Уфанг Шанди
Пять форм высшего божества | |||
---|---|---|---|
![]() Современная фреска с изображением пяти божеств. | |||
![]() Схема ассоциаций Хуайнаньцзы [ 1 ] | |||
Упрощенный китайский | Пять Богов | ||
| |||
Пять Божеств | |||
китайский | Пять императоров | ||
|
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Вуфан Шанди ( 五方上帝 «Высшие божества пяти регионов» или «Высшие божества пяти регионов»). [ примечание 1 ] ), или просто Води ( 五帝 «Пять божеств») или Вошен ( 五神 «Пять богов») [ 3 ] в китайских канонических текстах и общекитайской религии являются пятикратным проявлением верховного Бога Небес ( 天 Тиан , или, что эквивалентно, 上帝 Шангди ). Эта теология восходит, по крайней мере, к династии Шан . [ 4 ] Описанный как «пять изменчивых лиц Небес», [ 5 ] они представляют космическую активность Небес, которая формирует миры как tán 壇 , «алтари», имитируя их порядок, который виден в звездном своде, северном полюсе мира и его вращающихся созвездиях. [ примечание 2 ] Сами Пять Божеств представляют эти созвездия. [ 6 ] В соответствии с Тремя Силами ( 三才 Sancái) они имеют небесную, земную и хтоническую форму. Китайцы Хань считают себя потомками Красных и Желтых Божеств .
Они связаны с пятью цветами , пятью фазами непрерывного творения (Усин五行), пятью ключевыми планетами Солнечной системы и пятью созвездиями, вращающимися вокруг небесного полюса , пятью священными горами и пятью направлениями пространства (их земными форма) и пять Богов-Драконов ( 龙神 Lóngshén ), которые представляют их ездовых животных, то есть материальные силы, которыми они управляют (их хтоническую форму). [ 7 ] [ 8 ] Их также определяют просто как пять особых форм поклонения Небесному Богу, различные «доступы» или перспективы, подходящие для разных ситуаций, для служения Небесам. [ 9 ]
По мнению Чжэн Сюаня , влияние их деятельности порождает на земле разные категории существ. Разъясняя древнее богословие о происхождении царей от оплодотворения Небесами земных женщин, он комментировал: [ 10 ]
Каждый предок того, кто является царем, был рожден результате влиятельного движения, совершенного в духами Пяти Божеств.
Имена и значения
[ редактировать ]Другие имена, под которыми известны Пять Божеств:
- Уфан Тяньшэнь ( 五方天神 «Небесные божества пяти регионов»);
- Вуфанди ( пяти регионов); Божества [ 11 ] [ примечание 1 ]
- Утианди ( 五天帝 «Пять небесных божеств»);
- Волуоюн ( 五老君 «Пять древних лордов»);
- Водаошен ( 五道神 «Пять путей Бога»);
- Сиантянь Вуди ( «Пять божеств прежних небес»);
- Уседи ( 五色帝 «Божества пяти цветов»). [ 11 ]
В некоторых работах они концептуализируются как единое божество, «Великое Божество, Небесный Царь» ( 天皇大帝 Tiānhuáng Dàdì ) или «Высшее Божество обширных небес» ( 昊天上帝 Hàotiān Shàngdì ), которые, следовательно, являются другими эпитетами верховного Бог Небес . [ 6 ] Эта концепция связана в микрокосме с Сердцем, а четыре души являются отражением качеств Шэнь в китайской медицинской теории . [ 12 ]
Хуанди — Желтое Божество
[ редактировать ]
Хуанди ( 黄帝 «Желтый император» или «Желтое божество»), также называемый Хуаншэнь ( 黄神 «Желтый Бог»), — еще одно имя верховного Бога в китайских традициях, связанное с северным кульменом неба и Большой Медведицей ( или Великая Колесница, или Большая Медведица), в частности, и с силой у ( шаманы 巫 ). [ 13 ] : 12, примечание 33 Он также известен как герой и прародитель человеческой культуры как Сюаньюань ( 轩辕 «Ограждение колесницы»). [ 14 ] ), Сюань Юаньши ( Сюань Юаньши «Хозяин вала колесницы») или Сюаньюань Хуанди ( Сюань Юань Хуанди «Желтое божество вала колесницы»), а также как космологический символ как Чжунъюэдади ( 中月大帝 «Великое божество Центральной вершины »). "). Он олицетворяет сущность земли и Желтого Дракона ( 黄龙 Huánglóng ). [ 15 ] Иероглиф 黄 huáng , означающий «желтый», также означает, по гомофонии и общей этимологии с 皇 huáng , «август», «творец» и «сияющий», атрибуты верховного Бога. [ 16 ]
