Кабукидо Энкё

Кабукидо Энкё ( 歌舞伎堂 艶鏡 , ок . 1796 ) — японский художник, создавший гравюры на дереве укиё-э . О жизни Энкё ничего не известно, известны только семь его работ, все из которых представляют собой «Окуби якуша-э» , гравюры с портретами актеров кабуки . Ученые делят их на две группы на основе различий в подписях, причем вторая группа представляется набором, поскольку на гравюрах изображены три брата из одной пьесы. Личность Энкё была предметом спекуляций: ученик Шараку , даже сам Шараку, или драматург -кёген .
Фон
[ редактировать ]Искусство укиё-э процветало в Японии в период Эдо с 17 по 19 века. Его сюжетами были куртизанки , актеры кабуки и другие люди, связанные с гедонистическим образом жизни укиё в «плавающем мире» в районах развлечений . Массовые гравюры на дереве были основной формой этого жанра. [ 1 ] После середины 18 века стали обычным явлением полноцветные гравюры нисики-э , напечатанные с использованием большого количества деревянных блоков, по одной на каждый цвет. [ 2 ] Сюнсё из школы Кацукава представил Окуби-э «изображение с большой головой» в 1760-х годах. [ 3 ] Он и его школа вскоре популяризировали Окуби якуша-э , репродукции актеров. [ 4 ] Кабуки — яркая театральная форма, пользовавшаяся популярностью в массах. [ 5 ]
Работы загадочного дизайнера гравюры Шараку являются одними из самых известных в стиле укиё-э. Они начали появляться внезапно в 1794 году. Шараку привнес больший уровень реализма в свои гравюры якуша-э , подчеркнувшие различия между актером и изображаемым персонажем. [ 6 ] Выразительные, искаженные лица, которые он изображал, резко контрастировали с безмятежными, похожими на маски лицами, более характерными для таких художников, как Харунобу или Утамаро . [ 7 ] Работа Шараку встретила сопротивление, и в 1795 году его деятельность прекратилась так же загадочно, как и появилась; его личность до сих пор неизвестна. [ 8 ] Кабукидо Энкё «Окуби якуша-э» появилось через шестнадцать месяцев после того, как работа Шараку прекратилась. [ 9 ] О жизни и личности Энкё ничего не известно, кроме того факта, что он процветал как художник в Японии в конце восемнадцатого века. [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]Энкё, похоже, не был плодовитым художником. В начале 20 века было подтверждено, что семь портретов принадлежали Энкё, и никаких дальнейших работ обнаружено не было. [ 11 ] Размер Обана [ а ] [ 12 ] якуша-э, Все портреты актеров кабуки, отпечатанные на дереве представляют собой бюсты Окуби-э, датированные ок. 1796 . Ни на одном из них нет печати издателя. Ученые делят их на две группы, исходя из различий в печати художника. [ 13 ]
Первая группа
[ редактировать ]Первая группа имеет печать «Кабукидо Энкё Га» (Кабукидо Энкё Га) (Кабукидо Энкё Га) и состоит из: [ 13 ]
- Итикава Омедзо Shodai Ichikawa OmezōI
- Итикава Яодзо III Сандайме ( Итикава Яодзо )
- Савамура Соджуро III ( 三代目沢村宗jurō Сандайме Савамура Соджуро )
- Накаяма Томисабуро I Сёдай ( Накаяма Томисабуро ).
- Портреты актеров Кабукидо Энкё.
-
Итикава Омезо I
-
Итикава Яодзо III
-
Савамура Соджуро III
-
Накаяма Томисабуро I

Итикава Омезо I изображает персонажа из пьесы кабуки « Сумида но Хару Гейша Катаги». [ б ] (1796). [ 14 ] Изображение Энкё похожего на воина персонажа вызывает сравнение с его портретом Шараку , хотя они достигают разных эффектов. [ 11 ] У Шараку большая глубина выражения, в то время как более простое, более преувеличенное изображение Энкё с большими бровями оставляет сильное непосредственное выражение. [ 14 ] Энкё придает своему Омезо шутливое выражение лица и очерчивает его округлые черты более мягкой линией. [ 11 ] Он красит радужную оболочку разбавленными чернилами суми — технику, которую Энкё, возможно, позаимствовал у Сюнъэя , Тоёкуни и Кунимасы , которые представили ее примерно в то же время. [ 12 ] О усилиях, вложенных в дизайн, можно судить по другим мелким деталям, таким как красные штрихи на мочках ушей и цвет на выбритой части лба. [ 11 ]
Было высказано предположение, что портрет Итикава Яодзо III является ключевым персонажем пьесы Катакиучи Норияибанаси. [ с ] (1794). Для окраски радужной оболочки используются разбавленные чернила, и композиция, кажется, несет в себе влияние Шараку в его попытке добиться большего реализма. Расположение Накаямы Томисабуро I Энкё с рукой актера на воротнике сильно напоминает версию Шараку в роли Миягино из «Катакиучи Норияибанаси» , что позволяет предположить, что Энкё, вероятно, использовал отпечаток Шараку в качестве образца. [ 15 ]
