Религия в Испании
Часть серии о |
Культура Испании |
---|
История |
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Искусство |
Музыка |
Спорт |
Католическая христианства ветвь . является наиболее широко исповедуемой религией в Испании с высоким уровнем секуляризации по состоянию на 2022 год [update]. Свобода религии гарантируется Конституцией Испании .
Исследовательский центр Pew поставил Испанию на 16-е место из 34 европейских стран по уровню религиозности: 21% населения заявили, что они «высоко религиозны» в опросе. [3] 3% испанцев считают религию одной из трех наиболее важных ценностей, что ниже, чем в среднем по Европе 5%. [4]
По данным Испанского центра социологических исследований, 52,0% граждан Испании идентифицируют себя как католики (35,2% определяют себя как непрактикующие, а 16,8% как практикующие), 2,4% как последователи других конфессий (в том числе ислама , протестантского христианства). , буддизм и т. д.), а 44,1% идентифицируют себя как атеисты (16,8%), агностики (14,4%) или неверующие (12,9%) по состоянию на сентябрь 2023 г. [5]
Большинство испанцев не участвуют регулярно в еженедельных религиозных богослужениях. Исследование, проведенное в июле 2021 года, показывает, что из испанцев, считающих себя религиозными, 36% никогда не посещают мессу, 20,8% почти никогда не посещают мессу, 19% посещают мессу несколько раз в год, 6,8% два или три раза в месяц, 13,4% каждый Воскресенье и праздничные дни, а также 2,9% несколько раз в неделю. [6] По данным опроса 2021 года, те, кто ходит в церковь несколько раз в год, составляют 17,3% от общей численности населения; те, кто ходит несколько раз в месяц, - 9,3%; те, кто ходит каждое воскресенье и все обязательные праздничные дни , - 14,9%; и тех, кто ходит несколько раз в неделю, - 4,3%. [7]
Хотя большинство испанцев идентифицируют себя как католики, молодое поколение склонно игнорировать моральные доктрины Церкви по таким вопросам, как добрачный секс , гомосексуализм , однополые браки или контрацепция . [8] [9] [10] [11] Общее количество приходских священников сократилось с 24 300 в 1975 году до 18 500 в 2018 году, средний возраст которых составил 65,5 лет. [12] [13] [14] Напротив, многие проявления народной религиозности все еще процветают, часто связанные с местными фестивалями. Среди населения в целом присутствуют несколько примеров католических культурных практик, таких как католические крещения и похороны , шествия Страстной недели , паломничества (например, Путь Святого Иакова ), святых покровителей и многие фестивали . [ нужна ссылка ]
Опрос, опубликованный в 2019 году исследовательским центром Pew, показал, что 54% испанцев положительно относятся к мусульманам , а 76% положительно относятся к евреям . [15] Испания считалась [ по мнению кого? ] как вообще не приветствующий протестантизм , [ нужен лучший источник ] [16] [17] только 1% испанцев являются протестантами [18] и большинство протестантов имеют иммигрантское происхождение. [19] [20]
Покровителем Испании является святой Иаков Великий . [21]
Отношение [ править ]
Хотя католицизм по-прежнему является крупнейшей религией в Испании, большинство испанцев, особенно молодых, предпочитают не следовать католическим учениям в морали, политике или сексуальности и не посещают мессу регулярно. [8] [23] [24] Нерелигиозность , включая агностицизм и атеизм , пользуется социальным престижем в соответствии с общей секуляризацией и упадком христианства в Западной Европе . [25] [26] [23] [16] [27]
Культурные войны в Испании гораздо больше связаны с политикой, чем с религией, и огромная непопулярность типично связанных с религией вопросов, таких как креационизм, не позволяет использовать их в таких конфликтах. Возрожденческие усилия Католической церкви и других вероисповеданий не имели существенного успеха за пределами их предыдущей сферы влияния. [24] [16] По данным Евробарометра 83 (2015 г.), только 3% испанцев считают религию одной из трех важнейших ценностей, как и в 2008 году, и даже ниже, чем в среднем по Европе 5%. [4] [28] Согласно опросу Евробарометра 2005 года: [29]
- 59% испанцев ответили, что «верят, что Бог существует».
- 21% ответили, что «верят, что существует какой-то дух или жизненная сила».
- 18% ответили, что «не верят в существование какого-либо духа, Бога или жизненной силы».
Свидетельством либерального поворота в современной Испании может служить широкая поддержка легализации однополых браков в Испании : согласно исследованию Центра социологических исследований, в 2004 году более 70% испанцев поддержали однополые браки. [30] Действительно, в июне 2005 года 187 голосами против 147 был принят законопроект, разрешающий однополые браки, что сделало Испанию третьей страной в Европейском Союзе, где разрешено вступать в брак однополым парам . Это голосование разделилось по консервативно-либеральному принципу: Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE) и другие партии левого толка поддержали эту меру, а правоцентристская Народная партия (PP) выступила против нее. Однако когда в 2011 году к власти пришла Народная партия, закон не был отменен или изменен.
Изменения в законах о разводе, направленные на ускорение процесса и устранение необходимости в виновной стороне, пользуются популярностью.
Аборт , контрацепция и экстренная контрацепция легальны и легко доступны на уровне западноевропейских стандартов. Эта проблема стала еще одним свидетельством принятия испанского закона об эвтаназии , который, согласно опросам 2017 и 2018 годов, находит около 85% поддержки и около 60% поддержки среди практикующих религиозных людей, людей старше 65 лет. или консервативные избиратели. [31]
Христианство [ править ]
Католицизм [ править ]
Восточное православие [ править ]
Испания не является традиционно православной страной. Иберийские христиане остались под сферой влияния Рима в западном христианстве после Великого раскола 1054 года .
Число православных приверженцев в стране начало увеличиваться в начале 1990-х годов, когда Испания испытала приток иммигрантов из Восточной Европы . Преобладающей национальностью среди испанских православных являются румыны (около 0,7 миллиона человек), при этом общая численность болгар, русских, украинцев, молдаван и других составляет около 1,0 миллиона.
Протестантизм [ править ]
Протестантизм в Испании получил поддержку иммиграции, но остается небольшой силой среди коренных испанцев (1%). Испания рассматривается как кладбище иностранных миссионеров (имеется в виду отсутствие успеха) среди протестантов-евангелистов. [16] [17] Протестантские церкви утверждают, что насчитывают около 1 200 000 членов. [32] [33]
Другое [ править ]
Неверие и атеизм [ править ]
Безверие в Испании — явление, существующее как минимум с 17 века. [34] Атеизм , агностицизм , деизм и свободомыслие стали относительно популярными (хотя большая часть общества все еще была очень религиозной) в конце 19 и начале 20 веков. Во время гражданской войны в Испании нерелигиозные люди подвергались репрессиям со стороны франкистов была в значительной степени отменена , в то время как религия среди республиканцев . В период франкистской диктатуры (1939–1975) безрелигиозность не допускалась, следуя национально-католической идеологии режима. Нерелигиозные люди не могли быть общественными деятелями или открыто выражать свои мысли. После перехода к демократии в Испании (1975–1982 гг.) ограничения на неверие были сняты. [35] За последние десятилетия религиозная практика резко упала, а популярность атеизма и агностицизма возросла: более 14 миллионов человек (30,3% населения по состоянию на январь 2020 г.) [update]) [36] не имеющий религии. [37] [38] Число нерелигиозных людей в Испании продолжает расти: по состоянию на март 2022 года более 39% населения объявлены нерелигиозными. [39] [ нужна страница ]
Популярная религия [ править ]
Однако некоторые проявления народной религиозности все еще процветают, часто связанные с христианскими праздниками и местными святыми покровителями . Всемирно известные примеры включают Страстную неделю в Севилье , Ромерию Эль Росио в Уэльве или Мистерию Эльче , а Санфермины в Памплоне и Фальес Валенсии по большей части утратили свою первоначальную религиозную природу. Постоянный успех этих фестивалей является результатом сочетания религиозных, культурных, социальных и экономических факторов, включая искреннюю преданность, местные или семейные традиции, нерелигиозные фиесты и вечеринки , воспринимаемую красоту, культурную значимость, территориальную идентичность, встречи с друзьями и родственниками. , рост продаж и массовый приток туристов к крупнейшим.
