Jump to content

Кабуки

Постановка «Сибараку» в июле 1858 года в театре Итимура-дза в Эдо . Ксилографическая гравюра-триптих работы Утагавы Тоёкуни III .
Оноэ Кикугоро VI в роли Умэо-мару в Сугавара Дендзю Тенарай Кагами

Кабуки ( 歌舞伎, かぶき ) — классическая форма японского театра , сочетающая драматическое представление с традиционным танцем . Театр Кабуки известен своими сильно стилизованными представлениями, гламурными, богато украшенными костюмами, а также сложным кумадори, макияжем который носят некоторые из его исполнителей. Термин кабуки происходит от глагола, который использовался для описания молодых самураев-покровителей, что означает «странный» или «необычный». [1]

Считается, что кабуки зародилось в раннем периоде Эдо , когда основатель искусства Идзумо-но Окуни сформировал женскую танцевальную труппу, которая исполняла танцы и легкие зарисовки в Киото . Позже эта форма искусства превратилась в нынешнюю чисто мужскую театральную форму после того, как в 1629 году женщинам было запрещено выступать в театре кабуки. Кабуки развивалось на протяжении конца 17 века и достигло своего зенита в середине 18 века.

В 2005 году театр Кабуки был провозглашен ЮНЕСКО нематериальным наследием, имеющим выдающуюся универсальную ценность. В 2008 году он был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО . [2]

Этимология

[ редактировать ]

Отдельные кандзи , составляющие слово кабуки, можно прочитать как «петь» ( ) , «танцевать» ( ) и «навык» ( ) . Поэтому кабуки иногда переводят как «искусство пения и танца». Однако это символы атэдзи , которые не отражают фактическую этимологию . Кандзи «мастерство» обычно относится к артисту театра Кабуки.

слово кабуки Поскольку считается, что происходит от глагола кабуку , означающего «наклоняться» или «быть необычным», слово кабуки также можно интерпретировать как «авангардный» или «причудливый» театр. [3] Выражение кабукимоно ( 歌舞伎者 ) первоначально относилось к тем, кто был причудливо одет. Это слово часто переводится на английский как «странные вещи» или «сумасшедшие» и относится к стилю одежды, которую носят банды самураев .

1603–1629: Женский кабуки.

[ редактировать ]
Самый ранний портрет Идзумо-но Окуни , основателя кабуки (1600-е гг.).

История кабуки началась в 1603 году в период Эдо , когда бывшая жрица Идзумо-но Окуни , возможно, мико Идзумо -тайся , начала исполнять с труппой молодых танцовщиц новый, простой стиль танцевальной драмы в пантомиме , на импровизированной основе. сцена в высохшем русле реки Камо в Киото [4] [5] [6] [7]

В самых ранних формах кабуки артистки играли как мужчин, так и женщин в комических пьесах о повседневной жизни. Этот стиль быстро стал популярным, и Окуни попросили выступить перед императорским двором. После такого успеха быстро сформировались конкурирующие труппы, и кабуки зародилось как ансамблевый танец и драма в исполнении женщин.

Большая часть привлекательности кабуки в ту эпоху была обусловлена ​​непристойными, наводящими на размышления темами, представленными многими труппами; эта привлекательность еще более усиливалась тем фактом, что многие артисты также занимались проституцией . [3] кабуки также называли «проституткой кабуки» ( 遊女歌舞妓 ) По этой причине в этот период .

Кабуки стало распространенной формой развлечения в кварталах красных фонарей Японии, особенно в Ёсиваре . [8] зарегистрированный квартал красных фонарей в Эдо. Широкая популярность кабуки часто приводила к тому, что на представления собиралась разнообразная толпа представителей разных социальных слоев, что было уникальным явлением, которого больше нигде в городе Эдо не происходило. Театры Кабуки стали хорошо известны как место, где можно одновременно увидеть и быть увиденными с точки зрения моды и стиля, поскольку публика, обычно состоящая из социально низких, но экономически богатых торговцев , обычно использовала представление как способ продемонстрировать модные тенденции.

Как вид искусства, кабуки также предоставил новые изобретательные формы развлечений, включающие новые музыкальные стили , исполняемые на сямисэне , одежду и моду, часто драматичные по внешнему виду, знаменитых актеров и истории, часто отражающие текущие события. Представления обычно длились с утра до заката, а в окружающих чайных домах предлагали еду, прохладительные напитки и место для общения. В окрестностях театров кабуки также расположено множество магазинов, торгующих сувенирами кабуки.

После выступлений женщины-исполнители предлагали сексуальные услуги тем, кто мог себе это позволить. [4] Поскольку среди молодых самураев-покровителей обычно вспыхивали драки, власти сёгуната, желая поддерживать порядок, запрещали женщинам выступать на сцене. [4] После этого запрета Окуни заменил женщин мальчиками в выступлениях Кабуки. [4] В начале семнадцатого века, в культуре, где педерастия была широко распространена среди самураев, ее решение не нанесло существенного ущерба популярности театра. [4] На самом деле, возможно, это даже пошло на пользу Кабуки, поскольку привлекло внимание третьего сёгуна , Иэмицу , известного своим интересом к педерастии. [4] Он даже устраивал специальные выступления. Однако после смерти Иэмицу в 1651 году, когда самураи теперь боролись за внимание мальчиков, а не девочек, сёгунат ввел дополнительные ограничения, разрешив выступать на сцене только мужчинам старше 15 лет. [4]

Кабуки переключился на взрослых актеров-мужчин, которых называли яро-кабуки , в середине 1600-х годов. [9] Однако взрослые актеры-мужчины продолжали играть как женских, так и мужских персонажей, а кабуки сохранил свою популярность, оставаясь ключевым элементом городского образа жизни периода Эдо.

