Религия в России
Religion in Russia (Sreda Arena Atlas Survey, 2012) [1]
Религия в России (опрос Фонда общественного мнения, 2024 г.) [3] [4]

Религия в России разнообразна: православие наиболее широко исповедуемой религией является , но при этом существуют значительные меньшинства нерелигиозных людей и приверженцев других конфессий. [1] Закон о религии 1997 года признает право на свободу совести и вероисповедания за всеми гражданами, духовный вклад православия в историю России и уважение к «христианству, исламу , буддизму , иудаизму и другим религиям и вероисповеданиям, которые составляют неотделимая часть исторического наследия народов России», [5] включая этнические религии или язычество, либо сохраненные, либо возрожденные. [6] Согласно закону, любая религиозная организация может быть признана «традиционной», если она уже существовала до 1982 года, а каждая вновь созданная религиозная группа должна предоставлять свои полномочия и перерегистрироваться ежегодно в течение пятнадцати лет, а тем временем до окончательного признания оставаться без прав. [5]
Русская Православная Церковь , хотя ее влияние невелико в некоторых частях Сибири и юга России, где произошло заметное возрождение дохристианской религии, [7] действует как де-факто, если не де-юре, привилегированная религия государства, претендуя на право решать, каким другим религиям или конфессиям должно быть предоставлено право на регистрацию. [5] Некоторые протестантские церкви, существовавшие еще до русской революции , не смогли пройти перерегистрацию, а католической церкви было запрещено развивать свою собственную территориальную юрисдикцию . [8] По мнению некоторых западных наблюдателей, уважение свободы религии со стороны российских властей снизилось с конца 1990-х — начала 2000-х годов. [9] [10] Например, деятельность Свидетелей Иеговы в настоящее время в России запрещена . По данным International Christian Concern , в 2021 году «репрессии на свободу вероисповедания в России усилились». [11]
После распада Советского Союза в 1991 году произошло возрождение и распространение сибирского шаманизма. [12] (часто смешанный с православными элементами [13] ), и возникновение индуизма [14] и новые религиозные движения по всей России. Произошел «экспоненциальный рост новых религиозных групп и альтернативных духовных направлений», восточных религий и неоязычества , даже среди самоопределяющихся «христиан» — термин, который стал вольным описанием множества эклектичных взглядов и практик. [15] Ученый Элиот Боренштейн определил Россию как «Южную Калифорнию Европы» из-за такого расцвета новых религиозных движений, а последние воспринимаются Русской Православной Церковью как конкуренты в «войне за души». [15] Однако множественность религий в России была традиционным компонентом российской идентичности на протяжении сотен лет, способствуя давно установившемуся этнокультурному плюрализму. [16]
В одной из поправок 2020 года к Конституции России есть конституционное упоминание Бога . [17]
История [ править ]

До десятого века русские исповедовали славянскую религию . Как напоминает « Повесть временных лет» , православие было объявлено государственной религией Киевской Руси в 987 году Владимиром Великим , который выбрал его среди других возможных вариантов, поскольку это была религия Византийской империи . С тех пор религия, мистика и государственность оставались переплетенными элементами идентичности России. [18] Русская Православная Церковь , воспринимавшаяся как клей, консолидирующий нацию, сопровождала расширение Российской империи в восемнадцатом веке. Идеология царя Николая I , при которой империя достигла своего наиболее широкого распространения, провозглашала в качестве своей основы «православие , самодержавие , народность » . Господство Русской Православной Церкви было закреплено законом, и, поскольку в империю входили народы альтернативного вероисповедания, религии были привязаны к этнической принадлежности , чтобы обойти любые вопросы интеграции. До 1905 года только Русская Православная Церковь могла заниматься миссионерской деятельностью по обращению инославных людей, а отступничество рассматривалось как преступление, наказуемое законом. Католицизм , ислам и другие религии допускались только среди пришлых ( инородиц ) народов, но запрещались распространяться среди русских. [19]
Однако на протяжении всей истории ранней и имперской России существовали религиозные движения, бросавшие вызов монополии Русской Православной Церкви и выдвигавшие позиции свободы совести, а именно старообрядцы , отделившиеся от Русской Православной Церкви после Патриарха. Никонова реформа 1653 года ( Раскол ) — и духовное христианство (или молоканство). [20] Стоит отметить, что сама Русская Православная Церковь никогда не запрещала личный религиозный опыт и спекулятивный мистицизм, а гностические элементы проникли в православие начиная с шестого века, а затем усилились благодаря популярности Якоба Беме в мысли шестнадцатом и семнадцатом веках. Православные семинарии XIX века. [21]
К концу восемнадцатого века двоеверие («двоеверие»), популярная религия, сохранившая славянский пантеизм под христианизированной поверхностью, нашла признание среди интеллектуалов, которые пытались разграничить русскую самобытность по сравнению с Западом. [21] 17 апреля 1905 года царь Николай II постановил, что религиозные меньшинства имеют право публично совершать свои литургии. [22] На заре ХХ века получили распространение эзотерические и оккультные философии и движения, в том числе спиритуализм , теософия , антропософия , герметизм , русский космизм и другие. [23] В то же время империя начала предпринимать шаги к признанию множества религий, которые она охватила, но они внезапно закончились с русской революцией 1917 года. [24] После революции Русская Православная Церковь потеряла свои привилегии, как и все религиозные меньшинства, и новое государство приблизилось к атеистической официальной идеологии . [24] В Советском Союзе Русская Православная Церковь переживала периоды репрессий и периоды поддержки и сотрудничества со стороны государства. [25] Несмотря на политику государственного атеизма, переписи населения показали высокую религиозность населения; в 1929 году 80% населения были верующими, а в 1937 году две трети считали себя верующими, из них три четверти - православными. [26] Русская Православная Церковь получила поддержку при Иосифе Сталине в 1940-х годах, после Второй мировой войны , затем была сильно подавлена при Никите Хрущеве в 1960-х годах, а затем снова возродилась к 1980-м годам. [25] Юридически он был воссоздан только в 1949 году. [27] на протяжении всего советского периода церковь функционировала как подразделение КГБ ; многие иерархи постсоветской церкви были бывшими агентами КГБ, о чем свидетельствует открытие архивов КГБ в 1990-х годах. [28]
После распада Советского Союза в 1987–1991 годах Русская Православная Церковь изо всех сил пыталась восстановить свою прежнюю монополию на религиозную жизнь, несмотря на то, что она и другие христианские церкви, существовавшие еще до революции, оказались в радикально изменившемся контексте, характеризующемся религиозный плюрализм, неизвестный до 1917 года. [24] В советский период религиозные барьеры были разрушены, поскольку религии больше не были привязаны к этнической принадлежности и семейным традициям, и произошло масштабное перемещение народов. Это, вместе с недавним быстрым развитием коммуникаций, привело к беспрецедентному смешению различных религиозных культур. [24] После распада Советского Союза в России произошло обновление религий с возрождением традиционных верований и появлением новых форм внутри традиционных верований, а также множества новых религиозных движений . [15] Поправки 2020 года к конституции добавили в статью 67 преемственность российского государства в истории, основанную на сохранении «памяти предков» и общих «идеалов и веры в Бога», которые передавали предки. [29]
- Святой Георгий и Змей , икона XVI века из Пскова .
- «Троица» (1729 г.), икона работы неизвестного художника из Тобольска .
- Восстание Соловецкого монастыря (1885), картина Сергея Милорадовича .
- Группа молокан, 1870-е гг.
- Кружок юных атеистов в школе в Муроме , 1930-е годы.
