Три красавицы наших дней
Три красавицы наших дней | |
---|---|
Японцы: три красавицы одновременно Тодзи Сан Биджин | |
![]() Первое издание в коллекции Музея изящных искусств Бостона. Слева: Такасима Хит; в центре : Томимото Тойохина; правильно : я дал Kind | |
Художник | Китагава Утамаро |
Год | в. 1793 |
Тип | Нисики-э Цветная гравюра на дереве |
Размеры | 37,9 см × 24,9 см (14,9 × 9,8 дюйма) |
красавицы современности» — дереве . ок э нисики - цветная гравюра на «Три 1792–93 японского укиё-э художника Китагава Утамаро ( ок. 1753–1806 ). Треугольная композиция изображает профили трех знаменитых красавиц того времени: гейши Томимото Тойохины и официанток чайного дома Нанивая Кита и Такасима Хиса. Гравюра также известна под названиями « Три красавицы эпохи Кансэй» ( , Kansei San Bijin ) и «Три знаменитые красавицы» ( English Man English Man , Kōmei San Bijin ) .
Утамаро был ведущим художником укиё-э 1790-х годов в жанре бидзинга изображений женских красавиц. Он был известен своим Окуби-э , в котором основное внимание уделялось головам. Три модели из «Трех красавиц современности» часто были объектами портретной живописи Утамаро. Каждая фигура в работе украшена фирменным гербом . Портреты идеализированы, и на первый взгляд их лица кажутся похожими, но можно обнаружить тонкие различия в их чертах и выражениях — уровень реализма, необычный для того времени в укиё-э, и контраст со стереотипными красавицами более ранних мастеров, таких как как Харунобу и Киёнага . Роскошный принт был опубликован Цутая Дзюдзабуро и выполнен из нескольких деревянных блоков — по одному каждого цвета — а фон был посыпан мусковитом для создания мерцающего эффекта. Считается, что оно было довольно популярно, а треугольное расположение стало модным в 1790-х годах. Утамаро создал еще несколько картин с таким же расположением тех же трех красавиц, и все три появились на многочисленных других портретах Утамаро и других художников.
Фон
[ редактировать ]Искусство укиё-э процветало в Японии в период Эдо с 17 по 19 века и в качестве основных сюжетов использовало куртизанок , актеров кабуки и других людей, связанных с образом жизни «плавающего мира» в районах развлечений . массового производства . гравюры на дереве Наряду с картинами основной формой этого жанра были [1] В середине 18 века стали обычным явлением полноцветные гравюры нисики-э , напечатанные с использованием большого количества деревянных блоков, по одной на каждый цвет. [2] К концу XVIII века пришелся пик качества и количества работ. [3] Выдающимся жанром была биджин-га («изображения красавиц»), которая чаще всего изображала куртизанок и гейш на досуге и пропагандировала развлечения, которые можно найти в развлекательных кварталах. [4]
Кацукава Сюнсё представил Окуби-э «картину с большой головой» в 1760-х годах; [5] он и другие члены школы Кацукава, такие как Сюнко, популяризировали форму репродукций актеров якуша-э , а также напыление слюды на заднем плане для создания блестящего эффекта. [6] Киёнага был выдающимся портретистом красавиц 1780-х годов, и высокие, изящные красавицы в его работах оказали большое влияние на Китагаву Утамаро ( ок. 1753–1806 ), который должен был стать его преемником в славе. [7] Утамаро учился у Ториямы Сэкиэна (1712–1788), который обучался в Кано школе живописи . Примерно в 1782 году Утамаро пришел работать к издателю Цутая Дзюдзабуро . [8]
В 1791 году Цутая опубликовал три книги Санто Кёдена в жанре шаребон , состоящего из юмористических рассказов о приключениях в кварталах удовольствий; посчитав их слишком легкомысленными, военное правительство наказало автора пятьдесятю сутками кандалов и оштрафовало издателя на половину его имущества. Вскоре ему повезло: Утамаро начал создавать первые портреты бидзин Окуби-э , адаптируя Окуби-э к жанру бидзин-га . Их популярность вернула Цутая состояние. [9] и сделал Утамаро в 1790-х годах. [10]
