Кобаяси Киётика
Кобаяси Киётика | |
---|---|
Киётика Кобаяши | |
Рожденный | Кобаяси Кацуносукэ 10 сентября 1847 г. Эдо , Япония |
Умер | 28 ноября 1915 г. Токио , Япония | (68 лет)
Национальность | японский |
Движение | укиё-э |
Кобаяси Киётика ( 小林 清親 , 10 сентября 1847 — 28 ноября 1915) — японский художник укиё-э , наиболее известный своими цветными гравюрами на дереве и газетными иллюстрациями. Его работы документируют быструю модернизацию и вестернизацию Японии в период Мэйдзи (1868–1912) и используют чувство света и тени, называемое косен-га вдохновленное западными художественными техниками. Его работы впервые нашли аудиторию в 1870-х годах благодаря репродукциям зданий и поездов из красного кирпича, которые получили широкое распространение после Реставрации Мэйдзи ; его гравюры о Первой китайско-японской войне Популярностью пользовались также 1894–1895 годов. В этот период печать на дереве вышла из моды, и многие коллекционеры [ ВОЗ? ] считают работу Кобаяси последним значительным примером укиё-э.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Киёчика родился Кобаяси Кацуносукэ ( 小林 勝之助 ) 10 сентября 1847 года (первый день восьмого месяца девятого года Кока по японскому календарю ) в Кураясики районе Хондзё в Эдо (современный Токио). Его отцом был Кобаяси Мохэ ( 茂兵衛 ), который работал мелким чиновником и отвечал за разгрузку риса, собранного в качестве налогов. Его мать Чикако ( 知加子 ) была дочерью другого такого же чиновника, Мацуи Ясуносукэ ( 松井安之助 ). Землетрясение в Эдо 1855 года разрушило семейный дом, но семья не пострадала. [1]
Несмотря на то, что Киётика был младшим из девяти детей своих родителей, он занял пост главы семьи после смерти своего отца в 1862 году и сменил имя с Кацуносукэ. Будучи подчиненным чиновника кандзё-бугё, Киётика отправился в Киото в 1865 году со свитой Токугавы Иэмоти , что стало первым визитом сёгуната в Киото за более чем два столетия. Они продолжили путь в Осаку, где Киётика впоследствии поселился. Во время войны Босин в 1868 году Киётика участвовал на стороне сёгуна в битве при Тоба-Фусими в Киото и вернулся в Осаку после поражения сил сёгуна. Он вернулся по суше в Эдо и снова поступил на службу к сёгуну. После падения Эдо он переехал в Сидзуоку , центр клана Токугава , где оставался в течение следующих нескольких лет. [1]
Киёчика вернулся в переименованный Токио в мае 1873 года вместе со своей матерью, которая умерла там в сентябре того же года. Он начал концентрироваться на искусстве и связался с такими художниками, как Сибата Зешин и Каванабэ Кёсай . [1] у которого он, возможно, учился живописи. [2] В 1875 году он начал создавать серию гравюр укиё-э , изображающих быстро модернизирующийся и вестернизирующийся Токио, и, как говорят, изучал живопись западного стиля под руководством Чарльза Виргмана . [1] В августе 1876 года он создал первую косен-га ( 光線画 , «изображения световых лучей»), гравюры укиё-э, в которых использовались натуралистические свет и тень в западном стиле. [1] возможно, под влиянием фотографии Симуки Рэндзё . [2]
-
Вид на токийский мост Син-Охаси под дождем , 1876 год.
-
Вид на Таканава Ушимачи под окутанной луной , 1879 год.
-
Огонь Рёгоку, зарисовка из Хама-тё , 1881 год.
