Нихон-буё

Нихон-буё ( японский танец , букв. « Японский танец » ) относится к классическому японскому исполнительскому искусству танца.
Нихон-буё развился из более ранних танцевальных традиций, таких как май и одори , и получил дальнейшее развитие в ранний период Эдо (1603–1867) посредством танцев кабуки , которые часто включали элементы старых танцевальных жанров. [ 1 ] [ 2 ] Хотя термин нихон-буё означает «японский танец», он не предназначен для обозначения японского танца в целом, а вместо этого относится к нескольким танцевальным жанрам, таким как кабуки буйо , которые исполняются в театре. [ 3 ] [ 4 ] Нихон-буё отличается от других разновидностей японского традиционного танца тем, что представляет собой изысканный стиль, предназначенный для развлечения на публичной сцене. [ 5 ] [ 3 ]
Термин «байо» — это современный термин, придуманный в период Мэйдзи (1868–1911) как термин, обозначающий «танец», и писатель Цубоучи Сёё , как полагают, был первым, кто использовал термин нихон-буё . [ 6 ] До этого танец обычно назывался в соответствии с его конкретным танцевальным жанром, например, май и одори . Этот термин представляет собой комбинацию символов май ( 舞 ) , который также может произноситься как бу , и одори ( 踊 ) , который также может произноситься как йо . [ 7 ] Сёё предполагал, что нихон-буйо будет термином для Фуригото Гэки ( 振事劇 ) , формы танцевальной драмы в пьесах кабуки, но теперь этот термин расширился и теперь охватывает несколько японских танцевальных стилей, включая современную танцевальную форму сосаку буйо . [ 3 ] Поскольку жанр танца имеет множество влияний, заимствует множество различных танцевальных традиций, развивавшихся в течение длительного периода, пересекается с театром и имеет множество различных школ, существуют некоторые трудности с определением и категоризацией нихон-буйо . [ 8 ]
Определение
[ редактировать ]Более широкое определение
[ редактировать ]В широком смысле нихон-буйо относится к танцам кабуки-буйо , камигата-май и син-буйо . [ 9 ]
- Кабуки буйо ( 歌舞伎舞踊 ) — нихон-буйо в точном определении относится исключительно к -буйо. кабуки
- Камигата-май ( 上方舞 ) или дзюта-май ( 地唄舞 ) — танец, зародившийся и развившийся в районе Киото и Осаки (регион Камигата). Камигата-май возникла в период Эдо и исполнялась на частных вечеринках на относительно небольшой поверхности, например, на поверхности одного татами. Его движения медленны и нежны. Его может сопровождать музыка ( дзюта ), написанная для солиста сямисэна . Его также называют дзасики-май ( 座敷舞 ) , что связано с названием комнаты ( дзасики ), где он практикуется.
- Син-буё ( 新舞踊 ) или сосаку-буё ( 創作舞踊 ) — нихон-буё испытал на себе европейское и американское влияние в 20 веке. В период Тайсё (1912–1926) вдохновленный западным искусством писатель Цубоучи Сёё предложил внести изменения в представление театра кабуки, в результате чего появился новый стиль танца, известный как син-буё ( букв. « новый танец » ) , исполняемый артистами. желание поэкспериментировать с новой формой выражения.
Более узкое определение
[ редактировать ]В узком смысле нихон-буйо ( японский танец ) относится исключительно к кабуки-буйо ( танец Кабуки ) . [ 10 ]
Термин нихон-буё восходит к периоду Мэйдзи. До этого кабуки-буйо назывался под разными названиями, такими как сёсагото ( сёзагото ) , кейгото ( кейдзи ) , фуригото ( сэнгито ) или, проще говоря, одори ( танец ) . [ 11 ]
Хореографы сёсагото , первое появление которого датируется примерно 1673 годом, [ 12 ] основал школы для обучения этому танцу любителей. [ 13 ] Кабуки-буйо , внесенный в список важных нематериальных культурных ценностей с 1955 года, исполняется как актером кабуки, так и танцором нихон-буйо .
