Коута (музыка)
Коута ( 小唄 , букв. « маленькие песни » ) — это тип традиционной японской музыки , который зародился в кварталах красных фонарей периода Эдо (1603–1868) в Японии , а затем получил дальнейшее развитие и приобрел более широкую популярность в кварталах гейш , пришедших на смену многим кварталы красных фонарей. Первоначально популяризированная гейшами как альтернатива нагауте ( « длинным песням » ), коута обычно длится не более 3 минут. [1] : 9 играют на сямисене , [2] : 56 и обычно сопровождаются пением и традиционными танцами .
История
[ редактировать ]Японский истории термин «коута» использовался для обозначения ряда противоречивых музыкальных стилей на протяжении всей Японии , хотя в наши дни этот термин используется исключительно для обозначения стиля коротких неформальных песен, впервые разработанных в конце периода Эдо (1603–1867). и популяризировался в ранний период Мэйдзи (1868–1912). [3] : 26
В период Хэйан термин коута широко применялся к придворным песням, исполняемым такими женщинами, как юдзё ( « женщина удовольствия » ) и сирабёси . Этот термин использовался в отличие от Оута ( « больших песен » ), исполняемых придворными музыкантами-мужчинами. сборники коротких лирических песен, известных как коута В последующие века были опубликованы ; первый из них, озаглавленный «Кангинсю» , был опубликован в 1518 году. [1] : 14
Термин коута также использовался в театре Но , а также сопровождал ранние формы представлений кабуки . Сямисэн играемую , который был завезен в Японию в 1600 году, начал сопровождать коута, в кабуки, к 1650 году. [3] : 26 [1] : 15 К 1740 году этот стиль музыки, используемый для кабуки, широко известный как одори ута ( « танцевальная музыка » ), превратился в стиль нагаута , где короткие песни были слишком короткими, чтобы сопровождать более длинные танцы театральных представлений. [1] : 15
Стиль коута, исполняемый в наши дни, зародился в конце периода Эдо как короткие импровизированные песни, созданные музыкантами, уже разбирающимися в катаримоно ( « повествовательная сямисэн музыка » ) стилях , включая хаута ( « короткие песни » ). [4] Говорят, что первая современная пьеса коута была написана в 1855 году певцом кукольного театра дзёрури Киёмото Ойо (1840–1901) и называлась «Чиру ва Уки» ( « Те, кто падает, плывут » ). [4] Исполняя пьесу хаута в стиле киемото в более быстром темпе, Ойо продолжал сочинять ряд ранних коута , обычно заимствуя тексты из камигата хаута ( « короткие песни из Камигаты » ), Эдо хаута ( « короткие песни из Эдо »). ) и утазава — стиль музыки сямисэн , характеризующийся как «классный» и «изящный», который сам по себе возник в результате правительственных реформ, направленных на подавление чрезмерного эротического выражения коута конца 17 века . [3] : 25–26 [1] : 15
Слияние жанров сямисэн в коута стало ключевой особенностью стиля, причем ряд ранних коута имели отдельные версии как в хаута , так и в утадзаве . В ранний период Мэйдзи коута часто творчески сочинялись несколькими исполнителями киемото , которые, вставив пьесы хаута в свои выступления киемото , позже извлекали эти фрагменты для исполнения самостоятельно, сочиняя новые пьесы в этом стиле с использованием изображений, взятых из кварталов удовольствий. Коута , нуждавшаяся в нескольких исполнителях и на исполнение которой требовалось менее трех минут, в конечном итоге в период Мэйдзи превратилась в самостоятельную популярную музыкальную традицию, сформировав независимый жанр. [3] : 26
Гейша
[ редактировать ]В 18 веке коута стал символом растущего класса купцов ( тёнин ) Японии; к концу периода Эдо эти классы стали отдавать предпочтение гейшам как самым модным спутницам женского пола, в отличие от начала периода Эдо, где куртизанки считались модными. Эти гейши пели коута на вечеринках для гостей, [5] и стал центром популярности коута , поскольку все первые основатели современного коута были гейшами из Токио. [3] : 27 Начиная с периода Мэйдзи, некоторые гейши полностью оставили профессию, чтобы вместо этого преподавать коута как гейшам, так и представителям широкой публики. Эти гейши позже стали первыми коута иэмото в начале 20 века :
- Котама (1876–1941), имя коута Хори Котама: Котама, ставшая первым кота иэмото в 1917 году, раньше была гейшей в Синбаши и ученицей Ёкаяма Саки. [ ВОЗ? ] Лэнд основал кейко [ нужны разъяснения ] в 1916 году, а в следующем году основал Хори -рю , выступая в качестве первого коута иэмото . [3] : 27
- Котэру, имя коута Тамура Теру: Гейша Котэру из Нихонбаши основала Тамура- рю в 1920 году и приняла имя Тамура Теру в качестве его иэмото . в том же году [3] : 27
- О-ю, имя коута Ёсимура Ю: Гейша О-ю из Синбаши основала Ёсимура- рю в 1922 году, приняв имя Ёсимура Ю в качестве иэмото . [3] : 27
- Коута Кобей: Кобэй стал кота иэмото в 1923 году. [3] : 27
- Кочо, имя коута Тадэ Кочо: Кочо, гейша из Янагибаси , стала коута иэмото в 1927 году, приняв имя иэмото Тадэ Кочо и основав Тадэ -рю. [3] : 27
- Цурусукэ, имя коута Касуга Тойо: гейша Асакуса Цурусукэ стала коута иэмото в 1930 году и основала Касуга -рю . в том же году [3] : 27
открылась первая школа по обучению коута В 1917 году в Токио . Студенты коута варьировались от бизнесменов, художников и политиков до офисных женщин и домохозяек. [5] Первоначальные три коута школы - была соответствуют трем самым известным ханамати Токио Котеру, которая периода Мэйдзи: Тамура-ха рю основана гейшей Нихонбаши позже стала иэмото Тамура Теру; Тадэ-ха -рю была основана гейшей Янагибаси Кочо, которая стала иэмото Тадэ Кочо; Касуга-ха -рю была основана гейшей Асакуса Цурусуке, которая стала иэмото Касуга Тойо.
