Джюта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2011 г. ) |
Дзиута ( дзюта/дзюта/дзюта ) — стиль традиционной японской музыки. В период Эдо (1603–1867) пьесы в стиле дзюта исполнялись на сямисэне . [ 1 ] и были в основном региональными для Камигаты . Название дзюта означает «песня» ( 歌 , ута ) «места» или «региона» ( 地 , дзи ) (в данном случае Камигата) и предполагает «не песня из Эдо ».
В период Эдо джиута исполнялась, сочинялась и обучалась Тодоза , гильдией слепых; Из-за этого дзюту еще называют Хоусюта ( 法師唄 , «песня монахов») . Джюта , как и нагаута , являются типичной формой Утаймоно ( 歌いもの , лирическая музыка) в традиционной японской музыке.
Дзиута ведет свое начало от музыки сямисэн и является предшественником ряда более поздних произведений сямисэна , оказав большое влияние на развитие жанра на протяжении периода Эдо; можно сказать, что и дзёрури , и нагаута происходят от дзюта . В настоящее время дзюта распространилась по Японии и в ходе своего развития была интегрирована в сокёку (музыка для кото ) и имеет прочные связи как с традициями сякухати , так и с традициями кокю .
Несмотря на активное участие многих других форм музыки сямисэн в развитии традиционных исполнительских искусств, таких как бунраку и кабуки , форма дзюта сохраняет сильный характер как чисто инструментальная музыка, относительно независимая от этих традиций.
Обзор
[ редактировать ]Как форма музыки сямисэн , дзюта на раннем этапе своего развития возникла в регионе Камигата , затем ее исполняли в Эдо примерно в эпоху Гэнроку . Позже дзюта изменила свою форму как музыкальное сопровождение кабуки в Эдо; эта новая форма называлась нагаута . Из-за дальнейшей популяризации музыки бунраку у оригинальной дзюты стало меньше возможностей для исполнения. До конца периода Эдо дзюта распространилась не только вокруг Камигаты, но и на востоке, в Нагое , и на западе, в регионах Тюгоку и Кюсю . После Мэйдзи периода дзюта снова распространилась на Токио (бывший Эдо), а затем быстро распространилась.
Сегодня джиута популярна в сфере традиционной музыки по всей Японии, за исключением Окинавы . Однако в Токио дзютамай воспринимается как музыкальное сопровождение дзютамай ( 地歌舞 , танец дзюта ) , и считается, что музыка составлена в соответствии с характером дзютамай , с элегантным и спокойным чувством. Однако правда в том, что джиутамай был создан как танцевальное сопровождение джиута , а не наоборот. Репертуар дзютамай - это лишь часть репертуара дзюта , а музыка дзюта сама по себе требует более техничного исполнения, чем другая музыка сямисэн , поэтому существует множество произведений, которые имеют сильный характер инструментальной музыки. При этом джиута также имеет характер как часть традиционной вокальной музыки и развивается вместе с ней.
История
[ редактировать ]Ранние годы периода Эдо
[ редактировать ]Появление сямисэна и происхождение дзюта
[ редактировать ]Можно считать, что появление сямисэна и зарождение дзюта произошло почти в одно и то же время; поэтому дзюта имеет самую длинную историю среди разновидностей музыки сямисэн . Саньсянь Осака (китайская лютня) прибыла в Японию в Сакаи , , через Рюкю ближе к концу периода Сэнгоку . Слепые музыканты, известные как бива хоси из Тододза, усовершенствовали инструмент и создали то, что впоследствии стало сямисэном . Они использовали медиатор японской бивы для игры на сямисэне , тем самым положив начало дзюта как сямисэна музыке .
Ишимура-Кэнгё особенно считается создателем музыки сямисэн . После этого музыканты, в основном из Тодоза , исполняли, сочиняли и передавали джиута . Существующее старейшее произведение считается произведением первых лет периода Эдо.