Он — божество, формирующее материальный мир ( 地 Dì ), создатель цивилизации Хуася , брака и морали, языка и происхождения, а также первопредок всех китайцев. [ 17 ] В космологии Уфан Шанди его астральное тело — Сатурн , но он также отождествляется с Богом Солнца, со звездой Регул (α Леониса) и созвездиями Льва и Рыси , из которых последнее, как говорят, представляет тело Желтый Дракон. [ 8 ]
Он соответствует Хуаншен Бэйду ( 黄神北斗 «Желтый Бог Северной Медведицы »), [ 18 ] [ примечание 3 ] из которых в некоторых исторических источниках он описывается как человеческая форма, проводящая онтологическое различие между ними. Например, согласно определению, данному в апокрифических текстах, относящихся к Хету 河圖 , Желтый Император «происходит от сущности Желтого Бога Северной Медведицы», рождается от «дочери хтонического божества», и как таков он «космический продукт слияния Неба и Земли». [ 19 ] Желтый Бог, в свою очередь, описывается как «дух-отец и астральный двойник» Желтого Императора. [ 13 ] : 42, примечание 25
Говорят, что Желтый Император, будучи человеком, был плодом непорочного зачатия, поскольку его мать Фубао была оплодотворена сиянием ( юаньци , «первичная пневма»), молнией, которую она видела, окружавшей Северную Медведицу (Великую Ковш). Колесница, или Большая Медведица), или небесный полюс, пока она гуляла по сельской местности. Она родила сына через двадцать четыре месяца на горе Шу (Долголетие) или горе Сюаньюань, в честь которой он был назван. [ 20 ] По своей человеческой стороне он был потомком 有熊氏 Юусюн , линии Медведя — еще одна отсылка к Большой Медведице. Ученый Джон К. Дидье изучил параллели, которые мифология Желтого Императора имеет в других культурах, и пришел к выводу о вероятном древнем происхождении мифа в Сибири или в Северной Азии. [ 21 ]
В более старых источниках Желтый Император идентифицируется как божество света (а его имя объясняется в Шуовэнь Цзецзы как производное от guāng 光 , «свет») и грома, а также как одно и то же с «Богом Грома» ( 雷神 Лэйшен ), [ 22 ] [ 23 ] который, в свою очередь, как более поздний мифологический персонаж, известен как лучший ученик Желтого Императора, например, в Хуанди Нэйцзин .
Хуанди представляет собой центр творения, ось мира (Куньлунь), которая является проявлением божественного порядка в физической реальности, открывая путь к бессмертию. [ 15 ] Как божество центра четырех направлений, в « Шизы» он описывается как «Желтый император с четырьмя лицами» ( 黄帝四面 Huángdì Simiàn ). [ 24 ] «Четырёхликий Бог» или «Вездесущий Бог» ( 四面神 Симианшен ) — это также китайское имя Брахмы . Хуанди — это образец тех, кто сливает свое «я» с «я» вселенского Бога, аскетов, достигающих просветления или бессмертия. [ 25 ]
В описании Пяти Божеств Сыма Цянем важно отметить, что Желтый Император изображался как дедушка Черного Императора севера, который олицетворяет также полярные звезды, и как укротитель Красного Императора, его половины. -брат, который является духом южного населения, известного под общим именем Чу в династии Чжоу. [ 26 ]
Считалось также, что Уфан Шанди управляют точками в пяти основных направлениях , или «основными точками». [ 27 ] Хуан Ди управляет центральной точкой. [ 27 ]
Чангди — синезеленое божество
