Утагава Тоёхару
Утагава Тоёхару (歌川 豊春, ок. 1735–1814 ) был японским художником жанра укиё-э , известным как основатель школы Утагава и своими картинами уки-э в западном стиле , в которых использовалась геометрическая перспектива , чтобы создать ощущение глубина.

Родился в Тойооке , провинция Тадзима . [1] Тойохару сначала изучал искусство в Киото, затем в Эдо (современный Токио), где с 1768 года он начал создавать рисунки для гравюр на дереве укиё-э . Вскоре он стал известен своими «плавающими изображениями» уки-э пейзажей и известных мест, а также копиями западных и китайских перспективных гравюр. Хотя это были не первые перспективные гравюры в укиё-э, они первыми появились в виде полноцветных нисики-э и демонстрируют гораздо большее мастерство техники перспективы, чем работы его предшественников. Тойохару был первым, кто сделал пейзаж предметом искусства укиё-э, а не просто фоном для фигур и событий. К 1780-м годам он обратился в первую очередь к живописи. Школа искусств Утагава стала доминировать в укиё-э в 19 веке благодаря таким художникам, как Утамаро , Хиросигэ и Куниёси .


Жизнь и карьера
[ редактировать ]Утагава Тоёхару родился ок . [а] в Тойооке , провинция Тадзима . Он учился в Киото у Цурузавы Тангея в Кано школе живописи . Возможно, около 1763 года он переехал в Эдо (современный Токио), где учился у Ториямы Сэкиена . ( Говорят, что Тойо 豊 ) в художественном названии Тойохару ( 豊春 ) произошло от личного имени Сэкиена Тойофуса ( 豊房 ). [3] Некоторые источники утверждают, что он также учился у Исикавы Тойонобу и Нисимуры Сигэнаги . [4] Другие художественные имена, под которыми носил Тоёхару, включают Ичирюсай ( 一竜斎 ), Сенрюсай ( 潜竜斎 ) и Сёдзиро ( 松爾楼 ). Традиция гласит, что имя Утагава происходит от имени Удагава-тё, где Тоёхару жил в районе Сиба в Эдо. [3] Его обычное имя было Тадзимая Сёдзиро ( 道马屋 庄子郎 ), также он использовал личные имена Масаки ( 长树 ) и Син'эмон ( 新emon ). [4]
Работы Тойохару начали появляться около 1768 года. [3] Его ранние работы включают гравюры на дереве в изысканном, нежном стиле с изображением красавиц и актеров. [4] Вскоре он начал создавать перспективные гравюры уки-э с «плавающими изображениями» - жанр, в котором Тойохару применил одноточечную перспективу в западном стиле , чтобы создать реалистичное ощущение глубины. Большинство из них представляли собой известные места, включая театры, храмы и чайные домики. [3] Тойохару не были первыми Уки-э — Окумура Масанобу создавал подобные произведения с начала 1740-х годов и утверждал, что истоки этого жанра принадлежат ему. [5] Тоёхару были первыми уки-э в полноцветном жанре нишики-э , который развился в 1760-х годах. [6] [7] Некоторые из его гравюр были основаны на гравюрах, импортированных с Запада или Китая. [8]
С 1780-х годов Тоёхару, по-видимому, посвятил себя живописи, а кабуки и рекламные щиты. после 1785 года также создавал программы [9] Он возглавлял группу художников, участвовавших в реставрации Никко Тосё-гу в 1796 году. [3] Он умер в 1814 году и был похоронен в храме Хонкёдзи в Икебукуро под буддийским посмертным именем Утагава-ин Тоёхару Нитиё Синдзи ( 歌川院豊春日素士 ). [б] [11]
- Западное влияние на Тоёхару
- Канал Гранде от Санта-Кроче на восток
Каналетто , холст, масло, 18 век. - Канал Гранде от Санта-Кроче на восток
Антонио Визентини , гравюра на меди, 1742 г. - Колокол, звучащий на расстоянии десяти тысяч лье в голландском порту Франкай
Тоёхару, гравюра на дереве, ок. 1770-е годы
Стиль
[ редактировать ]
Харунобу , ок. 1760-е годы
