Jump to content

Джюта

Дзиута ( дзюта/дзюта/дзюта ) — стиль традиционной японской музыки. В период Эдо (1603–1867) пьесы в стиле дзюта исполнялись на сямисэне . [ 1 ] и были в основном региональными для Камигаты . Название дзюта означает «песня» ( , ута ) «места» или «региона» ( , дзи ) (в данном случае Камигата) и предполагает «не песня из Эдо ».

В период Эдо джиута исполнялась, сочинялась и обучалась Тодоза , гильдией слепых; Из-за этого дзюту еще называют Хоусюта ( 法師唄 , «песня монахов») . Джюта , как и нагаута , являются типичной формой Утаймоно ( 歌いもの , лирическая музыка) в традиционной японской музыке.

Дзиута ведет свое начало от музыки сямисэн и является предшественником ряда более поздних произведений сямисэна , оказав большое влияние на развитие жанра на протяжении периода Эдо; можно сказать, что и дзёрури , и нагаута происходят от дзюта . В настоящее время дзюта распространилась по Японии и в ходе своего развития была интегрирована в сокёку (музыка для кото ) и имеет прочные связи как с традициями сякухати , так и с традициями кокю .

Несмотря на активное участие многих других форм музыки сямисэн в развитии традиционных исполнительских искусств, таких как бунраку и кабуки , форма дзюта сохраняет сильный характер как чисто инструментальная музыка, относительно независимая от этих традиций.

Как форма музыки сямисэн , дзюта на раннем этапе своего развития возникла в регионе Камигата , затем ее исполняли в Эдо примерно в эпоху Гэнроку . Позже дзюта изменила свою форму как музыкальное сопровождение кабуки в Эдо; эта новая форма называлась нагаута . Из-за дальнейшей популяризации музыки бунраку у оригинальной дзюты стало меньше возможностей для исполнения. До конца периода Эдо дзюта распространилась не только вокруг Камигаты, но и на востоке, в Нагое , и на западе, в регионах Тюгоку и Кюсю . После Мэйдзи периода дзюта снова распространилась на Токио (бывший Эдо), а затем быстро распространилась.

Сегодня джиута популярна в сфере традиционной музыки по всей Японии, за исключением Окинавы . Однако в Токио дзютамай воспринимается как музыкальное сопровождение дзютамай ( 地歌舞 , танец дзюта ) , и считается, что музыка составлена ​​в соответствии с характером дзютамай , с элегантным и спокойным чувством. Однако правда в том, что джиутамай был создан как танцевальное сопровождение джиута , а не наоборот. Репертуар дзютамай - это лишь часть репертуара дзюта , а музыка дзюта сама по себе требует более техничного исполнения, чем другая музыка сямисэн , поэтому существует множество произведений, которые имеют сильный характер инструментальной музыки. При этом джиута также имеет характер как часть традиционной вокальной музыки и развивается вместе с ней.

Ранние годы периода Эдо

[ редактировать ]

Появление сямисэна и происхождение дзюта

[ редактировать ]

Можно считать, что появление сямисэна и зарождение дзюта произошло почти в одно и то же время; поэтому дзюта имеет самую длинную историю среди разновидностей музыки сямисэн . Саньсянь Осака (китайская лютня) прибыла в Японию в Сакаи , , через Рюкю ближе к концу периода Сэнгоку . Слепые музыканты, известные как бива хоси из Тододза, усовершенствовали инструмент и создали то, что впоследствии стало сямисэном . Они использовали медиатор японской бивы для игры на сямисэне , тем самым положив начало дзюта как сямисэна музыке .

Ишимура-Кэнгё особенно считается создателем музыки сямисэн . После этого музыканты, в основном из Тодоза , исполняли, сочиняли и передавали джиута . Существующее старейшее произведение считается произведением первых лет периода Эдо.

Период середины Эдо

[ редактировать ]

Появление нагаута

[ редактировать ]

Примерно в эпоху Гэнроку появились «длинные песни» ( 長歌 , нагаута ) , характеризующиеся последовательной историей. Кэнгё ( 検校 ) , слепой чиновник, часто занимавшийся музыкой, по-видимому, начал сочинять нагаута в Эдо. Известными композиторами являются Асари-кенгё и Саяма-Кэнгё, и, похоже, вскоре композиторы Камигаты также переняли этот стиль в своих произведениях. Со временем нагаута стала использоваться в качестве музыкального сопровождения кабуки.

