Канаэ Ямамото (художник)
Канаэ Ямамото | |
---|---|
Канаэ Ямамото Ямамото Канаэ | |
![]() Автопортрет, картина маслом, 1915 год. | |
Рожденный | Окадзаки, Айти , Япония | 24 октября 1882 г.
Умер | 8 октября 1946 г. Уэда, Нагано , Япония | ( 63 года
Альма-матер | Токийская школа изящных искусств |
Движение | Сосаку-ханга |
Супруг | Иэко Ямамото ( урожденная Китахара) |
Канаэ 山本 鼎Ямамото IPA: [ka.na.e] , 24 октября 1882 — 8 октября 1946) — японский художник, известный прежде всего своими гравюрами и картинами йоги в западном стиле. Ему приписывают начало движения сосаку-ханга («творческие гравюры»), которое было направлено на самовыразительную гравюру, в отличие от коммерческих студийных систем укиё-э и син-ханга . Он инициировал движения в области народного искусства и художественного образования детей, которые продолжают иметь влияние в Японии.
Канаэ обучалась гравировке по дереву в западном стиле, прежде чем изучать живопись в западном стиле. Во время учебы в художественной школе он выполнил двухцветную гравюру с изображением рыбака, которую нарисовал во время поездки в Тибу . Его публикация вызвала интерес к выразительному потенциалу гравюр, который перерос в движение сосаку-ханга . Канаэ провела 1912–1916 годы в Европе и привезла в Японию идеи, почерпнутые на выставках крестьянских поделок и детского творчества в России. В конце 1910-х годов основал движения, пропагандировавшие творческое крестьянское ремесло и художественное образование детей; последний быстро приобрел сторонников, но был подавлен растущим милитаризмом Японии. Эти идеи возродились после Второй мировой войны.
Хотя Канаэ всегда был его сторонником, в 1920-х годах он оставил гравюру и посвятил свою творческую деятельность живописи, пока в 1942 году у него не случился инсульт. Оставшиеся годы он провел в горном Нагано в городе Уэда , где был построен Мемориальный музей Канаэ Ямамото 1962.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Молодость и обучение (1882–1907)
[ редактировать ]Канаэ Ямамото происходил из клана Ириэ хатамото находившихся — самураев, на непосредственной службе сёгуната Токугава феодальной Японии в Эдо (современный Токио). Его дедушка погиб в 1868 году в битве при Уэно , во время войны Босин , которая привела к падению сёгуната и Реставрации Мэйдзи , которая вернула власть Императору . [1] Это осиротевший отец Канаэ Ичиро, [а] после этого он вырос в Окадзаки в префектуре Аити ; как он туда попал, остается только предполагать. [2] Специалист по китайской медицине Рёсай Ямамото. [б] от ряда специалистов традиционной китайской медицины, [3] взял Ичиро с намерением вырастить его, чтобы он женился на своей дочери Таке, [с] самый старший [3] из девяти детей семьи. [4]
Канаэ родилась 24 октября 1882 года в районе Тенма-дори 1-тёмэ в Оказаки. [д] Рёсай хотел, чтобы Ичиро продолжил семейную профессию, но когда правительство Мэйдзи объявило, что будет предоставлять медицинские лицензии только тем, кто практикует западную медицину, Ичиро переехал в Токио, чтобы изучать ее вскоре после рождения Канаэ. Он поселился в доме отца Мори Огая , где выполнял домашние обязанности, чтобы заработать себе на жизнь. В какой-то момент, чтобы продвинуться в учебе, он принял участие в тайном раскапывании свежих могил в поисках тел для вскрытия . [3]
Когда ему было пять лет, Канаэ и его мать присоединились к Ичиро в Токио и поселились в многоквартирном доме в районе Санья . [3] Его мать шила, чтобы прокормить семью. [5] и со своей сестрой Тамой [и] предоставлял услуги горничной в доме Мори, и поэтому Канаэ часто встречался со своим младшим кузеном Мураямой Кайтой , который, как и Канаэ, должен был сделать карьеру в искусстве. [6] Художник Харада Наодзиро , с которым Огай подружился, когда они оба учились в Германии, [ф] попросил мать Канаэ, которую он видел в доме Мори, смоделировать для картины «Бодхисаттва Каннон верхом на драконе» 1890 года. Такие происшествия, возможно, способствовали привлечению Канаэ к искусству. [7]

Харада Наодзиро , холст, масло, 1890 г.