Вторая группа
[ редактировать ]Остальные три гравюры, похоже, составляют набор, поскольку на них изображены три брата из одного и того же эпизода одной и той же пьесы. Набор состоит из: [ 13 ]
- Накамура Накадзо II в роли Мацуомару ( Мацуомару Накамура Накадзо но )
- Итикава Яодзо III в роли Умеомару ( Умео Сандайме Итикава Яодзо но )
- Накамура Носио II в роли Сакурамару Nidaime ( Nakamura Noshio no Sakuramaru )
- Портреты из Сугавара Дендзю Тенараи Кагами работы Кабукидо Энкё
-
Накамура Накадзо II в роли Мацуомару
-
Итикава Яодзо III в роли Умеомару
-
Накамура Носио II в роли Сакурамару
Этот набор показывает более сильное влияние Тоёкуни, чем Шараку; хотя в основном он стремится к реализму, в передаче мимики присутствует тенденция к идеализации. [ 11 ] На гравюрах изображены актеры в роли трех братьев из «Курума-бики». [ д ] эпизод [ 11 ] по пьесе Сугавара Дендзю Тенараи Кагами (1796). [ 13 ] Сцена изображает Умеомару и Сакурамару, ожидающих в засаде Фудзивара-но Сихэя . Их брат Мацуомару, верный Сихэю, мешает их заговору. [ 11 ] На портрете он изображен с выступающим носом, похожим на клюв, и волосами, зачесанными назад по бокам. Он носит шляпу, копье и мантию с клетчатым узором с набором h -образных гербов Гэндзи-мон на них, что указывает на главу из « Гэндзи Моногатари» . [ 16 ] На Накамура Носио II нет печати, а на двух других имеется печать «Кабукидо Га» ( 歌舞伎鏡画 , «нарисованный Кабукидо»). [ 13 ] На гравюре Накамура Носио II в образе Сакурамару изображен младший из трёх братьев, романтический персонаж, символом которого является сакура цветущая . Персонажа иногда исполнял оннагата — актёр, специализирующийся на женских ролях. [ 11 ]
Личность
[ редактировать ]Личность Энкё неизвестна. [ 10 ] Краткое упоминание о нем есть в « Укиё-э Руйко» , самом раннем сборнике комментариев и биографий художников укиё-э, начатом ок. 1790 г. , Ота Нанпо (1749–1823). В единственной строке он упоминается как портретист, проработавший всего полгода, и опускает имя Энкё . [ и ] [ 17 ]
Некоторые считали Энкё учеником и, возможно, единственным преемником Шараку . [ 10 ] Нет никаких записей о других художниках укиё-э, кроме Шараку и Энкё, создававших с айбан размером Окуби-э якуша-э в период Эдо. [ 9 ] Немецкий писатель Юлиус Курт утверждал, что Энкё был Шараку, который принял новую личность, чтобы возродить свою карьеру. Американец Артур Дэвисон Фик назвал эту идею «заманчивой, но в некоторой степени фантастической теорией, которую ни документальные, ни внутренние доказательства… адекватно не подтверждают». [ 18 ] и Джеймс А. Миченер согласился, что это «причудливая теория… но ничто в художественном содержании гравюр Кабукидо не подтверждает эту дикую догадку», хотя «некоторые из более поздних триптихов Шараку… иногда бывают такими же скучными, как известные Кабукидо». [ 19 ]
Хироши Мацуки предложил приписать Энкё 11 работ Шараку третьего периода, используя «мореллианские» методы для сравнения мелких деталей стиля художника. [ 20 ] Эти работы являются единственными с айбан размером Окуби якуша-э третьего периода Шараку. [ ж ] Среди деталей, которые отличают эти работы от более ранних и более поздних работ Шараку, на пяти из этих гравюр есть четко видимые уши, которые нарисованы шестью линиями, тогда как в других работах Шараку нарисованы пятью линиями. [ 21 ] Учитывая, что работы Энкё появились через шестнадцать месяцев после работ Шараку, различия в подходе, такие как более толстая линия Энкё и более круглые глаза, можно объяснить эволюцией стиля художника. [ 9 ]
Другие считают сходство с Шараку поверхностным и указывают на различия в технике и психологии испытуемых. Эти ученые предположили, что подход Энкё может быть ближе к подходу Сюнко . [ 10 ] Шуньэя, Тоёкуни, [ 11 ] или Кунимаса. [ 18 ]
В 1926 году ученый укиё-э Наонари Отиай объявил, что Энкё был драматургом кёгэн Накамура Дзюске. [ г ] (1749 – 4 ноября 1803). [ 10 ] В этом случае произведение было хобби любителя и не имело бы издательской печати, поскольку было бы напечатано по специальному заказу. [ 11 ] Однако в трудах знакомого Накамуры Дзюске Оты Нанпо о такой связи нет никаких упоминаний. [ 17 ]
- Сравнение с актерскими портретами аналогичных художников.