Подходы к исследованию [ править ]

При изучении религий в России «этнический принцип» основывается на предположении, что все число людей, принадлежащих к данному этносу, являются приверженцами традиционной религии этой группы. Этот принцип часто используется для оценки численности очень маленьких групп, например, финского лютеранства в 63 000 человек, предполагая, что все 34 000 финнов и 28 000 эстонцев в России верят в свою историческую религию; или немецкое лютеранство (400 000 человек), если предположить, что все немцы в России верят в свою историческую религию. Однако как для малых, так и для больших групп такой подход может привести к грубым ошибкам. [30]
Этническим принципом иногда злоупотребляют, чтобы намеренно преувеличить распространенность определенных религий, особенно более крупных, в политических целях. Например, исламские и православные лидеры регулярно заявляют, что их религии имеют соответственно 20 и 120 миллионов приверженцев в России, считая всех людей, принадлежащих к этническим группам, которые исторически принадлежали к этим религиям. [30] По этническому принципу лица, равнодушные к религии или являющиеся откровенными атеистами , перешедшие в иную веру, чем присвоенная по национальности, а также лица, исповедующие религии, исторически не связанные с конкретными этническими группами в России, — а именно старообрядцы , новообращенные русские в протестантизм , католицизм и восточные религии и другие — автоматически исключаются из расчетов. [30]
Еще одним критерием подсчета религиозного населения в России является «соблюдение религии». Если исходить из этого принципа, очень немногие россияне будут религиозными. Выяснилось, что в крупных городах пасхальные службы посещают от 0,5% до 2% жителей крупных городов, а в целом активно исповедуют православие лишь от 2% до 10% от общей численности населения (от 3 до 15 миллионов человек). Доля практикующих мусульман среди этнических групп, которые исторически являются исламскими, больше, от 40% до 90% в зависимости от группы, но все же меньше, чем любое предположение, основанное на этническом принципе. [31]

Наиболее точным критерием подсчета религиозного населения в России является критерий «самоидентификации», который позволяет учитывать и тех людей, которые идентифицируют себя с определенной религией, но фактически не исповедуют ее. Этот принцип дает представление о том, насколько распространены среди людей данные идеи и воззрения. [32] Тем не менее было отмечено, что разные люди часто придают разное значение одним и тем же маркерам идентичности; например, было обнаружено, что большой процент людей, считающих себя «ортодоксами», верит в то, что Бог — это «жизненная сила», верит в реинкарнацию , астральные связи и другие Нью-Эйдж . идеи [33]
Другой метод, который иногда использовался для определения масштабов религий в России, — это подсчет числа их официально зарегистрированных организаций. Однако такой критерий приводит к неточным предположениям по разным причинам. Между количеством местных организаций религий и количеством их верующих не существует одинаковой арифметической зависимости, поскольку разные религии имеют разные организационные структуры. Более того, разные религии по-разному относятся к регистрации своих организаций, и светские власти одних регистрируют без проблем, а другие препятствуют регистрации. Например, Русская Православная Церковь стремится регистрировать свои общины, когда они еще находятся на зачаточной стадии, и многие из них фактически бездействуют; старообрядцы традиционно не считают регистрацию необходимой, а некоторые течения отвергают ее в принципе; Протестантские церкви имеют наибольшее количество незарегистрированных общин, вероятно, около десяти тысяч, большинство из которых представляют собой чрезвычайно небольшие группы, и хотя многие конфессии не поощряют регистрацию, они также часто сталкиваются с негативным отношением со стороны светских властей. [34]
Демография [ править ]
В августе 2012 года первое крупномасштабное исследование и картирование религий в России на основе самоидентификации было опубликовано в Атласе «Среда Арена» , являющемся продолжением переписи населения 2010 года , с данными о семидесяти девяти из восьмидесяти трёх религий. субъекты федерации России . [1] [2] При округленной общей численности населения в 142 800 000 человек исследование показало, что 66 840 000 человек, или 47,4% от общей численности населения, были христианами . [1] Среди них 58 800 000 или 41,1% населения были верующими Русской Православной Церкви , 5 900 000 или 4,1% были христианами без какой-либо конфессии, 2 100 000 или 1,5% были верующими в православии, не принадлежащими к какой-либо церкви или (меньшее меньшинство) принадлежавшими к нерусских православных церквях (включая армянскую и грузинскую ), 400 000 или 0,2% составляли православные старообрядцы , 300 000 или 0,2% — протестанты , а 140 000 (менее 0,1%) — католики . [1] Среди нехристиан 9 400 000 или 6,5% населения составляли мусульмане (включая суннитский ислам , шиитский ислам и большинство неаффилированных мусульман ), 1 700 000 или 1,2% были язычниками (включая родноверие , ассианство и другие религии) или тенгристами ( тюрко-монгольские шаманские религии и новые религии), 700 000 или 0,5% составляли буддисты (в основном представители тибетских школ ), 140 000 или 0,1% — индуисты (в том числе кришнаиты ), 140 000 — религиозные евреи . [1] Среди нерелигиозного населения 36 000 000 человек или 25% заявили, что «верят в Бога (или в высшие силы)», но «не исповедуют какую-либо конкретную религию» , 18 600 000 или 13% были атеистами , а 7 900 000 или 5,5% не заявили любые религиозные, духовные или атеистические убеждения. [1]
Религия | ||
---|---|---|
Число | % | |
христианство | 67,720,000 | 47.4 |
–Русская Православная Церковь | 58,750,000 | 41.1 |
–Другие Православные Церкви | 2,140,000 | 1.5 |
– Старообрядческое православие. | 460,000 | 0.3 |
– Независимое христианство | 5,800,000 | 4.1 |
– Протестантизм и пятидесятничество. | 390,000 | 0.3 |
-Католицизм | 180,000 | 0.1 |
Верующие, но не исповедующие определенную религию | 35,920,000 | 25.2 |
ислам | 9,320,000 [б] | 6.5 |
Язычество | 1,740,000 | 1.2 |
–Родновери | 750,000 [2] | 0.5 |
– Тенгризм, сибирский шаманизм, ассианство и другие язычества. | 950,000 [2] | 0.7 |
буддизм | 660,000 | 0.5 |
индуизм | 90,000 | 0.1 |
Религиозные евреи | 90,000 | 0.1 |
Атеизм | 18,590,000 | 13 |
Не указано | 7,790,000 | 5.5 |
Общая численность населения | 142,800,000 |
Хронологическая статистика [ править ]
Религия | 1998 [35] | 2012 [1] | ||
---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | |
Восточное православие | 74,278,513 | 50.3 | 61,350,000 | 43.0 |
ислам | 5,906,840 | 4.0 | 9,400,000 | 6.5 [б] |
Атеист | 67,485,647 | 45.7 | 18,600,000 | 13.0 |
Верующие, но не исповедующие ту или иную религию ( деисты ) | 36,000,000 | 25.0 | ||
Другие религии | 12,000,000 | 8.4 | ||
Не указано | 7,900,000 | 5.5 | ||
Общая численность населения | 147,671,000 | 142,800,000 |
по федеральным округам Религии
русский православный | Другие православные | Старообрядцы | протестанты | католики | Пятидесятники | Просто христиане | Неаффилированные верующие | Атеисты | Просто мусульмане | Мусульмане-сунниты | Мусульмане-шииты | Язычник / Тенгрист | буддисты | Религиозные евреи | Индусы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Центральный | 51 | 2 | <1 | <1 | <0,5 | <0,5 | 3.6 | 24 | 10 | 1 | 1 | <1 | <1 | <0,5 | <0,5 | <0,5 |
Северо-Западный | 43 | <1 | <1 | <0,5 | <1 | <0,5 | 3 | 27 | 15 | 1 | <1 | <0,5 | <1 | <0,5 | <0,5 | <0,5 |
Южный | 50 | 1.3 | <1 | <0,5 | <0,5 | <0,5 | 4 | 22 | 12 | 2 | <1 | <1 | <1 | <1 | <0,5 | <0,5 |
Северо-Кавказский 1 | 25 | <1 | <0,5 | <0,5 | <0,5 | <0,5 | 4 | 12 | 8 | 20 | 20 | <1 | 5 | <0,5 | <0,5 | <0,5 |
Волга | 42 | 1.3 | <1 | <1 | <0,5 | <0,5 | 3.5 | 22 | 11 | 12 | <1 | <1 | 1.3 | <0,5 | <0,5 | <0,5 |
Урал | 33 | 3 | <1 | <1 | <1 | <0,5 | 6 | 31 | 13 | 4 | 2 | <1 | 1 | <0,5 | <0,5 | <1 |
Сибирский | 29 | 2 | <1 | <1 | <0,5 | <0,5 | 5 | 32 | 18 | 1 | <1 | <0,5 | 2 | 2 | <0,5 | <0,5 |
Дальневосточный | 28 | 1 | <1 | <1 | <0,5 | <1 | 4 | 27 | 26 | 1 | <0,5 | <0,5 | 3 | <1 | <0,5 | <0,5 |
Вся Россия | 41 | 1.5 | 0.3 | 0.2 | 0.1 | 0.1 | 4.1 | 25 | 13 | 4.7 | 1.7 | 0.2 | 1.2 | 0.5 | 0.1 | 0.1 |
Религии по субъектам Федерации [ править ]
Все приблизительные данные взяты из Arena Atlas 2012. [1]
Религии по республикам |
---|
Религии по краям |
---|
Религии по областям |
---|
Религии по городам федерального значения, автономной области, автономному округу |
---|
по этническим группам Религии
русский православный | Другие православные | Старообрядцы | протестанты | католики | Пятидесятники | Просто христиане | Неаффилированные верующие | Атеисты | Просто мусульмане | Мусульмане-сунниты | Мусульмане-шииты | Язычник / Тенгрист | буддисты | Религиозные евреи | Индусы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Этнические русские | 46 | 1.5 | <1 | <1 | 0 | 0 | 4.3 | 27 | 14 | 0 | 0 | 0 | <1 | 0 | 0 | 0 |