Ичиро воспитал своего сына под влиянием либеральных образовательных принципов Накаэ Чомина . [8] Ичиро отвечал за благополучие пяти братьев и сестер своей жены. [9] и так в 11 лет, [10] после четырех лет начальной школы, [5] финансы семьи не позволяли Канаэ продолжать обучение. [8] Он стал учеником гравера по дереву и освоил западные техники тональной градации. [5] в мастерской Сакурая Торакичи в Сибе . [10] Его обучение было сосредоточено на книжной и газетной иллюстрации и включало высокую печать и фотогравюру . [8] Его навыки быстро развивались и вскоре завоевали похвалу от тех, с кем он работал. [11] За это время технология печати претерпела быстрые изменения, выдвинутые на передний план Первой китайско-японской войной . [г] о чем сообщалось в различных средствах массовой информации, от картин и гравюр на дереве до фотографий. [12] Канаэ завершил свое обучение в 18 лет, после чего последовал обязательный год службы у Сакураи. [12] К 1896 году [9] Ичиро получил медицинскую лицензию и открыл практику в Кангава (ныне часть Уэда ), деревне в префектуре Нагано . [13]
Быстрое изменение технологии печати заставило Канаэ усомниться в своих будущих перспективах в гравюре по дереву. [14] Он мечтал стать художником [15] но знал, что его отец, у которого все еще есть долги, не в состоянии платить за художественную школу. он тайно поступил в Токийскую школу изящных искусств В 1902 году [13] где он изучал йогу живописи в западном стиле. [5] Его инструкторами там были Масаки Наохико , Ивамура Туру и Курода Сэйки . [4]
Чтобы оплатить учебу, Канаэ подрабатывала в типографии у таких работодателей, как газета «Хоти Симбун» , [13] и с февраля 1903 года квартировал в доме своего друга Исии Хакутея , [4] старший сын художника Исии Тейко . [10] Канаэ и другие честолюбивые художники, жившие там, болтали до ночи об искусстве и раз в месяц нанимали модель для рисования с натуры. [4]
Гравюры и произведения сосаку (1904–1911).
[ редактировать ]Канаэ присоединилась к группе друзей в июле 1904 года во время поездки в Тёси в префектуре Тиба , где они остановились недалеко от устья реки Тонэ . [16] Там он сделал набросок рыбака в парадной одежде с видом на гавань. Вернувшись, он использовал эскиз как основу гравюры на дереве. [17] Он выгравировал на обеих сторонах цельного куска дерева: одну сторону напечатал охрой, которая заполнила все пространство, кроме полотенца на голове рыбака; другой он напечатал черным цветом, на котором были изображены контуры и детали. [10] В то время художественный истеблишмент рассматривал гравюру на дереве как коммерческое предприятие, стоящее ниже статуса начинающего художника. [18]
Хакутей заметил гравюру и опубликовал ее в июльском номере литературного журнала Мёдзё . [10] В колонке номера Исии пропагандировал гравюру как революционную, поскольку она была сделана как средство живописного спонтанного самовыражения, и использовал методы Исии, связанные с укиё-э . традициями [19] Вскоре Исии назвал стиль тога. [час] стал популярной темой в кругах Мёдзё . Это должно было перерасти в движение сосаку-ханга («творческие гравюры»). [20]
- Ранние работы Канаэ Ямамото
-
Рыбак , гравюра на дереве, 1904 год.
-
Москитная сетка , картина маслом, 1905 год.
-
Хосун Том. 4 № 4, 1910 год, цветная вставка Канаэ.
Летом 1905 года Канаэ посетил своих родителей в Нагано, где написал картину маслом «Москитная сетка» . [я] самая ранняя из его картин маслом, обнародованная. В том сентябре [21] Канаэ, Хакутей и Исии Цудзуро и некоторые другие друзья основали недолговечный журнал Heitan. [Дж] в котором они опубликовали ряд своих гравюр. Именно в Хэйтане появилось слово ханга. [к] впервые появился. Это слово использовалось как синоним слова «тога» , пока в апреле 1906 года журнал не прекратил свое существование; после этого тога вышла из употребления, а ханга стала современным японским словом, обозначающим гравюры в целом. [22]

Бедный рыбак , 1881 год.