Период середины Эдо
[ редактировать ]Появление нагаута
[ редактировать ]Примерно в эпоху Гэнроку появились «длинные песни» ( 長歌 , нагаута ) , характеризующиеся последовательной историей. Кэнгё ( 検校 ) , слепой чиновник, часто занимавшийся музыкой, по-видимому, начал сочинять нагаута в Эдо. Известными композиторами являются Асари-кенгё и Саяма-Кэнгё, и, похоже, вскоре композиторы Камигаты также переняли этот стиль в своих произведениях. Со временем нагаута стала использоваться в качестве музыкального сопровождения кабуки.
Появление теготомоно
[ редактировать ]Еще одна волна этой эпохи: инструментальный аспект, как и вокальная композиция, был интенсивно сфокусирован, так что пьесы занимали инструментальную часть без вокала, обычно она располагалась в средней части песни. Эта музыкальная интерлюдия, инструментальная партия между пением, называется тегото ( 手事 , исполняется вручную, а не вокалом) , а стиль этот называется теготомоно ( 手事もの , «вещь тэгото ») .
На ранних этапах возникновения теготомоно были обычным явлением простые произведения; однако этот стиль получил широкое развитие в более поздний период Эдо и получил статус основного типа музыки дзюта .
Появление хаута и ее бум
[ редактировать ]Также были написаны разные произведения, не отнесенные к вышеуказанным категориям. Такие произведения называются хаута ( 端歌 , «короткая песня») .
Хаута содержит некоторые элементы популярной музыки и легкой музыки, и этот характер стиля стал точкой соприкосновения между джиутой и популярными песнями. Хаута сочиняли не только профессиональные слепые музыканты, но и музыканты-любители, произведения которых в целом носили лирический характер. В середине XVIII века было составлено большое количество хаута , в результате чего стиль стал более изысканным. Центром этого бума была Осака . Известными произведениями были Юки ( 雪 , «снег») , Куроками ( 黒髪 , «черные волосы») , [ 2 ] и Цуру кое но .
Санкёку и санкёку ансамбли
[ редактировать ]Первоначально слепые музыканты занимались игрой на трех инструментах, используемых в дзюта – сямисэн , кото и кокю – с первых лет периода Эдо. Общий термин для этих трех инструментов — санкёку ( 三曲 , «пьеса на троих») .
Эти три инструмента развивались своим ходом и развивали свои собственные музыкальные жанры ( сямисэн для дзюта , кото для сокёку ( 筝曲 , «пьеса для кото ») , кокю для кокюгаку ); ансамблей, включающих все три, в первые годы не существовало. В эпоху Гэнроку Икута-кэнгё в Киото начал создавать ансамблевые пьесы с сямисэном и кото , поэтому впоследствии дзюта и сокьёку развивались одновременно. Большинство существующих произведений написаны сямисэном с добавленной партией кото , поэтому можно считать, что дзюта изначально создавалась как музыка сямисэна , до того как сокёку начал развиваться с дзюта одновременно или позже.
Кокю – часто использовался вместе с другими инструментами, прежде чем, наконец, все три инструмента – и кокю сямисэн, кото стали использоваться вместе, образуя ансамбль санкёку .
Появление утаимоно и влияние Но и Джорури.
[ редактировать ]В конце XVIII века Фудзио-Кото ( 勾当 , слепой чиновник низшего сословия, чем кэнгё ) сочинил множество пьес дзюта , в которых использованы тексты песен и истории, взятые из Но . Это называлось утаймоно . Начиная с эпохи Гэнроку и до конца 18 века музыкальные элементы из дзёрури вводились в дзюта . Таким образом, дзюта имеет некоторую связь с исполнительскими видами искусства, такими как Но и Джорури .
Появление сакумоно
[ редактировать ]Примерно в то же время возник жанр под названием сакумоно ( 作もの ) . Этот жанр имеет комическое содержание. Например, такие животные, как крысы, улитки и енотовидная дога, являются главными героями и прилагают усилия, чтобы вырваться из трудных ситуаций. В этом жанре доминирует повествовательность и используются звуковые эффекты.
Сакумоно относится к особой категории в области дзюта и требует множества высококвалифицированных технических навыков.
