Jump to content

Нихон-буё

(Перенаправлено с Буё )
Цветная фотография актера в длинном кимоно с длинными рукавами, в традиционном парике и с опорой в виде головы льва.
Накамура Сикан VII в сентябре 1955 года в кабуки-буё пьесе Кагами-Дзиси.

Нихон-буё ( японский танец , букв. « Японский танец » ) относится к классическому японскому исполнительскому искусству танца.

Нихон-буё развился из более ранних танцевальных традиций, таких как май и одори , и получил дальнейшее развитие в ранний период Эдо (1603–1867) посредством танцев кабуки , которые часто включали элементы старых танцевальных жанров. [ 1 ] [ 2 ] Хотя термин нихон-буё означает «японский танец», он не предназначен для обозначения японского танца в целом, а вместо этого относится к нескольким танцевальным жанрам, таким как кабуки буйо , которые исполняются в театре. [ 3 ] [ 4 ] Нихон-буё отличается от других разновидностей японского традиционного танца тем, что представляет собой изысканный стиль, предназначенный для развлечения на публичной сцене. [ 5 ] [ 3 ]

Термин «байо» — это современный термин, придуманный в период Мэйдзи (1868–1911) как термин, обозначающий «танец», и писатель Цубоучи Сёё , как полагают, был первым, кто использовал термин нихон-буё . [ 6 ] До этого танец обычно назывался в соответствии с его конкретным танцевальным жанром, например, май и одори . Этот термин представляет собой комбинацию символов май ( ) , который также может произноситься как бу , и одори ( ) , который также может произноситься как йо . [ 7 ] Сёё предполагал, что нихон-буйо будет термином для Фуригото Гэки ( 振事劇 ) , формы танцевальной драмы в пьесах кабуки, но теперь этот термин расширился и теперь охватывает несколько японских танцевальных стилей, включая современную танцевальную форму сосаку буйо . [ 3 ] Поскольку жанр танца имеет множество влияний, заимствует множество различных танцевальных традиций, развивавшихся в течение длительного периода, пересекается с театром и имеет множество различных школ, существуют некоторые трудности с определением и категоризацией нихон-буйо . [ 8 ]

Определение

[ редактировать ]

Более широкое определение

[ редактировать ]

В широком смысле нихон-буйо относится к танцам кабуки-буйо , камигата-май [ джа ] и син-буйо [ джа ] . [ 9 ]

  • Кабуки буйо ( 歌舞伎舞踊 ) нихон-буйо в точном определении относится исключительно к -буйо. кабуки
  • Камигата-май ( 上方舞 ) или дзюта-май ( 地唄舞 ) — танец, зародившийся и развившийся в районе Киото и Осаки (регион Камигата). Камигата-май возникла в период Эдо и исполнялась на частных вечеринках на относительно небольшой поверхности, например, на поверхности одного татами. Его движения медленны и нежны. Его может сопровождать музыка ( дзюта ), написанная для солиста сямисэна . Его также называют дзасики-май ( 座敷舞 ) , что связано с названием комнаты ( дзасики ), где он практикуется.
  • Син-буё ( 新舞踊 ) или сосаку-буё ( 創作舞踊 ) нихон-буё испытал на себе европейское и американское влияние в 20 веке. В период Тайсё (1912–1926) вдохновленный западным искусством писатель Цубоучи Сёё предложил внести изменения в представление театра кабуки, в результате чего появился новый стиль танца, известный как син-буё ( букв. « новый танец » ) , исполняемый артистами. желание поэкспериментировать с новой формой выражения.

