Дзидаймоно
Дзидаймоно ( 時代物 ) — это японские пьесы кабуки или дзёрури , в которых представлены исторические сюжеты и персонажи, часто известные самурайские сражения. Они контрастируют с севамоно ( 世話物 ) , современными пьесами, в которых обычно основное внимание уделяется простолюдинам и домашним проблемам. «Дзидаймоно» обычно переводится как «исторические пьесы». Кино- и телепродукции в этом режиме называются дзидайгэки ( 時代劇 ) и имеют многие общие черты.
Обзор
[ редактировать ]Поскольку стереотипной аудиторией дзёрури и кабуки были купеческие классы ( тёнин ) Японии периода Эдо , истории с участием придворной знати и героических самураев были несколько далеки от повседневной жизни, а более повседневные истории касались современных городских тем. Хотя многие из зрителей, возможно, были самураями, период Эдо, в котором эти пьесы в основном сочинялись и исполнялись, был периодом мира, и поэтому идея жестоких сражений и героических жертвоприношений представляла собой что-то вроде романтизированного побега в художественной литературе.
Истории почти всегда основывались на классических эпосах ( моногатари ) или других исторических источниках, часто с измененными элементами, такими как изобретение персонажей, чтобы сделать историю более интересной или иным образом служить целям автора.
Хотя большинство этих историй изначально основаны на исторических фактах, источники, использованные драматургами, были скорее легендами, чем точными повествованиями, а драматурги дополнительно добавляли фантастические или магические элементы. Одна дзидаймоно пьеса , «Ёсицунэ Сэнбон Дзакура» , вращается вокруг реальных исторических личностей войны Гэмпэй , включая Минамото-но Ёсицунэ и его вассала Бэнкэя . Однако центральное место в сюжете занимает исторически ложное мнение о том, что некоторые генералы клана Тайра выжили и продолжают скрываться. другие фантастические элементы, такие как персонаж кицунэ (дух лисы) Генкуро В историю также добавлены .
Хотя дзидаймоно почти всегда происходят в далеком прошлом, они часто были отсылкой к современным событиям. На протяжении большей части периода Эдо изображения современных событий, в частности изображения сёгунов и критика сёгуната Токугава , были строго запрещены. В результате в пьесах использовались исторические или литературные отсылки как метафоры текущих событий. Одним из примеров является знаменитая пьеса «Канадэхон Тюшингура» , также известная как «Сказка о сорока семи ронинах ». хотя на самом деле сорок семь ронинов и события, связанные с их попытками отомстить за своего господина, произошли в начале 18 века, всего за несколько десятилетий до дебюта пьесы, на сцене она была изображена как происходящая в 14 веке, с именами всех основных фигур, участвующих в изменении.
Во многих других пьесах Минамото , от которого, Токугава по утверждениям, произошел сёгун , использовался для представления сёгуната. Клан Тайра , проигравший Генпей в войне клану Минамото в 1180-х годах, обычно изображался угнетенным или обиженным и символизировал критику драматургов (и, возможно, актеров) правительства Токугавы . Ёсицунэ Сенбон Дзакура является одним из примеров этого, как и «Битвы при Коксинга » , в которых рассказывается о династии Мин стороннике Коксинга , который сражался против династии Цин в конце 17 века.
Вообще говоря, многие из самых ярких и напыщенных пьес кабуки являются дзидаймоно , поскольку в них, как правило, представлены чрезмерные изображения героев и злодеев-самураев, ками и некоторых из самых известных фигур в японской истории. Простолюдины, главные герои севамоно , напротив, обычно изображаются довольно просто. Однако и самураи, и куртизанки , и гейши также появляются в севамоно , часто в тщательно продуманных костюмах и внешнем виде.
Терминология
[ редактировать ]- Сэкай , «вертикальный сюжет» / сюко , «горизонтальный сюжет».
- Кацуреки — поджанр пьес о живой истории, призванный быть точным, а не романтизированным.