Танцевальные стили и элементы
[ редактировать ]В отличие от театров Но , Кёгэн , Кабуки и Бунраку , в которых участвуют исполнители-мужчины, нихон-буё также исполняют женщины. преподаются два разных танцевальных стиля В нихон-буйо : оннагата («женские роли») и татияку («мужские роли»). [ 12 ] Таким образом, женщина может играть мужскую роль, а мужчина – женскую.
Нихон-буё состоит из трех основных элементов: маи , одори и фури . [ 14 ] Май — это статичное и абстрактное движение с акцентом на ритуальный аспект, который часто присутствует в адаптационных сценах театра но; [ 15 ] одори — динамичное и ритмичное движение, возникающее в результате нэнбуцу-одори — танца, придуманного буддийским монахом примерно в 10 веке; [ 14 ] фури включает в себя театральный, драматический и образный язык тела (например, написание письма, употребление сакэ и т. д.), представляющий действия повседневной жизни в период Эдо. [ 16 ]
Влияния
[ редактировать ]Кабуки
[ редактировать ]Школы Нихон-буё были основаны хореографами (которые изначально были музыкантами или актерами кабуки) или актерами. Эти два происхождения означают, что оба по-прежнему имеют один и тот же танцевальный репертуар. [ 17 ]
Хорошо
[ редактировать ]Есть много пьес нихон-буё , вдохновленных пьесами театра Но. Три основные серии нихон-буйо — санбасо моно , додзёдзи моно и сяккё моно — адаптированы из пьес Но Окина , Додзёдзи и Сяккё , [ 18 ] а также серия монорепертуара мацубаме , адаптированная из Но в период Мэйдзи, вдохновленная подходом кабуки, адаптирующим драмы Но. [ 19 ] В этих пьесах танец Но ( май ) интегрирован в хореографию. [ 20 ]
Кёген
[ редактировать ]Еще до периода Мэйдзи уже существовали кёгэн танцевальные пьесы кабуки происхождения , но, как и в Но, кёгэн был сильно адаптирован после периода Мэйдзи, и этот репертуар был присвоен актерами кабуки этого периода. [ 21 ]
Бунраку
[ редактировать ]нихон -буйо Пьесы «Отиудо» , «Хатиданме» и «Ёсинояма» представляют собой действия в пьесах кабуки, адаптированных из «Бунраку» , «Канадэхон Тюшингура» и «Ёсицунэ Сенбон Дзакура» . [ 22 ]
Кроме того, во время кульминаций пьес нихон-буё, адаптированных из бунраку ( Ягура-но Осити , Хидакагава ), используется нингё-бури (стиль игры, имитирующий движения марионеток): персонаж поддерживается стоящими за ним кукловодами и движется как если бы он был марионеткой. [ 23 ]
Пьесы
[ редактировать ]
Пьесы Нихон-буё состоят в основном из танцевальных пьес кабуки ( сёсагото ), созданных в период Эдо, таких как Кёганоко Мусуме Додзёдзи и Фудзи Мусумэ . Кроме того, есть спектакли, поставленные с использованием техники танца кабуки. [ 24 ] Темы пьес многочисленны: легенды, классическая литература, исторические личности, криминальные истории, а также жизнь и обычаи периода Эдо. Есть также адаптации театров Но, Кёгэн и Бунраку .