Работы Тойохару отличаются нежностью, спокойствием и неприхотливостью. [4] и продемонстрировать влияние мастеров укиё-э, таких как Исикава Тойонобу и Судзуки Харунобу . [3] Харунобу впервые начал использовать полноцветную нишики-э. печать [12] и был особенно популярен и влиятелен в 1760-х годах, когда Тойохару впервые начал свою карьеру. [13]
Тойохару создал несколько гибких, изящных бидзинга портретов красавиц в гравюрах на столбах хасира-э . [4] всего около пятнадцати примеров его бидзинга , почти все из самого раннего периода. Известно [14] Одним из наиболее известных примеров работ Тойохару в этом стиле является набор из четырех листов, изображающий китайский идеал четырех искусств . [4] Тойохару выпустил небольшое количество гравюр актеров якуша-э , которые, в отличие от работ ведущей школы Кацукава , выполнены в ученом стиле Иппицусай Бунчо . [4]
Пока Тойохару тренировался в Киото, он, возможно, познакомился с работами Маруямы Окё , чьи популярные мегане-э представляли собой изображения в одноточечной перспективе, предназначенные для просмотра в специальной коробке на манер французской vue d'optique . [15] Тойохару, возможно, также видел китайские оптические гравюры, сделанные в 1750-х годах, которые вдохновили Окё на творчество. [16]
В начале своей карьеры Тоёхару начал заниматься уки-э, благодаря которому его больше всего помнят. Книги по геометрической перспективе, переведенные из голландских и китайских источников, появились в 1730-х годах, а вскоре после этого гравюры укиё-э, отображающие эти техники, появились сначала в работах Тории Киётада а затем Окумура Масанобу . Эти ранние примеры были непоследовательными в применении перспективных методов, и результаты могут быть неубедительными; Тойохару были гораздо ловчее, [17] хотя и не строгий - он манипулировал им, чтобы позволить изображать фигуры и объекты, которые в противном случае были бы скрыты. [18] Работы Тоёхару помогли впервые использовать пейзаж как тему укиё-э, а не просто фон для человеческих фигур. [19] или события, как в произведениях Масанобу. [20] Тойохару Самое раннее уки-э не может быть достоверно датировано, но предполагается, что оно появилось до 1772 года: в начале того же года. [с] Великий пожар Мэйва в Эдо уничтожил ворота Нио-мон в Уэно , ставшие предметом знаменитых видов Эдо Тойохару: Нио-мон в Уэно . [д] [10]

Некоторые из гравюр Тойохару были имитацией импортированных гравюр из знаменитых европейских мест, некоторые из которых были западными, а другие - китайскими имитациями западных гравюр. Названия часто были вымышленными: «Колокол, который звучит на протяжении десяти тысяч лье в голландском порту Франкай», представляет собой имитацию гравюры с изображением Большого канала Венеции , 1742 года Антонио Визентини основанной на картине Каналетто . [8] Тойохару назвал еще одну книгу «Перспективный взгляд на французские церкви в Голландии» , хотя он основывал ее на отпечатке Римского форума . [21] Тойохару получил лицензию с другими деталями иностранных земель, например, разрешил голландцам плавать в своих каналах. [12] Японская и китайская мифология также часто были предметом гравюр уки-э Тоёхару : техника иностранной перспективы придавала таким гравюрам экзотический вид. [22]
В его картинах никухицу-га влияние Тойонобу может показаться сильным, но в своих печатях на этих картинах Тойохару объявляет себя учеником Сэкиена. [4] [и] Его усилия способствовали развитию школы Ринпа . [3] Его картины пополнили коллекции зарубежных музеев, таких как Британский музей , Музей изящных искусств в Бостоне и Художественная галерея Фрира . Среди его картин есть складные ширмы бёбу — жанр, в котором, как говорят, зародилось укиё-э, но он стал редкостью в укиё-э после появления гравюр нисики-э . Шестипанельный пример весенней сцены в Ёсиваре. [ф] проживает во Франции [23] в частной коллекции. [24]
