Утагава Тоёкуни

Утагава Тоёкуни ( японский : 歌川豊国 ; 1769 в Эдо — 24 февраля 1825 в Эдо), также часто называемый Тоёкуни I , чтобы отличить его от членов его школы , которые взяли на себя его го ( художественное имя ) после его смерти, был великим мастером укиё-э , известным, в частности, своими кабуки гравюрами актеров . Он был вторым главой знаменитой Утагава школы японских художников по гравюре на дереве и художником, который поднял ее на позицию огромной славы и власти, которую она занимала до конца девятнадцатого века.
Биография
[ редактировать ]Он родился в Эдо в семье Курахаси Горобея, резчика кукол и марионеток, в том числе реплик актеров кабуки. [1] Примерно в 14 лет Тоёкуни поступил в ученики к первому главе дома Утагава Утагаве Тоёхару , которого его отец хорошо знал и который жил неподалеку. [2] Одним из его однокурсников под руководством Тоёхару был Тоёхиро , чьим учеником был великий художник-пейзажист Хиросигэ . В знак признания его художественных способностей Тоёкуни позже взял имя Утагава Тоёкуни, следуя общепринятой практике использования одного слога имени своего мастера. [3]
Тоёкуни, похоже, не был «интуитивным гением». [4] полон решимости проложить новый путь; скорее, он, кажется, внимательно изучал тех, кто был до него, особенно Утамаро , Тёбунсая Эйши и Эйсосай Тёки . [5] и благодаря большому упорному труду он сначала овладел мастерством, а затем синтезировал их стили, чтобы создать свой собственный стиль. [6]
Он был известен главным образом своими гравюрами, связанными с театром кабуки, в частности портретами актеров якуша-э , область, которую он поднял на новую высоту. Однако он также создал другие жанры, такие как гравюры воинов муся-э , эротика сюнга и, в первую очередь, бидзин-га . [7]


В его актерских гравюрах, как и в Шараку , виден настоящий сюжет; но его отпечатки просто изображали то, что он видел, в отличие от Шараку, который преувеличивал те аспекты, которые он считал наиболее важными. О гравюрах Тоёкуни говорят, что они точно воссоздают то, что можно увидеть на сцене; они показывают актеров, играющих, а не просто фотографии актеров. [8] В совокупности эти характеристики сделали гравюры Тоёкуни гораздо более популярными среди театралов, чем гравюры Шараку. [9] хотя история пришла к выводу, что Шараку — более проницательный наблюдатель и великий художник. [10]
Его популярность и плодотворная деятельность [11] хотя, возможно, отчасти это и стало его погибелью. С 1803 по 1817 год его работы стали более статичными, хотя и стали более популярными. Он продолжал выпускать большое количество отпечатков, но качество, как правило, не соответствовало тому, что было в его прежние годы. Однако отдельные гравюры этого периода демонстрируют его прежний талант. [12]
Он умер в Эдо в 1825 году в окружении многих своих учеников. [13]
Имена
[ редактировать ]Как и большинство японских художников периода Эдо, Тоёкуни на протяжении всей своей жизни был известен под несколькими именами, некоторые последовательно, некоторые одновременно.
- Фамилия (фамилия — сэй ): Курахаши (Курахаши) [14]
- Имя в детстве ( ёмё ): Кумакичи (Кумакичи) [15]
- Прозвище (распространенное имя — цусё ): Кумаэмон (Кумаэмон) [16]
- Художественные имена (го- го ): Утагава Тоёкуни, Утагава Итиёсай, Итиёсай Тоёкуни. [17]
- Посмертное буддийское имя (каймё - хомё / буддийское имя - хомё ): Токумёин Джиссайрейго Синдзи. [18]
Кроме того, имя «Тоёкуни» транскрибировалось с помощью нескольких комбинаций символов кандзи , как самим художником, так и теми, кто писал о нем.
- Персонажи, используемые в написании Тоёкуни: Тоёкуни, Тоёкуни, Тоёкуни, Тоёкуни, Тоёкуни. [19]
Сегодня Тоёкуни почти повсеместно пишется иероглифами 豊国. Остальные кандзи больше не используются.
