Сэцубун
Сэцубун | |
---|---|
![]() Токуанский храм | |
Также называется | Праздник бросания бобов, церемония бросания бобов. |
Наблюдается | японцы |
Тип | Религиозный, культурный |
Значение | За день до начала весны |
Дата | С 2 по 4 февраля |
Дата 2023 года | Пятница, 3 февраля |
Дата 2024 года | Суббота, 3 февраля |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Весенний фестиваль ( Харумацури ) |


Сэцубун ( 節分 ) день перед началом весны по старому календарю Японии — . [ 1 ] [ 2 ] Название буквально означает «сезонное деление», имея в виду день, предшествующий первому дню весны в традиционном календаре, известный как Сэцубун ; хотя раньше речь шла о более широком диапазоне возможных дат, теперь Сэцубун обычно проводится 3 февраля (в 2021 году это было 2 февраля), [ 3 ] а следующий день - первый день весны по старому календарю, известный как Рисшун ( 立春 ) . И Сэцубун , и Риссюн отмечаются ежегодно в рамках Весеннего фестиваля ( Хару мацури ( 春祭 ) ) в Японии. [ 4 ] Сэцубун сопровождался рядом ритуалов и традиций, проводимых на разных уровнях, чтобы отогнать неудачи прошлого года и злых духов на следующий год. [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Сэцубун берет свое начало от цуина ( 追儺 ) , китайского обычая, завезенного в Японию в 8 веке. [ 2 ] Он сильно отличался от сэцубуна известного сегодня . Согласно японскому учебнику истории «Сёку Нихонги» , цуйна впервые проводилась в Японии в 706 году, и это было мероприятие по отпугиванию злых духов, проводившееся при дворе в последний день года по лунно-солнечному календарю . В то время цуйна представляла собой мероприятие по изгнанию злых духов, приносящих несчастья и болезни, путем украшения каждых ворот дворца глиняными фигурками коров и детей, а также с использованием персиковых веток и тростей. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Обычай Сэцубун , каким мы его знаем сегодня, зародился в период Муромати (1336–1573). Каждый дом аристократии и самураев выбрасывал бобы из своих домов на открытый воздух. Айносё , [ 10 ] В словаре, составленном в период Муромати, говорится, что практика метания бобов во время Сэцубуна возникла из легенды X века, во время правления императора Уда , о том, что монах на горе Курама избежал несчастья, ослепив они жареными бобами. Японское слово «бобы», 豆 , произносится как «мамэ » , что можно записать как « глаз дьявола » ( 魔目 ) , и некоторые считают, что произношение похоже на произношение мамэцу ( 魔滅 ) , что означает «уничтожить дьявола». , поэтому во время Сэцубун люди начали бросать бобы . [ 5 ] [ 11 ] [ 8 ]
Начиная с периода Эдо (1603–1867), обычай бросать бобы в синтоистские святилища , буддийские храмы и дома простых людей распространился по всей Японии как событие или фестиваль, призванный отогнать злых духов во время Сэцубун . Именно в этот период появился обычай привязывать жареные головы сардин к ветке остролиста для украшения ворот домов во время Сэцубун . Этот обычай был призван отпугнуть они шипами листьев падуба и запахом жареных сардин. Исходная форма этого обычая зафиксирована в « Тоса Никки» , составленном в 934 году периода Хэйан (794–1185). В дневнике описывается синтоистская сименава (священная веревка), которую вешали на ворота дома во время новогодних праздников для обозначения границы очищения, а также что прикрепляли голову кефали , проткнутую веточкой остролиста к сименаве . [ 5 ] [ 6 ]
Обычай есть эхомаки ( 恵方巻 ) в Сэцубун зародился в районах гейш с периода Эдо до периода Мэйдзи . Эхомаки — это особый макидзуси ( суши -ролл), который едят в Сэцубун . В Сэцубун люди смотрят на самое благоприятное направление года и съедают целые эхомаки , неразрезанный суши-ролл, чтобы помолиться о процветании и счастье в этом году. Считается, что первоначально его называли просто марукабури-дзуси ( 丸かぶり寿司 ) или футомаки-дзуси ( 太巻き寿司 ) . Название «эхомаки», возможно, распространилось по всей Японии в 1989 году, когда японская сеть мини-маркетов переименовала его в «эхомаки» и начала его продавать. [ 12 ]
Традиции
[ редактировать ]Мамамаки
[ редактировать ]Главный ритуал, связанный с соблюдением — это мамэмаки ( « Сэцубун, ; бобов рассыпание » ) в ходе этого ритуала жареные соевые бобы (известные как фукумаме ( 福米 , « бобы счастья » ) ) выбрасываются либо через входную дверь, либо в члена группы. семья носит маску они ( демона или огра ) и кричит : « Дьяволы вон! ( Oni » wa soto ! Fuku wa uchi! ) , [ 3 ] прежде чем хлопнуть дверью. [ 13 ] Считается, что фасоль символически очищает дом, отгоняя злых духов, приносящих с собой несчастья и плохое здоровье. Затем, чтобы привлечь удачу , принято есть жареные соевые бобы , по одной на каждый год жизни ( казоэдоши ), плюс еще одну, чтобы принести удачу в этом году. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Обычай мамэмаки впервые появился в период Муромати . [ 2 ] его исполняет либо мужчина, родившийся в соответствующем зодиакальном и обычно на новый год году ( тошиотоко ( 年男 ) ), либо мужчина-глава семьи. [ 17 ]
