Утамаро
Китагава Утамаро | |
---|---|
Утамаро Китагава | |
![]() Портрет Эйши , 1815 г. | |
Рожденный | Китагава Ичитаро в. 1753 г. |
Умер | 31 октября 1806 г. | ( 1806-10-31 )
Место отдыха | Сэнкодзи 35 ° 40'47,09 "N 139 ° 35'40,71" E / 35,6797472 ° N 139,5946417 ° E |
Стиль | Укиё-э |


Китагава Утамаро ( японский : 喜多川 歌麿 ; ок. 1753 — 31 октября 1806) — японский художник. Он является одним из самых уважаемых дизайнеров гравюр и картин укиё-э на дереве и наиболее известен своими бидзин окуби-э «изображениями красивых женщин с большими головами» 1790-х годов. Он также писал исследования природы, в частности иллюстрировал книги о насекомых.
О жизни Утамаро мало что известно. Его работы начали появляться в 1770-х годах, а известность он приобрел в начале 1790-х годов благодаря своим портретам красавиц с преувеличенными, вытянутыми чертами лица. Он создал более 2000 известных гравюр и был одним из немногих художников укиё-э, добившихся известности по всей Японии при жизни. В 1804 году он был арестован и закован в кандалы на пятьдесят дней за изготовление незаконных гравюр с изображением военного правителя XVI века Тоётоми Хидэёси , и умер два года спустя.
Работы Утамаро достигли Европы в середине девятнадцатого века, где были очень популярны, особенно во Франции. Он оказал влияние на европейских импрессионистов , особенно благодаря использованию частичных представлений и акценту на свете и тени, которым они подражали. Упоминание о «японском влиянии» среди этих художников часто относится к работам Утамаро.
Фон
[ редактировать ]Искусство укиё-э процветало в Японии в период Эдо с семнадцатого по девятнадцатый века. В качестве основных сюжетов в этой форме искусства использовались куртизанки , актеры кабуки и другие люди, связанные с образом жизни укиё «плавающего мира» в районах развлечений . массового производства . гравюры на дереве Наряду с картинами основной формой этого жанра были [1] Искусство укиё-э было ориентировано на простых горожан, находящихся на нижней социальной лестнице, особенно административной столицы Эдо . Его аудитория, темы, эстетика и массовость не позволяли ему рассматриваться как серьезное искусство. [2]
В середине восемнадцатого века полноцветные гравюры нисики-э стали обычным явлением. Они были напечатаны с использованием большого количества деревянных блоков, по одному на каждый цвет. [3] К концу восемнадцатого века наблюдался пик качества и количества работ. [4] Киёнага был выдающимся портретистом красавиц 1780-х годов, и высокие, изящные красавицы в его работах оказали большое влияние на Утамаро, который должен был стать его преемником в славе. [5] Сюнсё из школы Кацукава представил Окуби-э «изображение с большой головой» в 1760-х годах. [6] Он и другие члены школы Кацукава , такие как Сюнко , популяризировали форму репродукций актеров якуша-э , а также популяризировали напыление слюды на заднем плане для создания блестящего эффекта. [7]
Биография
[ редактировать ]

Ранний период жизни
[ редактировать ]О жизни Утамаро мало что известно. Он родился Китагава Ичитаро. [а] в с. 1753 . [9] Став взрослым, он был известен под именами Юсуке. [б] а позже Юки. [с] [10] Ранние источники указывают, что местом его рождения были Киото, Осака, Ёсивара в Эдо (современный Токио) или Кавагоэ в провинции Мусаси (современная префектура Сайтама ); ни одно из этих мест не было подтверждено. Имена его родителей неизвестны; Было высказано предположение, что его отцом мог быть владелец чайного дома Ёсивара или Торияма Сэкиэн . [9] художник, который его обучал [11] и который написал об Утамаро, игравшем в своем саду в детстве. [9]
Судя по всему, Утамаро женился, хотя о его жене мало что известно и нет никаких сведений о том, что у них были дети. Однако среди его работ немало гравюр с нежными и интимными домашними сценами, изображающими одну и ту же женщину и ребенка на протяжении нескольких лет взросления ребенка.
