Поправки в Конституцию России 2020 года
Поправки 2020 года , предложенные в январе 2020 года, являются вторыми существенными поправками к Конституции России 1993 года. Для внесения этих поправок Владимир Путин президент России провел всенародное голосование . Они были одобрены 1 июля всенародным голосованием.
После подписания Путиным 3 июля указа об официальном внесении поправок в Конституцию России, они вступили в силу 4 июля. [1]
История [ править ]
| ||
---|---|---|
| ||
С момента ратификации Конституции в 1993 году было предложено несколько поправок. В 2008 году в целях продления срока полномочий президента и Госдумы , а также требования ежегодного отчета премьер-министра перед депутатами Думы были изменены четыре статьи. В начале 2014 года были ратифицированы еще восемь поправок и одна отменена, что привело к упразднению Высшего арбитражного суда и корректировке функций прокуроров. В середине 2014 года были изменены еще две статьи, чтобы позволить президенту выбирать до 10% (17 членов) Совета Федерации . [2]
Новые предложения Президент Путин высказал в ходе своего ежегодного послания Федеральному Собранию 15 января 2020 года. [3] Поправки подготовила назначенная Путиным комиссия во главе с академиком Талией Хабриевой , сенатором Андреем Клишасом и народным депутатом Павлом Крашенинниковым . [4] [5]
Согласно статьям 136 и 108, поправки к положениям глав 3–8 требуют такого же одобрения, как и федеральный конституционный закон, то есть квалифицированного большинства в две трети голосов в Государственной Думе ( нижняя палата ), в три четверти голосов. подавляющее большинство голосов в Совете Федерации ( верхняя палата ) и ратификация двумя третями 85 региональных законодательных собраний ( субъектов федерации для вступления поправки в силу требуется 57 региональных ратификаций).
Президент официально внес законопроект в Госдуму 20 января. [6] 11 марта Государственная дума, в которой доминируют проправительственные партии, быстро и без возражений одобрила эти предложения в третьем чтении. [7] К 13 марта законодательные собрания всех 85 субъектов Федерации одобрили поправки в Конституцию. [8] 16 марта Конституционный суд России одобрил поправки. [9]
Предыстория [ править ]
Согласно пункту 3 статьи 81 Конституции России одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. [10] Это означало, что Владимир Путин, избранный президентом в 2012 году и переизбранный в 2018 году , не смог бы участвовать в президентских выборах 2024 года . [11] В 2018 году Путин заявил, что не будет занимать пост президента более двух сроков подряд, и отрицал возможность своего участия в выборах 2024 года. [12] [13]
Поправки в Конституцию России решили так называемую «проблему 2024 года» [14] относительно окончания президентского срока Путина в том же году. [15]
По данным опроса общественного мнения Gallup International, проведенного в декабре 2017 года, если бы человек, за которого избиратели хотели проголосовать (в 77% случаев это был Владимир Путин), не был бы в бюллетене на выборах, 46% не знали бы, за кого еще голосовать. проголосовали за, и 19% признали бы свои бюллетени недействительными. [16] Валерий Федоров, директор Всероссийского центра изучения общественного мнения : [17] утверждал, что российское население не задумывалось об этой проблеме. [18] Участники фокус-группы, собранной Левада-центром, определили два основных решения: сохранение президентских полномочий Владимира Путина и назначение преемника. [19] В 2018 году Валерий Зорькин предложил изменить конституцию, чтобы Путин мог остаться у власти. [20] прямо заявил, что не собирается менять Конституцию Однако позже в марте Путин в интервью Мегин Келли . [21] Сергей Марков заявил, что неоднократное исключение Путиным отмены ограничения сроков привело к тупику обсуждения возможных сценариев на 2024 год. [22] В итоге, несмотря на прежние обещания, ограничения, мешавшие Путину оставаться президентом РФ, были изменены. [23]
По мнению политолога Кирилла Рогова, конституционное устройство российской государственности оставалось неясным из-за неудачного опыта «тандема» и отсутствия институтов распределенной власти. [24] Помимо очевидного конфликта между политическим режимом Путина и официальной государственной системой , существовали также проблемы безопасности Путина и его семьи, если он полностью покинет свой пост, а также проблемы с конституцией, которая гарантирует это как возможную определенность. [25]
Предлагаемые поправки [ править ]