татары | 1 | <1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 60 | 36 | 1.3 | 0 | 0 | 0 | <1 |
украинцы | 45 | 2 | <1 | <1 | <1 | 0 | 7 | 26 | 12 | <1 | 0 | 0 | <1 | 0 | 0 | 0 |
Чуваши | 58 | 4 | <1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 22 | 8 | 0 | <1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Башкиры | 1 | 0 | 0 | <1 | <1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 92 | 2 | <1 | 1 | <1 | 0 | <1 |
Армяне | 35 | 7 | 0 | 0 | 1.8 | 0 | 13 | 25 | 7 | 1 | <1 | 0 | <1 | 0 | 0 | 0 |
аварцы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 16 | 83 | <1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Мордва | 60 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 14 | 12 | 0 | 0 | 0 | <1 | 0 | 0 | 0 |
немцы | 18 | 2 | 0 | 3.2 | 7.2 | 1.2 | 5 | 34 | 18 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Этнические евреи | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 25 | 27 | 0 | 0 | 0 | 3 | 4 | 13 | 0 |
казахи | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 2 | 85 | 8 | 1 | 0 | 0 | 0 | <1 |
белорусы | 46 | 4.6 | 1.4 | <1 | 1.3 | 0 | 3 | 20 | 15 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | <1 |
Все русские | 41 | 1.5 | 0.3 | 0.2 | 0.1 | 0.1 | 4.1 | 25 | 13 | 4.7 | 1.7 | 0.2 | 1.2 | 0.5 | 0.1 | 0.1 |
Другие опросы [ править ]
Религиозная принадлежность 1997–2024 ( ФОМ ) | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1997 [36] | 2000 [36] | 2005 [36] | 2010 [36] | 2014 [36] | 2018 [37] | 2019 [38] | 2020 [39] | 2021 [40] | 2022 [41] | 2023 [42] | 2024 [43] | |
Православие | 52% | 56% | 64% | 64% | 68% | 63% | 64% | 59% | 65% | 63% | 60% | 62% |
Нет религии | 35% | 32% | 26% | 21% | 19% | 23% | 21% | 26% | 19% | 23% | 24% | 21% |
ислам | 7% | 5% | 4% | 7% | 6% | 8% | 9% | 8% | 9% | 8% | 9% | 9% |
Другое христианство | 0% | 1% | 1% | 1% | 1% | 1% | 2% | 2% | 2% | 2% | 1% | 3% |
Другие религии | 1% | 1% | 1% | 1% | 2% | 1% | 1% | 1% | 1% | 2% | 2% | 1% |
Необъявленный | 5% | 5% | 4% | 6% | 4% | 4% | 4% | 5% | 4% | 3% | 4% | 4% |
Религиозная принадлежность (2024 г.) [43] [44] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Православие | Нет религии | ислам | Другое христианство | Другие религии | Необъявленный | |
Общий | 62% | 21% | 9% | 3% | 1% | 4% |
Пол | ||||||
Мужской | 57% | 25% | 9% | 3% | 2% | 4% |
Женский | 65% | 18% | 10% | 3% | 1% | 3% |
Возраст | ||||||
18–30 | 47% | 30% | 13% | 3% | 2% | 5% |
31–45 | 63% | 19% | 11% | 3% | 1% | 4% |
46–60 | 64% | 22% | 9% | 3% | 1% | 2% |
60+ | 70% | 17% | 6% | 2% | 1% | 4% |
Образование | ||||||
Среднее или ниже | 60% | 19% | 14% | 3% | 1% | 3% |
Профессиональный | 63% | 22% | 7% | 2% | 1% | 4% |
Выше | 62% | 22% | 8% | 3% | 2% | 3% |
Федеральный округ | ||||||
Центральный | 74% | 16% | 4% | 2% | 1% | 3% |
Северо-Западный | 59% | 33% | 1% | 1% | 2% | 4% |
Южный | 70% | 14% | 6% | 4% | 2% | 5% |
Северо-Кавказский | 22% | 9% | 68% | 0% | 0% | 1% |
Волга | 59% | 21% | 13% | 1% | 1% | 4% |
Урал | 57% | 28% | 6% | 2% | 1% | 6% |
Сибирский | 55% | 25% | 7% | 8% | 2% | 3% |
Дальневосточный | 59% | 33% | 2% | 2% | 0% | 5% |
- В 2024 году Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) установил, что 62% россиян идентифицируют себя как православные христиане, 3% как другие христиане, 9% как мусульмане, 21% как нерелигиозные, 1% исповедуют другие религии и 4% не уверены в своей правоте. вера. [43] По данным опроса, православие более распространено среди женщин (65%), людей в возрасте 60 лет и старше (70%), а также жителей Центрального (74%) и Южного (70%) федеральных округов.
- В 2022 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) установил, что 68% россиян идентифицируются как православные христиане, 1% — протестанты, 6% — мусульмане, 4% принадлежат к другим религиям, 20% не имеют конкретной религии и 1% были не уверены в своей вере. Опрос также показал, что только 38% людей в возрасте до 25 лет заявили о себе как о православных христианах. [45]
- , в 2020 году По оценкам Левада-центра 63% россиян были православными, менее 1% - католиками, протестантами и религиозными иудеями, 7% - мусульманами, 2% принадлежали к другим религиям, 26% были нерелигиозными и 2% были неуверенными. о своей вере. [46]
- Согласно исследованию, проведенному совместно при лондонском университете Святой Марии Центром религии и общества имени Бенедикта XVI и Парижским католическим институтом , а также на основе данных Европейского социального исследования 2014–2016 годов, в 2018 году христианство в России снижается. как в Западной Европе. Среди россиян в возрасте от 16 до 29 лет 41% были христианами (40% православными и 1% протестантами), 10% исповедовали другие религии (9% мусульмане и 1% другие) и 49% не были религиозными. [47]
- В 2017 году Gallup опубликовал опрос, согласно которому 61% россиян считают себя религиозными, 23% россиян считают себя нерелигиозными, 7% считают себя убежденными атеистами , а остальные 9% не указали свои религиозные убеждения. [48]
- Исследование « Религиозные убеждения и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе», проведенное в 2017 году Исследовательским центром Pew, показало, что 73% россиян объявили себя христианами, в том числе 71% православными , 1% католиками и 2% другими христианами, а 15% были независимыми . 10% были мусульманами , а 1% — представителями других религий. [49] Согласно тому же исследованию, христианство значительно возросло после распада СССР в 1991 году, и больше россиян говорят, что они христиане сейчас (73%), чем говорят, что они были воспитаны христианами (65%). [49]
- В 2016 году Ipsos Global Trends , многонациональное исследование, проведенное Ipsos и основанное на примерно 1000 интервью, показало, что христианство является религией 63% трудоспособного населения России, подключенного к Интернету; 62% заявили, что они православные христиане, а 1% заявили, что они католики. [50] При этом 21% заявили, что они нерелигиозны, а 1% заявили, что они мусульмане. [50]
- В 2015 году исследовательский центр Pew подсчитал, что 71% россиян были православными, 15% нерелигиозными, 10% были мусульманами, 2% были христианами других конфессий и 1% принадлежали к другим религиям. [51] В то же время центр опубликовал данные Европейского социального исследования за 2004–2012 годы, показывающие, что доля православных христиан в России оставалась стабильной: 41% сразу после 2004 года, 46–50% в 2008 году и 45% в 2012 году. [52]
- , в 2015 году Международной программы социальных исследований По оценкам 79,4% россиян были христианами (78,3% православными, 0,9% католиками и 0,2% протестантами), 14,0% нерелигиозными, 6,2% мусульманами, 0,1% религиозными евреями, 0,1% индуисты, а 0,3% принадлежали к другим религиям. [53]
- в 2013 году, По оценкам Российской академии наук 79% россиян были православными, 4% — мусульманами, 9% — духовными, но не идентифицирующими себя ни с какой религией, и 7% — атеистами. [54]
- По оценкам исследовательского центра Pew в 2011 году, 73,6% россиян были христианами. [55]
- Европейское социальное исследование 2007–2009 годов показало, что 45% россиян были православными, 8% — мусульманами и 47% заявили, что они нерелигиозны. [56]
- По оценкам Международной программы социальных исследований в 2008 году, 72% россиян были православными, 18% нерелигиозными и 6% исповедовали другие религии. Однако люди, не ответившие, не учитывались. [57]
- По данным Российского аналитического центра социологии межэтнических и региональных отношений (ИСПИ), доля верующих двух крупнейших религий в России оставалась стабильной в период с 1993 по 2000 год; Православное христианство колебалось от 46% в 1993 году, более 50% в середине 1990-х годов и 49% в 2000 году, тогда как доля ислама колебалась от 7% в 1993 году до 9% в 2000 году. [58]
Религии [ править ]
Авраамические религии [ править ]
Христианство [ править ]

Христианство стало религиозной самоидентификацией 47,1% населения России в 2012 году. [1] Другие опросы дают иные результаты: в том же 2020 году Левада-центр подсчитал, что 63% россиян были христианами; [46] в 2020 году Фонд «Общественное мнение» [59] подсчитано, что 63% населения были христианами; в 2011 году исследовательский центр Pew подсчитал, что 71% россиян были христианами; [60] в 2011 году по оценкам Ipsos MORI , 69% россиян были христианами; [61] а в 2021 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) подсчитал, что ~67% россиян были христианами. [62]
Православие является господствующей религией страны, кроме него старообрядчество и лютеранство значительную роль в многонациональной истории России сыграли . Евангелизм и католицизм (среди русских) являются относительно недавними добавлениями к христианству в России. [63]
Православие [ править ]
