Jump to content

Сэцубун

Сэцубун
Также называется Праздник бросания бобов, церемония бросания бобов.
Наблюдается японцы
Тип Религиозный, культурный
Значение За день до начала весны
Дата С 2 по 4 февраля
Дата 2023 года Пятница, 3 февраля
Дата 2024 года Суббота, 3 февраля
Частота Ежегодный
Связано с Весенний фестиваль ( Харумацури )
Знаменитости бросают жареные бобы в храм Икута в Кобе
Кимпусен-дзи

Сэцубун ( 節分 ) день перед началом весны по старому календарю Японии . [ 1 ] [ 2 ] Название буквально означает «сезонное деление», имея в виду день, предшествующий первому дню весны в традиционном календаре, известный как Сэцубун ; хотя раньше речь шла о более широком диапазоне возможных дат, теперь Сэцубун обычно проводится 3 февраля (в 2021 году это было 2 февраля), [ 3 ] а следующий день - первый день весны по старому календарю, известный как Рисшун ( 立春 ) . И Сэцубун , и Риссюн отмечаются ежегодно в рамках Весеннего фестиваля ( Хару мацури ( 春祭 ) ) в Японии. [ 4 ] Сэцубун сопровождался рядом ритуалов и традиций, проводимых на разных уровнях, чтобы отогнать неудачи прошлого года и злых духов на следующий год. [ 5 ] [ 6 ]

Сэцубун берет свое начало от цуина ( 追儺 ) , китайского обычая, завезенного в Японию в 8 веке. [ 2 ] Он сильно отличался от сэцубуна известного сегодня . Согласно японскому учебнику истории «Сёку Нихонги» , цуйна впервые проводилась в Японии в 706 году, и это было мероприятие по отпугиванию злых духов, проводившееся при дворе в последний день года по лунно-солнечному календарю . В то время цуйна представляла собой мероприятие по изгнанию злых духов, приносящих несчастья и болезни, путем украшения каждых ворот дворца глиняными фигурками коров и детей, а также с использованием персиковых веток и тростей. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Обычай Сэцубун , каким мы его знаем сегодня, зародился в период Муромати (1336–1573). Каждый дом аристократии и самураев выбрасывал бобы из своих домов на открытый воздух. Айносё [ джа ] , [ 10 ] В словаре, составленном в период Муромати, говорится, что практика метания бобов во время Сэцубуна возникла из легенды X века, во время правления императора Уда , о том, что монах на горе Курама избежал несчастья, ослепив они жареными бобами. Японское слово «бобы», , произносится как «мамэ » , что можно записать как « глаз дьявола » ( 魔目 ) , и некоторые считают, что произношение похоже на произношение мамэцу ( 魔滅 ) , что означает «уничтожить дьявола». , поэтому во время Сэцубун люди начали бросать бобы . [ 5 ] [ 11 ] [ 8 ]

Начиная с периода Эдо (1603–1867), обычай бросать бобы в синтоистские святилища , буддийские храмы и дома простых людей распространился по всей Японии как событие или фестиваль, призванный отогнать злых духов во время Сэцубун . Именно в этот период появился обычай привязывать жареные головы сардин к ветке остролиста для украшения ворот домов во время Сэцубун . Этот обычай был призван отпугнуть они шипами листьев падуба и запахом жареных сардин. Исходная форма этого обычая зафиксирована в « Тоса Никки» , составленном в 934 году периода Хэйан (794–1185). В дневнике описывается синтоистская сименава (священная веревка), которую вешали на ворота дома во время новогодних праздников для обозначения границы очищения, а также что прикрепляли голову кефали , проткнутую веточкой остролиста к сименаве . [ 5 ] [ 6 ]

Обычай есть эхомаки ( 恵方巻 ) в Сэцубун зародился в районах гейш с периода Эдо до периода Мэйдзи . Эхомаки — это особый макидзуси ( суши -ролл), который едят в Сэцубун . В Сэцубун люди смотрят на самое благоприятное направление года и съедают целые эхомаки , неразрезанный суши-ролл, чтобы помолиться о процветании и счастье в этом году. Считается, что первоначально его называли просто марукабури-дзуси ( 丸かぶり寿司 ) или футомаки-дзуси ( 太巻き寿司 ) . Название «эхомаки», возможно, распространилось по всей Японии в 1989 году, когда японская сеть мини-маркетов переименовала его в «эхомаки» и начала его продавать. [ 12 ]

Традиции

[ редактировать ]

Мамамаки

[ редактировать ]

Главный ритуал, связанный с соблюдением — это мамэмаки ( « Сэцубун, ; бобов рассыпание » ) в ходе этого ритуала жареные соевые бобы (известные как фукумаме ( 福米 , « бобы счастья » ) ) выбрасываются либо через входную дверь, либо в члена группы. семья носит маску они ( демона или огра ) и кричит : « Дьяволы вон! ( Oni » wa soto ! Fuku wa uchi! ) , [ 3 ] прежде чем хлопнуть дверью. [ 13 ] Считается, что фасоль символически очищает дом, отгоняя злых духов, приносящих с собой несчастья и плохое здоровье. Затем, чтобы привлечь удачу , принято есть жареные соевые бобы , по одной на каждый год жизни ( казоэдоши ), плюс еще одну, чтобы принести удачу в этом году. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Обычай мамэмаки впервые появился в период Муромати . [ 2 ] его исполняет либо мужчина, родившийся в соответствующем зодиакальном и обычно на новый год году ( тошиотоко ( 年男 ) ), либо мужчина-глава семьи. [ 17 ]