Хотя кабуки широко исполнялось по всей Японии, театры Накамура-дза, Ичимура-дза и Каварадзаки-дза стали наиболее широко известными и популярными театрами кабуки, где проводились и проводятся некоторые из самых успешных представлений кабуки. [7]

1629–1673: Переход к яро-кабуки.

[ редактировать ]

В период 1628–1673 годов современная версия актеров кабуки, состоящая исключительно из мужчин, стиль кабуки, известный как яро-кабуки после запрета на женщин и мальчиков была создана (букв. «Молодой человек кабуки»). . Актеры-переодевания-мужчины, известные как « оннагата » (букв. «женская роль») или « ояма », взяли на себя женщинами или вакасю роли, ранее исполнявшиеся . На женские роли по-прежнему отдавалось предпочтение молодым мужчинам (подросткам) из-за их менее явно мужественной внешности и более высокого тона голоса. Роли мужчин-подростков в кабуки, известных как вакасю , также исполнялись молодыми людьми, часто выбранными за их привлекательность; это стало обычной практикой, и вакасю часто представляли в эротическом контексте. [10]

В выступлениях кабуки также все больше внимания стало уделяться драматургии наряду с танцем. Однако непристойный характер представлений кабуки продолжался: актеры-мужчины также занимались секс-работой как для клиентов-женщин, так и для мужчин. Публика часто становилась шумной, время от времени вспыхивали драки, иногда из-за благосклонности особенно популярного или красивого актера, что привело к тому, что сёгунат запретил сначала роли оннагата , а затем и вакасю на короткий период времени; оба запрета были отменены к 1652 году. [11]

1673–1841: кабуки периода Гэнроку.

[ редактировать ]
Ониджи Отани III (Накадзо Накамура II) в роли Эдоби в постановке « Кой Ньёбо Сомеваке Тадзуна» в мае 1794 года.
Актеры кабуки Бандо Дзэндзи и Савамура Ёдогоро, 1794 год, пятый месяц, автор Шараку;

В период Гэнроку кабуки процветало: структура пьес кабуки формализовалась в структуру, в которой они исполняются сегодня, наряду со многими другими элементами, которые в конечном итоге стали признаны ключевым аспектом традиции кабуки, такими как традиционные образы персонажей. Театр Кабуки и нингёдзёрури , сложная форма кукольного театра, позже известная как бунраку , стали тесно связаны друг с другом, взаимно влияя на дальнейшее развитие друг друга.

Знаменитый драматург Чикамацу Мондзаэмон , один из первых профессиональных драматургов кабуки, за это время создал несколько влиятельных произведений, хотя пьеса, обычно признаваемая его самой значительной, «Сонезаки Синдзю» ( «Любовные самоубийства в Сонедзаки »), изначально была написана для бунраку . Как и многие пьесы бунраку , она была адаптирована для кабуки и в конечном итоге стала достаточно популярной, чтобы, как сообщается, вдохновить ряд реальных самоубийств-«подражателей» и привести к правительственному запрету на синдзю-моно (пьесы о любовных самоубийствах) в 1723 году.

Также в период Гэнроку был разработан миэ стиль позирования , приписываемый актеру кабуки Итикаве Дандзюро I. [12] наряду с развитием макияжа кумадори , напоминающего маску , который актеры кабуки носят в некоторых пьесах. [13]

В середине 18-го века кабуки на какое-то время потеряло популярность, и бунраку заняло свое место в качестве основной формы сценического развлечения среди низших социальных слоев. Частично это произошло из-за появления в то время нескольких опытных драматургов бунраку . В дальнейшем развитии кабуки мало что происходило, пока в конце века его популярность не начала вновь обретать свою популярность.

1842–1868: Сарувака-тё кабуки

[ редактировать ]
Сцена Кабуки (Диптих) Ёситаки

В 1840-х годах повторяющиеся периоды засухи привели к серии пожаров, поразивших Эдо, при этом театры кабуки, традиционно построенные из дерева, часто сгорали, что вынуждало многих переезжать. Когда в 1841 году территория, где располагался Накамура-дза, была полностью разрушена, сёгун отказался разрешить восстановление театра, заявив, что это противоречит правилам пожарной безопасности. [9]

Сёгунат, в основном не одобрявший социализацию и торговлю, которые происходили в театрах кабуки между торговцами, актерами и проститутками, воспользовался пожарным кризисом в следующем году, вытеснив Накамура-дза, Ичимура-дза и Каварадзаки-дза из города. пределы и в Асакусу , северный пригород Эдо. Это было частью более масштабных реформ Тэнпо , которые сёгунат начал в 1842 году, чтобы ограничить чрезмерное увлечение удовольствиями. [14] Актеры, рабочие сцены и другие лица, связанные с представлениями, также были вынуждены переехать из-за потери средств к существованию; Несмотря на переезд всех, кто участвовал в выступлениях кабуки, а также многих жителей близлежащих районов, на новое место расположения театров, неудобство расстояния привело к снижению посещаемости. [7] Эти факторы, наряду со строгими правилами, привели к тому, что большая часть кабуки в Эдо была «подпольной», и представления меняли места, чтобы избежать встречи с властями.

