Тоёхара Чиканобу
Тоёхара Чиканобу | |
---|---|
Рожденный | 1838 |
Умер | 1912 (73–74 года) |
Известный |
|
Тоёхара Тиканобу ( 豊原周延 , 1838–1912) , более известный современникам как Ёсю Чиканобу ( 楊洲周延 ) , японский художник и гравёр, широко известный как плодовитый художник по дереву в эпоху Мэйдзи.

Имена
[ редактировать ]Чиканобу подписал свою работу «Ёсю Чиканобу» ( Янчжоу Чжоу Ян ) . Это было его «художественное имя» ( название работы , сакухинмей ) . «Настоящее имя» художника ( настоящее имя , хонмё ) было Хашимото Наоёси ( 姧本 Наоёси ) . это было опубликовано в его некрологе. [ 1 ]
Многие из его ранних работ были подписаны «Мастерская Ёсю Чиканобу» ( 楊洲齋周延 , Ёсю-сай Чиканобу ) ; небольшое количество его ранних творений было просто подписано «Ёсю» ( 楊洲 ) . По крайней мере, один триптих из 12 Мэйдзи (1879 г.) существует с подписью «Ёсю Наоёси» ( 楊洲直義 ) .
На портрете императора Мэйдзи, хранящемся в Британском музее, есть надпись « по специальному заказу» ( 必 нужен Янчжоу Чжоу Янби , нарисованная Ёсю Чиканобу мотомэ ни оджите Ёсю Чиканобу хитсу ) . [ 2 ]
Не появилось ни одной работы, подписанной «Тойохара Чиканобу» или «Хасимото Чиканобу». [ 3 ]
Военная карьера
[ редактировать ]Чиканобу был вассалом клана Сакакибара из домена Такада в провинции Этиго . После распада сёгуната Токугава он присоединился к Сёгитаю и участвовал в битве при Уэно . [ 1 ]
Он присоединился к сторонникам Токугавы в Хакодатэ, Хоккайдо , где сражался в битве при Хакодатэ в Горёкаку звездном форте . Он служил под руководством Эномото Такеаки и Отори Кейсуке ; и он прославился своей храбростью. [ 1 ]
После капитуляции Сёгитая он вместе с другими был передан властям владения Такада. [ 1 ]
Художественная карьера
[ редактировать ]В 1875 году ( Мэйдзи 8 лет ) он решил попробовать зарабатывать на жизнь художником. Он отправился в Токио. Он нашел работу художника в Кайсин Симбун . [ 4 ] Кроме того, он создавал произведения искусства нисики-э . [ 1 ] В молодости он изучал Кано школу живописи ; но его интерес был привлечен к укиё-э . Он учился у ученика Кейсая Эйсена , а затем поступил в школу Итиясая Куниёси ; в этот период он называл себя Ёсицуру. После смерти Куниёси он учился у Кунисады. Он также называл себя Ёсю. [ 1 ]
Как и многие художники укиё-э , Чиканобу обращал свое внимание на самые разнообразные темы. Его работы варьировались от японской мифологии до изображений полей сражений его жизни и женской моды. Как и ряд других художников этого периода, он также изображал актеров кабуки в образах и хорошо известен своими впечатлениями от миэ ( мизансцены ) постановок кабуки. Чиканобу был известен как мастер бидзинга . [ 1 ] изображения красивых женщин, а также для иллюстрации изменений в женской моде, включая как традиционную, так и западную одежду. Его работы иллюстрировали изменения причесок и макияжа с течением времени. Например, на изображениях Чиканобу в «Зеркале веков » (1897) прически эпохи Тэнмэй , 1781-1789 гг. [ 5 ] отличаются от произведений эпохи Кэйо , 1865–1867 гг. [ 6 ] Его работы отражают переход от эпохи самураев к современности Мэйдзи, художественный хаос периода Мэйдзи, иллюстрирующий концепцию «фурумекашии/имамекашии». [ 7 ]

Чиканобу — известный художник периода Мэйдзи . [ 8 ] но его сюжеты иногда были взяты из более ранних исторических эпох. Например, одна гравюра иллюстрирует инцидент во время землетрясения в Ансей-Эдо в 1855 году . [ 9 ] Ранний период Мэйдзи был отмечен столкновениями между спорящими силами самураев, придерживавшихся разных взглядов на прекращение добровольной изоляции Японии и на изменение отношений между императорским двором и сёгунатом Токугава. [ 10 ] Он создал ряд впечатлений и сцен восстания Сацума и Сайго Такамори . [ 11 ] Некоторые из этих гравюр иллюстрируют период внутренних волнений и другие темы, представляющие актуальный интерес, в том числе такие гравюры, как изображение Инцидента в Имо 1882 года , также известного как Инцидент Джинго ( 壬午事変 , джинго дзихэн ) справа.