В 2020 году была переписана 41 статья и добавлено еще пять. Без учета 1-й, 2-й и 9-й глав, изменить которые можно только путем созыва Учредительного собрания и разработки новой Конституции, было изменено около 60% статей. Основные поправки касаются распределения власти между ветвями власти: отказа от суперпрезидентской системы, созданной в 1993 году, и одновременного создания новой, основанной на принципе сдержек и противовесов. [2]
В целом были предложены следующие поправки: [26] [27] [28] [29] [30]
- Убрать из статьи, регулирующей максимальное количество президентских сроков, пункт «поряду», не считая предыдущих президентских сроков до вступления поправки в силу;
- Обнулить количество президентских сроков, которые занимал нынешний президент (Владимир Путин) или бывший президент ( Дмитрий Медведев ), чтобы позволить любому из них отбыть свой первый срок в случае избрания на пост президента в 2024 году;
- Конституция России должна иметь приоритет над международным правом;
- Государственная Дума (нижняя палата Парламента) должна иметь право утверждать кандидатуру Премьер-министра (сейчас она лишь дает согласие на его назначение), Государственная Дума также сможет утверждать кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров. Министрам Президент не сможет отказать в их назначении, но в некоторых случаях сможет отстранить их от должности;
- Лица, занимающие «важные должности для обеспечения безопасности страны» (президент, министры, судьи, главы регионов), не должны иметь иностранного гражданства или вида на жительство в других странах ни на момент работы в должности, ни в случае Президент, в любое время ранее;
- Кандидат в президенты должен прожить в России не менее 25 лет (ранее 10 лет) и не может никогда в жизни иметь иностранное гражданство или вид на жительство (без возможности отказаться от иностранного гражданства, чтобы получить право быть президентом);
- Совет Федерации (верхняя палата парламента) сможет предложить президенту уволить федеральных судей; в отдельных случаях Совет Федерации по представлению Президента будет иметь право отстранять от должности судей Конституционного и Верховного судов ;
- Отдельные министры, являющиеся руководителями правоохранительных органов, должны назначаться Президентом по согласованию с Советом Федерации;
- Минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума;
- Регулярная индексация пенсий;
- Укрепление статуса и роли Государственного совета (в настоящее время он является лишь совещательным органом и не прописан в Конституции);
- Предоставление Конституционному Суду возможности проверять конституционность законов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации по поручению Президента, до их подписания Президентом;
- Определение брака как отношений между одним мужчиной и одной женщиной . [30] [31] [32]
Помимо инициатив по перераспределению властных полномочий, первый проект включал в себя пару поправок социально- и экономического характера. В частности, Путин предложил потребовать, чтобы минимальная заработная плата была выше черты бедности, а также гарантировать ежегодное увеличение пенсионных выплат. Поправки из этого блока разрабатывала специальная группа, состоящая из депутатов парламента, ученых и представителей общественности. В результате их работы Конституция была дополнена статьями, устанавливающими четкое отношение правительства к таким вещам, как здравоохранение, наука, культура, волонтерская деятельность и молодежь. Кроме того, поправки содержат ряд новшеств, в том числе признание русского языка «языком государственнообразующего народа», защиту «исторической правды» и упоминание о вере в Бога применительно к наследию. Большинство этих поправок не воплощают новые концепции, а скорее дублируют нормы, уже заложенные в федеральных законах. [2] Одна из поправок запрещала передачу территории России иностранным державам. [33] [34]
Постановление [ править ]
Поправки были вынесены на общенациональное голосование, первоначально назначенное на апрель 2020 года, но позднее отложенное из-за пандемии COVID-19 . Они перенесены на 1 июля 2020 года (досрочное голосование разрешено с 25 июня 2020 года).
Процедура голосования была определена еще в процессе разработки. До этого не было понятия «всенародное голосование». Утвержденная процедура заметно отличается от обычного голосования или референдума: всего месяц подготовки вместо 90–100 дней; наблюдатели могут быть только от Общественных палат, формируемых федеральными и региональными органами власти; «информирование общественности» о содержании поправок вместо агитации; отсутствие минимальной явки избирателей; возможность онлайн-голосования. [2]
Поскольку подсчитано 98% бюллетеней и 78% проголосовали за, а 22% - против, поправки легко были приняты.