Новое место театров называлось Сарувака-чо или Сарувака-мати; Последние тридцать лет правления сёгуната Токугава часто называют «периодом Сарувака-мати», и они хорошо известны тем, что создали одни из самых преувеличенных кабуки в японской истории. [7]

Сарувака-мати стал новым театральным районом для театров Накамура-дза, Ичимура-дза и Каварадзаки-дза. Район располагался на главной улице Асакуса, проходящей через центр небольшого города. Улица была переименована в честь Саруваки Канзабуро, который в 1624 году положил начало Эдо кабуки в Накамура-дза. [7]

Европейские художники начали обращать внимание на японские театральные представления и произведения искусства, а многие художники, такие как Клод Моне , были вдохновлены японскими гравюрами на дереве. Этот западный интерес побудил японских художников увеличить количество изображений повседневной жизни, включая изображения театров, борделей, главных улиц и так далее. Один художник, Утагава Хиросигэ , создал серию гравюр на основе Саруваки периода Сарувака-мати в Асакусе. [7]

Несмотря на возрождение кабуки в другом месте, переезд уменьшил самые богатые источники вдохновения этой традиции в отношении костюмов, грима и сюжетных линий. Итикава Коданджи   IV считался одним из самых активных и успешных актеров периода Сарувака-мати. Считавшийся непривлекательным, он в основном исполнял буё , или танцы, в драмах, написанных Каватаке Мокуами , который также писал в эпоху Мэйдзи . последующую [7] Каватаке Мокуами обычно писал пьесы, изображающие обычную жизнь жителей Эдо. Он представил диалоги ситиго-тё (семи-пятисложный размер) и музыку, такую ​​как киёмото . [7] Его выступления в стиле кабуки стали весьма популярны после того, как период Сарувака-мати закончился и театр вернулся в Эдо; многие из его произведений исполняются до сих пор.

В 1868 году Токугава прекратила свое существование с восстановлением императорской власти . Император Мэйдзи был восстановлен у власти и переехал из Киото в новую столицу Эдо или Токио, начиная период Мэйдзи. [9] Кабуки снова вернулся в кварталы развлечений Эдо и на протяжении периода Мэйдзи становился все более радикальным по мере появления современных стилей пьес и представлений кабуки. Драматурги экспериментировали с введением в кабуки новых жанров и вносили изменения в традиционные истории.

Кабуки после периода Мэйдзи

[ редактировать ]
Спектакль «Сибараку» в ноябре 1895 года в токийском Кабуки-дза . театре

Начиная с 1868 года огромные культурные изменения, такие как падение сёгуната Токугава, ликвидация класса самураев и открытие Японии для Запада, помогли спровоцировать возрождение кабуки. И актеры, и драматурги стремились улучшить репутацию кабуки перед лицом нового иностранного влияния и среди высших классов, частично за счет адаптации традиционных стилей к современным вкусам. Это начинание оказалось успешным: 21 апреля 1887 года Император спонсировал представление кабуки. [15]

После Второй мировой войны оккупационные силы на короткое время запретили кабуки, которые с 1931 года сформировали прочную базу поддержки военных усилий Японии. [16] Этот запрет был связан с более широкими ограничениями на средства массовой информации и виды искусства, которые американская военная оккупация ввела после Второй мировой войны. [17] Однако к 1947 году запрет на кабуки был отменен, но правила цензуры сохранились. [18]

Кабуки от послевоенного времени до наших дней

[ редактировать ]

Последовавший за этим период оккупации после Второй мировой войны стал для кабуки трудным временем; Помимо физического воздействия войны и опустошения страны, некоторые школы мысли предпочли отвергнуть как стили, так и формы искусства довоенной Японии, в том числе кабуки. [19] Популярные и новаторские постановки классического кабуки, поставленные в то время режиссером Тэцудзи Такечи, считаются пробудившими новый интерес к кабуки в регионе Кансай . [20] Среди многих популярных молодых звезд, выступавших с Такэти Кабуки, ведущей фигурой был Накамура Ганджиро III (род. 1931), сначала известный как Накамура Сендзяку, а затем взял свое нынешнее имя. Именно этот период кабуки в Осаке стал известен в его честь как «Эра Сендзяку». [20]

Сегодня кабуки является самым популярным из традиционных стилей японской драмы, а его звездные актеры часто появляются в ролях на телевидении или в кино. [21] Известный оннагата актер Бандо Тамасабуро V появлялся в нескольких пьесах и фильмах, не относящихся к кабуки, часто в роли женщины.

Кабуки также появляется в произведениях японской популярной культуры, таких как аниме . Помимо нескольких крупных театров в Токио и Киото, в Осаке и по всей сельской местности есть множество небольших театров. [22] Осика Кабуки Одним из примеров является труппа Осика префектура базирующаяся в , Нагано , . [23]

Некоторые местные труппы кабуки сегодня используют актрис-женщин в ролях оннагата . Итикава Сёдзё Кабуки Гекидан, женская труппа, дебютировала в 1953 году и получила широкое признание, хотя большинство трупп кабуки остались полностью мужскими. [24]

Появление направляющих для наушников в 1975 году. [25] включая английскую версию 1982 года, [25] помог расширить привлекательность этого вида искусства. В результате в 1991 году в Кабуки-дза, одном из самых известных театров кабуки Токио, начались круглогодичные представления. [25] а в 2005 году начал продавать фильмы в стиле кабуки. [26] Труппы Кабуки регулярно гастролируют по Азии. [27] Европа [28] и Америка, [29] и было несколько постановок западных пьес на тему кабуки, таких как пьесы Шекспира . Западные драматурги и писатели также экспериментировали с темами кабуки, примером которых является Джеральда Визенора » «Хиросима Буги (2004). Писатель Юкио Мисима был пионером и популяризировал использование кабуки в современной обстановке, а также возродил другие традиционные искусства, такие как Но , адаптировав их к современному контексту. Труппы кабуки были созданы даже за пределами Японии. Например, в Австралии За Кабуки труппа Австралийского национального университета ежегодно с 1976 года ставит драму кабуки. [30] самое продолжительное регулярное представление кабуки за пределами Японии. [31]

В ноябре 2002 года была установлена ​​статуя в честь основателя кабуки Идзумо-но Окуни и в ознаменование 400-летия существования кабуки. [32] По диагонали от Минами-за, [33] последний сохранившийся театр кабуки в Киото, [33] он стоит на восточном конце моста (Сидзё Охаси) [33] переправа через реку Камо в Киото.

