Jump to content

Якуша-э

Шараку ; Актеры Кабуки Бандо Дзэндзи (слева, в роли Бэнкэя ) и Савамура Ёдогоро II (справа, в роли Ёсицунэ ) в пьесе Ёсицунэ Сэнбон Дзакура («Ёсицунэ из тысячи вишневых деревьев»); 1794 год, пятый месяц.
Утагава Тоёкуни ; актер Кабуки Оноэ Эйсабуро I, 1800 г.

Якуша-э (役者絵), часто называемые на английском языке «актёрскими гравюрами», представляют собой японские гравюры на дереве или, реже, картины актёров кабуки , особенно выполненные в стиле укиё-э, популярном в период Эдо (1603–1603 гг.). 1867) и в начале 20 века. Строго говоря, термин якуша-э относится исключительно к портретам отдельных художников (или иногда пар, как это видно в этой работе Шараку ). Однако репродукции сцен кабуки и других элементов мира театра очень тесно связаны между собой и чаще всего производились и продавались вместе с портретами.

Изображения укиё-э были почти исключительно изображениями городской жизни; подавляющее большинство, не являвшееся пейзажами, было посвящено изображению куртизанок, сумо или кабуки.

Реалистичные детали, надписи, наличие афиш того периода и ряд других ресурсов позволили проанализировать и идентифицировать многие гравюры очень подробно. Ученым удалось идентифицировать сюжеты многих гравюр не только по пьесе, ролям и изображенным актерам, но часто по театру, году, месяцу и даже дню месяца.

Разработка формы

[ редактировать ]

В течение периода Эдо, по мере того как укиё-э в целом развивалось и менялось как жанр, якуша-э также претерпело ряд изменений. На многих гравюрах, особенно более ранних, актеры изображены в общих чертах и ​​очень ясно, в каком-то смысле показывая их истинную природу как актеров, просто играющих роли. Между тем, многие другие гравюры придерживаются противоположной точки зрения; они очень тщательно показывают актеров и сцены кабуки, намеренно скрывая разницу между пьесой и реальными событиями, которые она пытается вызвать.

Лишь немногие художники были достаточно новаторскими, чтобы выделиться из массы, создавая произведения, более самобытные по стилю. Эти художники, начиная с Кацукавы Сюнсё , изображали актеров тщательно и идеалистично, но с реалистичными деталями индивидуальных лиц. Отдельные актеры, такие как Итикава Дандзюро V , теперь могут быть узнаваемы по ролям и даже по изображениям разных художников.

Тории Киенобу (1664–1729), вероятно, был одним из первых, кто создал актерские гравюры в популярном стиле укиё-э . Художник школы Тории , рисовавший театральные вывески, Киёнобу не был чужд театру и его художественным изображениям. В 1700 году он опубликовал книгу портретов в полный рост актеров кабуки Эдо в различных амплуа. Хотя стилистически он многое взял из стиля школы Тории в целом, в его стиле есть важные элементы, которые были новаторскими и новыми. Его драматические формы будут определять основу стиля укиё-э в течение следующих восьмидесяти лет. Вполне возможно, что его гравюры повлияли даже на сам кабуки, поскольку актеры стремились согласовать свои выступления с драматичными, напыщенными и напряженными позами искусства.

К 1740-м годам такие художники, как Тории Киётада, создавали гравюры, изображающие не только самих актеров в портретах или сценических сценах, но и сами театры, включая публику, архитектуру и различные элементы постановки.

На протяжении XVIII века многие художники укиё-э создавали гравюры с актерами и другие изображения мира кабуки. Большинство из них во многом основывались на стиле Тории и, по сути, представляли собой рекламные работы, «обобщенные, сильно стилизованные рекламные щиты, призванные привлечь толпу своими яркими линиями и цветом». [1] Лишь в 1760-х годах, когда появился Кацукава Сюнсё, актеров начали изображать таким образом, что отдельных актеров можно было идентифицировать на разных гравюрах, изображающих разные роли. Сюншо сосредоточился на чертах лица и особенностях отдельных актеров.

Этому резкому изменению стиля подражали ученики Сюнсё из школы Кацукава и многие другие художники укиё-э того периода. Реалистический, индивидуализированный стиль пришел на смену идеалистическому, драматическому, но в конечном итоге обобщенному стилю школы Тории, который доминировал в течение семидесяти лет.

Шараку — один из самых известных и влиятельных печатников якуша-э наряду с Киенобу; Работая примерно через столетие после Киенобу, часто говорят, что эти двое представляют начало и пик изображений кабуки в гравюрах. Работы Шараку очень смелые и энергичные и демонстрируют безошибочно уникальный стиль. Его портреты являются одними из самых индивидуализированных и самобытных изображений во всем укиё-э. Однако его личный стиль не подражал другим художникам, и его можно увидеть только в работах, созданных самим Шараку в течение невероятно короткого периода, в течение которого он создавал гравюры, между 1794 и 1795 годами.

Тем временем Утагава Тоёкуни появился почти одновременно с Шараку. Его самые известные актерские гравюры были опубликованы в 1794–1796 годах в сборнике « Якуша бутай но сугата-э» (役者舞台の姿絵, «Вид актеров на сцене»). Хотя его работам не хватает уникальной энергии Шараку, он считается одним из величайших художников портретов с «большой головой» и укиё-э в целом за изображения других предметов и в других форматах. Хотя на рубеже XIX века фигурная печать начала серьезно приходить в упадок, портреты в голову продолжали создаваться. Художники школы Утагава , подражая стилю Тоёкуни, создавали весьма характерные изображения художников, которые хотя и не были особенно реалистичными, тем не менее были в высшей степени индивидуализированы. Таким образом, современной науке известны характеры и, возможно, реальная внешность большого числа отдельных действующих лиц, которые в противном случае были бы известны только по именам.

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Несмотря на мысли, изложенные выше, наступила эпоха цветения [Век цветения] 行社え (ок. 1860-75), когда имена актеров снова можно было печатать рядом с их изображением, даже если какой-либо сценический фон был добавлен других художников (что обычно признавалось), и, что более важно, идентификация дат проводилась с помощью единственной цензурной печати. ​​Там было много гравюр виртуозов Кабуки, их число превышало обычные тиражи, они включали изображения, например. : молодой Каварадзаки Гондзюро I; недавно переименованный Накамура Сикан IV; стареющий Итикава Коданджи IV и 15-летний виртуоз [оннагата; женские роли] Савамара Таносукэ III — это действительно портреты. , а не просто хорошие карикатуры - рекламируемые пьесы в сезоне; новые постановки любой указанной пьесы, которых могло быть много за сезон, изобилующие новыми костюмами (современные отчеты утверждали, что костюмы длились всего несколько недель) или были представлены. бесплатно в качестве сувениров к любому презенту. Всех с нетерпением ждала ненасытно жадная театральная публика. Посмотреть описание принта можно здесь, нажав на изображение.

См. также

[ редактировать ]
  • Бидзин-га - изображения красивых женщин в стиле укиё-э.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лейн, Ричард (1978). «Образы плывущего мира». Олд Сэйбрук, Коннектикут: Конеки и Конеки. стр117.
  • Лейн, Ричард . (1978). Изображения из плавучего мира, Японская гравюра. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780192114471 ; ОСЛК 5246796
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 416be3033099116b2864410ed4e1cdb5__1720060140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/b5/416be3033099116b2864410ed4e1cdb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakusha-e - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)