Паломничество в Сантьяго-де-Компостела не столь популярно среди испанцев, но ежегодно привлекает сотни тысяч паломников и туристов. Пунктом назначения большинства из них является собор Сантьяго в стиле барокко, где верующие могут посетить, как говорят, могилу апостола Иакова, который, согласно католической традиции, принес христианство в Испанию и Португалию. Только в 2019 году, до пандемии COVID-19, «Эль-Камино» прошли 350 000 человек со всего мира. В 2020 году из-за пандемии только 50 000 человек смогли пройти по «священному маршруту». [40] [41] В большинстве, если не во всех, городах и поселках отмечают праздник святого покровителя, независимо от того, насколько он мал или известен, который часто включает шествия , мессу и тому подобное, но фактическое религиозное следование которого варьируется, а иногда и просто номинально. [42]
Еще одной тенденцией среди испанских верующих является синкретизм , который часто определяют как религию a la carta . [43] В религии à la carte люди смешивают популярные римско-католические верования и традиции со своим собственным мировоззрением и/или эзотерикой , самопомощью , нью-эйджем или философскими заимствованиями, которые им нравятся, в результате чего образуется уникальная личная «мягкая» духовность без какой-либо возможной церковной санкции или поддержка. [44] Эти люди обычно называют себя католиками, но посещают церковь только на крестины, похороны или свадьбы и не являются ортодоксальными последователями. [45] Хотя термин (неортодоксальный) и понятие находят аналог в понятии « католицизм кафетерия », до сих пор очень сложно определить, что подразумевается под католической идентичностью по отношению к ортодоксии сегодня. По словам почетного Папы Бенедикта XVI, ни статистика, ни ортодоксальность не являются единственными мерилами «подлинной» католической идентичности. [46] Возможно, епископ Джон Стоу из Лексингтона, штат Кентукки (США), лучше всего оправдал поиски и поиски среди многих католиков, особенно в области сексуальности и духовности: «...католицизм не может быть сведен к пункту о морали». [47]
Ислам [ править ]
Недавние волны иммиграции , особенно во время и после 2000-х годов, привели к быстрому увеличению числа мусульман. В настоящее время ислам является второй по величине религией, но значительно уступает католицизму и безбожию. Исследование, проведенное Unión de comunidades islámicas de España, показало, что в 2019 году в Испании проживало более 2 100 000 жителей мусульманского происхождения (около 4,4% от общей численности населения). [48] Подавляющее большинство составляли иммигранты и потомки выходцев из Магриба (особенно Марокко ) и других африканских/арабских стран. Почти 880 000 из них имели испанское гражданство, большинство из них были иммигрантами, получившими испанское гражданство. [49]
Иудаизм [ править ]
Евреи в Испании составляют менее 0,2% от общей численности населения, где-то между 13 000 и 50 000 человек. Они в основном расположены в городах Барселона , Мадрид и Малага . При этом меньшая численность населения существует в других крупных городских районах по всей стране. Большинство испанских евреев являются сефардами , а не ашкенази , и большинство из них исповедуют ортодоксальный иудаизм . организации есть Реформистские в крупных городах, а также реформистская синагога в Овьедо .
Малые религии [ править ]
Помимо различных разновидностей христианства, ислама, иудаизма и нерелигиозности, в Испании также есть небольшие группы индуистов , буддистов, язычников, даосов и бахаи .
Индуизм [ править ]
Индуизм впервые прибыл в Испанию иммигрантами-синдами через британскую колонию Гибралтар в начале 20 века. [50] По оценкам, количество индуистов в Испании в 2016 году колеблется от 40 000. [51] до 75 000 по состоянию на 2024 год. [52] По другой оценке на 2014 год, около 25 000 из 40 000 индуистов прибыли из Индии , 5 000 — из Восточной Европы и Латинской Америки и 10 000 — испанские индуисты ; [50] есть также небольшие общины индуистов из Непала (около 200 человек), из Бангладеш (около 500 человек) и из Пакистана . [50]
В Испании также около 40 индуистских храмов/мест поклонения. Первый индуистский храм в городе Сеута есть был построен в 2007 году. Храмы Кришны ИСККОН в Барселоне, Мадриде, Малаге, Тенерифе и Бриуэге, а также ресторан Кришны в Барселоне. [53] Некоторые из общих учений индуизма и буддизма, такие как реинкарнация или карма , частично синкретизировались с культурным мейнстримом через Нью-Эйдж движения в стиле .
Язычество [ править ]
Язычество привлекает меньшинство в Испании. Наиболее заметными языческими религиями являются формы германского язычества (исп. Etenismo ), кельтского язычества (и друидизма ) и викки .
Испанские языческие группы включают Сообщество одинистов Испании – Асатру , которое идентифицирует себя как Одинист , так и Асатру , Ассамблея знаний Асатру Ванатру, Готланд Форн Сед и Circulo Asatrú Tradición Hispánica , четыре из которых, первый официально зарегистрирован государством; Кельтистские или друидские группы включают Братство друидов Дун Эйллин ( Hermandad Druida Dun Ailline ) и Орден друидов Финтан, оба зарегистрированы. [54] Среди викканских групп две получили официальную регистрацию: Испанская викканская ассоциация ( Asociación Wicca España ) и Кельтиберская викка ( Wicca Tradición Celtíbera ). [55]
Галисия является центром друидизма (по-галисийски: Druidaria ) из-за претензий на сильное кельтское наследие; Пангалицийский друидский орден ( Irmandade Druídica Galaica ) характерен для Галисии. В Стране Басков традиционные баскские роды (баскский: Jentiltasuna ) и соргинкеры ( Sorginkeria возродились ), баскское колдовство, которые имеют связи с баскским национализмом . Соргинкоба Элькартеа — баскская неоязыческая организация, действующая в странах Басков.