Кабуки был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2005 году. [34] [35]

Супер Кабуки

[ редактировать ]

Сохраняя большую часть исторических практик кабуки, Итикава Эн-О ( 市川猿翁 ) [36] стремился расширить свою привлекательность путем создания нового жанра постановок кабуки под названием «Супер Кабуки» ( スーパー歌舞伎 ) . Поскольку «Ямато Такеру» ( ヤマトタケル ) стал первой постановкой Супер Кабуки, премьера которой состоялась в 1986 году, ремейки традиционных пьес и новые современные произведения были представлены в местных театрах по всей стране, включая постановки на основе аниме, такие как «Наруто» или «One Piece», начиная с 2014 года. .

Супер Кабуки вызвало споры среди населения Японии относительно степени модификации традиционного вида искусства. [37] Некоторый [ ВОЗ? ] говорят, что он потерял свою 400-летнюю историю, [ нужна ссылка ] в то время как другие считают, что адаптация необходима для современной актуальности. Тем не менее, после внедрения более передовых технологий в новые декорации, костюмы и освещение, «Супер Кабуки» вновь завоевал интерес со стороны молодой аудитории. [38] [39]

Кроме того, Square Enix анонсировала адаптацию Final Fantasy X для Super Kabuki в сотрудничестве с Tokyo Broadcasting System в 2022 году. Группа под названием Kinoshita представляет новую версию Final Fantasy X в формате Kabuki , а в рамках празднования 35-летия франшизы Final Fantasy ее показ планируется провести в IHI Stage Вокруг Токио с 4 марта по 12 апреля 2023 года. [40] [41]

Элементы

[ редактировать ]

Сценический дизайн

[ редактировать ]
Сибай Укиэ («Сцена из пьесы») Масанобу Окумура (1686–1764), изображающий театр Эдо Ичимура-дза в начале 1740-х годов.

На сцене кабуки есть выступ, называемый ханамичи ( 花道 , «цветочная тропа») , проход, который простирается до аудитории и через который осуществляется эффектный вход и выход. Окуни также выступала на сцене ханамичи со своим окружением. Сцена используется не только как проход или путь к главной сцене и обратно, на ней также разыгрываются важные сцены.

Сцены и театры Кабуки постепенно становятся все более технологически сложными, а в 18 веке были введены такие инновации, как вращающиеся сцены и люки. Движущей силой было желание воплотить в жизнь одну из частых тем театра кабуки — внезапное драматическое откровение или трансформацию. [42] Эти нововведения используются в ряде сценических трюков, в том числе в быстром появлении и исчезновении актеров. Термин керен ( 外連 ) , часто переводимый как «игра в галерею», иногда используется как обобщение для этих трюков. Ханамичи , а также несколько нововведений , включая вращающуюся сцену, сери и чунори, внесли свой вклад в кабуки. Ханамичи создает глубину , а сери и чунори обеспечивают вертикальное измерение.

Мавари-бутай (вращающаяся сцена) возникла в эпоху Кёхо (1716–1735). Первоначально трюк выполнялся путем толкания на сцене круглой платформы на колесах. Позже в сцену встроили круглую платформу с колесами под ней, облегчающими передвижение. Техника куратен («темное вращение») предполагает приглушение света сцены во время этого перехода. Чаще всего свет оставляют включенным для акатен («освещенное вращение»), иногда одновременно выполняя переходные сцены для драматического эффекта. Впервые эта сцена была построена в Японии в начале 18 века.

Сери относится к сценическим «ловушкам», которые широко использовались в кабуки с середины 18 века. Эти ловушки поднимают и опускают актеров или декорации на сцену. Серидаси или сериаге относятся к ловушкам, движущимся вверх, а серисаге или сериороши - к опускающимся ловушкам. Этот метод часто используется для поднятия всей сцены сразу.

Чунори: Кунитаро Савамура II в роли Кицунэ Таданобу (слева), летящего над сценой, осень 1847 года, постановка Ёсицунэ Сэнбон Дзакура.
Традиционный полосатый черно-красно-зеленый занавес в Мисоно-дза в Нагое.

Тюнори (верховая езда в воздухе) — это техника, появившаяся в середине 19 века, с помощью которой костюм актера прикрепляют к проводам и заставляют его «летать» над сценой или определенными частями зрительного зала. Это похоже на трюк с проволокой в ​​мюзикле «Питер Пэн» , в котором Питер взлетает в воздух. Сегодня это до сих пор один из самых популярных кэрэн (визуальных трюков) в кабуки; крупные театры кабуки, такие как Национальный театр , Кабуки-дза и Минами-дза , оснащены установками тюнори . [43]

Иногда декорации меняются в середине сцены, тогда как актеры остаются на сцене, а занавес остается открытым. Иногда это достигается с помощью Хики Догу , или «маленькой сцены-повозки». Эта техника зародилась в начале 18 века, когда декорации или актеры передвигаются по сцене или за ее пределами на колесной платформе. Также обычным явлением являются рабочие сцены, выбегающие на сцену, добавляющие и убирающие реквизит, задники и другие декорации; эти куроко ( 黒子 ) всегда одеты полностью в черное и традиционно считаются невидимыми. Рабочие сцены также помогают в различных быстрых сменах костюмов, известных как хаягавари («техника быстрой смены»).Когда истинная природа персонажа внезапно раскрывается, приемы хикинуки и буккаэри часто используются . Это предполагает наложение одного костюма на другой, а рабочий сцены снимает верхний на глазах у публики.

Занавес, закрывающий сцену перед выступлением и во время перерывов, выполнен в традиционных цветах: черном, красном и зеленом в разном порядке или в белых вместо зеленых вертикальных полосах. Занавес состоит из одной части и оттягивается в сторону сотрудником вручную.

Дополнительный внешний занавес, называемый дончо, не вводился до эпохи Мэйдзи, после появления западного влияния. Они более богато выглядят и являются тканями. На них изображено время года, в котором проходит представление, часто созданное известными художниками Нихонга . [44]

Появления

[ редактировать ]

Поскольку феодальные законы Японии 17-го века запрещали копировать внешний вид самураев или знати, а также использовать роскошные ткани, костюмы кабуки стали новаторскими новыми дизайнами для широкой публики и даже задали тенденции, которые существуют до сих пор.