Более узкое определение

[ редактировать ]

В узком смысле нихон-буйо ( японский танец ) относится исключительно к кабуки-буйо ( танец Кабуки ) . [ 10 ]

Термин нихон-буё восходит к периоду Мэйдзи. До этого кабуки-буйо назывался под разными названиями, такими как сёсагото ( сёзагото ) , кейгото ( кейдзи ) , фуригото ( сэнгито ) или, проще говоря, одори ( танец ) . [ 11 ]

Хореографы сёсагото , первое появление которого датируется примерно 1673 годом, [ 12 ] основал школы для обучения этому танцу любителей. [ 13 ] Кабуки-буйо , внесенный в список важных нематериальных культурных ценностей с 1955 года, исполняется как актером кабуки, так и танцором нихон-буйо .

Танцевальные стили и элементы

[ редактировать ]
Танец «Сюнкашуто» («Времена года»)

В отличие от театров Но , Кёгэн , Кабуки и Бунраку , в которых участвуют исполнители-мужчины, нихон-буё также исполняют женщины. преподаются два разных танцевальных стиля В нихон-буйо : оннагата («женские роли») и татияку («мужские роли»). [ 12 ] Таким образом, женщина может играть мужскую роль, а мужчина – женскую.

Нихон-буё состоит из трех основных элементов: маи , одори и фури . [ 14 ] Май — это статичное и абстрактное движение с акцентом на ритуальный аспект, который часто присутствует в адаптационных сценах театра но; [ 15 ] одори — динамичное и ритмичное движение, возникающее в результате нэнбуцу-одори [ джа ] — танца, придуманного буддийским монахом примерно в 10 веке; [ 14 ] фури включает в себя театральный, драматический и образный язык тела (например, написание письма, употребление сакэ и т. д.), представляющий действия повседневной жизни в период Эдо. [ 16 ]

Школы Нихон-буё были основаны хореографами (которые изначально были музыкантами или актерами кабуки) или актерами. Эти два происхождения означают, что оба по-прежнему имеют один и тот же танцевальный репертуар. [ 17 ]

Есть много пьес нихон-буё , вдохновленных пьесами театра Но. Три основные серии нихон-буйо санбасо моно , додзёдзи моно и сяккё моно — адаптированы из пьес Но Окина [ фр ] , Додзёдзи и Сяккё , [ 18 ] а также серия монорепертуара мацубаме , адаптированная из Но в период Мэйдзи, вдохновленная подходом кабуки, адаптирующим драмы Но. [ 19 ] В этих пьесах танец Но ( май ) интегрирован в хореографию. [ 20 ]

Еще до периода Мэйдзи уже существовали кёгэн танцевальные пьесы кабуки происхождения , но, как и в Но, кёгэн был сильно адаптирован после периода Мэйдзи, и этот репертуар был присвоен актерами кабуки этого периода. [ 21 ]

нихон -буйо Пьесы «Отиудо» , «Хатиданме» и «Ёсинояма» представляют собой действия в пьесах кабуки, адаптированных из «Бунраку» , «Канадэхон Тюшингура» и «Ёсицунэ Сенбон Дзакура» . [ 22 ]

Кроме того, во время кульминаций пьес нихон-буё, адаптированных из бунраку ( Ягура-но Осити , Хидакагава ), используется нингё-бури (стиль игры, имитирующий движения марионеток): персонаж поддерживается стоящими за ним кукловодами и движется как если бы он был марионеткой. [ 23 ]

Сэнгику Бандо в пьесе «Нориай буне» .

Пьесы Нихон-буё состоят в основном из танцевальных пьес кабуки ( сёсагото ), созданных в период Эдо, таких как Кёганоко Мусуме Додзёдзи и Фудзи Мусумэ . Кроме того, есть спектакли, поставленные с использованием техники танца кабуки. [ 24 ] Темы пьес многочисленны: легенды, классическая литература, исторические личности, криминальные истории, а также жизнь и обычаи периода Эдо. Есть также адаптации театров Но, Кёгэн и Бунраку .