Более поздние годы периода Эдо
[ редактировать ]Зрелость теготомоно
[ редактировать ]С середины до конца периода Эдо были написаны произведения, имевшие высокие музыкальные достижения. Ключевыми разработками стали длинные интерлюдии и инструментальные партии между блоками вокальных партий, называемые тегото . Многие произведения в этом стиле, известном как теготомоно , передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.
Минэсаки-коуто, действовавший в конце 18 века в Осаке, добился успехов в области теготомоно . Он определил тэгото как длинные и техничные инструментальные партии в пьесе и сочинил большое количество пьес, ориентированных на техничную игру на сямисэне . Его последователь, Мицухаси-кото, увеличил часть тэгото в произведении, в результате чего тэгото стало длиннее и разнообразнее, чем когда-либо. В результате в ходе своего развития дзюта приобрела инструментальную роль, и ей придавалось особое значение.
Начало полифонической композиции и развитие ансамбля.
[ редактировать ]Примерно в эпоху Бунка Итиура-Кэнгё из Осаки разработал ансамблевую игру на кото . звучали почти в унисон кото Большинство предыдущих композиций в ансамблях ; напротив, Ичиура начал сочинять полифонические ансамбли. Полифонические партии кото были известны как каэтэ ( 替手 , «переменять руку») , стиль, который усовершенствовал Яэдзаки-кэнгё. В ту эпоху также была популярна ансамблевая игра на сямисэне , кэтэ пьесы для сямисэна также сочинялись .
Другим похожим стилем был учиавасэ ; сочинение другого произведения на основе оригинального произведения, которое будет исполняться одновременно.
Основное развитие кёмоно
[ редактировать ]Позже большая часть состава теготомоно перебралась в Киото . Сначала Мацуура-Кэнгё сочинил ряд сложных теготомоно в киотском стиле; Теготомоно, составленные в Киото, назывались Кёмоно ( 京もの , «вещь Киото») или кёрю теготомоно ( 京流手事もの , « теготоно в стиле Киото») . Кикуока-кэнгё (1792–1847) сочинял теготомоно и способствовал его развитию в Киото. Яэзаки-кэнгё (1776–1848), который также работал в ту же эпоху, сочинил часть кото для большинства пьес и аранжировал композиции Кикуоки. Оба музыканта внесли большой вклад. к их развитию, и можно сказать, что он создал период расцвета джиута как стиля, интегрировав джиута ; и сокёку вместе, здесь дзюта достигла совершенства своего мастерства в музыке сямисэн .
Улучшение сямисэна плектра
[ редактировать ]Примерно в это же время Цуяма-Кэнгё из Осаки изобрел улучшенный плектр, используемый при игре на дзюта .
Появление независимого сокьёку
[ редактировать ]В то время активно работал Мицусаки-кэнгё, младший коллега-музыкант Кикуока-кэнгё. Он также был учеником Яэдзаки-Кэнгё. Он сосредоточился на кото, потому что у него была возможность развить нечто большее, чем дзюта , которое было развито настолько далеко, что, казалось, оставалось мало места для дальнейшего развития. Он сочинил несколько пьес с соло -кото , и это послужило толчком к самостоятельному развитию сокьёку . Ёсидзава-кэнгё взял на себя руководство и продвигал это движение, а затем начал постепенно его развивать.
Интегрированные детали
[ редактировать ]Мицусаки-кэнгё сочинил традиционную дзюту , а в своих оригинальных произведениях он как единственный композитор сочинил обе части сямисэна и кото , что было новой концепцией для того времени. Таким образом, инструментальные партии были интегрированы и усовершенствованы. Его младшие последователи также переняли этот метод. Один из его последователей, Ёсидзава-кэнгё, пошел еще дальше; сочинил три инструментальные партии сямисэна , кото и кокю он сам .
В последние годы периода Эдо дзюта стала популярной по всей Японии, подверглась влиянию и интегрировалась в местные музыкальные стили.