Хотя самые ранние костюмы кабуки не сохранились, отдельные костюмы кабуки отоко и оннагата сегодня изготавливаются на основе письменных источников, называемых укиё-э , и в сотрудничестве с теми, чьи семьи работали в индустрии кабуки на протяжении нескольких поколений. [45] Кимоно, которые актеры носят в своих костюмах, обычно выполнены в ярких цветах и ​​состоят из нескольких слоев. И отоко , и оннагата в некоторых пьесах носят хакама — плиссированные брюки, и оба используют набивку под костюмами, чтобы создать правильную форму тела для наряда.

кабуки Макияж представляет собой элемент стиля, легко узнаваемый даже теми, кто не знаком с этим видом искусства. Рисовая пудра используется для создания белой основы осирои для характерного сценического макияжа, а кумадори подчеркивает или преувеличивает линии лица для создания драматических масок животных или сверхъестественных существ . Цвет кумадори является выражением характера персонажа: красные линии используются для обозначения страсти, героизма, праведности и других положительных качеств; синий или черный, подлость, ревность и другие отрицательные черты; зеленый — сверхъестественное; и фиолетовый — благородство. [13]

Еще одной особенностью костюмов кабуки является кацура , или парик. [45] Для каждой роли у каждого актера свой парик, сделанный из тонкой медной основы, изготовленной вручную и идеально подходящей для актера, и каждый парик обычно выполнен в традиционном стиле . Волосы, используемые в париках, обычно представляют собой настоящие человеческие волосы, пришитые вручную к основе хаботай , хотя для некоторых стилей париков требуются волосы яка или конские волосы.

Производительность

[ редактировать ]

Три основные категории пьес кабуки — это дзидаймоно ( 時代物 , исторические истории или истории до периода Сэнгоку) , севамоно ( 世話物 , «домашние» истории или истории после периода Сэнгоку) и сосагото ( 所作事 , «танцевальные пьесы») . [46]

Дзидаймоно , или исторические пьесы, разворачиваются в контексте важнейших событий японской истории. Строгие законы о цензуре периода Эдо запрещали освещение современных событий и, в частности, запрещали критиковать сёгунат или выставлять его в плохом свете, хотя в разные годы правоприменение сильно менялось. Действие многих шоу происходит в контексте войны Генпэй 1180-х годов, войн Нанбоку-тё 1330-х годов или других исторических событий. К неудовольствию цензоров, многие шоу использовали эти исторические места как метафоры современных событий. «Канадехон Тюшингура» Прекрасным примером служит , одна из самых известных пьес в репертуаре кабуки; действие его якобы происходит в 1330-х годах, хотя на самом деле оно изображает современное (18 век) дело о мести 47 ронинов .

Постановка «Тюшингуры» в марте 1849 года в театре Эдо Накамура-дза.

В отличие от дзидаймоно , которое обычно ориентировалось на класс самураев, севамоно ориентировалось в первую очередь на простолюдинов, а именно на горожан и крестьян. которое на английском языке часто называют «домашними пьесами», Севамоно, обычно связано с темами семейной драмы и романтики. Одними из самых известных севамоно являются пьесы о любовном самоубийстве , адаптированные по произведениям драматурга бунраку Чикамацу; они сосредоточены на романтических парах, которые не могут быть вместе в жизни из-за различных обстоятельств и поэтому вместо этого решают быть вместе после смерти. Многие, если не большинство севамоно, содержат важные элементы темы социального давления и ограничений.

В произведениях Сёсагото упор делается на танец, который может исполняться с диалогом или без него, где танец может использоваться для передачи эмоций, характера и сюжета. [47] Иногда в таких произведениях можно использовать методы быстрой смены костюма. Яркие примеры включают Мусуме Додзёдзи и Ренджиси . Музыканты нагаута могут сидеть рядами на ступенчатых платформах позади танцоров. [48]

Важными элементами кабуки являются миэ ( 見得 ) , в которых актер принимает живописную позу, подчеркивающую его характер. [42] В этот момент его домашнее имя ( яго ( 屋号 ) ) иногда слышится в громком крике ( какэгоэ ( 掛け声 ) ) от опытного члена аудитории, что служит как для выражения, так и для усиления оценки публикой достижений актера. Еще больший комплимент можно сделать, выкрикнув имя отца актера.

Главному актеру приходится передавать самые разнообразные эмоции между падшим пьяным человеком и кем-то, кто на самом деле совсем другой, поскольку он лишь притворяется своей слабостью, как, например, персонаж Юраносукэ в «Тюсингуре» . Это называется хара-гей или «животное действие», что означает, что он должен действовать изнутри, чтобы изменить персонажей. Это технически сложно исполнять, и на освоение требуется много времени, но как только это освоится, публика перехватит эмоции актера.

Эмоции также выражаются через цвета костюмов, которые являются ключевым элементом кабуки. Яркие и яркие цвета могут передавать глупые или радостные эмоции, тогда как строгие или приглушенные цвета передают серьезность и сосредоточенность.

Структура игры и стиль исполнения.

[ редактировать ]

Кабуки, как и другие формы драмы, традиционно исполняемые в Японии, исполнялась – а иногда и до сих пор – исполнялась в рамках программ, рассчитанных на целый день, при этом одна пьеса включала несколько действий, охватывающих весь день. Однако эти пьесы, особенно севамоно , обычно включали в себя действия из других пьес, чтобы создать программу на целый день, поскольку отдельные действия в пьесе кабуки обычно функционировали как отдельные представления сами по себе. Пьесы «Севамоно» , напротив, обычно не чередовались с действиями из других пьес, и на их исполнение действительно требовался целый день.