Наибольшее количество военных гравюр Чиканобу ( 戦争絵 , сенсо-э ) появилось в формате триптиха. Эти работы документировали Первую китайско-японскую войну 1894–1895 годов. Например, «Победа при Асане». [ 12 ] был опубликован вместе с одновременным отчетом о битве 29 июля 1894 года.
Среди тех, кто находился под влиянием Тиканобу, были Нобукадзу ( Ёсай Нобукадзу , Ёсай Нобукадзу ) и Гёкуэй ( Ёдо Гёкуэй , Ёдо Гёкуэй ) . [ 1 ]
Жанры
[ редактировать ]Батальные сцены
[ редактировать ]Примеры батальных сцен ( картина войны , сенсо-э ) включают:
- Война Босин 1868–1869 ( Война Босин , Босин сэнсо )
- Сацумское восстание 1877 года ( Сейнанская война , Сейнан сэнсо )
Примеры сцен из этой войны включают:
-
Сцена из битвы при Кагосиме
-
Сборище героинь Кагосимы
-
Битва при Нобеоке
- Джинго-инцидент, Корея, 1882 г. ( Джинго-инцидент , Джинго Джихен )
Примеры сцен из этой войны включают:
-
Морско-сухопутное сражение Корейского восстания
-
Японская миссия к корейцам
-
Боевая сцена из Корейского инцидента
- Китайско-японская война 1894–1895 ( Китайско-японская война , Ниссин сэнсо )
Примеры сцен из этой войны включают:
-
Батальная сцена времен Первой китайско-японской войны.
-
Батальная сцена времен Первой китайско-японской войны.
-
Батальная сцена времен Первой китайско-японской войны.
- Русско-японская война 1904–5 ( Русско-японская война , Нитиро сэнсо )
Примеры сцен из этой войны включают:
-
Батальная сцена Русско-японской войны.
Воинские принты
[ редактировать ]Примеры гравюр ( воинов включают Муша-э ) :
-
Серия Гэмпэй Сейсуики, Миура Дайсуке Ёсиаки (1093-1181)
-
Серия Адзума Нишики Чуя Курабэ, Кусуноки Масацура атакует они
-
Сэцу Гекка (1-я серия), Такаяся-химэ, дочь Тайра-но Масакадо
-
Сакакибара Ясумаса и Тоётоми Хидэеси на горе Комаки
-
Томоэ Гозен с Учида Иеёси и Хатакеяма-но Сигэтада
Фотографии красоты
[ редактировать ]Примеры «картинок красоты» ( 美人画 , Биджин-га ) включают:
-
Серия Адзума, кешо
-
Серия Шин Биджин, № 12
-
Сэцу Гекка (вторая серия), суймен но цуки
-
Серия Генто Шашин Курабэ, Арасияма
-
Серия Дзидай Кагами, Кенму нэнго (эпоха)
-
Адзума Фудзоку нэндзю гёдзи, 6-й месяц
-
Альбом Кёдо риссики № 42 Чикако
Исторические фотографии
[ редактировать ]Примеры исторических сцен ( 史教画 , Решики-га ) включают: Новейшая (эпоха Мэйдзи) история
-
Сцена японской диеты
-
Сцена в Доме пэров
-
Сцена заседания Тайного совета
Древняя история
-
Серия Нихон Рекиси Кёкун - Уроки истории Японии - Сираги Сабуро и Токиаки
-
Серия Нихон Рекиси Кёкун – Уроки истории Японии – Тадзима но ками Норимаса
-
Сёгун слушает судебный процесс в Фукиаге (замка Эдо)
Знаменитые места
[ редактировать ]Примеры живописных мест ( Мейсё-э , Мейсё-э ) включают:
-
Серия Никко Мешо, водопады Ханья и Хото
-
Храм Камейдо Тенджин
![]() |
![]() |
![]() |
Портреты
[ редактировать ]Примеры портретов ( портрет , Сёдзо-га ) включают:
-
Император Мэйдзи
Картины Просвещения
[ редактировать ]Примеры «картин просветления» ( 文kaihua絵 , Bunmei kaika-e ) включают:
Театральные сцены
[ редактировать ]Примеры «сцен кабуки/портретов актеров» ( 役者絵 , Якуша-э ) включают:
-
Сцена Кабуки
-
Сцена Кабуки
-
Куронуши пытается срубить вишневое дерево [ 13 ]
-
Сцена Кабуки
-
Сцена Кабуки, изображающая самурая Санады с пушкой.
