Тунъянси


Тунъянси ( традиционный китайский : 童養媳 ; упрощенный китайский : 童养媳 ; пиньинь : tóngyengxí ), также известный как брак Шим-пуа в Мин Нане ( китайский : 媳婦仔 ; Pe̍h-ōe-jī : sin-pū-á или sim-pū-á) ; и в фонетической транскрипции хоккиен с использованием китайских иероглифов : 新婦仔) — традиция браков по расчету, восходящая к досовременному Китаю, в которой семья усыновляла дочь- подростка в качестве будущей невесты для одного из своих детей-подростков. (обычно младенцев ) сыновей, и дети воспитывались вместе. [1] [2]
Прямой перевод тайваньского (хоккиенского) слова «сим-пу-а» означает «маленькая невестка», в котором используются иероглифы «сим-пу» ( традиционный китайский : 媳婦 ; упрощенный китайский : 媳妇 ; пиньинь : xífù) . ) означают невестку, а символ частицы «а» ( китайский : 阿 ; пиньинь : ā или китайский : 仔 ; пиньинь : zǐ ; Pe̍h-ōe-jī : á ) указывает на уменьшительное . Аналогично используемый китайский термин «тунъянси» ( традиционный китайский : 童養媳 ; упрощенный китайский : 童养媳 ) буквально означает «ребенок (童), воспитанный (養) невесткой (媳)», и этот термин обычно используется в качестве перевода для Английский термин «ребенок-невеста».
Такие детские браки, гарантировавшие бедному сыну жену, были более распространены среди бедняков. Пока они были избавлены от необходимости содержать дочь, которая в конечном итоге выйдет замуж и покинет семью, семьи, которые отказались от своих дочерей, также выиграли от этого. Поскольку эти союзы редко были успешными, в 1949 году Китай объявил их вне закона. Обязательное образование на Тайване позволяло этим девочкам покинуть свои дома и познакомиться с внешним миром, что часто приводило к их усыновлению из приемных семей. [ нужна ссылка ] Эта практика закончилась к 1970-м годам. [ нужна ссылка ]
Перспектива социальной антропологии
[ редактировать ]В рамках социальных антропологических исследований китайского брака брак шим-пуа называется «второстепенным браком», поскольку невестка присоединяется к семье своего будущего мужа, когда оба являются несовершеннолетними, в отличие от китайского основного брака, к которому присоединяется невеста. дом мужа в день свадьбы. [3] Дочь шим-пуа часто усыновлялась в семью, у которой уже был сын, за которого она была обручена, хотя это было не всегда так. Вместо этого некоторые семьи усыновляли дочь шим-пуа до рождения сына, что было вызвано традиционным убеждением, что усыновление шим-пуа повысит вероятность того, что жена родит сына. [4] Хотя дочь шим-пуа присоединяется к семье еще ребенком, брак может состояться только после того, как обе достигнут половой зрелости . В зависимости от социально-экономического положения и финансовых возможностей семьи свадьба могла варьироваться от большого банкета наравне с большим браком до небольшой семейной церемонии или, в простейших случаях, «поклона предкам и небольшого изменения условий сна в семье». ." [5]
Брак шим-пуа возникал среди представителей самых разных социально-экономических классов, но был особенно распространен среди бедных и сельских семей. Среди обеспеченных людей женитьба на сыне в крупном браке была престижной и демонстрацией статуса, но и дорогостоящей. [6] В более бедных и сельских общинах браки младших шим-пуа были недорогими и помогали гарантировать, что независимо от того, насколько бедной была семья, у их сыновей будут жены, когда они достигнут брачного возраста, и, следовательно, будет больше шансов произвести на свет потомков. [7] Напротив, высокий выкуп за невесту для сына, который женится в крупном браке, мог быть непомерно высоким, иногда равным годовому доходу семьи. [5] Если семья не могла позволить себе такую невесту для крупного брака, это могло привести к невозможности произвести на свет потомков и прекращению семейного рода. Напротив, затраты на усыновление маленькой дочери были невелики, а затраты на ее воспитание в качестве шим-пуа часто включали только еду и одежду. [5] В бедных сообществах ограниченное богатство или статус мотивировали как принятие дочери шим-пуа в семью, так и передачу биологических дочерей в качестве шим-пуа другим семьям. Для семьи с ограниченными средствами или социальным статусом биологическая дочь не давала никакой гарантии; традиционно ее выдавали замуж за другую семью, и она не заботилась о своих родителях в старости и не расширяла родословную. Напротив, дочь шим-пуа останется в доме, заботясь о родителях до старости и будет рожать их потомков. По этим причинам усыновление маленькой дочери шим-пуа часто совпадало с передачей биологической маленькой дочери на усыновление и последующим воспитанием дочери шим-пуа вместо нее. [8] [5]
Эти браки часто оказывались неудачными. [9] Это было объяснено как демонстрация эффекта Вестермарка . [9]
Конец практики
[ редактировать ]В материковом Китае после Китайской коммунистической революции эта практика была объявлена вне закона Коммунистической партией Китая в 1949 году. [10]
На Тайване в 1950-х годах возникло несколько юридических проблем, когда дочери шим-пуа были зарегистрированы как приемные дочери, а их эквиваленты мужского пола были зарегистрированы как приемные сыновья. Поскольку по закону пара считалась сводными братьями и сестрами, общее право Тайваня запрещало их брак. провел три судебных рассмотрения Судебный Юань , чтобы разрешить их брак. [11] К 1970-м годам браки шим-пуа вышли из практики из-за увеличения благосостояния в результате экономического успеха Тайваня, что сделало такие договоренности ненужными. [10] Одним из факторов, ускоривших упадок браков шим-пуа, было введение обязательного государственного образования на Тайване , которое вынуждало семьи отправлять всех детей, включая дочерей и приемных дочерей шим-пуа, в школу. Более широкое общение за пределами дома и само образование часто создавали для дочерей шим-пуа возможности сопротивляться брачному соглашению или избегать его.