После периода Мэйдзи
[ редактировать ]Беспорядки после Реставрации Мэйдзи и популяризация дзюта
[ редактировать ]В Мэйдзи период сокёку развивалось независимо, а состав дзюта пришел в упадок. Композиция Джюта не исчезла полностью, и некоторые композиторы продолжали создавать свои произведения; однако количество мелодий, сочиненных только для кото, значительно увеличилось. Дзиута , уже достигший своего совершенства, не видел особых возможностей для дальнейшего совершенствования или инноваций, тогда как кото мог легко справляться с элементами тональной гаммы западной и китайской музыки. Модернизирующий и свежий дух периода Мэйдзи лучше подходил тону кото, чем сямисэну , чей звук периода Эдо напоминал людям о любовных приключениях и местах развлечений.
Когда новое правительство распустило тодозу , музыканты там потеряли свой статус, который ранее был защищен системой привилегий, и музыкальная деятельность соответственно изменилась. Кенгё , потерявший свой авторитет, столкнулся с трудностями и был вынужден зарабатывать на жизнь выступлениями в популярном театре. Тем временем музыка дзюта снова получила шанс стать хорошо известной широкой публике, особенно в восточной части Японии, такой как Токио, где дзюта исполнялась не так часто. Многие музыканты из западной части Японии, таких как регион Кюсю и Осака, попали в Токио.
Позже, после того, как период, когда ценились исключительно западные вещи, прошел, дзюта стала популярной музыкой, распространившейся по всей стране, так же как сокёку и сякухати , и привлекла широкий круг слушателей. Тем временем новые составы джиута сокращаются. Однако кото стал играть более важную роль в композициях вместо сямисэна , а пьес в стиле дзюта, сопровождаемых сямисэном, было гораздо меньше. Одним из известных композиторов был Мичио Мияги .
До сегодняшнего дня композиторы пытались привнести различные формы (например, западные сонаты в стиль дзюта ) . Сегодня ансамбли санкёку состоят из сямисэна , кото и сякухати . Сякухати ансамблях заменила роль кокю в современных санкёку , хотя ансамбли с кокю не исчезли полностью.
Музыкальные особенности
[ редактировать ]В ранней современной японской музыке, в которой использовался сямисэн , одной из особенностей было то, что игрок на сямисэне пел под свой собственный аккомпанемент. Дзиута процветала в регионах Киото и Осака, поэтому ее называли камигатаута ( 上方唄 , «песня Камигаты ») или хосиута ( 法師唄 , «песня монахов»), в которой играли группы слепых (см. тодоза ).
После середины периода Эдо санкёку – дзюта , сокёку и кокюгаку – начали содержать общие пьесы для игры в ансамбле, затем постепенно интегрировались, прежде чем окончательно объединиться друг с другом.
После окончания периода Эдо сокёку , развивавшийся наряду с дзюта , ознаменовал передовое развитие – поэтому дзюта иногда включается в сокёку . Однако изначально дзюта была создана для сямисэн музыки , и ранняя музыка, ориентированная на кото, такая как Rokudan no shirabe , соответственно, не является джиутой по своему происхождению.
Интроспективные произведения
[ редактировать ]Большинство произведений для дзюты написаны слепыми музыкантами; таким образом, джиута рассматривается как выражение эмоций, а не визуального впечатления. Как музыкальный стиль, который развился без связи с исполнительским искусством, общее выражение джиута является интроспективным, деликатным и менее драматично выразительным, чем стили, развивающиеся в тандеме и для сопровождения исполнительских искусств.
Полифоническая и разнообразная ансамблевая игра.
[ редактировать ]Джюта обладает самыми сильными сторонами инструментального ансамбля среди современной японской традиционной музыки, поскольку большинство произведений исполняются в ансамбле. Вместе с развитием теготомоно развивалась также полифоническая и сложная ансамблевая игра. Большинство произведений содержат партии сямисэна , кото и сякухати , а некоторые включают в себя партию каэтэ (контрапункта) для сямисэна .
Сильные инструментальные особенности
[ редактировать ]Теготомоно , имеющее длинную инструментальную интерлюдию без вокальной партии, является наиболее распространенным и наиболее часто исполняемым стилем дзюта . Это потому, что тэгото , инструментальная партия, имеет приоритет над вокальной партией. В некоторых пьесах в полной мере используется трёхоктавный диапазон сямисэна , что привело к разработке технически сложных партий сямисэна .