Даосизм [ править ]
Даосизм присутствует в Испании, особенно в Каталонии . Среди испанцев он был представлен китайским мастером Тянь Чэнъяном в 2000-х годах, что привело к основанию Каталонской даосской ассоциации ( Asociación de Taoismo de Cataluña ) и открытию Храма чистоты и молчания ( Templo de la Pureza y el Силенсио ) в Барселоне , оба в 2001 году. Ассоциация планировала расширить Храм Чистоты и Тишины как традиционный китайский даосский комплекс тамплиеров, первый даосский храм такого типа в Европе. [56]
Еще один даосский храм был открыт в 2014 году китайской общиной Барселоны во главе с даосским священником Лю Цземинем, потомком поэта, солдата и пророка Лю Бо Вэня (1311–1375) в 21-м поколении. Храм, расположенный в районе Сант-Марти и открытый в присутствии консула Китайской Народной Республики Цюй Чэнву, хранит 28 божеств провинции Китая, откуда родом большинство китайцев в Барселоне. [57] [58]
Буддизм [ править ]
Буддизм пришел в Испанию только в конце 20 века. По оценкам 2018 года, в Испании насчитывается около 90 000 последователей буддизма , а общее число приверженцев, если учитывать сочувствующих, составляет около 300 000 человек. [59] В стране также действует почти 300 центров буддийской практики. [59] Однако некоторые из его учений, такие как реинкарнация или карма , частично синкретизировались с культурным мейнстримом через Нью-Эйдж . движения в стиле [ нужна ссылка ]
убеждения Конкретные
Опрос 2008 года, проведенный Социологической мастерской. [60] дал следующие результаты: [61]
Секс | Возраст | Образование | Религия | Общий | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вера | Мужской | Женский | 18–29 | 30–44 | 45–59 | 60+ | Начальная школа | Средняя школа | Колледж и высшее | Практикующий католик | Непрактикующий католик | Нет религии | Да | Нет | Не уверен | Н/Д |
% ответивших Да: | Общий процент: | |||||||||||||||
Существование Бога | 45 | 61 | 45 | 50 | 49 | 68 | 61 | 48 | 47 | 89 | 54 | 0 | 53 | 23 | 23 | 1 |
Божественное творение ex nihilo | 26 | 42 | 26 | 28 | 30 | 51 | 43 | 29 | 26 | 68 | 26 | 3 | 34 | 47 | 17 | 2 |
Адам и Ева | 21 | 37 | 20 | 25 | 23 | 40 | 22 | 19 | 23 | 58 | 24 | 2 | 29 | 53 | 17 | 1 |
Историчность Иисуса | 70 | 76 | 63 | 65 | 71 | 80 | 70 | 77 | 72 | 94 | 68 | 65 | 73 | 13 | 13 | 1 |
Иисус, сын Божий | 40 | 54 | 38 | 41 | 45 | 63 | 57 | 41 | 39 | 85 | 46 | 0 | 47 | 25 | 23 | 2 |
Непорочное рождение Иисуса | 35 | 46 | 26 | 35 | 37 | 63 | 55 | 31 | 29 | 81 | 35 | 0 | 41 | 41 | 16 | 2 |
Три мудреца посетили Иисуса | 40 | 51 | 37 | 43 | 45 | 56 | 52 | 42 | 38 | 71 | 47 | 11 | 45 | 35 | 18 | 2 |
Воскресение Иисуса | 35 | 50 | 32 | 38 | 36 | 63 | 52 | 37 | 33 | 83 | 38 | 0 | 43 | 38 | 17 | 2 |
Чудеса | 35 | 46 | 40 | 42 | 36 | 44 | 42 | 43 | 35 | 67 | 36 | 14 | 41 | 44 | 14 | 1 |
Загробная жизнь | 30 | 50 | 34 | 41 | 33 | 52 | 45 | 33 | 41 | 72 | 34 | 14 | 41 | 36 | 22 | 1 |
Реинкарнация | 12 | 17 | 23 | 18 | 10 | 7 | 14 | 15 | 14 | 16 | 16 | 8 | 14 | 68 | 16 | 2 |
Общение с умершими | 13 | 15 | 24 | 19 | 9 | 5 | 12 | 18 | 12 | 13 | 17 | 8 | 14 | 72 | 13 | 1 |
Небеса | 30 | 43 | 32 | 33 | 27 | 53 | 44 | 35 | 28 | 71 | 31 | 2 | 37 | 48 | 14 | 1 |
Ад | 24 | 30 | 27 | 26 | 19 | 35 | 20 | 29 | 20 | 49 | 24 | 0 | 27 | 56 | 15 | 1 |
Ангелы | 25 | 39 | 26 | 32 | 27 | 42 | 36 | 30 | 28 | н/д | н/д | н/д | 32 | 52 | 15 | 1 |
Дьявол | 24 | 35 | 27 | 29 | 21 | 39 | 35 | 28 | 23 | 55 | 26 | 3 | 29 | 56 | 13 | 1 |
Злое колдовство | 14 | 23 | 20 | 21 | 21 | 13 | 19 | 22 | 14 | 22 | 19 | 9 | 19 | 70 | 10 | 1 |
Сглаз | 19 | 24 | 27 | 23 | 22 | 13 | 24 | 26 | 11 | 24 | 25 | 9 | 21 | 69 | 8 | 1 |
Гадание на будущее | 14 | 16 | 20 | 18 | 15 | 8 | 14 | 20 | 10 | 14 | 16 | 10 | 15 | 72 | 12 | 1 |
Астрология | 21 | 27 | 30 | 23 | 23 | 21 | 28 | 22 | 20 | 25 | 26 | 18 | 24 | 63 | 11 | 2 |
НЛО | 25 | 22 | 28 | 32 | 20 | 13 | 19 | 26 | 27 | 19 | 25 | 23 | 23 | 61 | 14 | 1 |
Региональные данные [ править ]
Крупные исследования, проведенные Центром социологических исследований (Centro de Investigaciones Sociológicas) в сентябре – октябре 2012 года и сентябре – октябре 2019 года, обнаружили информацию, касающуюся уровня религиозной самоидентификации в различных автономных сообществах Испании . Исследование, проведенное тем же учреждением в октябре 2019 года, показало, что процент католиков в целом снизился с 72,9% до 68,3% за семь лет. [62] [63]
Область | Католик Практика и не практика | Другой | Неаффилированный (Атеизм/Агностицизм) | Без ответа | Ссылки | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 | 2019 | 2012 | 2019 | 2012 | 2019 | 2012 | 2019 | ||
Мурсия | 85.0 | 80.1 | 0.8 | 2.1 | 13.9 | 17.9 | 0.3 | 0 | [66] |
Эстремадура | 81.2 | 80.1 | 1.0 | 1.7 | 17 | 18 | 0.7 | 0.3 | [67] |
Галисия | 82.2 | 77.7 | 0.5 | 1.2 | 16.6 | 19.4 | 0.7 | 1.7 | [68] |
Арагон | 82.4 | 77.3 | 1.2 | 2.3 | 15.2 | 16.6 | 1.2 | 4.0 | [69] |
Кастилия и Леон | 79.4 | 76.8 | 1.8 | 1.7 | 17.1 | 20.3 | 1.8 | 1.3 | [70] |
Канарские острова | 84.9 | 76.7 | 1.7 | 2.8 | 12.3 | 20.2 | 1.0 | 0.3 | [71] |
Андалусия | 78.8 | 76.5 | 1.8 | 1.8 | 18.6 | 21.2 | 0.8 | 0.5 | [72] |
Риоха | 74.0 | 74.6 | 2.6 | 1.1 | 23.2 | 22.9 | 0.3 | 1.4 | [73] |
Кастилия-Ла-Манча | 81.1 | 74.0 | 2.1 | 2 | 15.2 | 23.3 | 1.6 | 0.8 | [74] |
Королевство Испания | 72.9 | 68.3 | 2.3 | 3.2 | 23.0 | 25.4 | 1.7 | 1.2 | [75] |
Кантабрия | 74.3 | 68.0 | 2.0 | 0.7 | 21.8 | 29 | 2.0 | 2.3 | [76] |
Валенсия | 75.0 | 66.3 | 2.7 | 2.2 | 21.3 | 30.5 | 0.9 | 1.1 | [77] |
Астурия | 76.5 | 65.2 | 0.5 | 3.3 | 21.5 | 30.8 | 1.5 | 0.8 | [78] |
Мелилья | 46.3 | 65.0 | 37.5 | 20 | 12.1 | 15.0 | 4.3 | 0 | [79] |
Мадрид | 62.9 | 61.9 | 3.8 | 4.6 | 28.4 | 31.8 | 4.9 | 1.7 | [80] |
Сеута | 68.0 | 60.0 | 28.3 | 36.7 | 3.3 | 3.4 | 0.5 | 0 | [81] |
Страна Басков | 58.6 | 59.9 | 1.9 | 1.5 | 36.9 | 36.7 | 2.5 | 0.9 | [82] |
Балеарские острова | 68.7 | 59.3 | 1.8 | 4.3 | 28.0 | 33.7 | 1.5 | 2.8 | [83] |
Наварра | 65.7 | 56.3 | 0.3 | 2.4 | 32.6 | 41.0 | 1.5 | 0.3 | [84] |
Каталония | 60.7 | 54.1 | 3.2 | 3.2 | 34.2 | 41.0 | 1.9 | 1.7 | [85] |
История [ править ]
Испания , как было замечено, является национальным государством, рожденным в результате религиозной борьбы, главным образом между католицизмом и исламом , а также против иудаизма (и, в меньшей степени, протестантизма ). Реконкиста (1492 г.) имели большое против Аль-Андалуса (завершившаяся в 1492 г.), учреждение испанской инквизиции (1478 г.) и изгнание евреев значение в союзе Кастилии и Арагона под властью католических монархов Изабеллы и Фернандо (1492 г.), за которыми последовали преследованием и, в конечном итоге, изгнанием мориско в 1609 году. Контрреформация (1563–1648) была особенно сильна в Испании, и инквизиция не была окончательно упразднена до 1834 года, тем самым продолжая их враждебность по отношению к исламу, иудаизму, протестантизму и некоторым частям Просвещение на протяжении большей части своей истории.