Критика [ править ]
Поправки рассматривались как позволяющие президенту Владимиру Путину продолжать исполнять обязанности президента после 2024 года. Согласно предыдущей версии конституции, Путин должен был уйти в отставку в 2024 году. [35]
Основные споры вокруг всего соглашения были вызваны изменением порядка внесения изменений в саму Конституцию (о чем говорится в главе 9). Была введена новая трехэтапная процедура. После одобрения федеральным и региональными парламентами была принята лишь третья статья, описывающая порядок вступления изменения в силу. После того как Конституционный суд утвердил документ, была принята вторая статья, регулирующая процедуру общенационального голосования. Первая статья, состоящая из всех поправок, может быть принята только после одобрения большинством избирателей. [2]
Поправки также подверглись критике за противоречие первым двум главам Конституции. В частности, критике подверглись поправки, которые касались вопросов религии, превосходства Конституции над межгосударственной властью, права президента смещать судей и консолидации местной власти в «единую систему государственной власти». Однако после рассмотрения рассматриваемых поправок, а также поправки, исключающей предыдущие президентские сроки до вступления поправки в силу, Конституционный суд не нашел противоречий. [2]
Некоторые считают внесение и принятие поправок формой самопереворота или автопереворота, поскольку они снимают ограничения на срок полномочий президента и предоставляют Путину больше полномочий. [36]
Зарубежный анализ [ править ]
The New York Times написала, что предложенный запрет на однополые браки был «попыткой повысить явку на конституционный референдум, который мог бы сохранить его у власти, и вызвал большой энтузиазм среди россиян». [30]
The Guardian написала, что «[эт] шаг, объявленный Путиным в январе, первоначально рассматривался как способ удержаться у власти после 2024 года, когда при нынешних обстоятельствах он больше не сможет занимать пост президента из-за срока полномочий». пределы». [31] The Guardian далее отметила, что «прямая поддержка Путиным поправок делает вероятным, что они будут приняты. В свой четвертый президентский срок он стал все более консервативным». [31]
Уилл Партлетт написал, что поправки являются примером «театрального создания конституции», которое используется для поддержки авторитарного популизма в России. Таким образом, поправки конституционизируют законодательные тенденции в сторону централизма, персонализма и протекционизма. [37]
Позиция Венецианской комиссии [ править ]
16 марта 2020 года 128 российских юристов, политологов и правозащитников , в том числе член Конституционной конференции РФ Георгий Сатаров , профессор Высшей школы экономики , доктор юридических наук Ирина Алебастрова, профессор Институт политических исследований Сергей Гуриев и правозащитник Лев Пономарев обратились в Совет Европы с петицией с просьбой дать правовую оценку поправкам в Конституцию . Петиция была размещена на сайте Change.org , где к 27 мая она собрала более 200 000 подписей. В тот день Совет Европы принял решение направить запрос в Венецианскую комиссию . Комиссия должна проверить соблюдение европейских и международных стандартов демократии и верховенства закона , а также юридических обязательств России как члена Совета Европы. [38]
18 июня заключение Венецианской комиссии по проекту изменений в Конституцию (подписанному президентом РФ 14 марта), касающемуся исполнения в РФ решений Европейского суда по правам человека. было опубликовано . [39] Комиссия указала, что нет выбора, исполнять или не исполнять решение Европейского суда по правам человека: в соответствии со статьей 46 Европейской конвенции по правам человека решения ЕСПЧ являются обязательными. В предлагаемых поправках используется понятие «противоречит Конституции», что является слишком широкой формулой, более широкой, чем действующая статья 79 Конституции («ограничивающая права и свободы человека и гражданина или противоречащая основам конституционного строя»). система Российской Федерации»). Эти опасения следует рассматривать на фоне предлагаемой поправки к статье 83 Конституции, наделяющей Совет Федерации полномочиями увольнять судей Конституционного суда по требованию президента . [40]
23 марта 2021 года было опубликовано заключение Венецианской комиссии о конституционных поправках в Конституцию и порядке их принятия. [41] Комиссия приветствовала тот факт, что поправки приводят к нескольким положительным изменениям (усиленная защита социальных прав, ограничение мандата Президента двумя сроками, возможность для Президента обращаться в Конституционный Суд, использование президентского вето, конституционализация Государственного совета , который уже два десятилетия действует исключительно на основе исполнительного правового акта, расширение парламентского контроля, включая возможность проведения расследований глав государственных органов и компетенцию «заслушивать» годовой отчет Прокурора РФ , введение фиксированного шестилетнего срока для большинства сенаторов Совета Федерации). [42] Тем не менее, Комиссия выявила некоторые серьезные недостатки в Конституции и процедуре ее принятия. [43]
Комиссия отметила, что в целом повышение на конституционный уровень (конституционализация) существующих положений обычного права создает риск исключения рассматриваемых вопросов из открытого обсуждения и, таким образом, ограничивает демократию . Конституционные нормы становятся более жесткими; они не могут быть рассмотрены Конституционным Судом и, напротив, становятся для Суда мерилом оценки других правовых норм.