[ редактировать ]Цангди ( 蒼帝 «Зеленое божество» или «Зеленый император») или Цаншэн ( 蒼神 «Зеленый бог»), также известный как Цинди ( 青帝 «Синее божество» или «Синезеленое божество») или Циншен ( 青神 «Синезеленый бог») . "), и космологически как Дунгди ( 东帝 "Восточное Божество") или Дунгюэдади ( 东岳大帝 "Великое Божество Восточной вершины", которой является гора Тай ), является проявлением верховного Бога, связанного с сущностью дерева и весна, за что ему поклоняются как богу плодородия. ( Синезеленый Дракон 青龙 Цинлун ) — это одновременно его животная форма и созвездие, а человеком он был Тайхао 太昊 ( Фу Си ). [ 15 ] Его супруга — богиня плодородия Биксия . Его астральное тело — Юпитер . [ 1 ]
Хайди — Черное божество
[ редактировать ]
Хейди ( 黑帝 «Черное божество» или «Черный император») или Хэйшен ( 黑神 «Черный бог»), также известный как космологический Бэйди ( 北帝 «Северное божество») или Бэйюэдади ( 北岳大帝 «Великое божество Северного Пик»), идентифицированный как Чжуаньсю ( 颛顼 ), которому сегодня часто поклоняются как Сюаньво ( 玄武 «Темный воин») или Чжэнво ( 真武 ), является проявлением верховного Бога, связанного с сущностью воды и зимы. Его животная форма — Черный Дракон ( 玄龙 Xuánlóng , буквально «Темный Дракон» или «Таинственный Дракон»), а его звездное животное — черепаха -змея . [ 15 ] Его астральное тело — Меркурий . [ 1 ]
Чиди — Красное Божество
[ редактировать ]
Чиди ( 赤帝 «Красное божество» или «Красный император») или Чисэн ( 赤神 «Красный бог»), также известный как Нанди ( 南帝 «Южное божество») или Наньюэдади ( 南岳大帝 «Великое божество Южного пика») ), человеком был Шэннонг ( 神农 «Бог-земледелец» или «Бог-пашист»), который также аналогичен Янди ( 炎帝 «Пламенное божество» или «Огненное божество»), функция, которую выполняли разные боги и боги-короли. в мифоистории. Шэннун также является одним из Трех Покровителей, в частности покровителем человечества ( 人皇 Rénhuáng ), и точкой пересечения Трех Покровителей и Хуанди.
Он также связан с Чию ( 蚩尤 ), богом некоторых южных народов, как в иконографии, так и в мифах, поскольку и Шеннон Янди, и Чию сражались против Желтого императора, хотя Чию традиционно считается более жестоким и имеет рога боевого быка. , а Шеннонг Янди более миролюбив и имеет рога пашущего буйвола. [ 28 ]
Он — проявление верховного Бога, связанного с сущностью огня; его животная форма — Красный Дракон ( 朱龙 Zhūlóng ), а его звездное животное — Феникс . Он бог земледелия, животноводства, лекарственных растений и рынка. [ 15 ] В более широком смысле он является богом науки и ремесла, а также покровителем врачей и аптекарей. [ 28 ] Его астральное тело — Марс . [ 1 ]
Байди — Белое Божество
[ редактировать ]
Байди ( 白帝 «Белый император» или «Белое божество») или Байшен ( 白神 «Белый бог»), также известный как Сиди ( 西帝 «Западное божество») или Сиюэдади ( 西岳大帝 «Великое божество Западного пика») ), человеком был Шохао ( 少昊 ), и он является проявлением верховного Бога, связанного с сущностью металла и осени. Его животная форма — Белый Дракон ( 白龙 Báilóng ), а его звездное животное — тигр . Его астральное тело — Венера . [ 1 ]
Контраст между красными и желтыми божествами
[ редактировать ]В мифологии Хуанди и Янди сражались друг против друга; и Хуан наконец победил Яна с помощью Дракона (повелителя воды, которым является сам Хуанди). [ 29 ]
Этот миф символизирует равновесие инь и ян, здесь огонь познания (разума и ремесла) и земную стабильность. [ 29 ] Ян 炎 — пламя, палящий огонь или его избыток (важно отметить, что графически это двойное 火 huo — «огонь»). [ 29 ]
Поскольку избыток огня несет земле разрушение, его необходимо контролировать с помощью правящего принципа. Ничто не хорошо само по себе, без ограничений; хорошие результаты зависят от пропорций в составе вещей и их взаимодействия, а не от крайностей в абсолютном выражении. [ 29 ] Хуанди и Янди — взаимодополняющие противоположности, необходимые для существования друг друга, и это силы, существующие вместе внутри человека.
