Китайский брак-призрак
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( сентябрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
![]() |
Социальная антропология Культурная антропология |
Китайский брак-призрак | |||
---|---|---|---|
китайский | Темный брак | ||
Буквальный смысл | «брак в преисподней» | ||
|
В китайской традиции брак -призрак ( китайский : 冥婚 ; пиньинь : минхун ; букв. «духовный брак») относится к браку, в котором одна или обе стороны умерли. [1] : 99 В материковом Китае в практике браков-призраков участвуют два умерших человека. Между тем, в специальных административных регионах, на Тайване и в Юго-Восточной Азии, речь идет об одном умершем и одном живом человеке.
Практика браков-призраков восходит к временам династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), и ее участники были среди богатых людей. Говорят, что его истоки берут начало в китайской философии Инь и Ян, где Инь должен слиться с Ян, чтобы достичь гармонии и философии жизни после смерти. Считалось, что если человек умер холостяком или невестой, его или ее душа будет чувствовать себя одинокой в загробной жизни, тем самым нарушая правило Инь и Ян. Поскольку эти духи не способны обрести гармонию, многие считали, что они вернутся, чтобы причинить вред живым членам семьи и их потомкам. Из-за этого убеждения живые члены семьи искали умерших людей противоположного пола, чтобы сопровождать своего умершего холостяка или невесту во время похорон, тем самым завершая баланс Инь и Ян.
Сегодня многие считают, что настоящей целью браков-призраков является умиротворение умов живых. Это форма терапии тяжелой утраты, практиковавшаяся в древние времена, которая поддерживается различными китайскими общинами и сегодня. [2] Несмотря на долгую историю и уникальную практику, первоначальные цели браков-призраков остаются в значительной степени неизвестными. Несмотря на это, браки-призраки часто подвергаются стигматизации и окружены суевериями.
Во всем мире практикуются и другие формы браков-призраков, например во Франции с 1959 года (см. посмертный брак ; сравните брак-левират и брак-призрак в Южном Судане , т.е. брак с живым родственником умершего).
Обзор
[ редактировать ]Причины
[ редактировать ]Для женщин в традиционной китайской культуре часто заключаются браки-призраки, поскольку считается позорным быть родителями незамужней дочери, а незамужних девушек часто избегают из общества. [3] С другой стороны, для мужчин браки-призраки часто заключаются ради потомства , поскольку они позволяют продолжить семейную линию. [4] Идея состоит в том, что супруга умершего мужчины может усыновить ребенка, который затем продолжит род семьи мужчины. [5] Другими причинами заключения браков-призраков для умерших мужчин являются сны или сеансы духов мужчин, которые, как сообщается, выразили желание вступить в брак с членами семьи умершего. [5] Кроме того, согласно некоторым китайским традициям, существует поговорка, согласно которой младший брат не должен жениться раньше своих старших братьев, поэтому, чтобы соответствовать этой традиции, могут заключаться браки-призраки. [5]
Договоренность
[ редактировать ]В некоторых случаях семья умершего может воспользоваться услугами священника в качестве свахи. [5] В других случаях семья может отказаться от красного конверта с подарками, полагая, что супруг умершего в конечном итоге раскроется. [6]
Иногда, когда жених женщины умирает и она должна вступить в брак-призрак, ее участие в панихиде мужчины часто включает в себя траурные ритуалы, принятие обета безбрачия, [7] и вскоре после этого поселился в семье этого человека. [7] Однако противоположные ритуалы, связанные с призрачным браком мужчины с умершей невестой, остаются малоизвестными из-за отсутствия записей по этому поводу. [5]
