Курода Сэйки
Курода Сэйки | |
---|---|
Рожденный | Курода Синтаро 9 августа 1866 г. Кагосима , Япония |
Умер | 15 июля 1924 г. Токио , Япония | (57 лет)
Известный | Художник |
Движение | Йога |
Виконт Курода Сэйки ( 黒田 清輝 , 9 августа 1866 — 15 июля 1924) — японский художник и педагог, известный тем, что донес теорию и практику западного искусства до широкой японской аудитории.
Он был одним из лидеров движения йоги конца 19-го и начала 20-го веков (или западного стиля) в японской живописи , и в Японии его помнят как «отца живописи западного стиля». [1]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Курода родился в Такамибабе , домен Сацума (современная префектура Кагосима ), в семье самурая клана Симадзу , Курода Киёкане и его жены Яэко. [1] При рождении мальчика назвали Синтаро; это было изменено на Сэйки в 1877 году, когда ему было 11 лет. [1] В личной жизни он использовал имя Курода Киётеру, в котором используется альтернативное произношение тех же китайских иероглифов. [ нужна ссылка ]
Еще до своего рождения Курода был выбран своим наследником своим дядей по отцовской линии, Курода Киёцуна; формально он был усыновлен в 1871 году после поездки в Токио вместе со своей биологической и приемной матерью, чтобы жить в поместье своего дяди. [1] Киёцуна также был вассалом Симадзу. [1] чьи заслуги перед императором Мэйдзи в период Бакумацу и в битве при Тоба-Фусими привели к его назначению на высокие посты в новом имперском правительстве ; [1] в 1887 году он был назначен виконтом . [1] Благодаря своему положению Курода-старший был подвержен многим модернизирующим тенденциям и идеям, пришедшим в Японию в раннюю эпоху Мэйдзи ; Будучи его наследником, молодой Киётеру также учился у них и принял его уроки близко к сердцу.
В раннем подростковом возрасте Курода начал изучать английский язык , готовясь к учебе в университете; однако через два года он решил вместо этого перейти на французский язык . В 17 лет он записался на предуниверситетские курсы французского языка в рамках подготовки к запланированному изучению права в колледже. [1] Следовательно, когда в 1884 году зять Куроды Хасигути Науэмон был назначен во французскую миссию, было решено, что Курода будет сопровождать его и его жену в Париж, чтобы начать настоящее изучение права. [1] [2] Он прибыл в Париж 18 марта 1884 года. [3] и должен был оставаться там в течение следующего десятилетия. [1]
Обучение во Франции
[ редактировать ]Курода в юности брал уроки рисования, а приемная мать подарила ему акварельный набор при отъезде в Париж, но он никогда не рассматривал рисование как нечто большее, чем хобби. Однако в феврале 1886 года Курода присутствовал на вечеринке в японской миссии для японских граждан в Париже; здесь он познакомился с художниками Ямамото Хосуи и Фудзи Масазо , а также арт-дилером Тадамасой Хаяси . [4] специалист по укиё-э . Все трое убеждали молодого студента заняться живописью. [5] говоря, что он мог бы лучше помочь своей стране, научившись рисовать, как житель Запада, а не изучая право. [1] Курода согласился и начал формально изучать искусство в художественной студии, одновременно продолжая изучать право, чтобы доставить удовольствие своему приемному отцу. [6] Однако эта ситуация оказалась несостоятельной, и Куроде наконец удалось убедить своего отца позволить ему бросить учебу в области права и полностью посвятить себя живописи. [6] В мае 1886 года Курода поступил в студию Рафаэля Коллена . [3] [2] известный академический художник, выставлявший работы в нескольких парижских салонах . [6] Курода также получил руководство от Пьера Пюви де Шаванна , который повлиял на более позднее использование Куродой человеческого тела для представления абстрактных концепций. [7]
В 1886 году Курода познакомился с другим молодым японским художником, Куме Кейитиро , недавно прибывшим во Францию, который также присоединился к студии Коллина. Они подружились и вскоре стали соседями по комнате. Именно в эти годы он начал созревать как художник, сначала пройдя традиционный курс обучения в академической студии искусства, а затем, в конечном итоге, столкнувшись с пленэрной живописью. В 1890 году Курода переехал из Парижа в деревню Грез-сюр-Луан , колонию художников примерно в 70 километрах к югу от Парижа, основанную художниками из США и Северной Европы. Именно в Грез-сюр-Луан Курода впервые начал экспериментировать с техникой пленэра . [6] находя вдохновение в сельском пейзаже, а также в молодой женщине Марии Бийо, которая стала одной из его любимых моделей.