Появление теготомоно

[ редактировать ]

Еще одна волна этой эпохи: инструментальный аспект, как и вокальная композиция, был интенсивно сфокусирован, так что пьесы занимали инструментальную часть без вокала, обычно она располагалась в средней части песни. Эта музыкальная интерлюдия, инструментальная партия между пением, называется тегото ( 手事 , исполняется вручную, а не вокалом) , а стиль этот называется теготомоно ( 手事もの , «вещь тэгото ») .

На ранних этапах возникновения теготомоно были обычным явлением простые произведения; однако этот стиль получил широкое развитие в более поздний период Эдо и получил статус основного типа музыки дзюта .

Появление хаута и ее бум

[ редактировать ]

Также были написаны разные произведения, не отнесенные к вышеуказанным категориям. Такие произведения называются хаута ( 端歌 , «короткая песня») .

Хаута содержит некоторые элементы популярной музыки и легкой музыки, и этот характер стиля стал точкой соприкосновения между джиутой и популярными песнями. Хаута сочиняли не только профессиональные слепые музыканты, но и музыканты-любители, произведения которых в целом носили лирический характер. В середине XVIII века было составлено большое количество хаута , в результате чего стиль стал более изысканным. Центром этого бума была Осака . Известными произведениями были Юки ( , «снег») , Куроками ( 黒髪 , «черные волосы») , [ 2 ] и Цуру кое но .

Санкёку и санкёку ансамбли

[ редактировать ]

Первоначально слепые музыканты занимались игрой на трех инструментах, используемых в дзюта сямисэн , кото и кокю – с первых лет периода Эдо. Общий термин для этих трех инструментов — санкёку ( 三曲 , «пьеса на троих») .

Эти три инструмента развивались своим ходом и развивали свои собственные музыкальные жанры ( сямисэн для дзюта , кото для сокёку ( 筝曲 , «пьеса для кото ») , кокю для кокюгаку ); ансамблей, включающих все три, в первые годы не существовало. В эпоху Гэнроку Икута-кэнгё в Киото начал создавать ансамблевые пьесы с сямисэном и кото , поэтому впоследствии дзюта и сокьёку развивались одновременно. Большинство существующих произведений написаны сямисэном с добавленной партией кото , поэтому можно считать, что дзюта изначально создавалась как музыка сямисэна , до того как сокёку начал развиваться с дзюта одновременно или позже.

Кокю часто использовался вместе с другими инструментами, прежде чем, наконец, все три инструмента – и кокю сямисэн, кото стали использоваться вместе, образуя ансамбль санкёку .

Появление утаимоно и влияние Но и Джорури.

[ редактировать ]

В конце XVIII века Фудзио-Кото ( 勾当 , слепой чиновник низшего сословия, чем кэнгё ) сочинил множество пьес дзюта , в которых использованы тексты песен и истории, взятые из Но . Это называлось утаймоно . Начиная с эпохи Гэнроку и до конца 18 века музыкальные элементы из дзёрури вводились в дзюта . Таким образом, дзюта имеет некоторую связь с исполнительскими видами искусства, такими как Но и Джорури .

Появление сакумоно

[ редактировать ]

Примерно в то же время возник жанр под названием сакумоно ( 作もの ) . Этот жанр имеет комическое содержание. Например, такие животные, как крысы, улитки и енотовидная дога, являются главными героями и прилагают усилия, чтобы вырваться из трудных ситуаций. В этом жанре доминирует повествовательность и используются звуковые эффекты.

Сакумоно относится к особой категории в области дзюта и требует множества высококвалифицированных технических навыков.

