Гигаку
Гигаку гаку , как - курэ известный также [1] относится к вымершему жанру драматического танцевального представления в масках, импортированному в Японию в период Асука .
История
[ редактировать ]В записях говорится, что гигаку было введено в 20-м году правления императрицы Суйко (612 г. н.э.). [1] [2] некоего Мимаджи [1] [3] из царства Кудара ( Пэкче ), одного из трёх королевств Кореи . Согласно рассказам, Мимадзи прибыл в Сакураи и обучал гигаку . японскую молодежь [4] Говорят, что он изучал гигаку в У (Китай), показывая, что происхождение гигаку можно проследить до Китая, поскольку в период Суйко (593/604–658 гг. н.э.) японский двор испытывал сильное влияние со стороны китайцев и Корейская культура. [5] Регент того времени, принц Сётоку , сыграл решающую роль в разрешении и распространении буддийской культуры в Японии; такое распространение культуры позволило гигаку , поскольку оно пропагандировало религию. многим японцам исполнять и просматривать [4] Пик гигаку пришелся на первую половину VIII века, но начал исчезать, когда бугаку стал официальным развлечением императорского дворца, хотя гигаку по-прежнему исполняли и преподавали в районах, далеких от столицы, и продолжали играть роль в японских развлечениях. вплоть до 14 века. [4] множество деревянных масок гигаку В это время было расписано , большинство из которых относятся к периоду Нара (710–784 гг.), и сейчас хранятся в храмах Хорюдзи и Тодайдзи , а также в императорской сокровищнице ( Сёсоин ), все в Наре. [6] Маски были неотъемлемым аспектом театра гигаку и представляли различные характеристики и свойства, а затем повлияли на другие части японского театра.
История гигаку часто широко обсуждается, поскольку в материковой Азии нет никаких документов о гигаку, за исключением нескольких дошедших до нас масок. Отсутствие убедительных доказательств часто затрудняет исследователям расшифровку истинного происхождения гигаку , а также его процессов, персонажей, сюжетов и представлений.
Производительность
[ редактировать ]Гигаку исполнялась в немой пантомиме , [1] под аккомпанемент музыки. [1] Флейта, поясной барабан (или набедренный барабан ( поясной барабан , ёко ) , [7] также известный как курецзуми ( 呉鼓 , «барабан У») ), [1] и сёбан ( 鉦盤 ) , разновидность гонга гонг был заменен разновидностью тарелок ( добёси ( 銅鈸子 ) ). , были тремя инструментами, использовавшимися в период Нара, хотя в начале периода Хэйан (9 век) [8]
Единственное сохранившееся описание представления взято из музыкального трактата, входящего в состав Кёкунсё. [ и ] ( Уроки скопированы ; «Выборы для инструкций и наставлений») [7] автор: Кома-но Тикадзанэ [ и ] (умер в 1242 г.). [1] Согласно этому, нетори , или настройка инструментов, сигнализирует о начале, за которым следует прелюдия инструментов. [7] Затем происходит парад всего актерского состава, как танцоров, так и инструменталистов. [3] Было высказано предположение, что маска персонажа по имени Чидо ( 治道 ), вероятно, заняла место в начале парада. [9] тем более, что эта маска указана первой в книгах активов ( Сидзайчо ( 資材帳 ) ) для некоторых храмов, в которых хранятся маски гигаку . [9] Программу открывает Танец Льва ( Сишимай ). [7] и сольные танцы герцога Ву, [7] борец, человек-птица Карура и жрец-брахман.
Архетипы
[ редактировать ]Есть два архетипических персонажа-борца: Конго ( 金剛 ) или «Ваджра-якша», с открытым ртом. [10] и Рикиси ( 力士 ), у которого закрыт рот. [10] [11] Говорят, что эти двое аналогичны двум статуям Нио или врат-хранителей, которые соответственно образуют открытую и закрытую формы А-ун во рту. [10] [11] Маски Рикиси и Конрон часто путают из-за их сходства: у них более темный цвет лица, выпученные глаза, большие рты и выступающие зубы. [4] Эти маски можно отличить по выражению лица, поскольку Конрон менее агрессивен, чем Рикиши.