По данным Arena Atlas Survey, православные верующие составляли 42,6% от общей численности населения России в 2012 году, тогда как по данным опроса Pew Forum в 2017 году православные верующие составляли 71% от общей численности населения России. [64] Большинство из них были членами Русской Православной Церкви, тогда как небольшое меньшинство составляли старообрядцы и православные христиане, которые либо не принадлежали ни к какой церкви, либо принадлежали к нерусским православным церквям (включая Армянскую апостольскую церковь и Грузинскую православную церковь ). Неаффилированные православные христиане или нерусские православные христиане составляли 1,5% (2 100 000) от общей численности населения. Малые православные церкви представлены среди этнических меньшинств украинцев , грузин и армян . Неаффилированные православные христиане и меньшинства нерусских православных христиан составляли более 4% населения в Тюменской области (9%), Иркутской области (6%), Еврейской автономной области (6%), Челябинской области (5%), Астрахани. Область (4%) и Чувашия (4%). [1] Казаки исторически, а некоторые и в современной России, являются одними из самых яростных сторонников православного теократического монархизма. [65]
Русское православие [ править ]
В 2012 году 58 800 000 человек или 41% всего населения России заявили о своей вере в Русскую Православную Церковь. Это была религия от 21% до 40% населения в большинстве субъектов федерации страны , с пиками от 41% до более 60% в Западной России , в том числе от 41% до 60% в Ямалии и Пермском крае и более 60 % в Западной России. % в Курской области (69%), Воронежской области (62%), Липецкой области (71%), Тамбовской области (78%), Пензенской области (63%), Ульяновской области (61%), Мордовии (69%) и Нижегородская область (69%). [1]
Современная Русская Православная Церковь (Московский Патриархат; Русская Православная Церковь ), несмотря на то, что юридически существует только с 1949 года, претендует на роль прямой преемницы дореволюционной Православной Русской Церкви ( Православной Российской Церкви ). У них немного другое название, отражающее различие между русскими , этническими русскими , и россиянами , гражданами России, будь то этнические русские или принадлежащие к другим этническим группам. Существует также множество небольших православных христианских церквей, которые также заявляют, что являются прямыми преемниками дореволюционной религиозной организации, включая Русскую Православную Католическую Церковь и Русскую Православную Автономную Церковь. Между этими церквями и Русской Православной Церковью часто возникали споры по поводу возвращения заброшенных церквей, причем Русская Православная Церковь выигрывала большинство дел благодаря соучастию светских властей. [27]
Старообрядцы [ править ]
В 2012 году старообрядцы составляли 0,2% (400 000) от общей численности населения страны, при этом доля выше 1% только в Смоленской области (1,6%), Республике Алтай (1,2%), Магаданской области (1%) и Марийской области. Эль (1%). [1] Старообрядцы — религиозная группа, пережившая самый резкий упадок со времен распада Российской империи и во всем Советском Союзе. В последние годы существования империи они составляли 10% населения России, а сегодня их число сократилось до гораздо менее 1%, и мало потомков старообрядческих семей, ощущающих культурную связь с верой своих предков. . [66]
- Старообрядческая церковь Святого Николая на Тверской площади в Москве.
- Старообрядческая церковь Архангела Михаила в Михайловской слободе.
- Старообрядческая церковь Успения Богородицы в Рытово .
- Старообрядческая церковь Рождества Христова в Орехово-Зуево .
Католицизм [ править ]
В 2012 году католицизм был религией 140 000 граждан России, что составляло около 0,1% от общей численности населения. Они сконцентрированы в Западной России, их численность колеблется от 0,1% до 0,7% в большинстве субъектов федерации этого региона. [1] Число «этнических католиков» в России, то есть поляков и немцев, а также более мелких меньшинств, постоянно сокращается из-за смертности, эмиграции и секуляризации. В то же время наблюдается заметный рост числа этнических русских, принявших католическую церковь. [32]
управляет Московская Архиепископия Латинской Церковью Католической Церкви в России. Другие суфражистские епископства существуют в Иркутске , Новосибирске и Саратове . Иркутская епархия фактически является крупнейшим католическим епископством на земле, ее площадь составляет 9 960 000 квадратных километров. Почти все российские католики являются членами Латинской церкви. Однако Католическая церковь признает чрезвычайно небольшую Русскую Греко-Католическую Церковь церковью византийского обряда полном sui juris («собственной юрисдикции»), находящейся в общении с Католической Церковью.
- Костёл Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в Кемерово .
- Католическая церковь Рождества Христова в Магадане .
- Католический костел Святой Троицы в Тобольске .
- Католическая церковь Воздвижения Креста Господня в Казани.
Протестантизм и другие христиане [ править ]
Различные конфессии протестантизма, как исторические, так и евангелические , а также пятидесятничество составляли религию 0,2% (300 000) населения России в 2012 году. Их количество составляло чуть более 1% только в Туве (1,8%), Удмуртии ( 1,4%) и Республике Алтай (1%). [1] Лютеранство находится в постоянном упадке среди финских и немецких этнических меньшинств, в то время как некоторые русские обращаются в веру, так что в некоторых традиционно финских церквях, таких как Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии , сегодня верующих больше русских, чем финнов. [32] Адвентисты , баптисты , методисты и пятидесятники появились относительно недавно, имея не более 120 лет истории в России. [66]
Люди, считавшие себя христианами без принадлежности к какой-либо церкви или конфессии, составляли 4,1% (5 900 000) населения, при этом в большинстве субъектов России их число колеблется от 1% до 8%, и только в Ненетии (14%) - более 8%. Северная Осетия-Алания (10%), Тверская область (9%) и Еврейская автономная область (9%). [1] По оценкам, в середине 2000-х годов в России Свидетели Иеговы насчитывали 255 000 верующих. [67]
- Пятидесятническое богослужение в Мурманске .
- Лютеранская церковь Святой Анны в Санкт-Петербурге.
Ислам [ править ]

Ислам — вторая по распространенности религия в России после православия. [1] Это исторически доминирующая религия среди некоторых кавказских этнических групп (особенно чеченцев , ингушей и адыгейцев ) и некоторых тюркских народов (особенно татар и башкир ). [1]
По данным исследования Arena Atlas 2012 года, мусульмане в России составляли 9 400 000 человек, или 6,5% от общей численности населения. Однако « Атлас Арены» не исследовал население двух субъектов Федерации с исламским большинством, население которых в совокупности составляло почти 2 миллиона человек, а именно Чечни и Ингушетии . [1] таким образом, общее число мусульман может быть немного больше. Мусульманская община в России продолжает расти, достигнув в 2018 году 25 миллионов человек, по словам великого муфтия России шейха Равиля Гайнетдина . [68] Среди этих мусульман 6 700 000 или 4,6% от общей численности населения России не были связаны ни с какими исламскими школами и отделениями . Это происходит главным образом потому, что мусульманам не обязательно принадлежать к какой-либо конкретной секте или организации. Неаффилированные в основном мусульмане-сунниты. Эти неаффилированные мусульмане составляют значительный процент - более 10% в Кабардино-Балкарии (50%), Башкортостане (60%), Карачаево-Черкесии (50%), Татарстане (52%), Дагестане (36%), Ямалии (13%). , Оренбургская область (11%), Адыгея (23%) и Астраханская область (11%). В большинстве регионов Сибири проживает независимое мусульманское население от 1% до 2%. [1]
Суннитский ислам был религией 2 400 000 мусульман, или 1,6% от общей численности населения России. Значительных последователей - более 10% населения - только в Дагестане (60%) и Карачаево-Черкесии (13%). Процент выше 2% наблюдается в Кабардино-Балкарии (10%), Югре (Хантия-Мансия) (5%), Ямалии (4%), Астраханской области (3%), Челябинской области (3%) и Тюменской области ( 2%). В Якутии численность суннитов колебалась от 1% до 2%. Во многих других субъектах федерации мусульманское население составляло от 0,1% до 0,9%. [1] Шиитский ислам , иначе говоря, представлял собой ветвь численностью 300 000 человек, или 0,2% от всего населения России. Преимущественно он был представлен в Дагестане (2%), Адыгее (1%), Карачаево-Черкесии (1%), Кабардино-Балкарии (1%), Новгородской области (1%), Пензенской области (1%), Татарстане (1% ). %) и Югра (1%). [1]
Субъектами России с абсолютным мусульманским большинством — более 50% — стали Чечня, Ингушетия, Дагестан (98%), Кабардино-Балкария (60%), Татарстан (53%), Карачаево-Черкесия (64%) и Башкортостан. (60%). Значительный процент (более 5%) отмечен в (38,6%), Ямалии (17,4%), Астраханской области (14,6%), Адыгее (24%), Оренбургской области (13,9%) и Югре (10,9%). [1]
- Mosque in Dzerzhinsk .