Более поздние годы периода Эдо

[ редактировать ]

Зрелость теготомоно

[ редактировать ]

С середины до конца периода Эдо были написаны произведения, имевшие высокие музыкальные достижения. Ключевыми разработками стали длинные интерлюдии и инструментальные партии между блоками вокальных партий, называемые тегото . Многие произведения в этом стиле, известном как теготомоно , передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

Минэсаки-коуто, действовавший в конце 18 века в Осаке, добился успехов в области теготомоно . Он определил тэгото как длинные и техничные инструментальные партии в пьесе и сочинил большое количество пьес, ориентированных на техничную игру на сямисэне . Его последователь, Мицухаси-кото, увеличил часть тэгото в произведении, в результате чего тэгото стало длиннее и разнообразнее, чем когда-либо. В результате в ходе своего развития дзюта приобрела инструментальную роль, и ей придавалось особое значение.

Начало полифонической композиции и развитие ансамбля.

[ редактировать ]

Примерно в эпоху Бунка Итиура-Кэнгё из Осаки разработал ансамблевую игру на кото . звучали почти в унисон кото Большинство предыдущих композиций в ансамблях ; напротив, Ичиура начал сочинять полифонические ансамбли. Полифонические партии кото были известны как каэтэ ( 替手 , «переменять руку») , стиль, который усовершенствовал Яэдзаки-кэнгё. В ту эпоху также была популярна ансамблевая игра на сямисэне , кэтэ пьесы для сямисэна также сочинялись .

Другим похожим стилем был учиавасэ ; сочинение другого произведения на основе оригинального произведения, которое будет исполняться одновременно.

Основное развитие кёмоно

[ редактировать ]

Позже большая часть состава теготомоно перебралась в Киото . Сначала Мацуура-Кэнгё сочинил ряд сложных теготомоно в киотском стиле; Теготомоно, составленные в Киото, назывались Кёмоно ( 京もの , «вещь Киото») или кёрю теготомоно ( 京流手事もの , « теготоно в стиле Киото») . Кикуока-кэнгё (1792–1847) сочинял теготомоно и способствовал его развитию в Киото. Яэзаки-кэнгё (1776–1848), который также работал в ту же эпоху, сочинил часть кото для большинства пьес и аранжировал композиции Кикуоки. Оба музыканта внесли большой вклад. к их развитию, и можно сказать, что он создал период расцвета джиута как стиля, интегрировав джиута ; и сокёку вместе, здесь дзюта достигла совершенства своего мастерства в музыке сямисэн .

Улучшение сямисэна плектра

[ редактировать ]

Примерно в это же время Цуяма-Кэнгё из Осаки изобрел улучшенный плектр, используемый при игре на дзюта .

Появление независимого сокьёку

[ редактировать ]

В то время активно работал Мицусаки-кэнгё, младший коллега-музыкант Кикуока-кэнгё. Он также был учеником Яэдзаки-Кэнгё. Он сосредоточился на кото, потому что у него была возможность развить нечто большее, чем дзюта , которое было развито настолько далеко, что, казалось, оставалось мало места для дальнейшего развития. Он сочинил несколько пьес с соло -кото , и это послужило толчком к самостоятельному развитию сокьёку . Ёсидзава-кэнгё взял на себя руководство и продвигал это движение, а затем начал постепенно его развивать.

Интегрированные детали

[ редактировать ]

Мицусаки-кэнгё сочинил традиционную дзюту , а в своих оригинальных произведениях он как единственный композитор сочинил обе части сямисэна и кото , что было новой концепцией для того времени. Таким образом, инструментальные партии были интегрированы и усовершенствованы. Его младшие последователи также переняли этот метод. Один из его последователей, Ёсидзава-кэнгё, пошел еще дальше; сочинил три инструментальные партии сямисэна , кото и кокю он сам .

В последние годы периода Эдо дзюта стала популярной по всей Японии, подверглась влиянию и интегрировалась в местные музыкальные стили.

После периода Мэйдзи

[ редактировать ]

Беспорядки после Реставрации Мэйдзи и популяризация дзюта

[ редактировать ]

В Мэйдзи период сокёку развивалось независимо, а состав дзюта пришел в упадок. Композиция Джюта не исчезла полностью, и некоторые композиторы продолжали создавать свои произведения; однако количество мелодий, сочиненных только для кото, значительно увеличилось. Дзиута , уже достигший своего совершенства, не видел особых возможностей для дальнейшего совершенствования или инноваций, тогда как кото мог легко справляться с элементами тональной гаммы западной и китайской музыки. Модернизирующий и свежий дух периода Мэйдзи лучше подходил тону кото, чем сямисэну , чей звук периода Эдо напоминал людям о любовных приключениях и местах развлечений.

