Jump to content

Печать на дереве в Японии.

(Перенаправлено с Хособана )
Большая волна у Канагавы Канагава Хокусая ( -оки нами-ура ) гравюра ,
Метрополитен-музей

Печать на дереве в Японии ( 木版画 , мокуханга ) — техника, наиболее известная благодаря использованию в укиё-э. [1] художественный жанр отдельных листов, но в этот же период он использовался и для печати книг. Изобретенная в Китае во времена династии Тан , гравюра на дереве получила широкое распространение в Японии в период Эдо (1603–1868). В некоторых отношениях он похож на гравюру на дереве в западной гравюре , но широко использовался как для текста, так и для изображений. Японская техника мокуханга отличается тем, что в ней используются чернила на водной основе, в отличие от западной гравюры по дереву, в которой обычно используются чернила на масляной основе. Японские чернила на водной основе обеспечивают широкий спектр ярких цветов, глазури и прозрачности.

Раннее, до 13 века

[ редактировать ]

Ксилографическая печать была изобретена в Китае во времена династии Тан и в конечном итоге мигрировала в Японию в конце 700-х годов, где ее впервые использовали для воспроизведения иностранной литературы. [2] В 764 году императрица Кокен построила миллион небольших деревянных пагод, каждая из которых содержала небольшой свиток на дереве с напечатанным буддийским текстом ( Хякуманто Дарани ). Их раздали храмам по всей стране в знак благодарности за подавление восстания Эми в 764 году. Это самые ранние примеры гравюры на дереве, известные или задокументированные в Японии . [3]

К одиннадцатому веку буддийские храмы Японии производили печатные книги сутр , мандал и других буддийских текстов и изображений. На протяжении веков печать в основном ограничивалась буддийской сферой, поскольку она была слишком дорогой для массового производства и не имела восприимчивой и грамотной публики в качестве рынка. Однако важная подборка вееров позднего периода Хэйан (XII век), содержащая нарисованные изображения и буддийские сутры, по утрате краски показывает, что подрисовка картин была напечатана из блоков. [4] В период Камакура с 12 по 13 века многие книги печатались и издавались методом гравюры на дереве в буддийских храмах Киото и Камакура . [3]

Ранний период Эдо

[ редактировать ]
Сага-бон ( 嵯峨本 , Saga Books) : либретто к Но пьесе «Кацураги» Хонами Коэцу . « Сага-бон» — одно из первых произведений, созданных на печатной машине с подвижным шрифтом в Японии.

западного типа с подвижным шрифтом Печатный станок был привезен в Японию посольством Тенсё в 1590 году и впервые использовался для печати в Кадзуса, Нагасаки, в 1591 году. Однако использование западного печатного станка было прекращено после запрета христианства в 1614. [3] [5] Печатный станок, захваченный в Корее войсками Тоётоми Хидэёси в 1593 году, также использовался одновременно с печатным станком в Европе. Издание «Конфуцианских анализов » было напечатано в 1598 году на корейской печатной машине с подвижным шрифтом по приказу императора Го-Ёзэя . [3] [6]

Токугава Иэясу основал типографскую школу в Энко-дзи в Киото и с 1599 года начал публиковать книги, используя домашний печатный станок с деревянным подвижным шрифтом вместо металлического. Иэясу руководил производством 100 000 шрифтов, которые использовались для печати многих политических и исторических книг. В 1605 году начали публиковаться книги с использованием домашней медной печатной машины с подвижным шрифтом, но медный шрифт не стал общепринятым после смерти Иэясу в 1616 году. [3]

Великими пионерами применения печатной машины с подвижным шрифтом для создания художественных книг и предшествующего массового производства для общего потребления были Хонами Коэцу и Суминокура Соан. В своей студии в Саге, Киото, пара создала несколько версий японской классики на дереве, как с текстом, так и с изображениями, по сути преобразовав эмаки (ручные свитки) в печатные книги и воспроизведя их для более широкого потребления. Эти книги, ныне известные как Книги Коэцу, Книги Суминокура или Книги Саги ( 嵯峨本 , Сага-бон ) , считаются первыми и лучшими печатными репродукциями многих из этих классических сказок; Особую известность получила «Сага-книга сказок об Исэ» ( Ise monogatari ), напечатанная в 1608 году. [7] Из эстетических соображений в шрифте « Сага-бон» , как и в традиционных рукописных книгах, принят ренмен -тай ( джа ), в котором несколько символов пишутся последовательно плавными мазками кисти. В результате иногда создавался один шрифт путем объединения двух-четырех полукурсивных и курсивных кандзи или хираганы символов . В одной книге было создано 2100 персонажей, но 16% из них использовались только один раз. [8] [9] [10]