Описание и анализ
[ редактировать ]«Три красавицы современности» считаются одними из типичных ранних работ Утамаро. [11] На нем изображены профили трех знаменитых красавиц Эдо (современный Токио) 1790-х годов. [12] Подданными Утамаро были не куртизанки, как ожидалось в укиё-э, а молодые женщины, известные во всем Эдо своей красотой. [13] Эти трое были частыми объектами творчества Утамаро и часто появлялись вместе. [14] Каждый идентифицируется с соответствующим семейным гербом . [15]
В центре позирует Томимото Тойохина, [а] знаменитая гейша из дома Тамамурая в увеселительном районе Ёсивара . [16] Ее прозвали «Томимото», поскольку она сделала себе имя, играя музыку Томимото-буси на сямисэне . [14] Как и две другие модели, она уложила волосы в модный стиль Шимада , который был популярен в то время. В отличие от более домашних нарядов девушек из чайной, как у двух других моделей, она одета в эффектном стиле гейши. [17] герб Томимото в виде японской первоцвета . Рукав ее кимоно украшает [18] Дата рождения Тойохины неизвестна. [19]
Справа я дал тебе Вид, [б] также известный как «О-Кита», [12] известная дочь владельца чайного дома в Асакусе [20] возле храма Сэнсо-дзи . Говорят, ей было пятнадцать. [с] на портрете, [19] в котором она носит узорчатое [12] черное кимоно [17] и держит учива веер с изображением ее семейной эмблемы - герба павловнии . [14]
Слева — Такашима Хиса. [д] [12] также называется «О-Хиса», от Ягенбори в Рёгоку . [21] Она была старшей дочерью Такашимы Чобэя, владельца придорожной чайной в его доме под названием Сенбейя. [14] в котором Хиса работала по привлечению клиентов. [19] Традиция определяет ее возраст в шестнадцать лет. [и] когда был сделан портрет, и на лицах двух девушек из чайной есть едва заметная разница в зрелости. [22] Хиса держит полотенце для рук через левое плечо. [17] а ее кимоно украшает узнаваемый герб трехлистного дуба даймё . [14]
- Гербы трёх красавиц
-
Трехлистный дубовый гребень Хисы
-
Гребень японской примулы Тойохины
-
Герб Кита Павловния
Вместо того, чтобы попытаться реалистично изобразить этих троих, Утамаро идеализирует их сходство. [12] Многим зрителям лица на этом и других портретах того времени кажутся мало индивидуализированными, а может быть, и совсем не индивидуализированными. Другие подчеркивают тонкие различия [14] различающие троих по форме ртов, носов, [12] и глаза: [20] У Кита пухлые щеки и невинное выражение лица; [19] глаза у нее миндалевидные, а переносица высокая; [20] У Хисы более жесткое и гордое выражение лица. [23] и переносица Хисы ниже, а глаза круглее, чем у Китины; [20] Черты Тойохины находятся где-то посередине. [20] и она выглядит старше и интеллектуальнее. [19]
Отпечаток представляет собой вертикальный обан размером 37,9 × 24,9 см (14,9 × 9,8 дюйма). [24] и представляет собой нисики-э — полноцветную гравюру укиё-э, сделанную из нескольких деревянных блоков, по одной для каждого цвета; чернильные блоки отпечатаны на японской бумаге ручной работы . Для придания блестящего эффекта фон посыпан мусковитом — разновидностью слюды. Изображение подпадает под жанры бидзин-га («портреты красавиц») и Окуби-э («большеголовые изображения»), причем последний жанр был пионером Утамаро и с которым он был тесно связан. [12]
Композиция из трёх фигур имеет треугольную форму, традиционную композицию Тадаси Кобаяши сравнивает с «Трёми дегустаторами уксуса» . [ф] в котором Конфуций , Гаутама Будда и Лао-цзы символизируют единство конфуцианства , буддизма и даосизма ; Точно так же, говорит Кобаяши, Утамаро демонстрирует в гравюре единство трех конкурирующих знаменитостей-красавиц. [15]
- Портреты трех красавиц Кансея работы Утамаро.
-
Такасима Хиса , ок .
-
Томимото Тойохина , ок. 1792–1796 гг.
-
Я видел тебя , с. 1793 г.
Публикация и наследие
[ редактировать ]
Вечер на берегу реки Сумиды (правая половина диптиха), конец XVIII века.