История культа Пяти Божеств
[ редактировать ]Поклонение Пяти Божествам как простолюдинами, так и правителями Китая — очень древняя практика, восходящая, по крайней мере, к эпохе неолита . [ 7 ] Уже в богословии династии Шан верховный Бог Небес ( Шангди или Ди ) задумывался как проявленный в четырехчастной форме и воле, четырех 方 fāng («направлениях» или «сторонах») и их 風 fēng («ветрах») . "). [ 4 ]
Династия Цинь
[ редактировать ]
Официальная религия и ритуалы государства Цинь (9 век до н.э. – 221 г. до н.э.) во многом были основаны на религии династии Чжоу (ок. 1046 г. до н.э. – 256 г. до н.э.). Императоры поклонялись верховному Богу в пригороде своей столицы Сяньяна . [ 32 ] Культы Белого, Зеленого, Желтого и Красного Божеств праздновались отдельно в разных частях штата. Юн, древнее священное место, где, как говорят, приносил жертвы сам Желтый император, а династия Чжоу проводила ритуалы цзяо 醮, или «пригородные жертвоприношения». В 677 году до нашей эры столицей Цинь стал [ 33 ]
Засвидетельствовано, что в 671 г. до н.э. герцог Сюань (675–664) совершал жертвоприношения Зеленому Божеству в Ми, к югу от реки Вэй . Затем герцог Лин (?–384) учредил священные места Шан ( 上 «Вверху») и Ся ( 下 «Ниже») для Желтых и Красных Божеств в Уяне , недалеко от Юна. Первоначально жертвоприношение Белому Божеству было совершено в 769 г. до н.э. герцогом Сяном (778–766) в Си, недалеко от Ланьчжоу в Ганьсу . В 753 году их осуществил герцог Вэнь (765–716) в Фу, на северо-востоке Шэньси . [ 33 ]
В 253 г. до н.э. прадед Цинь Шихуан объединил имперский культ четырех форм Бога в Юне, построив там алтари для Белого, Зеленого, Желтого и Красного Божеств. [ 33 ] В 219 году Цинь Шихуан, основатель империи Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э.), лично принес жертву на горе Тай , священной горе в центре Шаньдуна , месте поклонения верховному божеству в бывших государствах Ци и Лу . Он смоделировал жертвоприношение по образцу того, что совершалось в Юне, в соответствии с традицией Цинь, состоящее из трех типов жертв — лошадей, баранов и волов. [ 32 ]
династия Хань
[ редактировать ]
Ритуальная система первых императоров династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) не отличалась от системы Цинь, с единственным изменением, заключавшимся в интеграции Черного Божества Гаозу или Лю Баном (206–195 гг.), первый император династии. [ 34 ] Однако государственная религия Хань вскоре оказалась разделенной между двумя фракциями. С одной стороны, были конфуцианцы , которые настаивали на новой ритуальной системе и религиозно-политической централизации вокруг поклонения Богу Небес со стороны императора, сына Бога Небес, и поклонения меньшим божествам, которые должны были быть одобрены сами конфуцианцы, считавшие себя единственными, способными истолковывать знаки Неба в соответствии с классиками . С другой стороны, существовали фанши ( 方士, «мастера направлений»), мастера ритуалов, сформулировавшие то, что можно было бы назвать протодаосским религиозным движением « Хуан-Лао », которые представляли себя продолжателями традиций бывших королевств, и который делал упор на поклонение местным божествам, интегрированное в теологию, в которой верховного Бога Небес звали Тайи («Великий»), а его человеческим проявлением был предок Желтого Императора , которому императоры должны были подражать. [ 35 ]
Императорский храм в Юне, основанный прадедом Цинь Шихуанди, был перестроен, разместив алтари богов каждый в своем направлении, а алтари Желтого Божества - в центре. были построены два других храма, посвященных Пяти Божествам За пределами Юна во время правления императора Вэня (180–157) : один в Вэйяне, к северо-востоку от Чанъаня , и один в Чэнцзи недалеко от современного уезда Тунвэй в Ганьсу . Жертвоприношения в Юне занимали центральное место и проводились императором каждые три года. Если император отсутствовал, ритуалы проводились мастерами обрядов в разное время в течение года в соответствии с ритуальным календарем Цинь. [ 34 ]