Однако, несмотря на привлекательность подвижного шрифта, мастера вскоре решили, что полукурсивный и скорописный стиль японского письма лучше воспроизводить с помощью деревянных блоков. К 1640 году деревянные блоки снова стали использоваться практически для всех целей. [11] книги массово производились с помощью традиционной гравюры на дереве После 1640-х годов типография подвижным шрифтом пришла в упадок, и большую часть периода Эдо . [3] [12]

Поздний период Эдо

[ редактировать ]
Серия из двух частей нисики-э (цветная гравюра на дереве), изображающая класс в теракоя (частной образовательной школе).

Массовое производство гравюр на дереве в период Эдо было связано с высоким уровнем грамотности японцев в те дни. Уровень грамотности японцев в период Эдо составлял почти 100% для класса самураев и от 50% до 60% для класса тёнин и номин (фермер) из-за распространения частных школ теракоя . было более 600 книжных магазинов, предоставляющих аренду В Эдо , и люди давали в аренду иллюстрированные книги различных жанров, напечатанные на дереве. В то время как Книги Саги печатались на дорогой бумаге и использовали различные украшения и печатались специально для небольшого круга ценителей литературы, другие типографии в Эдо быстро адаптировали традиционную гравюру для производства более дешевых книг в больших количествах для более широкого потребления. Содержание этих книг широко варьировалось, включая путеводители, книги по садоводству, кулинарные книги, кибёси ( сатирические романы), сэрэбон (книги о городской культуре), коккейбон (комиксы), ниндзёбон (любовный роман), ёмихон , кусадзёси , книги по искусству, играть сценарии для кабуки и театр дзёрури (кукольный) и т. д. Самыми продаваемыми книгами этого периода были «Косёку Ичидай Отоко» («Жизнь влюблённого мужчины») Ихара Сайкаку , «Нансо Сатоми Хаккенден» Такидзавы Бакина и «Токайдочу Хизакуригэ» Джиппенса Икку , и эти книги были переизданы. много раз. [3] [13] [14] [15] [16]

Укиё-э, основанное на актерах кабуки , стало популярным Итикава Дандзюро V в популярной пьесе кабуки «Сибараку » Утагавы Кунимасы , 1796 год.

С 17 по 19 века укиё-э , изображающие светскую тематику, стали очень популярны среди простого народа и производились массово. Укиё-э основано на актерах кабуки , борцах сумо , красивых женщинах, пейзажах достопримечательностей, исторических сказках и т. д., а Хокусай и Хиросигэ самые известные художники — . В 18 веке Судзуки Харунобу разработал технику многоцветной гравюры на дереве, называемую нисики-э , и значительно развил японскую культуру гравюры на дереве, такую ​​как укиё-э . Укиё-э оказало влияние на европейский японизм и импрессионизм . [3] [13] Ёситоси называли последним великим мастером укиё-э , а его жестокие изображения и фантастические выражения повлияли на более позднюю японскую литературу и аниме . [17] [18] Цена одного укиё-э в то время составляла около 20 мон , а цена миски лапши соба — 16 мон, поэтому цена одного укиё-э составляла от нескольких сотен иен до 1000 иен в сегодняшней валюте. [19]

Зодзё-дзи в Сибе . Из серии «Двадцать видов Токио» художника Хасуи Кавасэ син -ханги .

Возникло и разрослось множество издательств, выпускающих как книги, так и отдельные листы. Одним из самых известных и успешных был Цута-я . Право собственности издателя на физические гравюры, используемые для печати определенного текста или изображения, представляли собой ближайший эквивалент концепции « авторского права », существовавшей в то время. Издатели или отдельные лица могли покупать деревянные доски друг у друга и, таким образом, брать на себя производство определенных текстов, но помимо владения данным набором блоков (и, следовательно, весьма конкретным представлением данного предмета), не существовало юридической концепции владение идеями. Пьесы были приняты конкурирующими театрами и либо воспроизводились целиком, либо могли быть адаптированы отдельные элементы сюжета или персонажи; в то время эта деятельность считалась законной и рутинной. [20]

Начиная с Мэйдзи

[ редактировать ]

После упадка укиё-э и внедрения современных технологий печати гравюра на дереве продолжала оставаться методом печати текстов, а также произведения искусства, как в рамках традиционных способов, таких как укиё-э, так и в различных более радикальных или западных формах, которые может быть истолковано как современное искусство . В начале 20 века стала популярной син-ханга, соединившая традицию укиё-э с техниками западной живописи, а работы Хасуи Кавасэ и Хироси Ёсиды приобрели международную популярность. [21] [22] Такие институты, как «Институт гравюр на дереве Адачи» и «Такезасадо», продолжают создавать гравюры укиё-э с использованием тех же материалов и методов, которые использовались в прошлом. [23] [24]

Сверкающее море , 1926. Из серии « Внутреннее море Сето» Хироси Ёсиды .