Пьесы, исполняемые одним человеком, занимают около 60% репертуара, а спектакли, исполняемые более чем двумя людьми, составляют остальную часть репертуара. Около 60% пьес состоят из чисто танцевальных пьес без драмы (спектакль-метаморфоза, повседневная пьеса периода Эдо, праздничная пьеса), по сравнению с примерно 40% драматических пьес. [ 25 ]
Не все детали можно точно классифицировать, но их можно грубо сгруппировать в следующие категории: [ 26 ]
Санбасо моно ( 三赟物 , адаптация пьесы Но Окина )
[ редактировать ]В пьесе Но «Окина» , самой священной пьесе, сочетающей танец и молитвенный ритуал для обильного урожая и процветания, появляются три персонажа: Окина, Сэндзай и Санбасо. Динамичный танец последнего дал начало серии монорепертуаров санбасо в кабуки: пьеса «Котобуки Сики Санбасо» является наиболее ритуальной, а остальная часть репертуара развивает более развлекательные аспекты кабуки: Аяцури Санбасо , Нинин Санбасо , Ситадаси Санбасо , Хиназуру . Санбасо , Сики Санбасо , Курува Санбасо и др. [ 27 ]
Додзёдзи моно ( 道成 Temple物 , адаптация пьесы Но Додзёдзи )
[ редактировать ]

Пьеса Но Додзёдзи , вдохновленная мифом о храме Додзёдзи, была адаптирована в танце кабуки как Кёганоко Мусуме Додзёдзи , что затем породило основную серию репертуара: Нинин Додзёдзи , Меото Додзёдзи , Канэ-но Мисаки , Оцуэ Додзёдзи , Футаомоте Додзёдзи , Якко Додзёдзи и т. д. [ 28 ]
Сяккё моно ( Исибашимоно , адаптация пьесы Но Саккё )
[ редактировать ]Пьеса Но Саккё , в которой буддийский монах видит мифических львов, играющих с пионами на горе Сейрё в Китае, была адаптирована как танец оннагата (женская роль) в ранний период кабуки, в результате чего появились пьесы «Айой Дзиси» , «Сюдзяку Дзиси» и «Макура Дзиси» . . Примерно в период Мэйдзи адаптация приблизилась к Но: величественный танец льва исполняет татияку ( актер-мужчина) в пьесах «Кагами Дзиси» и «Рэндзиси» . [ 29 ]
Онрё моно ( Онрёмоно , фантомные пьесы)
[ редактировать ]Многие нихон-буйо сосредоточены вокруг историй о призраках или призраках.
- Асама моно ( Асама моно )
- Молодожён сжигает письмо куртизанки , с которой у него был роман. В дыму появляется дух куртизанки и обиженно говорит. В пьесе «Кейсэй Асамадаке » были такие вариации, как «Такао Занге» (исповедь кейсэя (буквально «разрушитель замка», прозвище, данное куртизанкам) Такао). [ 29 ]
- Футаомоте моно ( двусторонний )
- Два персонажа с совершенно одинаковой внешностью танцуют вместе, и один раскрывает свою истинную, призрачную природу: этот стиль, зародившийся в пьесе Но Футари Шизука («Два Шизука») , стал в моде во многих пьесах, как Футаго Сумидагава из Чикамацу Мондзаэмон. . Наиболее известные пьесы — «Футаомотэ» (последний акт пьесы кабуки « Хокайбо ») и «Футаомотэ Додзёдзи» . В этих пьесах главный герой – призрак, внутри которого находятся два духа. Души двух влюбленных, убивших друг друга, соединяются в мстительном полумужском-полуженском духе.

Кёран моно ( Crazy Things , пьесы о безумии)
[ редактировать ]Вдохновленная жанром пьес Но о безумии, эта тема получила развитие в танцевальных пьесах самого раннего периода кабуки. [ 30 ] Помимо темы безумия в любви, еще одной распространенной темой в кёран-моно является безумие из-за потери ребенка: в период Эдо ребенка могли забрать и продать цирковым труппам. В «Кёран моно» главная героиня, мать ребенка, обычно теряет рассудок от горя и становится странствующей художницей, которая ищет своего ребенка, поет и танцует. В Но эта тема присутствует в пьесах «Сумида Гава» , «Сакура Гава» и «Миидера» .
