Бог
Бог , также известный как Gran Maître ( гаитянский креольский : Gran Mèt ), [ 1 ] — верховный бог-творец в африканской диаспорической религии гаитянского вуду . Водуисты считают, что Бондай был ответственен за создание вселенной и всего, что в ней, и что он поддерживает вселенский порядок. Тем не менее они считают его трансцендентным и, следовательно, недоступным для людей, которым вместо этого приходится взаимодействовать с духами, называемыми Ивас .
Воду развился среди афро-гаитянских общин на фоне работорговли в Атлантике в 16-19 веках. Оно возникло в результате смешения традиционных религий, принесенных на остров Эспаньола порабощенными западноафриканцами, многие из которых были игбо , йоруба или фон , и римско-католическими учениями французских колонизаторов, контролировавших остров. Бондье взял свое имя от французского термина Bon Dieu («Добрый Бог»). Концептуально Бондай занимал роль Бога в римском католицизме и других формах христианства , а также роль верховного божества, встречающегося в различных африканских традиционных религиях .
Бондай в гаитянском богословии
[ редактировать ]Учение о существовании единого Верховного Бога, [ 2 ] Вуду называют монотеистическим . [ 3 ] Это существо, создатель вселенной, называется Бондай или Гран Мет. Слово Bondye происходит от французского Bon Dieu («Добрый Бог»). [ 4 ] Для вудуистов Бондай рассматривается как высший источник власти. [ 5 ] считается ответственным за поддержание всеобщего порядка. [ 6 ] Бондай также считается далеким и трансцендентным. [ 7 ] не вмешиваясь в человеческие дела; [ 8 ] поэтому нет смысла обращаться к нему напрямую. [ 9 ] Гаитяне часто используют фразу si Bondye vle («если Бондай желает»), предполагающую веру в то, что все происходит в соответствии с волей этого божества. [ 4 ]
Религиовед Лесли Деманглс называла Бондай «Божеством». [ 10 ] В то время как водоуисты часто приравнивают Бондай к христианскому Богу , [ 11 ] Вуду не включает в себя веру в могущественного антагониста, противостоящего высшему существу, что сродни христианскому представлению о сатане . [ 12 ]
Бондай играет роль христианского Бога в христианстве и верховного божества в различных традиционных африканских религиях. [ 13 ]
Космология и мифология
[ редактировать ]Воду учит, что одним из первых творений Бондае было солнце, появление которого было необходимо для существования всех остальных вещей, включая законы и людей. [ 14 ] Считается, что Бондай затем создал человечество по своему образу из глины и воды. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Торрес, Рафаэль Агусти. «Похвала и вдовы вуду», с. 19 (на испанском языке)
- ^ Браун 1991 , с. 111; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120; Хебблтуэйт 2015 , с. 5.
- ^ Мишель 1996 , с. 288; Фернандес Олмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Рэмси 2011 , с. 7.
- ^ Демангл 1992 , с. 97.
- ^ Демангл 1992 , с. 96.
- ^ Демангл 1992 , с. 4; Рэмси 2011 , с. 7.
- ^ Браун 1991 , с. 6.
- ^ Метро 1972 , с. 82.
- ^ Демангл 1992 , с. 4.
- ^ Браун 1991 , с. 111.
- ^ Хебблтуэйт 2015 , с. 5.
- ^ Андерсон 2008 , с. 33.
- ^ Демангл 1992 , с. 108.
- ^ Демангл 1992 , с. 64.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Джеффри (2008). Худу, вуду и колдовство: справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0313342219 .
- Аптер, Эндрю (2002). «Об африканском происхождении: креолизация и знакомство с гаитянским вуду». Американский этнолог . 29 (2): 233–260. дои : 10.1525/ae.2002.29.2.233 .
- Бизли, Майрон М. (2010). «Вуду, пенисы и кости: ритуальные представления смерти и эротизма на кладбище и свалке Порт-о-Пренса». Исследование производительности . 15 (1): 41–47. дои : 10.1080/13528165.2010.485762 . S2CID 194097863 .
- Браун, Карен Маккарти (1991). Мама Лола: жрица вуду из Бруклина . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22475-2 .
- Демангл, Лесли (1992). Лики богов: вуду и католицизм на Гаити . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0807843932 .
- Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йоруба на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR 40034365 . S2CID 144192532 .
- Фернандес Элмс, Маргарет; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Водоу и Сантерии к Обиа и спиритизму (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-6228-8 .
- Хебблтуэйт, Бенджамин (2015). «Козел отпущения гаитянской религии вуду: утверждение Дэвида Брукса (2010) о том, что «вуду» представляет собой «устойчивое к прогрессу» культурное влияние». Журнал исследований чернокожих . 46 (1): 3–22. дои : 10.1177/0021934714555186 . S2CID 54828385 .
- Метро, Альфред (1972) [1959]. Вуду на Гаити . Перевод Хьюго Чартерис. Нью-Йорк: Schocken Books.
- Мишель, Клодин (1996). «О видимых и невидимых мирах: образовательный характер гаитянского вуду». Сравнительный обзор образования . 40 (3): 280–294. дои : 10.1086/447386 . JSTOR 1189105 . S2CID 144256087 .
- Рэмси, Кейт (2011). Духи и закон: вуду и власть на Гаити . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-70379-4 .