- Четыре искусства Тойохару
- Сямисэн
- Рисование
- Каллиграфия
- Игра в Го
- Перспективные принты от Тойохару
- Из седьмого акта « Канадехон Тюшингура» , ок. 1770-е годы
- Перспективный вид театров Сакаи-тё и Фукия-тё в ночь премьеры , ок. 1770-е годы
- Момотаро и его друзья-животные побеждают демонов , ок. 1770-е годы
Наследие
[ редактировать ]
Пик популярности творчества Тойохару пришелся на 1770-е годы. [8] К 19 веку перспективные техники западного стиля перестали быть новинкой и были поглощены японской художественной культурой, внедренной такими художниками, как Хокусай и Хиросигэ , [25] двух художников, которые больше всего запомнились своими пейзажами - жанром, который впервые придумал Тойохару. [26]
Школа Утагава , которую основал Тойохару, стала одной из самых влиятельных. [27] и создал произведения в гораздо большем разнообразии жанров, чем любая другая школа. [28] Среди его учеников были Тоёкуни и Тоёхиро ; [3] Тоёхиро работал в стиле своего учителя, а Тоёкуни [29] возглавлявший школу с 1814 года, [26] стал известным и плодовитым производителем репродукций якуша-э с изображением актеров кабуки. [29] Другими известными членами школы были Утамаро , Хиросигэ, Куниеси и Кунисада . [27] Хотя японские художественные школы, такие как Кацукава в укиё-э и Кано в живописи, подчеркивали единообразие стиля, общий стиль школы Утагава нелегко распознать, если не считать заботы о реализме и выразительности лица. [28] Школа доминировала в производстве укиё-э к середине 19 века, и большинство художников, таких как Кобаяси Киётика , которые документировали модернизацию Японии в период Мэйдзи, в годы упадка укиё-э, принадлежали к школе Утагава. [30]
Школа Тории просуществовала дольше, но у школы Утагавы было больше приверженцев. Это способствовало более тесным отношениям между учителями и учениками и более систематизированному обучению, чем в других школах. За исключением нескольких выдающихся примеров, таких как Хиросигэ или Куниёси, более поздним поколениям художников, как правило, не хватало стилистического разнообразия, и их работы стали символом упадка укиё-э в 19 веке. [13]
Тойохару также преподавал рисование. Его самым выдающимся учеником был Сакаи Хоицу . [3]
По состоянию на 2014 год глубокие исследования творчества Тойохару не проводились. Каталогизация и анализ его работ, а также печатей его и его издателей все еще находились в зачаточном состоянии. [31] Однако его работы хранятся во множестве музеев, в том числе в Музее искусств Карнеги , [32] Национальный музей азиатского искусства , [33] Мейдстонский музей , [34] Художественный музей Вустера , [35] Музей изящных искусств Сан-Франциско , [36] Институт искусств Миннеаполиса , [37] Портлендский художественный музей , [38] Музей изящных искусств, Бостон , [39] Метрополитен -музей , [40] университета Музей искусств Мичиганского , [41] Художественный музей Принстонского университета , [42] и Музей азиатского искусства в Сан-Франциско . [43]
- Члены школы Утагава
- Итикава Комазо II , Тоёкуни , ок .
- Женщина, вытирающая пот , Утамаро , ок. 1790-е годы
- Портрет Накамуры Фукусукэ I в образе Хаяно Канпея, Кунисада , 1860 г.
- Сто знаменитых видов Эдо: мост Суйдо и квартал Суругадай , Хиросигэ , 1857 год.