-
Сцена Кабуки
Другие:
-
картина «Зеркало статуи всех царей мира», изображающая царей мира того времени.
Мемориальные гравюры
[ редактировать ]Примеры «Мемориальных гравюр» ( しえ , Shini-e ) включают:
-
Иваи Ханширо VIII, 1829–1882 гг.
-
Иваи Ханширо VIII
Женские развлечения
[ редактировать ]Примеры «Этикета и манер для женщин» ( 女禮式 , дзёрэйшики ) включают:
-
Серия Адзума Кай:Наблюдение за опаданием цветущей сакуры (ханами)
-
Серия Kaika kyōiku mari uta: обучение песням с кото и геккинами
-
Серия Shin bijin: Практика кандзи
-
Серия Nijūshi kō mitate e awase: Weaving Toei
-
Сэцу гекка, серия II: создание бонсэки
-
Адзума фудзоку фуку цукусисерия: покупка ткани для кимоно в магазине тканей.
-
Серия Фугаку-сю: Женщины копают моллюсков на пляже.
-
Типичные развлечения эпохи Мэйдзи
-
Японская цветочная икебана
Фотографии императора Мэйдзи
[ редактировать ]Примеры расслабления императора Мэйдзи:
-
Император Мэйдзи на выставке цветов
-
Император Мэйдзи в парке Асукаяма
-
Император Мэйдзи наслаждается прохладным вечером
Контрастные картинки
[ редактировать ]Примеры «Контрастных принтов» ( Mitate-e , Mitate-e ) включают в себя:
-
Митатэ дзюни ши из серии «Знак Быка»
-
Генто шасин курабэ, серия Канджинчо
-
Серия Имайо Токио Хаккей «Вечерний звонок» в Асакусе
-
Нидзюси Ко Митатэ Э Авасе из сериала «Олень-дояр»
Прославление гейши
[ редактировать ]Примеры этого жанра включают:
![]() |
![]() |
![]() |
Форматы
[ редактировать ]Как и большинство его современников, он работал в основном в Обан татэ-э. [ 14 ] формат. Существует довольно много серий одиночных панелей, а также множество других отпечатков этого формата, не входящих ни в одну серию.
Он продюсировал несколько сериалов в жанре «Обан ёко-э». [ 15 ] формате, которые затем обычно складывали крест-накрест, чтобы получился альбом.
Хотя он, пожалуй, наиболее известен своими триптихами, отдельными темами и сериями, известны также две серии диптихов. Существует как минимум три полиптиха. [ 16 ] отпечатки известны. [ 17 ]
Его подпись также можно найти на рисунках и иллюстрациях в ряде эхонов (книг с картинками), которые в основном носили исторический характер. Кроме того, существуют фан-принты учива-э (фанатские картины), а также ряд других. сохранившиеся до сих пор листы сугороку с его подписью и как минимум три отпечатка в какэмоно-э. [ 18 ] формате были выпущены в его последние годы.
Избранные работы
[ редактировать ]Статистический обзор, составленный на основе работ Хашимото Тойохары и о нем, OCLC / WorldCat включает около 300+ работ в 300+ публикациях на 2 языках и более 700 библиотечных фондах. [ 19 ]
- Птицы, преследующие Асонгхайские новости. Первое издание (1878 г.).
- Новые рассказы Берда Чай Асонга о море, 2-е издание (1878 г.) .
- История пяти человек, победивших горького демона. Первое издание (1879 г.).
- 2-й том девичьей гадючьей бездны (1880 г.)
- История белых ирисов Том 3 (1880) .