Когда новое правительство распустило тодозу , музыканты там потеряли свой статус, который ранее был защищен системой привилегий, и музыкальная деятельность соответственно изменилась. Кенгё , потерявший свой авторитет, столкнулся с трудностями и был вынужден зарабатывать на жизнь выступлениями в популярном театре. Тем временем музыка дзюта снова получила шанс стать хорошо известной широкой публике, особенно в восточной части Японии, такой как Токио, где дзюта исполнялась не так часто. Многие музыканты из западной части Японии, таких как регион Кюсю и Осака, попали в Токио.

Позже, после того, как период, когда ценились исключительно западные вещи, прошел, дзюта стала популярной музыкой, распространившейся по всей стране, так же как сокёку и сякухати , и привлекла широкий круг слушателей. Тем временем новые составы джиута сокращаются. Однако кото стал играть более важную роль в композициях вместо сямисэна , а пьес в стиле дзюта, сопровождаемых сямисэном, было гораздо меньше. Одним из известных композиторов был Мичио Мияги .

До сегодняшнего дня композиторы пытались привнести различные формы (например, западные сонаты в стиль дзюта ) . Сегодня ансамбли санкёку состоят из сямисэна , кото и сякухати . Сякухати ансамблях заменила роль кокю в современных санкёку , хотя ансамбли с кокю не исчезли полностью.

Музыкальные особенности

[ редактировать ]

В ранней современной японской музыке, в которой использовался сямисэн , одной из особенностей было то, что игрок на сямисэне пел под свой собственный аккомпанемент. Дзиута процветала в регионах Киото и Осака, поэтому ее называли камигатаута ( 上方唄 , «песня Камигаты ») или хосиута ( 法師唄 , «песня монахов»), в которой играли группы слепых (см. тодоза ).

После середины периода Эдо санкёку дзюта , сокёку и кокюгаку – начали содержать общие пьесы для игры в ансамбле, затем постепенно интегрировались, прежде чем окончательно объединиться друг с другом.

После окончания периода Эдо сокёку , развивавшийся наряду с дзюта , ознаменовал передовое развитие – поэтому дзюта иногда включается в сокёку . Однако изначально дзюта была создана для сямисэн музыки , и ранняя музыка, ориентированная на кото, такая как Rokudan no shirabe , соответственно, не является джиутой по своему происхождению.

Интроспективные произведения

[ редактировать ]

Большинство произведений для дзюты написаны слепыми музыкантами; таким образом, джиута рассматривается как выражение эмоций, а не визуального впечатления. Как музыкальный стиль, который развился без связи с исполнительским искусством, общее выражение джиута является интроспективным, деликатным и менее драматично выразительным, чем стили, развивающиеся в тандеме и для сопровождения исполнительских искусств.

Полифоническая и разнообразная ансамблевая игра.

[ редактировать ]

Джюта обладает самыми сильными сторонами инструментального ансамбля среди современной японской традиционной музыки, поскольку большинство произведений исполняются в ансамбле. Вместе с развитием теготомоно развивалась также полифоническая и сложная ансамблевая игра. Большинство произведений содержат партии сямисэна , кото и сякухати , а некоторые включают в себя партию каэтэ (контрапункта) для сямисэна .

Сильные инструментальные особенности

[ редактировать ]

Теготомоно , имеющее длинную инструментальную интерлюдию без вокальной партии, является наиболее распространенным и наиболее часто исполняемым стилем дзюта . Это потому, что тэгото , инструментальная партия, имеет приоритет над вокальной партией. В некоторых пьесах в полной мере используется трёхоктавный диапазон сямисэна , что привело к разработке технически сложных партий сямисэна .