Ученичество и ранняя работа
[ редактировать ]Когда-то в детстве Утамаро попал под опеку Сэкиена, который описал своего ученика как умного и преданного искусству. [11] для высшего сословия Кано Сэкиэн, хотя и обучался в школе японской живописи , в среднем возрасте стал практиковать укиё-э , и его искусство было нацелено на горожан Эдо . Среди его учеников были поэты хайку и художники укиё-э, такие как Эйсосай Тёки . [12]
Первой опубликованной работой Утамаро может быть иллюстрация баклажанов в хайкай антологии поэзии Chiyo no Haru. [д] опубликовано в 1770 году. Его следующие известные работы появляются в 1775 году под именем Китагава Тоёаки. [и] [14] - обложка сборника пьес кабуки под названием «Сорок восемь знаменитых любовных сцен». [ф] который распространялся в театре Эдо Накамура-дза . [13] Как Тоёаки, Утамаро продолжал работать иллюстратором популярной литературы до конца десятилетия и иногда создавал в стиле якуша-э на одном листе. портреты актеров кабуки [15]
Молодой, амбициозный издатель Цутая Дзюдзабуро привлек Утамаро, и осенью 1782 года художник устроил роскошный банкет, в список гостей которого входили такие художники, как Кийонага, Китао Сигэмаса и Кацукава Сюнсё , а также такие писатели, как Ота Нанпо (1749–1823) . ) и Хосейдо Кисанджи . Считается, что именно на этом банкете художник впервые объявил свое новое художественное имя — Утамаро . По традиции он раздал специально изготовленную по этому случаю гравюру, на которой перед экраном с именами его гостей изображен автопортрет Утамаро, делающего глубокий поклон. [16]
Первая работа Утамаро для Цутая появилась в публикации 1783 года: « Фантастические путешествия плейбоя в стране гигантов» . [г] книжка с картинками кибёси , созданная в сотрудничестве с его другом Симидзу Эндзю, писателем. [час] В книге Цутая описал, как пара дебютирует. [я] [18]
В какой-то момент в середине 1780-х годов, вероятно, в 1783 году, он переехал жить к Цутая Дзюзабуро. Предполагается, что он прожил там около пяти лет. Кажется, он стал главным художником фирмы Цутая. Свидетельства о его гравюрах в течение следующих нескольких лет носят спорадический характер, поскольку в основном он создавал иллюстрации для книг кёка («сумасшедшие стихи»), пародии на классическую форму вака . Ни одна из его работ, созданных в период 1790–1792 гг., не сохранилась.
Высота славы
[ редактировать ]Примерно в 1791 году Утамаро отказался от создания гравюр для книг и сосредоточился на создании отдельных портретов женщин в поясной рост, а не на гравюрах женщин в группах, которые предпочитали другие художники укиё-э.
В 1793 году он добился признания как художник, и его полуэксклюзивное соглашение с издателем Цутая Дзюзабуро закончилось. Затем Утамаро создал несколько серий известных работ, в которых изображены женщины района Ёсивара .
За прошедшие годы он также создал ряд томов, посвященных исследованиям животных, насекомых и природы, а также сюнге , или эротике . Гравюры сюнга были вполне приемлемы в японской культуре и не ассоциировались с негативной концепцией порнографии, как это принято в западных культурах, а скорее считались естественным аспектом человеческого поведения и распространялись среди всех слоев японского общества. [19]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Цутая Дзюдзабуро умер в 1797 году, и после этого Утамаро жил в Кюэмон-тё, затем в Бакуро-тё и, наконец, недалеко от моста Бэнкэй. [20] Утамаро, видимо, был очень расстроен потерей своего давнего друга и сторонника. Некоторые комментаторы считают, что после этого события его творчество так и не достигло ранее достигнутых высот. [ ВОЗ? ]
В 1790 году вступил в силу закон, требующий, чтобы отпечатки для продажи имели печать одобрения цензуры. В последующие десятилетия цензура ужесточалась, и нарушители могли понести суровое наказание. С 1799 года даже предварительные проекты требовали утверждения. [21] Группа правонарушителей школы Утагава, в том числе Тоёкуни, была репрессирована в 1801 году. [22] В 1804 году Утамаро столкнулся с проблемами с законом из-за серии гравюр с изображением воинов -самураев со слегка замаскированными именами; изображение воинов, их имен и гербов в то время было запрещено. Не сохранились записи о том, какое наказание получил Утамаро. [23]
Арест 1804 г.
