Умирающий и воскресающий бог
Умирающий и воскресающий бог | |
---|---|
Описание | Рождается умирающий и воскресающий бог, переживает опыт, подобный смерти, и впоследствии возрождается. |
Сторонники | Джеймс Фрейзер , Карл Юнг , Трюггве Меттингер |
Предмет | Мифология Религия |
Умирающий и воскресающий бог , божество жизни-смерти-возрождения или божество воскресения — это религиозный мотив, в котором бог или богиня умирает и воскрешается . [1] [2] [3] [4] Примеры богов, которые умирают, а затем возвращаются к жизни, чаще всего приводятся из религий древнего Ближнего Востока . Традиции, оказавшие на них влияние, включают греко-римскую мифологию .Концепция умирающего и воскресающего бога была впервые предложена в сравнительной мифологии в Джеймса Фрейзера основополагающей книге «Золотая ветвь » (1890). Фрейзер связал этот мотив с ритуалами плодородия , связанными с годовым циклом вегетации. Фрейзер привел примеры Осириса , Таммуза , Адониса и Аттиса , Загрея , Диониса и Иисуса . [5]
Интерпретация этой категории Фрейзером критически обсуждалась в науках 20-го века. [6] к выводу, что многие примеры из мировой мифологии, включенные в раздел «умирание и восстание», следует рассматривать только как «умирающие», но не «восходящие», и что подлинный умирающий и воскресающий бог является характерной чертой древних ближневосточных мифологий и производные мистических культов поздней античности . [7] « Смерть или уход богов » — это мотив А192 в » Стита Томпсона ( «Указателе мотивов народной литературы 1932), а «воскрешение богов» — это мотив А193. [8]
Обзор
[ редактировать ]Мотив различных культур – возможно, потому, что атрибуты умирающего божества появляется в мифологии божеств были получены из повседневного опыта, а последующие конфликты часто включали смерть. [9] [10] [11] Эти примеры включают Бальдра в скандинавской мифологии и пернатого змея Кетцалькоатля в ацтекской мифологии до японского Идзанами . [10] [12] [13]
Способы смерти различаются. В германской мифологии, например, Бальдр (чье описание, вероятно, впервые было записано в XII веке) был случайно убит своим слепым братом Хёдом , которого обманом заставили пустить в него стрелу с наконечником омелы . Затем тело Бальдра поджигают на корабле, который плывет в море. [10] [12] Бальдр не возвращается к жизни, потому что не все живые существа проливают по нему слезы, и его смерть приводит тогда к «гибели богов». [10] [12]
Напротив, в большинстве вариаций истории Кетцалькоатля (впервые записанных в 16 веке) Тескатлипока обманом заставил Кецалькоатля выпить , а затем сжечь себя заживо из раскаяния в своих постыдных поступках. [10] [14] Кетцалькоатль не воскресает и не возвращается к жизни как он сам, но в некоторых версиях его истории из его пепла улетает стая птиц. В некоторых вариантах Кетцалькоатль уплывает по океану и никогда не возвращается. [10] [14]
Гавайские божества могут умереть и покинуть мир разными способами. Некоторые боги, убитые Ланикуалой на Ланаи , отправились в небеса. [10] Напротив, Кайли покидает мир на каноэ, и его больше никогда не видели. [10] Японский бог Идзанами умирает, родив ребенка Кагу-цути (воплощение огня) или Хо-Мусуби (причинитель огня), и Идзанаги отправляется в Ёми , страну мрака, чтобы вернуть ее, но она уже превратилась в испорченную Государство и Идзанаги не вернут ее, и она преследует Идзанаги, но ему удается сбежать. [10] [13]
Некоторые традиции связывают цикл жизни и смерти, вызванный временами года, с божествами, которые сами проходят цикл смерти и возрождения. По сути, эти боги принимают форму божества растительности . [10] [11] Примеры включают Иштар и Персефону , которые умирают каждый год. [9] Ежегодная смерть Иштар, когда она уходит под землю, символизирует отсутствие роста, а ее возвращение символизирует возрождение сельскохозяйственного цикла. [9] Большинство ученых считают, что, хотя боги, изображенные в этом мотиве, умирают, они обычно не возвращаются в виде того же божества, хотя такие ученые, как Меттингер, утверждают, что в некоторых случаях они возвращаются. [10] [15]
Разработка