В 1893 году Курода вернулся в Париж и начал работу над своей самой важной на сегодняшний день картиной «Утренний туалет» , которая позже стала первой картиной обнаженной натуры, публично выставленной в Японии. [8] Это масштабное произведение, уничтоженное во время Второй мировой войны , было с большой похвалой принято Академией изящных искусств ; Курода намеревался привезти его с собой в Японию, чтобы разрушить японские предрассудки против изображения обнаженной фигуры. С картиной в руках он отправился домой через Соединенные Штаты, прибыв туда в июле 1893 года.
Вернувшись в Японию
[ редактировать ]Проведя долгие годы обучения во Франции, чтобы овладеть живописью в западном стиле, Курода стремился опробовать свои вновь обретенные навыки на пейзажах своей родной страны. [6] Вскоре после возвращения в Японию Курода отправился в Киото впервые в жизни и использовал технику пленэра для изображения знаменитых местных достопримечательностей, таких как гейши и древние храмы. [6] Картины, вдохновленные этой поездкой, включают «Майко» (1893, Токийский национальный музей ) и «Разговор о древнем романе» (1898, уничтожен). [9]
Когда Курода вернулся в Японию, самым известным обществом живописи в западном стиле было Общество изящных искусств Мэйдзи ( Мэйдзи Бидзюцукай [джа] ), которое находилось под сильным влиянием европейского академизма и Барбизонской школы . [6] который был представлен Японии итальянским художником Антонио Фонтанези в финансируемой государством Школе технических изящных искусств [it] ( Кобу Бидзюцу Гакко ), начиная с 1876 года. [10] Курода представил несколько своих картин на ежегодную выставку Общества изящных искусств Мэйдзи, на которой в 1894 году было представлено девять его работ. [6] Его новаторский стиль живописи, находящийся под сильным влиянием новейших европейских пленэров и техник импрессионизма , шокировал японскую публику. [6] Например, искусствовед Такаяма Чогю писал, что тот, кто находит этот тип живописи красивым, должен иметь «плохое зрение». [6] Однако многие молодые художники нашли новаторский стиль Куроды вдохновляющим и стали его учениками. [11] В частности, революционным считался стиль Куроды ярких цветовых тонов, подчеркивающих смену света и атмосферы. Кобаяси Манго, один из учеников Куроды того времени, вспоминал, что, когда Курода вернулся в Японию, это было как если бы «те, кто шел ощупью по дикой темной тропе, внезапно почувствовали единственный луч света». [11]
В 1894 году Ямамото Хосуи , один из художников, который поощрял Куроду изучать искусство во Франции, передал контроль над основанной им художественной школой Сэйкокан (生巧館) Куроде, который унаследовал всех учеников Ямамото. [1] Курода переименовал школу в Тэнсин Додзё (天心道場) и изменил ее педагогику, сосредоточив внимание на западных заповедях и пленэрной живописи. [1]
- Женщина, держащая мандолину , 1891 год.
- Страны , 1893 г.
- Этюд для разговора о древнем романе (Композиция II), 1896 г.
- Извержение , 1914 год, одна из шести картин серии « Сакурадзимы ». Извержение
- Поля , 1907 год.
- Лилии , 1909 год.
Споры
[ редактировать ]В апреле 1895 года Курода помог организовать Четвертую национальную промышленную выставку , проходившую в Киото; он также представил «Утренний туалет» для выставки в том же месте. Хотя за картину он был удостоен премии, выставка изображения обнаженной женщины перед таким большим количеством посетителей возмутила многих и вызвала фурор в прессе, где критики осудили предполагаемое нарушение социальных стандартов. [12] [13] Никто не критиковал технические аспекты картины, предпочитая вместо этого раскритиковать Куроду за ее сюжет. Куме, друг Куроды еще с парижских времен, написал для газетной публикации энергичную защиту обнаженной фигуры в искусстве, но это мало помогло. Со своей стороны, Курода хранил публичное молчание по этому поводу; однако в частном порядке он выразил мнение, что, по крайней мере морально, он одержал победу.
