Из народной религии
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Народная религия Нуо , или, в более широком смысле, китайская народная экзорцистическая религия , представляет собой вариант китайской народной религии со своей собственной системой храмов, ритуалов, орденов священников и богов, которая является межэтнической и практикуется в центральном и южном Китае , но также тесно связана с народ Туцзя . [1] Оно возникло как экзорцистское религиозное движение, что является первоначальным значением слова nuó ( традиционный китайский : 儺 ; упрощенный китайский : 傩 ). Он имеет сильное влияние даосизма . [2]
Одной из наиболее отличительных особенностей народной религии Нуо является ее иконографический стиль, в котором боги представлены в виде деревянных масок или голов. Это связано с его собственной мифологией, которая прослеживает происхождение Нуо от первых двух людей, которые были несправедливо убиты путем обезглавливания и с тех пор им поклонялись как отзывчивым божественным предкам. [3] Ритуалы Нуо начались как эффективные методы поклонения им, Лорду Нуо и Леди Нуо. [4] С 1980-х годов народная религия Нуо претерпела возрождение в Китае, и сегодня это народная религия, одобренная центральным правительством. [5] Жрецы нуо классифицируются как 巫 у (шаманы), а их историческими предшественниками были 方相氏 фансянши («мастера, помогающие (астральному) квадрату »).
Божества [ править ]
пара: Нуогонг Нуопо и Родовая
Высшими божествами пантеона Нуо являются Господь Нуо ( 傩公 Nuógōng ) и Леди Нуо ( Nuópó 傩婆 ), два предка человечества, согласно мифологии, жертвоприношение которых положило начало практикам Нуо. [4] Во время церемонии Нуо пара предков представлена резными деревянными статуями, возведенными перед храмом, а все меньшие боги размещаются позади них. В более простых ритуалах они рассматриваются как воплощения всех остальных богов. [4]
божество Нефритовое и Три чистоты
Как правило, прямо под наследственной парой Нуогонг и Нуопо идут Три Чистых ( 三清 Sānqīng ). Это основная троица даосского богословия, которая была введена среди туцзя ханьскими китайцами , переселившимися в их районы. За исключением троицы и некоторых сложных ритуальных стилей, народная религия Нуо не приобрела философского содержания даосизма, поскольку цель практик Нуо состоит в основном в «питании» богов Нуо. [6] Непосредственно под Тремя Чистыми находится Нефритовое Божество ( 玉帝 Yùdì ), еще одно божество из даосской теологии, которого жрецы Нуо вызывают, дуя в своеобразный ритуальный инструмент — бычий рог. Нефритовое Божество задумано как повелитель всех меньших богов, поэтому для общения с ними необходимо сначала призвать его. [7]
Божество троне на Божества трех миров, Божества пяти направлений и
Ниже Нефритового Божества идут Божества Трех Миров ( 三皇 Sānhuáng ), а затем Божества Пяти Направлений ( 五方帝 Wٔfangdì ), обе группы являются общими для додаосской китайской религии. Тройку образуют покровитель неба ( 天皇 Тяньхуан , он же Фуси ), покровитель земли ( 地皇 Дэхуан , он же Нува ) и покровитель человечества ( 人皇 Рэнхуан , он же Шэннун ). [8]
Другую группу составляют Желтое Божество центра космоса, Зеленое или Синее Божество востока, Красное Божество юга, Белое Божество востока и Черное Божество севера. Как и в китайской религии, они имеют космологическое значение, соответствующее различным аспектам природы, и считается, что они были воплощены в исторических персонажах. [8]
Ниже Трех Покровителей и Пяти Божеств находится Возведенное на престол Божество, которое считается воплощением в настоящее время. Считается, что самым выдающимся современным государственным деятелем Китая является Бог на троне. В святилищах Нуо часто встречается табличка с надписью «долгая жизнь богу на троне». [9]
Храмы и церемонии [ править ]
Местом деятельности Нуо являются отдельные храмы ( 傩庙 nuómiào , «храм экзорцизма») и частные алтари ( 傩坛 nuótán ). [10] Основная задача практик Нуо – максимально усилить силу богов, чтобы они могли изгонять злых существ. [11]
Церемонии Нуо ( 婷 nuó yí ) могут включать в себя танцевальные представления ( 婩 dance nuó wǔ ), песни ( 婩歌 nuó gē ), жертвоприношения ( 婂 подношения nuó jì ) и оперу Нуо ( 婩剧 nuóxì ).
