Сирабёси

Сирабёси ( 白拍子 ) — японские артистки периодов Хэйан и Камакура, которые пели песни и исполняли танцы . Они танцевали, одетые как мужчины. [ 2 ] Профессия сирабёси стала популярной в 12 веке. Они выступали перед дворянством и на праздниках. Слово сирабёси также может относиться к песням, которые они пели, и танцам, которые исполняли. [ 2 ]
их иногда называют куртизанками На английском языке , но по своей природе они были артистами. Некоторые сирабёси иногда спали со своими покровителями и рожали детей знати, но это не входило в их предназначение в качестве развлечений. Самыми известными сирабёси были Шизука Годзен , Гио и Хотокэ, которые фигурировали в «Повести о Хэйке» .
История
[ редактировать ]Название сирабёси можно интерпретировать как «белый ритм» или «простой ритм»; это может относиться к белой одежде суйкан , которую они носили, или, альтернативно, к хёси ( 拍子 ) ритму песен имайо ( 今様 , букв. « модный » ) , под которые они пели и танцевали, которые также исполнялись асоби . [ 3 ] [ 4 ] Шира ( 白 ) означает «белый», хотя учёные считают, что его следует интерпретировать как «простой» ( 素 , также произносится как Шира ) ; Таким образом, в этой интерпретации сирабёси относится к отсутствию музыкального сопровождения, кроме ритмичной перкуссии хёси . [ 5 ]
Сирабёси появился в середине периода Хэйан (794–1185 гг.). Во время смены власти и социальных изменений судьба некоторых аристократических семей изменилась, что дочерям этих семей пришлось выступать в роли сирабёси , чтобы выжить. Будучи образованными и культурными дамами, они становятся превосходной группой куртизанок, известных своим пением, танцами и поэзией, а также красотой. [ 6 ] Сирабёси стали популярными артистами в XII веке, и многие женщины тогда решили стать сирабёси из-за своей популярности. Сирабёси всегда была женщиной , которая носила мужскую одежду. [ 7 ] Они были популярны в конце Хэйан и начале периода Камакура в 12 веке, но в 13 веке их статус снизился. [ 8 ] Они исчезли примерно в конце Камакура или начале периода Муромати в 14 веке. [ 2 ]
Было сказано [ кем? ] что культура сирабёси сильно повлияла на драму Но , породив кусемай , неортодоксальную форму танца, и познакомив ее с Но. [ нужна ссылка ]
Одежда и внешний вид
[ редактировать ]Сирабёси были узнаваемы по своей одежде, вдохновленной синтоизмом . Это был мужской костюм, в котором было следующее: [ 9 ]
- шляпа татэ -эбоши ; высокая черная шляпа, которую носили при дворе
- Тати — самурайский меч.
- Красная хакама , которую носят преимущественно мужчины.
- Белый суйкан и красный суйкан — мужской синтоистский наряд.
- Веер кавахори . , который носили мужчины
Сирабёси также носил осирои , белый макияж лица. Это закрывало бы их лицо и шею, а брови были бы нарисованы выше лба ( хикимаю ). Волосы у них были простыми, оставленными длинными и собранными в свободный хвост, закрепленный лентой, называемой такега .
Шляпу татэ -эбоси носили только и меч сирабёси в ранний период, а в более поздние эпохи они танцевали только в белых суйканах , что породило убеждение, что сирабёси были названы в честь одежды, которую они носили. [ 10 ]
Музыка
[ редактировать ]Песни Сирабёси в основном основывались на буддийских молитвах. Песни обычно были медленными и ритмичными, с большим смыслом в словах. Они также пели песни имайо , которые представляли собой стихи, в которых образы природы передавали смысл обстоятельств их жизни. Эти песни обычно имели строки из семи и пяти слогов. [ 4 ] Торговыми марками их музыки были их голоса, барабан и флейта .