Гравюра была разработана Утамаро и опубликована Цутая Дзюдзабуро в четвёртый или пятый год эры Кансей традиционного разделения японской эпохи. [14] ( ок. 1792–93 ). [24] Печать издателя Цутая напечатана слева над головой Хисы, а над ней — круглая печать цензора. Подпись Утамаро напечатана слева внизу. [22]
Фумито Кондо считал печать революционной; столь выразительные, индивидуализированные лица не встречаются в стереотипных фигурах в произведениях предшественников Утамаро, таких как Харунобу и Киёнага, [19] и впервые в истории укиё-э красавицы были взяты из общего городского населения, а не из кварталов удовольствий. [25]
Записи показывают, что Кита имела высокие рейтинги в рейтингах чайных заведений, и что любопытные поклонники наводнили чайный домик ее отца; Говорят, из-за этого она стала высокомерной и перестала подавать чай, если об этом не попросили. Хиса занимала более низкое место, хотя, похоже, все еще была довольно популярна - богатый торговец предложил за нее 1500 рё , но ее родители отказались, и она продолжила работать в чайхане. [26] Утамаро воспользовался этим соперничеством в своем искусстве, дойдя до того, что изобразил двух красавиц из чайной в перетягивании каната и других соревнованиях, при этом божества, связанные с их районами, поддерживали их: буддийское божество-хранитель Акала было связано с Ягенбори и поддерживало Хиса; Гуаньинь , богиня милосердия, была связана с храмом Сэнсо-дзи в Асакусе и поддерживала Кита. [27]
Треугольное расположение трех фигур стало чем-то вроде моды в гравюрах середины 1790-х годов. «Три красавицы эпохи Кансэй» обычно относятся к троим, изображенным на этой гравюре; иногда Утамаро заменял Тойохину Кикумото О-Ханом. [14] Утамаро поместил трех красавиц в одну и ту же композицию три или четыре года спустя в гравюре под названием « Три красавицы» . [г] в котором Хиса держит в левой руке блюдце, а не носовой платок, а Кита держит веер обеими руками. По мнению Эйдзи Ёсиды, фигурам на этой гравюре недостает той индивидуальности, которая была очарована предыдущими работами. Ёсида меньше думал о дальнейших недифференцированных личностях более поздней гравюры с той же треугольной композицией « Три красавицы, держащие мешки с закусками» . [час] опубликовано Ямагутией. [11] Свидетельством их популярности является то, что эти три модели часто появлялись в работах других художников. [22] и Утамаро продолжал использовать их в других гравюрах, индивидуально или парами. [14]
Нет никаких записей о продажах укиё-э той эпохи, когда была сделана печать. Определение популярности гравюры требует косвенных методов, одним из которых является сравнение различий в сохранившихся экземплярах. Например, чем больше печатается копий, тем больше изнашиваются деревянные клише, что приводит к потере четкости линий и деталей. Другой пример: издатели часто вносили изменения в блоки в последующих тиражах. Исследователи используют подобные подсказки, чтобы определить, часто ли гравюры переиздавались, что является признаком их популярности. [28] В оригинальном издании «Трех красавиц современности» заголовок имел форму закладки в правом верхнем углу, а слева от него были имена трех красавиц. только две копии этого государства Считается, что сохранились ; они находятся в коллекциях Музея изящных искусств в Бостоне и Художественного музея Коисикава Укиё-э в Токио. [12] В более поздних изданиях отсутствуют название, имена красавиц или и то, и другое, а положение печатей издателя и цензуры несколько различается. [22] Причины изменений являются предметом предположений, например, красавицы, возможно, уехали или их слава упала. [22] Основываясь на таких подсказках, как эти изменения, исследователи полагают, что этот принт был популярным хитом для Утамаро и Цутая. [29]
- Групповые портреты трех красавиц Кансея работы Утамаро.
-
Вариации появились в более поздних тиражах — на этой копии гравюры из Художественного музея Толедо имена отсутствуют .
-
Три красавицы , гр. 1792–93
-
Три красавицы держат мешки с закусками , ок. конец 1790-х годов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Японский: Томимото Ютака Хина также пишется Томимото Ютака Хина ;
- ^ Японский: Намбая Кита
- ↑ Ките было шестнадцать по традиционному восточноазиатскому исчислению возраста ; в досовременной Японии люди рождались в возрасте одного года.
- ^ Японский: Хиса Такашима также пишется Хиса Такашима или Хиса Такашима;
- ↑ Хисе было семнадцать по традиционному восточноазиатскому подсчёту возраста .
- ^ Три дегустатора уксуса ( 三圣狠図図 , Сан-сэй Кюсан Зу )
- ^ Три красавицы ( 三美人 , Сан Биджин )
- ^ Три красавицы с сумками с закусками Каши ( - букуро wo Моцу Сан Бидзин )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фитцхью 1979 , с. 27.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 80–83.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 91.
- ^ Харрис 2011 , с. 60.
- ^ Кондо 1956 , с. 14.
- ^ Гото 1975 , с. 81.
- ^ Лейн 1962 , с. 220.
- ^ Дэвис 2004 , с. 122.