[ редактировать ]Термин «умирающий бог» связан с произведениями Джеймса Фрейзера , [4] Джейн Эллен Харрисон и их коллеги- кембриджские ритуалисты . [16] В конце XIX века в своей «Золотой ветви» [4] и «Пролегомены к изучению греческой религии» Фрейзер и Харрисон утверждали, что все мифы являются отголосками ритуалов и что все ритуалы имеют своей изначальной целью манипулирование природными явлениями. [4]
В начале 20-го века Джеральд Мэсси утверждал, что существует сходство между египетскими мифами о умирающем и воскресающем боге и Иисусом. [17] но фактические ошибки Мэсси часто приводят к ошибочности его работ. Например, Мэсси заявил, что библейские упоминания об Ироде Великом основаны на мифе о «Герруте», злой змее гидре . Однако существование Ирода Великого твердо установлено независимо от христианских источников. [18] Стипендия Мэсси была широко отвергнута ведущими учеными, включая, среди многих других, христианских писателей-евангелистов, таких как Стэнли Э. Портер. [19]
Швейцарский психоаналитик Карл Юнг утверждал, что архетипические процессы, такие как смерть и воскресение, являются частью «трансперсонального символизма» коллективного бессознательного и могут быть использованы в задаче психологической интеграции. [20] [ нужна страница ] Он также предположил, что мифы о языческих богах, которые символически умерли и воскресли, предвещали . буквальную/физическую смерть и воскресение Христа [20] [ нужна страница ] Общий взгляд Юнга на религиозные темы и истории заключается в том, что они являются выражением событий, происходящих в бессознательном состоянии людей – независимо от их историчности. [21] С символической точки зрения Юнг рассматривает умирающих и воскресающих богов как архетипический процесс, резонирующий с коллективным бессознательным , посредством которого восходящий бог становится более великой личностью в юнгианском «я» . [9] С точки зрения Юнга, такая библейская история, как воскресение Иисуса (которое он рассматривал как случай смерти и воскресения), может быть правдивой или нет, но она не имеет никакого отношения к психологическому анализу процесса и его воздействия. [21]
Анализ Осириса пронизывает более позднюю религиозную психологию Карла Юнга больше, чем любой другой элемент. [22] В 1950 году Юнг писал, что те, кто принимают участие в фестивале мифов об Осирисе и следуют ритуалу его смерти и рассеяния его тела, чтобы перезапустить вегетационный цикл как возрождение, «испытывают постоянство и непрерывность жизни, которая превосходит все изменения формы». [23] Юнг писал, что Осирис является ключевым примером процесса возрождения, поскольку первоначально только у фараонов «был Осирис», но позже его приобрела другая египетская знать, и в конечном итоге это привело к концепции души для всех людей в христианстве. [24] Юнг считал, что само христианство черпает свое значение из архетипических отношений между Осирисом и Гором против Бога-Отца и Иисуса, его сына. [22] Однако Юнг также постулировал, что возрождение касалось Осириса (отца), а не Гора, сына. [22]
Общая применимость смерти и воскресения Осириса к аналогии с умирающим и воскресающим богом подвергалась критике на том основании, что она возникла из ритуалов сбора урожая, которые связывали подъем и отлив вод реки Нил и сельскохозяйственный цикл. [19] [25] [26] Вырубка ячменя и пшеницы была связана со смертью Осириса, а появление побегов считалось основанным на силе Осириса возродить сельскохозяйственные угодья. [19] [25] [27] В целом аналогии возрождения, основанные на вегетационном цикле, рассматриваются как самые слабые элементы аналогий смерти и возрождения. [9]
В греческой мифологии Дионис , сын Зевса , был рогатым ребенком, которого растерзали титаны , которые заманили его игрушками, затем сварили и съели. [28] [29] Затем Зевс уничтожил титанов молнией в результате их действий против Диониса, и из пепла образовались люди. [29] Однако бабушке Диониса Рее удалось собрать воедино некоторые из его частей (в основном из его сохраненного сердца) и вернуть его к жизни. В других орфических сказаниях Загрей изображается как сын Аида и Персефоны , и является богом возрождения . [28] [29] Такие ученые, как Барри Пауэлл, предложили Диониса в качестве примера воскресения. [30]