Иудаизм и христианство были распространены на Пиренейском полуострове во времена Римской империи . [86] [87] [88] причем последний впитал в себя многие элементы « языческих » практик, которые какое-то время сохранялись даже среди христианизированного населения. [89] Ислам был введен на Пиренейском полуострове после мусульманского завоевания в 8 веке, в результате которого был основан Аль-Андалус . [90] В конце 15 – начале 16 века евреи и мусульмане были вынуждены выбирать между обращением или изгнанием. [91] [92] при этом содействие католическому единообразию на всей территории оставалось серьезной проблемой как для государственных, так и для церковных властей на протяжении двух следующих столетий. [93]
Связанная со старым режимом, католическая церковь стала самым противоречивым институтом в Испании в XIX и XX веках, изо всех сил пытаясь найти способы взаимодействия с зарождающимся либеральным обществом, а также сталкиваясь с правительствами, стремящимися найти приемлемое разграничение роли религия в общественных делах. [94] После падения франкистской диктатуры практическая секуляризация сильно возросла. [95] [8] [9] [25] [26] Конституция 1978 года отменила католицизм как официальную религию государства, признав при этом «религиозные верования всех испанцев» и установив «надлежащее сотрудничество» с католической церковью и другими конфессиями. [96]
Античность и поздняя античность [ править ]
существовало множество верований, До христианства на Пиренейском полуострове включая местные иберийские , кельтиберские и кельтские религии, а также греко - римскую религию .
Согласно средневековому преданию , апостол Иаков первым распространил христианство на римском Пиренейском полуострове . Позже он стал покровителем испанцев и португальцев, положив начало Пути Святого Иакова . Согласно Римлянам 15 , апостол Павел также намеревался посетить Испанию; Традиция гласит, что он это сделал и основал епархию Эсиха . Другие более поздние мифы включают Семь Апостольских Мужей .
Есть некоторые археологические свидетельства того, что христианство медленно проникало на полуостров из Рима и Римской Мавретании через крупные города и порты, особенно Таррагону , с начала 2 века . Палеохристианский некрополь Таррагоны с 2050 обнаруженными гробницами датируется второй половиной III века. Считается, что такие святые, как Евлалия Меридская или Барселонская и многие другие, приняли мученическую смерть во время преследований Дециана или Диоклетиана ( III – начало IV веков). такие епископы , как Василид Асторгский , Марсиал Меридский или влиятельный Осий Кордубский В тот же период действовали .
Феодосий I издал указы, которые фактически сделали никейское христианство официальной государственной церковью Римской империи . [97] [98] Это христианство уже было ранней формой католицизма.
Когда Рим пришел в упадок, германские племена вторглись на большую часть земель бывшей империи. В годы после 410 г. вестготы , принявшие арианское христианство около 360 г., оккупировали территорию нынешней Испании и Португалии. Королевство вестготов основало свою столицу в Толедо ; своего апогея он достиг во время правления Леовигильда ( 568–586). Правление вестготов привело к кратковременному распространению арианства в Испании, однако коренное население оставалось стойким католиком. [ нужна ссылка ] В 587 году Реккаред , вестготский король Толедо, обратился в католицизм и начал движение за объединение доктрины. Леридский собор 546 г. ограничил духовенство и распространил на него власть закона с благословения Рима. Многочисленные соборы Толедо окончательно основали то, что позже будет известно как Католическая церковь в Испании, и способствовали определению католицизма в других местах.
Средневековье [ править ]
К началу 8 века вестготское королевство распалось, и фрагменты находились в беспорядке, были банкротами и были готовы принять внешнюю помощь для борьбы друг с другом. В 711 году арабский набеговый отряд под предводительством Тарика ибн-Зияда пересек Гибралтарский пролив , а затем разбил вестготского короля Родерика в битве при Гвадалете . Затем командир Тарика Муса бин Нусайр высадился со значительным подкреплением. Воспользовавшись распри вестготов, к 718 году мусульмане доминировали на большей части полуострова, установив исламское правление до 1492 года.
В этот период число мусульман значительно увеличилось за счет миграции арабов и берберов и обращения местных христиан в ислам (известный как Муладис или Мувалладун ), причем последние к концу 10-го века составляли большую часть территории, находящейся под властью исламистов. век. Большинство оставшихся христиан переняли арабскую культуру, и эти арабизированные христиане стали известны как мозарабы .
Эпоху мусульманского правления до 1055 года часто считают «золотым веком» евреев, поскольку в Испании процветала еврейская интеллектуальная и духовная жизнь. [99] Только на северных окраинах полуострова христиане остались под христианским правлением. Здесь они основали великий центр паломничества Сантьяго-де-Компостела .
В 1147 году, после захвата Альмохадами большей части Аль-Андалуса, христиане, живущие на территории, управляемой мусульманами, столкнулись с более суровым обращением. Столкнувшись с выбором смерти, обращения или эмиграции, многие евреи и христиане эмигрировали. [100]
Католические монархи учредили Трибунал Священной канцелярии инквизиции (также известный как Испанская инквизиция) в 1478 году. Этнорелигиозные чистки евреев, мусульман и бывших мусульман происходили на Пиренейском полуострове с конца 15 по начало 17 вв. столетий в соответствии с рядом королевских указов.
Современный период [ править ]
В период раннего Нового времени Корона считала себя оплотом католицизма и доктринальной чистоты. Католицизм был введен в Новом Свете и на Филиппинах во время испанского колониализма, но монархи настаивали на независимости от папского «вмешательства». Епископам было запрещено отчитываться перед Папой, кроме как через Корону. В 1767 году, при династии Бурбонов, корона изгнала иезуитов из Испанской империи. С инквизицией было покончено навсегда в 1830-х годах. Религиозная свобода по-прежнему отрицалась на практике, если не в теории.
года Конкордат 1851
Католицизм стал государственной религией в 1851 году, когда испанское правительство подписало Конкордат со Святым Престолом , обязывавший Мадрид выплачивать зарплату духовенству и субсидировать другие расходы Римско-католической церкви в качестве компенсации за конфискацию церковной собственности в Desamortización de Mendizábal 1835–1837 гг. Этот пакт был отменен в 1931 году, когда светская конституция Второй Испанской республики ввела ряд секуляристских мер, которые поставили под угрозу гегемонию Церкви в Испании, спровоцировав поддержку Церковью восстания Франсиско Франко пять лет спустя. [101] В ходе последовавшей за этим гражданской войны в Испании предполагаемые коммунисты и анархисты в республиканских районах убили около 7000 священников , большинство из которых были убиты в период с июля по декабрь 1936 года. Более четырех тысяч были епархиальными священниками, а также 13 епископов и 2365 постоянных мужчин или религиозных священников. [102] [103] [104] С другой стороны, небольшое протестанское меньшинство подвергалось жестоким преследованиям со стороны «национальной» стороны, большинство церквей было закрыто, а многие священники и религиозные деятели были заключены в тюрьму или убиты. [105] [106]
Вторая Испанская республика [ править ]
9 декабря 1931 года Конституция Испании 1931 года установила светское государство и свободу религии во Второй Испанской республике . Он будет действовать до 1 апреля 1939 года.
