Рюкюань музыка
Музыка Рюкюань ( 琉球音楽 , Рюкю онгаку ) , также называемая музыкой Нанто ( 南島歌謡 , Нантокайо ) , является общим термином, охватывающим разнообразные музыкальные традиции островов Амами , Окинава , Мияко и Яэяма на юго-западе Японии . термин «Южные острова» ( 南島 , Нанто ) Ученые в этой области предпочитают . Слово «Рюкю» первоначально относилось к острову Окинава и имеет прочную связь с высокоцентрализованным королевством Рюкю, основанным на острове Окинава , и его высокой культурой, практиковавшейся классом самураев в его столице Сюри . Напротив, ученые, которые охватывают гораздо более широкий регион, делают упор на народную культуру .
История исследований
[ редактировать ]Комплексные исследования разнообразных музыкальных традиций Южных островов провели Хокама Сюдзэн и его коллеги. До этого масштабы исследований ограничивались каждой группой островов (Амами, Окинава, Мияко или Яэяма) или даже более узкими территориями. Эти исследования проводились под сильным влиянием фольклористов Янагита Кунио и Орикути Синобу , которые искали истоки японской культуры на Южных островах. [1]
Исследование музыкальных традиций Окинавы было начато Тадзимой Рисабуро в конце XIX века. следовали Като Санго и Мадзикина Анко За ним , среди прочих, . Под влиянием Тадзимы Иха Фую , известный как отец окинавологии, провел обширные исследования широкого спектра музыкальных жанров Окинавы, в первую очередь путем анализа текстов. Хотя он уделял внимание Мияко и Яэяме, его исследования в этих областях оставались на предварительной стадии, отчасти из-за ограниченности документальных источников. [2] В Мияко и Яэяне новаторскую работу по сбору и документированию народных песен провели Инамура Кенпу и Кишаба Эйджун соответственно.
Хокама Сюдзэн, преемник Иха Фую, работал над интеграцией отдельных предметов сравнительными методами, а сам проводил полевые исследования, охватывающие всю цепочку островов. Он подчеркнул важность Амами, который обычно игнорировался или маргинализировался в окинавских повествованиях. Результатом его пожизненных исследований стали « Нанто койо» (1971), « Нанто кайо тайсэй» (1978–80) и « Нанто бунгаку-рон» (1995). [3]
Классификация
[ редактировать ]категория | подкатегория | Люби меня | Окинава | Мияко | Яэяма |
---|---|---|---|---|---|
связанный с детьми | Варабе-ута | ||||
колыбельные, «юмористические» песни | |||||
ритуал, праздник, церемония | ритуал | Нагаре-ута | да , да | таби | Сидней |
Хирасе манкай | Амаведа | суматоха | мишагу пасы | ||
убийство | Тирукугучи | почки | |||
напиток | пяши | ||||
общественные мероприятия | Хатигацу-одори ута | Усудайко | куйча | напиток | |
моти мораи ута | Эйса , шичигвачи-мои | Ёцудаке-одори | да | ||
Кёдара | уже | ||||
ярмо | |||||
хонэнсай | |||||
сэцу-мацури | |||||
Танетори-мацури | |||||
исполнительское искусство | Сёдон шибай | Чондара | Тарама хатигацу-одори | ||
Юи Хоненсай | |||||
Ёрон югоя-одори | |||||
домашние мероприятия | сёгацу-ута | Табигвена | Ёметори-ута | следовать | |
манкаидама | иваи-ута | табипай но агу | ёмейри-ута | ||
годзэнфу | Иэдзукури-ута | Иэдзукури-ута | нэнбуцу | ||
брат | нэнбуцу | сёгацу агу | |||
работа | рабочие песни | Что | сагё-ута | Фунакоги Агу | уже |
загрузка | Авацуки Агу | ярмо | |||
в твоей прачечной | |||||
исполнительское искусство | Кунджан Сабакуи | ёнши | кияри | ||
развлечение | развлекательные посиделки ( асоби-ута ) | Сима-ута | в моем доме | ( куйча ) | Фусиута |
кудоки | кудачи | зуб | клубневый | ||
рокучо | цунахики-ута | тогани | улыбка | ||
качаши | шункани | кудоки | |||
Зоодори-ута | моя | ||||
новая, популярная музыка | Син Минъё | Син Минъё | |||
классическая музыка | классическая музыка |
Музыкальные традиции Южных островов настолько разнообразны, что их связи едва различимы для непривычного глаза, но Хокаме удалось систематизировать их по межостровным групповым категориям. В таблице выше показана классификация Хокамы, представленная в сборнике Нихон минъё тайкан (1993). [4] В таблице ниже представлена еще одна классификация Хокамы, включающая заклинания и драмы. [5]