[ редактировать ]Эхон Тайкоки , [Дж] опубликованный с 1797 по 1802 год, подробно описывает жизнь военного правителя XVI века Тоётоми Хидэёси . Произведение было широко адаптировано, например, для Кабуки и Бунраку театров . Когда художники и писатели выпускали гравюры и книги на основе « Эхон Тайкоки» в пренебрежительном стиле укиё-э , это вызывало репрессии со стороны правительства. Вероятно, это самый известный случай цензуры периода Эдо. [24] Утамаро был заключен в тюрьму в 1804 году. [к] после чего он был скован вместе с Цукимаро, Тоёкуни, Шунтеем , Шуньэем и Джиппеншей Икку на пятьдесят дней, а их издатели были подвергнуты крупным штрафам. [26]
Правительственные документы по этому делу больше не сохранились, и других документов, касающихся инцидента, немного. Похоже, что Утамаро был самым выдающимся представителем группы. Художники могли оскорбить власти, назвав исторических деятелей по именам, с их опознавательными гербами и другими символами, что было запрещено, а также изобразив Хидэёси с проститутками. [л] кварталов удовольствий. [27] Среди гравюр Утамаро, подвергшихся цензуре, - один из даймё Като Киёмаса, вожделенно смотрящего на корейскую танцовщицу на вечеринке: [28] другой, где Хидэеси держит за руку своего пажа Исиду Мицунари в сексуально намекающей манере: [29] и еще один, где Хидэёси с пятью супругами наблюдает за цветением сакуры в храме Дайго-дзи в Киото, историческое событие, известное тем, что продемонстрировало расточительность Хидэёси. На последнем изображены имена каждой супруги, помещенные в типичные позы куртизанок на вечеринке Ёсивара. [30]
- Гравюры Утамаро подверглись цензуре 1804 года.
-
Като Киёмаса на вечеринке с корейскими танцорами
-
Хидэёси и его пять жен смотрят на цветение сакуры в Хигасияме
Смерть
[ редактировать ]В записях дата смерти Утамаро — 20-й день 9-го месяца года Бунка , что соответствует 31 октября 1806 года. [9] Ему дали посмертное буддийское имя Сёэн Рёко Синши. [м] [31] Судя по всему, из-за отсутствия наследников его могила в храме Сэнкодзи осталась без присмотра. Столетие спустя, в 1917 году, поклонники Утамаро отремонтировали обветшавшую могилу. [31]
Ученики
[ редактировать ]У Утамаро было несколько учеников, которые взяли такие имена, как Кикумаро (позже Цукимаро ), Хидемаро и Такемаро. Эти художники создали работы в стиле мастера, но ни одна из них не может сравниться по качеству с Утамаро. Иногда он позволял им поставить свою подпись. Из своих учеников Койкава Сюнчо женился на вдове Утамаро после смерти мастера и взял имя Утамаро II . [32] После 1820 года он выпустил свою работу под названием Китагава Тэцугоро . [33]
Анализ
[ редактировать ]
[Утамаро] создал совершенно новый тип женской красоты. Сначала он довольствовался тем, что нарисовал голову нормальных пропорций и совершенно определенно круглой формы; только шея, на которой была положена эта голова, была уже заметно стройна... К середине десятого десятилетия эти преувеличенные пропорции тела дошли до такой крайности, что головы были вдвое длиннее ширины, посажены на стройных длинных шеи, которые, в свою очередь, покачивались на очень тонких плечах; верхняя прическа выпирала до такой степени, что почти превосходила по протяженности самую голову; глаза обозначались короткими щелочками и отделялись необыкновенно длинным носом от бесконечно маленького рта; мягкие одежды свободно свисали с фигур почти неземной худобы.