Несколько произведений носят чисто инструментальный характер; большинство из них включают вокальную партию. Некоторые инструментальные пьесы для кото , называемые данмоно ( 段もの , «состоящая из частей и стихов») , аранжированы для сямисэна . Большинство произведений этого стиля считаются высокохудожественными как чистая инструментальная музыка, а не простое описание природы и эмоций.
сямисэн Техника
[ редактировать ]Широкий диапазон октав
[ редактировать ]Существует несколько теготомоно , которые требуют использования до 3 октав или в самых крайних случаях 3 октав и 3 ступеней.
Техники, требующие высокого мастерства
[ редактировать ]Широко используются орнаментальные техники, такие как портаменто, тремоло в тегото и некоторые другие специальные техники для выражения звуков природы, таких как звуки ветра или насекомых. Напротив, использование ударных техник, создающих драматические эффекты при игре в исполнительских искусствах, встречается редко.
Частая смена модуляции и настройки.
[ редактировать ]В большинстве пьес хотя бы один раз присутствует модуляция, даже если пьеса короткая, а в пьесах продолжительностью более средней модуляция встречается часто. Обычными модуляциями являются доминантная тональность и субдоминантная тональность, хотя это не всегда так.
В большинстве произведений продолжительностью более средней строй меняется хотя бы один раз в середине произведения. Длинные пьесы меняют строй почти дважды, а смена строя три раза – не редкость. Целью изменения настройки является модуляция и изменение настроения звука.
Вокальная техника
[ редактировать ]Артикуляция
[ редактировать ]В пении обычно используется растягивание каждой ноты, а ее длинный гласный тон сопровождает определенную артикуляцию. Хаутамоно особенно отличается умением артикуляции; некоторые пьесы теготомоно также фокусируются на артикуляции пения. Вокальная мелодия основана на интонациях диалекта региона Кансай, где дзюта родилась .
Вокальная мелодия, использующая широкий диапазон октав.
[ редактировать ]Вокальные мелодии в дзюта обычно занимают около 2 октав. Характер произведения решает, использовать ли высокие тона чаще, чем низкие, в зависимости от цели песни – например, песня для женщины или реквием.
Повествование
[ редактировать ]Пьесы, содержащие повествовательную вокальную партию, встречаются очень редко.
Менее драматичное выражение
[ редактировать ]Джюта развивалась без связи с исполнительским искусством, поэтому драматическое выражение используется реже.
Классификация произведений
[ редактировать ]Большое количество предметов и долгая история делают Jiuta множеством подстилей. При этом классификация осуществляется не только по музыкальному стилю, но и по разнообразию точек зрения, соответственно произведение может принадлежать к разным классам. Ниже приведены некоторые примеры.
- Класс по музыкальному стилю
- Нагаута ('長歌' песни с солидным сюжетом, обычно длинные отрывки)
- Хаута (端歌' разные пьесы, относительно короткие и лирические пьесы)
- Теготомоно (пьесы «теготомоно» с партией Тегото)
- Инструментальная пьеса (без вокальной партии)
- Класс музыкального содержания и ощущений
- Сакумоно (пьесы «Сакумоно» с комическими историями, часто используют Тегото)
- Изделия Shishimono ('獅子もの' с приставкой «shishi», что означает «лев», в названии вызывают ощущение торжественности и великолепия. Все произведения этого типа принадлежат Теготомоно)
- Класс по местоположению
- Осакамоно («Теготомоно» из Осаки, сочиненное в Осаке)
- Кёмоно («Теготомоно «Киото» сочинено в Киото)
- Нагоямоно (произведения «Нагойские штучки», сочиненные Ёсидзавой-кэнгё и его последователями)
- Кюсюмоно (пьесы «Вещи Кюсю», написанные на Кюсю)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон, Генри. Сямисэн: традиции и разнообразие. Архивировано 13 декабря 2010 г. в Wayback Machine Лейден/Бостон: Brill (2010), 145 стр. ISBN 978 90 04 18137 3
- ^ Выступление Куроками с объяснением на английском языке на YouTube: [1] .