Поскольку Ватанабэ-но Цуна , вассал Минамото-но Ёримицу в период Хэйан (794–1185), связан с легендой о том, что он победил Они , исторически считавшиеся сильнейшими, таких как Сютэн-додзи и Ибараки-додзи , существует Традиция гласит, что они держатся подальше от людей по имени Ватанабэ и их домов. По этой причине некоторые семьи с фамилией Ватанабэ на протяжении нескольких поколений не практиковали обычай бросать Сэцубун бобами. [ 18 ] [ 19 ] Ватанабэ-но Цуна был первым человеком, взявшим фамилию Ватанабэ, а Ватанабэ является пятой по распространенности фамилией в Японии: по состоянию на 2017 год в ней проживает около 1,08 миллиона человек. . [ 20 ]

практика мамемаки ; Хотя это все еще довольно распространенная практика в домашних хозяйствах, многие люди также или вместо этого посещают весенний праздник святилища или храма, где выполняется [ 3 ] в некоторых районах, например в Киото , это включает в себя танец, исполняемый ученицей гейши , после которого ученицы сами бросают толпе пакеты с жареными соевыми бобами. В других местах священники и приглашенные гости бросают пакеты с жареными соевыми бобами, некоторые завернутые в золотую или серебряную фольгу, небольшие конвертики с деньгами, сладостями, леденцами и другими призами. В некоторых более крупных и центральных святынях знаменитостей и борцов сумо приглашают на торжества, обычно на мероприятия Сэцубун , которые транслируются по телевидению. [ 21 ] в Сэнсо-дзи в районе Асакуса в Токио. Ежегодные праздники посещают около 100 000 человек [ 22 ]

Другие практики

[ редактировать ]
Талисман в виде головы сардины на входе в дом отпугивает злых духов

Существует ряд других, в некоторых случаях более эзотерических практик, связанных с празднованием и соблюдением Сэцубун ; некоторые из них являются региональными, например, традиция региона Кансай есть неразрезанные роллы макидзуси , известные как эхо-маки ( 恵方巻 , « ролл в удачном направлении » ) , в тишине, глядя в сторону счастливого компаса года, определяемого зодиакальным символом этого года. . [ 23 ] Хотя этот обычай зародился в Осаке , с тех пор он распространился во многом благодаря маркетинговым усилиям продуктовых магазинов и магазинов повседневного спроса. [ 24 ]

Другие практики включают установку небольших украшений из головок сардин и листьев падуба ( 柊鰯 , хиираги иваси ) у входа в дом, чтобы отогнать злых духов. [ 3 ] Особый сорт сакэ , известный как сёгадзаке ( 生姜酒 ) , сваренный с имбирем, также обычно пьют на Сэцубун . В каждом регионе Японии есть свои талисманы, которые можно попробовать на Сэцубун . Соевые бобы, используемые для мамемаки и соба, являются наиболее распространенными, но арахис в регионах Хоккайдо и Тохоку , кенчин-дзиру и симоцукаре в регионе Канто , чай с водорослями и сардинами в регионе Кансай , конжак в регионе Сикоку , морской огурец на островах Оки. и китов в регионе Саньин также едят. [ 25 ] [ 26 ]

Исторические практики

[ редактировать ]

Новый год считался временем, когда духовный мир стал близок к физическому миру, поэтому возникла необходимость совершать мамемаки , чтобы отогнать любых блуждающих духов , которые могли появиться слишком близко к дому. Другие обычаи того времени включали религиозные танцы , фестивали и внесение в дом инструментов, которые обычно можно было оставить снаружи, чтобы духи не причинили им вреда. Рисовые лепешки также балансировали на перемычках и подоконниках. [ 3 ]

Поскольку Сэцубун считается днем, отделенным от остальной части года, также практиковалась традиция смены ролей во внешности и одежде; такие обычаи включали в себя ношение девушками причесок пожилых женщин и наоборот, маскировку и переодевание в одежду другого пола . Этот обычай до сих пор практикуется среди гейш и их клиентов во время развлечений на Сэцубуне . [ 3 ]

Странствующие артисты ( 旅芸人 , таби гейнин ) , которых обычно избегали в течение года, поскольку считали бродягами , были приглашены на Сэцубун для представления моральных пьес. Их бродяжничество в этих случаях работало им на пользу, поскольку считалось, что они уносят с собой злых духов. [ 3 ] : 121 

Региональные вариации

[ редактировать ]

В районе Тохоку в Японии глава семьи (традиционно отец) брал жареные бобы в руку, молился у семейного святилища , а затем выбрасывал освященные бобы за дверь. [ 27 ] Вместо соевых бобов иногда используют арахис (сырой или покрытый сладким хрустящим тестом). [ 28 ]