- Вольдемар фон Зейдлиц , История японской гравюры на дереве , 1897 г. [34]
Та небольшая информация о жизни Утамаро, которая дошла до нас, часто противоречива, поэтому анализ его развития как художника опирается главным образом на сами его работы. [9] Утамаро известен прежде всего своими -женщин в стиле бидзинга портретами красавиц , хотя его работы варьируются от качо-э «изображений цветов и птиц» до пейзажей и книжных иллюстраций. [33]
Утамаро Ранняя бидзинга во многом следует примеру Киёнаги . В 1790-х годах его фигуры стали более преувеличенными, с худыми телами и длинными лицами с мелкими чертами. [34] Утамаро экспериментировал с линиями, цветом и техниками печати, чтобы выявить тонкие различия в чертах лица, выражениях и фоне предметов самых разных классов и происхождения. Индивидуализированные красоты Утамаро резко контрастировали со стереотипными, идеализированными образами, которые были нормой. [35]
К концу 1790-х годов, особенно после смерти его покровителя Цутая Дзюзабуро в 1797 году, качество потрясающей продукции Утамаро ухудшилось. [36] К 1800 году его преувеличения стали более радикальными: лица в три раза длиннее, чем их ширина, а пропорции тела составляют восемь длины головы по отношению к телу. К этому моменту такие критики, как Бэзил Стюарт, считают, что фигуры Утамаро «потеряли большую часть своей грации»; [34] эти более поздние работы менее ценятся среди коллекционеров. [ нужна ссылка ]
За свою карьеру Утамаро создал более двух тысяч гравюр, среди которых более 120 серий гравюр бидзинга . Он иллюстрировал почти 100 книг и около 30 картин. [14] Он также создал ряд картин и суримоно , а также множество иллюстрированных книг, в том числе более тридцати книг сюнга , альбомов и связанных с ними публикаций. Среди его самых известных работ — серии « Десять этюдов женской физиогномики» , «Сборник царствующих красавиц» , «Великие любовные темы классической поэзии» (иногда называемые «Влюбленные женщины», содержащие отдельные гравюры, такие как «Раскрытая любовь» и «Задумчивая любовь ») и «Двенадцать часов в Кварталы удовольствий . [ нужна ссылка ] Его работы появились как минимум у 60 издателей, Цутая Дзюзабуро и Изумия Ичибей . наиболее важными из которых были [14]
Он единственный из современных художников укиё-э при жизни добился национальной репутации. Его чувственные красавицы обычно считаются лучшими и самыми запоминающимися бидзинга во всем укиё-э . [37]
Ему удалось уловить тонкие аспекты личности и преходящие настроения женщин всех классов, возрастов и обстоятельств. С тех пор его репутация не пошатнулась. Работы Китагавы Утамаро известны во всем мире, и его обычно считают одним из полдюжины величайших художников укиё-э всех времен. [38]
Наследие
[ редактировать ]Утамаро был признан мастером своего возраста. Похоже, он добился общенациональной репутации в то время, когда даже самые популярные художники укиё-э Эдо были мало известны за пределами города. [39] Из-за своей популярности Утамаро имел много подражателей, некоторые из которых, вероятно, подписывали свои работы его именем; Считается, что сюда входят его ученики и его преемник Утамаро II. [32] В редких случаях Утамаро подписывал свои работы «настоящий Утамаро». [н] чтобы отличиться от этих подражателей. [33] Подделки и перепечатки работ Утамаро являются обычным явлением; он создал большое количество работ, но его более ранние, более популярные работы трудно найти в хорошем состоянии. [40]

Прическа , сухая игла и акватинта , ок. 1890–91
С середины 19 века во Франции прокатилась волна интереса к японскому искусству, получившая название Japonisme . Выставки японского искусства в Париже начали проводиться в 1880-х годах, включая выставку Утамаро в 1888 году немецко-французского арт-дилера Зигфрида Бинга . [41] Французские импрессионисты считали творчество Утамаро на уровне Хокусая и Хиросигэ . [42] Среди французских художников-коллекционеров работ Утамаро были Моне , [43] Дега , [44] Гоген , [45] и Тулуз-Лотрек [46]
Утамаро оказал влияние на композицию, цвет, [47] и чувство спокойствия в американской художницы Мэри Кассат . работах [48] Художника син-ханги («новые гравюры») Гойо Хасигути (1880–1921) называли «Утамаро периода Тайсё » (1912–1926) за его манеру изображения женщин. [49] Персонаж художника Сэйдзи Морияма в романе британского писателя Кадзуо Исигуро « Художник плавучего мира » (1986) имеет репутацию «современного Утамаро» благодаря сочетанию западных техник, подобных Утамаро, женским сюжетам. [50]
Утамаро В 2016 году Фукаку Синобу Кои установила рекордную цену за принт укиё-э, проданный на аукционе, в евро 745 000 . [51]

В ролевой игре Persona 5 2016 года есть персонаж по имени Юсуке Китагава, в честь фамилии Утамаро.