- Безумие среди мужчин: Нинин Ванкю , Ясуна
- Безумие среди женщин: Онацу Кёран , Курама Джиши , Сумида Гава , Шизухата Оби . [ 30 ]
Митиюки моно ( 道行物 , лирические пьесы о путешествиях)
[ редактировать ]- Описание пейзажа
- В японском искусстве издавна существовал стиль митиюки , описывающий путешествие к месту назначения. [ 31 ] Эта тема была очень популярна среди жителей периода Эдо, поскольку она изображала свободу путешествий в отличие от ограничений передвижения при сёгунате. Однако путешественники также могут быть изображены с меланхолией, например, с возмездием за проступок или привязанностью к человеку, встреченному в пути, который они должны покинуть. [ 32 ] Темы Митиюки встречаются в пьесах «Хатиданмэ» (Акт VIII пьесы кабуки «Канадэхон тюсингура» ), «Ёсинояма» (Акт IV пьесы кабуки «Ёсицунэ Сэнбон Дзакура »), «Митиюки Кои-но Одамаки» (Акт IV пьесы кабуки «Имосеяма Онна Тейкин »). [ 33 ]
- Двойное любовное самоубийство
- Начиная с пьесы Чикамацу Мондзаэмона «Сонезаки Синдзю » (двойное самоубийство в Сонедзаки), жанр митиюки стал ассоциироваться с темой двойного самоубийства: пара думает убить друг друга в конце своего путешествия. Там на первый план выдвигается психология персонажей, а описание пейзажа становится фоном. [ 31 ] Позже в моду вошел новый стиль: во время путешествия пары вмешивается разносчик или уличный художник, упрекая их: Отиудо (IV акт пьесы кабуки «Канадехон Тюсингура »), Умэгава , Осомэ . [ 34 ]
Henge mono ( смена объекта , быстрая смена пьес)
[ редактировать ]
В хенге моно один и тот же актер перевоплощается в разных персонажей с быстрой сменой костюма и играет от трех до двенадцати (обычно семи) персонажей, одного за другим – мужчин и женщин всех возрастов, разных периодов и всех социальных слоев. животные, призраки и боги. [ 35 ] Хенге-моно было очень популярно в начале 19-го века, особенно среди двух великих актеров Бандо Мицугоро III и Накамура Утаэмон III , которые боролись за развитие этого жанра. [ 36 ] Сегодня жанр хенге-моно разбит на несколько пьес, по одной на каждого персонажа, которые исполняются независимо, как, например, знаменитая пьеса «Фудзи-мусумэ» , которая изначально была первой частью серии из пяти быстрых перемен: девушка меняется в слепого ( зато ) , небесного божества ( тэндзин ) , слуги самурая ( якко ) и лодочника. В настоящее время многие быстросменные пьесы уже не существуют в полном объеме, за одним исключением: «Роккасен» (шесть великих поэтов), пьеса, в которой один исполнитель превращается в 5 поэтов, для которой все 5 быстросменных пьес до сих пор сохранились и известны.
Наиболее известные хенге-моно пьесы — Саги Мусуме , Сиокуми , Асазума Буне , Амэ-но Горо , Укаре Бозу , Мицумен Комори , Томо Якко и Камуро . [ 35 ]
Фудзоку моно ( обычаи , пьесы об обычаях периода Эдо)
[ редактировать ]
- Традиционный фестиваль ( мацури несомненно, было удовольствием народной жизни ): Мацури, , и многие произведения на эту тему показывают страсть людей к этому празднику: Омацури, Сандзя-мацури, Канда-мацури, Киой-дзиси и т. д. [ 37 ]
- Ежегодные мероприятия: Мусумэ-нанакуса, Гэнроку-ханами-одори, Рюсей и т. д. [ 37 ]
- Разносчик: Разнообразие профессий жителей Эдо было удивительным, включая разносчиков и уличных артистов, которые оживляли город Эдо. Коробейник был не просто продавцом, его сопровождали различные представления или песни, иногда шуточные, для привлечения детей, а в некоторых случаях и экстравагантный костюм: Данго-ури, Ёсивара-судзуме, Тамайя, Авамоти, Охараме, Кацуо-ури. , и т. д. [ 38 ]
