Камигата
Камигата (上方) — разговорный термин, обозначающий регион, который сегодня называется Кансай ( кан — барьер; сай — запад) в Японии. [1] Эта большая территория охватывает города Киото , Осака и Кобе . Этот термин также иногда использовался только для обозначения города Киото. Этот термин особенно используется при обсуждении элементов городской культуры периода Эдо, таких как укиё-э и кабуки , а также при сравнении с городской культурой региона Эдо / Токио . Этот термин больше не использовался в качестве названия провинций Кансай, когда император Мэйдзи переехал в Эдо в 1868 году. [1] В отчете Камигата судзи описывается как один из двух регионов, возникших в результате разделения Японии в целях налогообложения, а другой - Кванто-судзи. [2]
Кабуки, укиё-э и многие другие родственные области популярной и городской культуры периода Эдо фактически зародились в Камигате, прежде чем были перенесены в Эдо. Подавляющее большинство исследований городской культуры периода Эдо (1603–1867) даже сегодня сосредоточено на культуре Эдо; Культура Камигата, хотя и начинает все больше изучаться, а также все чаще представляться в музейных экспонатах, остается в значительной степени в тени.
Театр
[ редактировать ]Кабуки, как и многие другие традиционные искусства, зародился в районе Камигата, особенно в Киото, где также была усовершенствована школа вагото (более мягкий стиль игры). [3] Он вырос из Но театра и традиционных синтоистских танцев и изначально был скорее танцевальной формой, чем драмой. После периодов женского кабуки ( онна кабуки ) и юношеского кабуки ( вакамоно кабуки ), в которых танцоры / актеры также были проститутками, и поэтому были введены различные запреты, в том числе запрет женщинам выходить на сцену, мужские кабуки ( яро кабуки ), возникли зачатки того, что сегодня считается основной формой кабуки.
Саката Тоджуро (1647–1709) был одним из первых актеров этой новой формы и оказал огромное влияние на формирование кабуки Камигата. Он был пионером стиля вагото в пьесах Чикамацу Мондзаэмона . [3] Это мягкий, эмоциональный и натуралистический стиль театра, который резко контрастирует с напыщенным и смелым стилем арагото , созданным его современником в Эдо Итикавой Дандзюро I. С тех пор эстетика . и философия вагото продолжали формировать и определять кабуки Камигата, и актеры из двух регионов чаще всего испытывали большие трудности с адаптацией к стилям противоположного региона и обращением к своей аудитории В стиле Камигата используется меньше сценических трюков ( керен ), чем в кабуки Эдо, и больше приглушенного макияжа, костюмов, реквизита и декораций. Помимо более натуралистичного и реалистичного стиля, кабуки Камигата изначально находился под гораздо более сильным влиянием дзёрури , кукольного театра Осаки, и поэтому в некоторой степени придавал большее значение сюжету, чем кабуки Эдо, который гораздо больше внимания уделял танцу. . Даже сегодня, особенно в Токио (Эдо), спектакли Кабуки включают совершенно разрозненные истории и персонажей, вставленных в ущерб непрерывности сюжета с целью продемонстрировать танец актера. мои позирования, пение, костюмы или сценические трюки.
Позже, в период Эдо, актеры стали чаще путешествовать между двумя регионами, влияя на стили друг друга и привнося элементы стиля и репертуара каждого региона друг другу. Однако эти два региона никогда не переставали явно различаться и сохранять свои стилистические и эстетические основы.
Сегодня кабуки находится в упадке по всей стране, но остается более популярным и, следовательно, более стабильным в Токио. В Киото остался только один театр — Минами-дза , а в Осаке — несколько; « Нака-но Сибай» закрылся в 1999 году. Сегодня среди ведущих актеров на сцене Камигаты - Накамура Ганджиро III и его сыновья Накамура Сендзяку III и Накамура Кандзяку V, Катаока Хидэтаро II, Бандо Такэсабуро V и Камимура Кития VI. Ряд других актеров Камигаты сейчас выступают в Токио.
Укиё-э
[ редактировать ]Искусство укиё-э района Камигата долгое время состояло в основном из напечатанных на дереве иллюстрированных книг (таких как «Амаё-но Санбай Киген ») и картин. Отпечатки на одном листе с изображением актеров кабуки, пейзажей или красивых женщин ( бидзинга ), популярные в Эдо примерно с 1700 года, стали обычным явлением в Камигате лишь примерно сто лет спустя.
Когда принты кабуки стали популярны в Камигате в конце 18 века, они стали значительным отличием от актерских принтов Эдо. Хотя сама идея продажи репродукций актеров на отдельных листах была вдохновлена успехом этого средства массовой информации в Эдо, вкусы художников, их клиентов и представленных кабуки решительно различались. Одним из ключевых стилистических элементов гравюр Камигаты является их реализм по сравнению с гравюрами Эдо. Репродукции Камигаты, особенно оннагата (актеры-мужчины в женских ролях), стремились передать истинную внешность актера. В отличие от актеров Эдо, которые, казалось, никогда не старели на фотографиях и были такими же изящными и тонкими, как если бы они были настоящими молодыми женщинами, актеры Камигаты показывали свой возраст, свои пухлые фигуры и мужественные черты лица на фотографиях.
