Мой барабан
Мой барабан | |
---|---|
Тип | Синкретический |
Классификация | Афро-бразильский |
Теология | Смесь западноафриканских религий, таких как йоруба и религия Дагомеи , а также католицизм . |
Источник | Рабская эпоха Мараньян , Бразилия |
Часть серии о Религии, связанные с водун, называются |
Вуду |
---|
Часть серии о |
Религия йоруба |
---|
Божества |
Убеждения |
Практики |
Варианты |
|
Священные места |
Легендарные фигуры |
Тамбор де Мина — афро-бразильская религиозная традиция , практикуемая в основном в бразильских штатах Мараньян , Пиауи , Пара и тропических лесах Амазонки . [1]
Терминология [ править ]
Тамбор означает «барабан» в переводе с португальского и указывает на важность ритмического элемента для поклонения. Мина происходит от названия Сан-Хорхе-да-Мина , ныне также известного как Замок Эльмина , и относится к обозначению, данному африканским рабам, хотя это имя не обязательно относилось к рабам, прошедшим через крепость/порт самого Сан-Хорхе-да-Мина. , а скорее к «разным этническим группам во времени и пространстве». [2] Например, «Мина-Попо» часто обозначали людей из Маленького Попо, первоначально говорящих на языке акан , которые мигрировали с запада от реки Вольта, а «Мина-Наго» и «Мина-Конго» были другими обозначениями, которые иногда встречаются в Бразилии. . [2]
История [ править ]
Рабство в Мараньяне было сосредоточено в долине Итапекуру , Байшада-Мараньенсе и Сан-Луисе , столице бразильского штата Мараньян. Плантации хлопка и сахарного тростника внесли большой вклад в развитие крупных городов. Колониальные дома были построены с использованием рабского труда, а их уникальный дизайн вдохновлен гармонией, красотой и хореографией песен древней Африки. [1]
Убеждения [ править ]
Тамбор из Мины поклоняется водемам , оришам и сущностям (также называемым Энкантадос, духи людей), которых называют гентис (если они европейские короли, принцы и дворяне, такие как король Португалии Себастьян , король Маноэль, король Луис) или кабоклос (если они местного происхождения, или турки мавританского происхождения, или коренные жители, такие как Пай Туркиа, Жуан да Мата Рей да Бандейра, Во Суррупира, Султан дас Матас и многие другие). [2] [1]
Водуны , боги народа фон или чедже , являются силами природы и обожествленными предками человека. Некоторые молодые водуны, называемые токем или токэнос, выполняют функцию проводников, посланников, помощников других водунов . Тобосси — инфантильные женские божества, считающиеся дочерьми водунов . [1]
Водуны королевская семья, например сгруппированы в 5 семей: Давице (или дагомейская Той Зомадону, Той Дадарро, Ноче Сепазин); Кевиосо (или наго- водуны , такие как Той Баде Ненем Кевиосо, Ноче Собо Бабади, Нана , Той Локо, Той Аверекете); Дамбира (который лечит чуму и другие болезни, такие как Той Акосси Сапата Одан и Той Азиле); Аладану ; Савалуно (как Азака). Каждая семья занимает определенную часть дома и имеет свои собственные песни, поведение и занятия. В Каса-дас-Минас насчитывается около 45 водунов и 15 тобосси . [1]
Титул Той означает, что водум — мужчина, а титул Ноче означает, что водум — женщина. Авиеводум - Верховный Бог, а Легба не считается посланником, поскольку Casa das Minas идентифицирует его как злого духа, хотя он играет важную роль в других храмах. [3]
Тамбор-де-Мина представляет собой смесь религии Дагомеи , фон (джедже), йоруба (наго), фанте - ашанти , кету , агроно или камбинды (Ангола-Конго), коренных американских и европейских традиций (римский католицизм). [4]
Говорят, что энкантадо — это сущности людей, которые не умерли, а таинственно исчезли, став невидимыми или превратившись в животных или растения, живущие в волшебном королевстве под названием Энкантария. Энкантадо . присутствуют в различных верованиях амазонок (например, в легенде о Бото ), а также организованы в семьи в Тамбор-де-Мина: Ленсол (который живет на острове Ленсойс, в Курурупу , в Мараньяне , как король Себастьян и Тойя) Ярина); Кодо (лидер — Легуа-Боджи); Туркия (например, Кабокла Мариана, Эрондина); Бандейра (ее лидер — Жуан да Мата Рей да Бандейра); Гама; Баия; Суррупира и другие. Их также призывают в религиозных церемониях, и священник или жрица впадают в транс. [1]
Благодаря культурному богатству и синкретизму, присутствующим в культе, эти элементы гармонично сосуществуют, практически невозможно отделить популярный католицизм, местный фольклор и Энкантарию, Кюре или Пахелансу от Тамбора де Мина (в праздничных обрядах, называемых Бринкедо де Кура или Тамбор де Курадор, в городе Курурупу ). Говорят, что пантеон энкантадо , разделяемый двумя религиями, «путешествует в двух водах»: Тамбор-де-Мина классифицируется как «линия морской воды», а Кура / Пахеланса - как «линия пресной воды». [3] [5]
В храмах Тамбор-де-Мина обычно проводятся праздники и вечеринки популярной культуры Мараньяна, которые иногда просят духовные сущности, которым они нравятся, например, Праздник Божественного Святого Духа, Бумба-меу-бой , Тамбор. де Криула и др. [4]
Тереко — это наименование одной из афро-бразильских религий города Кодо (называемого столицей макумбы или столицей магии из-за большого количества террейрос , храмов афро-бразильских религий) в Мараньяне и Терезине в Пиауи, производное из Тамбор-де-Мина.
