Гокан
Гокан (合巻) — это разновидность японской печатной литературы на дереве, входящей в более широкую категорию книг с картинками, известной как кусадзоси (草双紙), выпущенной в конце периода Эдо, примерно с 1805 года до конца девятнадцатого века. Это преемник кибёси (黄表紙), в котором представлены темы для взрослых, содержание и стиль которых значительно изменились после цензуры, навязанной реформами Кансэй. [ 1 ] Тем не менее, в физической форме и производстве многое осталось одинаковым между ними, например, большие изображения с пробелами, заполненными повествовательным текстом, и диалоги, состоящие в основном из кана .
Гоканы, как правило, представляют собой гораздо более длинные произведения, чем их предшественники, самым длинным из сохранившихся примеров является Сирануи Моногатари , который содержит девяносто глав, созданных между 1849 и 1885 годами. [ 2 ] Из-за большого объема произведений отдельные книги часто собирались вместе и объединялись в более крупные тома, что отражено в японском термине для этого жанра (букв. «Переплетенный том»). Гокан , наряду с остальными разновидностями кусадзоси , принадлежит к литературному жанру литературы Эдо, известному как гэсаку (戯作).
История
[ редактировать ]Первое произведение, в котором явно используется термин «Гокан», — это «Токайдо Мацу-но Сиранами», написанное Сюнсуитеем Генко. Хотя база данных классических книг Васэда классифицирует его как кибёси , полная история представляет собой сборник из десяти книг, объединенных в один том, как показано на обложке, что дает название новому процессу. [ 3 ] Первым автором, заявившим о возникновении и распространении гоканов, является Сикитей Санба . Хотя он и не был единственным прародителем Гокана , его работа способствовала сохранению его силы в ближайшие десятилетия. [ 4 ]
Безусловно, наиболее изученным и самым продаваемым примером гокана Рютэя Танехико является «Найсе Мурасаски Инака Гэндзи» . Эта история, опубликованная с 1829 по 1842 год Сэнкакудо, представляет собой пародию на « Мурасаки Сикибу » Повесть о Гэндзи . Действие меняется с периода Хэйан на период Муромати , при этом главный Гэндзи становится Асикагой Мицудзи, вымышленным сыном Асикаги Ёсимасы . [ 5 ]
К эпохе Мэйдзи производство гоканов значительно сократилось из-за появления и последующей популярности газетных сериалов . [ 6 ] Заметной работой позднего гокана была Такахаси Одэн Яша Моногатари , написанная Канагаки Робуном . Первоначально выпущенная в его собственном «Канаёми Синбун» , работа была быстро перенесена в формат гокан, чтобы получить более длинную и глубокую историю. [ 7 ] Этот поздний расцвет гокана в основном характерен для литературы докуфу (毒婦), в которой описываются истории сенсационных убийственных женщин.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эммерих, Майкл (2015). Книжки с картинками: от акахона до кибёси и гокана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139245869 .
- Керн, Адам (2006). Манга из плавучего мира: Культура комиксов и Кибёси Японии Эдо . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 0-674-02266-1 .
- «Токайдо мацу но сиранами» . База данных классических книг Университета Васэда.
- Лейтнер, Роберт (1985). Сикитей Санба и комическая традиция в художественной литературе Эдо . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-1-68417-001-2 .
- Ширане, Харуо (2008). Представляя сказку о Гэндзи: СМИ, гендер и культурное производство . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231142373 .
- Ширане, Харуо (2002). Японская литература раннего Нового времени: антология, 1600–1900 гг . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231109901 .
- Марран, Кристина (2007). Ядовитая женщина: образ женской трансгрессии в современной японской культуре . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-4727-9 .