Иноуэ Ясудзи начал обучение у Киётики в 1878 году, а начиная с 1880 года увидел публикацию своих собственных работ. Дом Киётики сгорел во время Великого пожара в Рёгоку 26 января 1881 года, когда он занимался рисованием. Он зарисовал Великий пожар в Хисамацу-тё 11 февраля, и эти пожары легли в основу хорошо принятых гравюр, таких как «Пожар в Рёгоку» из Хама-тё и «Вспышка огня, видимая из Хисамацу-тё» . [3] Спрос на его гравюры снизился в 1880-х годах, и Киётика обратился к комиксам для газет. [2] Издательство «Дандан-ша» наняло его с конца 1881 года, и его карикатуры появлялись в каждом выпуске сатирического журнала «Марумару Чинбун» с августа 1882 года. Он продолжал выпускать печатные издания, но в менее частых темпах. [3]
Они производились в основном с 1876 по 1881 год; Киётика продолжал публиковать гравюры укиё-э до конца своей жизни, но также много работал над иллюстрациями и эскизами для газет , журналов и книг. Он также создал ряд гравюр, изображающих сцены китайско -японской и русско-японской войн , в сотрудничестве с автором подписей Коппи Додзином , псевдонимом Нишимори Такеки (1861-1913), чтобы внести ряд иллюстраций в пропагандистскую серию «Нихон банзай». хякусен хякусё (« Да здравствует Япония: 100 побед, 100 смеха »). [4] [5] [6]
Китайско -японская война 1894–1895 годов ознаменовалась возрождением популярности гравюр, и Киётика был одним из самых плодовитых их производителей. [7] После этого рынок печатной продукции сократился, и жена Киётики открыла бизнес по продаже вееров и открыток, чтобы поддержать их. [8] Русско -японская война 1904–05 дала еще одну возможность для таких патриотических гравюр, но к тому времени они обрели гораздо меньшую популярность. Киёчика выпустил всего восемнадцать триптихов и несколько комиксов. [7] в целом более низкого качества, чем его более ранние гравюры. Скорее, на рынке доминировали фотографии спереди. [8]
-
Первая гравюра о китайско-японской войне, 1894 г.
«Говорили, что китайцев так легко напугать, что игрушечные солдатики могут заставить их кричать». -
Гравюра Русско-японской войны , изображающая царя Николая II, просыпающегося от кошмара, ок. 1904–05
-
Великая победа японского флота , 1904 год.
В более поздние годы Киёчика отказался от гравюр и посвятил себя живописи, которую практиковал в стиле, вдохновленном школой Сидзё . [8] Его жена Ёсико умерла в 1912 году. Киётика провел с июля по октябрь 1915 года в префектуре Нагано и посетил горячие источники Асама-Онсэн в Мацумото, чтобы вылечить свой ревматизм. 28 ноября 1915 года Киёчика умер в своем токийском доме в Накадзато, район Кита . Его могила находится в храме Рюфуку-ин в Мотоасакуса. [9]
Личная жизнь
[ редактировать ]Киётика женился на Фудзите Кину ; в апреле 1876 года [3] у них было две дочери: Кинко ( Гинко , р. 1878) и Цуруко ( Цуруко , р. 1881) Киёчика и Кину расстались примерно в 1883 году; в 1884 году он женился на Тадзиме Ёсико ( Тадзима Ёсико , ум. 13 апреля 1912), с которой он женился. было еще три дочери: Нацуко ( Natsuko , р. 1886), Сэйко ( Seiko , 1890–99) и Катсу ( Гозу , р. 1894). [10]
Стиль и анализ
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2015 г. ) |
Его карикатуры в « Марумару Чинбун», вероятно, представляют собой самую запоминающуюся работу Киётики. Юмор часто был нацелен на различия между японцами и иностранцами, число которых в Японии росло, хотя и ограничивалось определенными местами, в условиях неравноправных договоров, которые правительство Мэйдзи было вынуждено подписать. Киётика изображал иностранцев глупыми, а чьи недорогие современные товары он представлял как эстетически уступающие традиционным отечественным. [11] Открытая критика Киётики иностранного сообщества была необычной среди современных карикатуристов. [12] В своих карикатурах периода русско-японской войны он изображает русских трусливыми шутами; как правило, они более низкого качества, чем его предыдущие мультфильмы. [13]
В гравюрах Киётики проявляется забота о свете и тени, скорее всего, это влияние живописи в западном стиле, вошедшей в моду в Японии в 1870-х годах. [2] В своих гравюрах он использовал приглушенную палитру без более резких анилиновых красителей, которые вошли в употребление ранее в этом веке. [14] Его специальностью были ночные сцены, освещенные источниками композиции, например лампами. [2] Цвета придают его гравюрам мрачный вид, который препятствует однозначно положительному прочтению изображенной на них модернизации. [15]