Из-за преувеличенных черт многих масок содержание пьесы описывается как фарсовое. [7] Действительно, двухчастная пьеса о Куроне ( 崑崙 ) (или Конроне; китайский: Куньлунь ню , что означает чернокожего человека или негритоса ) [12] а Рикиси (борец или «Сильный человек») совершенно непристойен. [7]
В непристойном представлении похотливый Курон влюбляется в Годзё (женщину У или китайскую девушку) и выражает свое желание, поднимая свою фаллическую опору, называемую мараката ( 陽物(マラカタ) ) , и избивая ее веером . [11] Комические танцевальные движения называются марафури-май ( マラフリ舞 , «танец с покачиванием фаллоса») . В последующем развитии Курон подчиняется Рикиси, который связывает Курона его снаряжением ( мараката ) и тащит его за собой за петлю вокруг его мужского достоинства. [11]
Маски
[ редактировать ]
- Чидо ( 治道 ) «Управляй путём» — возглавляет часть процессии. Эта маска была предложена как предшественник изображения масок Тэнгу ; [9] [13] это была рыжеволосая маска с широким ртом, длинным носом, широко выпученными глазами, темными бровями и иногда с несколькими бакенбардами на подбородке. [4]
- Шиши ( 師子 ) «лев» – маска льва с подвижной челюстью, ушами, глазами, [14] внешне похож на маску из Сишимай танца льва . Маска содержала крошечные уши, прикрепленные к большому круглому лицу, красный язык и морду, белые, коричневые, красные или зеленые зубы. [4]
- Сишико ( 師子児 ) «укротители львов» - обычно каждого льва сопровождают два укротителя. [15] [16]
- Гоко ( 剉公 ) «Герцог Ву» [7] [17]
- Конго ( 金剛 ) «Ваджра-якша)» - борец с узлами на концах, широко раскрытыми глазами, изогнутыми бровями, открытым ртом. Служит Лорду Ву. [10] [18]
- Карура 迦楼羅 Гаруда " Garuḍa" [7] [19]
- Курон ( Куньлунь ) «Куньлунь (черный человек)» [20]
- Годзё ( 呉女 ) «Женщина У» или «Китайская девушка». [7] [21]
- Рикиси « борец или « » сильный человек». [7] – Борец с узлом, похожий на Конго, но с закрытым ртом. [10] [22]
- Барамон . брахманы – священники- [7] [23]
- Тайкофу ( 太 Arc Father ) «старый вдовец» [24] [25]
- Тайкодзи дитя старого вдовца » « [26]
- Суйко ( 酔胡王 ) «пьяный персидский царь» или «пьяный Ху-варвар» [7] [27]
- Суйкодзю ( 酔胡従 ) «последователи пьяного перса» - около 6–8 из них сопровождают пьяного персидского царя. [28] [29]
Влияние
[ редактировать ]Многие из этих масок также повлияли на другие формы японского театра; Но , например, есть маски, очень похожие на гигаку маски Гоко и Годзё . [30] Большое сходство годзё можно увидеть в хорошо известной маске Но Кумоте, а также Чидо и Конрона в масках призраков и демонов с их резкими, преувеличенными и пугающими чертами. [30] Хотя эти маски имеют общие черты, важно отметить, что между ними есть и различия, например, маски Но намного меньше по сравнению с гигаку , то же самое относится и к бугаку (появившейся театральной форме после гигаку ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Синчоша 1985 , стр.357-8, о гигаку менах (маска)
- ^ Банхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру (предварительный просмотр) . Издательство Кембриджского университета. п. 559 . ISBN 9780521434379 .
- ^ Jump up to: а б Хэйбонся 1969 , том = 5, страница = 483-4, статья о гигаку Джа: Киккава, Эйши (1909 ~ 2006, историк искусства, связанный с традиционной музыкой)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ортолани, Бенито (1995). Японский театр: от шаманского ритуала к современному плюрализму . Издательство Принстонского университета.
- ^ Латтимор, Оуэн. «Сокровищница истории и культуры Внутренней Азии: обзорная статья». «Дела Тихого океана», том. 50, нет. 3, 1977, стр. 426, Интернет-архив периодических изданий.
- ^ Кеннеди, Деннис (2010). Оксфордский справочник по театру и представлению . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Араки 1964 , стр.37-
- ^ Токийский национальный музей (1984). Маска Гигаку: Сокровище, посвященное храму Хорюдзи. [ Гигаку мужчины: Хорюдзи кэнно гомоцу ] (фрагмент) . ISBN 9784892730238 . , стр.207
- ^ Jump up to: а б с Синчоша 1985 , стр.914 по теме "Чидо""
- ^ Jump up to: а б с д и Синчоша 1985 , стр. 562, «Конго» и стр. 1559, «Рикиси».
- ^ Jump up to: а б с д Хаясия 1988 , стр.85, стр.101 и др.
- ^ Араки 1964 , стр.37n, цитата: «Конрон (кит. К'унь-лунь) — итифаллическое существо, предположительно олицетворяющее темнокожего уроженца Южной Азии.» и т. д.
- ^ TNM (бывший Хорюдзи) [ постоянная мертвая ссылка ] вид на четверть
- ↑ Синчоша 1985 , стр.633 о «сишимэне».
- ^ Синчоша 1985 , стр.633 о «сишико-мужчинах».
- ^ TNM (бывший Хорюдзи) (бывший Хорюдзи) и еще один укротитель, TNM (бывший Хорюдзи)
- ^ TCM (бывший Хорюдзи) [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ бывший Хорюдзи, Культурное наследие онлайн
- ^ TNM (бывший Хорюдзи)
- ^ ТНМ
- ^ ТНМ (8 век)
- ^ TNM (бывший Хорюдзи)
- ^ TNM (бывший Хорюдзи)
- ^ Синчоша 1985 , стр.862 на "Тайко"
- ^ ТНМ
- ^ ТНМ
- ^ ТНМ
- ^ Синчоша 1985 , стр.752 на "Суйко"
- ^ ТНМ
- ^ Jump up to: а б Тянь, Мин. «Китайский Нуо и японский Но: роль Нуо в возникновении и формировании Но». Сравнительная драма, т. 37, нет. 3-4, 2003, с. 343+. Литературный ресурсный центр
- Синчоша (1985). Энциклопедия мирового искусства . Синчо 4-10-730206-7 .
- Хэйбонся (1969) [1964]. Всемирная энциклопедия (Сэкай хякка дзитен) . (Всемирная энциклопедия, на японском языке)
- Тацузабуро Хаясия) (1988). Вокруг искусства (Geijutsu no shūhen) (фрагмент) История Японии Рондзю, том 8. Иванами. Хаясия, Тацусабуро ( 9784000034883 . , с. 85
- Араки, Джеймс Т. (1964). Баллада-драма о средневековой Японии (превью) . Публикации Центра японоведов и корееведов. Издательство Калифорнийского университета. п. 39 . LCCN 64-24887 . , с. 36ff, иллюстрировано.