В 113 г. до н.э. император Хань У ввёл конфуцианскую государственную религию, объединив концепцию Тайи Хуан-Лао с Пятью божествами и культом Хоуту («Царица Земли»). В 135 г. до н.э. фанши Миу Цзи из Бо в современном Шаньдуне настаивал на том, что Тайи был тем же самым верховным Богом, повелителем Пяти Божеств, которому с древнейших времен императоры поклонялись посредством принесения в жертву трех жертв. [ 34 ] Обряд длился семь дней и проходил в храме с «восемью входами для нумины » в юго-восточном пригороде столицы. В соответствии с указаниями Миу Цзи император построил храм на окраине Чанъаня и назначил великого призывателя ( тайчжу ) для проведения жертвоприношений. [ 36 ] Двадцать лет спустя — под влиянием другого видного придворного фанши , Гунсунь Цина — жертвоприношение было проведено императором лично. [ 36 ] Храм Тайи и Пяти Божеств был построен в Ганьцюане, в 70 км (43 мили) к северо-востоку от Чанъаня. [ 36 ] Что касается литургии, протокола жертвоприношений и архитектурной планировки, места Ганьцюань и горы Тай следовали модели Юн. [ 34 ] Помимо высших богов пантеона, император или центральная администрация праздновали культы других богов, в том числе посвященных горам и рекам, солнцу и луне, звездам и созвездиям, героям. [ 37 ]
В более поздние времена расширение империи на различные провинции и народы сопровождалось политикой идентификации или объединения местных богов и их культов с имперским пантеоном Хань, так что культы, официально прославляемые администрацией, размножались сотнями. В 31 г. до н. э. придворные конфуцианцы, особенно Куан Хэн и Чжан Тан, провели реформу государственных жертвоприношений, запретив сотни местных жертвоприношений и ограничив те, которые совершались лично императором, только поклонением Тайи и Хоуту, или Небу и Земля. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]- Ассоциации
- Нефритовый император
- Три Государя и Пять Императоров , мифо-исторические личности.
- 五福大帝 Wϔfúdàdì — Пять Благословляющих Великих Божеств, локализованная версия Фучжоу , известная как Император Вуфу или Уфу Император на английском языке.
- 五顯大帝 Wϔxiώndàdì — Пять проявленных великих божеств, даосская адаптация, также известная как «Великий Теарх и Божественный агент пяти проявлений», но не связанная с божествами с таким же названием, такими как Утун Шен.
- Вуфангрулай — Пять Татхагат
- Удасянь версия — Северо-Восточного Китая. зооморфная
- Тэнно таитей
- Общие статьи
- Китайская народная религия
- Китайские боги и бессмертные
- Китайское богословие
- Саньсин (божества)
- Четыре символа
- Наваграха ( Классические планеты в индуистской мифологии).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Графема 方 в своих версиях Шан поочередно представлялась как мощный крест ☩ в гомографии с 巫 wū («шаман»). [ 2 ]
- ^ Китайский концептуальный эквивалент индийской мандалы .
- ^ A 斗 dǒu по-китайски представляет собой целое семантическое поле, означающее форму «ковша», как Большая Медведица ( 北斗 Běidǒu ), или «чаши», означающей «вихрение», а также имеет боевой подтекст, означающий «бой». , «борьба», «битва».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Сан и Кистемакер (1997) , с. 121.
- ^ Панкеньер (2013) , стр. 112–113.
- ^ Медхерст (1847) , стр. 260.
- ^ Jump up to: а б Дидье (2009) , стр. 143–144, Том. II.
- ^ Чжун (2014) , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Чжун (2014) , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Литтл и Эйхман (2000) , с. 250. Там описывается картина династии Мин , изображающая (среди других фигур) Уди: «На переднем плане боги Пяти Направлений, одетые как императоры глубокой древности, держащие перед собой таблички с рангами. [...] Эти боги важны, потому что они отражают космическую структуру мира, в которой Инь , Ян и Пять Фаз (Элементов) находятся в равновесии. Они возникли еще до религиозного даосизма и, возможно, возникли как хтонические боги периода неолита, управляющие всеми направлениями. (восток, юг, запад, север и центр), они соответствуют не только пяти элементам, но и временам года, пяти священным вершинам, пяти планетам, а также символам зодиака [...]».
- ^ Jump up to: а б Сан и Кистемакер (1997) , стр. 120–123.
- ^ Чжун (2014) , с. 75.
- ^ Чжун (2014) , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Чжун (2014) , с. 69.
- ^ Мачиоча, Джованни (2009). Психика в китайской медицине, лечение эмоциональных и психических дисгармоний с помощью иглоукалывания и китайских трав . Elsevier Науки о здоровье. ISBN 9780702047770 .
- ^ Jump up to: а б Уэллс, Марникс (2014). Мастер фазановых шапок и конец истории: связь религии с философией в раннем Китае . Пресса «Три сосны». ISBN 978-1931483261 .
- ^ Ань Лю; Джон С. Мейджор (2010). Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике управления в раннем ханьском Китае . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231142045 . п. 117, примечание 11.