Самый старый известный пример «мифа о восстании умирающего бога» — шумерский миф о . сошествии Инанны в подземный мир Шумерская богиня Инанна отправляется в Подземный мир, чтобы увидеть свою сестру Эрешкигаль . Там она «сбивается» и превращается в труп. Три дня и три ночи Инанна мертва, пока не воскреснет с помощью своего отца Энки , который посылает двух галл , чтобы вернуть ее. Галла кормят Инанну едой и водой и возвращают ее к жизни. [31]
Научная критика
[ редактировать ]Категория «умирающий и воскресающий бог» обсуждалась на протяжении всего 20-го века, и большинство современных ученых ставили под сомнение ее повсеместное распространение в мировых мифологиях. К концу 20-го века ученые пришли к единому мнению, что большинство богов, которых Фрейзер назвал «умирающими и воскресающими», только умерли, но не воскресли. [10] Курт Рудольф в 1986 году утверждал, что часто проводимая связь между мистериальными религиями и идеей умирания и возрождения божеств ошибочна. Джеральд О'Коллинз утверждает, что поверхностное применение аналогичной символики - это случай параллеломании , которая преувеличивает важность пустяковых сходств, от которых давно отказались ведущие ученые. [32] Вопреки этой точке зрения, Меттингер (2001) утверждает, что многие боги мистических религий действительно умирают, спускаются в подземный мир, оплакиваются женщинами и возвращаются к жизни. Однако Меттингер также исключает христианство из этого влияния. [7]
Хотя концепция «умирающего и воскресающего бога» имеет более длительную историю, ее активно защищала « Золотая ветвь » Фрейзера (1906–1914). Поначалу эта идея была принята очень благосклонно, но в 1933 году эта идея подверглась критике со стороны Ролана де Во и стала предметом спорных дебатов в последующие десятилетия. [33] Одним из ведущих ученых в деконструкции категории «умирающего и воскресающего бога» Фрейзера был Джонатан З. Смит Фрейзера , в чьей диссертации 1969 года обсуждается «Золотая ветвь» . [34] и который в Мирчи Элиаде 1987 года Энциклопедии религии написал статью «Умирающие и восстающие боги», где он отвергает эту категорию как «во многом неправильное название, основанное на творческих реконструкциях и чрезвычайно поздних или крайне двусмысленных текстах», предлагая более подробную классификацию на «умирающие боги» и «исчезающие боги», утверждая, что до христианства эти две категории были разными и боги, которые «умерли», не вернулись, а те, кто вернулся, никогда по-настоящему не «умирали». [35] [36]
Смит дал более подробное изложение своих взглядов, конкретно по вопросу параллелей с христианством, в «Drudry Divine» (1990). [37] Статья Смита 1987 года была широко принята, и в течение 1990-х годов научный консенсус, казалось, сместился в сторону его неприятия этой концепции как чрезмерно упрощенной, хотя ученые, писавшие о древней ближневосточной мифологии, продолжали ссылаться на нее. [38]
Начав с обзора афинского ритуала выращивания и увядания садов трав на празднике Адониса , в своей книге «Сады Адониса» Марсель Детьен предполагает, что вместо того, чтобы быть заменой сельскохозяйственных культур в целом (и, следовательно, цикла смерти и возрождения ), эти травы (и Адонис) были частью комплекса ассоциаций в греческом сознании, сосредоточенных на специях. [39] Эти ассоциации включали соблазнение, обман, гурманство и тревогу перед родами. [40] С его точки зрения, смерть Адониса — лишь одно из многих данных, которые необходимо использовать для анализа праздника, мифа и бога. [40] [41]
Основная критика обвиняет группу аналогий в редукционизме , поскольку она объединяет ряд разрозненных мифов в одну категорию и игнорирует важные различия. Детьен утверждает, что это рискует сделать христианство стандартом, по которому оцениваются все религии, поскольку смерть и воскресение имеют для христианства более важное значение, чем многие другие религии. [42] Даг Ойстейн Эндсьё , ученый-религиовед, указывает на то, что некоторые из тех, кого часто называют умирающими и воскресающими божествами, например, ряд фигур в древнегреческой религии , на самом деле умерли как обычные смертные только для того, чтобы стать богами различных рост после воскресения из мертвых. Не умирая как боги, они, таким образом, бросают вызов определению «умирающих и воскресающих богов». [43]