Пьесы, исполняемые одним человеком, занимают около 60% репертуара, а спектакли, исполняемые более чем двумя людьми, составляют остальную часть репертуара. Около 60% пьес состоят из чисто танцевальных пьес без драмы (спектакль-метаморфоза, повседневная пьеса периода Эдо, праздничная пьеса), по сравнению с примерно 40% драматических пьес. [ 25 ]

Не все детали можно точно классифицировать, но их можно грубо сгруппировать в следующие категории: [ 26 ]

Санбасо моно ( 三赟物 , адаптация пьесы Но Окина )

[ редактировать ]

В пьесе Но «Окина» , самой священной пьесе, сочетающей танец и молитвенный ритуал для обильного урожая и процветания, появляются три персонажа: Окина, Сэндзай и Санбасо. Динамичный танец последнего дал начало серии монорепертуаров санбасо в кабуки: пьеса «Котобуки Сики Санбасо» является наиболее ритуальной, а остальная часть репертуара развивает более развлекательные аспекты кабуки: Аяцури Санбасо , Нинин Санбасо , Ситадаси Санбасо , Хиназуру . Санбасо , Сики Санбасо , Курува Санбасо и др. [ 27 ]

Додзёдзи моно ( 道成 Temple物 , адаптация пьесы Но Додзёдзи )

[ редактировать ]
Изображение танца кабуки Кёганоко Мусуме Додзёдзи .
Накамура Утаэмон VI в 1951 году в пьесе Кёганоко Мусуме Додзёдзи .

Пьеса Но Додзёдзи , вдохновленная мифом о храме Додзёдзи, была адаптирована в танце кабуки как Кёганоко Мусуме Додзёдзи , что затем породило основную серию репертуара: Нинин Додзёдзи , Меото Додзёдзи , Канэ-но Мисаки , Оцуэ Додзёдзи , Футаомоте Додзёдзи , Якко Додзёдзи и т. д. [ 28 ]

Сяккё моно ( Исибашимоно , адаптация пьесы Но Саккё )

[ редактировать ]

Пьеса Но Саккё , в которой буддийский монах видит мифических львов, играющих с пионами на горе Сейрё в Китае, была адаптирована как танец оннагата (женская роль) в ранний период кабуки, в результате чего появились пьесы «Айой Дзиси» , «Сюдзяку Дзиси» и «Макура Дзиси» . . Примерно в период Мэйдзи адаптация приблизилась к Но: величественный танец льва исполняет татияку ( актер-мужчина) в пьесах «Кагами Дзиси» и «Рэндзиси» . [ 29 ]

Онрё моно ( Онрёмоно , фантомные пьесы)

[ редактировать ]

Многие нихон-буйо сосредоточены вокруг историй о призраках или призраках.

Асама моно ( Асама моно )
Молодожён сжигает письмо куртизанки , с которой у него был роман. В дыму появляется дух куртизанки и обиженно говорит. В пьесе «Кейсэй Асамадаке » были такие вариации, как «Такао Занге» (исповедь кейсэя (буквально «разрушитель замка», прозвище, данное куртизанкам) Такао). [ 29 ]
Футаомоте моно ( двусторонний )
Два персонажа с совершенно одинаковой внешностью танцуют вместе, и один раскрывает свою истинную, призрачную природу: этот стиль, зародившийся в пьесе Но Футари Шизука («Два Шизука») , стал в моде во многих пьесах, как Футаго Сумидагава из Чикамацу Мондзаэмон. . Наиболее известные пьесы — «Футаомотэ» (последний акт пьесы кабуки « Хокайбо ») и «Футаомотэ Додзёдзи» . В этих пьесах главный герой – призрак, внутри которого находятся два духа. Души двух влюбленных, убивших друг друга, соединяются в мстительном полумужском-полуженском духе.
Фукусукэ Накамура VI в пьесе «Онацу Кёран» .