Существует множество вариаций знаменитого «Они ва сото, фуку ва учи!» Айдзувакамацу пения люди скандируют «Они но медама бутсубусе!» Например, в городе , « Ослепи демонам глаза! » . [ 27 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Такер, Брайан (2005). Фестиваль обнаженных мужчин: и другие оправдания для полета вокруг света . Аллен и Анвин. п. 61. ИСБН  1-74114-399-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с Сосновский, Дэниел (1996). Знакомство с японской культурой . Издательство Таттл. п. 9 . ISBN  0-8048-2056-2 . сэцубун.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Далби, Лиза Крифилд (1983). Гейша . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-04742-7 .
  4. ^ «Религии – Синто: Хару Мацури (Весенние фестивали)» . Би-би-си . Проверено 10 марта 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Различные мероприятия сэцубун Угасающее ощущение «Нового года» – обычаи, названия, региональные особенности (на японском языке). Префектура Миэ . Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Голова сардины» Сэцубуна и «Сардина Хираги» (на японском языке). Женский колледж свободных искусств Дошиша . 15 января 2019 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  7. ^ Традиционные мероприятия, которые мы хотим передать – Сэцубун – (на японском языке). Музей Дадзайфу Фуреай. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б Почему ты бросаешь бобы? Знакомство с происхождением Сэцубуна (на японском языке). Кико. 1 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  9. ^ Сэцубун (на японском языке). Сагаэ Хатимангу . 3 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  10. ^ Гёё (行义) (1445 г.) Айносё (壒咢码) Национальный институт японской литературы .
  11. ^ Героический и великолепный Сэцубун в Киото: поминальная служба в храме Ёсида, танец Они-одори в храме Кодзандзи и метание бобов в храме Ясака. (на японском языке). nippon.com. 31 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2022 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  12. ^ Кто это установил? Происхождение, корни и тайна Эхомаки (на японском языке). Гурунави. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  13. ^ Крейг, Тимоти Дж. (2000). Japan pop!: внутри мира японской популярной культуры . Я Шарп. п. 194. ИСБН  0-7656-0561-9 .
  14. ^ Карл, Джейсон (2007). Иллюстрированная история мира с привидениями . Издательство Нью Холланд. п. 62. ИСБН  978-1-84537-687-1 .
  15. ^ «Мероприятия японского фестиваля сэцубун» .
  16. ^ «Все о Сэцубун: Фестиваль метания бобов | Работа в Японии для инженеров» . 19 января 2021 г.
  17. ^ Что такое Сэцубун? 3 февраля 2023 г. Значение и происхождение Мамэмаки и Эхомаки. (на японском языке). Японские авиалинии . 18 января 2023 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
  18. ^ Мистер Ватанабэ не бросает бобы? Наконец, «Они внутри~». Различные «обстоятельства Они» между Хансином. (на японском языке). Кобе Симбун . 3 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
  19. ^ Причина, по которой людям с фамилией Ватанабэ не нужно бросаться в глаза, кроется в истории периода Хэйан. (на японском языке). Живые новости. 3 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
  20. ^ Неизвестная правда о «Ватанабэ», «Ватанабэ», «Ватанабэ», «Ватанабэ» (на японском языке). Тойо Кейзай . 28 мая 2017. с. 1,2. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
  21. ^ Мисима, Шизуко. «Сэцубун – фестиваль метания фасоли» . О сайте.com . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
  22. ^ «Сэцубун прямо за углом» . Японское туристическое бюро . 29 января 2014. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
  23. ^ «Сэцубун – Около 3 февраля» . Массачусетский технологический институт . 5 марта 2002 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
  24. ^ Лапоинт, Рик (3 февраля 2002 г.). «Готовы ли вы внести изменения в «Сэцубун но хи»?» . Джапан Таймс . Проверено 2 февраля 2014 г.
  25. ^ Демон внутри? Демон снаружи? Обычаи бросания бобов и другие праздничные блюда Сэцубун, кроме Эхомаки. (на японском языке). Все о, Inc. 27 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Проверено 8 марта 2024 г.
  26. ^ Отличаются ли продукты сэцубун в зависимости от региона? Знакомство со значением и происхождением (на японском языке). Hankyu Hanshin Department Stores, Inc., 23 сентября 2022 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2024 г. . Проверено 8 марта 2024 г.
  27. ^ Jump up to: а б Шертлефф, Уильям; Аояги, Акико (декабрь 2012 г.). История соевых орехов, соевого масла, жареных соевых бобов по-японски (Иримаме) и сэцубун (с Мамэмаки) (1068–2012): обширно аннотированная библиография и справочник . Сойинфо-центр. п. 521. ИСБН  9781928914532 . Проверено 2 февраля 2018 г.
  28. ^ «Сэцубун» . Справка по Японии, 2 февраля 2013 г. , дата обращения 2 февраля 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c09fe4e204428a2aaccb0961f44e2b4__1709889900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/b4/3c09fe4e204428a2aaccb0961f44e2b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Setsubun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)