Франкистская Испания [ править ]
Приход франкистской диктатуры привел к восстановлению привилегий церкви в соответствии с идеологическими принципами национального католицизма . Соглашаясь с католической доктриной в отношении противодействия стерилизации и эвтаназии, режим, проникнутый «глубоко католическим» подходом, вместо этого выступал за «экологическую евгенику», применяя принудительные меры, оправдывающие репрессии, сегрегацию и ликвидацию своих политических сил. врагов, что в противном случае перекликалось с расовым дискурсом, который отождествлял упадок испанской расы с республиканской политикой и идеологией. [107]
При франкизме католицизм был единственной религией, имевшей правовой статус; другие богослужения не могли рекламироваться, и ни одна другая религия не могла владеть собственностью или издавать книги. Правительство не только продолжало выплачивать зарплату священникам и субсидировать Церковь, но и помогало в восстановлении церковных зданий, поврежденных войной. Были приняты законы, отменяющие разводы и гражданские браки, а также запрещающие аборты и продажу противозачаточных средств. гомосексуальность и все другие формы сексуальной вседозволенности также были запрещены. Католическое религиозное обучение было обязательным даже в государственных школах. Взамен Франко получил право назначать римско-католических епископов в Испании, а также право вето на назначения духовенства вплоть до уровня приходского священника.
В 1953 году это тесное сотрудничество было оформлено в новом Конкордате с Ватиканом, который предоставил церкви чрезвычайный набор привилегий: обязательные канонические браки для всех католиков; освобождение от государственного налогообложения; субсидии на строительство новых зданий; цензура материалов, которые Церковь считает оскорбительными; право основывать университеты, управлять радиостанциями и издавать газеты и журналы; защита от вторжения полиции на церковную собственность; и освобождение от военной службы. [108]
Провозглашение Второго Ватиканского собора в пользу свободы вероисповедания в 1965 году предоставило больше прав другим религиозным конфессиям в Испании. В конце 1960-х годов Ватикан попытался реформировать Церковь в Испании, назначив временных или исполняющих обязанности епископов, тем самым обойдя мертвую хватку Франко в отношении духовенства страны. Многие молодые священники под иностранным влиянием стали рабочими священниками и участвовали в антирежимной агитации. Многие из них закончили свою карьеру политиками левого толка, а некоторые были заключены в тюрьму Конкордат, предназначенную для заключенных-священников. В 1966 году режим Франко принял закон, который освободил другие религии от многих прежних ограничений, но закон также подтвердил привилегии католической церкви. Любая попытка пересмотреть Конкордат 1953 года встречала жесткое сопротивление Франко. [108]
Отделение церкви от государства с 1978 года [ править ]
Однако в 1976 году король Хуан Карлос де Бурбон в одностороннем порядке отказался от права назначать епископов; позже в том же году Мадрид и Ватикан подписали новое соглашение, которое вернуло церкви право назначать епископов, и Церковь согласилась на пересмотренный Конкордат, который повлек за собой постепенное финансовое разделение церкви и государства . Церковная собственность, не используемая в религиозных целях, отныне подлежала налогообложению, и с течением времени зависимость Церкви от государственных субсидий должна была постепенно сокращаться. Однако график этого сокращения не был соблюден, и церковь продолжала получать государственные субсидии до 1987 года (110 миллионов долларов США только в этом году). [108]
Потребовалась новая конституция Испании 1978 года, чтобы подтвердить право испанцев на свободу вероисповедания и начать процесс отмены католицизма как государственной религии. Разработчики Конституции пытались разобраться с острой полемикой вокруг государственной поддержки Церкви, но им это не удалось. В первоначальном проекте Конституции даже не упоминалась Церковь, которая была включена почти второстепенно и только после сильного давления со стороны церковного руководства. Статья 16 отменяет католицизм как официальную религию и предусматривает, что религиозная свобода некатоликов является законным правом, защищаемым государством, тем самым заменяя политику ограниченной терпимости к некатолическим религиозным практикам. Однако в статье далее говорится, что: «Органы государственной власти должны принимать во внимание религиозные убеждения испанского общества и поддерживать соответствующие отношения сотрудничества с Католической церковью и другими конфессиями».
Кроме того, статья 27 также вызвала споры, поскольку, по всей видимости, обещала продолжать государственные субсидии частным школам, связанным с Церковью. Эти школы подверглись резкой критике со стороны испанских социалистов за создание и сохранение классовой, отдельной и неравной школьной системы. Конституция, однако, не содержит подтверждения того, что большинство испанцев являются католиками или что государство должно принимать во внимание учение католицизма. [108] Конституция объявляет Испанию «неконфессиональным» государством, однако это не светское государство, как Франция или Мексика.
Государственная финансовая помощь католической церкви была трудным и спорным вопросом. Церковь утверждала, что в обмен на субсидии государство получило социальные, медицинские и образовательные услуги десятков тысяч священников и монахинь, которые выполняли жизненно важные функции, которые само государство в то время не могло выполнять. Тем не менее, пересмотренный Конкордат должен был заменить прямую государственную помощь церкви схемой, которая позволяла бы налогоплательщикам направлять определенную часть своих налогов непосредственно на церковь. До 1985 года налогоплательщикам было разрешено вычитать до 10 процентов из их налогооблагаемого дохода для пожертвований католической церкви.
Частично из-за протестов против этого соглашения со стороны представителей других религиозных групп Испании и даже некоторых католиков, налоговое законодательство было изменено в 2007 году, так что налогоплательщики могли выбирать между отдачей 0,52 процента своего подоходного налога церкви и распределением его в пользу правительства. бюджеты на благосостояние и культуру. В течение трех лет правительство будет продолжать предоставлять церкви постепенно сокращаемые субсидии, но после этого церкви придется существовать за счет собственных ресурсов. Однако правительство продолжит свою программу субсидирования католических школ, которая в 1987 году обошлась испанским налогоплательщикам примерно в 300 миллионов долларов США, не считая зарплат учителей, которые выплачивались непосредственно Министерством образования и науки. [108]
При населении около 39 миллионов человек в начале Переходного периода (начавшегося в ноябре 1975 года) число некатоликов, вероятно, составляло не более 300 000 человек. Около 290 000 из них принадлежали к другим христианским конфессиям, включая несколько протестантских конфессий, Свидетелей Иеговы и членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней . Число евреев в Испании в еврейской общине Мурсии оценивалось в 13 000 человек . Более 19 из каждых 20 испанцев были крещены католиками; около 60 процентов из них посещали мессу; около 30 процентов крещеных католиков делали это регулярно, хотя в крупных городах эта цифра снизилась примерно до 20 процентов. В 1979 году около 97 процентов всех браков было заключено по католическому обряду. В отчете церкви за 1982 год утверждалось, что 82 процента всех детей, родившихся в предыдущем году, были крещены в церкви. [108]
Тем не менее, действовали силы, которые привели к фундаментальным изменениям места церкви в обществе. Одной из таких сил было улучшение экономического благосостояния подавляющего большинства испанцев, что сделало общество более материалистичным и менее религиозным. Другой силой был массовый переход населения из ферм и деревень в растущие городские центры, где церковь имела меньшее влияние на ценности своих членов. Эти изменения изменили способ определения испанцами своей религиозной идентичности. [108]
Быть католиком в Испании все меньше и меньше связано с регулярным посещением мессы и больше связано с рутинным соблюдением важных ритуалов, таких как крещение, бракосочетание и погребение мертвых. Опрос 1980 года показал, что, хотя 82 процента испанцев были католицистами, очень немногие считали себя очень хорошими последователями веры. Среди молодежи страны еще меньший процент считал себя «очень хорошими» или «практикующими» католиками. [108]
