Шаребон
Шаребон ( 洒落本 ) , что можно примерно перевести как «книга нравов», представлял собой досовременный японский литературный жанр , возникший в середине периода Эдо с 1720-х годов до конца 18 века. Сюжеты почти всегда разворачивались в Ёсивара кварталах удовольствий и обычно вращались вокруг злоключений двух контрастирующих мужских архетипов: «Цу», или «утонченного», и Танкэцу, или «того, кто только притворяется утонченным». [1] В сценарии большое внимание уделялось юмору и диалогам, без особых драматических или повествовательных элементов сюжета. Физически шарибоны производились с использованием гравюры на дереве и публиковались в виде отдельных буклетов размером в среднем 4,5 дюйма (11 см) в ширину и 6 дюймов (15 см) в высоту. Сами буклеты содержат от 60 до 100 страниц. В большинстве буклетов иллюстрации размещались либо сразу после титульного листа, либо вместе с предисловием. [1] Шаребон считаются поджанром гэсаку .
Характеристики
[ редактировать ]
Шаребон - это сатирический жанр, ориентированный на культуру кварталов развлечений, особенно района Ёсивара, хотя действие некоторых шаребонов происходит и в других районах. Юмор, являющийся поджанром гэсаку , был важным аспектом каждой истории. « Шаребон описывал манеры, язык и одежду мужчин, которые часто посещали лицензированные помещения и были знатоками их ритуального этикета». [2] Часто эти мужчины пытались выставить напоказ свои знания, но оказывались социально некомпетентными и высмеивались куртизанками . Особое внимание уделялось разговорному диалогу, а не формальным речевым формам, обычным для литературы того времени. Фактически, истории представлены почти исключительно в виде естественных диалогов, написанных на языке горожан Эдо. Авторы акций использовали эквивалент наших сокращений, протяжных слов, частиц колебаний и даже неграмматических высказываний. [1] Включение такого реалистичного диалога является новшеством того времени. [1]
По словам Джеймса Араки, Юси Хогэн ( ок. 1770 г. ), или «Диалект Плейбоя», написанный анонимным автором, чья подпись гласит: Инака Родзин Тада но Дзидзи («Обычный старый чудак, старик из глубинки») [1] Это работа, которая установила традиционную структурную и стилистическую модель акции . Как позже утверждает Араки, Юси Хоген стал архетипической историей о акциях , в которой другие писатели часто сочиняли свои рассказы, чтобы они вписывались в эту структуру. Юси Хогэн объединил драматический диалог с сатирой из Эдо, основанного на Дангибана, чтобы создать форму, которая характеризует шаребон как жанр. [1]
Целью акции было одновременно высмеивать и демонстрировать плавучий мир Ёсивары, лицензированного района, полностью отделенного от повседневной жизни и общества. В самих кварталах удовольствий существовало множество правил и обычаев, и знать, как вести себя в этом мире, означало считать Цуджина ( человека Цу) искушенным или знатоком. Однако шаребон в основном сосредоточился на Полу-Цу, высмеивая его попытки стать знатоком и подчеркивая его неспособность достичь этого социального и эстетического идеала. [1]
Sharebon якобы был посвящен физическому миру, поэтому в нем было много продакт-плейсмента и отсылок к реальным местам и людям. Внимательный читатель будет знаком со ссылками на некоторые конкретные куртизанки, даже если их имена были слегка изменены, и многим авторам удалось сослаться на реальные продукты, такие как спиртные напитки, вина, продукты питания и одежда, одобрив сами продукты и эффективно используют истории об акциях в качестве рекламодателей своих товаров. [3]
События
[ редактировать ]Шаребон существовал между 1720-ми и 1840-ми годами. Этот интервал обычно делят на три стадии: раннюю, среднюю и позднюю. Хотя существуют некоторые споры о происхождении шарбонов , [3] большинство ученых указывают на Эдо как на место зарождения этого жанра.
Ранний период
[ редактировать ]Ранний период существовал между 1720-ми и 1760-ми годами.
Самый ранний текст, относящийся к этому жанру, идентифицируется как Рёха Сигэн ( 両巴巵言 ) , который был написан сэнсэем Гекисё ( 撃鉦先生 ) в 1728 году. Он устанавливает традиционную форму и стиль жанра. Другой текст, опубликованный в ранний период, был «Хидзири-но Юкаку» ( 聖遊廓 , «Бордель святого человека», 1757 г.) : Будда , Конфуций и Лаози отправляются в бордель в Осаке .
Ранние шаребоны находились под влиянием укиё-дзоси , ставшего популярным в конце 17 века, за которым сразу же последовали ниндзёбон 19 века. Шаребон также находился под влиянием Энши , или китайской литературы куртизанок. Многие шарбоны того времени были написаны канбуном (китайской прозой) и по размеру были похожи на китайские книги, имели китайские названия и имели предисловие и послесловие почти в том же стиле.
Средний период
[ редактировать ]
Средний период существовал между 1770-ми и 1780-ми годами. В этот период жанр достиг своего пика популярности. Авторы экспериментировали с новыми локациями, персонажами и видами юмора. Именно в это время Юси Хогэн был признан базовой моделью будущих акций .