Кёран моно ( Crazy Things , пьесы о безумии)

[ редактировать ]

Вдохновленная жанром пьес Но о безумии, эта тема получила развитие в танцевальных пьесах самого раннего периода кабуки. [ 30 ] Помимо темы безумия в любви, еще одной распространенной темой в кёран-моно является безумие из-за потери ребенка: в период Эдо ребенка могли забрать и продать цирковым труппам. В «Кёран моно» главная героиня, мать ребенка, обычно теряет рассудок от горя и становится странствующей художницей, которая ищет своего ребенка, поет и танцует. В Но эта тема присутствует в пьесах «Сумида Гава» , «Сакура Гава» и «Миидера» .

  • Безумие среди мужчин: Нинин Ванкю , Ясуна
  • Безумие среди женщин: Онацу Кёран , Курама Джиши , Сумида Гава , Шизухата Оби . [ 30 ]

Митиюки моно ( 道行物 , лирические пьесы о путешествиях)

[ редактировать ]
Описание пейзажа
В японском искусстве издавна существовал стиль митиюки , описывающий путешествие к месту назначения. [ 31 ] Эта тема была очень популярна среди жителей периода Эдо, поскольку она изображала свободу путешествий в отличие от ограничений передвижения при сёгунате. Однако путешественники также могут быть изображены с меланхолией, например, с возмездием за проступок или привязанностью к человеку, встреченному в пути, который они должны покинуть. [ 32 ] Темы Митиюки встречаются в пьесах «Хатиданмэ» (Акт VIII пьесы кабуки «Канадэхон тюсингура» ), «Ёсинояма» (Акт IV пьесы кабуки «Ёсицунэ Сэнбон Дзакура »), «Митиюки Кои-но Одамаки» (Акт IV пьесы кабуки «Имосеяма Онна Тейкин »). [ 33 ]
Двойное любовное самоубийство
Начиная с пьесы Чикамацу Мондзаэмона «Сонезаки Синдзю » (двойное самоубийство в Сонедзаки), жанр митиюки стал ассоциироваться с темой двойного самоубийства: пара думает убить друг друга в конце своего путешествия. Там на первый план выдвигается психология персонажей, а описание пейзажа становится фоном. [ 31 ] Позже в моду вошел новый стиль: во время путешествия пары вмешивается разносчик или уличный художник, упрекая их: Отиудо (IV акт пьесы кабуки «Канадехон Тюсингура »), Умэгава , Осомэ . [ 34 ]

Henge mono ( смена объекта , быстрая смена пьес)

[ редактировать ]
Танцовщица нихон -буё в Камуро. пьесе

В хенге моно один и тот же актер перевоплощается в разных персонажей с быстрой сменой костюма и играет от трех до двенадцати (обычно семи) персонажей, одного за другим – мужчин и женщин всех возрастов, разных периодов и всех социальных слоев. животные, призраки и боги. [ 35 ] Хенге-моно было очень популярно в начале 19-го века, особенно среди двух великих актеров Бандо Мицугоро III и Накамура Утаэмон III , которые боролись за развитие этого жанра. [ 36 ] Сегодня жанр хенге-моно разбит на несколько пьес, по одной на каждого персонажа, которые исполняются независимо, как, например, знаменитая пьеса «Фудзи-мусумэ» , которая изначально была первой частью серии из пяти быстрых перемен: девушка меняется в слепого ( зато ) , небесного божества ( тэндзин ) , слуги самурая ( якко ) и лодочника. В настоящее время многие быстросменные пьесы уже не существуют в полном объеме, за одним исключением: «Роккасен» (шесть великих поэтов), пьеса, в которой один исполнитель превращается в 5 поэтов, для которой все 5 быстросменных пьес до сих пор сохранились и известны.