в западном стиле Киётика использовал геометрическую перспективу , объёмное моделирование и светотень до такой степени, что отличает его работы от большинства его предшественников укиё-э. [14] В его композициях отражается влияние Хиросигэ на то, как объекты в кадре часто обрезаются по краям. [16]
Киётики Ксилографические гравюры отличаются от гравюр раннего периода Эдо таких вещей, как конные экипажи , башни с часами и железные дороги . , включающие в себя не только западные стили, но и западные сюжеты, поскольку он изображал появление в Токио [4] Современные городские пейзажи обычно служат фоном для человеческих приходов и уходов, а не центром внимания. [17] и, похоже, скорее наблюдают, чем прославляют или отрицают промышленную модернизацию Мэйдзи и ее продвижение фукоку кёхей («обогащать государство, укреплять армию»); напротив, современник Киётики Ёситоши со своими гравюрами с самурайскими сражениями прославлял консервативные ценности в противовес идеалам вестернизации. [18]
В период Эдо большинство художников укиё-э регулярно создавали эротические картинки сюнга , несмотря на государственную цензуру. В период Мэйдзи цензура стала более строгой, поскольку правительство хотело представить Японию, отвечающую моральным ожиданиям Запада, а производство сюнги стало дефицитным. Киёчика - один из художников, о которых известно, что они не создавали эротического искусства. [19]
-
Кот и фонарь , 1877 год.
-
Подвесной мост на территории замка , гр. 1879 г.
-
Храм Канда на рассвете , 1880 г.
-
Шесть изображений мальчика постарше , 1884 год.
-
Вид на гору Цукуба со стороны реки Сакура в Хитачи , 1897 год.
-
Хаконэ Сококура Юмото Мост у горячего источника Сококура, 1881 год.
Наследие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2015 г. ) |
Изображения Киётики вестернизации Японии эпохи Мэйдзи одновременно принесли пользу и препятствовали более поздней оценке его работ; он разочаровывает коллекционеров, ищущих идеализированную Японию прошлого, которая привлекает многих к укиё-э, но в то же время представляет собой исторический отчет о радикальных изменениях того времени. [20]
Цутия Коицу стал учеником Киётики и использовал в своих работах драматические световые эффекты, вдохновленные Киётикой; он проработал в доме Кобаяши девятнадцать лет. [21]
Ричард Лейн писал, что Киётика мог быть «либо последним важным мастером укиё-э, либо первым заслуживающим внимания художником-гравером современной Японии», но что «вероятнее всего, было бы правильнее рассматривать его как анахроническое пережиток более раннего возраста, второстепенного герой, чьих усилий по адаптации укиё-э к новому миру Японии эпохи Мэйдзи оказалось недостаточно». [22] Он считал, что лучшие произведения Киётики не уступают величайшим произведениям Хиросигэ , но находятся на одном уровне с лучшими произведениями Куниёси и Кунисады . [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Киккава 2015 , стр. 203.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мич-Пекарик 1986 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Киккава 2015 , стр. 204.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт и Ямада 1995 , с. 71.
- ^ «Прощальный подарок полезного белого флага, который заботливо дарит жена русского генерала, когда он уходит на фронт, говоря ему использовать его, как только он увидит японскую армию» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ «Куропаткин обеспечивает безопасность — ваш флаг не работает, попробуйте другой» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мерритт 1990 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б с Мич-Пекарик 1986 , с. 212.
- ^ Киккава 2015 , стр. 205.
- ^ Киккава 2015 , стр. 204–205.
- ^ Мич-Пекарик 1986 , стр. 194, 196, 198.
- ^ Мич-Пекарик 1986 , с. 199.
- ^ Мич-Пекарик 1986 , стр. 212–213.
- ^ Перейти обратно: а б Ло 1995 , с. 9.
- ^ Ло 1995 , стр. 23, 30, 33.
- ^ Ло 1995 , с. 15–16.
- ^ Ло 1995 , с. 12.
- ^ Ло 1995 , стр. 23, 26.
- ^ Бакленд 2013 , с. 260.
- ^ Лейн 1962 , стр. 293–294.