Историография
[ редактировать ]Единственная сохранившаяся официальная запись об Утамаро - это стела в храме Сенко-дзи, на которой указана дата его смерти 20-й день 9-го месяца года Бунка , что соответствует 31 октября 1806 года. В записи говорится, что ему было 54 года по восточноазиатскому времени. отсчет возраста , при котором возраст начинается с 1, а не с 0. Отсюда год рождения ок. 1753 . Выведено [9] [9]
Утамаро получил всеобщее признание как один из величайших мастеров этой формы. [52] Самый ранний документ о художниках укиё-э, Укиё-э Руйко , был впервые составлен во время деятельности Утамаро. Произведение не было напечатано, но существует в различных рукописях, которые разные авторы изменяли и дополняли. Самая ранняя сохранившаяся копия, Укиё-э Косё , писала об Утамаро: [53]
- Китагава Утамаро, личное имя Юсуке
- Вначале поступил в студию Ториямы Сэкиена и изучал живопись в школе Кано. Позже рисовал стили и манеры мужчин и женщин и временно жил с Эзошией Цутая Дзюзабуро. Сейчас живет в Бенкейбаши . Много нишики-э . [53]
Самые ранние всеобъемлющие исторические и критические работы по укиё-э пришли с Запада. [54] и часто отказывали Утамаро в месте в каноне укиё-э. [52] Книга Эрнеста Феноллоса « Мастера укиё-э» 1896 года была первым подобным обзором укиё-э. В книге утверждается, что укиё-э развивалось в направлении золотого века конца 18 века, который начал приходить в упадок с приходом Утамаро. [54] который он осудил за «постепенное удлинение фигуры и принятие сильных эмоций и экстравагантных взглядов». Феноллоса более резко критиковал учеников Утамаро, которые, по его мнению, «довели расточительность своего учителя до уродства». [55] В своих «Беседах о японских гравюрах» 1915 года Артур Дэвисон Фик согласился с тем, что с Утамаро укиё-э вступило в период преувеличенного маньеристического упадка. [56]
Лоуренс Биньон , хранитель восточных гравюр и рисунков в Британском музее , написал отчет в «Живописи на Дальнем Востоке» в 1908 году, который был похож на отчет Феноллосы, считая 1790-е годы периодом упадка, но помещая Утамаро в число мастеров. [57] Он назвал Утамаро «одним из мировых художников за присущие ему качества гениальности» и «величайшим из всех дизайнеров фигур» в укиё-э, обладающим «гораздо большим композиционным ресурсом», чем его сверстники, и «бесконечным» мастерством. способность к «неожиданным изобретениям». [58] Джеймс А. Миченер дал новую оценку развитию укиё-э в «Плавающем мире» 1954 года, в котором он называет 1790-е годы «кульминирующими годами укиё-э», когда «Утамаро довел грацию Сукенобу до вершины». [58] Сейитиро Такахаси Традиционные японские гравюры на дереве 1964 года установили золотой век укиё-э в период Киёнаги, Утамаро и Шараку , за которым последовал период упадка с объявлением, начавшимся в 1790-х годах, строгих законов о роскоши. это диктовало, что можно было изобразить в произведениях искусства. [59]
Французский искусствовед Эдмон де Гонкур опубликовал Оутамаро ». в 1891 году первую монографию об Утамаро « [60] при поддержке японского арт-дилера Тадамаса Хаяси . [61] Британский ученый укиё-э Джек Хиллер опубликовал в 1961 году монографию «Утамаро: цветные гравюры и картины» . [62]
Серия печати
[ редактировать ]Неполный список его серий печатных изданий и их дат включает:
- Утамакура (1788) отнести
- Избранные стихи (1791–1792)
- Десять типов женских физиогномик (1792–1793)
- Знаменитые красавицы Эдо (1792–1793)
- Десять научных исследований женщин (1792–1793)
- Антология стихов: Раздел о любви (1793–1794)
- Снег, луна и цветы зеленых домов (1793–1795)
- Пять оттенков чернил в северном квартале (1794–1795)
- Массив высших красавиц современности (1794 г.)