Производительность
[ редактировать ]Призрачные браки относительно похожи на свадьбы и похороны. [5] при этом семьи участников часто обмениваются подарками, такими как торты, одежда и деньги, разных размеров. [7] [8]
Чучела, сделанные из бамбука , цветной бумаги или ткани, использовались для изображения умершего человека (лиц) и обычно были одеты в китайскую свадебную одежду и одежду жениха, которую позже сжигали. Говорят, что большинство брачных обрядов, связанных с такими процедурами, совершаются так же, как обычно совершаются обычные китайские браки. [5] [6]
Кража женских трупов
[ редактировать ]Практика браков-призраков привела к сообщениям о случаях кражи женских трупов. В период с 2017 по 2019 год сообщалось, что в провинциях Шаньдун , Шаньси и Шэньси возник черный рынок женских трупов . Говорят, что труп женщины стоит несколько сотен тысяч юаней для целей призрачного брака. Кроме того, сообщается, что объектами такой незаконной торговли становятся трупы замужних пожилых женщин. В 2019 году на нескольких кладбищах в провинции Хэнань для предотвращения подобных краж были установлены камеры видеонаблюдения и установлены бетонные гробы. [9]
Типы
[ редактировать ]Китайские браки-призраки обычно устраиваются членами семьи умершего и заключаются по ряду причин, например, для заключения брака с помолвленной парой после смерти одной или обеих сторон, [10] : 29 интегрировать незамужнюю дочь в отцовскую линию, [1] : 82 обеспечить продолжение рода, [10] : 29 или жениться на не состоящих в браке умерших старших братьях раньше своих младших братьев. [10] : 29
Ранее помолвлен
[ редактировать ]После смерти жениха невеста могла продолжить свадьбу. В таких случаях жениха на церемонии представлял белый петушок. [10] : 29 Однако некоторые женщины, как сообщается, колеблются в отношении таких процедур, поскольку эти формы браков-призраков потребуют от них участия в похоронных ритуалах, траурных обычаях (которые предполагают строгий дресс-код и стандарты поведения), принятия обета безбрачия , [10] : 29 и немедленно поселиться в семье умершего жениха. [1] : 91
С другой стороны, жених также имеет возможность жениться на своей покойной невесте без каких-либо препятствий для себя, поскольку он будет иметь право снова жениться в будущем, но записей о таких свадьбах не хватает. [10] : 29
Женщины и браки-призраки
[ редактировать ]Предоставление умершим дочерям отцовской линии
[ редактировать ]Во многих китайских домах алтарь на видном месте часто стоит с духовными табличками предков по отцовской линии и изображениями богов. Табличка замужней женщины хранится у алтаря семьи ее мужа. [11] Если женщина подходящего возраста скончается незамужней, ее семье будет запрещено класть ее табличку на алтарь ее родного дома. [1] : 83 Вместо этого они достанут для нее временный бумажный планшет, который поместят в углу возле двери. [1] : 83 В связи с этим считается, что у умершей и незамужней женщины нет потомков , которые бы поклонялись ей или заботились о ней как о части своей родословной. [12] : 127 Поэтому многие китайские родители берут на себя важную обязанность выдать своих детей замуж. [13] : 254 особенно их дочери, которые могут получить членство в родственных линиях только через брак. [14] : 148 Также по этим причинам призрачные браки рассматриваются как решение, гарантирующее, что незамужние умершие дочери все еще могут быть связаны с мужской линией происхождения. [1] : 82 и получать надлежащий уход после смерти.
