». [8] Оно также стало известно как «движение Кача Нага», « движение Гайдинлиу », Периезе («старая практика»), Келумсе («молитвенная практика») и Ранисе (« Рани практика »). Хампай — уничижительный термин для обозначения движения. [9]
Антибританская деятельность [ править ]
Движение Герака столкнулось с противодействием со стороны новообращенных христиан, а также традиционных верующих. Помимо религиозных аспектов, движение Джадонанга имело политическую цель: он хотел, чтобы его люди забыли прошлую ненависть к междеревенским распрям и межобщинной напряженности и объединились против иностранцев. Джадонанг слышал о Махатмы Ганди планах по созданию движения гражданского неповиновения в Индии и хотел выразить ему солидарность. В январе 1927 года он организовал танцевальную труппу из 200 мальчиков и девочек-нагов, чтобы приветствовать Ганди в Силчаре. Однако визит Ганди был отменен, поэтому Джадонанг не смог с ним встретиться. [10]
Джадонанг выдал себя за короля нагов. Он путешествовал по региону Зелиагронг и части территории Ангами . Он одевался так же, как британские чиновники региона, и ездил на пони, как и они. С. Дж. Дункан, назначенный британцами офицер подразделения (SDO), обратил на это внимание. В 1928 году SDO попросило Джадонанга снять шляпу и слезть с пони. Джадонанг посчитал это актом подчинения и отказался. Сотрудники СДО доставили его в Таменглонг, где Джадонанга допросили и приговорили к недельному тюремному заключению. [11]
Первый арест Джадонанга произошел за неделю до того, как возглавляемый Ангами Клуб меморандум наг представил в Комиссию Саймона с просьбой о самоопределении нагов. Арест только увеличил его популярность среди нагов. После своего освобождения Джадонанг постепенно создал армию (называемую Рифен ), которая на пике своего развития насчитывала 500 мужчин и женщин. Армию обучали военной тактике, обращению с оружием, включая огнестрельное, и разведывательным операциям. Кроме того, он также прошел подготовку для выполнения гражданских задач, таких как выпас скота, возделывание земли, измельчение риса и сбор дров. Армия часто путешествовала с Джадонангом и участвовала в религиозных церемониях Гераки. Джадонанг также сочинял песни, восхваляющие антиколониальную борьбу, которым обучал его ученик Гайдинлю. [12]
Джадонанг отправил членов Рифена ко всем племенам Зелиагронга в поисках союза против британцев. Ему удалось заручиться поддержкой зелянгонгов Северных холмов Качар , холмов Нага и подразделения Таменглонг . Некоторые из них даже платили ему дань в виде митхунов . [13]
Впоследствии Джадонанг также обратился к другим племенам нагов, включая ангами, чакхесангов, ренгмасов, мао и марамов. Он лично посетил некоторых потенциальных союзников, но не добился такого большого успеха, как с Зелиагронгами. Например, совет ангамиского села Хонома отказался поддержать его на том основании, что он лишь заменит англичан в качестве своих хозяев. Несмотря на это, Джадонанг все же заручился поддержкой ряда ангами. [14]
В январе 1931 года британские официальные лица получили сообщение о том, что Джадонанг планирует объявить им войну к концу того же года. Поступали сообщения о тайных встречах и сборе оружия в деревнях нагов. Более того, Джадонанг попросил своих последователей заплатить ему налоги за 1931-32 финансовый год. [15] К февралю 1931 года все британские офицеры в этом районе согласились с тем, что движение Джадонанга необходимо подавить навсегда. 19 февраля 1931 года Джадонанг был заключен в тюрьму Силчар после ареста при возвращении из пещеры Бхуван вместе с Гайдинлиу и 600 другими последователями. [10]
Известие об аресте Джадонанга вызвало волнения на территории нагов. В результате англичане ввели запрет на хождение людей с копьями или большими группами. Дж. К. Хиггинс, британский политический агент в Манипуре, возглавил стрелков Ассама колонну в родную деревню Джадонанга Пуилуан. Там он разрушил храмы Гераки, заявив, что защищает традиционный анимизм нагов. Он арестовал многих старейшин, конфисковал оружие у жителей деревни и наложил крупные штрафы на несколько деревень в этом районе. Затем он прибыл в Джиригат , где полиция передала ему Джадонанг. Джадонанг должен был быть доставлен в Импхал , столицу Манипура. Вместо того, чтобы выбрать кратчайший путь к Импхалу, Хиггинс двинулся по территории нагов. Он прошел весь путь до Таменглонга, показывая людям скованный цепью Джадонанг, чтобы продемонстрировать, что лидер Гераки не обладал никакими божественными силами. Джадонанга доставили в Импхал 19 марта, через месяц после его ареста. [16]
Смерть [ править ]
В тюрьме Импхал Хиггинс допросил Джадонанга, который отверг все выдвинутые против него обвинения и отказался предоставить какую-либо информацию об антибританском движении. Хиггинсу также не удалось получить какую-либо информацию от старейшин деревни и Гайдинлю. [17]
Ранее в 1930 году четыре торговца из Манипура были убиты в родной деревне Джадонанга Пуилуан. Джинлакпу - один из первых обращенных в христианство Таменглонга - сообщил правительству об убийствах и заявил, что Джадонанг заказал эти убийства. Джадонанг заявил, что решение убить торговцев было принято всей деревней, а не только им. Хиггинс вызвал нескольких жителей деревни, которые показали, что ответственность за убийства несет Джадонанг. [18] По мнению сторонников Джадонанга, он был ложно обвинен в убийствах, а свидетели давали против него показания под давлением. [18] [19] Во время убийств сам Джадонанг находился в Лонгкао, чтобы отпраздновать традиционный дом Ахонгюм («раскрашенный дом»). Торговцы были убиты другими жителями деревни из-за страха раскрытия секретов и за нарушение Дихней , генны (табу), запрещающего разжигание огня.