В отличие от более ранней эпохи, когда неприятие церкви сопровождалось образованием, исследования конца 1980-х годов показали, что чем более образованным был человек, тем больше вероятность, что он или она будет практикующим католиком. Это новое признание церкви было частично связано с новой сдержанностью церкви в политике. В отличие от эпохи, предшествовавшей гражданской войне, церковь признала необходимость разделения религии и государства и даже не одобряла создание христианско-демократической партии в стране. [108]
Традиционные связи между правыми политическими силами и церковью больше не диктовали политические предпочтения; на всеобщих выборах 1982 года более половины практикующих католиков страны проголосовали за Испанскую социалистическую рабочую партию . Хотя руководство социалистов исповедовало агностицизм , по данным опросов, от 40 до 45 процентов рядовых членов партии придерживались религиозных убеждений, и более 70 процентов из них называли себя католиками. Среди вступивших в партию после смерти Франко около половины считали себя католиками. [108]
Одним из важных показателей происходящих изменений в роли церкви стало сокращение числа испанцев в священных санах. В 1984 году в стране было более 22 000 приходских священников, около 10 000 рукоположенных монахов и почти 75 000 монахинь. Однако за этими цифрами скрывалась тревожная реальность. Более 70 процентов епархиального духовенства было в возрасте от 35 до 65 лет; средний возраст духовенства в 1982 г. составлял 49 лет. В верхней части возрастного диапазона низкие цифры отражают влияние Гражданской войны, в которой погибло более 4000 приходских священников. На нижнем уровне нехватка молодых священников отражала общий кризис призваний во всем мире, который начал ощущаться в 1960-х годах. Его последствия очень остро ощущались в Испании. Кризис проявился в уменьшении числа молодых людей, вступающих в священнический сан, и в увеличении числа священников, покидающих сан. Число семинаристов в Испании упало с более чем 9000 в 1950-х годах до всего лишь 1500 в 1979 году, хотя в 1982 году оно немного выросло примерно до 1700. [108] В 2008 году в этих духовных школах обучался всего 1221 студент. [113]
Возможно, частью проблемы были изменения в социальном значении религиозных призваний; наличие священника в семье больше не вызывало той гордости, которую члены семьи чувствовали бы в прошлом. Однако основной причиной в большинстве случаев был продолжающийся запрет церкви на брак для священников. Раньше кризис не был особенно серьезным из-за возрастного состава духовенства. Однако к концу двадцатого века возник серьезный дисбаланс между теми, кто вступает в священство, и теми, кто его покидает. Последствия этого кризиса уже были заметны в сокращении числа приходских священников в Испании — с 23 620 в 1979 году до чуть более 22 000 к 1983 году. [108] и 19 307 в 2005 году. [13] Количество новых рукоположений также сократилось на 19% — с 241 в 1998 году до 196 в 2008 году, при этом в 2007 году постриг приняло рекордно низкое число священников — 168 из 45 миллионов испанцев. [113] [114] [115] Число монахинь также сократилось на 6,9% до 54 160 в период 2000–2005 годов. [13] [116] 21 августа 2005 года Эванс Дэвид Гливицки стал первым католическим священником, женившимся в Испании.
Еще одним признаком снижения роли церкви в испанской жизни стало уменьшение значения вызывающего споры светского религиозного института Opus Dei (Дело Божие). Opus Dei, всемирная мирская религиозная организация, не придерживалась какой-либо конкретной политической философии. Ее основатель Хосе Мария Эскрива де Балагер-и-Альбас заявил, что организация является аполитичной. Организация была основана в 1928 году как реакция на растущую секуляризацию испанских университетов, и высшее образование продолжало оставаться одним из главных приоритетов института. Несмотря на свою публичную приверженность аполитической позиции, члены Opus Dei поднялись и заняли ключевые позиции в режиме Франко, особенно в области разработки экономической политики в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Члены Opus Dei доминировали в группе либеральных технократов, которые организовали открытие автаркической экономики Испании после 1957 года. Однако после убийства в 1973 году премьер-министра Луиса Карреро Бланко (часто по слухам, он был членом Opus Dei) влияние института резко снизилось. . Тайна ордена и его деятельности, а также сила его мифа помогли ему сохранить сильные позиции влияния в Испании; но не было никаких сомнений в том, что по сравнению с 1950-ми и 1960-ми годами Opus Dei превратилась из одной из главных политических организаций страны в просто одну из многих подобных групп, борющихся за власть в открытом и плюралистическом обществе. [108]
21 век [ править ]
Значительное число латиноамериканских иммигрантов, которые обычно являются убежденными католиками, помогли Католической церкви восстановить часть посещаемости регулярных (воскресных) месс в шестидесятых и семидесятых годах и которая была потеряна в восьмидесятых среди местных жителей. Испанцы.
С 2003 года участие Католической церкви в политических делах через специальные группы, такие как Opus Dei , Неокатехуменальный путь или Легион Христа , особенно через важных политиков правой Народной партии, снова возросло. Старые и новые средства массовой информации, являющиеся собственностью Церкви, такие как COPE радиосеть или 13 TV , также внесли свой вклад в это новое участие в политике, по их собственному признанию. [117] [118] Церковь больше не рассматривается как нейтральный и независимый институт в политических делах и в целом соответствует мнению и политике Народной партии. Как следствие, это привело к возобновлению критики со стороны важных слоев населения (особенно большинства левых избирателей) в адрес Церкви и того, как она экономически поддерживается государством. Хотя к 2017–2018 годам Церковь медленно отступала, ущерб потенциально будет долгосрочным среди молодых поколений, которые не испытали это лично в такой степени.
Общее количество приходских священников сократилось с 24 300 в 1975 году до 18 500 в 2018 году, когда средний возраст составлял 65,5 лет. [12] Число монахинь сократилось на 44,5% до 32 270 в период с 2000 по 2016 год; большинство из них старые. [13] [14] Напротив, некоторые проявления народной религиозности все еще процветают, часто связанные с местными праздниками, и около 68,5% населения самоопределили себя как католики в 2018 году, но только 39,8% из них (27,3% от общей численности населения) ежемесячно посещают мессу. или чаще. [62] Несмотря на прибытие большого количества иммигрантов-католиков, православных, мусульман и протестантов, по состоянию на 2018 год безверие продолжает оставаться самой быстрорастущей демографической группой. [update]. [119]
Свобода религии [ править ]
В 2023 году страна получила 4 балла из 4 по свободе вероисповедания. [120]
См. также [ править ]
- Испанское общество после демократического перехода
- Религия во Франции
- Религия в Португалии
- Христианство в Испании
- Ислам в Испании
- Иудаизм в Испании
- Безверие в Испании
- Вера Бахаи в Испании
- Индуизм в Испании
Ссылки [ править ]
- ^ СНГ . «Сентябрьский барометр 2023» , 10 104 респондента. Вопрос был таким: «Как вы определяете себя в религиозных вопросах: практикующий католик, непрактикующий католик, приверженец другой религии, агностик, безразличный или неверующий или атеист?» Страница 20.
- ^ «Маршруты Сантьяго-де-Компостела: Путь Франсес и маршруты Северной Испании» .
- ^ Чем отличаются европейские страны по религиозной приверженности? Чтобы это узнать, воспользуйтесь нашей интерактивной картой . Исследование Пью.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Евробарометр 83 – Ценности европейцев / Весна 2015 г.» (PDF) . Май 2015. с. 56. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2020 года . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ СНГ . «Сентябрьский барометр 2023» , 10 104 респондента. Вопрос был таким: «Как вы определяете себя в религиозных вопросах: практикующий католик, непрактикующий католик, приверженец другой религии, агностик, безразличный или неверующий или атеист?»
- ^ Центр социологических исследований -СНГ. «Июльский барометр 2021» , 3814 респондентов. Вопрос был таким: «Как вы определяете себя в религиозных вопросах: практикующий католик, непрактикующий католик, приверженец другой религии, агностик, безразличный или неверующий или атеист?»