Трюггве Меттингер поддерживает категорию умирающих и восходящих богов и заявил в 2001 году, что существует консенсус ученых о том, что эта категория неуместна. [15] По состоянию на 2009 год Энциклопедия психологии и религии резюмирует нынешний научный консенсус как неоднозначный: некоторые ученые отвергают «широкую универсалистскую категорию» Фрейзера, предпочитая подчеркивать различия между различными традициями, но другие продолжают рассматривать эту категорию как применимую. [9]
В 2010-х годах Паола Корренте провела обширное исследование статуса категории умирающих и восходящих богов. Хотя она согласна с тем, что большая часть конкретных доказательств Фрейзера ошибочна, она утверждает, что категория в целом верна, хотя и предлагает внести изменения в конкретные критерии. Корренте специально сосредотачивает свое внимание на нескольких ближневосточных и месопотамских богах как на примерах, которые, по ее мнению, в значительной степени игнорировались как Фрейзером (который не имел доступа к большинству соответствующих текстов), так и его более поздними критиками. К таким примерам относятся богиня Инанна в шумерских текстах и Баал в угаритских текстах, чьи мифы, как утверждает Корренте, предлагают конкретные примеры смерти и воскресения. Корренте также использует пример Диониса, чья связь с этой категорией более сложна, но, по ее мнению, до сих пор в значительной степени игнорируется или неправильно охарактеризуется другими учеными, включая самого Фрейзера. [44] [45]
В популярной культуре
[ редактировать ]В веб-комиксе Homestuck игроки создающей вселенную игры Sburb могут достичь условного бессмертия и необычайной силы, поднявшись на «богоуровень» — процесс, требующий смерти на специальном жертвенном ложе. Игроков божественного уровня можно убить обычным образом, но они вернутся заново, если игра не считает их смерть «героической» или «справедливой». [46]
В видеоигре Ace Combat 5: The Unsung War Разгриз - могущественный сказочный демон, который сначала использует свою силу, чтобы «[пролить] смерть на землю», прежде чем умереть и вернуться великим героем. [47]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиминг, «Умирающий бог» (2004)
- ^ Буркерт 1979, 99.
- ^ Стуки 2004, 99.
- ^ Jump up to: а б с д Майлз 2009, 193
- ^ Фрейзер, цитируется в Mettinger 2001:18, цитируется по Гарри и Эль-Шами, стр. 19
- ^ резюме в Меттингере (2001: 15–39).
- ^ Jump up to: а б Гарри и Эль-Шами (2004:19 и далее), цитируя Меттингера (2001:217 и далее): «Мир древних ближневосточных религий действительно знал ряд божеств, которые можно правильно описать как умирающих и восстающих [... хотя o Не следует отводить этих богов к определенному типу « умирающего и воскресающего бога».
- ^ Категории ТомпсонаА192. Смерть или уход боговиА193. Воскрешение богов. С. Томпсон, Мотивный указатель народной литературы: классификация повествовательных элементов в сказках, балладах, мифах, баснях, средневековых романах, примерах, фаблио, шуточных книгах и местных легендах ,Переработано и дополнено. версия. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1955–1958, стр. 106 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ли В. Бэйли, «Умирающие и восходящие боги» в: Дэвид А. Лиминг, Кэтрин Мэдден и Стэнтон Марлан (ред.) Энциклопедия психологии и религии (2009). ISBN 038771801X Спрингер, страницы 266–267.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гарри, Джейн; М Эль-Шами, Хасан (1 декабря 2004 г.). Архетипы и мотивы в фольклоре и литературе; справочник . Я Шарп. стр. 19–20 . ISBN 0765612607 .
- ^ Jump up to: а б Тематический путеводитель по мировой мифологии Лорены Лауры Стуки (30 марта 2004 г.) ISBN 0313315051, страницы 106–107.
- ^ Jump up to: а б с Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Джона Линдоу (17 октября 2002 г.) ISBN 0195153820, страницы 66–68.
- ^ Jump up to: а б Справочник по японской мифологии Майкла Ашкенази (5 ноября 2003 г.) ISBN 1576074676 стр. 174
- ^ Jump up to: а б Миф о Кетцалькоатле Энрике Флорескано и Лизы Хохрот (29 октября 2002 г.) ISBN 0801871018 стр. 42
- ^ Jump up to: а б Меттингер, Трюггве Н.Д. (2001). Загадка воскресения: умирающие и восстающие боги на древнем Ближнем Востоке . Альмквист и Викселл, стр. 7 и 221.