- Уличные художники: Этиго-дзиси, Кайрайши, Донцуку, Каппоре и др. [ 39 ]
Мацубаме моно ( Адаптация театров Но и Кёгэн после периода Мэйдзи)
[ редактировать ]
- Но: В период Эдо, когда принадлежность к классу воинов отличалась от кабуки, которое было развлечением народных классов, адаптация Но в танце кабуки имела тенденцию отходить от оригинального произведения, полностью меняя контекст, персонажи, постановка. Однако в эпоху Мэйдзи, когда кабуки попытались обновить популярный образ, представив Но высокого платья, адаптация этого средневекового театра была сделана с приближением к этому благородному вкусу, сохранив при этом содержание и стиль оригинального произведения: Канджинчо, Фунабэнкей, Момиджигари, Хагоромо, Хаси-бэнкей, Мотидзуки, Сёдзё и др. [ 19 ]
- Кёгэн : Как и Но, кёгэн был адаптирован в танце кабуки после эпохи Мэйдзи: Мигавари-дзадзэн, Бошибари, Чацубо и т. д. Однако даже до этого периода уже существовала адаптация кёгэн , например пьесы Цури-гицунэ, Уцубодзару, Суэ-хирогари и т. д., но он был преобразован в стиль кабуки. [ 21 ]
Госюги моно ( праздничные подарки , праздничные предметы)
[ редактировать ], Моно-жанр госюги существовавший уже в период Эдо в области музыки, состоит из произведений, созданных в честь основания новой школы, унаследования имени или открытия заведения и т. д. Кроме того, примерно в начале В эпоху Мэйдзи музыканты оторвались от мира кабуки, а руководители школ каждый Новый год исполняли новые произведения. Этим праздничным пьесам, прославляющим процветание и благоприятность, была дана хореография, часто в стиле танца Но: этот жанр называется госюги моно , представленный в основном в стиле су одори (танец в кимоно или хакама , без костюма): Оимацу, Хокусю, Сима-но сэндзай, Умэ-но сакаэ, Мацу-но мидори, Цурукаме . [ 40 ]
Школы
[ редактировать ]В Японии около двухсот школ нихон-буйо, включая «пять великих школ»:
- Ханаяги-рю ( 花柳流 ), основанная в 1849 году Ханаяги Дзюске I, учеником Нисикавы Сэндзо IV. [ 41 ] В этой школе больше всего учеников.
- Фудзима-рю ( 藤間流 ), основанная Фудзимой Канбэем Истом в эпоху Хоэй (1704–1711). [ 42 ]
- Вакаянаги-рю ( 若柳流 ), основанная в 1893 году Вакаяги Дзюдо I, учеником Ханаяги Дзюске. [ 43 ]
- Нисикава-рю ( 西川流 ), основанный Нисикавой Сэндзо I в эпоху Гэнроку (1688–1704). , берущая начало многих школ Это старейшая школа нихон-буйо . [ 44 ]
- Бандо-рю ( 坂東流 ) было основано Бандо Мицугоро III, актером кабуки, представлявшим период Касэй (1804–1830). [ 45 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Масуми Уно (1932 г.р.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэмюэл Л. Лейтер (1 октября 2014 г.). Исторический словарь японского традиционного театра (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. стр. 55–57. ISBN 978-1442239104 .
- ^ «Что такое Нихон Буйо?» . Фонд Нихон Буйо . Архивировано из оригинала 25 апреля 2006 года.
- ^ Jump up to: а б с г-жа Изуха; Кейитиро Уэцуки; Мечты закончились. «Нихон Холл Сойо» (PDF) . Труды Общества ученых-историков танца : 94–97.
- ^ Глобальные перспективы танцевальной педагогики . 2009. с. 228.
- ^ «Что такое нихон буйо?» . Архивировано из оригинала 7 июля 2006 г. Проверено 6 мая 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Томи Хан (7 мая 2007 г.). Сенсационные знания: воплощение культуры через японский танец . Издательство Уэслианского университета. стр. 27–28. ISBN 978-0819568359 .