Канаэ узнал в 1906 году о финансовых трудностях, с которыми все еще сталкивались его родители, поскольку они продолжали нести ответственность за братьев и сестер его матери. Он переехал из дома Исии 8 марта 1906 года и снял резиденцию в Морикава-тё в округе Хонго Токио, решив добиться финансовой независимости. [23] 2 апреля 1906 года он окончил Токийскую школу изящных искусств и в своем выпускном альбоме назвал французского художника Пьера Пюви де Шаванна своим любимым художником. [24] Он устроился на работу в Ракутена Китадзавы » «Tokyo Puck , юмористический журнал, созданный по образцу «American Puck» . [25]
Канаэ была разочарована постепенной потерей престижа ручной печати в Японии; Чтобы возродить интерес, в 1907 году он написал серию статей из четырех частей для художественного журнала Mizu-e, в которых исследовался широкий спектр печатных материалов и техник. [л] [24] Канаэ, Хакутей и бывший одноклассник Канаэ по художественной школе Морита Цунэтомо основали ежемесячный журнал Hōsun . [м] [22] первый номер которого вышел 15 мая 1907 года. Он был создан по образцу таких европейских журналов, как Cocorico , Jugend , Simplicissimus . [26] Содержанием были в основном литература, критика и художественные карикатуры. [25] и его издатели уделили большое внимание деталям графического дизайна. Они напечатали журнал на тонкой бумаге необычно большого размера. [н] и смешанная цветопередача с черно-белым. Вклад Канаэ включал его собственные гравюры, стихи хайку и вырезание печатных блоков по эскизам других. [22] Бывший учитель Канаэ по гравюре Сакураи Торакичи предоставил пластины для фотопечати. [27] Первый выпуск состоял из восьми страниц и включал дополнительную версию « Парка Сиба» Канаэ. Молодые художники сами распространили номер по книжным магазинам. Книга хорошо продавалась, круг авторов вырос, как и количество страниц, которое увеличилось до шестнадцати. [28]
Токио в период Мэйдзи (1868–1912) был очень открыт для иностранного, особенно европейского, влияния, и западные тенденции в искусстве быстро вытесняли традиционные японские, пока не распространились слухи о влиянии экспортированных укиё-э на искусство на Западе. . Художники, практически отказавшиеся от культуры периода Эдо, начали пересматривать ее и смешивать ее элементы с западными подходами. [29] Канаэ принимала участие во встречах группы писателей и художников «Пан но Кай» , целью которых было воссоздать атмосферу парижских кафе, таких как Guerbois импрессионистов Café . На одной из таких шумных богемных встреч пьяная Канаэ выпала из окна и приземлилась в саду внизу, завернутая в бумажную ширму сёдзи; он вернулся на собрание, как ни в чем не бывало. Полиция следила за этими собраниями, участников которых они подозревали в симпатиях к социалистам, и злилась на карикатуры, которые некоторые из участников публиковали. [30] Пан-но Кай пошел на убыль и завершился в 1911 году. [31]

Канаэ хотел возродить дух укиё-э периода Эдо в своих гравюрах, и с этой целью в 1911 году он основал Токийский клуб печати для производства и распространения таких гравюр. Он разместил объявление о наборе членов в Хосуне , но после закрытия журнала большинство связанных с ним артистов покинули Токио, и единственным участником, которого он смог нанять, был Ханджиро Сакамото. Пара начала серию под названием «Сога-бутай сугата» («Эскизы сценических фигур»). [the] портретов актеров кабуки в духе жанра якуша-э укиё-э. Сюжеты были зарисованы из спектаклей только что построенного Императорского театра и снабжены подписями на французском языке спереди и сзади на японском языке. Хотя Канаэ объявила, что будут репродукции тридцати четырех театральных пьес, только три комплекта по четыре репродукции - по два от каждого художника в каждом наборе - появились в июне, июле и сентябре того же года. [32] Эта работа представляет собой важный поворотный момент в его карьере, поскольку он отвернулся от западных техник, которые определяли его работу, к более японскому подходу, такому как использование плоских цветных участков. [33] Репродукции поначалу не продавались, но начали находить покупателей только после того, как в следующем году он уехал во Францию. Поскольку Канаэ отсутствовала, типография не смогла выпустить второй тираж, чтобы удовлетворить спрос. [31]
Канаэ перестал пренебрегать Хосуном , поскольку посвятил себя Сога-бутаю сугата . Хакутей и Цунэтомо покинули Токио. [31] и в июле того же года журнал прекратил свое существование после тридцати пяти номеров. [22]
Европа (1912–1916)
[ редактировать ]Канаэ хотела выйти замуж за Мицу Исии, но ее семья запретила это, особенно ее мать и брат Хакутей. Этот отказ огорчил его, и он разорвал дружбу с Хакутеем, хотя остался другом Цурузо. [34] Канаэ хотел изучать живопись в Париже, поэтому его отец организовал распространение и продажу работ сына, чтобы собрать средства для них, пока его не было. [35] Он отправился на Танго Мару из Кобе 6 июля 1912 года. [5] и пятьдесят три дня спустя приземлились в Марселе. Находясь на борту, он сделал, вероятно, первую из гравюр, которые отец собирался продать ему по подписке: под названием « Дикие куры » , на ней были изображены три китайские проститутки со связанными ногами, вдохновленные проститутками, которых он видел, когда проезжал через Шанхай. Он напечатал его в Париже, где в первые несколько месяцев изучал офорт в Школе изящных искусств . [35]