- ^ Jump up to: а б с д и Фаулер (2005) , стр. 200–201.
- ^ Прегадио (2013) , стр. 504–505.
- ^ Чемберлен (2009) , с. 222.
- ^ Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 1080.
- ^ Эспессет (2008) , стр. 22–28.
- ^ Боннефой (1993) , стр. 241, 246.
- ^ Дидье (2009) , стр. 153–156, Vol. Я.
- ^ Сун, Яолян (2015). Петроглифы с обожествленным человеческим лицом доисторического Китая . Всемирная научная. ISBN 978-1938368332 . п. 239: в Хэтудиджитонг и Чунцюхеченту Желтый Император идентифицируется как Бог Грома.
- ^ Ян, Лихуэй; Ан, Деминг (2005). Справочник китайской мифологии . АВС-КЛИО. ISBN 157607806X . п. 138.
- ^ Sun & Kistemaker (1997) , с. 120.
- ^ Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 674.
- ^ Дидье (2009) , с. 156, Том. Я.
- ^ Jump up to: а б Шторм, Рэйчел (2011). Суделл, Хелен (ред.). Мифы и легенды Индии, Египта, Китая и Японии (2-е изд.). Вигстон, Лестершир: Книги Лоренца. п. 176.
- ^ Jump up to: а б Боннефой (1993) , с. 246.
- ^ Jump up to: а б с д Ли, Кикок (2008). Основа и уток, китайский язык и культура . Стратегическое книгоиздание. ISBN 978-1606932476 . стр. 156–157.
- ^ Чжоу (2005) , пасс .
- ^ Чжоу (2005) , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 783.
- ^ Jump up to: а б с Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 784.
- ^ Jump up to: а б с д Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 785.
- ^ Лагервей и Калиновски (2008) , стр. 777–779.
- ^ Jump up to: а б с Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 786.
- ^ Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 788.
- ^ Лагервей и Калиновски (2008) , стр. 790–793.
Источники
[ редактировать ]- Боннефуа, Ив (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. ISBN 0226064565 .
- Чемберлен, Джонатан (2009). Китайские боги: введение в китайскую народную религию . Гонконг: Книги кузнеца. ISBN 9789881774217 .
- Дидье, Джон К. (2009). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические статьи (192). Виктор Х. Майр. Том I: Древний евразийский мир и небесная ось , Том II: Представления и идентичности высших держав в неолитическом и бронзовом Китае , Том III: Земные и небесные трансформации в Чжоу и раннеимперском Китае .
- Эспессе, Грегуар (2008), «Массовые религиозные движения поздней Хань и ранняя даосская церковь», в Лагерве, Джон; Калиновский, Марк (ред.), Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) , Лейден: Брилл, стр. 1117–1158, ISBN 978-9004168350 . См. версию HAL-SHS , стр. 1–56.
- Фаулер, Джанин Д. (2005). Введение в философию и религию даосизма: пути к бессмертию . Сассекс Академик Пресс. ISBN 1845190866 .
- Лагервей, Джон; Калиновский, Марк (2008). Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) . Брилл. ISBN 978-9004168350 .
- Медхерст, Уолтер Х. (1847). Диссертация по теологии китайцев с целью выяснения наиболее подходящего термина для выражения Божества на китайском языке . Миссия Пресс. Оригинал хранится в Британской библиотеке. Оцифровано в 2014 году.
- Литтл, Стивен; Эйхман, Шон (2000). Даосизм и искусство Китая . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520227859 .
- Панкеньер, Дэвид В. (2013). Астрология и космология в раннем Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107006720 .
- Прегадио, Фабрицио (2013). Энциклопедия даосизма . Рутледж. ISBN 978-1135796341 . Два тома: 1) АЛ; 2) ЛЗ.
- Сунь, Сяочунь; Кистемакер, Джейкоб (1997). Китайское небо в эпоху Хань: созвездия звезд и общество . Брилл. ISBN 9004107371 .
- Чжун, Синьцзы (2014). Реконструкция религиозной философии Чжу Си, вдохновленная Лейбницем: Естественное богословие небес (PDF) (Диссертация). Тезисы и диссертации в открытом доступе. Институциональный репозиторий Гонконгского баптистского университета.
- Чжоу, Цзисюй (2005). «Древнекитайский «*tees» и протоиндоевропейский «*deus»: сходство религиозных идей и общий источник в лингвистике» (PDF) . Китайско-платонические статьи (167). Виктор Х. Майр.