Структура представления, рассчитанного на целый день, во многом основывалась на традициях театра Бунраку и театра Но. Главным среди них была концепция дзё-ха-кю ( 序破急 ) , правила темпа в театре, согласно которому действие пьесы должно начинаться медленно, ускоряться и быстро заканчиваться. Концепция, подробно разработанная мастером драматурга Но Дзеами , определяет не только действия актеров, но и структуру пьесы, а также структуру сцен и пьес в рамках однодневной программы.

Почти каждая полнометражная пьеса состоит из пяти актов. Первый соответствует дзё , благоприятному и медленному началу, знакомящему зрителей с персонажами и сюжетом. Следующие три акта соответствуют ха , где события ускоряются, кульминацией почти всегда является великий момент драмы или трагедии в третьем акте и, возможно, битва во втором или четвертом акте. Заключительный акт, соответствующий кю , почти всегда короткий и обеспечивает быстрое и удовлетворительное завершение. [49]

в сентябре 1824 года Спектакль «Хэйке Нёго-га-сима» в театре Кадо-дза в Осаке.

Хотя многие пьесы были написаны исключительно для кабуки, многие другие были взяты из пьес дзёрури , пьес Но, фольклора или других исполнительских традиций, таких как устная традиция «Сказки о Хэйке» . В то время как пьесы дзёрури, как правило, имеют серьёзный, эмоционально драматичный и организованный сюжет, пьесы, написанные специально для кабуки, обычно имеют более свободный и юмористический сюжет. [50]

Одно из важнейших различий между дзёрури и кабуки — это разница в фокусе повествования; в то время как дзёрури сосредотачивается на истории и на певце, который ее декламирует, кабуки больше внимания уделяет самим актерам. В пьесе дзёрури можно пожертвовать деталями декораций, марионеток или действия в пользу певца, в то время как кабуки, как известно, жертвует драмой и даже сюжетом, чтобы подчеркнуть таланты актера. В кабуки не было редкостью вставлять или удалять отдельные сцены из дневного расписания, чтобы удовлетворить потребности отдельного актера - либо сцены, которыми он прославился, либо сцены, в которых он фигурировал, вставлялись в программу без учета непрерывности сюжета. [50] Некоторые пьесы также исполнялись редко, поскольку они требовали от актера владения рядом инструментов, на которых можно было играть вживую на сцене, - навык, которым обладали немногие актеры. [51]

Традиции кабуки в Эдо и регионе Киото-Осака (Камигата) различались; На протяжении всего периода Эдо кабуки Эдо отличалось экстравагантностью как во внешности актеров, их костюмах, сценических трюках, так и в смелых позах миэ . Напротив, Камигата Кабуки сосредоточился на естественных и реалистичных стилях игры. Лишь к концу периода Эдо эти два стиля начали в значительной степени сливаться. [52] До этого актерам из разных регионов часто не удавалось скорректировать свой стиль игры во время выступлений в других местах, что приводило к неудачным гастролям за пределами их обычного региона выступлений.

Знаменитые пьесы

[ редактировать ]

Хотя сегодня известно множество знаменитых пьес, многие из самых известных были написаны в середине периода Эдо и изначально были написаны для Бунраку театра .

Шумей ( преемственности ) Церемония Итикавы Эн'о II, Итикавы Энносуке IV и Итикавы Тюши IX в Мисоно-дза в Нагое (март 2013 г.)

У каждого актера кабуки есть сценический псевдоним, который отличается от имени, с которым он родился. Эти сценические имена, чаще всего имена отца, дедушки или учителя актера, передаются из поколения в поколение актерской линии и имеют большую честь и важность. Многие имена связаны с определенными ролями или стилями игры, и новый обладатель каждого имени должен соответствовать этим ожиданиям; почти такое ощущение, что актер не только берет имя, но и воплощает дух, стиль или умение каждого актера, ранее носившего это имя. Многие актеры за свою карьеру сменили как минимум три имени.

Сюмей ( 襲名 , «преемственность имен») — грандиозные церемонии присвоения имени, проводимые в театрах кабуки на глазах у публики. Чаще всего в одной церемонии принимают участие несколько актеров, взяв себе новые сценические псевдонимы. Их участие в сюмей представляет собой переход в новую главу их исполнительской карьеры.

Актеры Кабуки обычно являются частью актерской школы или связаны с определенным театром.

Основные театры

[ редактировать ]
Внешний вид Кабуки-дза в Токио
Интерьер Минами-за в Киото

Влияние кабуки на другие виды искусства

[ редактировать ]
Гравюра на дереве с изображением знаменитых героев сцены Кабуки в исполнении лягушек работы Утагавы Куниёси (1798–1861).

С самого начала кабуки оставалось важной частью японской культуры. Истории и актеры были воссозданы во многих различных формах искусства, включая гравюры на дереве, книги, журналы, устные рассказы, фотографии в более поздние годы и другие. Кроме того, кабуки находился и продолжает находиться под влиянием книг и рассказов, циркулирующих в Японии. Одним из таких примеров является широко популярная книга Нансо Сатоми Хаккенден . [55] или «Восемь собак», разыгрывался в различных эпизодах на сцене кабуки.

Одним из важных способов, с помощью которых рабочий класс мог насладиться выступлениями кабуки за пределами сцены, были домашние шоу под названием « Носон кабуки» ( の村歌舞伎 , «деревенский кабуки») . [56] Эти представления, также называемые «любительскими кабуки», проходили на местном уровне по всей Японии, но чаще всего проводились в префектурах Гифу и Аити. в префектуре Гифу В частности, носон кабуки был характерной чертой ежегодного осеннего фестиваля, где детские реконструкции представлений кабуки проходили в храме Муракуни на протяжении более 300 лет.