По прибытии Канаэ связался с художником Сандзо Вада , который жил в Париже с 1907 года. Вада познакомил его с Кунисиро Мицутани, и вскоре Канаэ переехал в студию рядом со студией Мицутани. Ему было трудно освоить французский язык, и он общался в основном с японскими художниками-эмигрантами, такими как Рюдзабуро Умехара и Сотаро Ясуи . [36] Его ближайшим другом был Мисэй Косуги, сотрудник журнала «Хосун» , который приехал в марте 1913 года, чтобы провести год, путешествуя по Европе. [37]
В 1913 году писатель Тосон Симадзаки посетил Канаэ, которого он знал по Уэде. Они поделились недавним опытом, когда им было отказано в браке. Тоусон написал о гравюре « На палубе» , которую Канаэ было трудно закончить: гравюре с изображением длинноволосой женщины на палубе « Танго Мару» , как это было в Сингапуре. Он был сделан из шести деревянных блоков вишни на бумаге васи тутового дерева , материалах, которые Канаэ привезла из Японии. Отпечаток был отправлен в Японию в мае того же года. [38] Пара отправилась в приморскую Бретань на шесть недель, начиная с июля, и вскоре к ним присоединился ряд других художников, которых привлекли туда рассказы о красоте региона, Курода Сэйки в 19 веке. написанные [38] Канаэ особенно плодотворно печатала гравюры, находясь в Бретани. [39]
Канаэ чувствовал себя изолированным от культуры и не нашел там искусства, которое бы он ценил. Он не любил картины Ван Гога , Моне и Эдуарда Мане . [37] Ему нравились работы Ренуара и Сислея , и Пюви де Шаванна, [37] восхищался картинами Сезанна , но отрицал какую-либо связь между ними и картинами кубистов, чьи произведения он очернял; [40] он писал, что только одна из трёх тысяч картин Матисса хороша. [40]

Канаэ возомнил себя реалистом [40] и был огорчен авангардом, который стал доминировать в европейском мире искусства; [41] ему было трудно понять и примирить это со своим пониманием реалистического идеала в западном искусстве. [39] Его разочарование и замешательство повлияли на его продуктивность; он выпустил несколько репродукций, которые должны были финансировать его пребывание, а языковой барьер затруднял поиск покупателей. [42] Его токийский агент покончил жизнь самоубийством после присвоения денег Канаэ и других клиентов. Он не мог заставить себя раскрыть финансовое положение себя и своих родителей, поэтому он поручил другому агенту, Рокуро Ватанабэ, отправить деньги в Париж только для того, чтобы он мог отправить их обратно своим родителям, которые находились под давлением ростовщика. [42] Помимо своего разочарования в западном мире искусства, Канаэ воочию стал свидетелем того влияния, которое японское искусство оказало на него. Хотя он держал подобные мысли при себе, он начал ощущать превосходство японского искусства — тех самых традиций, в которых он отказывал себе за годы обучения. [43]
Канаэ сумела получить средства от связей и отказалась досрочно вернуться в Японию, несмотря на уговоры друзей и соратников. Проблемы усугубились в середине 1914 года, когда разразилась Первая мировая война , и он узнал, что Мицу Исии женился. Война вынудила его из Парижа в Лондон, где он пробыл четыре месяца, большую часть времени больной бронхитом. [41] Он вернулся в Париж 11 января 1915 года. [44] но работы было мало, и музеи были закрыты. Он решил вернуться в Японию следующей весной, но сначала переехал с группой японских соотечественников в Лион , где нашел работу, которая принесла достаточно денег для поездки в Италию в марте 1916 года, чтобы увидеть шедевры Возрождения. По возвращении в Лион он узнал о смерти Сакурая и, наконец, приготовился вернуться в Японию. [45]
Самый дешевый маршрут для Канаэ в Японию лежал через Россию. Он отправился из Парижа 30 июня 1916 года через Англию, Норвегию и Швецию. В Москве он встретился с японским консулом и общественным критиком Нобуру Катагами ; последний познакомил его с пролетарским искусством [45] и посоветовал ему посетить Ясную Поляну , дом Льва Толстого , который он превратил в фермерскую школу. Опытный тронул Канаэ, который позже напишет: «Находясь летом 1916 года в Москве, я чувствовал, что передо мной две важные миссии. Одна — пропаганда бесплатного детского рисования, другая — утверждение крестьянского искусства. " [45] Канаэ посетил Московский музей Кустара , в котором с 1885 года выставлялось крестьянское декоративно-прикладное искусство. Он похвалил его высокое качество и этнический дизайн и посетовал, что индустриализация привела к снижению его воспринимаемой ценности и угрожает его выживанию. [46] Выставка детского творчества поразила Канаэ своей свободной выразительностью. [47]
В конце 1916 года Канаэ совершил долгое железнодорожное путешествие через Сибирь. По пути он получил телеграмму от поэта Хакусю Китахары . Они вели переговоры о руке сестры Китахары Иэко и наконец достигли соглашения. [48]
Возвращение в Японию и более поздняя карьера (1916–1935).