Дальнейшие споры разгорелись в октябре того же года, когда Курода выставил 21 свою работу, сделанную в Европе, на 7-й выставке Общества изящных искусств Мэйдзи. Куме также представил на выставке некоторые из своих работ, как и несколько учеников Курода из Тенсин Додзё. Посетители были поражены огромными различиями между пленэрным стилем Куроды и более формальными работами других художников, что побудило критиков сосредоточиться на разнице между старым и новым. Некоторые даже зашли так далеко, что предположили фракционное соперничество между двумя «школами» живописи: «Старой школой», представленной Обществом изящных искусств Мэйдзи, и «Новой школой», представленной Куродой и его учениками. [11]
Недовольный бюрократическими методами, присущими иерархии Общества изящных искусств Мэйдзи, Курода вышел из общества в июне 1896 года и основал свое собственное, конкурирующее художественное общество. [11] вместе с Куме и рядом их учеников. Новую группу окрестили « Обществом Белой Лошади » (白馬会, Хакубакай марки нерафинированного сакэ ), в честь любимой ими под названием «Белая Лошадь» (白馬, Ширума ). У Общества Белой Лошади не было установленных правил; скорее, это было свободное и равноправное собрание художников-единомышленников, единственной целью которых было найти для участников способ продемонстрировать свои работы. Группа проводила выставки каждый год, пока не распалась в 1911 году; Всего было проведено тринадцать представлений. На этих выставках ряд выдающихся художников впервые представились публике; среди них были Фудзисима Такеджи и Аоки Сигэру .
Академическая карьера
[ редактировать ]К 1896 году Курода был на пике своей карьеры. [11] В мае того же года Окакура Теншин , декан Токийской школы изящных искусств ( Токио Бидзюцу Гакко , современный Токийский национальный университет изящных искусств и музыки ), назначил Куроду директором недавно созданного факультета живописи в западном стиле. [14] Это позволило ему разработать еще более широкую учебную программу, предназначенную для студентов, изучающих искусство, и быть лучше подготовленным для охвата более широкой публики. Академическая роль с ее акцентом на структуру и соответствие контрастировала с ориентацией художника на индивидуальность, но Курода, тем не менее, с рвением подошел к своей новой роли. В частности, Курода подчеркивал важность рисования на природе непосредственно с натуры ( пленэра ) и настаивал на включении в учебную программу курсов анатомии и зарисовки живой обнаженной модели. [13]
В конечном итоге Курода поставил своей целью преподавание исторической живописи , чувствуя, что это самый важный жанр для изучения студентами. По его мнению, наибольшую социальную ценность имели картины, изображающие мифы, историю или такие темы, как любовь или мужество, в которых фигуры, нарисованные в позах и композициях, отражающих эти проблемы. Одновременно с этим было создано одно из его самых амбициозных произведений — « Разговор о древнем романе» . Картина была большим предприятием; Похоже, это был один из первых произведений, для которых Курода использовал рисунки углем и наброски маслом. Он будет использовать эту технику в большинстве своих более поздних работ, обучая ей также своих учеников. «Разговор о древнем романе», похоже, был задуман как настенная панель; как и большая часть работ Куроды, она была уничтожена во время Второй мировой войны, оставив лишь подготовительные исследования, указывающие на ее возможное величие.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]К этому времени Курода пользовался большим уважением не только в Японии, но и в мире искусства в целом; его триптих «Мудрость, впечатление, чувство» (завершен в 1900 году) был выставлен вместе с его работой 1897 года «На берегу озера» на Всемирной выставке, проходившей в 1900 году в Париже; он получил серебряную медаль. Однако «Лейксайд» , пожалуй, самая известная и узнаваемая работа Куроды в Японии. [1] [15] На нем изображена жена Курода Теруко, сидящая на берегу озера в знаменитом курортном городке Хаконе . [16] Лейксайд представляет собой апофеоз личного стиля Куроды, в котором он смягчил наиболее противоречивые аспекты европейского импрессионизма , объединив его с аспектами академизма и барбизонской школы , уделяя при этом особое внимание родным японским предметам, таким как японские пейзажи и одежда. [17] Результатом стал гибридный стиль, который историк искусства Чингсин Ву назвал «академическим импрессионизмом», который, по мнению Курода, был более приемлемым для японских вкусов и чувств. [18]
В 1907 году члены Общества Белой Лошади, в том числе Курода, участвовали в первой выставке Бунтена , спонсируемой Министерством образования ; их продолжающееся участие привело к роспуску группы в 1911 году. Тем временем Курода был назначен придворным художником при императорском дворе в 1910 году, став первым художником йоги, удостоенным такой чести. С тех пор и до конца жизни его творческая деятельность была свернута; он стал скорее политиком и администратором, создавая лишь небольшие произведения, предназначенные для демонстрации.
В 1917 году, после смерти своего отца, Курода унаследовал титул пэра казоку виконта, а в 1920 году был избран в Палату пэров , верхнюю палату Сейма Японии . В 1922 году Курода был назначен главой Императорской Академии художеств . В 1923 году он был награжден Большим крестом Почётного легиона ; это последовало за многочисленными другими наградами французского правительства в предыдущие годы. Курода умер дома в Азабу Когай-тё 15 июля 1924 года; сразу же после его смерти японское правительство наградило его Орденом Восходящего Солнца .
Наследие
[ редактировать ]Немногие художники оказали такое сильное влияние на японское искусство, как Курода. Как художник, он был одним из первых, кто представил широкой японской публике картины в западном стиле. Будучи учителем, он преподал многим молодым художникам уроки, которые сам усвоил в Париже; среди его учеников были такие художники, как Вада Эйсаку , которым суждено было стать одними из выдающихся японских художников своего поколения. Многие студенты также последовали примеру Куроды, выбрав обучение в Париже, что привело к лучшему пониманию более широких тенденций в западном искусстве со стороны многих японских художников двадцатого века; некоторые из них, такие как Асаи Чу , даже отправились за вдохновением в Грез-сюр-Луан.
В частности, стиль «академического импрессионизма», который продвигал Курода, примером которого являются такие знаковые картины, как «Берег озера» (1897 г.) и «Лилии» (1909 г.), достиг длительного преобладания в японском художественном обществе, сформировав основу современного западного стиля. художественное обучение и практика в Японии на многие десятилетия вперед. [18]
Однако, возможно, величайшим вкладом Куроды в японскую культуру было более широкое признание живописи западного стиля, которое он способствовал со стороны японской публики. Несмотря на их первоначальное сопротивление, ему удалось убедить их признать обоснованность теорий и практик искусства западного стиля. Это, в сочетании с почестями, оказанными ему позже в его жизни, свидетельствует о более широком понимании японским народом и их правительством важности йоги в их культуре.
Филателия
[ редактировать ]в качестве изображения памятных почтовых марок Две работы Курода были выбраны правительством Японии :
- 1967: Лейксайд (1897), на Неделе филателии 1967 года.
- 1980: Майко (1893), для серии «Современное искусство».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Танака, Ацуши. «Жизнь и искусство Курода Сэйки» . Мемориальный зал Курода . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ларкинг, Мэтью (25 июня 2014 г.). «Эволюция Сэйки Курода» . Джапан Таймс . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кавакита, Мичиаки (1974). Современные течения в японском искусстве: Обзор японского искусства Хэйбонся - Том. 24 . Уэтерхилл. п. 39. ИСБН 0-8348-1028-Х .
- ^ Макдональд, Айя Луиза (2003). «Курода, Сэйки» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T048345 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ «КУРОДА Сэйки» . Музей Артизон . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ву 2021 , стр. 134.
- ^ «Курода Сэйки и западная живопись · Курода Сэйки и западная живопись · Принятие и реинтерпретация: западная живопись в Восточной Азии в начале 20 века» . Skim607.omeka.net . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Бакленд, Розина (2008). Путешествие Бундзина к императорскому домашнему художнику Таки Катею (1830–1901) и трансформация литературной живописи в Японии конца девятнадцатого века . п. 224. ИСБН 978-0-549-79448-6 .
- ^ «Разговор о древнем романе» . Мемориальный зал Курода . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Ву 2021 , стр. 137.
- ^ Jump up to: а б с д и Ву 2021 , стр. 135.
- ^ Ву, Чингсин (2019). Параллельный модернизм: Кога Харуэ и авангардное искусство в современной Японии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 149. ИСБН 978-0520299825 .
- ^ Jump up to: а б Ву 2021 , стр. 138.
- ^ Ву 2021 , стр. 135, 137.
- ^ Тобункен. «Берег озера» . Tobunken.go.jp . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Ву 2021 , стр. 140.
- ^ Ву 2021 , стр. 139–141.
- ^ Jump up to: а б Ву 2021 , стр. 141-142.
Библиография
[ редактировать ]- Ву, Чингсин (2021). «Институционализация импрессионизма: Курода Сэйки и пленэрная живопись в Японии». В Бернсе, Эмили К.; Руди Прайс, Элис М. (ред.). Картирование импрессионистской живописи в транснациональном контексте . Рутледж. ISBN 978-0367490522 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1866 рождений
- 1924 смерти
- Художники из префектуры Кагосима
- Японские художники XIX века.
- Японские художники 20 века.
- Придворные художники
- Большой крест Почетного легиона
- Императорские бытовые художники
- Казоку
- Члены Палаты пэров (Япония)
- Члены Японской академии искусств.
- Люди из Кагосимы
- Люди из домена Сацума
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца
- Художники йоги
- Японские эмигранты во Франции
- Академический состав Токийского университета искусств