Ближе к культурному эпицентру кабуки в Эдо (позже Токио) у простолюдинов были другие способы насладиться выступлениями, не посещая представления. Бунраку ( 文楽 , кукольный театр) [57] был видом представления, более коротким по продолжительности и более доступным для простого класса, чем кабуки. Представления Бунраку часто основывались на сюжетах, используемых в кабуки, и эти два стиля имели общие темы. Кабуки синпо ( 歌舞伎新報 , «Новости Кабуки») [58] был еще одним популярным средством потребления кабуки как среди простых людей, так и среди элиты. Во время своего выхода этот журнал позволял тем, кто не мог присутствовать на представлениях, насладиться живостью культуры кабуки.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мерфи, Таггарт (2014). Япония и оковы прошлого . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 46. ​​ИСБН  978-0190619589 .
  2. ^ «ЮНЕСКО – Театр Кабуки» .
  3. ^ Jump up to: а б «Кабуки» в Фредерике Луи (2002). Японская энциклопедия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мерфи, Таггарт (2014). Япония и оковы прошлого . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 45–46. ISBN  978-0190619589 .
  5. ^ «Окуни | Танцовщица Кабуки» . Британская энциклопедия . Проверено 5 мая 2019 г.
  6. ^ Ее 1971 , с. 83
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Масато 2007 г.
  8. ^ Флинн, Патрисия. «Видения людей: влияние японской гравюры укиё-э на французское искусство конца девятнадцатого и начала двадцатого века» . Педагогический институт Йель-Нью-Хейвен . Проверено 9 апреля 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Эрнст 1956 , стр. 10–12.
  10. ^ Лейпп 1997 , стр. 91–92.
  11. ^ Лейпп 1997 , с. 92
  12. ^ « Ми. Архивировано 6 февраля 2012 года в Wayback Machine ». Кабуки Джитен. Проверено 9 февраля 2007 г.
  13. ^ Jump up to: а б Кинкейд, Зоя (1925). Кабуки: популярная сцена Японии . Лондон: MacMillan and Co., стр. 21–22.
  14. ^ «Успешный период | История Кабуки | ПРИГЛАШЕНИЕ В КАБУКИ» . www2.ntj.jac.go.jp. ​Проверено 26 апреля 2022 г.
  15. ^ Сёрия, Асагоро. Хронология Кабуки 19 века на Kabuki21.com (по состоянию на 18 декабря 2006 г.)
  16. ^ Брэндон 2009
  17. ^ Абель, Джонатан Э (2012). Отредактировано: архивы цензуры в послевоенной Японии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-27334-4 . ОСЛК   897200923 .
  18. ^ Такэмаэ, Эйдзи (2002) [1983]. Союзническая оккупация Японии . Роберт Рикеттс и Себастьян Суонн (переводчики и адаптеры). Нью-Йорк и Лондон: Континуум. стр. 390–391 . ISBN  0-8264-6247-2 .
  19. ^ Коминц, Лоуренс (1997). Звезды, создавшие Кабуки; Их жизнь, любовь и наследие . Токио, Нью-Йорк, Лондон: Kodansha International. п. 232. ИСБН  4-7700-1868-1 .
  20. ^ Jump up to: а б Тоита, Ясудзи (1970). «Зеншин-за Инновации» . Кабуки: Популярный театр . Исполнительское искусство Японии: II. Дон Кенни (пер.). Нью-Йорк и Токио: Уокер/Уэзерхилл. п. 213 . ISBN  0-8027-2424-8 .
  21. ^ Сёрия, Асагоро. Современные актеры на Kabuki21.com . (Проверено 18 декабря 2006 г.)
  22. ^ «Театры Кабуки» . Кабуки21.com. 31 декабря 2013 года . Проверено 25 июля 2014 г.
  23. ^ «Ошика Кабуки» . Проверено 22 февраля 2007 г.
  24. ^ Эдельсон, Лорен. Игра для крупных и несовершеннолетних: Кабуки девочек Итикава на послевоенной сцене . В: Лейтер, Сэмюэл (ред.). Восстание из пламени: возрождение театра в оккупированной Японии, 1945–1952 гг . Роуман и Литтлфилд, 2009. стр. 75–85.
  25. ^ Jump up to: а б с Мартин, Алекс, « Кабуки становится сильнее, 400 лет спустя », Japan Times , 28 декабря 2010 г., стр. 3,
  26. ^ Мартин, Алекс, « Кабуки становится сильнее, 400 лет спустя », Japan Times , 28 декабря 2010 г., стр. 3, получено 29 декабря 2010 г.
  27. ^ «Кабуки-Туры в Азии» . Кабуки21.com . Проверено 25 июля 2014 г.
  28. ^ «Кабуки-Туры в Европе» . Кабуки21.com . Проверено 25 июля 2014 г.
  29. ^ «Туры Кабуки в Северной и Южной Америке» . Кабуки21.com . Проверено 25 июля 2014 г.
  30. ^ Труппа За Кабуки, «За Кабуки 2012: Кто мы». Последнее изменение: 2012 г. По состоянию на 28 апреля 2013 г. https://sites.google.com/site/zakabuki2010/who-we-are.
  31. ^ Негиши, К. и М. Томоеда. «АНУ За Кабуки». Муссон, 2010, 26.
  32. ^ Вывеска (на английском языке) статуи Идзумо-но Окуни в Киото.
  33. ^ Jump up to: а б с Lonely Planet Киото, 2012, стр. 169.
  34. ^ «2001~2100» . Кабуки21.com . Проверено 25 июля 2014 г.
  35. ^ «Сектор культуры ЮНЕСКО – нематериальное наследие – Конвенция 2003 г.» . ЮНЕСКО.орг . Проверено 25 июля 2014 г.
  36. ^ «Итикава Саруо 2 | Справочник актеров Кабуки, текущее издание для актеров» (на японском языке) , дата обращения 19 октября 2020 г. .
  37. ^ Современный Кабуки становится «Супер Кабуки» . Вагокоро «One Piece/NARUTO/Hatsune Miku : (на японском языке) . Проверено 19 октября 2020 г. .