Другой обычай смерти незамужней дочери запрещает ей умирать в родном доме. Вместо этого храмы или «Дома Смерти». [1] : 82 для старых девиц были построены. Некоторые семьи также предпочитают отвозить своих дочерей умирать в сараи, пустые дома или отдаленные постройки. [1] : 82
Живые, незамужние дочери
[ редактировать ]В китайской культуре незамужняя дочь считается источником большого смущения и беспокойства. В книге Шарлотты Икелс «Родительские взгляды на значение брака» она сообщает, что «Традиционно девушки, которые не вышли замуж, рассматривались как угроза для всей семьи, и им не разрешалось продолжать жить дома. Даже в современном Гонконге Считается, что у незамужних женщин есть психологические проблемы. Вероятно, ни один нормальный человек не останется незамужним по своей воле». [13] : 254 Для девушек, решивших остаться незамужними, вступление в «духовный брак по инициативе невесты» (или призрачный брак, инициированный живой невестой) рассматривается как успешная «практика сопротивления браку». [1] : 92 поскольку это позволяло им оставаться одинокими и при этом интегрироваться в родословную. Однако это вызвало некоторые негативные реакции, например, брак-призрак назывался «фальшивым духовным браком», его называли «женившимся на духовной табличке» или просто считали человеком, пытающимся избежать брака. [1] : 92–93
Продолжая семейную линию
[ редактировать ]Если сын умирает до того, как женится, его родители могут решить устроить призрачный брак, чтобы дать ему возможность иметь собственных потомков, которые продолжат семейную линию. [15] Как выразился Джеймс Дайер: «Мужчина в Китае женится не столько ради собственной выгоды, сколько ради выгоды семьи: чтобы продолжить фамилию; дать потомков для поддержания культа предков; и дать невестку -закон матери прислуживать ей и вообще быть ей дочерью». [15] Сама церемония имеет характеристики как свадьбы, так и похорон: дух умершей невесты «ведет» медиум или священник, а ее тело переносят из могилы, чтобы положить рядом с мужем. [10] : 29 Иногда живую женщину могут взять в жены умершему неженатому мужчине, но это бывает редко. [10] : 29
Если бы семья была «достаточно богата, чтобы соблазнить [живую] девушку», [10] : 29 брак-призрак может принести им пользу, так как у них появится невестка. Поскольку дочь не считается «потенциальным вкладчиком в род, в котором она родилась», а, скорее, «от нее ожидается, что она отдаст детей, которых она рожает, и свой взрослый труд семье своего мужа». [12] : 127 жена умершего сына принесет пользу семье своего мужа, став сиделкой в их доме. [13] : 255 Предоставляя умершему сыну жену, семья могла также усыновить наследника или «внука». [10] : 29 который продолжит семейную линию.
Поскольку ожидается, что невестки, вышедшие замуж посредством браков-призраков, будут вести целомудренную жизнь, их цель - не производить потомство, а стать «социальным инструментом», который позволит семье мужа усыновить ребенка. [1] : 100 Такие семьи часто предпочитают усыновить родственников мужского пола, родственных по отцовской линии. [1] : 95 обычно через брата, который приписал одного из своих сыновей к линии умершего. [16] Усыновление будет осуществляться посредством письменного договора, который затем будет помещен под табличку умершего. [16] После этого ожидается, что приемный сын принесет наследственные подношения в дни своего рождения и смерти, и, кроме того, он «имеет право наследовать долю своего приемного отца в семейном имуществе». [16]
Просьбы из загробного мира
[ редактировать ]Призрачные браки часто устраиваются по просьбе умерших духов, которые, «оказавшись без супруга на том свете», [10] : 29 причиняет несчастье своей родной семье, семье своего суженого, [10] : 29 или семья замужних сестер умершего. [17] : 141 «Обычно это принимает форму болезни одного или нескольких членов семьи. Когда болезнь не излечивается обычными средствами, семья прибегает к гаданию и узнает о тяжелом положении призрака посредством сеанса». [17] : 141
