Хонами Коэцу
Хонами Коэцу Хонами Коэцу | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1558 |
Умер | |
Национальность | японский |
Род занятий | Каллиграф, ремесленник, лакировщик, гончар |
Известный | |
Заметная работа |
|
Движение | школа Ринпа |
Хонами Коэцу ( яп . 本阿弥光悦 ; 1558 — 27 февраля 1637) — японский каллиграф , мастер, лакировщик , гончар, ландшафтный садовник , знаток мечей и приверженец чайной церемонии . Считается, что его работы вдохновили на создание Ринпа школы живописи .
Роберт Хьюз из Time Asia написал, что в Японии Коэцу является «несколько раз национальным достоянием, примерно таким же известным там, как Бенвенуто Челлини на Западе», хотя в Соединенных Штатах он «едва известен». [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Коэцу родился в семье полировщиков и знатоков мечей, служивших при императорском дворе, а также в семье таких крупных военачальников периода Сэнгоку (1467–1603), как Токугава Иэясу и Ода Нобунага . На протяжении нескольких поколений семья Хонами была приверженцами секты Нитирэн . буддийской [ 2 ] Прадед Коэцу, Хонами Хонк (Киенобу), стал ревностным последователем священника Ничирен Ниссина . После этого Хонами стали важными покровителями храма, основанного Ниссином, Хонпо-дзи (Киото) , и Коэцу продолжил отношения своей семьи с этим храмом. [ 3 ]
Дед Коэцу считался одним из «сподвижников и советников» (同朋衆, добосю ) сёгуна Асикаги Ёсимасы . Отец Коэцу, Хонами Кодзи (ум. 1603), получал регулярную стипендию от семьи Маэда в качестве оплаты за свои услуги знатока меча. Коэцу продолжит отношения своей семьи с Маэда и с их владениями в провинции Кага ; он консультировал Маэда по поводу мечей, картин и других предметов искусства. Коэцу познакомился со многими представителями художественного сообщества благодаря своим связям с Маэда, в том числе с чайным мастером Кобори Энсю .
Коэцу также установил тесные отношения с театром Но и с семьей актеров Кандзэ , жившей недалеко от семейного поместья Хонами в северном Киото. Возможно, он выступал в постановках Но в качестве певца и разработал ряд произведений для актеров или театра.
Навыки
[ редактировать ]Несмотря на то, что Хонами обучался полировке мечей (а не «кузнецу мечей» в стандартном западном понимании; в Японии задачи по ковке и отделке клинка выполняют разные мастера), Хонами достиг совершенства в гончарном деле, лакировании и керамике в результате его интерес к японской чайной церемонии , которая была возрождена и усовершенствована всего несколькими десятилетиями ранее Сэн-но Рикю . В этом искусстве он считается одним из лучших учеников чайного мастера Фуруты Орибе и стиля, известного как посуда Раку . Коэцу получил глину от Доню II, внука первого гончара Раку, Тёджиро I. Несмотря на то, что форма Коэцу была вдохновлена семейной традицией Раку, он был настолько великим художником, что добавлял свой собственный характер в свои чайные чаши. Один из них (называемый «Фудзи-сан») признан национальным достоянием. Во всей сохранившейся переписке Коэцу только одно письмо касается мечей. [ 4 ] Считается, что он передал свои профессиональные обязательства в этом вопросе своему приемному сыну Косе и внуку Кохо.

Он также был одним из величайших каллиграфов своего периода, вдохновленный, как и многие величайшие каллиграфы Японии, придворными писаниями периода Хэйан . В этой области его обучал принц Сончо , который, как говорят, научил его стилю известного классического китайского каллиграфа Ван Сичжи . Он создал множество работ, все в плавном рукописном стиле, напоминавшем эти классические традиции. Наряду с Коноэ Нобутада и Сёкадо Сёдзё , он стал известен как одна из трёх кистей или санпицу эпохи Канэй (寛永の三筆, kan’ei no sanpitsu ). Хотя он создал ряд работ в этом классическом стиле, Коэцу также разработал свой собственный стиль каллиграфии и научил ему многих своих учеников.
Лакирование было еще одной областью, в которой Коэцу был новатором и очень активен. Хотя более ранние приписываемые ему работы довольно консервативны, к концу 16 - началу 17 веков он начал использовать ряд новаторских приемов. Он специализировался на дизайне с использованием олова, свинца и других недрагоценных металлов, а также золота и перламутра.
Сотрудничество
[ редактировать ]Хонами поддерживал тесные отношения с художником Таварая Сотацу , который, как предполагается, украсил многие каллиграфические произведения Хонами сусальным золотом и красками. Эти двое очень тесно сотрудничали в течение примерно пятнадцати лет после начала 17-го века, и некоторые ученые полагают, что эти два художника были связаны браком. Сотацу был крупным представителем школы Ринпа, и его картины, скорее всего, отражают некоторую степень влияния и стиля Хонами.
Сообщество художников
[ редактировать ]
В 1615 году Хонами основал сообщество художников к северо-западу от Киото, в месте под названием Такагамине, подаренном ему Токугавой Иэясу. Ученые расходятся во мнениях относительно того, было ли это сообщество больше сосредоточено на искусстве или на религии, особенно на буддизме Ничирен , и было ли это предоставление земли щедрым или формой изгнания. Тем не менее, именно здесь Хонами развил свой уникальный стиль живописи и дизайна, который позже развился в школу Ринпа. Убежище называлось Тайкё-ан и использовалось для молитвенных собраний и медитации, а также выполняло функцию колонии художников. Ряд важных фигур, в том числе историк Хаяси Разан , посетили его ближе к концу жизни Коэцу. После его смерти в 1637 году колония была расформирована, а земли возвращены сёгунату Хонами Кохо, внуком Коэцу.
Коллекционеры
[ редактировать ]Эрнест Феноллоса , один из первых американских коллекционеров и критиков японского искусства, писал, что Хонами — единственный художник того периода, который Феноллоса назвал периодом раннего Нового времени, достойный сравнения с более ранними мастерами. [ 4 ]
Хонами Коэцу и его мать появляются в Эйдзи Ёсикавы романе « Мусаси» . Хонами изображается в Хироши Инагаки фильме «Самурай 2: Дуэль в храме Итидзёдзи» , основанном на романе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хьюз, Роберт (23 октября 2000 г.). «Тонкая магия Коэцу» . Время Азия . Архивировано из оригинала 6 марта 2001 г. Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Японская энциклопедия Kodansha, том. 3, запись «Хонами Коэцу», автор Патриция Фистер.
- ^ Официальный сайт Хонпо-дзи (Киото). https://eishouzan.honpouji.nichiren-shu.jp/ (японский).
- ^ Jump up to: а б Розенфилд, Джон М. (1999). Выдающиеся личности: произведения эксцентричных японских художников-нонконформистов эпохи раннего Нового времени (1580–1868) в собрании Кимико и Джона Пауэрса. Кембридж, Массачусетс: Гарвардские художественные музеи.
Библиография
[ редактировать ]- Фистер, Пэт (1985). «Хонами Коэцу». Японская энциклопедия Коданся <. Токио: Коданша Лтд.
- Фишер, Феличе (2000). Искусство Хонами Коэцу, мастера японского Возрождения. Художественный музей Филадельфии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Момояма, Японское искусство в эпоху величия , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Хонами Коэцу.
- Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Хонами Коэцу (см. Указатель)