С приходом современности в Японии произошло возрождение гравюры на дереве – ханга . После смерти Хиросигэ в 1858 году укиё-э практически исчезло. Последние его проявления соответствуют Гойо Хасигути , который уже демонстрирует явное западное влияние в реализме и пластической обработке своих образов. С наступлением 20-го века художники, занимавшиеся гравировкой, перешли к стилю, более соответствующему современному японскому вкусу. Одним из первых его представителей был Хироши Ёсида , автор пейзажей под влиянием английской акварели девятнадцатого века. В 1918 году была основана Ниппон Сосаку Ханга Кёкай (Японская ассоциация художников-гравюристов) — группа художников, которые синтезировали традиционную японскую живопись с новой западной эстетикой. Среди его членов выделялись Косиро Ончи , Уничи Хирацука и Сико Мунаката . Первый, под влиянием Василия Кандинского , был первым, кто создал абстрактные гравюры в стиле, хотя и явно восточном из-за хроматизма мягких тонов, лиризма и воображения. Хирацука был более традиционным в технике и выборе сюжетов, отдавая предпочтение черно-белому монохрому, в самых разных темах, от буддизма до пейзажей и популярных сцен, в которых он сочетал традиционные методы с современными эффектами. Мунаката был известен своими оригинальными, личными и выразительными работами с безошибочным отпечатком. Он также сосредоточился на буддийских темах, обычно тоже монохромных, но в свободном, беззаботном стиле, с небрежным внешним видом, но с большой жизненностью. [25]

Процесс гравюры на дереве, Кунисада , 1857 год. Фэнтезийная версия, полностью укомплектованная хорошо одетыми «красавицами». На самом деле в гравюре работали немногие женщины.
в западном стиле Графическая перспектива ( уки-э ) и более широкое использование печатного цвета были среди нововведений, по утверждению Окумура Масанобу .
Ощущение вечерней прохлады у моста Рёгоку , ок. 1745 г.

Техника печати текстов и изображений в целом была схожей. Очевидными различиями были объем, получаемый при работе с текстами (много страниц для одной работы), и сложность использования нескольких цветов в некоторых изображениях. Изображения в книгах почти всегда были монохромными (только черными чернилами), и какое-то время репродукции также были монохромными или выполнялись только в двух или трех цветах.

Текст или изображение сначала рисуется на тонкой васи (японской бумаге), называемой гампи , затем наклеивается лицевой стороной вниз на доску из мелковолокнистого дерева, обычно на брусок гладкой вишни. Масло можно использовать, чтобы сделать линии изображения более заметными. Разрез делается вдоль обеих сторон каждой линии или области. Затем дерево вырезается по контурам рисунка. На блок наносится краска с помощью кисти, а затем с помощью плоского ручного инструмента, называемого барен, бумага прижимается к деревянному блоку и наносится чернила на бумагу. Традиционный барен состоит из трех частей: он состоит из внутреннего стержня, сделанного из листьев бамбука, скрученных в веревку различной толщины, причем созданные таким образом узелки и оказывают давление на отпечаток. Эта катушка заключена в диск, называемый «атэгава», сделанный из слоев очень тонкой бумаги, склеенных вместе и обернутых влажным бамбуковым листом, концы которого затем связываются, чтобы получилась ручка. Современные печатники адаптировали этот инструмент, и сегодня используются барены из алюминия с шарикоподшипниками для приложения давления, а также менее дорогие пластиковые версии.

Эволюция технологий печати

[ редактировать ]

Первые отпечатки были просто одноцветными ( сумизури-э ), с дополнительными цветами, нанесенными вручную ( каппазури-э ). Разработка двух регистрационных знаков, вырезанных на блоках, называемых «кенто», была особенно полезна с введением нескольких цветов, которые нужно было точно наносить поверх предыдущих слоев чернил. Лист бумаги для печати помещается в кенто, а затем опускается на деревянный блок.