Более благосклонно, дух может также явиться во сне члену семьи и попросить супруга. Марджори Топли в книге «Призрачные браки среди сингапурских китайцев: дальнейшее примечание» рассказывает историю умершего 14-летнего кантонского мальчика. Через месяц он явился матери во сне и сказал, что желает жениться на девушке, недавно умершей в Ипохе, Перак . Поскольку сын не назвал ее имени; его мать использовала кантонского духовного медиума, и «через нее мальчик назвал имя девочки вместе с ее местом рождения и возрастом, а также детали ее гороскопа, которые впоследствии оказались совместимыми с его». [18] : 71
Другие случаи призрачных браков
[ редактировать ]Поскольку китайские обычаи предписывают, что младший брат не должен жениться раньше своих старших братьев, призрачный брак для старшего, умершего брата может быть организован непосредственно перед свадьбой младшего брата, чтобы «не навлечь на себя немилость призрака своего брата». [18] : 29
Кроме того, на заре иммиграции браки-призраки, как сообщалось, использовались для «укрепления уз дружбы между двумя семьями». [18] : 30 однако в последнее время о таких случаях не сообщалось. [18] : 30
Договоренность
[ редактировать ]Если семья желает устроить брак-призрак, они могут проконсультироваться со свахой своего рода . В кантонском районе Сингапура «на дверном проеме дома даосского священника висит табличка призрачного брачного посредника. Брокер объявляет, что он готов предпринять поиск семьи, в которой есть подходящий умерший член с благоприятным гороскоп." [18] : 29
Другие не прибегают к помощи священников или прорицателей, полагая, что жених, которого выбрала невеста-призрак, «[назовет] себя каким-то образом». [12] : 236 Некоторые семьи могут решить положить красный конверт (обычно используемый для денежных подарков) в качестве приманки посреди дороги и спрятаться. Когда прохожий поднимает конверт, члены семьи раскрываются и объявляют прохожему статус избранного жениха. [17] : 140
Приданое и выкуп за невесту
[ редактировать ]Обмен выкупом и приданым между семьями, заключившими призрачный брак, различается. Некоторые семьи могут обменять и то, и другое, а другие могут просто подарить пакеты с красными деньгами. [1] : 98 Хотя не существует каких-либо стандартов в отношении суммы обмена, несколько информаторов Дженис Стокард сообщили о случаях, когда семья жениха предоставляла невесте дом. [1] : 98 В другом сообщении, касающемся брака-призрака, семья жениха отправила свадебные торты и 120 новых тайваньских долларов семье невесты, которая затем вернула их с приданым в виде золотого кольца, золотого ожерелья, нескольких пар туфель и шести платьев. приспособленный для использования живой женой жениха». [14] : 151
Обряды церемонии бракосочетания призраков
[ редактировать ]В браке-призраке соблюдаются многие типичные брачные обряды. Однако, поскольку одна или обе стороны обычно уже умерли, их часто изображают чучелами из бумаги, бамбука, [18] : 71 или ткань. [17] : 147
Например, чтобы изобразить пару призраков на свадебном пиру, жених и невеста могут быть построены из бумажных тел на бамбуковой раме с головой из папье-маше . [18] : 71 По обе стороны от них будут стоять соответствующие бумажные слуги, а в комнате будет много других бумажных изображений предметов, которые будут использоваться в их доме, таких как туалетный столик (в комплекте с зеркалом), стол с шестью табуретками, ящик для денег. сейф, холодильник и чемоданы с бумажной одеждой и тканью. После завершения церемонии бракосочетания бумажные вещи сжигались и отправлялись в духовный мир для использования парой. [18] : 71
На отдельной церемонии бракосочетания живого жениха с невестой-призраком было создано ее изображение с деревянным позвоночником, руками, сделанными из газеты, и головой «улыбающейся молодой девушки, вырезанной из настенного календаря». [17] : 147 Аналогичным образом после свадебных торжеств чучело сжигают. [18] : 71
В обоих случаях чучела были одеты в настоящую одежду, похожую на ту, которую обычно носят на свадебных церемониях. Они часто включают пару брюк, белую рубашку, красное платье и верхнее кружевное платье. [18] : 71 Если бы живой жених женился на невесте-призраке, он бы носил черные перчатки вместо обычных белых. [17] : 149 Кроме того, чучела часто украшали свадебными украшениями, хотя ни одно из них не было сделано из настоящего золота. [18] : 71