Наиболее известные хенге-моно пьесы — Саги Мусуме , Сиокуми , Асазума Буне , Амэ-но Горо , Укаре Бозу , Мицумен Комори , Томо Якко и Камуро . [ 35 ]

Фудзоку моно ( обычаи , пьесы об обычаях периода Эдо)

[ редактировать ]
Танцовщица нихон -буё в пьесе «Кацуо-ури» .
  • Традиционный фестиваль ( мацури несомненно, было удовольствием народной жизни ): Мацури, , и многие произведения на эту тему показывают страсть людей к этому празднику: Омацури, Сандзя-мацури, Канда-мацури, Киой-дзиси и т. д. [ 37 ]
  • Ежегодные мероприятия: Мусумэ-нанакуса, Гэнроку-ханами-одори, Рюсей и т. д. [ 37 ]
  • Разносчик: Разнообразие профессий жителей Эдо было удивительным, включая разносчиков и уличных артистов, которые оживляли город Эдо. Коробейник был не просто продавцом, его сопровождали различные представления или песни, иногда шуточные, для привлечения детей, а в некоторых случаях и экстравагантный костюм: Данго-ури, Ёсивара-судзуме, Тамайя, Авамоти, Охараме, Кацуо-ури. , и т. д. [ 38 ]
  • Уличные художники: Этиго-дзиси, Кайрайши, Донцуку, Каппоре и др. [ 39 ]

Мацубаме моно ( Адаптация театров Но и Кёгэн после периода Мэйдзи)

[ редактировать ]
Мацумото Косиро VII в кабуки-буйо пьесе Канджинчо .
  • Но: В период Эдо, когда принадлежность к классу воинов отличалась от кабуки, которое было развлечением народных классов, адаптация Но в танце кабуки имела тенденцию отходить от оригинального произведения, полностью меняя контекст, персонажи, постановка. Однако в эпоху Мэйдзи, когда кабуки попытались обновить популярный образ, представив Но высокого платья, адаптация этого средневекового театра была сделана с приближением к этому благородному вкусу, сохранив при этом содержание и стиль оригинального произведения: Канджинчо, Фунабэнкей, Момиджигари, Хагоромо, Хаси-бэнкей, Мотидзуки, Сёдзё и др. [ 19 ]
  • Кёгэн : Как и Но, кёгэн был адаптирован в танце кабуки после эпохи Мэйдзи: Мигавари-дзадзэн, Бошибари, Чацубо и т. д. Однако даже до этого периода уже существовала адаптация кёгэн , например пьесы Цури-гицунэ, Уцубодзару, Суэ-хирогари и т. д., но он был преобразован в стиль кабуки. [ 21 ]

Госюги моно ( праздничные подарки , праздничные предметы)

[ редактировать ]

, Моно-жанр госюги существовавший уже в период Эдо в области музыки, состоит из произведений, созданных в честь основания новой школы, унаследования имени или открытия заведения и т. д. Кроме того, примерно в начале В эпоху Мэйдзи музыканты оторвались от мира кабуки, а руководители школ каждый Новый год исполняли новые произведения. Этим праздничным пьесам, прославляющим процветание и благоприятность, была дана хореография, часто в стиле танца Но: этот жанр называется госюги моно , представленный в основном в стиле су одори (танец в кимоно или хакама , без костюма): Оимацу, Хокусю, Сима-но сэндзай, Умэ-но сакаэ, Мацу-но мидори, Цурукаме . [ 40 ]

В Японии около двухсот школ нихон-буйо, включая «пять великих школ»:

  1. Ханаяги-рю ( 花柳流 ), основанная в 1849 году Ханаяги Дзюске I, учеником Нисикавы Сэндзо IV. [ 41 ] В этой школе больше всего учеников.
  2. Фудзима-рю ( 藤間流 ), основанная Фудзимой Канбэем Истом в эпоху Хоэй (1704–1711). [ 42 ]
  3. Вакаянаги-рю ( 若柳流 ), основанная в 1893 году Вакаяги Дзюдо I, учеником Ханаяги Дзюске. [ 43 ]
  4. Нисикава-рю ( 西川流 ), основанный Нисикавой Сэндзо I в эпоху Гэнроку (1688–1704). , берущая начало многих школ Это старейшая школа нихон-буйо . [ 44 ]
  5. Бандо-рю ( 坂東流 ) было основано Бандо Мицугоро III, актером кабуки, представлявшим период Касэй (1804–1830). [ 45 ]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Сэмюэл Л. Лейтер (1 октября 2014 г.). Исторический словарь японского традиционного театра (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. стр. 55–57. ISBN  978-1442239104 .
  2. ^ «Что такое Нихон Буйо?» . Фонд Нихон Буйо . Архивировано из оригинала 25 апреля 2006 года.
  3. ^ Jump up to: а б с г-жа Изуха; Кейитиро Уэцуки; Мечты закончились. «Нихон Холл Сойо» (PDF) . Труды Общества ученых-историков танца : 94–97.
  4. ^ Глобальные перспективы танцевальной педагогики . 2009. с. 228.
  5. ^ «Что такое нихон буйо?» . Архивировано из оригинала 7 июля 2006 г. Проверено 6 мая 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  6. ^ Томи Хан (7 мая 2007 г.). Сенсационные знания: воплощение культуры через японский танец . Издательство Уэслианского университета. стр. 27–28. ISBN  978-0819568359 .
  7. ^ Осима, Марк (29 июня 2009 г.). Сандра Бакли (ред.). Энциклопедия современной японской культуры . Рутледж. п. 75. ИСБН  978-0415481526 .
  8. ^ Хан, Томи (7 мая 2007 г.). Сенсационные знания . Издательство Уэслианского университета. стр. 24–31. ISBN  9780819568359 .
  9. ^ 2018 Иванами . Шотен Изуру, Синмура ( )  978-4-00-710425-1 .
  10. ^ 2018 Иванами . Шотен Синмура, Изуру ( )  978-4-00-710425-1 .
  11. ^ Фудзита 1976 , с. 34
  12. ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 146.
  13. ^ Нихон Хосо Кёкай 1999 , с. 57
  14. ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 76.
  15. ^ Нишиката 1988 , стр. 78.
  16. ^ Нишиката 1988 , стр. 80.
  17. ^ Хаяши 2001 , стр. 5–6.
  18. ^ Кенкюкай 1970 , стр. 42.
  19. ^ Jump up to: а б Хаяси 2001 , с. 165
  20. ^ Нишиката 1980 , стр. 79.
  21. ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 130.
  22. ^ Фудзита 1976 , стр. 126–127
  23. ^ Нисиката 1988 , стр. 170.
  24. ^ Нихон Хосо Кёкай 1999 , стр. 59.
  25. ^ Нишиката 1980 , стр. 38.
  26. ^ Хаяши 2001 , с. 160
  27. ^ Хаяши 2001 , стр. 160–161.
  28. ^ Хаяши 2001 , с. 161
  29. ^ Jump up to: а б Хаяси 2001 , с. 162
  30. ^ Jump up to: а б Нишиката 1988 , стр. 108.
  31. ^ Jump up to: а б Нишиката 1988 , стр. 112.
  32. ^ Фудзита 1976 , с. 14
  33. ^ Хаяши 2001 , с. 163
  34. ^ Нишиката 1988 , стр. 114.
  35. ^ Jump up to: а б Нисиката 1988 , стр. 122.
  36. ^ Хаяши 2001 , с. 164
  37. ^ Jump up to: а б Нишиката 1988 , стр. 124.
  38. ^ Нисиката 1988 , стр. 126.
  39. ^ Хаяши 2001 , с. 166
  40. ^ Нихон Хосо Кёкай 1999 , с. 60
  41. ^ Фудзита 1976 , с. 36
  42. ^ Фудзита 1976 , с. 38
  43. ^ Фудзита 1976 , стр. 42–43
  44. ^ Фудзита 1976 , с. 45
  45. ^ Фудзита 1976 , с. 47

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc233d2fdc29c7ac0781582e6a7f8213__1718518560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/13/dc233d2fdc29c7ac0781582e6a7f8213.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nihon-buyō - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)