- ^ Акерман 2002, 163 называет божественное царствование, табу и умирающего бога «ключевыми концепциями» не только Фрейзера, но и Харрисона и других представителей ритуалистской школы, в отличие от различий между этими учеными.
- ^ Мэсси, Джеральд (1907). Древний Египет, свет мира . Лондон: Т. Фишер Анвин. стр. 728–914. ISBN 978-1-4588-1251-3 .
- ^ Разоблачение языческого Христа , Стэнли Э. Портер и Стивен Дж. Бедард, 2006 г. ISBN 1894667719 стр. 18
- ^ Jump up to: а б с Разоблачение языческого Христа , Стэнли Э. Портер и Стивен Дж. Бедард, 2006 г. ISBN 1894667719 стр. 24
- ^ Jump up to: а б Кроули, Вивианна (2000). Юнг: Путешествие трансформации: исследование его жизни и опыт его идей . Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 978-0-8356-0782-7 .
- ^ Jump up to: а б Забота о душе: исследование пересечения психологии и теологии Марка Р. Макминна и Тимоти Р. Филлипса (25 апреля 2001 г.) ISBN 0830815538 Межвузовская страница 287
- ^ Jump up to: а б с Алан Содер-Макгуайр, «Осирис и египетская религия» в Энциклопедии психологии и религии Дэвида А. Лиминга, Кэтрин Мэдден и Стэнтона Марлана (6 ноября 2009 г.) ISBN 038771801X Спрингер, страницы 651–653.
- ^ Архетипы и коллективное бессознательное (Собрание сочинений К.Г. Юнга, том 9, часть 1) К.Г. Юнга и Р.К. Халла (1 августа 1981 г.) ISBN 0691018332 стр. 117
- ^ Архетипы и коллективное бессознательное (Собрание сочинений К.Г. Юнга, том 9, часть 1) К.Г. Юнга и Р.К. Халла (1 августа 1981 г.) ISBN 0691018332 стр. 128
- ^ Jump up to: а б Египетская мифология, Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта, Джеральдин Пинч, 2004 г. ISBN 0195170245 Издательство Оксфордского университета, стр. 91
- ^ Инструменты и исследования Нового Завета , Брюс Мэннинг Мецгер, с. 19, Архив Брилла, 1960 г.
- ^ Энциклопедия Древнего Египта Маргарет Бансон, 1999 г. ISBN 0517203804 стр. 290
- ^ Jump up to: а б Еврипид и Алкестида Кики Гунариду (3 сентября 1998 г.) University Press of America ISBN 0761812318 стр. 71
- ^ Jump up to: а б с Греческий мир Антона Пауэлла (28 сентября 1997 г.) ISBN 0415170427 стр. 494
- ^ Краткое введение в классический миф Барри Б. Пауэлла (январь 2002 г.) ISBN 0130258393 страницы 105–107.
- ^ Марк, Джошуа Дж. (23 февраля 2011 г.). «Происхождение Инанны: шумерская история о несправедливости» . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Джеральд О'Коллинз , «Скрытая история Иисуса», New Blackfriars , том 89, выпуск 1024, страницы 710–714, ноябрь 2008 г.
- ^ Трюггве Меттингер, «Умирающий и восходящий Бог: обзор исследований от Фрейзера до наших дней», в Batto et al. (ред.), Давид и Сион: библейские исследования в честь Дж. Дж. М. Робертса (2004), 373–386.
- ^ Зиттелл Смит, Джонатан (1969). Слава, шутка и загадка. Джеймс Джордж Фрейзер и Золотая ветвь (PDF) (диссертация Йельского университета). Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Смит, Джонатан З. (1987). «Умирающие и восходящие боги», в Энциклопедии религии, том. IV, под редакцией Мирчи Элиаде ISBN 0029097002 Макмиллан, страницы 521–527.
- ^ Гейл, Томсон. «Умирающие и восстающие боги» . Главная Поиск Категории исследований . Энциклопедия.com . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Джонатан З. Смит «О сравнении историй», Божественная тяжелая работа: сравнение раннего христианства и религий поздней античности (1990), 85–115 .