Несколько произведений носят чисто инструментальный характер; большинство из них включают вокальную партию. Некоторые инструментальные пьесы для кото , называемые данмоно ( 段もの , «состоящая из частей и стихов») , аранжированы для сямисэна . Большинство произведений этого стиля считаются высокохудожественными как чистая инструментальная музыка, а не простое описание природы и эмоций.

сямисэн Техника

[ редактировать ]

Широкий диапазон октав

[ редактировать ]

Существует несколько теготомоно , которые требуют использования до 3 октав или в самых крайних случаях 3 октав и 3 ступеней.

Техники, требующие высокого мастерства

[ редактировать ]

Широко используются орнаментальные техники, такие как портаменто, тремоло в тегото и некоторые другие специальные техники для выражения звуков природы, таких как звуки ветра или насекомых. Напротив, использование ударных техник, создающих драматические эффекты при игре в исполнительских искусствах, встречается редко.

Частая смена модуляции и настройки.

[ редактировать ]

В большинстве пьес хотя бы один раз присутствует модуляция, даже если пьеса короткая, а в пьесах продолжительностью более средней модуляция встречается часто. Обычными модуляциями являются доминантная тональность и субдоминантная тональность, хотя это не всегда так.

В большинстве произведений продолжительностью более средней строй меняется хотя бы один раз в середине произведения. Длинные пьесы меняют строй почти дважды, а смена строя три раза – не редкость. Целью изменения настройки является модуляция и изменение настроения звука.

Вокальная техника

[ редактировать ]

Артикуляция

[ редактировать ]

В пении обычно используется растягивание каждой ноты, а ее длинный гласный тон сопровождает определенную артикуляцию. Хаутамоно особенно отличается умением артикуляции; некоторые пьесы теготомоно также фокусируются на артикуляции пения. Вокальная мелодия основана на интонациях диалекта региона Кансай, где дзюта родилась .

Вокальная мелодия, использующая широкий диапазон октав.

[ редактировать ]

Вокальные мелодии в дзюта обычно занимают около 2 октав. Характер произведения решает, использовать ли высокие тона чаще, чем низкие, в зависимости от цели песни – например, песня для женщины или реквием.

Повествование

[ редактировать ]

Пьесы, содержащие повествовательную вокальную партию, встречаются очень редко.

Менее драматичное выражение

[ редактировать ]

Джюта развивалась без связи с исполнительским искусством, поэтому драматическое выражение используется реже.

Классификация произведений

[ редактировать ]

Большое количество предметов и долгая история делают Jiuta множеством подстилей. При этом классификация осуществляется не только по музыкальному стилю, но и по разнообразию точек зрения, соответственно произведение может принадлежать к разным классам. Ниже приведены некоторые примеры.

  • Класс по музыкальному стилю
    • Нагаута ('長歌' песни с солидным сюжетом, обычно длинные отрывки)
    • Хаута (端歌' разные пьесы, относительно короткие и лирические пьесы)
    • Теготомоно (пьесы «теготомоно» с партией Тегото)
    • Инструментальная пьеса (без вокальной партии)
  • Класс музыкального содержания и ощущений
    • Сакумоно (пьесы «Сакумоно» с комическими историями, часто используют Тегото)
    • Изделия Shishimono ('獅子もの' с приставкой «shishi», что означает «лев», в названии вызывают ощущение торжественности и великолепия. Все произведения этого типа принадлежат Теготомоно)
  • Класс по местоположению
    • Осакамоно («Теготомоно» из Осаки, сочиненное в Осаке)
    • Кёмоно («Теготомоно «Киото» сочинено в Киото)
    • Нагоямоно (произведения «Нагойские штучки», сочиненные Ёсидзавой-кэнгё и его последователями)
    • Кюсюмоно (пьесы «Вещи Кюсю», написанные на Кюсю)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джонсон, Генри. Сямисэн: традиции и разнообразие. Архивировано 13 декабря 2010 г. в Wayback Machine Лейден/Бостон: Brill (2010), 145 стр. ISBN   978 90 04 18137 3
  2. ^ Выступление Куроками с объяснением на английском языке на YouTube: [1] .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10f223ec638d6170eec30134a3606d2d__1678242060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/2d/10f223ec638d6170eec30134a3606d2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jiuta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)