Религия Лонгхауса
Религия Длинного дома — популярное название религиозного движения, также известного как « Кодекс Красивого Озера» или Гаихви:ио / Каливихё ( «Благое Послание» ), основанного в 1799 году пророком Красивого Сенеки Озера (Сганёдайё). Это движение сочетает и переосмысливает элементы традиционных религиозных верований ирокезов с элементами, заимствованными из христианства, прежде всего у квакеров . Антрополог Энтони Ф.К. Уоллес сообщил, что по состоянию на 1969 год в Гайви:ио насчитывалось около 5000 практикующих членов. [1] : 3 Первоначально Гайви:ио была известна как «новая религия», противостоящая преобладающим анимистическим верованиям, но с тех пор стала известна как «старая религия», противостоящая христианству .
До принятия жилища на одну семью ирокезы жили в больших домах для больших семей, также известных как длинные дома , которые также служили местами встреч, ратушами, театрами и местами для религиозных церемоний. Гайхви:ио хранит длинные дома для церемониальных целей, поэтому это движение получило название «Религия длинных домов».
Происхождение [ править ]
В возрасте 64 лет, после жизни в бедности и алкоголизме, Ганиодайо получил свои откровения в трансе, после чего бросил пить и сформировал движение. Учение Ганиодайо было закодировано в вампуме. [2] и распространился среди населения западного Нью-Йорка, Пенсильвании и страны ирокезов , в конечном итоге получив название « Кодекс Красивого озера» .
Красавчик Лейк возложил ответственность за проповедь Гайви:ио на нескольких «держателей Гайви:ио», которых по состоянию на 1912 год было шесть. Поскольку передача была устной, версии начали расходиться. В 1860-х годах владельцы Гайхви:ио встретились в Холодном источнике, в бывшем доме на Красивом озере. Они сравнили версии, и, когда были обнаружены различия, вождь Сенека Джон Джекет вынес решение о правильной версии и записал ее на языке Сенека на почтовой бумаге. Когда он закончил, группа снова собралась в Каттарагусе и запомнила исправленную версию. Шеф Джекет передал письменную копию шефу Генри Стивенсу, который, в свою очередь, передал ее шефу Эдварду Кукурузнику , который каким-то образом потерял ее. В 1903 году, опасаясь, что устная передача снова приведет к ошибкам, главный плантатор кукурузы переписал его по памяти и передал на сохранение в Государственный архив Нью-Йорка . Уильям Блюски , баптистский проповедник-мирянин, перевел его на английский язык. [3]
Практика [ править ]
Гайви:ио провозглашается дважды в год: во время Дня благодарения в середине зимы, который приходится где-то между 15 января и 15 февраля, и снова на встрече шести наций в сентябре. Обычно проповедниками обмениваются между резервациями на мероприятие. Полное чтение занимает три дня, только утром. Перед восходом солнца каждое утро трех дней проповедник стоит у камина длинного дома и поет Песнь Солнца, чтобы обеспечить хорошую погоду.
Во время церемонии проповедник стоит перед камином, которому помогает помощник, который сидит рядом с ним и держит белую нить вампума . Часть прихожан сидит на скамейках, расположенных поперек длинного дома, а остальные сидят на скамейках, расположенных вдоль стен. Женщины покрывают голову шалью. [3]
Атмосфера на церемонии чем-то напоминает встречу возрождения . Участники могут быть тронуты до слез, а эмоциональная атмосфера иногда становится настолько заразительной, что многие публично вновь заявляют о своей верности религии. [3]
Оппозиция [ править ]
Существует одно движение, которое отвергает Кодекс Красивого озера как находящийся под слишком сильным влиянием Первого и Второго Великих Пробуждений . Эти современные традиционалисты следуют учениям Деганавиды, Великого Миротворца , изложенным в Великом Законе Мира , который является конституцией Шести Наций или Хауденосауни . Хотя эта конституция защищает права религиозных церемоний, которые практиковались до ее ратификации, и признает обязанности положительных образцов для подражания перед обществом, это движение утверждает, что некоторые учения Красивого озера могут противоречить существующим статьям в их интерпретации Великого Закона Мир. [4]
Социальный контекст [ править ]
Второе великое пробуждение — религиозное движение в Соединённых Штатах, возникшее примерно в 1790 году. Его описывали как реакцию против скептицизма, деизма и рационализма. Это движение было сосредоточено в так называемом « Сожжённом районе » в центральной и западной части штата Нью-Йорк. Откровения Красавчика Лейка произошли в том же районе и «на несколько месяцев предвосхитили волну пробуждения, прокатившуюся по ранней национальной и довоенной Америке». [5]
Влияния [ править ]
Считается, что Джозеф Смит , основатель мормонизма , находился под влиянием откровений Красавчика Лейка, с которыми его собственные видения имеют сходство. [6] [7] [8]
Классификация [ править ]
В своей книге 1989 года « Популярная религия в Америке: символические изменения и процесс модернизации в исторической перспективе» профессор Университета Майами Питер В. Уильямс заявил, что со временем это движение стало более рутинным и больше напоминает «такие «культовые» религии на грани традиционного христианства, такие как как мормонизм ». [9]
Примечания [ править ]
- ^ Уоллес, Энтони, 1923- (1972). Смерть и возрождение Сенеки . Стин, Шейла С. Нью-Йорк: старинные книги. ISBN 9780307760562 . OCLC 795249676 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Йохансон и Манн, стр. 310
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Паркер, Артур К. (1 ноября 1912 г.). «Кодекс Красивого озера, пророк Сенека» . [Нью-Йорк] Бюллетень Департамента образования (163) . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Хорн, Кахентинета. «Путаница между Великим Законом и Кодексом Красивого Озера» (PDF) . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Самолет, Энн Мари; Таттл, Лесли (2013). Мечты, мечтатели и видения: Атлантический мир раннего Нового времени . Издательство Пенсильванского университета. п. 228. ИСБН 9780812245042 .
- ^ Мансо, Питер (2015). Одна нация под властью богов: новая американская история . Маленький, Браун. ISBN 978-0316100038 . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Рисс, Яна. «Новая теория связывает пророка коренных американцев с Джозефом Смитом и Книгой Мормона» . Служба религиозных новостей . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Тейлор, Лори. «Джозеф Смит в стране ирокезов: История красивого озера» . Инструктор по делам несовершеннолетних . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Уильямс, Питер М. (1989). Популярная религия в Америке: символические изменения и процесс модернизации в исторической перспективе . Издательство Университета Иллинойса. п. 38. ISBN 0252060733 . Проверено 1 июня 2015 г.
Ссылки [ править ]
- Хирчефекдер, Арлин и Полетт Молин. Энциклопедия религий коренных американцев . Книги с галочками.
- Йохансон, Брюс Эллиот и Барбара Эллис Манн. Энциклопедия хауденосауни (Конфедерации ирокезов).] Абингдон, Великобритания: Greenwood Publishing Group, 2000. ISBN 978-0-313-30880-2 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Энтони Уоллес (1 сентября 2010 г.). Смерть и возрождение Сенеки . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-76056-2 .
Внешние ссылки [ править ]
- Кодекс Красивого Озера – Введение
- Паркер, Артур К. (1 ноября 1912 г.). «Кодекс Красивого озера, пророк Сенека» . [Нью-Йорк] Бюллетень Департамента образования (163) . Проверено 2 июня 2015 г.
- Письмо Томаса Джефферсона брату Красавчику Лейку - Вашингтон, 3 ноября 1802 г.