Комиссия пришла к выводу, что поправки непропорционально усилили позиции Президента Российской Федерации и устранили некоторые сдержки и противовесы, изначально предусмотренные в Конституции. [44] [45] Исключение ad hominem из срока полномочий действующего и предыдущего президентов (Владимира Путина и Дмитрия Медведева) противоречит самой логике принятой поправки, ограничивающей мандат президента двумя сроками. [46] Необычайно широкий объем иммунитета в сочетании с правилами импичмента, которые очень затрудняют отстранение президента от должности, вызывают серьезные опасения относительно ответственности президента. Президент получил дополнительные полномочия за счет Председателя Правительства . Увеличение числа сенаторов, назначаемых президентом, может дать последнему дополнительные рычаги влияния, что вызовет сомнения в том, будет ли Совет Федерации достаточно независимым от исполнительной власти , чтобы иметь возможность осуществлять контрольные функции, возложенные на него Конституцией. В совокупности эти изменения выходят далеко за рамки того, что соответствует принципу разделения властей даже в президентских режимах . [47]
Комиссия установила, что поправки к положениям, касающимся судебной власти , в частности, полномочия Президента инициировать увольнение председателей высших судов , а также председателей, вице-председателей и судей кассационных и апелляционных судов по очень расплывчатым основаниям, затрагивают основной элемент независимости судебной власти. В совокупности поправки в положения о судебной власти представляют собой угрозу верховенству права в Российской Федерации. [48]
Кроме того, Комиссия пришла к выводу, что поправки ослабляют субъекты субъектов и органы местного самоуправления . [49] Включение положений, касающихся русской нации, создает противоречие с многоэтническим характером Российской Федерации.
Что касается процедуры принятия поправок, Венецианская комиссия пришла к выводу, что скорость подготовки таких широкомасштабных поправок явно не соответствует глубине поправок, учитывая их социальное воздействие. Такая скорость привела к нехватке времени для надлежащего периода консультаций с гражданским обществом перед принятием поправок парламентом . [50] [51] Поскольку Конституционное собрание России не созывалось, Конституция была принята после голосования Парламентом и субъектами Федерации . После этих шагов поправки должны были вступить в силу согласно статье 135 Конституции. Отрицательный результат дополнительных мер, введенных ad hoc, а именно рассмотрения Конституционным Судом и всероссийского голосования, не мог помешать вступлению поправок в силу. Следовательно, введение этих дополнительных шагов в процедуру внесения изменений в Конституцию создало явное противоречие со статьей 16 Конституции, гарантирующей «основы конституционного строя Российской Федерации».
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Владимир Путин. Путин подписывает поправки к закону. Архивировано 17 сентября 2020 года в Wayback Machine .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж "Россия при новой Конституции" [Russia under the new Constitution]. Ведомости (in Russian). 22 June 2020. Archived from the original on 26 November 2020 . Retrieved 29 June 2020 .