- Двенадцать часов зеленых домов (1794–1795)
- Знаменитые красавицы из шести лучших домов (1795–96)
- Цветущие красавицы наших дней (1795–1797)
- Множество страстных любовников (1797–1798)
- Десять форм женской физиогномики (1802 г.)
Картины
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Женщины, играющие с зеркалом, 1797 год.
-
Три красавицы наших дней ок. 1793 г.
-
Парикмахерская из сериала Двенадцать видов женского рукоделия
-
Женщина пьет вино
-
Хари-сигото («Рукоделие»), ок. 1794–95
-
Куртизанка Итикава из заведения Мацуба из сериала «Знаменитые красавицы Эдо»
-
Карагото из Дома Чодзия в Эдо-чо Ничеме из серии «Сравнение цветов куртизанки»
-
Цуитатэ-но Дандзё , ок .
-
Мать и дитя
-
Мужчина смазывает мужчину-проститутку, в то время как кто-то на заднем плане выглядывает из-за штор и наблюдает
-
Девушка дует в поппин
Примечания
[ редактировать ]- ^ Китагава Ичитаро ( Китагава Ичитаро ) ; обратите внимание, что написание Китагава отличается от написания, которое Китагава Утамаро использовал как художник. [8]
- ^ (勇助Юске [8]
- ^ (勇記Юки [8]
- ↑ Чиё -но Хару , «Вечная весна».
- ^ Китагава Тоёаки ( 北川豊章 ) ; « Китагава Тоёаки » также может читаться как «Тойоакира». [13]
- ^ знаменитых любовных сцен , ( Сорок восемь Шиджу Хатте Кои но Шоуакэ )
- ^ Миги но Тори Ташика ни Усо Сиккари Гантори-чо ( 义通慥和啌多雁令令 ) [16]
- ^ Симидзу 志水燕十Эндзю
- ↑ Утамаро и Эндзю, похоже, вместе работали над предыдущей книгой в 1781 году: « Краткая история портновских подвигов великого знатока Инари Мачи» ( англ . Minari Daitsūjin Ryakuengi ) , которую Утамаро подписал как «Утамаро, дилетант Синобугаока». Киёси Сибуи предполагает, что публикация работы могла быть отложена. [17]
- ^ 絵本太閤記 Эхон Тайкоки , «Иллюстрированные хроники регента»; семь частей в восьмидесяти четырех томах; текст Такеучи Какусаи, основанный на раннем «Тайкоки» Осе Хоана; иллюстрации Окада Гёкудзан [24]
- ↑ 23 июня 1804 г., согласно Ота Нанпо . дневнику [25]
- ^ проститутка Юдзё
- ^ Сёэн Рёко Синши ( Сёэн Рёко Синши ) [8]
- ^ Утамаро Сёмей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фитцхью 1979 , с. 27.
- ^ Кобаяши 1982 , стр. 67–68.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 80–83.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 91.
- ^ Лейн 1962 , с. 220.
- ^ Кондо 1956 , с. 14.
- ^ Гото 1975 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гото 1975 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коллия-Сузуки 2008 , с. 10.
- ^ Гото 1975 , с. 74; Кобаяши 1982 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Кобаяши 1982 , стр. 72.
- ^ Кобаяши 1982 , стр. 72–73.
- ^ Перейти обратно: а б Кобаяши 1982 , стр. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с Маркс 2012 , с. 76.
- ^ Кобаяши 1982 , стр. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Кобаяши 1982 , стр. 76.