- Картины Тойохару и его последователей
- Зимняя вечеринка , цвет на шелке, Тоёхару, ок. конец 18 - начало 19 века
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Дата рождения Тоёхару рассчитана на основе надписи в книге «Сайтан Кёка Эдо Мурасаки» ( 歳旦狂歌江戸紫 ), напечатанной в «Кансей 7» ( ок. 1795 г. ), в которой он утверждает, что ему исполняется шестьдесят первый год. [2]
- ^ Храм расположен по адресу: 2-41-4 Минами Икебукуро, район Тоёсима, Токио. 35 ° 43'31 "N 139 ° 43'07" E / 35,725321 ° N 139,718633 ° E [10]
- ↑ 29-го дня второго месяца 9 Мейва , или 1 апреля 1772 г. [10]
- ↑ По оценкам ученых, знаменитые виды Эдо: Нио-мон в Уэно появились ок. 1770–71 гг . На основании цифр на изображении. [10]
- ↑ На одной из таких печатей написано «Ученик Ториямы Сэкиэн Тойофуса» ( 鸟山石届豊房门人 , Торияма Сэкиен Тойофуса Мондзин ) .
- ↑ , Син Ёсивара Харукаге-дзу Бёбу «Новые сцены в весеннем районе развлечений Ёсивара»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркс, Андреас (2010). Японские гравюры на дереве Художники, издатели и шедевры 1680-1900 гг . Издательство Таттл. ISBN 978-4-8053-1055-7 .
- ^ Международное общество укиё-э, 2008 , с. 64 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Маркс 2012 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ёсида 1974 , с. 279.
- ^ Визг 2002 , стр. 103–104.
- ^ Маркс, Андреас (2010). Японские гравюры на дереве Художники, издатели и шедевры 1680-1900 гг . Издательство Таттл. ISBN 978-4-8053-1055-7 .
- ^ Север 2010 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Скрич 2002 , с. 103.
- ^ Маркс, Андреас (2010). Японские гравюры на дереве Художники, издатели и шедевры 1680-1900 гг . Издательство Таттл. ISBN 978-4-8053-1055-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Гото 1976 , с. 75.
- ^ Маркс 2012 , с. 68; Ёсида 1974 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Литтл 1996 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Нойер, Либертсон и Йошида 1990 , с. 259.
- ^ Японская ассоциация укиё-э, 1980 , с. 38.
- ^ Литтл 1996 , стр. 83–84.
- ^ Литтл 1996 , стр. 96.
- ^ Король 2010 , с. 47.
- ^ Север 2010 , с. 177.
- ^ Стюарт 1922 , с. 224; Нойер, Либертсон и Йошида 1990 , с. 259.
- ^ Кинг 2010 , стр. 47–48.
- ^ Конте-Хельм 2013 , с. 9.
- ^ Литтл 1996 , стр. 84, 87.
- ^ Хигучи 2009 , с. 68.
- ^ Хигучи 2009 , с. 6.
- ^ Томпсон 1986 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б Белл 2004 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Солтер 2006 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Белл 2004 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 1922 , с. 224.
- ^ Мерритт 2000 , с. 18.
- ^ Мочимару 2014 , стр. 5.
- ^ «Коллекция СМОА» . Collection.cmoa.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Зимняя вечеринка» . Галерея искусств Фрира и галерея Артура М. Саклера . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Запутанная японская гравюра: голландские взгляды Тойохару» . Мейдстонский музей . 24 марта 2016 г. Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Приписывается Утагаве Тоёхару: Куртизанка с двумя молодыми служанками | Вустерский художественный музей» . www.worcesterart.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Утагава Тоёхару» . FAMSF Поиск в коллекциях . 21 сентября 2018 г. Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Сёки, Покоритель демонов, Утагава Тоёхару ^ Институт искусств Миннеаполиса» . Collections.artsmia.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Утагава Тоёхару» . portlandartmuseum.us . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Вид на Нихонбаши (Нихонбаши но дзю)» . Collections.mfa.org . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Петух, курица и цыплята | Япония | Период Эдо (1615—1868)» . www.metmuseum.org . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 9 января 2021 года . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ «Обмен: Крысиная свадьба» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Перспективная картина охоты на китов в заливе Кумано (Уки-э Кумано ура кудзира цуки но цу уки-э Кумано ура кудзира цуки но цу уки-э Кумано Ура кит внезапно вышел из моря) (2018-103) . » .edu Проверено 07 января 2021 г.