- ^ Гото 1975 , стр. 80–81.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 87–88.
- ^ Jump up to: а б Ёсида 1972 , стр. 240.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мацуи 2012 , стр. 62.
- ^ Кондо 2009 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Нихон Укиё-э Кёкай 1980 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б Кобаяши 2006 , стр. 13.
- ^ Ясумура 2013 , стр. 66; Нихон Укиё-э Кёкай 1980 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б с Гото 1975 , с. 119.
- ^ Кобаяши 2006 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кондо 2009 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с д и Ясумура 2013 , стр. 66.
- ^ Кондо 2009 , стр. 131; Кобаяши и Окубо 1994 , стр. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и Хикман 1978 , с. 76.
- ^ Кондо 2009 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б Ничигай Ассошиэйтс 1993 , стр. 210.
- ^ Кондо 2009 , с. 133.
- ^ Кондо 2009 , стр. 135–137.
- ^ Кондо 2009 , с. 136.
- ^ Кондо 2009 , стр. 133–134.
- ^ Кондо 2009 , с. 134.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дэвис, Джули Нельсон (2004). «Художественная идентичность и гравюры укиё-э: представление Китагавы Утамаро публике Эдо» . В Такеучи, Мелинда (ред.). Художник как профессионал в Японии . Издательство Стэнфордского университета . стр. 113–151. ISBN 978-0-8047-4355-6 .
- Фицхью, Элизабет Уэст (1979). «Перепись пигментов картин укиё-э в художественной галерее Фрира». Арс Ориенталис . 11 . Галерея искусств Фрира, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет: 27–38. JSTOR 4629295 .
- Гото, Сигеки, изд. Серия укиё-э [ Сборник укиё-э ] (на японском языке). Шуэйша . OCLC 703810551 .
- Харрис, Фредерик (2011). Укиё-э: искусство японской печати . Издательство Таттл . ISBN 978-4-8053-1098-4 .
- Хикман, Мэнни Л. (1978) «Три красавицы современности». Укиё-э Джуука [ Укиё-э Шука ] (на японском языке). Том. Музей изящных искусств, Бостон, 3. Шогакукан . стр. 76–77. ISBN 978-4-09-652003-1 .
- Кобаяси, Тадаши Окубо, Дзюнъити (1994). Базовые знания для понимания укиё-э. [ Основы понимания укиё-э ] (на японском языке). Шибундо. ISBN 978-4-7843-0150-8 .
- Кобаяси, Тадаси (1997) Укиё-э: Введение в японские гравюры на . Kodansha ISBN дереве 978-4-7700-2182-3 .
- Кобаяши, Тадаши (2006). Красота Утамаро [ Красавицы Утамаро ] (на японском языке). Шогакукан. ISBN 978-4-09-652105-2 .
- Кондо, Фумито (2009). Прекрасные картины сопротивления Утамаро [ Утамаро: Биджин-га в оппозиции Шуппан). ] (на японском языке Асахи Симбун 978-4-02-273257-6 .
- Кондо, Ичитаро (1956). Китагава Утамаро (1753–1806) . Перевод Чарльза С. Терри. Таттл. OCLC 613198 . [ ISBN отсутствует ]
- Лейн, Ричард (1962). Мастера японской гравюры: их мир и работа . Даблдэй . OCLC 185540172 . [ ISBN отсутствует ]
- Мацуи, Хидео (2012). Как увидеть Укиё-э [ Как просмотреть Укиё-э Сэйбундо Синкоса). ] (на японском языке ISBN 978-4-416-81177-1 .
- Ничигай Ассошиэйтс (1993). Полное руководство по искусству укиё-э [ Полное руководство по произведениям искусства укиё-э ] (на японском языке). Ничигай Ассошиэйтс. ISBN 978-4-8169-1197-2 .
- Нихон Укиё-э Кёкай (1980 Геншоку Укиё-э Дай Хякка Дзитен ). Энциклопедия основных цветов укиё-э [ Оригинальная цветная энциклопедия укиё-э ] (на японском языке). Том. 7. Нихон Укиё-э Кёкай. ISBN 978-4-469-09117-5 .
- Ясумура, Тошинобу (2013). Бумага для демонтажа красоты укиёэ [ Деконструкция красавиц укиё-э ). ] (на японском языке Sekai Bunka- sha 978-4-418-13255-3 .
- Ёсида, Эйдзи (1972). Стандартное издание энциклопедии Укиё-э [ Включено в пересмотренный словарь ] (на японском языке). Том. 2 (2-е изд.). Габундо. ISBN 4-87364-005-9 .