Знаменитые сирабёси
[ редактировать ]Шизука
[ редактировать ]Сидзука , обычно называемый Сидзука Годзен, был наложницей и любовницей Минамото-но Ёсицунэ , трагического героя многих народных легенд. Вероятно, она родилась в 1168 году и сама популярна в народных легендах. Она и Ёсицунэ встретились и полюбили друг друга, но к тому времени, когда она забеременела, Ёсицунэ был в бегах, спасая свою жизнь. Шизука был схвачен и доставлен к Минамото сёгуну -но Ёритомо в Камакуре , старшему брату Ёсицунэ. Там она родила сына, который, согласно некоторым версиям сказок, был тут же убит своим дядей Ёритомо. [ 11 ] но выжил в других.
В некоторых сказках Шизуку затем заставили исполнить танец для Ёритомо и его жены Ходзё Масако на храмовом празднике, где она спела хвалебную песню своему возлюбленному Ёсицунэ. Это сильно разозлило Ёритомо, и он намеревался казнить ее, но Масако умоляла сохранить ей жизнь. Шизука была освобождена и попыталась последовать за Ёсицунэ, но узнала о его смерти. Она стала монахиней и умерла в 1189 году. [ 11 ] Ее песня известна и до сих пор поется гейшами . [ нужна ссылка ]
Гио и Хотокэ
[ редактировать ]История Гио и Хотокэ , представленная в « Хэйкэ Моногатари» , рассказывает о самом известном сирабёси , Гио, который завоевал сердце Тайра-но Киёмори , будучи вытесненным более молодым и талантливым сирабёси по имени Хотокэ. Киёмори жестоко отослала Гио, что сильно огорчило ее, а Хотокэ постоянно испытывал чувство вины. Год спустя Гио попросили исполнить танец для Хотокэ по команде Киёмори, который на самом деле намеревался унизить ее. В своем горе и унижении Гио, ее сестра и их мать стали монахинями в поисках более счастливой жизни. Несколько лет спустя вина Хотокэ стала слишком велика, и она тоже стала монахиней. Она попросила прощения у Гио, который охотно простил ее, и четыре женщины прожили остаток своих дней в молитве. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сирабёси: придворный исполнитель Хэйан» .
- ^ Jump up to: а б с Стрипполи, Роберта (20 ноября 2017 г.). Танцовщица, монахиня, призрак, богиня: легенда о Гио и Хотокэ в японской литературе, театре, изобразительном искусстве и культурном наследии . Брилл. стр. 26–30. ISBN 9789004356320 .
- ^ Форман, Келли М. (2008). Гейши гейш: музыка, идентичность и значение . Издательство Эшгейт. п. 42. ИСБН 9781351544092 .
- ^ Jump up to: а б Иона Зальц, изд. (2016). История японского театра . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316395325 .
- ^ Стрипполи, Роберта (20 ноября 2017 г.). Танцовщица, монахиня, призрак, богиня: легенда о Гио и Хотокэ в японской литературе, театре, изобразительном искусстве и культурном наследии . Брилл. п. 29. ISBN 9789004356320 .
- ^ Сегава Сейгл, Сесилия (1993). Ёшивара: Сверкающий мир японской куртизанки . Издательство Гавайского университета. п. 6. ISBN 978-0824814885 .
- ^ «Сирабёси: танцоры Хэйан» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2008 года.
- ^ Карл Ф. Фрайдей , изд. (14 июля 2017 г.). Справочник Рутледжа по досовременной истории Японии . Рутледж. п. 305. ИСБН 9781315170473 .
- ^ «Рассмотрение наряда сирабёси» .
- ^ Певец, Курт (2002). Жизнь древней Японии: избранные современные тексты, иллюстрирующие социальную жизнь и идеалы до эпохи изоляции . Рутледж. п. 147. ИСБН 978-1903350010 .
- ^ Jump up to: а б «Шизука Гозен» . Архивировано из оригинала 18 марта 2008 г.
- ^ «История Джио» . Интернет-архив священных текстов .
Внешние ссылки
[ редактировать ]