- ^ Кобаяши 1982 , стр. 79.
- ^ Кобаяши 1982 , стр. 76, 79.
- ^ Хаякава, Монта; Герстл, К. Эндрю (2013). «Кто была аудитория «Сюнги?» ». Обзор Японии . 26 :17–36 – через JSTOR.
- ^ Гонкур, Лоси и Лоси 2012 , с. 11.
- ^ Миченер 1954 , с. 231.
- ^ Лейн 1962 , с. 224.
- ^ Коллия-Сузуки 2008 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 2007 , стр. 281–282.
- ^ Дэвис 2007 , с. 290.
- ^ Дэвис 2007 , с. 292.
- ^ Дэвис 2007 , стр. 289–291.
- ^ Дэвис 2007 , с. 304.
- ^ Дэвис 2007 , с. 305.
- ^ Дэвис 2007 , стр. 306–308.
- ^ Перейти обратно: а б Кобаяши 1982 , стр. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Гонкур, Лоси и Лоси 2012 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Стюарт 1922 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Стюарт 1922 , с. 44.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 88.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 88–89.
- ^ Харрис, Фредерик (2010). Укиё-э: искусство японской печати . Издательство Таттл. п. 65. ИСБН 978-4805310984 .
- ^ «Художники укиё-э – артелино» . www.artelino.com . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Кобаяши 1982 , стр. 69.
- ^ Стюарт 1922 , с. 46.
- ^ Хокенсон 2004 , стр. 186.
- ^ Айвс 1974 , с. 13.
- ^ Фрэли и Накамура 2006 , с. 96.
- ^ Дюма 1997 , с. 16.
- ^ Айвс 1974 , с. 96.
- ^ Айвс 1974 , с. 79.
- ^ Клемент, Узе и Эрболато-Рэмси 2000 , стр. 60.
- ^ Вайнберг 2009 , с. 238.
- ^ Браун 2006 , с. 22; Сетон 2010 , с. 81.
- ^ Льюис 2000 , с. 56.
- ^ AFP – Сотрудники города, 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Белл 2004 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 2004 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Белл 2004 , стр. 3–5.
- ^ Белл 2004 , с. 7.
- ^ Белл 2004 , с. 11.
- ^ Белл 2004 , стр. 8–10.
- ^ Перейти обратно: а б Белл 2004 , с. 10.
- ^ Белл 2004 , стр. 14–15.
- ^ Белл 2004 , с. 18.
- ^ Паслер 1986 , с. 275.
- ^ Белл 2004 , с. 308.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Сотрудники AFP – Джиджи (23 июня 2016 г.). «Гравюра Утамаро на дереве продана в Париже за рекордные 745 000 евро» . АФП – Джиджи Пресс . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
- Белл, Дэвид (2004). Объяснение года . Глобальный ориентал . ISBN 978-1-901903-41-6 .
- Браун, Кендалл Х. (2006). «Впечатления от Японии: взаимодействие печати Востока и Запада». В Джавиде, Кристина (ред.). Color Woodcut International: Япония, Великобритания и Америка в начале двадцатого века . Художественный музей Чейзена . стр. 13–29. ISBN 978-0-932900-64-7 .
- Клемент, Рассел Т.; Узе, Анник; Эрболато-Рэмси, Кристиана (2000). Женщины-импрессионистки: справочник . Издательская группа Гринвуд . ISBN 978-0-313-30848-2 .
- Коллия-Сузуки, Джина (2008). Представлен Утамаро: Путеводитель по предметам, темам и мотивам . Незу Пресс. ISBN 978-0955979606 .
- Дэвис, Джули Нельсон (2004). «Художественная идентичность и гравюры укиё-э: представление Китагавы Утамаро публике Эдо» . В Такеучи, Мелинда (ред.). Художник как профессионал в Японии . Издательство Стэнфордского университета . стр. 113–151. ISBN 978-0-8047-4355-6 .
- Дэвис, Джули Нельсон (2007). «Проблема с Хидэёси: цензура укиё-э и инцидент в Эхон Тайкоки 1804 года». Японский форум . 19 (3). Британская ассоциация японоведов : 281–315. дои : 10.1080/09555800701579933 . ISSN 1469-932X . S2CID 143374782 .