[ редактировать ]Канаэ вернулся в Японию в декабре 1916 года и возглавил переживающую трудности типографию Сакурая, которую он переименовал в Сейвадо. Осенью 1917 года он представил семнадцать картин маслом на тему йоги на выставке Нихон Бидзюцуин в Интэн. В том же году он женился на Иэко Китахара, издал учебник по живописи маслом и закончил ряд гравюр, подписка на которые была оплачена. [48]
Канаэ стремилась создать творческую ассоциацию гравюр. [49] основал Нихон Сосаку-Ханга Кёкай В июне 1918 года Канаэ вместе с литографом Кадзумой Одой, гравёром Такео Терасаки и художником по гравюре на дереве Коганом Тобари («Японское кооперативное общество творческой печати»). этот последний был членом Пан но Кай и также недавно вернулся из нескольких лет в Европе. Группа провела свою первую выставку в художественной галерее здания Мицукоси в Нихонбаши 15–20 января 1919 года. [50] На ней было представлено 277 произведений 26 художников, в том числе семнадцать гравюр на дереве и две гравюры Канаэ. Выставка привлекла двадцать тысяч посетителей и широко освещалась в средствах массовой информации, в том числе о сосаку-ханга в мартовском выпуске известного художественного журнала Mizu-e , в котором была опубликована статья, в которой Канаэ изложила принципы этого вида искусства и цели Нихон . Сосаку-Ханга Кёкай . В мае того же года шоу было повторено в ресторане Mitsukoshi в Осаке. [51]
В 1919 году Канаэ основала Японскую ассоциацию свободного детского рисования. [п] и провел свою первую выставку. Общественность была впечатлена ее демократическими идеалами, поскольку идея демократического образования набирала силу в Японии в период Тайсё (1912–26). Канаэ подчеркивал важность обучения студентов свободе, без которой они не могут расти, и очернял традицию обучения рисованию посредством копирования. Он продвигал эту идею в 1921 году в книге « Бесплатное обучение рисованию». [47] и ежемесячный журнал «Образование искусств и свободы» . [д] [52] Методы Канаэ получили широкое распространение, и учителя стали часто выводить учеников на улицу, чтобы они рисовали с натуры. [47] Эти идеи не избежали критики, и подъем милитаризма в Японии положил конец движению Канаэ в 1928 году; его возродили только после Второй мировой войны. [52]

Позже в 1919 году Канаэ переехал в Уэда , горную деревню Нагано, где жили его родители. Он получил финансирование от Министерства образования , Министерства сельского хозяйства и Mitsubishi для открытия школы. [53] [р] в том декабре [54] обучать сельское население навыкам декоративно-прикладного искусства, которые они могли бы использовать для увеличения своих доходов в долгие зимние месяцы. [53] как часть крестьянского художественного движения, сочетавшего творчество и полезность, [46] [с] вдохновленный крестьянскими ремеслами, которые он видел в России. [46]
В 1921 году зятья Риндзо Сатаке и Сёко Сасаки проконсультировались с Канаэ по поводу разработки пастельного мелка с масляным связующим ; Разработка заняла три года и привела к созданию первой в мире масляной пастели , продаваемой под названием Cray-Pas через Sakura Color Products Corporation . [55]
Крестьянское художественное движение имело успех в интеллектуальных и правительственных кругах. Выставка работ шестнадцати молодых людей в Мицукоши была хорошо принята. В 1923 году Канаэ основал Японский институт крестьянского искусства. [т] который расширился по всей стране с помощью увеличения государственного финансирования в 1925 году. [46] Критики движения считали его анахронизмом или лишением сельских ремесел их первоначального очарования посредством коммерциализации; [46] Канаэ считала, что движение мотивировано желанием сохранить творческую жизненную силу, а не чувством ностальгии или желанием сохранить старые традиции. [46]
Полиция заподозрила Канаэ в симпатиях к социалистам, поскольку он привез эту идею из России. [53] Полиция так изводила его, что он попросил Уничи Хирацуку , который преподавал там изготовление каркасов, отказаться от ношения куртки в русском стиле и подстричься. [56] Первоначальный энтузиазм Канаэ угас в течение следующих пяти лет: финансирование сократилось, поиск других покровителей утомил, мэр деревни обанкротился, [53] и его попытки найти способы, с помощью которых фермеры могли бы зарабатывать деньги на своих произведениях искусства, не увенчались успехом. [57] Через пять лет предприятие обанкротилось. [56]
Канаэ переключил свое внимание с гравюры на живопись. В 1922 году он был одним из основателей художественного общества Шуньё-кай для художников, желавших работать в западном стиле ( йога ). [58] Он был редактором журнала для членов ассоциации Atorie . [в] Он продолжал пропагандировать работу художников-гравюристов и легитимность гравюр как искусства. В 1928 году журнал посвятил номер сосаку-ханге , и с того же года Сюнё-кай включил приз в категории печатной продукции в свои ежегодные выставки. [59]
В 1924 году Канаэ поехала на месяц на Тайвань, чтобы понаблюдать за местными народными ремеслами и дать советы правительству по вопросам развития этой отрасли. Утилитарное ремесло аборигенов Тайваня произвело на него впечатление, превзошедшее его ожидания. [60] Тайваньские власти думали продвигать производство ремесленных изделий из бамбука и ротанга , но Канаэ считал, что они не могут конкурировать с аналогичной продукцией из Японии, и вместо этого продвигал производство как традиционных, так и новых продуктов с характерным местным колоритом, используя традиционные образцы для продажи в качестве сувениров и экспорта. . [61]
После шоу 1919 года Канаэ передала руководство Нихон Сосаку-Ханга Кёкай. [v] Косиро Ончи . [62] В 1931 году оно стало более обширным Нихон Ханга Кёкай («Японское кооперативное общество печати»). [50] В том же году типография Seiwadō обанкротилась. [48]
Возвращение к живописи и последние годы (1935–1946).