Поскольку Ватанабэ-но Цуна , вассал Минамото-но Ёримицу в период Хэйан (794–1185), связан с легендой о том, что он победил Они , исторически считавшиеся сильнейшими, таких как Сютэн-додзи и Ибараки-додзи , существует Традиция гласит, что они держатся подальше от людей по имени Ватанабэ и их домов. По этой причине некоторые семьи с фамилией Ватанабэ на протяжении нескольких поколений не практиковали обычай бросать Сэцубун бобами. [ 18 ] [ 19 ] Ватанабэ-но Цуна был первым человеком, взявшим фамилию Ватанабэ, а Ватанабэ является пятой по распространенности фамилией в Японии: по состоянию на 2017 год в ней проживает около 1,08 миллиона человек. [update]. [ 20 ]
практика мамемаки ; Хотя это все еще довольно распространенная практика в домашних хозяйствах, многие люди также или вместо этого посещают весенний праздник святилища или храма, где выполняется [ 3 ] в некоторых районах, например в Киото , это включает в себя танец, исполняемый ученицей гейши , после которого ученицы сами бросают толпе пакеты с жареными соевыми бобами. В других местах священники и приглашенные гости бросают пакеты с жареными соевыми бобами, некоторые завернутые в золотую или серебряную фольгу, небольшие конвертики с деньгами, сладостями, леденцами и другими призами. В некоторых более крупных и центральных святынях знаменитостей и борцов сумо приглашают на торжества, обычно на мероприятия Сэцубун , которые транслируются по телевидению. [ 21 ] в Сэнсо-дзи в районе Асакуса в Токио. Ежегодные праздники посещают около 100 000 человек [ 22 ]
Другие практики
[ редактировать ]Существует ряд других, в некоторых случаях более эзотерических практик, связанных с празднованием и соблюдением Сэцубун ; некоторые из них являются региональными, например, традиция региона Кансай есть неразрезанные роллы макидзуси , известные как эхо-маки ( 恵方巻 , « ролл в удачном направлении » ) , в тишине, глядя в сторону счастливого компаса года, определяемого зодиакальным символом этого года. . [ 23 ] Хотя этот обычай зародился в Осаке , с тех пор он распространился во многом благодаря маркетинговым усилиям продуктовых магазинов и магазинов повседневного спроса. [ 24 ]
Другие практики включают установку небольших украшений из головок сардин и листьев падуба ( 柊鰯 , хиираги иваси ) у входа в дом, чтобы отогнать злых духов. [ 3 ] Особый сорт сакэ , известный как сёгадзаке ( 生姜酒 ) , сваренный с имбирем, также обычно пьют на Сэцубун . В каждом регионе Японии есть свои талисманы, которые можно попробовать на Сэцубун . Соевые бобы, используемые для мамемаки и соба, являются наиболее распространенными, но арахис в регионах Хоккайдо и Тохоку , кенчин-дзиру и симоцукаре в регионе Канто , чай с водорослями и сардинами в регионе Кансай , конжак в регионе Сикоку , морской огурец на островах Оки. и китов в регионе Саньин также едят. [ 25 ] [ 26 ]
Исторические практики
[ редактировать ]Новый год считался временем, когда духовный мир стал близок к физическому миру, поэтому возникла необходимость совершать мамемаки , чтобы отогнать любых блуждающих духов , которые могли появиться слишком близко к дому. Другие обычаи того времени включали религиозные танцы , фестивали и внесение в дом инструментов, которые обычно можно было оставить снаружи, чтобы духи не причинили им вреда. Рисовые лепешки также балансировали на перемычках и подоконниках. [ 3 ]
Поскольку Сэцубун считается днем, отделенным от остальной части года, также практиковалась традиция смены ролей во внешности и одежде; такие обычаи включали в себя ношение девушками причесок пожилых женщин и наоборот, маскировку и переодевание в одежду другого пола . Этот обычай до сих пор практикуется среди гейш и их клиентов во время развлечений на Сэцубуне . [ 3 ]
Странствующие артисты ( 旅芸人 , таби гейнин ) , которых обычно избегали в течение года, поскольку считали бродягами , были приглашены на Сэцубун для представления моральных пьес. Их бродяжничество в этих случаях работало им на пользу, поскольку считалось, что они уносят с собой злых духов. [ 3 ] : 121
Региональные вариации
[ редактировать ]В районе Тохоку в Японии глава семьи (традиционно отец) брал жареные бобы в руку, молился у семейного святилища , а затем выбрасывал освященные бобы за дверь. [ 27 ] Вместо соевых бобов иногда используют арахис (сырой или покрытый сладким хрустящим тестом). [ 28 ]
Существует множество вариаций знаменитого «Они ва сото, фуку ва учи!» Айдзувакамацу пения люди скандируют «Они но медама бутсубусе!» Например, в городе , « Ослепи демонам глаза! » . [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Эхомаки часто едят на удачу , суши-ролл, который на Сэцубуне .