категория | Люби меня | Окинава | Мияко | Яэяма |
---|---|---|---|---|
волшебный | власть | миссеру | канфучи | канфучи |
Тахаба | отакабе | нигофучи | Нигаифучи | |
огами | Тирукугучи | нигари | такаби | |
убийство | нигегути | таби | нигай | |
напиток | дядя | имена | напиток | |
пациенты | напиток | Джиннуму | ||
имена | ||||
эпический | Нагаре-ута | вот и все | нагаагу | да |
Хачигацуодори-ута | умуи | куйча-агу | уже | |
оморо | ярмо | |||
смотреть | ||||
лирический | сима-ута ( ута ) | ryūka (нагрузка ) | куйча | Фусиута |
тогани | клубневый | |||
шункани | улыбка | |||
драма | Сёдон шибай | кумиодори | кумиодори | кумиодори |
кёген | кёген | кёген | кёген | |
нингё-сибай | ||||
кагеки |
Первая категория, «магия», относится к заклинаниям, которые произносятся или поются с верой в котодаму . Остров Куме в составе островов Окинава имеет большое хранилище заклинаний, вызывающих дождь . Эпические песни Окинавской квены повествуют о рыбалке, выращивании риса, вызывании дождя, парусном спорте, судостроении, строительстве домов, ткачестве и других видах работы в местном сообществе. Помимо этих тем, umui освещает фундаментальные мифы, металлообработку, войну, торговлю и похороны . Мияко Агу славится героическими эпосами. Амами Лирические песни включают сима-ута Окинавы , рюка Мияко и тогани , все они имеют короткие, фиксированные формы стихов. [5]
Историческое развитие
[ редактировать ]
Классификации межостровных групп позволили ученым исследовать историческое развитие музыкальных традиций. Было решено, что магические заклинания являются древнейшей формой, из которой произошли эпические песни. Лирические песни были самой новаторской формой и возникли на основе эпических песен. [5]
Оно Джуро представил эволюционное древо песен Южных островов. Он также сделал подробный анализ форм песен. По словам Оно, самой старой формой была цепочка пятисложных куплетов, которую можно встретить на островах Амами и Окинава, но нет на Мияко и Яэяма. Из 5-сложных двустиший возникло 5-3-частное куплет, или так называемая квена- форма. Форма квэна распространилась от Окинавы до Мияко и Яэямы. В Королевстве Рюкю на острове Окинава слово оморо произошло от формы квэна в 14 веке, но в конце 16 века быстро пришло в упадок. Оморо был заменен рюка на Окинаве, который стал сима-ута в Амами. У Рьюки уникальный рисунок из 8-8-8-6 слогов. Оно считал, что оно сформировалось под влиянием кинсей коута материковой Японии, имеющего форму 7-7-7-5. Хокама не согласился с Оно и выдвинул гипотезу о внутренних событиях на Окинаве. Мияко и Яэяма не приняли новаторскую форму, а создали лирические песни, используя старые куплеты 5-3. [1]
Поскольку Рюкю был завоеван доменом Сацума в начале 17 века, класс самураев в Сюри воспринял высокую культуру материковой Японии. Само название рюка было придумано, чтобы отличать ута от вака . Под очевидным влиянием вака они превратили песни для пения в стихи для чтения. [1] [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шестеро детей (1977). Вот дерево Песни Минамидзимы (на японском языке). Японское радиовещательное издательство.
- ^ Хокама Сюзен Хокама Сюзен (1995) «Нанто бунгаку кэнкю дзэнси». История литературных исследований Южного острова . . Теория австронезийской литературы (на японском языке).
- ^ Хокама Сюзен Хокама Сюзен (1995) . Теория австронезийской литературы (на японском языке).
- ^ Нихон минъё тайкан (Окинава – Амами): курица шото Амами Японская народная песня Тайкан (Окинава/Амами), издание островов Амами (на японском языке). 1993.
- ^ Jump up to: а б с Хокама Сюдзэн 外间修真 (1995) «Нанто бунгаку но зентайдзо». Общая картина литературы Южного острова . . Теория австронезийской литературы (на японском языке).
- ^ Хокама Сюзен外间修真 (1995) «Рюка-рон». Лю Гэ Лунь . . Теория австронезийской литературы (на японском языке). Издательство Кадокава.