Храмы и священство [ править ]
В Мараньяне есть две основные модели Тамбор-де-Мина: Чедже и Наго. Первый, кажется, самый старый и расположен вокруг Casa Grande das Minas Jeje, более известного как Casa das Minas (Querebentã de Toi Zomadônu или Дом Минаса), старейшего храма (terreiro), который, должно быть, был основан в Сан-Луисе в 1840-е годы. Другой, почти современный и существующий по сей день, расположился вокруг Каса-де-Наго (Дома Наго). Casa das Minas и Casa de Nago расположены в одном районе. [1]
Casa das Minas (Кверебента Той Зомадону) уникален; у него нет связанных с ним домов. Он был основан африканской женщиной по имени Мария Джесуина, которая приехала в Бразилию в качестве рабыни и, по словам Пьера Верже , была королевой На Агонтиме, женой короля Дагомеи Агонгло и матерью короля Гесо . Самой известной жрицей ( вондунси ) храма была Мать Андреса Мария , считавшаяся последней принцессой Фона прямой линии, возглавлявшей Каса дас Минас. Она родилась в 1854 году и умерла в 1954 году в возрасте 100 лет. [1] В этом доме исполняются песни на языке джедже (эве-фон) и поклоняются божествам, называемым водунами , но, хотя у него нет дочерних домов, культовая модель Тамбор де Мина находится под сильным влиянием Casa das Minas. В Casa das Minas только женщины могут проводить религиозные церемонии. Их называют водунси , жрица Тамбора де Мина. У мужчин была особая функция барабанщиков ( abatás player ; отсюда и определение «абатазейрос»). [3] Последний водунси , дона Дени, умер в 2015 году, не проведя с 1914 года полных ритуалов посвящения в священство ( vodúnsi-gonjaí ) (по невыясненным причинам), без других водунси в транс посредством призывания водунси .
Casa das Minas в настоящее время управляется Эузебио Пинто, внуком вондузи доньи Амелии. В храме до сих пор проводится множество фестивалей популярной культуры, таких как Праздник Божественного Святого Духа, Тамбор де Криула, Бумба-меу-бой и другие (которые традиционно просили водуны, которым они нравились), а Casa das Минас продолжает иметь большое культурное значение. [1]
Дом Наго (Нагон Абиотон) был основан Хосефой (Зефа де Наго) и Марией Хоаной Травассос, африканскими женщинами традиции юруба , которым помогал основатель Каса дас Минас. Они поклоняются водунам , оришам (божествам йоруба), неевреям и кабокло. Дом Наго повлиял на формирование других террейрос (храмов) Сан-Луиса.
Различные предметы афро-мараньянской культуры, особенно Тамбор-де-Мина, в качестве аксессуаров одежды и поддержки, используемые в ритуалах Каса-дас-Минас, Каса-де-Наго и других территорий Мараньяна, можно найти в Кафуа-дас-Мерсес (Черный музей). ), в Сан-Луисе . [6]
Есть сотни храмов Тамбор-де-Мина, возглавляемых женщинами, называемыми водунси , и мужчинами, называемыми водонос , в Мараньяне (например, Casa Fanti Ashanti) или происходящими из Мараньяна, в Пиауи, Пара (Terreiro de Tambor de Mina Dois Irmãos), Амазонас. , в юго-восточном регионе, например, Casa das Minas Toya Jarina, в штате Сан-Паулу . [1]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Режинальду Пранди >По следам водунов: террейро с барабаном в Сан-Паулу > Статьи, тезисы и публикации... Духовность и общество...» www.espiritualidades.com.br . Проверено 2 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Холл, Гвендолин Мидло (5 ноября 2009 г.). Рабство и африканские этнические группы в Америке: восстановление связей . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807876862 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Режинальдо Пранди > По следам водунов: террейро с барабаном в Сан-Паулу > Статьи, тезисы и публикации... Духовность и общество...» www.espiritualidades.com.br . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тамбор де Мина – из Африки в Бразилию | Портреты Веры | ТВ Бразилии | Новости (на бразильском португальском языке) , получено 2 декабря 2018 г.
- ^ Ферретти, Мундикармо (1 декабря 2014 г.). «Лечебная игрушка в Террейру-де-Мина» . Журнал Института бразильских исследований (59): 57–78. дои : 10.11606/issn.2316-901X.v0i59p57-78 . ISSN 0020-3874 .
- ^ «Тамбор-де-Мина-ду-Мараньян и Дом-дас-Минас – GPMINA» . www.gpmina.ufma.br . Проверено 26 декабря 2018 г.