- Экзорцизм
- Праздник Лемуров (аналогичный римский обычай)
- Праздники Японии
- Рикка ( начало лета )
- Риссю ( начало осени )
- Рисшун ( начало весны )
- Ритто ( начало зимы )
- Канун Святого Иоанна
- Даосизм в Японии
- Вальпургиева ночь
- Звончари (обычай, восходящий к языческим временам в Хорватии , цель которого - отпугнуть злых духов зимы и вызвать новый весенний цикл)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такер, Брайан (2005). Фестиваль обнаженных мужчин: и другие оправдания для полета вокруг света . Аллен и Анвин. п. 61. ИСБН 1-74114-399-3 .
- ^ Jump up to: а б с Сосновский, Дэниел (1996). Знакомство с японской культурой . Издательство Таттл. п. 9 . ISBN 0-8048-2056-2 .
сэцубун.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Далби, Лиза Крифилд (1983). Гейша . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-04742-7 .
- ^ «Религии – Синто: Хару Мацури (Весенние фестивали)» . Би-би-си . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Различные мероприятия сэцубун Угасающее ощущение «Нового года» – обычаи, названия, региональные особенности (на японском языке). Префектура Миэ . Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Голова сардины» Сэцубуна и «Сардина Хираги» (на японском языке). Женский колледж свободных искусств Дошиша . 15 января 2019 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Традиционные мероприятия, которые мы хотим передать – Сэцубун – (на японском языке). Музей Дадзайфу Фуреай. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Почему ты бросаешь бобы? Знакомство с происхождением Сэцубуна (на японском языке). Кико. 1 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Сэцубун (на японском языке). Сагаэ Хатимангу . 3 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Гёё (行义) (1445 г.) Айносё (壒咢码) Национальный институт японской литературы .
- ^ Героический и великолепный Сэцубун в Киото: поминальная служба в храме Ёсида, танец Они-одори в храме Кодзандзи и метание бобов в храме Ясака. (на японском языке). nippon.com. 31 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2022 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Кто это установил? Происхождение, корни и тайна Эхомаки (на японском языке). Гурунави. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Крейг, Тимоти Дж. (2000). Japan pop!: внутри мира японской популярной культуры . Я Шарп. п. 194. ИСБН 0-7656-0561-9 .
- ^ Карл, Джейсон (2007). Иллюстрированная история мира с привидениями . Издательство Нью Холланд. п. 62. ИСБН 978-1-84537-687-1 .
- ^ «Мероприятия японского фестиваля сэцубун» .
- ^ «Все о Сэцубун: Фестиваль метания бобов | Работа в Японии для инженеров» . 19 января 2021 г.
- ^ Что такое Сэцубун? 3 февраля 2023 г. Значение и происхождение Мамэмаки и Эхомаки. (на японском языке). Японские авиалинии . 18 января 2023 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Мистер Ватанабэ не бросает бобы? Наконец, «Они внутри~». Различные «обстоятельства Они» между Хансином. (на японском языке). Кобе Симбун . 3 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Причина, по которой людям с фамилией Ватанабэ не нужно бросаться в глаза, кроется в истории периода Хэйан. (на японском языке). Живые новости. 3 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Неизвестная правда о «Ватанабэ», «Ватанабэ», «Ватанабэ», «Ватанабэ» (на японском языке). Тойо Кейзай . 28 мая 2017. с. 1,2. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Мисима, Шизуко. «Сэцубун – фестиваль метания фасоли» . О сайте.com . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ «Сэцубун прямо за углом» . Японское туристическое бюро . 29 января 2014. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ «Сэцубун – Около 3 февраля» . Массачусетский технологический институт . 5 марта 2002 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Лапоинт, Рик (3 февраля 2002 г.). «Готовы ли вы внести изменения в «Сэцубун но хи»?» . Джапан Таймс . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Демон внутри? Демон снаружи? Обычаи бросания бобов и другие праздничные блюда Сэцубун, кроме Эхомаки. (на японском языке). Все о, Inc. 27 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Отличаются ли продукты сэцубун в зависимости от региона? Знакомство со значением и происхождением (на японском языке). Hankyu Hanshin Department Stores, Inc., 23 сентября 2022 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2024 г. . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Шертлефф, Уильям; Аояги, Акико (декабрь 2012 г.). История соевых орехов, соевого масла, жареных соевых бобов по-японски (Иримаме) и сэцубун (с Мамэмаки) (1068–2012): обширно аннотированная библиография и справочник . Сойинфо-центр. п. 521. ИСБН 9781928914532 . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ «Сэцубун» . Справка по Японии, 2 февраля 2013 г. , дата обращения 2 февраля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