[ редактировать ]
В 1935 году Канаэ поселилась в Токио и полностью посвятила себя живописи. Он создал ряд картин маслом и акварелью, которые были выставлены в январе 1940 года в галерее Мицукоси. Шоу было хорошо встречено и посещалось, и на последовавшем за этим ужине Канаэ заявила: «Я доживу до мая моего восемьдесят пятого года. Поэтому я собираюсь сейчас сидеть сложа руки, пить сакэ и рисовать в свое удовольствие». ." [57]
На берегу озера Харуна в префектуре Гунма. [63] в 1942 году у Канаэ произошло кровоизлияние в мозг. [57] что частично парализовало его и лишило способности рисовать. Он продолжал рисовать столько, сколько мог, всю оставшуюся жизнь, чему мешала военная нехватка, и обратился к акварели, когда живопись маслом оказалась слишком требовательной из-за его инвалидности. Весной 1943 года [63] он вернулся в Уэду, где и провел оставшиеся годы. Он умер 8 октября 1946 года. [64] перенес операцию по поводу заворота в больнице Ниссиндо в Уэда. [54]
Стиль
[ редактировать ]В его гравюрах основным инструментом Канаэ было долото с изогнутым лезвием; в укиё-э этот инструмент обычно предназначался для зачистки, а прямое долото — для основной резьбы. Его резьба следовала западному подходу: вырезание плоскостей и линий белого цвета, тогда как традиционная японская техника заключалась в вырезании линий, подлежащих печати. [65]
- Принты Канаэ Ямамото
-
Китаянка , 1917 год.
-
Голландская девушка в пейзаже , 1915 год.
-
Бретонка , 1920 год.
-
Рыбаки
- Картины Канаэ Ямамото
-
Лето в Бретани , 1913 год.
-
Портрет Хамы Такахаши, 1917 год.
-
Признаки осени у подножья горы Токко , 1926 год.
-
Гора Фудзи из Ками-Иде , 1938 год.
-
Высокогорье Иидзуна , 1939 год.
Наследие
[ редактировать ]Когда его волновала какая-то идея, он погружался в нее. Жертва ничего не значила. То же самое было с творческой хангой, его школой и движением свободного искусства. Он был самоотверженным человеком, страстным человеком, человеком большой чувствительности. Думаю, если бы мне пришлось описать его одним словом, я бы назвал его «художник».
- Исии Цудзуро, Интервью в журнале «Современные японские гравюры: возрождение искусства » (1959) [66]
Европейские работы Канаэ оказали непосредственное влияние на художников его поколения. В них Косиро Ончи увидел потенциал гравюры на дереве, хотя его стиль больше обязан европейским художникам. [67] Уничи Хирацука пришел к убеждению, что «настоящий художник… должен самостоятельно резать блоки и печатать», как « Дюрер и Бьюик ». работали [68] Художники Сосаку-ханга последовали примеру Канаэ и использовали изогнутое долото для вырезания плоскостей, а не для определения линий, как в японской традиции. [65]
Датировка большинства работ Канаэ неизвестна. Считается, что работы, которые он подписывал латинскими буквами, были созданы после того, как он вернулся в Японию из Европы. [69] Количество копий гравюр Канаэ неизвестно; Предполагается, что количество отпечатков по подписке, которые он сделал в Европе, насчитывало от 25 до 50. [69] Канаэ сделала несколько отпечатков гравюры Рыбака — возможно, только одну или две — и ни одна из них не сохранилась. Десятилетия спустя семья Исии обнаружила этот блок в своем доме, и Оливер Стэтлер поручил Хашимото Окиие изготовить сорок копий памятного издания в 1960 году. [20]
Современная японская мысль о художественном образовании начинается с подхода Канаэ к бесплатному обучению рисованию. [70] Его положение в истории детского искусства и художественного образования аналогично положению Франца Цижека на Западе. [71] Учителя начальных школ быстро подхватили его идеи из-за недовольства новыми учебниками рисования [В] учебники, утвержденные правительством в 1910 году, в которых упор делался на копирование и игнорировался самовыражение. Ямамото стал первым публичным критиком учебников, и его методы привели к резкому сокращению их использования в 1920-х годах. [70] Ямамото призвал учителей выводить детей на улицу, чтобы они рисовали, — практика, которая по-прежнему распространена в японских начальных школах. [71] Хотя японский милитаризм приостановил его идеи с конца 1920-х годов. [52] педагоги возродили и расширили их, начиная с 1950-х годов. [71]
Муниципальный мемориальный музей Канаэ Ямамото. [х] В Уэде в префектуре Нагано был основан в 1962 году и в нем хранится около 1800 экспонатов, включая произведения искусства и документы Канаэ, а также ранние образцы крестьянских ремесел и детских работ, выполненных под его руководством. [72] В 2014 году музей закрылся, а его коллекция была объединена с коллекцией недавно созданного Городского художественного музея Уэда (Сантомюзе). [73] [74]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ямамото Ичиро , Ямамото Ичиро
- ^ Ямамото Рёсай , Ямамото Рёсай
- ^ Ямамото Таке , Ямамото Таке
- ↑ Бомбардировка Окадзаки во время Второй мировой войны уничтожила район и большую часть центра Оказаки, и от дома, где родилась Канаэ, не осталось и следа. [1]
- ↑ Ямамото Тама третья , дочь Рёсая.