- Мечеть в Кинзебулатово.
- Мечеть в Кулуево, на берегу реки Миасс , в Челябинске .
Иудаизм [ править ]

В 2012 году в России проживало 140 000 религиозных евреев. [1] в то время как число этнических евреев было значительно больше. Действительно, большинство этнических евреев в России не являются евреями по религии, иудаизм является религией лишь меньшинства этнических евреев; большинство из них — атеисты и нерелигиозны, многие — христиане, значительная часть — буддисты. [69] По данным исследования Arena Atlas, в 2012 году только 13% этнических евреев верили в иудаизм, 13% были православными христианами, 4% просто христианами, 27% атеистами, 25% верующими, но не принадлежащими к организованной религии, 4% буддистами и 3 % Язычники. [1] Религиозные евреи были сконцентрированы в основном в Камчатском крае (0,4%), Санкт-Петербурге (0,4%), Курской области (0,4%), Хабаровском крае (0,3%), Ставропольском крае (0,3%), Бурятии (0,2%), Еврейской автономной области . Область (0,2%), Калмыкия (0,2%) и Кабардино-Балкария (0,2%). [1]
Этнические и шаманские религии, язычество и тенгризм [ править ]


Язычество и тенгризм вместе считаются «традиционными религиями предков». [2] были третьей по величине религиозной группой после христианства и ислама с 1 700 000 верующих или 1,2% от общей численности населения России в 2012 году. [1] Эти религии защищены законом 1997 года, в комментарии которого указывается, что «иные религии и вероучения, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», распространяются и на «древние языческие культы, сохранившиеся или возрождающиеся». [6] Тенгризм — термин, охватывающий традиционные этнические и шаманские религии тюркских и монгольских народов , а также современные движения, возрождающие их в России. Язычество в России представлено прежде всего возрождением этнических религий русских славянских народов и общин, осетин (скифов), а также религий кавказских и финно-угорских этнических меньшинств.
В 2012 году славянская родная вера ( родноверия ), кавказское неоязычество и осетинский ассианизм были представлены значительным количеством верующих в Северной Осетии-Алании (29%), Карачаево-Черкесии (12%), Кабардино-Балкарии (3%), Оренбурге. Область (более 3%), Кемеровская область (более 3%), от 2% до 3% в Дагестане , Астраханская область , Калужская область , Тюменская область , Иркутская область и Магаданская область . Славянская родная вера также присутствовала во многих субъектах Федерации Западной России в процентах от 1% до 2%. [1]
Одни только Родноверы представляли 44% последователей «традиционных религий предков», то есть примерно 750 000 человек. [2] В число родноверских организаций входит Союз славянских родноверских общин со штаб-квартирой в Калуге . Московская община была первой, зарегистрированной государством в 1994 году. Российские родноверы верят в Рода , верховного Бога, и в меньших божеств, к которым относятся Перун и Дажьбог . Русские центры Родноверия расположены также в Долгопрудном , Пскове и других городах, а в Москве есть несколько святынь. [70]
Уральское неоязычество исповедуют финские этнические меньшинства (в первую очередь марийцы , мордва , удмурты и коми ) . У этих народов язычество сохранялось как непрерывная традиция на протяжении всего советского периода. [6] В 2012 году марийскую веру исповедовали 6% населения Марий Эл . [1] Другие исследования сообщили о более высокой доле - 15%. [71] Язычество исповедовали от 2% до 3% населения Удмуртии ( Удмуртский Вос ) и Пермского края , а также от 1% до 2% населения Республики Коми . [1]
Существуют группы Родноверов, в которых сочетаются финские и славянские элементы, в то время как другие организации Родноверов также обслуживают людей, которые следуют скандинавским ( языческим ) и греческим ( эллинским ) традициям. [72]
Язычество поддерживается правительствами некоторых субъектов Федерации, например Марий Эл. Хотя язычество часто сталкивается с враждебностью православного духовенства, Патриарх Алексий II подчеркнул, что протестантские миссионеры представляют большую опасность, чем этнические религии, и последние следует уважать. [73] Язычники столкнулись с насилием в некоторых исламских регионах Кавказа. Например, Аслан Ципинов был убит исламистами в 2010 году в Кабардино-Балкарии . За несколько месяцев до смерти Ципинов получил от экстремистов предложение прекратить его работу по популяризации черкесских ( кабардинских ) языческих ритуалов. [74]
Тенгризм и тюрко-монгольские шаманские религии распространены преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке России . В 2012 году 13% жителей Республики Алтай исповедовали коренные религии , к которым относится бурханизм или «белая вера». [75] — как 13% в Якутии , 8% в Туве , 3% в Калмыкии , от 2% до 3% в Хакасии , Бурятии и на Камчатке . [1] В « Атласе Арены» не учтено население Чукотки , где большая часть чукчей исповедует свою местную религию . [76]
- Бурятский шаман Будажап Ширеторов, глава религиозной общины «Алтан Серге».
- Осетинский храм Реком в Цейском районе, Алагинский .
- Мордовское ритуальное представление.
- Коллегия марийских священников ( карт ).
- Русский Родноверский храм в Калуге .
- Алтарь язычества Рёккатру русского язычника.
Восточные и иранские религии [ править ]
Буддизм [ править ]

В 2012 году буддизм в России исповедовали 700 000 человек, или 0,5% от общей численности населения. [1] Это традиционная религия некоторых тюркских и монгольских этнических групп в России, таких как (калмыки , буряты и тувинцы ) . В 2012 году это была религия 62% всего населения Тувы , 38% Калмыкии и 20% Бурятии . [1] Также буддизм имеет верующих, составляющих 6% в Забайкальском крае , преимущественно состоящих из этнических бурят, и от 0,5% до 0,9% в Томской области и Якутии . Буддийские общины можно встретить и в других субъектах России, от 0,1% до 0,5% в Сахалинской области , Хабаровском крае , Амурской области , Иркутской области , Алтае , Хакасии , Новосибирской области , Томской области , Тюменской области , Оренбургской области , Архангельской области , Мурманская область , Москва и Московская область , Санкт-Петербург и Ленинградская область , а также в Калининградской области . [1] В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Самара , часто до 1% населения идентифицируют себя как буддисты. [67]
Буддизм в России почти исключительно представлен тибетскими школами Ваджраяны , особенно Гелуг , но все чаще также Ньингма и Кагью ( буддизм Алмазного Пути ). Есть много обращенных русских, и новые школы часто подвергались критике со стороны представителей гелуг как результат обрусевшего ( российского ) буддизма и западных буддийских миссионеров. [78]
- Калмык Бурхан Бакшин Алтан в Элисте Суме
- Павильоны Бурятского Иволгинского дацана в Иволгинске.
- Посетители в тувинском буддийском монастыре Устуу-Хуреэ в Чадане .
- Дацан Гунзэчойней в Санкт-Петербурге, самый северный буддийский храм России.