- ^ Владимир Путин. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Архивировано 4 января 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Оденал, Бернхард; Бессон, Сильвен (31 августа 2022 г.). «От Кремля до Швейцарии: в Монтрё сообщили об адвокате Путина» . Федеральное правительство . Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ "Путин создал рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию" (in Russian). Interfax . 15 January 2020 . Retrieved 25 May 2024 .
- ^ Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" Archived 24 January 2020 at the Wayback Machine .
- ^ "(третье чтение в целом) О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" " . ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (in Russian). Archived from the original on 30 May 2020 . Retrieved 12 March 2020 .
- ^ https://tass.ru/politika/7968459 Archived 18 September 2020 at the Wayback Machine | Все регионы поддержали закон о внесении изменений в Конституцию.
- ^ АФП (16 марта 2020 г.). «Верховный суд России одобрил план реформы Путина, позволяющий ему оставаться президентом до 2036 года» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ «Конституция России. Глава 4. Президент Российской Федерации. Статья 81» . Конституция.ру. Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Все сайты РСЕ/РС (18 марта 2018 г.). «Проблема Путина в 2024 году: победа на выборах поднимает занавес над туманным будущим» . Rferl.org. Архивировано из оригинала 21 марта 2018 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ "Путин ответил на вопрос о возможном участии в выборах-2024" . РИА Новости (in Russian). 18 March 2018. Archived from the original on 9 December 2018 . Retrieved 8 December 2018 .
- ^ "Путин не намерен занимать пост президента более двух сроков подряд" . Коммерсант. 25 May 2018. Archived from the original on 26 May 2018 . Retrieved 25 May 2018 .
- ^ Рубрики журнала The New Times Проблема 2024 Archived 28 July 2019 at the Wayback Machine .
- ^ Фёдоров, В. В., ed. (2018). ВЫБОРЫ НА ФОНЕ КРЫМА: электоральный цикл 2016—2018 гг. и перспективы политического транзита . Ю. М. Баскакова, Л. Г. Бызов, О. Л. Чернозуб, М. В. Мамонов, И. В. Гаврилов, М. А. Вядро. ВЦИОМ. ISBN 978-5-04-152324-4 .
- ^ "Gallup: без участия Владимира Путина выборы рискуют провалиться" . www.dp.ru . Archived from the original on 7 April 2019 . Retrieved 2 September 2020 .
- ^ Директор Всероссийского центра изучения общественного мнения .
- ^ Михаил Ростовский (14 March 2019). "Конец эпохи Путина: как это будет Путеводитель по будущей смене власти в России " (in Russian). Газета «Московский комсомолец». Archived from the original on 31 July 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
- ^ Денис Волков (14 May 2019). "Что думают российские избиратели о проблеме-2024" . rbc.ru (in Russian). Archived from the original on 1 August 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
- ^ Анастасия Стогней (12 октября 2018 г.). «Предлагаемые изменения в конституции показывают раскол в Кремле по поводу путинской «проблемы 2024 года» » . thebell.io . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ "Путин заявил, что не намерен менять Конституцию" . РИА Новости (in Russian). 10 March 2018. Archived from the original on 9 December 2018 . Retrieved 8 December 2018 .
- ^ Илья Архипов и Генри Мейер (12 июля 2019 г.). «Путин стремится закрепить контроль над парламентом» . Bloomberg.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Эндрю Хаммонд (4 марта 2018 г.). «Победа Путина приведет к изменению политики» . www.gulfnews.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Кирилл Рогов (18 March 2018). "Пятый срок" . inliberty.ru (in Russian). Archived from the original on 1 August 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
- ^ "Дилемма Путина: уйти нельзя остаться" . newtimes.ru (in Russian). 19 February 2019. Archived from the original on 28 July 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
- ^ «Критики говорят, что российское голосование, которое могло бы позволить Путину править до 2036 года, было сфальсифицировано» . TheGuardian.com . 2 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 6 января 2021 года . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Archived 24 January 2020 at the Wayback Machine .
- ^ "Рабочая группа назвала требующие корректировки статьи Конституции" . РБК . 20 January 2020. Archived from the original on 30 May 2020 . Retrieved 20 January 2020 .