- Дюма, Энн (1997). Частная коллекция Эдгара Дега . Метрополитен-музей . ISBN 978-0-87099-797-6 .
- Фицхью, Элизабет Уэст (1979). «Перепись пигментов картин укиё-э в художественной галерее Фрира». Арс Ориенталис . 11 . Галерея искусств Фрира, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет: 27–38. JSTOR 4629295 .
- Фрели, Сондра; Накамура, Тамах (2006). Хиджиката Тацуми и Оно Кадзуо Рутледж. ISBN 978-1-134-25785-0 .
- Гонкур, Эдмон де; Лоси, Майкл; Лоси, Ленита (2012). Утамаро . Паркстоун Интернэшнл. ISBN 978-1-78042-928-1 .
- Гото, Сигеки, изд . Серия укиё-э [ Сборник укиё-э ] (на японском языке). Том. 5. Шуэйша . OCLC 703810551 .
- Хокенсон, Ян (2004). Япония, Франция и эстетика Востока и Запада: французская литература, 1867–2000 . Издательство Фэрли Дикинсона Univ . ISBN 978-0-8386-4010-4 .
- Айвз, Колта Феллер (1974). Большая волна: влияние японских гравюр на дереве на французские гравюры . Метрополитен-музей . ISBN 978-0-87099-228-5 .
- Кобаяши, Тадаши (1982). Утамаро: Портреты из парящего мира . Переведенный Марк А. Харбисон (пересмотренная редакция). Коданша . ISBN 4-7700-2730-3 .
- Кобаяси, Тадаси (1997) Укиё-э: Введение в японские гравюры на . Kodansha ISBN дереве 978-4-7700-2182-3 .
- Кондо, Ичитаро (1956). Китагава Утамаро (1753–1806) . Перевод Чарльза С. Терри. Таттл. OCLC 613198 . [ ISBN отсутствует ]
- Лейн, Ричард (1962). Мастера японской гравюры: их мир и работа . Даблдэй . OCLC 185540172 . [ ISBN отсутствует ]
- Льюис, Барри (2000). Кадзуо Исигуро . Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-0-7190-5514-0 .
- Маркс, Андреас (2012). Японские гравюры на дереве: художники, издатели и шедевры: 1680–1900 гг . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-0599-7 .
- Миченер, Джеймс Альберт (1954). Плавающий мир . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-0873-0 .
- Паслер, Янн (1986). Противостояние Стравинскому: человек, музыкант и модернист . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05403-5 .
- Сетон, Алистер (2010). Коллекционирование японского антиквариата . Издательство Таттл . ISBN 978-4-8053-1122-6 .
- Стюарт, Бэзил (1922). Путеводитель по японским гравюрам и их тематике . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-23809-8 .
- Вайнберг, Хелен Барбара (2009). Американский импрессионизм и реализм: знаковая выставка МЭТ, Метрополитен-музей, Нью-Йорк . Метрополитен-музей . ISBN 978-1-876509-99-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зигфрид Бинг , Искусство Утамаро ( Студия , февраль 1895 г.)
- Джек Хиллиер, Утамаро: цветные гравюры и картины (Файдон, Лондон, 1961)
- Мунэсигэ Наразаки, Садао Кикучи (перевод Джона Бестера), Шедевры укиё-э: Утамаро (Коданся, Токио, 1968)
- Сюго Асано, Тимоти Кларк, Страстное искусство Китагавы Утамаро (British Museum Press, Лондон, 1995)
- Джули Нельсон Дэвис, Утамаро и зрелище красоты (Reaktion Books, Лондон и Гавайский университет Press , 2007)
- Джина Коллиа-Сузуки, Полное собрание гравюр Китагавы Утамаро: описательный каталог (Nezu Press, 2009) - полный каталог-резонне
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Утамаро в Британском музее
- Исследование мира Китагавы Утамаро
- Книги Утамаро в музее Фицуильяма, Кембридж
- Китагава Утамаро на сайте www.artcyclepedia.com.
- Песни сада , «Книга насекомых» Утамаро из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступна онлайн в формате PDF)