Индуизм [ править ]
Индуизм, особенно в формах кришнаизма, ведизма и тантризма , а также в других формах, приобрел среди россиян с конца советского периода [14] в первую очередь через миссионерскую работу странствующих гуру и свами , а также таких организаций, как Международное общество сознания Кришны и Брахма Кумарис . Тантра Сангха зародилась в самой России. Раскопки древнего идола, изображающего Вишну, в Поволжье в 2007 году подогрели интерес к индуизму в России. [79]
Однако русские кришнаиты сталкиваются с враждебностью Русской Православной Церкви. В 2011 году прокуратура Томска безуспешно пыталась объявить вне закона « Бхагавад-гиту как она есть» , центральный текст кришнаитского движения, по обвинению в экстремизме. [80] Русские кришнаиты в Москве уже давно боролись за строительство большого храма Кришны в столице, который должен был компенсировать помещения, которые были переданы им в 1989 году и позже конфискованы для муниципального строительства; выделение земли под храм неоднократно тормозилось и задерживалось, а архиепископ Уфимский Никон просил светские власти не допустить строительства «в самом сердце православной России» «идолопоклоннического языческого храма Кришне». [81] В августе 2016 года помещения ведического монастыря Дивья Лока, основанного в 2001 году в Нижнем Новгороде , были демонтированы местными властями после того, как в 2015 году они были признаны незаконными. [82]
Индуизм в России в 2012 году исповедовали 140 000 человек, или 0,1% от общей численности населения. В Республике Алтай — 0,5% он составлял 2% населения, в Самарской области — 0,4% , в Хакасии , Калмыкии , Брянской области , Камчатке . Курганская область , Тюменская область , Челябинская область , 0,3% в Свердловской области , 0,2%-0,3% в Ямалии , Краснодарском крае , Ставропольском крае , Ростовской области , Сахалинской области и 0,1%-0,2% в других субъектах федерации. [1]
- Харе Кришна в Москве празднует Ратха-ятру .
- Толпа людей празднует Ратха-ятру в Москве.
- Преданные Харе Кришна на улицах Москвы.
- Преданные Харе Кришна раздают вегетарианскую еду.
Сикхизм [ править ]
Сикхизм исповедуют в России ряд иммигрантов из индийского штата Пенджаб и Афганистана , хотя есть небольшое количество новообращенных из России. В России действуют три сикхские организации: московская «Гурудвара Комити», обслуживающая афгано-индийских сикхов, основанная в 1990-х годах и официально зарегистрированная в 2000 году; «Амрит Нам Саровар», международная ортодоксальная сикхская миссионерская организация, обучающая Кундалини йоге; и «Радхасоами Сатсанг Беас», международная неортодоксальная сикхская организация, которая верит в своих живых учителей. [83]
Даосизм [ править ]
Даосизм в России исповедуют китайские иммигранты и некоторые новообращенные из России. [84] Он начал распространяться в России после распада Советского Союза, в частности, благодаря работе Мастера Алекса Анатоля , русского даосского священника , основателя Центра традиционных даосских исследований, действующего в Москве с 2002 года. [85] «Студия Тайцзи Виктора Сяо» в Москве представляет даосизм Лунмэнь . [84] Еще одна ветвь даосизма, присутствующая в России, - это даосизм Улиу со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге как «Даосский центр» с 1993 года и филиалами в Москве, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде . [84] «Даосский центр Шэнь» со штаб-квартирой в Москве, с филиалами в Новосибирске и Краснодаре , является филиалом международной организации «Универсальное Исцеляющее Дао» Мантак Чиа . [84]
Езидизм [ править ]
Езидизм исповедует меньшинство, обосновавшееся в России еще во время русско-турецких войн и особенно во время Первой мировой войны , хотя их число выросло в 2010-х годах за счет новых иммигрантов из Ирака , спасающихся от антиезидских преследований со стороны мусульман. Езидские общины зарегистрированы в Екатеринбурге , Иркутске , Нижнем Новгороде , Самаре , Туле , Ульяновске , Ярославле и Краснодарском крае . В 2016 году создан Научно-исследовательский институт истории и религии езидов как филиал Института востоковедения РАН . [86]
Зороастризм [ править ]
Зороастризм исповедуется в России рядом недавно обращенных русских, хотя исторически эта религия имела влияние в регионе Северного Кавказа , среди скифов , а затем в Алании и Кавказской Албании . [87] В России существуют две зороастрийские организации: «Зороастрийская община Санкт-Петербурга», зарегистрированная в 1994 году и первоначально основанная в начале 1990-х годов Павлом Глобой как « Авестийская школа астрологии»; и «Русский Анджоман» со штаб-квартирой в Москве и филиалами в ряде других городов, который сотрудничает с «Анджоман Бозорг Базгашт», организацией иранских зороастрийских иммигрантов в Европе. [87] Русский анджоман называет свою веру «Благоверием», и вообще зороастризм в России имеет тесные связи с Родноверием . [88]
религиозные и Новые движения духовные
В современной России «распространены всевозможные оккультные, языческие и псевдохристианские веры». Некоторые из них представляют собой «дисциплинированные организации с четко определенным членством». [67] По оценкам религиоведов Сергея Филатова и Романа Лункина, в середине 2000-х годов хорошо организованные новые религиозные движения насчитывали около 300 000 членов. Тем не менее, хорошо организованные движения представляют собой лишь «каплю в океане «новой религии». Большинство из них действительно «аморфны, эклектичны и текучи». [67] трудную для измерения, касающуюся здоровья, исцеления и образа жизни, состоящую из фрагментов, заимствованных из восточных религий, таких как буддизм, индуизм и йога . По мнению Филатова и Лункина, эти движения, хотя и по большей части неорганизованные, представляют собой «самостоятельную систему», а не «переходный этап на пути к какой-то другой религии». [89]
Родными новыми религиозными течениями России являются бажовщина , ивановщина , рерихизм , анастасианство Звенящих Кедров и другие. [90] « Четвертый путь» , Теософское общество и Антропософское общество . Также представлены [91] Рерихизм, зародившийся еще до перестройки , является образцовым примером движения, адаптирующего восточные религиозные верования к условиям современной России. Это не централизованно структурированное движение, а принимает форму клубов и ассоциаций. [89] Другое движение, ивановизм, представляет собой систему исцеления холодом и взаимоотношений между человечеством и природой, основанную мистиком Порфирием Ивановым (1898–1983), которого его последователи называли «посланником Космоса». Его учеников, ивановцев, можно узнать по легкой одежде и сандалиям, которые носят зимой. [92] Анастасианство «Звенящие кедры» — новое религиозное, духовное и общественное движение, близкое к Родноверию, возникшее в 1997 году в Центральной России на основе серии из десяти книг «Звенящие кедры России» Владимира Мегре . [93] Другие движения опираются на астрологию , в которую верят около 60% россиян, подчеркивая скорое начало Эры Водолея , конец света, как он известен в настоящее время, и формирование высшей «расы Водолея». [89]
- Международный Центр Рерихов в Москве.
- Мать Мира (1924), Николай Рерих .
- Агни Йога (1928–1930), Николай Рерих.
- Golod pyramid under construction in Bolshoye Sidelnikovo, Sverdlovsk Oblast .
- Церковь Саентологии в Москве.
Свобода религии [ править ]

По мнению некоторых западных комментаторов, уважение свободы вероисповедания со стороны светских властей в России снизилось с конца 1990-х — начала 2000-х годов. [9] [10] Кроме того, правительство продолжает предоставлять Русской Православной Церкви привилегии, которых нет ни у одной другой церкви или религиозного объединения. [94] В 2006 году марийский языческий священник Виталий Танаков был успешно признан виновным в экстремизме и приговорен к 120 часам обязательных работ за публикацию политико-религиозного трактата « Говорит священник» ( «Онадженг Ойла »), который в 2009 году был внесен в федеральный список. материалов, признанных «экстремистскими». [95]
В 2011 году была безуспешная попытка запретить « Бхагавад-гиту как она есть» по тому же обвинению. [80] В августе 2016 года помещения ведического монастыря, основанного в 2001 году в Нижнем Новгороде, были снесены местными властями после того, как в 2015 году они были признаны незаконными. [96] Было замечено, что категории «экстремистская» и «тоталитарная секта» последовательно использовались для того, чтобы попытаться объявить вне закона религиозные группы, которые Русская Православная Церковь классифицирует как «нетрадиционные», включая новейшие протестантские церкви и Свидетелей Иеговы. [97] В России действует запрет на деятельность Свидетелей Иеговы. [98]
В 2017 году в отчете Комиссии США по международной религиозной свободе говорилось: «Российское правительство рассматривает независимую религиозную деятельность как серьезную угрозу социальной и политической стабильности - подход, унаследованный от советского периода». [99] Таким образом, USCIRF впервые классифицировала Россию как одного из самых злостных в мире нарушителей свободы вероисповедания, как «страну, вызывающую особую озабоченность» в соответствии с Законом о международной религиозной свободе . В докладе также подтверждается, что Россия «является единственным государством, которое не только постоянно усиливало подавление свободы вероисповедания..., но и расширяло свою репрессивную политику. ...Эта политика варьируется от административных преследований до произвольного тюремного заключения и внесудебного наказания». убийства совершаются систематическим, постоянным и вопиющим образом». [99] Многие другие страны и международные организации высказались по поводу религиозных злоупотреблений в России. [100] [101]
Суд над Бхагавад-Гитой [ править ]

В 2011 году группа, связанная с Русской православной церковью, потребовала запретить «Бхагавад -гиту как она есть» — книгу Международного общества сознания Кришны — в Томской области по обвинению в экстремизме. В конечном итоге дело было прекращено федеральным судьей 28 декабря 2011 года. [102]
Посол России Александр Кадакин осудил "сумасшедших", добивавшихся запрета, и подчеркнул, что Россия - светская страна. [103] В знак протеста против попытки запрета 15 000 индийцев в Москве и последователи Международного общества сознания Кришны по всей России обратились к правительству Индии с просьбой вмешаться для решения проблемы. [104] Этот шаг вызвал решительные протесты со стороны членов парламента Индии, которые хотели, чтобы правительство заняло твердую позицию. Последнее судебное заседание в Томске тогда было назначено на 28 декабря, после того как суд согласился запросить мнение томского омбудсмена по правам человека и индологов из Москвы и Санкт-Петербурга. [105]
См. также [ править ]
СМИ, связанные с религией в России, на Викискладе?
- Антисемитизм в России
- Антисемитизм в Советском Союзе
- Вера Бахаи в России
- Освящение России
- Безверие в России
- Преследования христиан в Советском Союзе
Примечания [ править ]
- ^ Включая других православных (1,5%), беспартийных христиан (4,1%), старообрядцев (0,3%), протестантизма (0,3%) и католицизма (0,1%).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с В Атласе «Среда Арена» за 2012 год не учитывалось население двух федеральных субъектов России с мусульманским большинством, а именно Чечни и Ингушетии , население которых вместе составляло почти 2 миллиона человек, поэтому доля мусульман может быть немного недооценена. [1]
- ^ В эту категорию вошли родноверы, составляющие 44%, а остальные языческие религии, а также сибирские тенгристы и шаманы. [2]
- ^ Включая индуизм (0,1%), иудаизм (0,1%) и другие неуказанные религии.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а "Арена: Атлас религий и национальностей" [Arena: Atlas of Religions and Nationalities] (PDF) . Среда (Sreda). 2012. See also the results' main interactive mapping and the static mappings: "Религии в России по субъектам Федерации" (Карта). Огонек . 34 (5243). 27 августа 2012. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Атлас «Среда Арена» создан при сотрудничестве Всероссийской переписи населения 2010 , Минюста РФ , Фонда «Общественное мнение». (Фонда Общественного Мнения), представленный, в частности, Аналитическим отделом Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Видеть: "Проект АРЕНА: Атлас религий и национальностей" [Project ARENA: Atlas of religions and nationalities]. Russian Journal . 10 December 2012.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Филина, Ольга (30 августа 2012 г.). «Картирование религиозного ландшафта России» . Россия за пределами . Архивировано из оригинала 23 апреля 2018 года.
- ^ "Русская православная церковь" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 2 May 2024. Archived from the original on 16 May 2024 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Русская православная церковь" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 2 May 2024. Archived from the original on 3 May 2024 . Retrieved 10 June 2024 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бурдо 2003 , с. 47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фэган 2013 , с. 127.
- ^ Бурдо 2003 , с. 46.
- ^ Бурдо 2003 , стр. 47–48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уззелл 2000 , с. 168: «Религиозная свобода неуклонно росла в России примерно с середины 1980-х годов примерно до 1993 года. … Реальная религиозная свобода, существовавшая на практике, была … результатом беспорядков и хаоса начала 1990-х годов, которые был принят первый провинциальный закон, ограничивающий права религиозных меньшинств В 1994 году в Туле . Примерно в двухстах милях к югу от Москвы с тех пор подобные законы были приняты примерно в трети российских регионов, а в 1997 году национальное правительство приняло закон, четко разграничивающий «религиозные организации» первого класса и «религиозные группы» второго сорта. которые имеют гораздо меньше прав».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нокс 2008 , стр. 282–283.
- ^ «В России усиливаются подавления религиозных свобод» . 24 мая 2021 г.
- ^ Kharitonova 2015 , passim.
- ^ Знаменский 2003 , пасс.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Tkatcheva 1994 , passim.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Беннетт 2011 , стр. 27–28; Боренштейн 1999 , стр. 441.
- ^ Элерс, Кай (17 июля 2014 г.). «Понимая Россию» (на немецком языке).
- ^ « Поправка «Бог» к российской конституции получает более широкую поддержку» .
- ^ Фэган 2013 , с. 1.
- ^ Фэган 2013 , стр. 1–2.
- ^ Фэган 2013 , стр. 6–7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Розенталь 1997 , с. 10.
- ^ Будкина, Ирина (2 мая 2005 г.). «Религиозная свобода с 1905 года: есть ли прогресс в России?» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 26 (2):24. OCLC 8092013871 .
- ^ Розенталь 1997 , стр. 135 и далее, 153 и далее, 185 и далее.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фэган 2013 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бальцер 2015 , стр. 6–11.
- ^ Бальцер 2015 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фэган 2013 , с. 129.
- ^ Армс, Кейт (1993). «Чекисты в рясах: Православная церковь и КГБ» (PDF) . Демократизация (4): 72–83. Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2018 года.
- ^ «CDL-REF(2021)010 – Заключение № 992/2020 – Российская Федерация – Конституция» . Венецианская комиссия , Совет Европы . 4 февраля 2021 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 г. с. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Filatov & Lunkin 2006 , pp. 33–35.
- ^ Filatov & Lunkin 2006 , pp. 40–43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Filatov & Lunkin 2006 , p. 35.
- ^ Filatov & Lunkin 2006 , p. 40.
- ^ Filatov & Lunkin 2006 , pp. 44–45.
- ^ Бальцер 2015 , с. 12: приведены данные исследования, проведенного Министерством образования России в 1998 году.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и "Воцерковленность православных" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 3 July 2014 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Раскол в православной церкви" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 15 November 2018 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Великий пост и Пасха" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 26 April 2019 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Великий пост" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 31 March 2020 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Пасха" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 1 May 2021 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Отношение к РПЦ и патриарху" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 19 April 2022 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Передача иконы "Троица" Русской православной церкви" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 22 June 2023 . Retrieved 10 June 2024 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с "Русская православная церковь" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 2 May 2024. Archived from the original on 16 May 2024 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ "Русская православная церковь" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 2 May 2024. Archived from the original on 3 May 2024 . Retrieved 10 June 2024 .
- ^ «Великий пост — 2022» . Всероссийский центр изучения общественного мнения. 9 марта 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ" (in Russian). Levada Center. 3 November 2020.
- ^ Булливант, Стивен (2018). «Молодежь и религия Европы: результаты Европейского социального исследования (2014–2016 годы) для информирования Синода епископов 2018 года» (PDF) . Центр религии и общества Бенедикта XVI Университета Святой Марии; Католический институт Парижа. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2018 года.
- ^ «Религия преобладает в мире» (PDF) . 14 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2017 г. . Проверено 4 июля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Восточные и западные европейцы различаются по важности религии, взглядам меньшинств и ключевым социальным проблемам
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Религия, глобальные тенденции Ipsos» . Ипсос . Архивировано 2017. 5 сентября 2017 года. Об исследовании Ipsos Global Trends.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 10 мая 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2017 г.
- ^ «В последние годы акции православных достаточно стабильны» . Исследовательский центр Пью. 8 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 г.
- ^ Исследовательская группа ISSP (2017). «Страновая религиозная принадлежность или конфессия: Россия – взвешенная» . Международная программа социальных исследований: рабочие ориентации IV – ISSP 2015 (6770). doi : 10.4232/1.12848 – через GESIS . [ мертвая ссылка ]
- ^ Dobrynina, Yekaterina (15 January 2013). "Вера и надежды: Социологи выяснили, каким богам россияне молятся и во что по-настоящему верят" [Faith and hope: Sociologists have found out what kind of gods Russians are praying to and what they actually believe in]. Rossiyskaya Gazeta (in Russian).
- ^ «Глобальное христианство – отчет о размере и распределении христианского населения в мире» . Исследовательский центр Пью. 19 декабря 2011 г.
- ^ Европейское социальное исследование 2007–2009 гг. Данные представлены в Креко, Питер; Сабадос, Кристиан (2 апреля 2010 г.). «Террористические атаки: разжигание правого экстремизма среди русских и мусульманских меньшинств» . Политический капитал – Институт политических исследований и консалтинга. Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года.