- ^ Мерритт 1990 , с. 64.
- ^ Лейн 1962 , с. 292.
- ^ Лейн 1962 , с. 293.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Боскаро, Андреа; Гатти, Франко; Равери, Массимо (1990). Переосмысление Японии: литература, изобразительное искусство и лингвистика . Пресса Святого Мартина .
- Бакленд, Розина (2013). «Сюнга в эпоху Мэйдзи: конец традиции?». Japan Review (26): 259–76. JSTOR 41959827 .
- Като, Ёсуке (2015). «Произведения Кобаяси Киёчика: Бунмей кайка но хикари то каге во мицумете ». Киётика Кобаяси: Взгляд на свет и тень цивилизации и просвещения [ Кобаяси Киётика: взгляд на свет и тень модернизации периода Мэйдзи ] (на японском языке). Сейгенша. стр. 194–197. ISBN 978-4-86152-480-6 .
- Киккава, Хидеки (2015). «Хронология Кобаяси Киётика: Бунмей кайка но хикари то каге во мицумете ». Киётика Кобаяси: Взгляд на свет и тень цивилизации и просвещения [ Кобаяси Киётика: взгляд на свет и тень модернизации периода Мэйдзи ] (на японском языке). Сейгенша. стр. 203–205. ISBN 978-4-86152-480-6 .
- Лейн, Ричард (1962). Мастера японской гравюры: их мир и работа . Даблдэй . [ ISBN отсутствует ]
- Лейн, Ричард (1978). Изображения из плавучего мира: японская гравюра . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780192114471 . OCLC 5246796 .
- Ло, Тереза Винг-Ян (1995). Загадка модернизации Японии: исследование просветительских гравюр 1870-х годов (PDF) (магистр искусств). Университет Британской Колумбии . дои : 10.14288/1.0099015 .
- Мич-Пекарик, Джулия (1986). Мир гравюры Мэйдзи: впечатления новой цивилизации . Уэзерхилл . ISBN 978-0-8348-0209-4 .
- Мерритт, Хелен (1990). Современные японские гравюры на дереве: ранние годы . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-1200-3 .
- Мерритт, Хелен; Ямада, Нанако (1995). Путеводитель по современным японским гравюрам на дереве, 1900–1975 гг . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1732-9 .
- Ямамото, Кадзуко (2015). «Смерть и возрождение гравюр укиё-э: изменения в оценке Киёчика : Бунмей кайка но хикари то каге во мицумете ». Киётика Кобаяси: Взгляд на свет и тень цивилизации и просвещения [ Кобаяси Киётика: взгляд на свет и тень модернизации периода Мэйдзи ] (на японском языке). Сейгенша. стр. 198–202. ISBN 978-4-86152-480-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- , Тадаясу (1978). Сакаи Киётика, просвещенный художник укиё-э. [ Кийотика, художник модернизации периода Мэйдзи ]. Серика Сёбо OCLC 23339701 .
- Самонид, Уильям Гарри (1981). Кобаяси Киётика: художник укиё-э периода Мэйдзи (BA). Гарвардский колледж .
- Смит, Генри ДеВитт; Тай, Сьюзен (1988). Киётика, художник эпохи Мэйдзи, Япония . Художественный музей Санта-Барбары . ISBN 978-0-89951-073-6 .
- Сугавара, Маюми (2009) . Гравюры укиё-э XIX века: время пейзажа, пространство истории [ Гравюры укиё-э XIX века: время пейзажей, пространство истории ] (на японском языке). Брюке. ISBN 978-4-434-13892-8 .
- Ёсида, Сусугу (1977): Сайго но укиёэси . Киётика Кобаяси: Последний художник укиё-э [ Кобаяси Киётика: Последний художник укиё-э ]. Катацумуриша OCLC 43079094 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Художественный музей префектуры Сидзуока
- Военные отпечатки Кобаяси Киётики в Wayback Machine (архивировано 18 июля 2021 г.)
- Гравюры из Нихон банзай хякусен хякусё (« Да здравствует Япония: 100 побед, 100 смеха »)
- Китайско-японская война 1894–1895 годов: в гравюрах и архивах (страница галереи) (Британская библиотека/Японский центр азиатских исторических записей)