- ^ Огай изучал медицину в Императорской японской армии с 1884 по 1888 год; Харада изучал там искусство с 1884 по 1887 год.
- ↑ В разгар войны Канаэ-подросток серьезно задумалась о будущей военной карьере. [11]
- ^ тога ( 刀画 , «изображение клинка»)
- ^ Кая, качо ( 蚊帳 , москитная сетка )
- ^ Хэйтан ( 平坦 , ровный; плоский; уровень )
- ^ Ханга ( распечатать изображение )
- ↑ Под названием 版のながさみ Han no nagasami «Развлечение печатания» оно публиковалось в февральских, мартовских, майских и августовских выпусках Mizue-e за 1907 год . [24]
- ^ Хосун ( 方寸 , «разум; пространство, занимаемое сердцем»)
- ^ Страницы Хосуна были 31,3 × 23,2 сантиметра (12,3 × 9,1 дюйма), [22] размер бумаги, называемый кикубай-бан . [26]
- ^ " Сога-бутай сугата "Эскизы сценических фигур
- ^ Японская ассоциация детского детского рисования ( Японская детская ассоциация свободного рисования , Нихон дзидо дзиюга кёкай )
- ^ Образование искусств и свободы ( 踊书Free Education , Geijutsu jiyū kyōiku ) [52]
- ^ Канаэ открыла школу на базе начальной школы Кангава в деревне Кангава (ныне часть Уэда). [54]
- ^ Крестьянское художественное движение ( крестьянское художественное движение , номин бидзюцу ундо ) [46]
- ^ Японский институт крестьянского искусства ( Институт крестьянского искусства , Номин бидзюцу реншудзё )
- ^ Атори — японское произношение французского слова atelier «мастерская».
- ^ Нихон Сосаку-Ханга Кёкай , «Японское общество творческой гравюры »
- ^ Синтей гачо ( 新定画书 )
- ^ Мемориальный музей Канаэ Ямамото Ямамото ( ) Кинен Бидзюцукан Канаэ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Косаки 1979 , с. 12.
- ^ Косаки 1979 , стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б с д Косаки 1979 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д Косаки 1979 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мерритт 1990 , с. 156.
- ^ Кубосима 2007 , с. 50.
- ^ Косаки 1979 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Наказава 1976 , стр. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Косаки 1979 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мерритт 1990 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Косаки 1979 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Косаки 1979 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Косаки 1979 , с. 17.
- ^ Косаки 1979 , с. 16.
- ^ Статлер 1959 , с. 10.
- ^ Косаки 1979 , с. 20.
- ^ Мерритт 1990 , с. 109.
- ^ Мерритт 1990 , с. 110.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 111–112.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 112.
- ^ Косаки 1979 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мерритт 1990 , с. 113.
- ^ Косаки 1979 , стр. 21–23.
- ^ Перейти обратно: а б с Косаки 1979 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Наказава 1976 , стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Косаки 1979 , с. 24.
- ^ Мерритт 1990 , с. 116.
- ^ Мерритт 1990 , с. 114.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 119–120.
- ^ Мерритт 1990 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с Косаки 1979 , с. 48.
- ^ Мерритт 1990 , с. 123.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 123–124.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 156–157.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 157.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 158–159.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерритт 1990 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерритт 1990 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 162.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 159–160.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 164–165.
- ^ Перейти обратно: а б с Мерритт 1990 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Длинный 2012 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б с Канеда 2003 , стр. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Длинный 2012 , с. 166.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 137–138.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 138.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 138–139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Канеда 2003 , стр. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Статлер 1959 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Сотрудники Муниципального музея Канаэ Ямамото .
- ^ Баггетта, Шнайдер и Роландер, 2010 , стр. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Статлер 1959 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Статлер 1959 , с. 16.
- ^ «Художники Сюнё-кай: празднуют 100-летие» . Станция Токио . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Мерритт 1990 , с. 143.
- ^ Кикучи 2007 , стр. 219.
- ^ Кикучи 2007 , стр. 219–220.
- ^ Мерритт 1990 , стр. 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , с. 176.