- ^ Меттингер (2004) цитирует М.С. Смита, «Угаритский цикл Ваала» и Х.-П. Мюллер, «Умирающие и возрождающиеся боги растительности? Набросок», TZ 53 (1997:374)
- ^ Сады Адониса Марселя Детьена, Джанет Ллойд и Жан-Пьера Вернана (4 апреля 1994 г.) ISBN 0691001049 Принстон, страницы iv – xi
- ^ Jump up to: а б Давид и Сион , Библейские исследования в честь Дж. Дж. М. Робертса, под редакцией Бернарда Фрэнка Батто, Кэтрин Л. Робертс и Дж. Дж. М. Робертса (июль 2004 г.) ISBN 1575060922 страницы 381–383
- ^ Сравнительная критика, том 1, Элинор Шаффер (1 ноября 1979 г.) ISBN 0521222966 стр. 301
- ^ Детьен 1994 ; см. также Буркерт 1987.
- ^ День Ойстейна Эндсё. Греческие верования в воскресение и успех христианства. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2009.
- ^ Корренте, Паола. 2012. « Дионис и умирающие боги: методологические параллели ». Кандидатская диссертация, Мадридский университет Комплутенсе.
- ^ Корренте, Паола и Сидни Кастильо. 2019. « Филология и сравнительное изучение мифов », Проект религиоведения (стенограмма подкаста). 3 июня 2019 г. Расшифровано Хелен Брэдсток. Версия 1.1, 28 мая 2019 г.
- ^ Хасси, Эндрю (2009). Домашняя застряла .
- ^ Ace Combat 5: Невоспетая война . Бандай Намко. 2004.
Библиография
[ редактировать ]- Акерман, Роберт (2002). Школа мифов и ритуалов: Дж. Г. Фрейзер и кембриджские ритуалисты. Нью-Йорк: Рутледж.
- Буркерт, Вальтер
- Структура и история в греческой мифологии и ритуале . Лондон: Издательство Калифорнийского университета. 1979.
- Древние мистические культы . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. 1987. ISBN 0-674-03386-8 .
- Кюмон, Франц (1911). Восточные религии в римском язычестве . Чикаго: Открытый суд.
- Кюмон, Франц (1903). Тайны Митры . Лондон: Кеган Пол.
- Детьен, Марсель (1994). Сады Адониса: специи в греческой мифологии . Принстон, Нью-Джерси: Принстон, UP. ISBN 0-391-00611-8 .
- Эндсё, Даг Ойстейн 2009. Греческие верования в воскресение и успех христианства. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-61729-2
- Фрейзер, Джеймс Джордж (1890). Золотая ветвь . Нью-Йорк: Оселок, 1996. ISBN 0-684-82630-5
- Гастер, Теодор, Х. 1950. Thespis: Ритуал, миф и драма на Древнем Ближнем Востоке. Нью-Йорк: Генри Шуман. ISBN 0-87752-188-3
- Годвин, Джоселин. 1994. Теософское Просвещение . Олбани: Университет штата Нью-Йорк П. ISBN 0-7914-2151-1
- Йенсен, Адольф (1963). Миф и культ у первобытных народов . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-39823-4
- Лиминг, Дэвид. «Умирающий бог». Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета, 2004. Оксфордский справочник в Интернете . Издательство Оксфордского университета. Калифорнийский университет — Ирвин. 5 июня 2011 г. < Оксфордский справочник по мировой мифологии >
- Льюис, CS (1970). «Миф стал фактом». Бог на скамье подсудимых: Очерки теологии и этики . Эд. Уолтер Хупер. Перепечатка под ред. Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс, 1994. ISBN 0-8028-0868-9
- Меттингер, Трюггве Н.Д. (2001). Загадка воскресения: умирающие и восстающие боги на древнем Ближнем Востоке . Coniectanea Biblica, Ветхий Завет, 50 лет, Стокгольм: Almqvist & Wiksell, ISBN 978-91-22-01945-9
- Майлз, Джеффри. 2009. Классическая мифология в английской литературе: критическая антология . Электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса.
- Нэш, Рональд Х. 2003. Евангелие и греки: заимствован ли Новый Завет из языческой мысли? . Филлипсбург, Нью-Джерси: P&R. ISBN 0-87552-559-8
- Смит, Джонатан З. (1987). «Умирающие и восстающие боги». В Энциклопедии религии: Том. 3. . Эд. Мирча Элиаде. Нью-Йорк: Саймон и Шустер Макмиллан.
- Стуки, Лорена Лаура. 2004. Тематический путеводитель по мировой мифологии . Вестпорт: Гринвуд.