- ^ «Закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации» . Президент России . 14 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крамер, Эндрю Э. (3 марта 2020 г.). «Путин предлагает конституционный запрет однополых браков» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 8 июня 2020 г.
Включив поправку, определяющую брак как брак между мужчиной и женщиной, "они превращают голосование в референдум за традиционные ценности", - сказала Екатерина Шульман, московский политолог.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Путин представил планы конституционного запрета на однополые браки» . Хранитель . 2 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 2 января 2021 г. Проверено 8 июня 2020 г.
"Для меня самым важным предложением было бы закрепить статус брака как союза мужчины и женщины", - заявил журналистам вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
- ^ «Путин предлагает закрепить в Конституции Бога и гетеросексуальные браки» . «Москва Таймс» . 2 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2020 года . Проверено 8 июня 2020 г.
Четвертое пребывание Путина в Кремле стало свидетелем резкого поворота к более консервативной политике: группы, продвигающие фундаменталистские православные взгляды, получили большую легитимность, а либеральные точки зрения подверглись нападкам, поскольку отношения Москвы с Западом испортились.
- ^ «Путин хочет конституционного запрета на передачу Россией земель иностранным державам» . Рейтер . 3 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Тиг, Элизабет (2020). «Конституционные реформы России 2020 года» . Российская политика . 5 (3): 301–328. дои : 10.30965/24518921-00503003 . S2CID 225209627 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Хиггинс, Эндрю (1 июля 2020 г.). «Театральный метод в путинском избирательном безумии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 3 июля 2020 года . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Гурьев Сергей (18 января 2020 г.). «Бессмысленный переворот Путина | Сергей Гуриев» . Проект Синдикат . Архивировано из оригинала 8 сентября 2022 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Уильям Партлетт, Поправки к Конституции России 2020 года: сравнительная перспектива. Архивировано 24 июля 2020 года в Wayback Machine .
- ^ Vorobyeva, Vera (28 May 2020). "В Совете Европы рассмотрели петицию россиян о правовой экспертизе поправок в Конституцию" . Znak.com (in Russian). Archived from the original on 5 June 2020 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Венецианская комиссия Совета Европы принимает заключение по поправкам в российскую конституцию, связанным с исполнением решений Европейского суда в России" . Совет Европы . 18 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Khimshiashvili, Polina (18 June 2020). "Венецианская комиссия посоветовала изменить поправку об увольнении судей" . RBK (in Russian). Archived from the original on 20 June 2020 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Венецианская комиссия приняла новое заключение по поправкам в Конституцию 2020 года и порядку их принятия в Российской Федерации" . Совет Европы . 23 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 года . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ "Венецианская комиссия оценила поправки в конституцию России" . BFM.ru (in Russian). 23 March 2020. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ Dmitriev, Denis (26 March 2021). "Самые, пожалуй, авторитетные юристы-конституционалисты в мире оценили поправки к Конституции России. Многие им не понравились — но не все" . Meduza (in Russian). Archived from the original on 26 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Венецианская комиссия: поправки к Конституции были чрезмерно поспешными и усилили власть президента" . Openmedia.io (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 23 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Венецианская комиссия нашла в исправленной Конституции диспропорциональное усиление позиции Путина" . Rosbalt.ru (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Венецианская комиссия выразила сожаление по поводу "обнуления" президентских сроков Владимира Путина" . Obshchaya Gazeta (in Russian). 24 March 2021. Archived from the original on 29 April 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Венецианская комиссия: поправки к Конституции РФ выходят за рамки уместного даже при президентских режимах" . Novaya Gazeta (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 27 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ " "Серьёзная угроза верховенству права". Доклад Венецианской комиссии Совета Европы о поправках к Конституции РФ" . Echo of Moscow (in Russian). 27 March 2021. Archived from the original on 28 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Комиссия Совета Европы: Поправки к Конституции усилили власть президента РФ и убрали ряд сдержек и противовесов" . Kasparov.ru (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Венецианская комиссия опубликовала выводы о поправках к Конституции РФ" . Radio Liberty (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "В Совете Европы обнародовали заключение по поправкам в Конституцию России" . RIA Novosti (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 18 March 2024 . Retrieved 8 May 2022 .