Сибараку
Сибараку | |
---|---|
![]() Сцена Сибараку , Утагава Куниёси. | |
Оригинальное название | временно |
Автор: | Итикава Дандзюро Линия |
Персонажи | Камакура Гонгоро Кагемаса , Киёхара-но Такехира , принц Камо Дзиро Ёсицуна, принцесса Кацура-но-маэ |
Дата премьеры | 1697, Накамура-дза , Эдо |
Место премьеры | Япония |
Язык оригинала | японский |
Жанр | арагото дзидаймоно |
Параметр | Цуругаока Хачимангу , Камакура |


Сибараку ( японский : временно , букв. ' Момент! ' ) — пьеса из репертуара Кабуки и одна из знаменитых Кабуки Джухатибан («Восемнадцать великих пьес»). Спектакль известен своими яркими драматическими костюмами и гримом ( кумадори ). [ нужна ссылка ]
Первоначально поставленный Итикавой Дандзюро I в 1697 году в Накамура-дза , он был очень популярен и быстро стал включаться в ежегодные празднования каомисэ в каждом театре Эдо . Какое-то время главные роли часто менялись в зависимости от прихотей театра и труппы. Произведение было несколько стандартизировано в начале 19 века Дандзюро VII и снова переработано Дандзюро IX в конце того же века. Эта версия исполняется с тех пор.
Сцена продолжительностью около 50 минут, «Сибараку» представляет собой не пьесу сама по себе, а короткую драму, вставляемую во время перерывов или между целыми пьесами, чтобы внести разнообразие и поддержать определенный уровень энергии и интереса со стороны аудитории. Сегодня в него играют в основном в особых случаях, например, в честь церемонии смены имени актера.
Сюжет
[ редактировать ]Как и во многих других пьесах Кабуки, персонажи и локации на протяжении веков несколько раз меняли свои имена. Современная версия драмы сосредоточена вокруг фигуры Камакура Гонгоро Кагемаса , ставшего стереотипным напыщенным героем сцены кабуки, с красно-белым полосатым макияжем и сильными, энергичными движениями; исторический Камакура Кагемаса известен своей храбростью, продолжая сражаться после потери глаза в бою во время Госанненской войны (1083–1087).
Действие истории разворачивается перед храмом Цуруока Хатимангу, где злой аристократ (его точная личность менялась на протяжении веков, и в современной версии это военачальник эпохи Хэйан Киёхара-но Такехира ) узурпировал власть и взял в плен нескольких императорских членов королевской семьи. включая принца Камо Ёсицуна и принцессу Кацуру. Одна из соратниц Такехиры, леди Теруха, пытается убедить его не казнить пленников перед святилищем, иначе он приведет в ярость богов.
В ответ злой повелитель призывает, в дополнение к четырем краснолицым воинам, которые уже есть на его стороне, еще более могущественного и бесстрашного воина по имени Нарита Горо. Он и четверо других воинов исполняют Харадаши , танец, используемый, чтобы показать публике и королевским заключенным, насколько они сильны (аналогично Хака ) . Киёхара приказывает им убить королевскую семью.
Когда они собираются обнажить мечи, чтобы отрубить себе головы в решающий момент, раздается оглушительный крик «Шибараку!» (Минутку!) громко слышится из-за занавески ( агэмаку ). Герой появляется и выходит на ханамичи (приподнятую платформу, проходящую через аудиторию к сцене) в великолепном костюме (с изображением Сансё , трехквадратного символа Наритая, Итикавы Дандзюро актерской семьи ) и с красным полосатым макияжем. Придя на сцену, он садится на табуретку ( айбики ) и в особом виде монолога, называемом цуранэ , объясняет свою историю. Он объявляет, что способен на сверхчеловеческую силу, и демонстрирует это, будучи в состоянии прогнать некоторых приспешников Киёхары, только крича на них глазами.
Затем он выходит на сцену. Он обвиняет злодея в узурпации власти и только на словах и без использования своей силы уговаривает его вернуть украденные вещи, императорский меч Томокиримару и императорскую печать. Леди Теруха, которая, как выяснилось, является родственницей Гонгоро, возвращает обоих принцу. Показывая незаконность действий злого лорда, ему удается, опять же только на словах, позволить королевской семье и их вассалам сбежать вместе с Терухой.
Горо приказывает солдатам Такехиры нанести ему последнюю атаку. Окруженный, Гонгоро вытаскивает свой гигантский меч и одним ударом рубит им головы, а затем принимает потрясающую позу Миэ в намеренно преувеличенной сцене, которая показывает его сверхчеловеческую силу. Такехира окончательно побежден, и когда герой покидает сцену и проходит через ханамичи, его можно увидеть рядом со своими пятью воинами, поднимающими руки в знак взаимного уважения к такому невероятному воину.
Теперь, когда занавес опущен, Гонгоро исполняет роппо («полет в шести направлениях», техника, которая призывает актера покинуть ханамичи, преувеличивая свои движения) и уходит со сцены не как Воин, а как актер.
История
[ редактировать ]Название произведения происходит от реального происшествия с участием Дандзюро I. В этом конкретном случае, когда его коллеги-актёры отказались дать ему сигнал, чтобы он вышел, Дандзюро резко выкрикнул «Сибараку!» и наступил на ханамичи , сделав его вход. [ 1 ]
Примерно в 1746 году появилась пародия под названием «Онна Сибараку» , основанная на том же сюжете, но с женской ролью вместо героя. Это произведение также стало стандартизированным и теперь соответствует форме, установленной Накамурой Сиканом V в 1901 году. Идея пародии является центральной в происхождении и природе кабуки. Такая договоренность также позволяет оннагате , актерам, исполняющим женские роли, принять участие в этой самой популярной из драматических архетипических историй.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Синбаши Энбудзё: Хацухару Ханагата Кабуки: Наруками Фудо Китаяма-дзакура (Театральная программа) 2008: Сётику К.К., Токио, стр. 57.
- Сибараку на Kabuki21.com
- Мияке, Сютаро (1971). «Драма Кабуки». Токио: Японское туристическое бюро, Inc.