  38. ^ «Интервью художника: Юитиро Канаи» . Сеть исполнительских искусств Японии . 14 октября 2008 года . Проверено 28 февраля 2024 г.
  39. ^ Осава, Юки (30 января 2024 г.). «Харизматичные актеры и преданная публика: Кабуки встречает аниме в Super Kabuki II» . Электронный журнал современных японоведов . 23 (3) . Проверено 28 февраля 2024 г.
  40. ^ «Kinoshita Group представляет «New Final Fantasy X Kabuki»» (на японском языке). Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 23 февраля 2023 года .
  41. ^ Комацу, Микикадзу (13 сентября 2022 г.). «Адаптация Final Fantasy X Кабуки получает новый CM, рассказанный Тидусом В.А. Масакадзу Моритой» . Кранчиролл . Проверено 23 февраля 2023 г.
  42. ^ Jump up to: а б Скотт 1955 , стр. 55–56.
  43. Укон Итикава в роли Генкуро Кицунэ, летящего над публикой. Архивировано 10 января 2010 года в Wayback Machine в постановке Национального театра «Ёсицунэ Сэнбон Дзакура» в июле 2005 года .
  44. ^ «Искусство, созданное для того, чтобы его можно было рассматривать с закрытыми шторами — AJW от Asahi Shimbun» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
  45. ^ Jump up to: а б Макинтош, Фиона (30 июля 2015 г.), «танцевальный прием» , Оксфордская исследовательская энциклопедия классики , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199381135.013.7006 , ISBN  978-0-19-938113-5 , получено 19 октября 2020 г.
  46. ^ «Кабуки «MIT Global Shakespeares» . Проверено 8 апреля 2015 г.
  47. ^ Пронько, Леонард К. (12 февраля 2015 г.). Сэмюэл Л. Лейтер (ред.). Читатель Кабуки: История и производительность: История и производительность . Рутледж. п. 248. ИСБН  9781315706832 .
  48. ^ Лейтер, Сэмюэл Л. (16 января 2006 г.). Исторический словарь японского традиционного театра . Пугало Пресс. п. 115. ИСБН  9780810865143 .
  49. ^ Куинн, Шелли Фенно. Дзеами «Как написать пьесу Но — Сандо . Monumenta Nipponica , том 48, выпуск 1 (весна 1993 г.), стр. 53–88.
  50. ^ Jump up to: а б Тоита, Ясудзи (1970). Кабуки: Популярный театр. Нью-Йорк: Уэтерхилл. стр. 6–8.
  51. ^ Фотографический калейдоскоп Кабуки, И. Сомегоро и К. Ринко, 2017. Сёгакукан.
  52. ^ Торнбери, Барбара Э. «Двойная идентичность Сукероку: драматическая структура Эдо Кабуки». Японские исследования 6 (1982). Анн-Арбор: Центр японоведов Мичиганского университета. 13
  53. ^ Jump up to: а б Мияке, Сютаро (1971). «Кабуки Драма». Токио: Японское туристическое бюро.
  54. ^ Джонс, Стэнли Х. младший (пер.) (1993). «Ёсицунэ и тысяча вишневых деревьев». Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  55. ^ Райхерт, Джеймс Р. (май 2017 г.). «От Ёмихона до Гокана: повторение и различия в книжной культуре позднего Эдо» . Журнал азиатских исследований . 76 (2): 311–332. дои : 10.1017/S0021911817000031 . ISSN   0021-9118 . S2CID   165078273 .
  56. ^ Хейс, Джеффри. «КАБУКИ: ИСТОРИЯ, ТЕМЫ, ЗНАМЕНИТЫЕ ПЬЕСЫ И КОСТЮМЫ | Факты и подробности» . factsanddetails.com . Проверено 26 апреля 2022 г.
  57. ^ «Бунраку» . www.japan-guide.com . Проверено 26 апреля 2022 г.
  58. ^ 8П (21 декабря 2015 г.). «Г06 Первый театральный журнал» . Самый любопытный мир Кабуки (на японском языке) . Проверено 26 апреля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  • Брэндон, Джеймс Р. (2009). Забытая война Кабуки: 1931–1945 гг . Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-3200-1 .
  • Рональд Кавай (1993). Кабуки: Карманный справочник . США и Япония: Чарльз Э. Таттл,
  • Рональд Кавайе , Пол Гриффит и Акихико Сенда (2004). Путеводитель по японской сцене . Япония: Коданша Интернэшнл.
  • Эрнст, Э. (1956). Театр Кабуки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Скотт, AC (1955). Японский театр Кабуки . Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд.
  • Сенелик, Л. (2000). Раздевалка: секс, перетаскивание и театр . Лондон: Рутледж.
  • Факты JPN-кабуки. 25 ноября 2007 г. < факты JPN-кабуки >.
  • Японская культура. 25 ноября 2007 г. < Культура Японии - Развлечения - Театр Кабуки >.
  • Кабуки. 25 ноября 2007 г. < Кабуки >
  • Кабуки. Эд. Шория Арагоро. 9 сентября 1999 г. 25 ноября 2007 г. < КАБУКИ >
  • Хаар, Франсилс (1971). Японский театр в центре внимания: иллюстрированный комментарий . Вестпорт: Гринвуд П.п. 83.
  • Масато, Такаба (2007). «История Кабуки: Рождение Сарувака-мати» . Ватанабэ Норихико. Архивировано из оригинала 20 января 2013 года . Проверено 30 апреля 2009 г.
  • Леупп, Гэри П. (1997). Мужские цвета: развитие гомосексуализма в Токугаве, Япония . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-20900-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9fcefd1232451b65120e15d525faec63__1719162300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/63/9fcefd1232451b65120e15d525faec63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kabuki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)