13 июня 1931 года Джадонанг был признан виновным в убийствах на суде британских индийских властей. Он был повешен 29 августа 1931 года в 6 часов утра на берегу реки Намбул за тюрьмой Импхал. Его тело было доставлено в родную деревню Пуилуан, где оно было похоронено в соответствии с традициями нагов. Его движение продолжится под руководством Рани Гайдинлиу , которая также была арестована и заключена в тюрьму британским правительством Индии. [18] Apou ky Racheng/Kampai Racheng : В те бурные годы (1930-1933) движение достигло северного района Таменглонг, где проживает племя Лянмай из общины Зелиангронг. Штаб-квартира движения находилась в Нренге (Бамреклуанг), примерно в 35 км от нынешнего Тамей. Пророки этого культа предсказывали, что жителям деревни больше не придется выращивать урожай, потому что с небес прольется рисовый дождь. Таким образом, жители деревни Нренг (Илленг) буквально не возделывали рис в течение трех лет, они пили и танцевали в изобилии, опустошая сараи всех богатых людей деревни, убивая митхунов в качестве жертвоприношений богам. Они также предсказывали, что люди начнут летать (это действительно произошло, когда самолеты пролетали над их головами), и что наступит время, когда люди больше не будут страдать политически, поскольку они будут зарабатывать себе на жизнь продажей песка, камней, деревья. В политическом плане это движение просило людей больше не платить налоги британцам (у нас до сих пор сохранились песни, восхваляющие Апу Ганди/Канди как носителя свободы). В отношении всей этой антибританской деятельности такие организации, как С. Дж. Дункан и другие, начали расследование. SDO CS Бут прибыл в Нренг (Илленг) со 150 солдатами и сжег все дома дотла. Они также посадили в тюрьму 5 человек, а именно; Б. Нренгибу, Б. Худжанкиу, Ч. Пухотлинанг, З. Чамайпоинанг, Б. Кайкхамбу. SDO предупредило, что им не будет разрешено восстановить свою деревню, если они не наложат штраф в размере 500 рупий. Таким образом, каждый дом должен был принести любую сумму, которую они могли собрать, и выплатить сумму выкупа. Господин Кайкхамбу провел в тюрьме 13 долгих лет и только в 1944 году, когда японцы обстреляли Импхал, он смог вернуться домой. [20]
Библиография [ править ]
- Кабуи, Канмумей (2004). От Махеля до Рани Гайдинлю . Спектр. ISBN 978-81-87502-76-0 .
- Лонгкумер, Аркотонг (2010). Реформа, идентичность и повествования о принадлежности: движение Герака в Северо-Восточной Индии . Континуум Интернэшнл. ISBN 978-0-8264-3970-3 .
- Томас, Джон (2015). Евангелизация нации: религия и формирование политической идентичности нагов . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-41398-1 .
Ссылки [ править ]
- ^ Г.К. Гош (1 января 1992 г.). Племена и их культура в Ассаме, Мегхалае и Мизораме . Издательство Ашиш. ISBN 978-81-7024-455-4 . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ Джон Парратт (2005). Раненая земля: политика и идентичность в современном Манипуре . Публикации Миттала. стр. 45–46. ISBN 978-81-8324-053-6 .
- ^ Томас 2015 , с. 103.
- ^ Томас 2015 , стр. 103–104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томас 2015 , с. 104.
- ^ Лонгкумер 2010 , с. 63.
- ^ Кабуи 2004 , с. 215.
- ^ Асосо Йонуо (1974). Восходящие наги: историческое и политическое исследование . Вивек Паб. Дом. п. 126. ИСБН 9780842607612 . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ Лонгкумер 2010 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас 2015 , с. 119.
- ^ Томас 2015 , с. 109.
- ^ Томас 2015 , с. 116.
- ^ Томас 2015 , стр. 116–117.
- ^ Томас 2015 , с. 117.
- ^ Томас 2015 , с. 118.
- ^ Томас 2015 , стр. 119–120.
- ^ Томас 2015 , с. 120.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томас 2015 , стр. 120–121.
- ^ «Состоялся 78-й День мучеников Хайпоу Джадонанг» . Новости Наги . Управление информации и связей с общественностью Нагаленда. 31 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2010 г.
- ^ Устное интервью З.Н. Сиронбоу с г-ном Лунгсонгбибу из Нренга (Илленг)