-
Итикава Монносукэ II , Сюнко , 1789 г.
-
Итикава Комазо II, Саката Хангоро III, Накаяма Фукасабуро I , Сюньэй , 1794 г.
-
Итикава Эбизо , Кунимаса , 1796 г.
-
Итикава Комазо II , Тоёкуни , 1797 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обан имеет размеры примерно 25 на 36 сантиметров (10 × 14 дюймов).
- ^ Катаги Сумида Хару Гейша
- ↑ Разговор о мести врага Катакиучи Норияибанаси
- ^ " Курума-бики" Курума-бики
- ^ Если портрет актера сделан, но несерьезно, то через полгода не будет Из версии ок . . [ 17 ]
- ↑ Две другие гравюры размером с айбан из третьего периода Шараку не являются Окуби-э .
- ^ Накамура Джуске
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фитцхью 1979 , с. 27.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 80–83.
- ^ Кондо 1956 , стр. 14.
- ^ Гото 1975 , с. 81.
- ^ Харрис 2011 , стр. 87–88.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 91–92.
- ^ Мюнстерберг 1957 , с. 155.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 89–91.
- ^ Перейти обратно: а б с Мацуки 1985 , стр. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ёсида 1994 , стр. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Нихон Укиё-э Кёкай 1981 , стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Нихон Укиё-э Кёкай 1981 , стр. 42–43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кокусай Укиё-э Гаккай 2008 , стр. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Гото 1973 , с. 133.
- ^ Нихон Укиё-э Кёкай 1981 , стр. 43.
- ^ Стерн 1969 , с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б с Католик 1998 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Фике 1917 , стр. 317–318.
- ^ Миченер 1954 , с. 181.
- ^ Мацуки 1985 , стр. 137, 140.
- ^ Мацуки 1985 , стр. 136–137.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Фик, Артур Дэвисон (1917). Беседы о японской гравюре . Компания Фредерика А. Стокса. OCLC 462667666 .
- Фицхью, Элизабет Уэст (1979). «Перепись пигментов картин укиё-э в художественной галерее Фрира». Арс Ориенталис . 11 . Галерея искусств Фрира, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет: 27–38. JSTOR 4629295 .
- , изд . Гото, Сигеки Серия укиё-э [ Сборник укиё-э ] (на японском языке). Том. 7. Шуэйша .
- Гото, Сигеки, изд . Серия укиё-э [ Сборник укиё-э ] (на японском языке). Том. 5. Шуэйша . OCLC 703810551 .
- Харрис, Фредерик (2011). Укиё-э: искусство японской печати . Издательство Таттл . ISBN 978-4-8053-1098-4 .
- Като, Ёсио (10 января 1998 г.) «Ота Нанпо га Какитомета Укиё-э-ши-тачи». Художники укиё-э, записанные Нанпо Ота [Художники укиё-э, о которых писал Ота Нанпо]. Укиё-э Гейдзюцу (на японском языке) (126): 3–45.
- Кобаяси, Тадаси (1997) Укиё-э: Введение в японские гравюры на . Kodansha ISBN дереве 978-4-7700-2182-3 .
- э Гаккай, изд. Кокусай Укиё - Энциклопедия Укиё-э [ Большой словарь укиё-э на японском языке Tōkyōd Shuppan). ] ( 978-4-490-10720-3 .
- Кондо, Ичитаро (1956). Китагава Утамаро (1753–1806) . Перевод Чарльза С. Терри. Таттл. OCLC 613198 . Архивировано из оригинала 18 июля 2014 года . Проверено 2 сентября 2017 г. [ ISBN отсутствует ]
- Мацуки, Хироши (1985) «Сараку-но Назо Каги». Тайна и ключ Шараку (ред.). В Цудзи, Нобуо Шараку [ Сараку ]. Укиё-э Хакка (джа: Укиё Хакка) [Восемь цветов Укиё-э] (на японском языке. Том 4. Heibonsha) . 4-582-66204-8 .
- Миченер, Джеймс Альберт (1954). Плавающий мир . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-0873-0 .
- Мюнстерберг, Хьюго (1957). Искусство Японии: иллюстрированная история . Компания Чарльза Э. Таттла . ISBN 9780804800426 .
- Нихон Укиё-э Кёкай, изд. (1981) Геншоку Укиё-э Дай-хяккадзитен . Энциклопедия основных цветов укиё-э [ Большая энциклопедия укиё-э в оригинальном цвете ] (на японском языке). Том. 8. Тайшукан Шотэн. OCLC 8327141 .
- Стерн, Гарольд П. (1969). Мастер-гравюры Японии: Укиё-э Ханга . Абрамс. OCLC 475701323 .
- , изд . Ёсида, Теруджи Энциклопедия укиё-э [ Словарь укиё-э ] (на японском языке). Том. 1. Габундо. ISBN 978-4-87364-004-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кабукидо Энкё, на Викискладе?