Еще одной интересной особенностью укиё-э в Камигате было относительное отсутствие официальных издательств, доминирующих в мире искусства. В Эдо репродукции печатались только с участием лучших актеров, и в основном, если не исключительно, специализированными издательствами по заказу отдельных театров. Художественный мир Камигаты в большей степени определялся литераторами и, по сути, клубами фанатов актеров. Поклонники создавали свои собственные репродукции, а часто и собственные выступления.
Самым знаменитым гравером того времени в Осаке был Рюкосай Дзокей (ок. 1772–1816), который создавал почти исключительно актерские гравюры в формате хособан . Оказавшись под влиянием великого гравёра Эдо Шараку , Рюкосай является одним из очень немногих художников Камигата, упомянутых в большинстве исследований укиё-э, ориентированных на Эдо. Среди его учеников были Сёкосай Ханбэй и Уракусай Нагахиде , за которыми, в свою очередь, последовал ряд других мастеров гравюры. Гион Сейтоку и Михата Дзёрю были двумя наиболее выдающимися художниками укиё-э Камигата, находившимися под сильным влиянием Сидзё школы живописи , базирующейся в Киото.
Камигата укиё-э особенно известна своими суримоно , гравюрами, выполненными по частному заказу, гораздо более высокого качества, чем обычные гравюры. Хотя суримоно также производились в Эдо, художники Эдо нередко передавали свои заказы по суримоно художникам Камигаты по субподряду. Эти гравюры, часто раскрашенные вручную, с каллиграфическими надписями и/или золотом, серебром или слюдой, используемыми для улучшения изображения, были заказаны в основном литераторами и им подобными и были тесно связаны с развитием поэтических кружков Камигата. Литераторы, художники, писатели и актеры кабуки собирались, чтобы выпить, расслабиться и поделиться стихами; хайку Соревнования и сотрудничество в цепочке рэнга были обычными формами развлечения на этих встречах, и стихи часто включались в суримоно, изображая актера, который их сочинил (или стихотворение могло быть сочинено для актера). Иногда каллиграфию на гравюре делал даже сам актер. Эти стили и мотивы, сочетающие актеров с поэзией и каллиграфией, использовались не только для частных заказов. суримоно , но и для книг, напечатанных на дереве. Эти гравюры или книги не только приобретались литераторами или поклонниками кабуки для собственного развлечения, но и часто заказывались этими поэтическими кружками или их членами в качестве подарков их членам или их уважаемым гостям, таким как художники или актеры из Эдо.
Районы развлечений
[ редактировать ]Синмати в в Осаке и Симабара Эдо Киото возникли вскоре после Ёсивара , все три были созданы сёгунатом Токугава наряду с театральными районами, чтобы централизовать и контролировать эти развлекательные районы. Кварталы удовольствий быстро стали центрами массовой культуры в целом, а изысканный мир куртизанок начал привлекать литераторов , а также художников и писателей. Это можно продемонстрировать на примере того, как районы развлечений в Эдо и Камигате занимали видное место в пьесах, ставших особенно популярными в XVIII и XIX веках, таких как «Блеск и бравада» , «Послание любви» , «Пять великих держав» , « Танцы Исэ» и «Хроники Тайхэй» . [4] Женщины и мужчины-проститутки также стали объектами популярной художественной литературы, песен, изобразительного искусства и даже путеводителей. [5] возник танцевальный стиль под названием камигата ута , который был связан со знаменитой гейшей ханамати Гиона Также .
Как и в случае с укиё-э , театром и другими аспектами популярной культуры, районы развлечений (юкаку) Камигаты заметно отличались от районов Эдо по культуре и стилю, если не по организации и управлению. Например, в юкаку Камигаты царила более творческая атмосфера, чем в кварталах развлечений, которые процветали в Эдо, потому что этот город более жестко регулировался из-за его статуса политического центра, в котором доминировали воины и их семьи. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шейвер, Рут М. (15 января 2013 г.). Костюм Кабуки . Издательство Таттл. ISBN 9781462903986 .
- ^ Азиатское общество Японии (1882 г.). Труды Азиатского общества Японии . Иокогама: Lane, Crawford & Co. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Лейтер, Сэмюэл Л. (2013). Кабуки на распутье: годы кризиса, 1952-1965 . Лейден: Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 90. ИСБН 9789004250093 .
- ^ Брэндон, Джеймс; Лейтер, Сэмюэл (2002). Кабуки играет на сцене: подлость и месть, 1773–1799 гг . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 15. ISBN 0824824032 .
- ^ Перейти обратно: а б Аткинс, Э. Тейлор (2017). История популярной культуры в Японии: с семнадцатого века до наших дней . Лондон: Издательство Блумсбери. стр. 38–39. ISBN 9781474258531 .
- Лейн, Ричард . (1978). Изображения из плавучего мира, Японская гравюра. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192114471 ; ОСЛК 5246796