- ^ СНГ. «Бараметр на июнь 2021 года».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Морель, Сандрин (1 февраля 2017 г.). «La sécularisation express des jeunes Espagnols» [Экспресс-секуляризация испанской молодежи] (на французском языке). Ле Монд . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «В Испании наблюдается упадок католицизма - El Mundo - Mundo Cristiano» (на испанском языке). CBN.com. 7 июля 2011 года . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Тарвайнен, Синикка (26 сентября 2004 г.). «Реформы разгневали испанскую церковь» . Дон Интернэшнл . Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ «Сапатеро обвиняют в неприятии религии» . Мировые религиозные новости. 15 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2008 г. Проверено 21 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Средний возраст испанского духовенства составляет 65 с половиной лет» . Инфокатолик . 1 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Церковная статистика в Испании, 2005 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря . Получено 5 мая.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Число монашествующих в Испании падает на 3,5% до 42 921 в Год посвященной жизни» . Авангард . 1 февраля 2016 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «Европейское общественное мнение через три десятилетия после падения коммунизма — 6. Группы меньшинств» . Исследовательский центр Пью . 14 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д МакХарг, Кеннет Д. «Пробуждение Испании: возрождение Испании не за горами?» . Латиноамериканская миссия. Архивировано из оригинала 23 октября 2008 года . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Распространение Евангелия в Испании продолжается» . Вернемся к Международному служению Богу . 28 ноября 2018 года . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ «Глобальное христианство» (PDF) . Исследовательский центр Пью . Декабрь 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2013 г. . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ «10 миллионов живут в городах Испании, где нет евангелистов» . Евангелие Фольха (на португальском языке). 10 мая 2019 года . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ «Испания: 10 миллионов живут в городах, где нет евангелистов» . Евангелический фокус Европы . 10 мая 2019 года . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ Св. Иаков Великий в Католической энциклопедии (Нью-Йорк: Appleton Company, 1910), http://www.newadvent.org/cathen/08279b.htm
- ^ «Макробарометр марта 2022 года» (PDF) (на испанском языке). Центр социологических исследований . п. 21 . Проверено 29 апреля 2022 г. Вопрос был следующим: «Как вы определяете себя в религиозных вопросах: практикующий католик, непрактикующий католик, сторонник другой религии, агностик, безразличный или неверующий или атеист?», Используемый вес был «PESOCCAA», который отражает численность населения. размеры автономных сообществ Испании .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абернети, Бобби (7 июля 2006 г.). «Католицизм в Испании» . ПБС . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сциолино, Элейн (19 апреля 2005 г.). «Европейцы быстро отпадают от церкви» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левенберг, Сэмюэл (26 июня 2005 г.). «Поскольку испанцы теряют свою религию, церковные лидеры изо всех сил пытаются удержаться» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пингри, Джефф (1 октября 2004 г.). «Светский подход бросает вызов католической идентичности Испании» . Христианский научный монитор . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ «Испания» . Международное товарищество студентов-евангелистов. Архивировано из оригинала 23 октября 2008 года . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ «Евробарометр 69 - Ценности европейцев» (PDF) . Ноябрь 2008. с. 16 . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ «Евробарометр социальных ценностей, науки и технологий, 2005 г.» (PDF) . п. 9 . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ "·СНГ·Центр социологических исследований·Главная страница» . www.cis.es. Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «85% испанцев выступают за легализацию эвтаназии | Ipsos» . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Общая информация - Datos estadísticos» [Общая информация - Статистические данные] (на испанском языке). Федерация евангелических религиозных образований Испании. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года.
- ^ «Протестанты призывают к «равному обращению» » . Эль Паис . 10 декабря 2007 года . Проверено 5 ноября 2016 г.
- ^ Андреу Наварра Ордоньо: Атеизм. Приключение свободного мышления в Испании . Редакция Cátedra, Мадрид, 2016.
- ^ Кальво, Вера Гутьеррес; Ромеро, Хосе Мануэль (5 декабря 2013 г.). «Неконфессиональная и католическая Испания» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (январь 2020 г.). «Предварительный просмотр результатов исследования 3271 — Барометр за январь 2020 г.» (PDF) (на испанском языке). п. 47 . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Эмбид, Хулио (16 апреля 2014 г.). «Испания перестала быть практикующей католичкой» . eldiario.es (на испанском языке) . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ электомания. «ElectoPanel (24 октября): Испания, «разделенная, как воды» по вопросу веры | Electomanía» (на испанском языке) . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Аванс по результатам исследования 3355 Март 2022 г. Барометр (Отчет). Центр социологических исследований (СНГ). 17 марта 2022 г. . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ↑ Джозеф Уилсон и Янин Салливан, «Паломники возвращаются в испанский Эль-Камино после пандемии», Boston Globe , 6 июня 2021 г., A9.
- ↑ Николас Кейси, Корни паломничества, The Boston Globe , 7 ноября 2021 г., A8.
- ^ «Молодёжь, атеисты и братья» (на испанском языке). Страна . 30 марта 2018 г. Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Сегурола, Сантьяго (21 сентября 2016 г.). «Религия по меню» [Религия по меню]. Эль Паис (на испанском языке). Мадрид . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Иберо-американская сеть по изучению сект (3 апреля 2013 г.). «Монсеньор Мунилья: «сегодня синкретизм и эзотеризм воспринимаются как духовность» » . Инфокатолик (на испанском языке) . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Нэнси Аммерман, «Религиозные идентичности и религиозные институты», в « Справочнике по социологии религии» , изд. Мишель Диллон (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003) 207–224. Аммерман утверждает, что церковные институты, конструкции и учения никогда не были единственным источником религиозного нарратива, который служит для структурирования идентичностей отдельных приверженцев. Католики в целом (и евреи) имеют высокий потолок неортодоксальности; Протестанты-фундаменталисты, вообще никакого потолка.
- ↑ Ричард Брин, «Папа Бенедикт благодарит преподавателей и обращается к академической свободе в разговоре в Католическом университете (США)», Хроника высшего образования , 18 апреля 2008 г.
- ↑ Джошуа Дж. МакЭлеви, «Епископ приносит извинения за увольнение католического преподавателя ЛГБТ на богословском собрании», National Catholic Reporter , 21 июня, 8 июня.
- ^ ЕР (18 февраля 2020). «Численность мусульман в Испании впервые превысила 2 миллиона человек» . Вестник (на испанском языке) . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ «Численность мусульман в Испании впервые превысила 2 миллиона человек» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с https://www.hinduismtoday.com/magazine/january-february-march-2014/2014-01-special-feature-the-hindu-diaspora-within-continental-europe/ Индуизм сегодня – «Особый сюжет: Индуистская диаспора внутри Континентальная Европа», январь 2014 г.
- ^ «Презентация Индуистской федерации Испании | Yoga en Red» . 23 июня 2016 г.
- ^ «Рамчандани присутствует на международной конференции по религиозным меньшинствам в Испании и правде Сеуты в Памплоне»; . 10 марта 2024 г.
- ^ «Храмы Харе Кришна по всему миру» . Стивен-кнапп.com . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «Братство друидов Дун Эйллин зарегистрировано как религиозная организация | PNC Испания» . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ «Confesión Religiosa Wicca Celtíbera registrada | PNC Испания» . Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ «Начальный темп даосский» . Архивировано из оригинала 12 июня 2013 года . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ «В Барселоне открылся даосский храм». Архивировано 28 сентября 2017 года в Wayback Machine . Женералитат Каталонии, Департамент управления, государственного управления и жилищного строительства. 29 апреля 2014 г. Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ «Вот как устроен первый даосский храм в Барселоне» . La Vanguardia, 23 апреля 2014 г. Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дьес де Веласко, Франциско (2018). «Панорама буддизма в Испании» , дата обращения 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саррага, Хосе Луис де (26 декабря 2008 г.). «Испанская вера рождает воду» . publico.es (на испанском языке) . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Канто, Антонио (18 октября 2009 г.). «Состояние религии в Испании» (на испанском языке) . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Центр социологических исследований (ноябрь 2018 г.). «Барометр ноября 2018 года» (PDF) (на испанском языке). п. 21 . Проверено 5 декабря 2018 г. Вопрос был таким: «Как вы определяете себя в религиозных вопросах: католик, приверженец другой религии, неверующий или атеист?»