- Таносукэ Савамура Акебоно Зоши Первое издание (1880 г.) .
- Новые высказывания острова на реке Ланчжэньцзян, том 3 (1880 г.) .
- Новые рассказы с острова на реке Ланчжэньцзян, том 3 (1880 г.) .
- Новые поговорки острова на реке Ланчжэньцзян, том 1, часть 3 (1880 г.) .
- Новый отчет об острове на реке Ланчжэньцзян. Первый том (1880 г.).
- Новые высказывания острова на реке Ланчжэньцзян, том 2 (1880 г.) .
- Бандохико Санва первый класс. Первое издание (1880 г.).
- Новая история мести Юкиёси Каваками, том 2 (1881) .
- Новая история мести Юкиёси Каваками, первый том (1881).
- Санада Сандайки: Книга с картинками. Первый том (1882 г.).
- Акира Футаба Со. Часть 8 (1888).
- Акира Футаба Со. Часть 5 (1888).
- Тиёда-но Оку Янчжоу Чжоуяня (1895 г.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час См. «Ёсю Чиканобу [некролог]», Мияко Симбун , вып. 8847 (2 октября 1912 г.). п. 195:
«Ёсю Чиканобу, который представлял в Нишики-э Великую внутреннюю часть замка Тиёда и был известен как мастер бидзин-га , пять лет назад удалился в Симо-Осаки у подножия Готен-ямы и вел элегантную жизнь вдали от дома. от мира, но с июня прошлого года страдал от рака желудка и наконец умер в ночь на 28 сентября в возрасте семидесяти пяти лет.
Его настоящее имя — Хасимото Наоёси. Он был вассалом клана Сакакибара из владения Такада в провинции Этиго . После распада сёгуната Токугава он присоединился к Сёгитаю и участвовал в битве при Уэно . После поражения при Уэно он бежал в Хакодатэ, Хоккайдо , где сражался в битве при Хакодатэ в Горёкаку звездном форте под руководством Эномото Такеаки и Отори Кейсуке , прославившись своей храбростью. Но после капитуляции Сёгитая он был передан властям владения Такада. На восьмом году правления Мэйдзи, с намерением зарабатывать на жизнь тем, что ему нравилось, отправился в столицу и жил в городке Юсима-Тэндзин. Он стал художником Кайсин Симбун и параллельно создал множество произведений нисики-э. Что касается его художественного образования: когда он был моложе, он изучал Кано школу живописи , но позже переключился на укиё-э и учился у ученика Кейсай Эйсена ; а затем присоединился к школе Утагавы Куниёси , назвав себя Ёсицуру. После смерти Куниёси он учился у Кунисады. Позже он изучал нигао-э с Тоёхара Куничика и называл себя Исшунсай Чиканобу. Он также называл себя Ёсю.
Среди его учеников были Нобукадзу ( 楊斎延一 , Ёсай Нобукадзу ) и Гёкуэй ( 楊堂玉英 , Ёдо Гёкуэй ) как художник изображений на веерах ( учива-э ), и некоторые другие. Gyokuei продюсирует Кадзита Ханко. Поскольку только Нобукадзу сейчас здоров, некому стать преемником бидзин-ги Чиканобу, и, таким образом , Эдо-э после смерти Куничики погиб вместе с Чиканобу. Это крайне прискорбно». — перевод Кёко Ирие Селден (2 октября 1936, Токио — 20 января 2013, Итака), старший преподаватель кафедры азиатских исследований Корнелльского университета, в отставке. - ^ Британский музей, [1] гравюра на дереве. Портрет императора Мэйдзи
- ^ Библиотека Конгресса
- ^ Кайсин Симбун
- ^ «Тэнмэй, 1781-1789 :: Ксилографические гравюры Чиканобу и Ёситоси» . Ccdl.libraries.claremont.edu . Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ «Кейо, 1865-1867 :: Ксилографические гравюры Чиканобу и Ёситоси» . Ccdl.libraries.claremont.edu . Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ Майнер, Одагири и Моррелл в Принстонском справочнике по классической японской литературе, стр. 9, 27.
