Бокаши (печать)

Бокаси (яп. ぼかし) — техника, используемая в японской гравюре на дереве . Он позволяет добиться изменения светлоты и темноты ( значения ) одного или нескольких цветов путем нанесения градаций чернил вручную на увлажненный деревянный печатный блок, а не равномерного нанесения краски на блок. Это ручное применение приходилось повторять для каждого распечатанного листа бумаги.
Самые известные примеры бокаси можно найти в укиё-э произведениях Хокусая и Хиросигэ XIX века , в которых выцветание красок берлинской синевы в небе и воде создает иллюзию глубины. [1] В более поздних работах Хиросигэ , например, в серии «Сто знаменитых видов Эдо» , на большинстве гравюр первоначально были изображены бокаси, такие как восходы солнца от красного до желтого и синего цвета.
Техники
[ редактировать ]Градации можно создавать на самих блоках, используя технику итобокаси , или наносить их вручную, используя фукибокаси . [1] Их также можно сделать от руки прямо на отпечатке, без использования печатного блока. [2]
Фукибокаси
[ редактировать ]
Хороший ветер, ясное утро , Хокусай , ок. 1830 г.
Фукибокаси требует нанесения градаций чернил на печатный блок. Это не точная техника; его результаты противоречивы от печати к печати. [1]
Техника итимондзи бокаси ( 一文字ぼかし , «бокаси по прямой») связана с работами Хокусая и Хиросигэ и изображает горизонт, море или небо. Чернила наносятся на один конец кисти ( ката-баке ), которая проводится по желаемой части печатного блока; эта область сначала смачивается тканью дзокин , чтобы чернила немного растекались по влажной области. Это создаст градацию по ширине кисти. [3] Градация прямых линий с неровным краем известна как ичимодзи-мура-бокаси . [4]
В фута-иро бокаси ( двухцветное бокаси ) два цвета наносятся навстречу друг другу, что достигается путем нанесения двух чернил на противоположные края кисти. [2] В хаккаке бокаси печатается плоский цвет, а затем тот же печатный блок промывается и повторно наносится кистью с эффектом бокаси , чтобы напечатать поверх первого; Эту технику можно увидеть на темной вершине горы Фудзи в « Хорошем ветре, ясном утре» Хокусая . [2]
О-бокаси (широкая градация). Сложный навык. Чтобы добиться градации большой площади, стандартную технику ичимондзи повторяют несколько раз с использованием разных кистей, каждый раз сужая закрашиваемое пространство. [4]
Ате-наси-бокаси (градация без четкости) используется для мягких модуляций цвета, например румяных щек. [4]
Итабокаси
[ редактировать ]
Итабокаси , или «блочное затенение», — это техника, используемая для создания волнистых краев на цветных участках. Для его изготовления сначала вырезается область, немного большая, чем необходимо для цвета, а затем зачищаются края этой области, чтобы сделать переход от этого цвета менее резким. Это обычно используется в облаках и затенении. [5]
Техника от руки
[ редактировать ]Некоторые техники выполняются от руки, без использования печатного блока, и результаты могут значительно различаться от отпечатка к отпечатку. Кумадори бокаси используется для более мелких деталей, например, вокруг глаз, и требует, чтобы художник рисовал кистью, наполненной чернилами, на смоченной области; как и в случае с итимондзи бокаси , растекание чернил в воду создает градации. Атенаси-бокаси аналогичны, требуют смачивания областей, подлежащих рисованию, и используются для таких деталей, как облака. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Солтер 2001 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Солтер 2001 , с. 106.
- ^ Солтер 2001 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с Ёсида и Юки 1966 , стр. 68, 77–78.
- ^ , пользователи японской сети по архитектуре и искусству «JAANUS / itabokashi Board Blur» www.aisf.or.jp Система Проверено 29 марта 2018 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ёсида, Тоши; Юки, Рей (1966). Японская гравюра . Таттл, Токио.
- Солтер, Ребекка (2001). Японская гравюра на дереве . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-2553-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ньюленд, Эми Рейгл. (2005). Хотей Энциклопедия японских гравюр на дереве. Амстердам: Хотей. ISBN 9789074822657 ; ОСЛК 61666175
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Японская печать на дереве с Полом Бинни на YouTube Демонстрация бокаси начинается в 55:00.