- ^ «Отступник в Испании, трамите или виа крест?» . eldiario.es (на испанском языке). 20 декабря 2019 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ «Интерактив: Религиозные верования и практики в Испании» . 2 апреля 2015 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, банк данных» (на испанском языке). п. 77 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, регион Мурсия (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 22 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Эстремадура (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 21 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Галисия (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 24 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр на октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Арагон (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 24 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Кастилии и Леоне (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 24 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Канарские острова (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 23 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Андалусии (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 23 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Ла-Риоха (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 21 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Кастилия – Ла-Манча (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 24 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, банк данных» (на испанском языке). п. 160 . Проверено 17 декабря 2019 г. Вопрос был следующим: «Как вы определяете себя в религиозных вопросах: практикующий католик, непрактикующий католик, сторонник другой религии, агностик, безразличный или неверующий или атеист?», Используемый вес был «PESOCCAA», который отражает численность населения. размеры автономных сообществ Испании .
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Кантабрия (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 21 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Валенсийское сообщество (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 25 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Княжество Астурия (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 21 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, автономный город Мелилья» (PDF) (на испанском языке). п. 20 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Мадридское сообщество (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 23 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, автономный город Сеута» (PDF) (на испанском языке). п. 20 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Страна Басков (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 23 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Балеарские острова» (PDF) (на испанском языке). п. 23 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Центр социологических исследований (октябрь 2019 г.). «Макробарометр за октябрь 2019 года, Банк данных - Документ «Население, имеющее право голоса на всеобщих выборах и проживающее в Испании, Каталонии (авт.)» (PDF) (на испанском языке). п. 24 . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Прадос Гарсия, Селия (2011). «Изгнание евреев и возвращение сефардов в качестве подданных Испании. Историко-правовой анализ» (PDF) . Материалы I Международного конгресса по миграции в Андалусии . п. 2119. ИСБН 978-84-921390-3-3 .
- ^ Фернандес Убинья, Хосе (2007). «Истоки латиноамериканского христианства. Некоторые социологические ключи» . Испания Сакра . 59 (120): 427. doi : 10.3989/hs.2007.v59.i120.36 .
- ^ Ганнон, Мартин Дж.; Пиллаи, Раджнандини (2015). Понимание глобальных культур: метафорические путешествия по 34 нациям, группам наций, континентам и разнообразию . Публикации SAGE. ISBN 9781483340067 .
- ^ Боссман, Гаэль; Гомес, Кэрол; Хименес Санчес, Хуан Антонио (2021). «Реализация новых религиозных явлений на Пиренейском полуострове (3-11 вв.). Принятие, неприятие и обязательства» . Испания Сакра . 73 (147). Мадрид: Высший совет научных исследований : 9. ISSN 0018-215X .
- ^ Бергер, Мауриц С. (2014). Краткая история ислама в Европе (PDF) . Издательство Лейденского университета . стр. 41–42. ISBN 978-90-8728-195-3 .
- ^ Рот, Норман (1992). «Евреи Испании и изгнание 1492 года». Историк . 55 (1): 17–30. дои : 10.1111/j.1540-6563.1992.tb00882.x . JSTOR 2444825 .
- ^ Мартин Корралес, Элой (2020). «Испания, которая порабощает и изгоняет: морисков и пленников-мусульман (1492–1767–1791)». Мусульмане в Испании, 1492-1814 гг . стр. 67–84. дои : 10.1163/9789004443761_004 . ISBN 9789004443761 . S2CID 234549620 .
- ^ Армстронг, Меган (2007). «Трансатлантический католицизм: переосмысление природы католической традиции в период раннего Нового времени». Исторический компас . 5 (6): 1947. doi : 10.1111/j.1478-0542.2007.00483.x .
- ^ Шуберт, Адриан (1990). Социальная история современной Испании . Рутледж . п. 144. ИСБН 0-203-42121-3 .
- ^ -Жофре, Роза Бруно (2019). Образование и его сложности: религия, политика и технологии . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781487505349 .
- ^ Constitución española [ Конституция Испании ] (PDF) . БОЕ. Том. 311. 29 декабря 1978 г. BOE-A-1978-31229 . Проверено 26 апреля 2024 г.
Ни одна религия не может иметь государственный характер. Органы государственной власти должны учитывать религиозные убеждения испанского общества и, следовательно, поддерживать соответствующие отношения сотрудничества с Католической церковью и другими конфессиями.
- ^ См. указ, ниже .
- ^ «Фессалоникский эдикт»: см. Кодекс Феодосиана XVI.1.2.
- ^ Ребекка Вайнер. «Сефарды» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ↑ Альмохады . Архивировано 13 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Текст, использованный в этом цитируемом разделе, первоначально взят из: Исследование страны Испании из страновых исследований Библиотеки Конгресса . проекта
- ^ Майкл Берли, Священные причины (Нью-Йорк: Харпер Коллинз, 2007) 132.
- ^ Хосе М. Санчес, Гражданская война в Испании как религиозная трагедия (Саут-Бенд: Notre Dame Press, 1987) 9.
- ^ Хью Томас, Гражданская война в Испании , (Лондон, 3-е издание, 1990) 271.
- ^ Веласко, М. (2012). Другие мученики: религиозные меньшинства в Испании от Второй республики до наших дней . Тюлень.
- ^ Вилар, JB (2001). Испанские протестанты: двойная борьба за свободу во время первого режима Франко (1939-1953) . В Анналах современной истории (т. 17, стр. 253-300).
- ^ Кампос, Рикардо (2016). «Авторитаризм и карательная евгеника: расовая гигиена и национальный католицизм во времена франкизма, 1936-1945» . История, Сьенсиас, Сауде-Мангиньос . 23 (Приложение 1): 3–4. дои : 10.1590/S0104-59702016000500008 . hdl : 10261/201534 . ПМИД 28198929 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Солстен, Эрик; Медиц, Сандра (1990). Испания: страновое исследование . США Библиотека Конгресса ; Федеральный исследовательский отдел. п. 115. ИСБН 9780160285509 . LCCN 90006127 .
- ^ Бедойя, Хуан Г. (20 ноября 2007 г.). «Кардинал Таранкон попробовал это в 1971 году» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 8 апреля 2018 г.
Без Таранкона и группы его сотрудников, всегда поддерживаемых Папой Павлом VI, переход от национального католицизма к демократии был бы невозможен.
- ^ Круз, Хуан (13 сентября 2007 г.). «Ярость Таранкона» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Бедойя, Хуан Г. (22 января 2012 г.). «Кардинал, заставивший Франко плакать» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ (на испанском языке) Видео: Родригес Сапатеро приведен к присяге на второй срок ( RTVE Canal 24H , 12 апреля 2008 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Статистика «Дня семинара» 2009 г., Испанская епископальная конференция» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая . Получено 24 марта.
- ^ «Профессиональные события, статистика крупных семинарий за 2007 год. Профессиональное пастырство, Братство действующих священников» . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «Профессиональные события, статистика крупных семинарий за 2008 год. Профессиональное пастырство, Братство действующих священников» . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «Статистика Церкви в Испании, епархии Канарских островов» . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «В отчете церкви 13TV описывается как «культурно бедный», аналогичный ПП и предназначенный для «пожилых людей» » (на испанском языке). eldiario.es . Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ «Церковь квалифицирует 13 ТВ как относящиеся к ПП и для «пожилых людей» | Блюпер» (на испанском языке). bluper.elespanol.com . Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ «Испания становится все менее католической, все более недоверчивой и атеистической» . Инфокатолик (на испанском языке). 8 февраля 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Испания: страновой отчет о свободе в мире за 2022 год» . Дом Свободы . Проверено 15 декабря 2023 г.
Библиография [ править ]
- В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .