История Компостела
«Арагонцы доставляют замок королеве. О!!, сколько военной славы дали галичанам в тот день, когда арагонский король сбежал у них на глазах!. Но гораздо превосходнее и веселее было, когда храбрые силы Галисии защищали Кастилию и ее рыцарей от нападения врагов и вынуждены вернуть замок, занятый арагонцами. О позор!!, кастильцам нужны иностранные силы, и их защищает смелость галичан!. Что произойдет с этими трусливыми рыцарями, когда армии Галиции - их щит и защита – оставить?»
Historia Compostellana , Книга I, Глава 90
История Компостелы (полное название на латыни : De rebus gestis Д. Дидачи Гельмирес, первый архиепископ Компостелы). [ 1 ] ) представляет собой историческую хронику нескольких авторов, основанную на изложении событий писателя из ближайшего окружения Диего Гельмиреса , [ 2 ] второй епископ (1100–1120), затем первый архиепископ (1120–1140) Компостела , одна из крупнейших фигур средневековья в Галиции . [ 3 ] Основное повествование Historia Compostelana охватывает 1100–1139 годы, годы правления Гельмиреса, в трех книгах. Его двойная основная задача состоит в том, чтобы превозносить деяния архиепископа, одновременно утверждая основание и права Сантьяго-де-Компостела, включая легенду о его основании, которая обеспечила апостольские связи со Святым Иаковом Великим . Епископство . было перенесено из Ирии Флавии в Компостелу совсем недавно, в 1095 году
С точки зрения Галиции, « История» описывает времена правления современных правителей Кастилии : Альфонсо VI (до 1109 г.), Урраки (1109–1126 гг.) и Альфонсо VII (с 1126 г.). «Очень сложная работа, авторство которой принадлежит нескольким авторам, ее следует использовать с осторожностью, поскольку, по сути, это епископская геста Диего Гельмиреса, епископа, а затем архиепископа Сантьяго-де-Компостела , и очень пристрастного в своих комментариях», - такова оценка главного историк этого периода Бернард Ф. Рейли. [ 4 ]
В контексте латиноамериканской историографии на латыни он уникален тем, что рассказывает о современных событиях и использует документы, вставленные в текст, что придает ему большую историческую ценность.
Исторический отчет до 1093 г.
[ редактировать ]В первой главе « Истории » содержится отчет о перенесении тела святого Иакова в Галисию в первом веке нашей эры. В нем говорится, что тело было доставлено в лес Либредон , недалеко от реки Сар, и похоронено несколькими учениками в мраморной гробнице. [ 5 ] Далее в отчете утверждается, что христианство на какое-то время было утрачено в Испании и восстановлено до мусульманского завоевания Испании .
Гробница была потеряна до епископа Теодемира в девятом веке, когда Бог захотел «изменить судьбу Церкви», раскрыв ее местонахождение. Вторая глава Книги I описывает открытие и подтверждение реликвий Альфонсо II перед началом церковной истории Компостелы с начала девятого века до епископства Диего Пелаэса . В этот период епископская резиденция была разделена между старым центром Ирия Флавия и новым центром Компостела.
Главы II-IX содержат список ириано-компостеланских епископов. Один из первых епископов, Адаульфо II, был обвинен в содомии своими ревнивыми соперниками и приговорен к суду корридой; поскольку Адаульфо был невиновен, бык не предъявил ему обвинения. За ним последовали Сиснандо, известный как набожный человек, и Эрменегильдо (ум. 951), который был непопулярен и считался вором. Епископ Сиснандо II был заключен в тюрьму Санчо I Леонским , а затем сражался с Розендо (ум. 968), который сменил его на посту епископа. В 985 году епископ Пелайо Родригес, очевидно, был смещен Бермудскими островами II и заменен Педро де Мозонзо; Говорят, что в отместку его отец побудил Альманзора разграбить Компостелу. Однако Мануэль Суарес отмечает, что Пелайо, возможно, просто удалился в Селановас, и маловероятно, что разграбление Компостелы произошло по приказу мелкого дворянина.
Епископом после разграбления Компостелы был Пелайо Диас, которого силой отстранили от престола: в « Истории» говорится, что его считали узурпатором и, следовательно, незаконным епископом. Его брат Вимара Диас затем стал епископом Ирия-Компостела. Вимара также не пользовался популярностью и был утоплен в реке Миньо галисийской знатью. Епископ Кресконио (ум. 1066–1067) отразил вторжение викингов из Компостеллы и построил стены вокруг города. Его племянник Гудестео сменил его, но был смещен (вероятно, убит) графом Фройланом после спора в 1069 году.