В результате распространение коута среди населения в целом, а также среди увеселительных заведений, стало прямым результатом того, что эти гейши оставили профессию, чтобы преподавать коута на постоянной основе. Коута считались простыми и относительно дешевыми в освоении по сравнению с другими традиционными формами музыки, и их можно было сочинять быстро, без необходимости участия других для полноценного исполнения.
К началу 20-го века коута также превратился в весьма разнообразный музыкальный жанр и долгое время был ключевым аспектом развлекательного репертуара гейш, причем многие тексты коута черпали вдохновение из модных развлекательных районов, где они развлекались. К этому времени гейши либо работали в округах, отдельных от районов куртизанок, либо значительно превосходили их численностью внутри своего округа. Хотя термин карюкай ( 花柳界 , « мир цветов и ив » ) якобы относился как к куртизанкам, так и к гейшам, живущим в одном районе, куртизанки стали вымирающей породой и с тех пор не считались верхом моды и женского общения. ранний период Эдо. [2]
К концу 1940-х и началу 1950-х годов огромное количество учеников и учителей коута привело к «буму коута » ( kouta būmu ) ; более 200 учителей коута Сообщается, что к 1952 году в Токио практиковали коута . , у каждого из которых было 50–60 учеников, и было написано более 2000 новых произведений [3] : 27 Эта тенденция продолжалась и в конце 1950-х годов, когда ряд рю отделился от более крупных школ коута , в результате чего к 1972 году образовалось 180 иэмото и соответствующих им школ. По оценкам, в 2008 году количество рю превысило 200. [3] : 27
В настоящее время на вечеринках и выступлениях гейш коута . проводится большая часть представлений [3] : 25 Некоторые коута напрямую связаны с карюкаями , а одна известная песня, « Гион коута» , напрямую отсылает к появлению ученицы гейши, города найденной в ханамати Гиона.
Стиль
[ редактировать ]Коута , наряду с нагаутой , попадают в категорию утаймоно ( « лирическая сямисэн музыка » – вокализованные музыкальные произведения, основанные на местной народной поэзии) традиционного репертуара сямисэн , в отличие от катаримоно стилей , из которых произошла коута . Большую часть коута можно спеть менее чем за пять минут, причем на пение даже самых длинных песен уходит не более четырех минут. [1] : 9 Как и в случае с большинством традиционной музыки сямисэн , хотя коута нотная запись существует, большая часть ее изучается на слух без нотной записи.
Темы и лирическое содержание коута широко варьируются, хотя они считаются более сентиментальными по содержанию и стилю, чем более длинные баллады. Далби (2000) отмечает, что «многие из них имеют общую структуру: сначала зарисовывают естественную сцену, за которой следует средняя или основная фраза, которая связывает описание природы с последним разделом, в котором говорится о некоторых человеческих эмоциях. Этот метод является одним из наиболее часто встречающихся. в традиционной поэзии, такой как вака и хайку ». [1] : 13
Несмотря на свою поэтическую природу, в период Эдо коута , как и гейши и сямисэн , считались относительно низкопробным видом развлечения, несмотря на их широкую популярность. [6] : 259 Хотя их тексты часто романтичны, а иногда и юмористичны, коута с изысканными темами эстетизма, особенно сосредоточенными на теме укиё . также можно найти [7]
Школы коута обучения
[ редактировать ]Группа учителей коута вместе составляет ха (школу); школы города или мегаполиса образуют ассоциацию ( ренгокай ). Ассоциации организуют сольные концерты в концертных залах западного типа два раза в год. [5]
В наши дни коута по-прежнему изучают гейши, для которых коута составляют неотъемлемую часть их трудовой жизни, а также богатые домохозяйки и бизнесмены высокого уровня, которые берут уроки коута для удовольствия или для развития своих навыков. чтобы похвастаться на вечеринках. [5] [6] В предыдущие десятилетия всем гейшам было необходимо в какой-то степени изучить и освоить коута и сямисэн в рамках своей работы; В настоящее время только те, кто решил специализироваться в музыкальном стиле и играть на сямисэне, продолжают изучать коута в течение значительного периода времени, хотя гейши, специализирующиеся на других искусствах, таких как традиционный танец , по-прежнему будут изучать коута , чтобы помочь в их изучение танца и перформанса. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Далби, Лиза (2000). Маленькие песни гейши . Массачусетс: Издательство Таттл. ISBN 0-8048-3250-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Крифилд, Лиза (1978). Институт гейш в современном японском обществе (Диссертация). Стэнфордский университет.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Форман, Келли М. (2016). Гейши гейш: музыка, идентичность и значение . Оксфордшир: Рутледж. ISBN 978-1-138-25181-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Трейво, Мэтт (17 октября 2015 г.). « 'Маленькие песни гейши', собранные американским антропологом» . japantimes.co.jp . Джапан Таймс. Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хесселинк, Натан (1994). «Коута и караоке в современной Японии: стирание различий между Umgangsmusik и Darbietungsmusik» . Британский журнал этномузыкологии . 3 : 49–61. ISSN 0968-1221 . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Далби, Лиза (2000). Гейша (3-е изд.). Лондон: Винтажный случайный дом. ISBN 0099286386 .
- ^ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ на наш сайт КО-УТА» . kouta-renmei.org/eng . Федерация Кота. Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 15 марта 2021 г.