Итикава Дандзюро I
Итикава Дандзюро I Итикава Дандзюро I | |
---|---|
![]() Итикава Дандзюро I в роли Соги Горо , в гравюре Тории Киёмасу . Вероятно, это одна из самых известных ранних укиё-э гравюр актеров . | |
Рожденный | 1660 |
Умер | Эдо, Япония | 24 марта 1704 г.
Другие имена | Итикава Эбизо I, Сайгю, Мимасу Хёго, Наритая |
Итикава I Дандзюро [ 1 ] Сёдай Итикава Дандзюро , 1660–1704) — один из первых актёров театра кабуки в Японии . Сегодня он остается одним из самых известных актеров кабуки и считается одним из самых влиятельных. Его многочисленные влияния включают в себя новаторство стиля игры арагото , который стал во многом ассоциироваться с Эдо Кабуки, а также с Дандзюро и его преемниками в линии Итикава Дандзюро .
Как и многие актеры, Дандзюро также пробовал себя в написании пьес, под псевдонимом хаймё (поэтическое имя) Мимасуя Хёго. «Мимасу» (三升) — имя моно из семьи Итикава; многие актеры из линии Дандзюро с тех пор использовали «Мимасу» или «Сансё», альтернативное прочтение тех же символов , что и их хаймё .
Родословная
[ редактировать ]Будучи создателем самого знаменитого и престижного сценического псевдонима в кабуки, в мире кабуки было очень много потомков Дандзюро I, некоторые из них весьма известны и добились успеха. Отец Дандзюро, Хорикоши Джузо, не работал в театре, но был отокодатэ , чем-то вроде уличного хулигана, но, тем не менее, человеком, во многом являющимся частью популярной городской культуры Эдо; хотя и не в самом театре, он, возможно, был покровителем различных видов представлений, а также тесно связанной с ним секс-индустрии .
Сыновья Дандзюро I были известны как Итикава Дандзюро II и Итикава Сенья . Четвертый Дандзюро был его внуком; пятый . его правнук Его праправнуки, а также их сыновья и внуки также были актерами кабуки из семьи Итикава. Дандзюро: У меня тоже было очень много учеников.
Преданный последователь Фудо Мё Японии , одного из Тринадцати Будд , Дандзюро был первым, кто выступил в роли Фудо на сцене, и основал гильдию актёров Наритая , названную в честь храма Фудо Нарита Фудосон .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Родившийся в столице Японии Эдо в 1660 году, он впервые выступил в возрасте 13 лет в Накамура-дза под именем Итикава Эбизо . Первый, кто взял имя Эбизо, он, таким образом, также стал основателем или создателем этой престижной актерской линии. Это представление Ситэнно Отигодати в 1673 году , в котором Эбизо играл Сакату Кинтоки, знаменует собой не только его первое выступление, но и первое использование макияжа в красно-черные полосы, который теперь называется кумадори , и, таким образом, зарождение стиля арагото .
Два года спустя, взяв имя Дандзюро, он выступил в первом представлении кабуки по мотивам « Сказки о братьях Сога» . На знаменитой актерской гравюре, представленной здесь, хотя и созданной для спектакля 1697 года, Дандзюро изображен в той же роли, что и Сога Горо . Выступая как драматург, так и актер, Дандзюро создал ряд произведений, некоторые из которых были ранними формами пьес, чрезвычайно популярных позже в период Эдо и до сих пор исполняются, хотя на протяжении веков они претерпели большие изменения. Две из таких пьес — «Наруками» , написанная и премьера которой состоялась в 1684 году, и «Сибараку» в 1697 году.
Период Гэнроку ознаменовал пик расточительности и гедонизма периода Эдо. Дандзюро был одним из самых популярных актеров Эдо в этот период, наряду с Накамурой Ситисабуро I и Накамурой Дэнкуро I. Первым выступлением арагото в Киото было выступление Гэндзи Муша Хомаре-но Сейрики в 1694 году; В следующем году Дандзюро будет представлен в «Эдо хёбанки », популярном издании, в котором публикуются рейтинги актеров и представлений, как дзё-дзё-кичи (上々吉, «выше-выше-отлично»), а его годовая зарплата достигнет 500 рё .
За свою карьеру Дандзюро сыграл и написал большое количество пьес. В отличие от многих более поздних актеров, он не был особенно верен какому-то одному театру и много раз перемещался между ними. Он также выступал вместе со своим сыном Итикавой Кузо, который позже взял фамилию отца и стал Итикавой Дандзюро II . Говорят, что Дандзюро также был первым актером кабуки, написавшим хайку и взявшем поэтическое имя ( хаймё ).
Во время выступления в Ичимура-за 24 марта 1704 года Дандзюро был заколот и убит в своей гримерке (по некоторым сведениям, «на сцене») коллегой-актером Икусимой Ханроку, который впоследствии был либо казнен за это преступление, либо умер в тюрьме под контролем полиции. допрос. [ 2 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]
- Шумей
- Итикава Дандзюро - обзор имени и преемственности
- Итикава Дандзюро XIII - нынешний глава линии
- Итикава Дандзюро XII
- Итикава Эбизо XI
Примечания
[ редактировать ]- ^ Читателю может быть интересно отметить, что кандзи (китайские иероглифы), используемые для написания имени Дандзюро, менялись с течением времени. Дандзюро I использовал 段十郎, который он изменил на 團十郎 в 1693 году; в последующих поколениях это слово было упрощено до 団十郎.
- ^ Рассвет плавучего мира, 1650-1765: Ранние сокровища укиё-э из Музея изящных искусств, Бостон Тимоти Кларк, Энн Нисимура Морс, Луиза Эрика Вирджин, Королевская академия художеств Великобритании, 2001, стр. 26
- ^ Кабуки: Популярная сцена Японии, Зои Кинкейд, Arno Press 1977 (перепечатка работы 1925 года)
Ссылки
[ редактировать ]- Нуссбаум, Луи Фридерик и Кете Рот. (2005). Японская энциклопедия. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-01753-5 ; ОСЛК 48943301
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итикава Дандзюро I на Kabuki21.com
- Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Ichikawa Danjuro I - Narukami mp3 youtube com