- ^ «Онлайн-коллекция Музея азиатского искусства» . searchcollection.asianart.org . Проверено 7 января 2021 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Белл, Дэвид (2004). Объяснение укиё-э . Глобальный ориентал . ISBN 978-1-901903-41-6 .
- Конте-Хельм, Мари (2013). Японцы и Европа: экономические и культурные встречи . А&С Черный. ISBN 978-1-78093-980-3 .
- , изд . Гото, Сигеки Серия укиё-э [ Сборник укиё-э ]. Том 9. Шуэйша .
- Хигучи, Кадзутака (2009). « Син Ёсивара Харукаге-дзу Бёбу , Утагава Тойохару Хицу». «Складная ширма Син Ёсивара с весенним видом», Тойохару Утагава [Новые сцены весеннего района развлечений Ёсивара, автор Утагава Тоёхару]. Укиё-э Гейдзюцу 158 ( ) .
- Международное общество укиё-э, изд. (2008). Укиё-э Дай-Джитен Энциклопедия Укиё-э [ Большой словарь укиё-э ] (на японском языке). Издательство Токио-до. ISBN 978-4-490-10720-3 .
- Японская ассоциация укиё-э (1980) Геншоку Укиё-э Дай-Хякка Дзитен. Основные цвета Энциклопедия Укиё-э, том 7 [ Оригинальная цветная Большая энциклопедия Укиё-э ]. Том. 7. Издательство Тайсюкан.
- Кинг, Джеймс (2010). За пределами большой волны: японская пейзажная гравюра, 1727–1960 гг . Питер Лэнг . ISBN 978-3-0343-0317-0 .
- Литтл, Стивен (1996). «Приманка Запада: европейские элементы в искусстве плавучего мира». Художественный институт Чикагского музейного дела . 22 (1). Чикагский институт искусств: 74–93, 95–96. дои : 10.2307/4104359 . JSTOR 4104359 .
- Маркс, Андреас (2012). Японские гравюры на дереве: художники, издатели и шедевры: 1680–1900 гг . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-0599-7 .
- Мерритт, Хелен (2000). Ксилографические гравюры Кучи-э: размышления о культуре Мэйдзи . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-2073-2 .
- Мочимару, Маюми (2014). «Утагава Тоёхару ни йору уки-э но гареки в костюме». Об истории живописи уки-э Тойохару Утагавы [ Творчество Укиё-э Утагавы Тоёхару]. э гейдзюцу 167). ( - Укиё
- Нойер, Рон; Либертсон, Герберт; Ёсида, Сусугу (1990). Укиё-э: 250 лет японского искусства . Студийные издания. ISBN 978-1-85170-620-4 .
- Норт, Майкл (2010). Художественные и культурные обмены между Европой и Азией, 1400-1900: переосмысление рынков, мастерских и коллекций . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6937-1 .
- Солтер, Ребекка (2006). Японские народные гравюры: от вотивных листовок до игральных карт . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-3083-0 .
- Визг, Тимон (2002). Линза в сердце: западный научный взгляд и популярные образы в Японии позднего периода Эдо . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-2594-2 .
- Стюарт, Бэзил (1922). Путеводитель по японским гравюрам и их тематике . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-23809-8 .
- Томпсон, Сара (зима – весна 1986 г.). «Мир японской гравюры». Бюллетень Художественного музея Филадельфии . 82 (349/350, Мир японской гравюры). Художественный музей Филадельфии: 1, 3–47. JSTOR 3795440 .
- , изд . Ёсида, Теруджи Энциклопедия укиё-э [ Энциклопедия Укиё-э ]. Том. 3. Габун-до. ISBN 978-4-87364-003-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Киши, Фумиказу (1990). «Уки-э ни окэру энкин-хо шисутему но кейсэй катей ни цуите - сита - Утагава Тойхару Кабуки-дзу но какушин» О процессе формирования системы перспективы в уки-э - Часть 2 - Инновации в «Кабуки-дзу» Утагавы Тойохару . Вестник факультета общего образования Университета Кинки . 22 (2). Департамент общего образования Университета Кинки: 115–144. ISSN 0286-8075 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Утагава Тоёхару Викискладе есть