- ^ Статлер 1959 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б Статлер 1959 , с. 13.
- ^ Статлер 1959 , с. 17.
- ^ Миченер 1983 , с. 249.
- ^ Миченер 1983 , стр. 252–253.
- ^ Перейти обратно: а б Статлер 1959 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Римлянам 2005 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б с Римлянам 2005 , с. 235
- ^ Сузуки 1985 , стр. 105–107.
- ^ "Муниципальный музей, Канаэ Ямамото, Уэда. https://museum.umic.jp/kanae/index2.html (по состоянию на 23 апреля 2022 г.)
- ^ О Сантомиузе, https://www.santomyuze.com/facility/about/ (по состоянию на 23 апреля 2022 г.)
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Баггетта, Марла; Шнайдер, Уильям; Роландер, Натан (2010). Искусство пастели: откройте для себя методы создания прекрасных произведений искусства пастелью . Уолтер Фостер. ISBN 978-1-60058-195-3 .
- Канеда, Такуя (зима 2003 г.). «Концепция свободы в художественном образовании в Японии». Журнал эстетического воспитания . 37 (4). Издательство Университета Иллинойса : 12–19. дои : 10.2307/3527329 . JSTOR 3527329 .
- Кикучи, Юко (2007). Преломленная современность: визуальная культура и идентичность в колониальном Тайване . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-3050-2 .
- (1979). Косаки, Гундзи Биография Канаэ Ямамото: Художник-провидец с множеством мечтаний [ Критическая биография Канаэ Ямамото: Художник-пионер многих мечтаний ]. Синаноджи. ОСЛК 33580621 .
- Лонг, Хойт (2012). На неровной почве: Миядзава Кэндзи и формирование места в современной Японии . Издательство Стэнфордского университета .
- Мерритт, Хелен (1990). Современные японские гравюры на дереве: ранние годы . Издательство Гавайского университета .
- Миченер, Джеймс Альберт (1983). Плавающий мир . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-0873-0 .
- Сотрудники муниципального музея Канаэ Ямамото «Номин бидзюцу хатидзю сюнен якуси нэнпё» . Краткая историческая хронология 80-летия Крестьянского искусства. 80-летие крестьянского искусства: Краткая хронология. Веб-сайт Муниципального музея Канаэ Ямамото (на японском языке). Мультимедийный информационный центр города Уэда. Архивировано из оригинала 17 июля 2006 года . Проверено 19 апреля 2015 г.
- Накадзава, Канао (31 марта 1976 г.) «Ямамото Канаэ но гейдзюцу сисо то дзиюга кёику-рон». Художественная философия Канаэ Ямамото и теория бесплатного образования в живописи. Идея изобразительного искусства Канаэ Ямамото и его педагогическая теория «Дзиюга (Детское свободное рисование)». Дзинбун Гакухо (11): 37–89. hdl : 10748/2947 .
- Римляне, Мервин (2005). Истории художественного и дизайнерского образования: Сборник очерков . Интеллектуальные книги. ISBN 978-1-84150-131-4 .
- Статлер, Оливер (1959). Современные японские гравюры: возрождение искусства . Компания Чарльза Э. Таттла . ISBN 978-1-4629-0955-1 .
- Судзуки, Киёси (1985) . Художественные музеи в Синсю [ Художественные музеи Синсю (на японском языке ISBN ) . ] 978-4-586-50680-4 .
- ). Кубосима, Сэйитиро ( 2007 Канаэ, поездка в Кайту [ Поездка в Канаэ, Кайта ). ] (на японском языке Синано Майнити Симбунша 978-4-7840-7055-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Канда, Айко (2009 Ямамото Канаэ моногатари: Дзидо дзиюга то номин бидзюцу Синсю Уэда кара юмэ во отта отоко ). История Канаэ Ямамото: Детские бесплатные картины и крестьянское искусство Человек, который преследовал свою мечту из Уэда, Синсю [ Сказка о Ямамото Канаэ: Свободное детское рисование и фермерское искусство, человек, который последовал своей мечте из Уэда, Нагано ] (на японском языке). Синано Майнити Симбунся. ISBN 978-4-7840-7106-7 .
- Кубосима, Сейитиро (1999) От Канаэ до Кайты: Вага-сэймэй но хомура Синано но сора ни тодокэ. Канаэ и Кайта: Пламя моей жизни достигает небес Синано [ Канаэ и Кайта: Пламя жизни – к небесам Синано ] (на японском языке). Синано Майнити Симбунся. ISBN 978-4-7840-9852-1 .
- Миядзака, Кацухико (1988) Ямамото Канаэ: Тайро наки юме моте . Канаэ Ямамото: Мечты без выхода [ Канаэ Ямамото: От мечты не отступать ] (на японском языке). Гинга Шобо.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ямамото Канаэ ( категория ) на Викискладе?
- Муниципальный музей Канаэ Ямамото в Уэда, Нагано
- Сантомюзе (Городской художественный музей Уэда)