Следующим епископом Ирии-Компостелы был Диего Пелаес. Именно в этот период, около 1075 года, было построено романский собор Сантьяго-де-Компостела , заменивший здание, стоявшее там с девятого века. «История Компостеланы» хорошо отзывается о Пелаэсе, хотя и признает, что он участвовал в делах, неподходящих для его должности. Позднее в истории рассматриваемое дело было выяснено как попытка освободить Гарсиа II Галисийского из тюрьмы и восстать против Альфонсо VI Леона и Кастилии путем восстановления Галисии в качестве независимого королевства. Пелаес, очевидно, участвовал в этом начинании вместе с Вильгельмом I Английским , но был свергнут в 1086 году, прежде чем план удалось реализовать. После свержения епископа Пелаеса кафедра Ирия-Компостела осталась без епископа, вместо этого ею управляла комбинация дворянства и временных прелатов. Дворяне назначили Педро Карденья епископом, но это не было одобрено Папой, и он был признан нелегитимным и свергнут в течение двух лет. Около 1090 года был назначен другой епископ, Педро Вимарас, но он был описан как жестокий и вскоре после этого умер «горько». Хотя Вимарас устроил бракосочетание Уррака Раймонду Бургундскому и назначение последнего графом Галиции, которые рассматриваются как положительные события, история оплакивает беспорядок в канонике, который произошел во время его недолгого правления.
Епископство Диего Гельмиреса
[ редактировать ]Диего Гельмирес, центральная фигура «Истории » , конкретно появляется в повествовании около 1093 года, когда он записан как секретарь Раймунда Бургундского . В этот период на престоле Ирия-Компостела не было епископа, и поэтому в 1094 году Гельмирес был назначен временным администратором церкви. Эту должность ему предоставила галицкая знать из-за хорошей репутации его отца Гельмирио как управляющего. « История» не сообщает подробностей о ранней жизни Гельмиреса, но говорит, что он был уроженцем Галисии и происходил из знатной семьи. Его отец был смотрителем церковной собственности на юге Галиции и отличался своей рассудительностью.
Первая прелатура Гельмиреса просуществовала недолго. В 1095 году клюнийский епископом был избран монах Далмачо. Далмачо начал восстанавливать церковь и присутствовал на Клермонском соборе , на котором церкви Сантьяго было предоставлено пристройку. Расширение 1095 года официально переместило епископскую резиденцию из Ирии в Компостелу, положив конец двум столетиям совместного правления, и освободило Компостелу от митрополита. Это означало, что Компостела находилась под юрисдикцией Святого Престола, а не архиепископа, и была предоставлена во многом благодаря могиле Святого Иакова. Вскоре после возвращения из Клермона Далмацио умер, и администратором церкви снова стал Диего Гельмирес.
В 1099 году папа дал разрешение на избрание нового епископа, а в марте 1100 года Гельмирес отправился в Рим, чтобы принять сан архидьякона. Он был избран вторым епископом Компостелы в июле того же года, хотя он не был рукоположен до Пасхи 1101 года из соображений безопасности во время конфликта с Арагоном .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Передача рукописи: Б. Ф. Рейли, «Существующие рукописи Historia Compostelana: примечания к критическому изданию», Manuscripta , 15 (1971), 131–152; Д. Маккензи, «Рукопись Historia Compostelana», Manuscripta 18 (1974), 173–174.
- ^ А. Г. Биггс, Диего Гельмирес: первый архиепископ Католических университетов Америки Компостела), 1949.
- ^ Б. Ф. Рейли, «Historia Compostelana: Происхождение и состав испанской Gesta двенадцатого века» Speculum: Журнал средневековых исследований , 1969.
- ^ Бернар Ф. Рейли, «Королевство Леон-Кастилия при королеве Урраке»
- ^ Суарес, Мануэль (1950). История Компостелы .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейли, Бернард Ф. «Historia Compostelana: Бытие и состав испанской Gesta двенадцатого века», в Speculum 44 (1969): стр. 78–85.
- Вонес, Людвиг, «Historia Compostelana и церковная политика северо-западной части Испании» (Кёльн, 1980).
- Фальке, Эмма, «Передача рукописи «Historia Compostellana»» в Manuscripts (1985): стр. 80–90.
- Суарес, Мануэль. История Компостелы . Сантьяго-де-Компостела, 1950 год.