Японское усыновление взрослыми
Усыновление взрослыми в Японии — это практика в Японии юридического и социального принятия взрослого, не состоящего в родственном браке , в качестве потомка в семье. Эта многовековая практика была разработана как механизм, позволяющий семьям расширить свою фамилию, имущество и происхождение без громоздкой зависимости от кровных линий. , по-прежнему распространенное и сегодня, Усыновление взрослыми является динамичным инструментом социальной и экономической мобильности . [1]
Есть свидетельства того, что эта практика началась где-то в 13 веке в секте буддизма, известной как буддизм Чистой Земли . [2] но по-настоящему широкое распространение получил лишь в сёгунате Токугава (или период Эдо ), который начался около 1600 года и продолжался до 1868 года. [3] В период Токугава большая часть класса самураев усыновляла сыновей с целью создания прочного и прочного положения в обществе путем принятия таких позиций, как глава семьи и глава бизнеса. Это также был способ для семей, в которых не было сыновей, продолжить отцовскую линию и оставаться действующей общественной силой. Это была его самая распространенная цель, но усыновители также рассматривали ее как способ подняться по социальной лестнице, оставив позади титул второго сына и т. д. [1]
История и происхождение
[ редактировать ]Хотя это, возможно, возникло раньше, усыновление взрослыми использовалось в секте буддизма Чистой Земли . Эта секта буддизма , называемая Дзёдо Синсю , связана с храмами Хонгандзи, расположенными недалеко от Киото . Сыновья, связанные с Хонгандзи, будут усыновлены известными семьями окрестных территорий. Скорее всего, это было стратегией завоевания власти внутри сообщества, но просто повлекло за собой некоторые практические последствия. Когда в семьях оказывалось, что у них вообще не хватает способного наследника мужского пола или сына, они прибегали к усыновлению, женив мужчину на одной из своих дочерей или просто принимая их в свой дом. Для семей это был способ обеспечить преемственность надежной мужской линии, которая брала на себя функции главы семьи, а иногда и главы семейного бизнеса. [2]
Усыновление взрослыми частично потеряло свою актуальность в последующие годы после его использования в 13 веке. Это действительно стало обычным явлением примерно в 1600 году, когда начался период Токугава. Начиная с малого, его использовали в основном самураи , особенно те, у кого не было старшего или способного сына. Тем, кто хотел усыновить ребенка, предлагалось поискать подходящих кандидатов в своей большой семье, но они усыновляли ребенка за пределами семьи, если не было подходящих вариантов. Приемные сыновья (в период Токугава, особенно в первые годы) обычно принадлежали к одному кругу общения и уровню дохода. С точки зрения приемного сына, это было не столько повышение сословного положения, сколько способ получить самостоятельную жизнь, став первенцем. Это не означает, что вертикальных скачков в социальном слое со стороны менее богатых людей не было, но они были существенно реже. Будучи усыновленными, вторые сыновья смогли взять на себя роль глав домохозяйств и стать лидерами семейного бизнеса, а также лидерами внутри самой общины. [1]
Популярность этой практики неуклонно росла на протяжении всего периода Токугава и вскоре стала обычным явлением среди социальных групп, помимо самураев. Предполагается, что причина его популярности среди правящего класса связана с низким уровнем рождаемости среди богатых и важных людей, хотя есть много других известных причин или несоответствий, которые опровергают это объяснение. Стоит также отметить, что думать об отделении, связанном с наличием наследника и что отсутствие такового является единственной исторической причиной усыновления, является редукционным, даже в целом; такие сложности, как «передача» первенца и усыновление при наличии наследника, имеют сильный исторический прецедент на протяжении всей эпохи Токугава. [4]
Однако известно, что в современной Японии это продолжает практиковаться, хотя в определенных областях оно стало скорее бизнес-стратегией. [1]
Современная практика
[ редактировать ]Одна из причин, почему в Японии преобладают усыновители среди взрослых, заключается в том, что, хотя система приемной опеки действительно существует, путь от приемной опеки к усыновлению не поощряется правительством как сильная альтернатива. [5]
В современной японской практике усыновление взрослыми принимает множество форм. Ёси-энгуми (усыновление наследника) часто влечет за собой усыновление мужем дочери ее семьей. Зять становится мукойоси , приемным мужем. [6] Статус Мукойоси предпочитают семьи, ищущие сильного наследника. [7] Супружеские пары, не являющиеся кровными родственниками усыновляющей семьи, также могут быть усыновлены в семью. Также происходит индивидуальное усыновление взрослыми, в котором участвуют как одинокие взрослые мужчины, так и женщины. [8] Мужчины и женщины, не вступившие в брак с дочерью или сыном приемной семьи, могут вступать в брак вне семьи. [9]
Усыновление одного человека другим в Японии обычно используется как альтернатива однополым бракам . [10] что запрещено и не признано законом в Японии. Когда старшая сторона усыновляет младшую (как это предусмотрено правилами усыновления), имущество любой из сторон может быть унаследовано или поглощено другой стороной без уплаты запретительного налога на дарение, который в противном случае применялся бы.
Хотя эта практика сохранилась, общественное мнение и широко распространенная практика усыновления взрослыми сильно изменились в течение 20-го и 21-го веков. Например, в начале 20-го века стать мукойоси считалось позором или даже обесцениванием. В отсутствие прироста власти или капитала мукёси можно было приравнять к невесте, поскольку он принял новую фамилию и приспособился к своим родственникам мужа. Примером этого может служить традиционная поговорка: «Пока у вас есть три го рисовых отрубей, не становитесь приемным мужем». [7] Однако по мере того, как в конце 20-го века уровень регулярного усыновления увеличился, а усыновление взрослыми стало более тесно переплетено с семейными фирмами и капитализмом, усыновление взрослыми равномерно распространилось на городские и сельские районы. Сегодня усыновление взрослыми часто рассматривается как оппортунистический подход и в результате приобрело определенный престиж. Иногда это востребовано. [11]
Довольно распространенной и прибыльной практикой стала практика заключения браков между молодыми женщинами на выданье из семей коммерческих фирм и молодыми мужчинами. [11] Некоторые мужчины теперь присоединяются к сайтам знакомств, специально созданным для мужчин, желающих стать мукойоси и быть усыновленными семьями, которым нужен преемник-мужчина для их бизнеса. Один из самых популярных был создан Чиеко Дате и позволяет семьям встречаться с потенциальными женихами для своих дочерей. [11]
Приемное родство
[ редактировать ]Для Японии характерна двусторонняя система родства , включающая элементы признания происхождения по отцовской и матрилинейной линии. [6] Преемственность во многом определяется преемственностью по отцовской линии через главу семьи; главенство обычно передается в соответствии с первородством от старшего сына к старшему сыну. [12] Глава домохозяйства обычно определяет человека, контролирующего домохозяйство и его имущество, возможно, включая связанную с ним ферму или бизнес. Из-за глубоко укоренившейся важности семьи как корпорации, состоящей из нескольких поколений, в Японии семейная преемственность и стабильность руководства домом имеют приоритет над кровным родством. [9] В состав домохозяйства обычно включают некоторых членов домохозяйства, не состоящих в кровном родстве, особенно родственных мужчин и усыновленных потомков. Усыновление взрослыми — лишь одно из решений ограничений, налагаемых жесткой системой преемственности, — обеспечивает присутствие главы домохозяйства. [13] Косэки . , система регистрации семей, юридически определяет главу семьи, независимо от того, является ли глава домохозяйством мужчиной или женщиной Усыновление официально регистрируется в семейном Косеки. [12] Усыновление обеспечивает полную юридическую, идеологическую и родственную роль сына или дочери за усыновленным. Усыновленный взрослый отказывается от своей первоначальной фамилии и происхождения и принимает имя и линию приемной семьи. [11] Любые дети, рожденные от усыновленного взрослого, например, от мукойси и его жены, считаются потомками приемной семьи. Усыновленные взрослые также берут на себя ответственность за адекватную заботу о предках семьи в соответствии с буддийской доктриной. [8]
Законность усыновления взрослыми
[ редактировать ]Когда взрослого усыновляют в семью в Японии путем обычного усыновления (Ёси энгуми), ожидается, что он унаследует имя приемной семьи в обмен на наследство. Ожидается, что они также возьмут на себя заботу о предках приемной семьи. Условия усыновления заключаются в том, что семьи не могут усыновить более одного усыновленного, если у них уже есть дети. Если будущая приемная семья бездетна, она может усыновить двоих детей. Усыновленному должно быть не менее 15 лет, и он должен быть минимум на день младше усыновителей. В настоящее время средний возраст усыновителей составляет около 20–30 лет. В случае мукойси муж усыновляется родителями жены и становится главой бизнеса. [11] Часто бывает, что единственным наследником семейного бизнеса является женщина. Если усыновленный решает вернуться в свою биологическую семью, пропадает без вести или покидает приемную семью, усыновление может быть расторгнуто по закону. [7]
Экономический эффект
[ редактировать ]В современном японском обществе многие японские предприятия остались семейными из-за удобства и распространенности усыновления взрослыми. В прошлом купеческие семьи в Западной Японии усыновляли наследника, если биологический предшественник был неспособен взять на себя управление семейным бизнесом. [14] Когда нет сына, который мог бы унаследовать компанию, или сын считается слишком неадекватным или неразумным, чтобы взять на себя управление, генеральный директор прибегает к усыновлению взрослыми, усыновляя достойного сотрудника из компании. [15] Это также имеет место, когда первоначальный биологический наследник не заинтересован в передаче семейного бизнеса. крупные успешные семейные корпорации, такие как Suzuki Эту стратегию использовали . Нынешний генеральный директор Suzuki Осаму Судзуки — четвертый приемный сын, возглавивший компанию. Судзуки превзошел своего биологического наследника и назвал Хиротаку Оно своим преемником, потому что он чувствовал, что его биологический сын менее способен. Другими известными компаниями, использующими этот метод, являются Kikkoman , Canon , Toyota и Matsui Securities . [7] Старейший в мире семейный бизнес, Нисияма Онсэн Кейункан , передается по наследству через фамилию вот уже 1300 лет. [16] Если приемный наследник мужского пола не добьется успеха, его могут обойти и лишить наследства из семьи, хотя это очень редко. Если это произойдет, можно будет усыновить другого наследника, поскольку первый лишился наследства.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Мур, Рэй А. (май 1970 г.). «Усыновление и мобильность самураев в Токугаве, Япония». Журнал азиатских исследований . 29 (3): 617–632. дои : 10.2307/2943247 . JSTOR 2943247 .
- ^ Перейти обратно: а б Цанг, Кэрол Ричмонд (2005). «Брак, усыновление и Хонгандзи». Японский журнал религиоведения . 32 (1): 53–83. JSTOR 30233777 .
- ^ Гордон, Эндрю (2020, 4-е изд.). Современная история Японии: от времен Токугава до наших дней. [1] [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Бачник, Джейн М. (1983). «Стратегии набора персонала для преемственности в семье: переосмысление японской организации домашнего хозяйства». Мужчина . Новая серия. 18 (1): 160–182. дои : 10.2307/2801769 . JSTOR 2801769 .
- ^ Алекси, Эллисон; Кук, Эмма Э. (2019). Интимная Япония: этнография близости и конфликтов . Гонолулу: Гавайский университет Press. стр. 181–199. ISBN 9780824876685 .
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Кейт (1966). «Додзоку и идеология происхождения в сельской Японии». Американский антрополог, Новая серия, Том. 68, № 5. Wiley Press.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мехротра, Морк, Шим, Виваттанакантанг. «Приемные ожидания: восходящие сыновья в японских семейных фирмах» [2]
- ^ Перейти обратно: а б Китаодзи, Х. (1971). «Структура японской семьи». Американский антрополог, Новая серия, Том. 73, № 5 (октябрь 1971 г.), стр. 1036-105.
- ^ Перейти обратно: а б Бефу, Харуми. «Корпоративный акцент и закономерности происхождения в японской семье». Японская культура, Рутледж (редактор: Смит, Бердсли)
- ^ Мари, Клэр (2004). «Однополые партнерства в Японии: обходные пути и другие альтернативы». Women's Studies, 33.4, 541-549.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Экономист (1 декабря 2012 г.). «Сохранение семьи: семейные фирмы применяют необычный подход, чтобы оставаться конкурентоспособными».
- ^ Перейти обратно: а б Уайт, Мерри Айзекс (1963). Идеально по-японски: создание семьи в эпоху потрясений. Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Мартин, Линда Г. (1990). «Семейные отношения между поколениями в Восточной Азии». Анналы Американской академии политических и социальных наук, Том. 510. Sage Publications, Inc.
- ^ Марико Ои (2012) BBC News, Япония «Усыновление взрослых: сохранение жизни семейных фирм Японии»
- ^ «Почему усыновление взрослыми является ключом к успеху японских семейных фирм», Freakonomics, 2011. [3]
- ^ «1300-летний отель с горячими источниками, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса» . www.japanpage.net . Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 г. Проверено 3 апреля 2015 г.