Большая часть свадебных церемоний и обрядов, совершаемых во время брака призраков, остается верной китайским обычаям. С умершей невестой всегда будут обращаться так, как если бы она еще была жива и участвовала в таких процедурах. [14] : 151 Утром на свадебном пиру ее «кормят», «приглашают» в такси и выходят из него, а в доме жениха объявляют о ее «прибытии». [17] : 147 Одним из заметных отличий в браке с привидениями является то, что родовая табличка умершего помещается внутри изображения, так что «манекен невесты [оживляется] призраком, который [должен] выйти замуж». [17] : 147 По окончании свадебных торжеств табличку кладут вместе с другими табличками семьи жениха. [17] : 148
Популярная культура
[ редактировать ]В романе писателя Янцзе Чу 2013 года «Призрачная невеста» в качестве центральной предпосылки использованы принципы браков-призраков. [19] Она стала бестселлером New York Times и была признана лучшей книгой по версии Oprah.com. [20] [21] основу оригинального сериала Netflix , «Призрачная невеста» Позже он лег в режиссерами которого выступили малазийские режиссеры Квек Шио-чуан и Хо Ю-хан. В главных ролях снимались Хуан Пэй-цзя , У Кан-жэнь , Люди Линь и Куан Тянь. [22] [23] [24]
В качестве основного сюжета « Marry My Dead Body» также используется призрачный брак. [25] [26] Он был выбран фильмом закрытия Международного кинофестиваля «Золотая лошадь» 2022 года . [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Стокард, Дженис Э. Дочери дельты кантона
- ^ «Свадьба человека... мужчина, чья девушка скончалась, устроил свадьбу-призрак» Dongsen News Network, 6 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2020 г. Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Икелс, Шарлотта (май 1985 г.). «Родительские взгляды на значение брака». Журнал брака и семьи . 47 (2): 253–264. дои : 10.2307/352126 . JSTOR 352126 .
- ^ Болл, Дж. Дайер (1904). Вещи китайские: или Заметки, связанные с Китаем . Джон Мюррей.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Топли, Марджори (февраль 1955 г.). «Призрачные браки среди сингапурских китайцев» . Мужчина . 55 . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 29–30. дои : 10.2307/2794516 . JSTOR 2794516 .
- ^ Jump up to: а б Джордан, Дэвид К. (1972). Боги, призраки и предки . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520019621 .
- ^ Jump up to: а б с Стокард, Дженис Э. (1 марта 1992 г.). Дочери Кантона Дельта . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804720144 .
- ^ Вольф, Артур П., изд. (1966). Исследования китайского общества . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804710077 .
- ^ «Несколько женских трупов украдено для призрачного брака в Наньяне, Хэнань; на кладбищах установлены камеры видеонаблюдения и установлены цементные гробы для предотвращения краж [несколько женских трупов, украденных для призрачного брака в Наньяне, Хэнань; на кладбищах установлены камеры видеонаблюдения и установлены цементные гробы, чтобы предотвратить кражи» . Гонконг: Новости кабельного телевидения , 14 августа 2019 г. Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Топли, Марджори. «Призрачные браки среди сингапурских китайцев»
- ^ Фридман, Морис. Семья и родство в китайском обществе с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Мартин, Эмили Ахерн. Культ мертвых в китайской деревне
- ^ Jump up to: а б с Икелс, Шарлотта. «Родительские взгляды на значение брака».
- ^ Jump up to: а б с Вольф, Артур П. Исследования китайского общества
- ^ Jump up to: а б Болл, Дж. Дайер. Вещи китайские: или Заметки, связанные с Китаем, стр. 419-420. Цитируется Бейкером, Хью Д.Р. Китайская семья и родство, стр. 42-43.
- ^ Jump up to: а б с Вольф, Артур П. и Хуан, Цзе-Шань. Брак и усыновление в Китае, 1845-1945 гг. 112.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джордан, Дэвид К. Боги, призраки и предки.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Топли, Марджори. «Призрачные браки среди сингапурских китайцев: еще одно примечание».