- ^ Осима, Марк (29 июня 2009 г.). Сандра Бакли (ред.). Энциклопедия современной японской культуры . Рутледж. п. 75. ИСБН 978-0415481526 .
- ^ Хан, Томи (7 мая 2007 г.). Сенсационные знания . Издательство Уэслианского университета. стр. 24–31. ISBN 9780819568359 .
- ^ 2018 Иванами . Шотен Изуру, Синмура ( ) 978-4-00-710425-1 .
- ^ 2018 Иванами . Шотен Синмура, Изуру ( ) 978-4-00-710425-1 .
- ^ Фудзита 1976 , с. 34
- ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 146.
- ^ Нихон Хосо Кёкай 1999 , с. 57
- ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 76.
- ^ Нишиката 1988 , стр. 78.
- ^ Нишиката 1988 , стр. 80.
- ^ Хаяши 2001 , стр. 5–6.
- ^ Кенкюкай 1970 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б Хаяси 2001 , с. 165
- ^ Нишиката 1980 , стр. 79.
- ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 130.
- ^ Фудзита 1976 , стр. 126–127
- ^ Нисиката 1988 , стр. 170.
- ^ Нихон Хосо Кёкай 1999 , стр. 59.
- ^ Нишиката 1980 , стр. 38.
- ^ Хаяши 2001 , с. 160
- ^ Хаяши 2001 , стр. 160–161.
- ^ Хаяши 2001 , с. 161
- ^ Jump up to: а б Хаяси 2001 , с. 162
- ^ Jump up to: а б Нишиката 1988 , стр. 108.
- ^ Jump up to: а б Нишиката 1988 , стр. 112.
- ^ Фудзита 1976 , с. 14
- ^ Хаяши 2001 , с. 163
- ^ Нишиката 1988 , стр. 114.
- ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 122.
- ^ Хаяши 2001 , с. 164
- ^ Jump up to: а б Нишиката 1988 , стр. 124.
- ^ Нисиката 1988 , стр. 126.
- ^ Хаяши 2001 , с. 166
- ^ Нихон Хосо Кёкай 1999 , с. 60
- ^ Фудзита 1976 , с. 36
- ^ Фудзита 1976 , с. 38
- ^ Фудзита 1976 , стр. 42–43
- ^ Фудзита 1976 , с. 45
- ^ Фудзита 1976 , с. 47
Библиография
[ редактировать ]- Фудзита, Хироши (1976). Введение в японский танец [ Нихон-буй ньюмон Бункэн). ] (на японском языке ISBN 414910350X .
- Хаяси, Юкио (2001). Энциклопедия шедевров [ Buyō meisaku jiten ] (на японском языке Engeki shuppansha). танцевальных 4900256137 .
- Кенкюкай, Гейноси (1970). Японский классический исполнительский танец [ Нихон но котэнгейно байё: кинсей но ута то одори ] (на японском языке шуппанша ) . Энгеки 4900256137 .
- Нихон Хосо Кёкай (1999). Японское традиционное исполнительское искусство NHK [ Но Кёгэн Кабуки Бунраку на японском языке). NHK нихон но денто гейн: Но кёгэн нихон буйо кабуки бунраку кансё ньюмон] ( 414910350X .
- Нишиката, Сэцуко (1980). Исследование японского танца [ Нихон буй но кэнкю ). ] (на японском языке ISBN 4062018985 .
- Нисиката, Сэцуко (1988). Мир японского танца [ буё но секай ] (на японском языке ISBN ) . Нихон - 4062018985 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нихон-буйо Ассоциация Основная организация нихон-буйо.
- Фонд Нихон Буё на nihonbuyo.or.jp
- Список танцевальных пьес Кабуки в Путеводителе по игре Кабуки
- Список танцевальных постановок Кабуки на Kabuki21.com
- Список танцевальных пьес Кабуки в сериале «Приглашение в кабуки»