Достижения в цветной печати

[ редактировать ]

Хотя, опять же, текст почти всегда был монохромным, как и изображения в книгах, рост популярности укиё-э повлек за собой спрос на постоянно увеличивающееся количество цветов и сложность техник. Этапы этого развития следующие:

  • Сумидзури-э ( изображения, напечатанные тушью ) — монохромная печать с использованием только черных чернил.
  • Бени-э ( 紅絵 ) — монохромные принты, обычно розового цвета. [26]
  • Бэнизури-э ( Красный сури-э , «малиновые напечатанные изображения») — детали или блики, нанесенные красными чернилами, добавленные вручную после процесса печати, иногда также использовались зеленые;
  • Тан-э ( 丹絵 ) — оранжевые блики с использованием красного пигмента, называемого загаром.
  • Айзури-э ( 藍摺り絵 , «изображения, напечатанные индиго») , Мурасаки-э ( 紫絵 , «фиолетовые изображения») и другие стили, в которых один цвет использовался в дополнение к черным чернилам или вместо них.
  • Уруси-э ( 漆絵 ) — метод сгущения чернил клеем, придающий изображению смелость. Принтеры часто использовали золото, слюду и другие вещества для дальнейшего улучшения изображения. Уруси-э также может относиться к картинам, в которых используется лак вместо краски . Лак в гравюрах использовался редко, если вообще когда-либо.
  • Нисики-э ( 錦絵 , «парчовые картинки») — метод использования нескольких блоков для отдельных частей изображения, использования нескольких цветов для достижения сложных и детальных изображений. Отдельный блок был вырезан для нанесения только части изображения, предназначенной для одного цвета. Регистрационные знаки, называемые кэнто ( 見当 ), использовались для обеспечения соответствия между применением каждого блока.

Школы и движения

[ редактировать ]
«Сёки цу» ( Чжун Куй ), Окумура Масанобу , 1741–1751. Пример формата печати столба , 69,2 х 10,1 см.

Японская гравюра, как и многие другие особенности японского искусства, имела тенденцию организовываться в школы и движения. Наиболее известными школами (см. также школы художников укиё-э ), а позднее и движениями моку-ханга были:

Другие художники, такие как Шараку , Кабукидо Энкё , Сугакудо и Сибата Дзэссин , считаются независимыми художниками, свободными от школьных ассоциаций и, по-видимому, без связанных с этим выгод от издателей, которые могут быть менее склонны создавать гравюры независимого художника. Однако многие из сохранившихся примеров говорят об обратном. Самые ранние образцы этих художников являются одними из самых желанных, ценных и редких из всех укиё-э. Кроме того, многие экземпляры демонстрируют очень качественную печать с использованием дорогой слюды ( киразури ), чернил премиум-класса и бумаги высочайшего качества. [27]

[ редактировать ]

Ниже приведены распространенные размеры печати периода Токугава. Размеры менялись в зависимости от периода, и они являются приблизительными; они основаны на размерах бумаги перед печатью, и после печати бумага часто обрезалась. [29]

Размеры печати
имя пер. см (дюймы) ссылка
кобан ( маленький размер ) маленький
о 1 4 размера Обана
19.5 × 13 (7.7 × 5.1)
айбан ( совместное решение ) средний 34 × 22.5 (13.4 × 8.9) [29]
Бай-Обан ( двойной размер ) средний 45.7 × 34.5 (18.0 × 13.6) [30]
чубан ( средний формат ) середина 26 × 19 (10.2 × 7.5) [29]
хашира-э ( роспись на колоннах ) столб принт 73 × 12 (28.7 × 4.7) [29]
Хособан ( осторожное суждение )
или хосо-э ( хосо- е) [30]
узкий 33 × 14.5 (13.0 × 5.7) [29]
39 × 17 (15.4 × 6.7) [29]
какэмоно-э ( какэмоно-э ) висящий свиток 76.5 × 23 (30.1 × 9.1) [29]
Габан ( 長判 ) длинный 50 × 20 (19.7 × 7.9) [29]
Обан ( большой формат ) большой 38 × 25.5 (15.0 × 10.0) [29]
58 × 32 (23 × 13) [29]
О-танзаку ( большая полоска бумаги ) большая открытка со стихами 38 × 17 (15.0 × 6.7) [29]
чу-танзаку ( краткосрочная и среднесрочная перспектива ) средняя карточка со стихами 38 × 13 (15.0 × 5.1) [29]
суримоно ( печать ) 35 × 20 (13.8 × 7.9) [29]
12 × 9 (4.7 × 3.5) –
19 × 13 (7.5 × 5.1)
[29]