- ^ Винчеова, Барбора. «Концепция загробной жизни: превращение мифологии в фэнтези в «Призрачной невесте» Янцзе Чу». Остравский журнал английской филологии 11.1 (2019).
- ^ Миллер, Стюарт (7 февраля 2020 г.). « Дикие мечты » . Гарвардский журнал . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Азия, Татлер. «Янцзе Чу» . Татлер Азия . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Чима, Сухбир (22 января 2020 г.). « Режисеры «Призрачной невесты» рассказывают нам, каково это работать с малайзийской командой и почему сериал Netflix был снят на китайском языке» . Мягкое МОРЕ . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Жуткий свадебный обычай с привидениями показан в сериале «Невеста-призрак» на Netflix | The Star» . www.thestar.com.my . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Чин, Койи (10 августа 2020 г.). «Режиссер Квек Шио Чуан рассказывает глубоко личные истории в своих фильмах» . Татлер Малайзия . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Два красивых мужчины собрались вместе! Режиссер «Охотничьей души» продвигает новую работу «Сюй Гуанхань и Линь Бохун», чья игра и внешний вид отвратительны, а тема гей-призрачных браков вызывает беспорядки в Интернете ~|Dongsen News» . . Dongsen News (на традиционном китайском языке) Проверено 20 декабря 2022 г. .
- ^ Облако новостей ETtoday (28 декабря 2021 г.). «Сюй Гуанхань и Линь Бохун рассказывают о любви человека и призрака! Мужчина и женщина CP изначально обратились к Лю Гуантину… причина, по которой они не собрались вместе, была раскрыта | ETtoday Starlight Cloud | ETtoday Облако новостей» . star.ettoday.net (на традиционном китайском языке) . Получено 20 декабря 2022 г. .
- ^ «Воркующая семья» и «В этот раз мы с призраком стали семьей» выиграли премию «Золотая лошадь» за фильмы открытия и закрытия 2022 года» . www.goldenhorse.org.tw (на китайском языке (Тайвань)) Проверено 11 августа 2023 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Бейкер, Хью Д.Р. Китайская семья и родство . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1979.
- Цитируется Бейкером: Болл, Дж. Дайер, «Китайские дела: или заметки, связанные с Китаем», Лондон, 1904 г.
- Фридман, Морис. Семья и родство в китайском обществе . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1970.
- Икелс, Шарлотта. «Родительские взгляды на значение брака». Журнал брака и семьи Vol. 47 № 2 (май 1985 г.): 253–264.
- Джордан, Дэвид К. Боги, призраки и предки: народная религия тайваньской деревни. Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: Калифорнийский университет Press, 1972.
- Культ мертвых в китайской деревне . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1973.
- Стокард, Дженис Э. Дочери дельты кантона: модели брака и экономические стратегии в Южном Китае, 1860-1930 гг. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1989.
- Топли, Марджори. «Призрачные браки среди сингапурских китайцев». Человек (Опубликовано Королевским антропологическим институтом Великобритании и Ирландии) Том. 55 (февраль 1955 г.): 29–30.
- Топли, Марджори. «Призрачные браки среди сингапурских китайцев: еще одно примечание». Человек (Опубликовано Королевским антропологическим институтом Великобритании и Ирландии) Vol. 56 (май 1956 г.).
- Вольф, Артур П. Исследования китайского общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1978.
- Вольф, Артур П. и Цзе-шань Хуан. Брак и усыновление в Китае, 1845-1945 гг. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1980.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Влажные и сухие товары» . Экономист . 26 июля 2007 года . Проверено 18 апреля 2018 г.
- Ярдли, Джим (5 октября 2006 г.). «Мертвые холостяки в отдаленном Китае все еще находят жен» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 апреля 2018 г.
- Крамер, Майкл (2 октября 1989 г.). «Один день из жизни Китая: свободный полет внутри клетки» . Время . Проверено 18 апреля 2018 г.