- Юси Хогэн ( 遊子方言 , «Диалект Плейбоя», 1770) : горожанин и молодежь посещают Ёсивару . Мужчина пытается выставить напоказ свое знание последних мод и тенденций, но ошибается, и куртизанки высмеивают его. Молодежь оказывается гораздо более социально адаптированной в лицензированных кварталах и с ней лучше обращаются. «Диалект Плейбоя» служит архетипическим шаребоном , устанавливающим основные такты жанра: начиная с описания путешествия в Ёсивару, сравнения недоделанного или «самозванца» Цу с настоящим искушенным, и всей истории в целом. происходит в течение дня и ночи. Почти все последующие акции будут следовать этой схеме.
- Тацуми-но Соно ( Tatsumi no Sono , 1770)
- Мусукобея ( Свадебный зал Ее Величества , 1785 г.)
- Цуген Сомагаки ( 通言緷利 , «Дворец», 1787)
- Кейсэйкай Сидзюхатте ( 千城BU48-hand, «Сорок восемь захватов при покупке шлюхи», 1790)
- Сикаке Бунько ( Sikake Bunko , 1791)
- Нисики-но Ура ( Nishiki no Ura , 1791)
- Сёги Кинубуруи ( проститутка Кинубуруи , «Шелковое сито куртизанки», 1791)
Поздний период
[ редактировать ]Поздний период существовал между 1790-ми и 1840-ми годами. Санто Кёдэн , «ведущий писатель-фантаст конца восемнадцатого века», написал ряд важных шаребонов , которые отдалили жанр от описания дихотомии Цу и полу-Цу и больше сосредоточили внимание на эмоциональных последствиях сформировавшихся отношений. между клиентами-мужчинами и куртизанками лицензированных заведений. Этот сдвиг оказался широко популярным нововведением в этом жанре и напрямую способствовал созданию ниндзёбона , который пришел на смену ему.
В 1790 году реформы Кансэй , возглавляемые Мацудайрой Саданобу , ввели строгую цензуру и наказания за «легкомысленные книги». [2] Это оказало значительное влияние на жанр акций . Известные работы включали:
- Сикаке Бунько ( Sikake Bunko , 1791)
- Нисики-но Ура ( Nishiki no Ura , 1791)
- Сёги Кинубуруи ( проститутка Кинубуруи , «Шелковое сито куртизанки», 1791)
- Кэйсэйкай Футасуджимичи ( 青城买二судзимичи , «Два разных способа купить куртизанку», 1798)
Хотя первые три из этих работ сразу же завоевали популярность после производства, [4] они также привели к тому, что их автор, Санто Кёдэн, был заключен в кандалы в своем доме на пятьдесят дней в качестве наказания за нарушение законов о публикациях. [1] [5] [6] отказался от карьеры в сфере шарбонов Это привело к тому, что Кёдэн с тех пор , несмотря на его большую популярность к тому моменту. Хотя это ознаменовало упадок жанра, шаребон не прекратился полностью сразу после наказания Кёдэна - такие авторы, как Умэбори Кокуга ( 梅暮里谷峨 ), добились успеха в продолжении жанра; однако эти работы заметно отличались от более ранних работ. Например, в «Кейсейкай Футасудимичи» Кокуги , в котором утверждается, что уродливому пожилому мужчине легче добиться расположения куртизанки, потому что «его чувства глубже и чище», отсутствует сатирическая насмешка над знатоком, которая ранее определяла жанр, и вместо этого основное внимание уделяется сентиментальности, эмоциям. , и искренность. [7] Этот сдвиг в отношении и общий упадок жанра шаребон в конечном итоге «уступили место ниндзёбону в ответ на популярный спрос на продолжительные истории с большей глубиной характера». [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Араки, Джеймс Т. (1969). «Шеребон: книги для светских людей» . Памятник Ниппонике . 24 (1/2): 31–45. дои : 10.2307/2383760 . ISSN 0027-0741 . JSTOR 2383760 .
- ^ Перейти обратно: а б Нурье, Кристофер; Кин, Дональд (1979). «Мир внутри стен: японская литература досовременной эпохи 1600–1867» . Мировая литература сегодня . 53 (3): 559. дои : 10.2307/40132399 . ISSN 0196-3570 . JSTOR 40132399 .
- ^ Перейти обратно: а б Грисволд, Сьюзен (1995). «Сексуальность, текстуальность и определение «женственности» в Японии конца восемнадцатого века» . Американо-японский женский журнал. Английское приложение (9): 59–76. JSTOR 42772085 – через Jstor.
- ^ Кин 1976 , с. 408.
- ^ Корницки, Питер Ф. (1977). «Нисики-но Ура. Пример цензуры и структура акционера» . Памятник Ниппонике . 32 (2): 153–188. дои : 10.2307/2384026 . ISSN 0027-0741 . JSTOR 2384026 .
- ^ Ширане, Харуо (2002). Японская литература раннего Нового времени: антология, 1600–1900 гг . Издательство Колумбийского университета. п. 656.
- ^ Кин 1976 , с. 409, 416.
- ^ Кин 1976 , с. 428.
Библиография
[ редактировать ]- Кин, Дональд (1976). Мир внутри стен: японская литература досовременной эпохи 1600-1867 гг . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 0-394-17074-1 .
- Кубота, Дзюн (2007) Бунгаку Дзитен [ Словарь японской классической литературы Иванами (на японском языке Иванами Нихон Котен ] ISBN ). 978-4-00-080310-6 .
- Нихон Котен Бунгаку Дайдзитэн: Каньякубан [ Обширный словарь классической японской литературы: краткое издание ] Токио : Иванами Сётэн 1986. ISBN. 4-00-080067-1 .