Японские термины для обозначения вертикального (портретного) и горизонтального (пейзажного) форматов изображений — татэ-э (татэ-э) и ёко-э (горизонтальное изображение) соответственно.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Азиатское искусство, кафедра. «Искусство кварталов удовольствий и стиль укиё-э» . Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. Архивировано из оригинала 19 октября 2023 года . Проверено 14 сентября 2023 г.
  2. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 июля 2023 г. Проверено 23 июля 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прошлое, настоящее и будущее печати в Японии. Изуми Мунэмура. (2010). Японское общество отделки поверхностей.
  4. ^ Пейн, 136
  5. ^ Лейн, Ричард (1978). Изображения плавучего мира . Олд Сэйбрук, Коннектикут: Конеки и Конеки. п. 33. ISBN  1-56852-481-1 .
  6. ^ Икегами, Эйко (28 февраля 2005 г.). Узы вежливости: эстетические сети и политические истоки японской культуры . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521601153 .
  7. ^ Книги Саги Котобанка. Архивировано 25 февраля 2021 г. в Wayback Machine The Asahi Shimbun .
  8. ^ Книга саги «Исэ Моногатари». (на японском языке). Музей печати, Токио. Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 года . Проверено 8 мая 2023 г.
  9. ^ Кадзуо Мори. Сагамото и Кадокура Соан. (на японском языке). Высокая печать Лабо. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 8 мая 2023 г.
  10. ^ Нориюки Касаи. «О японцах и композиции, реконструкция истории и будущего» (на японском языке). Японское агентство науки и технологий . Архивировано из оригинала 23 июля 2022 года . Проверено 8 мая 2023 г.
  11. ^ Сансом, Джордж (1961). История Японии: 1334–1615 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  12. ^ История печати. Архивировано 8 декабря 2021 г. в Wayback Machine, Федерация полиграфической промышленности Японии.
  13. ^ Jump up to: а б Книжки с картинками Эдо и период Эдо. Национальная парламентская библиотека.
  14. ^ № 6 Как наслаждаться японскими книгами 4 Эдо-но Соши (2013) Университет Сэйкэй.
  15. ^ Нихонбаши .
  16. ^ Кейзабуро Сеймару (2017) Бестселлер Эдо . ISBN   978-4800312556
  17. ^ Ёситоши: Великолепный декадент/Последний мастер Укиё-Э. Архивировано 10 февраля 2022 г. в Wayback Machine Shinichi Segi.
  18. ^ Сто аспектов Луны, Цукиока Ёситоши. Музей японского меча в Нагое
  19. ^ Купля-продажа укиё-э (на японском языке). Музей японского меча в Нагое Мир Тоукен в Нагое. Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
  20. ^ Хокусай и Хиросигэ - Изучение издательского дела в стиле укиё-э - Стратегия интеллектуальной собственности в период Эдо (2007) Университет Хитоцубаши.
  21. Син Ханга возвращает к жизни укиё-э. Архивировано 2 мая 2021 г. в Wayback Machine The Japan Times.
  22. ^ Джунко Нисияма (2018) Новая коллекция принтов — Путешествие к ностальгическим пейзажам , стр. 18. ISBN   978-4808711016
  23. ^ «Институт печати укиё-э и гравюр на дереве» Архивировано из оригинала 19 октября 2023 г. Проверено 21 февраля 2014 г.
  24. ^ «Печать на дереве ・Японская традиционная студия печати на дереве Takesasado» Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 г. Проверено 7 ноября 2014 г. .
  25. ^ Гутьеррес, Фернандо Г. (1967). Сумма Артис XXI. Искусство Японии (на испанском языке). Мадрид: Эспаса Кальпе. стр. 512–513.
  26. ^ «ЯАНУС/бени-э 紅絵» . www.aisf.or.jp. Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 25 ноября 2021 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Гравюры Японии, Фрэнк А. Терк, October House Inc, 1966, каталог Либерального конгресса. 66-25524
  28. ^ Свежие впечатления, Кендалл Браун, Издательство: University of Washington Press, сентябрь 2013 г., ISBN   0935172513
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Фолкнер и Робинсон 1999 , с. 40.
  30. ^ Jump up to: а б Харрис 2011 , с. 31.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уитмор, Пол М.; Касс, Глен Р. (февраль 1988 г.). «Озоновое выцветание традиционных японских красителей». Исследования в области консервации . 33 (1). Издательство Maney Publishing от имени Международного института консервации исторических и художественных произведений: 29–40. дои : 10.1179/sic.1988.33.1.29 . JSTOR   1506238 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d930b8380bfcf8e4bafd112149114be4__1717987200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/e4/d930b8380bfcf8e4bafd112149114be4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Woodblock printing in Japan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)