- ^ Гобрич, Мариус. «От Эдо до Мэйдзи: художник укиё-э Ёсю Тиканобу проследил трансформацию японской культуры», Japan Times. 6 марта 2009 г.; отрывок: « Мы думаем, что характеристики художника начинают проявляться примерно в конце 1880-х годов… До этого в своих ранних работах он склонен подражать своему учителю Тоёхаре Куничика » .
- ^ Гобрич, «От Эдо до Мэйдзи», Japan Times. 6 марта 2009 г.; отрывок: « На одной фотографии изображены люди, спасающиеся из разрушающегося дома во время землетрясения в Ансей Эдо в 1855 году, в результате которого, как сообщается, погибло более 6000 человек и разрушилась большая часть города. Что придает этому изображению особенно вневременное ощущение, так это тот факт, что благородная дама из Домой — в соответствии с правилами этикета и светского приличия — потрудилась сначала залезть в свой паланкин, прежде чем ее вынесут из разрушающегося дома » .
- ^ «Ёсю Чиканобу [некролог]», Мияко Симбун , вып. 8847 (2 октября 1912 г.). п. 195; Гобрич, «От Эдо до Мэйдзи», Japan Times. 6 марта 2009 г.; отрывок: « [Тиканобу] изначально был самураем-вассалом сёгуната Токугава, который участвовал в войне Босин (1868–1869 гг.), Положившей конец феодальной системе страны » .
- ^ Британский музей, Мэйдзи сёси нэнкай кидзи, 1877 г .; гравюра на дереве, триптих. Сайго Такамори и его последователи в восстании Сацума
- ^ «Победа при Асане, Корея; Китайско-японская война :: Гравюры Чиканобу и Ёситоси» . Ccdl.libraries.claremont.edu. 26 февраля 2001 г. Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ Кавайе, Рональд и др. (2004). Путеводитель по японской сцене: от традиционного к новейшему, стр. 138–139. , с. 138, в Google Книгах.
- ^ Формат Обан татэ-э (大判竪絵) имеет размеры ~ 35 x 24,5 см или около 14 x 9,75 дюймов и ориентирован вертикально. Дополнительную информацию о форматах гравюр см. в разделе «Печать гравюр на дереве в Японии».
- ^ Формат Обан ёко-э (大判竪絵) составляет ~24,5 x ~35 см или около 9,75 x 14 дюймов и расположен горизонтально. Дополнительную информацию о форматах гравюр на дереве см. в разделе «Печать гравюр на дереве в Японии».
- ^ в данном случае имеется в виду более трех панелей.
- ^ один из них представляет собой пятипанельную гравюру из серии «Покои императорских дам во дворце Тиёда», Конрей (こんれい) «Церемония бракосочетания», а также четырехпанельный тетраптих, изображающий Гору Золотого Дракона в парке Асакуса. Другой - очень известная гравюра из девяти панелей под названием Мэйдзи Сандзю-Ичи-Нен Ши-Гацу Тока: Тенто Сандзю-Нен Шукугакай Ёкё Гёрецу но Зу. 30-летие переноса столицы, Шествие в память тридцатой годовщины переноса столицы .
- ^ Формат какэмоно-э (掛物絵) составляет ~71,8 x ~24,4 см или около 28,3 x 9,6 дюйма и состоит из двух вертикально расположенных отпечатков обанатэ-э, соединенных на более короткой стороне. Дополнительную информацию о форматах гравюр на дереве см. в разделе «Печать гравюр на дереве в Японии».
- ^ «Новые истории из моря Берд Чейз Асонг. Первое издание» Worldcat.org Проверено 8 октября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кавайе, Рональд; Пол Гриффит; Акихико Сенда и Мансай Номура. (2004). Путеводитель по японской сцене: от традиционного к новейшему. Токио: Коданся. ISBN 978-4-7700-2987-4 ; ОСЛК 148109695
- Коутс, Брюс; Кёко Курита; Джошуа С. Мостоу и Аллен Хокли. (2006). Чиканобу: современность и ностальгия в японских гравюрах . Лейден: Хотей. ISBN 978-90-04-15490-2 ; ISBN 978-90-74822-88-6 ; ОСЛК 255142506
- Тилль, Барри. (2010). «Ксилографические гравюры Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912): взгляд на историю через искусство». Гонконг: Искусство Азии. Том. XL, № 4, стр. 76–98. ISSN 0004-4083 ; ОСЛК 1514382
Внешние ссылки
[ редактировать ]