- ^ «Религия в России демонстрирует рост числа православных христиан, но не посещаемости церкви, сообщает опрос Pew» . Хаффингтон Пост . 2 ноября 2014 г.
- ^ Аналитический центр социологии межэтнических и региональных отношений (ИСПИ). Данные представлены в Kon, Roman Mikhailovich (2008). "Динамика и тенденции развития сект в России [Dynamics and trends in the development of sects in Russia]" . Введение в сектоведение [ Introduction to Sectology ]. Nizhny Novgorod Theological Seminary. ISBN 9785903657094 .
- ^ "Об оскорблении религиозных чувств" (in Russian). Фонд Общественное Мнение, ФОМ (Public Opinion Foundation). 21 April 2021.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» . Исследовательский центр Пью. 21 апреля 2021 г.
- ^ «Взгляды на глобализацию и веру» (PDF) . Ипсос МОРИ. 5 июля 2011 г. с. 40. Архивировано из оригинала (PDF) 17 января 2013 года.
- ^ "Великий пост — 2021" (in Russian). Levada Center. 21 April 2021.
- ^ Бальцер 2015 , стр. 1–2.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» . Исследовательский центр Пью. 10 мая 2017 года . Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ Девлин 1999 , с. 79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Filatov & Lunkin 2006 , p. 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Filatov & Lunkin 2006 , p. 38.
- ^ Ислам в России
- ^ Filatov & Lunkin 2006 , pp. 37–38.
- ^ Rodoslav; Smagoslav; Rudiyar (22 June 2001). "Московская Славянская Языческая Община" [Moscow Slavic Pagan Community]. paganism.ru (in Russian). Archived from the original on 29 July 2017.
- ^ фон Твикель, Николаус (7 июля 2009 г.). «Последнее богослужение язычников Европы в роще Марий Эл» . «Санкт-Петербург Таймс» . № 1489. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года.
- ^ Айтамурто 2016 , стр. 48, 78.
- ^ Фэган 2013 , с. 128.
- ^ Дзуцати, Валерий (3 января 2011 г.). «Громкие убийства в Кабардино-Балкарии подчеркивают неспособность правительства контролировать ситуацию в республике» . Евразийский ежедневный монитор . 8 (1). Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ Бальцер 2015 , стр. 245–246.
- ^ Фэган 2013 , с. 148.
- ^ Гречин, Б.С. (2016). буддизма ( русского Апология PDF) (на русском языке). Ярославль: Сангье Чхо Линг. ISBN 9781311551276 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2017 года.
- ^ Фэган 2013 , стр. 130–131.
- ^ «В российском городе найден древний идол Вишну» . Таймс оф Индия . 4 января 2007 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фэган 2013 , с. 168.
- ^ Фэган 2013 , с. 99.
- ^ Сибирева, Ольга; Верховский Александр (10 мая 2017 г.). «Свобода совести в России: ограничения и вызовы в 2016 году» . СОВА - Центр информации и анализа. Архивировано из оригинала 15 января 2018 года.
- ^ Попов 2016 , Сикхизм / Сикхизм.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Попов 2016 , Даосизм/Даосизм.
- ^ «Официальный сайт Центра традиционных даосских исследований» .
- ^ Попов 2016 , Езидизм / Езидизм.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Попов 2016 , Зороастризм / Зороастризм.
- ^ Стаусберг и Тессманн 2013 , с. 455.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Filatov & Lunkin 2006 , p. 39.
- ^ Popov 2016 , Новые российские религии / New Russian religions.
- ^ Popov 2016 , Новые западные религии / New Western religions.
- ^ Розенталь 1997 , стр. 199, 368.
- ^ Пранскевичюте 2015 , с. 442.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2019 год: Россия» . Государственный департамент США | ОФИС МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ. 10 июня 2020 г.
- ^ Фэган 2013 , с. 166.
- ^ Сибирева, Ольга; Верховский Александр (10 мая 2017 г.). «Свобода совести в России: ограничения и вызовы в 2016 году» . СОВА - Центр информации и анализа. Архивировано из оригинала 15 января 2018 года.
- ^ Фэган 2013 , стр. 167–168.
- ^ Беннеттс, Марк (23 мая 2018 г.). «Россия арестовывает Свидетелей Иеговы. Следующими будут другие группы?» . Newsweek .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Страны, вызывающие особое беспокойство USCIRF (CPC): Россия» (PDF) . Комиссия США по международной религиозной свободе . 26 апреля 2017 г.
- ^ «Новости религии России» .
- ^ «Россия: Суд запретил Свидетелей Иеговы» . 20 апреля 2017 г.
- ^ «Ссора с Гитой: Российский суд отказывается запретить Бхагвад Гиту» . НДТВ . 28 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 8 января 2012 г.
- ^ «Объявить Бхагавад-гиту национальной книгой требует БДП» . Индостан Таймс . 20 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 г.
- ^ «Гита набирает обороты, Индия поднимает проблему на «самом высоком уровне» » . Экономические времена . 20 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 20 января 2012 г.
- ^ "Запрет "Гиты": российский суд приостановил приговор до 28 декабря" . Государственный деятель . Пресс Траст Индии. 19 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 8 января 2012 г.
Источники [ править ]
- Айтамурто, Каарина (2016). Язычество, традиционализм, национализм (PDF) . Рутледж . ISBN 9781472460271 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2019 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
- Бальцер, Марджори Мандельштам (2015). Религия и политика в России: Читатель . Рутледж. ISBN 9781317461128 .
- Беннетт, Брайан П. (2011). Религия и язык в постсоветской России . Рутледж. ISBN 9781136736131 .
- Боренштейн, Элиот (1999). «Приостановление неверия: «культы» и постмодернизм в постсоветской России» . В Баркере, Адель Мари (ред.). Потребление России: популярная культура, секс и общество со времен Горбачева . Издательство Duke University Press. ISBN 9780822323136 .
- Бурдо, Майкл (2003). «Тенденции религиозной политики» . Восточная Европа, Россия и Центральная Азия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 46–52. ISBN 9781857431377 .
- Девлин, Джудит (1999). Славянофилы и комиссары: враги демократии в современной России . Спрингер. ISBN 9780333983201 .
- Фэган, Джеральдин (2013). Вера в Россию: религиозная политика после коммунизма . Рутледж. ISBN 9780415490023 .
- Филатов, Сергей; Лункин, Роман (2006). «Статистика религии в России: реальность за цифрами» (PDF) . Религия, государство и общество . 34 (1). Рутледж. дои : 10.1080/09637490500459875 . ISSN 0963-7494 . S2CID 257032 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2018 года.
- Харитонова, Валентина (2015). «Возрожденный шаманизм в общественной жизни России» . Фольклор . 62 . ФБ и Медиа-группа ЛМ: 37–54. doi : 10.7592/FEJF2015.62.haritonova . ISSN 1406-0949 .
- Нокс, Зоя (2008). «Религиозная свобода в России: годы Путина». В Стейнберге, Марк Д .; Ваннер, Кэтрин (ред.). Религия, мораль и сообщество в постсоветских обществах . Издательство Университета Индианы. стр. 281–314. ISBN 9780253220387 .
- Пранскявичюте, Раса (2015). «Мировоззрение «Назад к природе» в духовных движениях, основанных на природе: случай анастасианцев». У Джеймса Р. Льюиса; Инга Бордсен Тёллефсен (ред.). Справочник новых религий Северных стран . Брилл. стр. 441–456. ISBN 9789004292468 .
- Розенталь, Бернис Глатцер, изд. (1997). Оккультизм в русской и советской культуре . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801483318 .
- Стаусберг, Майкл; Тессманн, Анна (2013). «Присвоение религии: случай зороастризма в современной России» (PDF) . Культура и религия . 14 (4). Рутледж: 445–462. дои : 10.1080/14755610.2013.838800 . S2CID 54055689 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июля 2017 года.
- Ткачева, Анна (1994). «Неоиндуистские движения и православие в посткоммунистической России». Ежеквартальный журнал Индийского международного центра . 21 (2/3): 151–162. JSTOR 23003642 .
- Уззелл, Лоуренс (2000). «Продвижение свободы вероисповедания в России» . В Ванден Хевел, Уильям (ред.). Будущее свободы в России . Издательство Фонда Темплтона. ISBN 9781890151430 .
- Знаменский, Андрей А. (2003). «Записи сибирской духовности в современной России». Шаманизм в Сибири . Спрингер. стр. 279–358. дои : 10.1007/978-94-017-0277-5_4 . ISBN 9789048164844 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Popov, Igor (2016). Справочник всех религиозных течений и объединений в России [ The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia ] (in Russian).
Внешние ссылки [ править ]
Цитаты, связанные с религией в России, на Wikiquote
- Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2020 год [1]