Ученики
[ редактировать ]
Двумя основными учениками Тоёкуни были мастера гравюры на дереве Кунисада и Куниёси , но в его школе было множество учеников. Действительно, школа Утагава после времен Тоёкуни была настолько мощной, что почти каждый известный японский художник-гравер либо имел в своем го один из этих двух иероглифов , либо, как Ёситоси , был учеником того, у кого он был. [20]
Его го , «Тоёкуни», первоначально использовалось после его смерти его зятем Тоёсиге , который поэтому известен нам как Тоёкуни II. После этого его передавали и использовали по очереди каждый глава школы Утагава . Таким образом, Кунисада также известен как Тоёкуни III . [21]
Ретроспективные наблюдения
[ редактировать ]Оценки его как художника несколько неоднозначны. Сообщается, что сам он однажды сказал:
- «Мои картинки – это просто то, что я рисую, и не более того!» [22]
Основная критика его работ связана с его «преимущественно подражательным» стилем. [23] и к «заметному снижению» качества работ на более позднем этапе его карьеры. [24] Однако стиль Тоёкуни восхищает такими характеристиками, как «декоративная напыщенность». [ нужна указание авторства ] [25] и «смелый, четкий дизайн». [ нужна указание авторства ] [26] Ему также приписывают такие новшества, как форматы диптихов, триптихов и полиптихов. [27] и с обучением будущих мастеров укиё-э. [28] Его работы с большой ясностью отражали мир вокруг него, особенно театр Кабуки, а его стиль был шагом вперед. Кроме того, он имел коммерческий успех и, таким образом, освободил гравюры на дереве от многих ограничительных канонов, которые ограничивали предыдущие поколения художников.
Серия печати
[ редактировать ]Вот очень неполный список его серий гравюр с датами:
- Виды актеров на сцене (ок. 1793 г.)
- Зарисовки семи элегантных образцов красоты (ок. 1800 г.)
- Виды элегантных гейш в характерных позах (ок. 1801 г.)
- Гейша Томимото (ок. 1830-1844)
Коллекции и музеи
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Поэтесса Оно-но Комачи под дождем
-
Актеры Кабуки, ок. 1800 г.
-
Кинокуния Савамура Соджуро III в роли Огиси Курандо, 1794 г.
См. также
[ редактировать ]- Список членов школы Утагава
- Итикава Омедзо в роли паломника и Итикава Яодзо в роли самурая (Тойокуни I)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Персиваль 1978, 30.
- ^ Чьяппа 2013
- ^ Персиваль 1978, 30.
- ^ Чьяппа, 2012 г.
- ^ Персиваль 1978, 30.
- ^ Ньюленд 2005, 502.
- ^ Маркс 2010, 96.
- ^ Тазава 1981, 346.
- ^ Тазава 1981, 346.
- ^ Чьяппа 2013
- ↑ По словам Маркса, к моменту своей смерти в возрасте 57 лет Тоёкуни выпустил более 90 серий печатных изданий, более 400 иллюстрированных книг и несколько сотен отдельных листов. (2010, 96)
- ^ Уотерхаус 1975, 200.
- ^ Уотерхаус 1975, 200.
- ^ Тазава 1981, 347.
- ^ Тазава 1981, 347.
- ^ Тазава 1981, 347.
- ^ ДОЖДЬ 2004
- ^ Маркс 2010, 96.
- ^ ДОЖДЬ 2004
- ^ Чьяппа 2013
- ↑ С момента получения имени Тоёкуни в 1844 году Кунисада постоянно подписывал свои работы Тоёкуни II, отказываясь признать легитимность своего предшественника Тоёкуни II. Однако его всегда называют Тоёкуни III (Маркс 2010, 120).
- ^ Ньюленд 2005, 502.
- ^ Лейн 1978, 151.
- ^ Уотерхаус 1975, 200.
- ^ Лейн 1978, 152.
- ^ Ньюленд 2005, 502.
- ^ Персиваль 1978, 32.
- ^ Тазава 1981, 346.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Садао Кикучи (перевод Роя Эндрю Миллера), Тоёкуни Утагавы (1769-1825) (Чарльз Э. Таттл, Ратленд, 1959)
- Фридрих Сукко, Утагава Тоёкуни и его время (Р. Пайпер, Мюнхен, 1924)
- Чьяппа, Дж. Ноэль. «Утагава Тоёкуни (1769–1825)» 2013. По состоянию на 24 сентября 2013 г.
- Лейн, Ричард. Образы из плавучего мира японской гравюры. Нью-Йорк: Конеки и Конеки, 1978.
- Маркс, Андреас. Японские гравюры на дереве: художники, издатели и шедевры 1680–1900 гг. Токио: Таттл, 2010.
- Ньюленд, Эми Рейгл. Эд. Хотей Энциклопедия гравюр на дереве , том. 2., 2005.
- Персиваль, Роберт. Укиё-э: Искусство для людей . Сент-Джон, Нью-Брансуик: MacMillan Press, 1978.
- Тазава, Ютака. Эд. Биографический словарь японского искусства . Токио: Коданся, 1981.
- RAIN (Интернет-список имен артистов Союза). «Утагава Тоёкуни» Дж. Пола Гетти Траст. 2004. По состоянию на 1 октября 2013 г.
- Уотерхаус, Дэвид. Образы Японии восемнадцатого века: гравюры укиё-э из коллекции сэра Эдмунда Уокера . Торонто: Королевский музей Онтарио, 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ] медиафайлы по теме: Утагава Тоёкуни Викискладе есть