Каждый орден жрецов Нуо имеет своих основателей, которых почитают на специальных алтарях ( 师坛 shītán , «алтарь ордена»). Предков ордена вызывают во время каждого ритуального исполнения, и в божественной иерархии они стоят сразу после Возведенного на трон Божества. Тремя ранними ритуалистами Нуо, общими почти для всех орденов, являются Янь Саньлан, Лю Улан и Хуан Ваньлан. [12]
Есть также множество богов природы и человеческих дел , таких как Боги Дверей, Бог Колодца, Бог Дома, Бог Земли и Бог Богатства, которые имеют непосредственные отношения с людьми, несмотря на их более низкий ранг. в пантеоне Нуо. [13]
Космология [ править ]
Нуо-космология основана на теории инь и ян , ясно представленной в мифологии, иначе объяснимой как мир, в котором потенциальность и актуальность, сверхприрода и природа образуют взаимодополняющую и диалектическую двойственность, которая является порядком вселенной. Человек является активным участником этого порядка, творчески взаимодействуя с миром божественности. Мифология Нуо также рассказывает о высшей богине Тяньсянь ( 天仙 «Небесный Бессмертный»), которая с момента зарождения человечества принимала непосредственное участие в инициировании этого диалога между духовным и материальным. [14] Основной формой диалога является поклонение предкам, и это отражается в патриархальной структуре общества Туцзя. [4]
Влияние на близлежащие традиции [ править ]
нуо происхождения синтоистские ритуалы Японские
В период Хэйан (794–1185 гг.) японцы переняли в синтоизм многие китайские обычаи династии Тан (618–907 гг.), в том числе фансянши 方相氏 (предшественник жрецов Нуо), известных по- японски как хосоши 方相氏 , которые возглавил похоронную процессию и изгнал демонов из кургана. Эта практика была объединена с традиционными японскими экзорцистскими обрядами, такими как синтоистский офуда («талисман с именем ками »).
Самой ранней записью была история Сёку Нихонги (ок. 797 г.) . [15] : 45 в котором упоминается экзорцист хососи , проводивший церемонии захоронения императора Сёму (756 г.), императора Конина (781 г.) и императора Канму (806 г.).
Актер Кёгэн Номура Маннодзё отметил, что китайские практики нуо 儺 были источником японского цуина 追儺 или сэцубун в VIII веке («ритуал изгнания злых духов в последний день зимы»), и предположил, что сверхъестественная сила связывает китайского нуо исполнителя . фансянши и японский гигаку персонаж в маске Чидо 治道 («управляет путем»), который ведет церемонию. [16] : 258 В японских традициях и искусстве хосоши носит четырехглазую маску, а не оригинальную четырехглазую медвежью шкуру.
Корейские традиции [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Королевские традиции народной религии Нуо в Корее были введены на 6-м году правления Чонджона из Корё . Согласно Книге 64 Корёсы , в декабре в качестве человека, способного изгонять зло, был выбран человек в возрасте от 12 до 16 лет по имени Джинджа, который носил красную одежду, надетую поверх штанов. 24 из этих отобранных людей образовали группу, а 6 человек образовали один ряд. Обычно команда состоит из 2 групп. 12 человек, возглавлявших эту команду экзорцистов, носили красные шапки и специальную одежду под названием сочан и имели кнут. Чтобы соответствовать случаю экзорцизма, Чёёнму также предстал перед судом. После позднего периода Чосон эта традиция пошла на убыль.
См. также [ править ]
- Китайская народная религия
- Традиции китайского ритуального мастерства
- Китайский шаманизм
- Фансянши
- Из оперы
- даосизм
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Это (2003) .
- ^ Ли (2016) , с. 63.
- ^ Ли (2016) , стр. 55-58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ли (2016) , с. 58.
- ^ Это (2010) .
- ^ Ли (2016) , стр. 63-64.
- ^ Ли (2016) , стр. 64-65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ли (2016) , с. 65.
- ^ Ли (2016) , с. 66.
- ^ Ли (2016) , с. 62.
- ^ Ли (2016) , с. 64.
- ^ Ли (2016) , стр. 66-67.
- ^ Ли (2016) , с. 67.
- ^ Ли (2016) , стр. 57-58.
- ^ Гра, Александр (2004), « Изменения в названиях заклинаний и роли Хосоджи в Ояне », Проблемы языка и культуры 5: 35-53.
- ^ Фукусима, Ёсико (2005), «Маски, интерфейс прошлого и будущего: Сингигаку Номуры Маннодзё », Asian Theater Journal 22.2: 249-268.
Источники [ править ]
- Ли, Лан (2016). Популярная религия в современном Китае: новая роль Нуо . Рутледж. ISBN 978-1317077954 .
- Ли, Лан (2010). «Изменение роли популярной религии Нуо ( 傩 ) в современной китайской политике». Современные азиатские исследования . 44 (2): 1289–1311. дои : 10.1017/S0026749X10000090 . ISSN 2157-9679 . S2CID 144816047 .
- Ли, Лан (2013). Нуо ( 傩 ): Новая роль популярной религии в современной китайской политике . Хэмпшир: Издательство Ashgate.
- Ли, Лан (2003), Новое изобретение нуо-религии этнической идентичности и идентификации туцзя , Белфаст: Университет Квинса
- Ли, Лан (2008), Новое изобретение веры - антропологическое исследование китайской популярной религии Нуо , Куньмин: Народное издательство Юньнани
- Ли, Лан (2009), «Кто контролирует судьбу ICH - пример Нуо ( 儺 ) на юго-западе Китая», в Лире, Серджио; Амоэ, Рожерио; Приньейру, Кристина; Оливейра, Фернандо (ред.), «Обмен культурой» , Институт устойчивого развития «Зеленые линии»