Связанные понятия
[ редактировать ]Чжаочжуй ( китайский : 招贅 ; пиньинь : zhāozhuì или китайский : 招婿 или 招翁 ; Pe̍h-ōe-jī : чио-сай или чио-анг ) — родственный обычай, согласно которому богатая семья, не имеющая наследника, может взять на себя мальчика. ребенок, хотя в таких браках обычно участвуют мужчины детородного возраста. [12] Поскольку эти браки требовали, чтобы муж входил в дом жены (вопреки традиционным китайским нормам), им был присвоен более низкий социальный статус. Во времена династии Цин эти браки становились все более распространенными для сохранения наследственных родословных. Мальчик брал фамилию своей новой семьи и обычно женился на дочери семьи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольф и Хуан 1980 , с. 2.
- ^ В 1985 г. , с. 292–294.
- ^ Арнхарт 2005 , с. 203.
- ^ Вольф 2005 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д Вольф 1972 , с. 18.
- ^ Вольф и Хуан 1980 , с. 194.
- ^ Вольф и Хуан 1980 , с. 39.
- ^ Вольф 2005 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Уилсон 1998 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б Штанге, Oyster & Sloan 2011 , с. 900.
- ^ Судебный обзор Китайской Республики № 12, 32 и 58.
- ^ Лин 2011 .
Библиография
[ редактировать ]- Уилсон, Эдвард О. (1998). Согласие: единство знаний .
- Арнхарт, Ларри (2005). «Глава 10: Табу на инцест как дарвиновское естественное право». В Вольфе, Артур П.; Дарем, Уильям Х. (ред.). Инбридинг, инцест и табу на инцест: состояние знаний на рубеже веков . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4596-3 .
- Лин, Юджу (2011). «Зять Чжаочжуй» . Энциклопедия Тайваня . Совет по делам культуры. Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
- Са, София (1985). «Глава 12: Брак среди тайваньцев Тайбэя до 1945 года». В Хэнли, Сьюзен Б.; Вольф, Артур П. (ред.). Семья и население в истории Восточной Азии . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1232-3 .
- Штанге, Мэри Цейсс; Устрица, Кэрол К.; Слоан, Джейн Э., ред. (2011). «Браки по договоренности». Энциклопедия женщин в современном мире . Том. 2. SAGE Publications, Inc., стр. 899–902. ISBN 978-1-4129-7685-5 .
- Уилсон, Марго; Дейли, Мартин (1992). «Глава 7: Человек, который принял свою жену за движимое имущество». В Баркоу, Дж. Х.; Космидес, Л.; Туби, Дж. (ред.). Адаптированный разум. Эволюционная психология и порождение культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510107-2 .
- Вольф, Артур П.; Хуан, Цзе-шань (1980). Брак и усыновление в Китае: 1845–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4596-3 .
- Вольф, Артур П. (2005). «Глава 4: Объяснение эффекта Вестермарка, или Что выбрал естественный отбор?». В Вольфе, Артур П.; Дарем, Уильям Х. (ред.). Инбридинг, инцест и табу на инцест: состояние знаний на рубеже веков . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4596-3 .
- Вольф, Марджери (1972). Женщины и семья в сельских районах Тайваня . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0849-4 .
- Ю, Гуан-хун; Хуан, Юй-линь; Чу, Лин-ин (2011). «Глава 12: Незаконнорожденность, усыновление и смертность среди девочек в Пэнху, 1906–1945». В Энгелене, Тео; Шепард, Джон Р.; Ян, Вэнь-шань (ред.). Смерть на противоположных концах Евразийского континента: тенденции смертности на Тайване и в Нидерландах, 1850–1945 гг . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-5260-379-7 .